Методическая разработка урока-деловой игры по экономике "Конкурс предпринимательских проектов"
методическая разработка на тему

Кушелева Татьяна Евгеньевна

 Одно из главных требований реализации образовательных программ ФГОС - это применение в деятельности преподавателя активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Применение интерактивных форм обучения, помогает учащимся адаптироваться к современным условиям, учит принимать самостоятельные решения, взаимодействовать с преподавателем и друг с другом, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Данная методическая разработка занятия в форме Деловой игры по созданию предприятий малого бизнеса ориентирована на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_predprinimatelstvo.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы «Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Фёдорова»

Методическая разработка проведения

Деловой игры «Конкурс бизнес-проектов»

Преподаватель Кушелева Т.Е.

Москва 2015 год

Методика и структура проведения  деловой игры «Конкурс предпринимательских проектов по созданию предприятий малого бизнеса»

Вид занятия: Деловая игра.

Цели:

1. Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

 2. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов, способных адаптироваться к современным условиям. означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем- либо.

3. Занятия в форме Деловой игры по созданию студентами колледжа предприятий малого бизнеса ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в процессе обучения.

4. Необходимость проведения деловой игры по разработке бизнес-проекта предпринимательской деятельности вызвана возросшим интересом студентов к организации собственного дела. На современном этапе сектор малого предпринимательства играет большую роль в национальной экономике России. Проведение деловой игры-конкурса среди студентов 4 курсов способствует повышению адаптации студентов-выпускников к современным условиям рыночной экономики. Это может оказать значительное воздействие на творческую и  экономическую активности студентов, на самостоятельное решение проблем по экономическому выживанию в сложившихся условиях, в которых могут оказаться начинающие предприниматели, не обладающие, кроме бизнес-идеи, ни серьезным предпринимательским проектом, ни достаточными организационно-экономическими и управленческими знаниями, ни ресурсами для организации деятельности

Участники игры: студенты колледжа

  • экономист – консультант (преподаватель колледжа),
  • юрист – консультант (преподаватель колледжа),
  • жюри ( преподаватели экономических дисциплин, студенты колледжа)

Оборудование: 

  • компьютер,
  • мультимедиа проектор,
  • банк бизнес-проектов,
  • презентации проектов.

Работа в группах по созданию проектов “

Студенты заранее получили задание для самостоятельной работы по разработке идеи создания своего бизнеса. Им нужно было открыть и зарегистрировать свое дело, при этом заполнить все необходимые бланки учредительных документов создаваемых фирм. 

Важнейшим условием для принятия решения об организации

собственного дела является:

  • изучение рынка: в каком товаре, услугах нуждается сегодня потребитель, есть ли на них спрос на рынке, в каком количестве, по какой цене, какие поставщики сегодня удовлетворяют эту потребность.
  • необходимо оценить на год-два размер рынка и долю в нем проектируемых к выпуску товаров, или услуг.
  • определить возможный ежегодный рост рынка проектируемого продукта услуги.
  • определить основные факторы, влияющие на рост объемов реализации: тенденцию развития отрасли, социально-экономическое положение
  • населения в регионе, правительственную политику и как это все может
  • отразиться на проектируемой деятельности.
  • показать осведомленность о действиях конкурентов, которая позволит произвести новый или улучшенный продукт, или добиться выгодного положения на рынке.
  • сделать обзор сильных и слабых сторон конкурентов и определить долю рынка каждого. Основываясь на знании конкурентов, объяснить, почему Вы думаете, что они уязвимы и Вы сможете взять часть их рынка, в чем Ваше конкурентное преимущество?

  Определение объема производства является важнейшим этапом органи-

зации деятельности проектируемой фирмы.

  Необходимо определить два основных фактора формирования объемов производства: какую продукцию производить - определяет рынок; какой объем производить - наличие финансовых ресурсов.

Расчеты включают следующие виды работ:

* расчет количества рабочих и оборудования;

* расчет площадей, необходимых для организации деятельности;

* расчет запасов материальных ресурсов на запуск производства;

* определение общей потребности в средствах для организации деятель-

ности.

1. Расчёт текущих затрат предпринимательской деятельности.

2. Расчёт себестоимости и цены единицы продукции.

3. Классификация затрат (переменные и условно-постоянные).

4. Определение минимальных безубыточных объёмов производства.

5. Показатели эффективности деятельности и финансовых вложений.

  •  Придумать и показать рекламный ролик. Главное показать актуальность, полезность и цель создания бизнеса, чтобы заинтересовать членов жюри в выборе именно вашего проекта.

Ход проведения деловой игры конкурса предпринимательских проектов.

Преподаватель, ведущий деловой игры:
Малый и средний бизнес помогает повышению благосостояния населения страны: это рабочие места, налоги, это и решение многих социальных проблем: наркомания, алкоголизм и пр. Что вы бы могли предложить по созданию фирм малого и среднего бизнеса?
-  Вам представляется возможность создать свою фирму, организовать свой бизнес. Здесь можно попробовать свои силы и проверить свои знания в создании фирм малого и среднего бизнеса.
Преподаватель формулирует вопросоы для обсуждения, которые позволят всесторонне рассмотреть проблему.

Вопросы для обсуждения в ходе деловой игры:

• Назовите вид деятельности, каким бы Вы хотели заниматься.

• Как вы изучали рынок, где и как получали интересующую Вас

информацию?

• Каков примерный спрос на продукцию, которую Вы планируете

произвести?

• Кто является покупателем Вашей продукции, и как планируете довести

продукцию до потребителя Кто является Вашим конкурентом на рынке?

• Каковы цены на аналогичную с Вашей продукцию?

• Где планируете покупать сырье, материалы для производства Вашей

продукции?

Хватит ли материальных и финансовых ресурсов на организацию фирмы, т.е. сможете ли обеспечить это производство необходимым оборудованием, помещением и денежными средствами на приобретение сырья, материалов на начальном этапе деятельности?

Какую документацию надо подготовить к началу Вашей деятельности?

Как посчитать объемы планируемой продукции/услуг, количество обору-дования?

Какие согласования необходимо оформить к началу деятельности?

.Как определить показатели эффективности деятельности и финансовых вложений.

Вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки;

 В ходе занятия в форме Деловой игры вопросы раскрываются в определенной последовательности.

 Выступления специально подготовленных студентов обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, студенты высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.

Основная часть Деловой игры:

  выступление заранее подготовленных студентов, создателей предпринимательских проектов, с показом презентаций проектов

  коллективное обсуждении слабых и сильных сторон проектов, сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Подведение итогов конкурса проектов:

Жюри подводит итоги конкурса по пятибалльной сиситеме.

Критериями оценок являются :

  • Актуальность, новизна идеи
  • Цель, полезность данного проекта
  • Правильно оформленные учредительные документы
  • Правильно и тщательно проработанные расчеты
  • Презентация и представление проекта

Заключительная часть.

Выводы (рефлексия).

 Выработка определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия. Задачи:  проанализировать и оценить проведенную деловую игру, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале игры цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.  помочь участникам игры прийти к согласованному мнению, принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

В заключительном слове преподаватель подводит участников игры к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение. Чтобы добиться чувства удовлетворения у большинства участников, нужно поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

При проведении Конкурса-Деловой игры студенты воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и получают хорошее знание материала по изучению профессионального модуля; при этом развивается речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией; коммуникативные умения, позволяющие заинтересованно и внимательно выслушать всех участников игры быть естественным, аргументированно отстаивать свою позицию по созданию собственного бизнеса.

Председатель жюри оглашает результаты.

Награждение победителей

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока – ролевой игры: "Влияние лекарственных веществ на организм человека на примере действия ацетилсалициловой кислоты"

Методическая разработка урока - ролевой игры: "Влияние органических лекарственных веществ на организм человека на примере анализа действия ацетилсалициловой кислоты". Дисциплина "О...

Методическая разработка урока (моделирующая игра) на тему "Деньги.Банки. Банковская система."

Материал предназначен для преподавания  в профессиональном училище. Может быть интересен на уроках экономики  в 9-11 классах средней школы....

Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения

Представлен конспект  урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного  обучения....

Методическая разработка имитационно-деловой игры по английскому языку по теме «Первая помощь» специальности 060101 Лечебное дело.

Методическая разработка практического занятиядля преподавателя Тема 7. «Первая помощь»                             ...

Методическая разработка "Производственно-деловая игра "Гражданские дебри"

Методическая разработка предназначена для студентов 1-5 курсов любой специальности.  Студенты получают возможность наглядно познакомиться с документоми, которые необходимы и достаточны для зоздан...

Методическая разработка .Тема: Развивающие игры В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» по сюжету сказки «Теремок»

Тема: Развивающие игры В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» по сюжету сказки «Теремок» Задачи: Развивать процесс внимания, памяти, мышления, воображения; творческих с...

Методическая разработка мастер класса по дисциплине Основы предпринимательской деятельности

Представлен мастер класс по дисциплине Основы предпринимательской деятельности на тему "Расчет целевой аудитории проекта"...