Рабочая программа по Экономике АПК по специальности "Экономика и бухгалтерский учет в АПК"
рабочая программа на тему

Гурьянкина Надежда Вячеславовна

Рабочая программа по Экономике АПК по специальности "Экономика и бухгалтерский учет в АПК"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

государственное профессиональное образовательное учреждение

 Тульской области

«Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12 Экономика в АПК

для специальности:

38.02.01. – Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(углубленный уровень)

 

Тула, 20__


        

Утверждаю

Директор колледжа

_______О.А. Глотов

«__» _________20__

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности: 38.02.01. – Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Разработчик: Гурьянкина Н.В.., преподаватель ГПОУ ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова»

                                            Принято на заседании педагогического совета

                                                      Протокол №____от «___»_____________20__

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
  2. Структура и содержание учебной дисциплины
  3. Условия реализации учебной дисциплины
  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА В АПК»

1.1.Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) для специальности СПО: 38.02.01. – Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

  1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина входит в состав профессионального учебного цикла и относится к общепрофессиональным дисциплинам

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  •  расчет показателей эффективности использования земли;
  •  определение уровня специализации;
  •  расчет показателей специализации;
  •  расчет показателя уровня интенсификации;
  •  расчет показателей эффективности научно-технического прогресса.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • понятие и задачи АПК
  • развитие АПК и его структуру;
  • инфраструктуру сельского хозяйства;
  • показатели земли как средства главного производства;
  • формы размещения труда;
  • понятие специализации и кооперации в сельском хозяйстве;
  • понятие и сущность интенсификации;
  • экономическую эффективность НТП.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 10 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

индивидуальных заданий

внеаудиторная самостоятельная работа

Промежуточная аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика  АПК»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Агропромышленный комплекс и его развитие

5

Тема 1.1.

Понятие, состав и структура  агропромышленного комплекса

Содержание учебного материала

1

Введение. Понятие, цель и задачи предмета.

1

2

Состав агропромышленного комплекса.

Сельское хозяйство – главнейшая отрасль агропромышленного комплекса.

Тема 1.2

Агропромышленный комплекс и его развитие

Содержание учебного материала

1

Производственные и экономические связи между отраслями  агропромышленного комплекса.

1

2

Агропромышленный комплекс и его развитие. Структура  агропромышленного комплекса. Экономическая эффективность  агропромышленного комплекса.

Самостоятельная работа по разделу  Агропромышленный комплекс и его развитие.

Примерная тематика внеаудиторной  самостоятельной работы:

- Основные стадии производства  агропромышленного комплекса

- пропорциональное и сбалансированное развитие  агропромышленного комплекса

- объективная необходимость создания

агропромышленного комплекса

3

Раздел 2.

Инфраструктура сельского хозяйства.

7

Тема 2.1.

Сущность и значение  инфраструктуры в сельском хозяйстве.

Содержание учебного материала

2

Понятие и задачи инфраструктуры сельского хозяйства.

2

2

Классификация инфраструктуры сельского хозяйства.

Значение производственной  инфраструктуры.

Тема 2.2

Экономическое значение инфраструктуры

Содержание учебного материала

2

Понятие, состав и особенности формирования  производственной  инфраструктуры.

2

2

Социальная инфраструктура и ее роль в развитии сельского хозяйства

  Самостоятельная работа по разделу «экономическое значение инфраструктуры»

Примерная тематика внеаудиторной  самостоятельной работы:

- уровень и состояние развития производственной инфраструктуры;

- обеспеченность объектами социальной инфраструктуры;

 - построение схемы социальной структуры.

3

Раздел 3.

Земельные ресурсы и эффективность их использования в условиях рынка

8

Тема 3.1.

   Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве.

Содержание учебного материала

2

Роль и значение земли в сельском хозяйстве.

2

2

Особенности земли как средства производства.

Классификация и структура земельных угодий.

Тема 3.2

Показатели использования земельных ресурсов

Содержание учебного материала

4

Показатели эффективности использования земли

2

2

Практические работы

2

Расчет показателей эффективности использование земли.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу   «земельные ресурсы и эффективность их использования в условиях рынка»;

Примерная тематика внеаудиторной  самостоятельной работы:

- государственный земельный кадастр и мониторинг земли;

- земельная реформа в условиях рыночных отношений;

- земельное законодательство о праве собственности на землю.

2

Раздел 4.

Размещение, специализация, кооперация в сельском хозяйстве

10

Тема 4.1

Размещение как форма общественного разделения труда.

Содержание учебного материала

4

Понятие и эффективность размещения.

2

2

Основные принципы размещения  сельскохозяйственного производства.

Практические работы 

2

Определение уровня специализации.

2

Тема 4.2.

Специализация и кооперация сельскохозяйственного производства

Содержание учебного материала

4

Понятие и особенности специализации.

2

2

Формы и показатели специализации сельского хозяйства.

Кооперация производства.

Практические работы 

2

Расчет показателей специализации.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу   « Размещение, специализация, кооперация в сельском хозяйстве»;

Примерная тематика внеаудиторной  самостоятельной работы:

- размещение сельского хозяйства по экономическим районам;

- принципы размещения сельского хозяйства.

2

Раздел 5

Интенсификация сельского хозяйства

9

Тема 5.1.

Понятие и сущность  интенсификации

Содержание учебного материала

4

Экстенсивные и интенсивные пути увеличения производства

2

2

 Понятие интенсификации  сельского хозяйства.

Практические работы 

2

Расчет показателей уровня   интенсификации

2

Тема 5.2.

Экономическая эффективность  интенсификации  сельского хозяйства

Содержание учебного материала

3

 Основные показатели эффективности  интенсификации

2

2

Пути повышения эффективности интенсификации  сельского хозяйства.

Практические работы

1

Расчет показателей интенсивности.

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу   «Интенсификация сельского хозяйства»;

Примерная тематика внеаудиторной  самостоятельной работы:

- показатели интенсивности в животноводстве;

- составление схемы: пути повышения эффективности интенсификации  сельского хозяйства;

- цели интенсификации сельского хозяйства.

2

Раздел 6

Инновации и научно-технический прогресс в сельском хозяйстве.

5

Тема 6.1.

Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве.

Содержание учебного материала

3

Понятие экономическая сущность  научно-технического прогресса.

2

2

Особенности  научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.

Практические работы

1

Расчет показателей эффективности Научно-технического прогресса.

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу   «Инновации и научно-технический прогресс в сельском хозяйстве»;

Примерная тематика внеаудиторной  самостоятельной работы:

- инновация в сельском хозяйстве;

-  основные направления научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.

2

Раздел 7

Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства

4

Тема 7.1.

Повышение эффективности отрасли агропромышленного комплекса.

Содержание учебного материала

2

Понятие экономической эффективности производства.

2

2

Показатели экономической эффективности.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу   «Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства»;

Примерная тематика внеаудиторной  самостоятельной работы:

- оценка экономической эффективности агропромышленного комплекса;

- виды экономической эффективности;

- оценка экономической эффективности.

2

Всего

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-методической документации по экономики АПК.

Технические средства обучения:

-интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением .

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2012.- 340с.

2.Коваленко Н. Я. Экономика сельского хозяйства. Курс лекций. - М.: Экмос, 2013.- 256с.

3.Попов Н. А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Дело и сервис, 2012. 376с.

4.Экономика сельского хозяйства./ Под ред. Минакова И. А. - М.: КолосС, 2013. - 230с.

5.Экономика предприятий и отраслей АПК : Лещиловский П.В.Издательство: БГЭУ Год: 2014 -574 с

6. Экономика сельского хозяйства/Н.Я.Коваленко и др. - М.: ЮРКНИГА, 2012.- 347с

Дополнительные источники:

1.Кооперация и интеграция в АПК: учебник для вузов / В. М. Володин, Л. Н. Дубова, Г. А. Баклаженко, Ю. Д. Бахтеев, А. Н. Рассказов; под общ. ред. В. М. Володина. – Пенза, 2008. – 244 с. : ил. – Библиогр. : с. 189–198.

2. Экономика сельского хозяйства/Н.Я.Коваленко и др. - М.: ЮРКНИГА, 2007.- 347с.

3.Экономика сельскохозяйственного предприятия/Под ред. И.А.Минакова.-М.:КолосС,2008. -435с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

Расчет показателей эффективности использования земли.

наблюдение и оценка выполнения практических работ

Определение уровня специализации.

наблюдение и оценка выполнения практических работ

Расчет показателей специализации

наблюдение и оценка выполнения практических работ

 Расчет показателей уровня  интенсификации.

наблюдение и оценка выполнения практических работ

Тестирование.

Расчет показателей интенсивности

наблюдение и оценка выполнения практических работ.

Решение задач.

Расчет показателей эффективности научно-технического прогресса.

наблюдение и оценка выполнения практических работ

Тестирование.

Индивидуальные задания.

Знания:

Понятия и задачи АПК

Наблюдение преподавателя за выполнением работ.

Тестирование.

наблюдение и оценка работы студентов  в группах.

Развития АПК и его структура

 Наблюдение преподавателя за выполнением работ.

Тестирование.

 наблюдение и оценка работы студентов  в группах.

Инфраструктуры сельского хозяйства

 Наблюдение преподавателя за выполнением работ.

Тестирование.

наблюдение и оценка работы студентов  в группах.

оценка ответов  на контрольные вопросы

Показатели земли как средства главного производства

Наблюдение преподавателя за выполнением работ.

Тестирование.

наблюдение и оценка работы студентов  в группах.

оценка ответов  на контрольные вопросы.

Формы размещения труда

Наблюдение преподавателя за выполнением работ.

Тестирование.

наблюдение и оценка работы студентов  в группах.

оценка ответов  на контрольные вопросы.