МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим работам учебной дисциплины ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
методическая разработка на тему

Кузнецова Оксана Викторовна

Методические    указания    разработаны   для обучающихся    по     специальностям   100126 Сервис домашнего и коммунального хозяйства  в     соответствии         с  требованиями ФГОС СПО и   рекомендациями РИ УР- 27 ГБПОУ «СМК»  «Проведение и оформление практических работ».

Проведение практических работ способствует формированию профессиональных и общих компетенций обучающихся по специальности СПО 080214 Операционная деятельность в логистике.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги, и насколько это будет выгодным. Предприниматели идут на риск, они всегда в поиске улучшений, новизны и развития. Поэтому очень важно на занятиях по "Основам предпринимательства" развивать у студентов самостоятельность, инициативу, ответственность, способность идти на риск и компромиссы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА89.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Самарский машиностроительный колледж»

СОГЛАСОВАНО:               УТВЕРЖДЕНО:

Заведующая МБДОУ «Детский сад 123 г.о.Самара»                Директор колледжа

                                Л.В. Владимирская                А.Т. Хабибулин

«____»  ___________2015г.                                              «____» ___________2015г.                        

М.П.                                                                М.П.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим работам учебной дисциплины

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

для специальности  080214 Операционная деятельность в логистике

Номер регистрации _________

                                                                                «____»__________2015 г.

Самара

2015г.

Методические указания  к практическим работам учебной дисциплины Основы предпринимательства  для специальности  СПО 080214 Операционная деятельность в логистике (базовой подготовки)      

Согласовано:

Цикловой комиссией

специальностей 43.02.08, 38.02.03

Председатель цикловой комиссии

_________________ Стасив Р.М.

    подпись                           Ф.И.О.

Протокол № _____ от «____»____2015 г.

               Согласовано :

               Зам. директора по УР

             ________    Е.Г.Лебедева

«____»__________2015 г.

Эксперт от работодателя_____________ Заведующая МБДОУ «Детский сад 123 г.о.Самара»  Владимирская Л.В.

Автор: Кузнецова О.В., преподаватель ГБПОУ СПО СМК

                              Ф.И.О. ,                                   ученая      степень, звание, должность            

___________«____»__________2015 г.

          подпись        

ВВЕДЕНИЕ

Методические    указания    разработаны   для обучающихся    по     специальностям   100126 Сервис домашнего и коммунального хозяйства  в     соответствии         с  требованиями ФГОС СПО и   рекомендациями РИ УР- 27 ГБПОУ «СМК»  «Проведение и оформление практических работ».

Проведение практических работ способствует формированию профессиональных и общих компетенций обучающихся по специальности СПО 080214 Операционная деятельность в логистике.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги, и насколько это будет выгодным. Предприниматели идут на риск, они всегда в поиске улучшений, новизны и развития. Поэтому очень важно на занятиях по "Основам предпринимательства" развивать у студентов самостоятельность, инициативу, ответственность, способность идти на риск и компромиссы.

Целью данных методических указаний является сведение в единый комплекс разнообразных задач, тестов, ситуаций, адекватно отражающих содержание предпринимательской деятельности, выражающих действие экономических законов рыночного хозяйства в предпринимательской деятельности и развивающих у студентов самостоятельность и инициативу, необходимые для успешной предпринимательской деятельности

ЦЕЛЬ  практических работ:

обучающая:

  • проведение практических  работ   призвано помочь обучающимся глубже освоить основные понятии предпринимательства, научиться  применять  полученные знания при решении практических задач в повседневной  жизни,
  • выполнение заданий практических   работ помогает обучающимся  легче овладеть предпринимательской терминологией;

воспитывающая:                                                                                                                      

  • изучение типов профессиональной предпринимательской деятельности;
  • умения самостоятельно анализировать ситуацию на рынке хозяйствующих субъектов;
  • умения работать в группе;
  • умения руководить творческими группами.

Методические указания включают в себя 15 практических работ   по  следующим темам:

  1. Организационно-правовые формы юридических лиц
  2. Виды предпринимательской деятельности
  3. Особенности и характеристики различных видов сделок
  4. Договор – основа сделки
  5. Организация финансирования предпринимательской деятельности
  6. Финансово-экономическая деятельность малого предприятия
  7. Коммерческие связи между партнерами. Франчайзинг
  8. Венчурный бизнес
  9. Деловая этика. Имидж предпринимателя
  10. Корпоративная культура и этикет предпринимателя
  11. Организация деловых контактов
  12. Культура речи и внешний облик делового человека.
  13. Моральные аспекты предпринимательства
  14. Планирование в малом бизнесе. Бизнес-план
  15. Финансовое планирование в предпринимательской деятельности

Каждая практическая работа   содержит следующие части:

  • название практической работы,
  • раздел и  тему рабочей программы, которые необходимо знать при выполнении      практической работы,
  • краткие теоретические сведения  по конкретной теме,
  • контрольные вопросы,
  • задания,
  • структуру отчета практической работы.

Для практических работ подготовлена рабочая тетрадь с  индивидуальными заданиями  для обучающихся.

Методические указания к практическим работам по предмету «Основы предпринимательства» могут использоваться в учебном процессе образовательных учреждений  СПО по специальности 080214 Операционная деятельность в логистике.

Практическая работа 1

Организационно-правовые формы юридических лиц

  1. Цель работы
  1. Ознакомиться с понятиями «предпринимательская деятельность», «предпринимательская структура».
  2. Рассмотреть формы предпринимательства и их особенности.
  3. Выбирать необходимую форму предпринимательства для конкретного вида деятельности.

2  Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

при выполнении  и сдаче практической работы

            Раздел 2 Организация предпринимательской деятельности

Тема 2.1 Организационно-правовые формы предпринимательства

  1. Краткие теоретические сведения

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует "вымыванию" устаревших.

Оно способствует развитию конкуренции и "маркетизации", а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. 

  1. Контрольные вопросы
  1. Какими параметрами характеризуется предпринимательская структура?
  2. Что такое юридическое лицо?
  3. Что такое ИП?
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Дать определение понятиям п.1.1.
  3. Дать определение понятию некоммерческие организации, и какие организации к ним относятся.
  4. Охарактеризовать организационно-правовые формы коммерческих организаций.

6 Структура отчета

        6.1  Номер и наименование практической работы;

        6.2  Цель работы;

        6.3  Контрольные вопросы;

        6.4   Задание;

        6.5  Выполнение работы.

Практическая работа 2

Виды предпринимательской деятельности

  1. Цель работы
  1. Рассмотреть виды ПД, их классификацию.
  2. Анализировать различные виды предпринимательства.
  3. Ознакомиться с понятиями «коммерческий банк» и «фондовая биржа».

2  Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

при выполнении  и сдаче практической работы

      Раздел 2 Организация предпринимательской деятельности

      Тема 2.2 Виды предпринимательской деятельности

3 Краткие теоретические сведения

Производственное предпринимательство - является ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи — создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены.

Коммерческий банк — это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).                                                                                                                                                          

Особенность деятельности коммерческих банков России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны выплатить своим кредиторам деньги в определенный заранее срок с установленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен обладать определенными резервами.

Слово «консультант» происходит от лат. consultans — советующий. Под этим термином понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще они предоставляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:

•   выявление проблем (диагностика);

•   разработка решений, проекта;

• осуществление решений, проекта.

4  Контрольные вопросы

4.1Какие факторы производства необходимы для организации производственного предпринимательства? Опишите их.

4.2Какими правилами должно руководствоваться предприятие, инвестирующее свои средства в ценные бумаги?

  1. Какие виды профессиональной деятельности существуют на рынке ценных бумаг?

  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Дать определение понятиям п.1.3
  3. Охарактеризовать коммерческое и финансовое предпринимательство.
  4. Описать этапы и методы консультативного предпринимательства.

5.5  Охарактеризовать виды банков.

6 Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4   Задание;

6.5  Выполнение работы.

Практическая работа 3

Особенности и характеристики различных видов сделок

  1. Цель работы
  1. Уметь составлять необходимые документы по оформлению сделок.
  2. Знать классификацию сделок.
  3. Ознакомиться с понятием «сделка».

2  Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

при выполнении  и сдаче практической работы

      Раздел 2 Организация предпринимательской деятельности

      Тема 2.3  Особенности и характеристики различных видов сделок

3 Краткие теоретические сведения

 Сделки - акты осознанных, целенаправленных, волевых действий физических и юридических лиц, совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий.

         Сделки - правомерные действия. Этим они отличаются от действий противоправных - деликтов ( причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу другого лица ).

Сделка как волевое действие. Сущность сделки составляют воля и волеизъявление сторон: воля дает ответ на вопрос: “чего я хочу “, а волеизъявление: “что я для этого делаю”.

Указанные признаки в совокупности отражены в определении сделок, которое содержится в ГК РБ  “ действия граждан и юридических лиц, направленные на восстановление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей”.

Подводя итог данного вопроса хочу отметить, что  сделки характеризуются следующими пятью особенностями, некоторые из них я упоминал раньше.

I.     Сделки представляют собой юридический факт и являются наиболее распространенным основанием возникновения. изменения или прекращения гражданских правоотношений.

II.  Сделка - волевой акт, направленный на достижение определенной цели. Этим сделки отличаются от события. События - явления естественного порядка. происходящего

помимо воли людей.

III. Сделкой может быть признано правомерное действие, не противоречащее закону.

IV. Сделка должна быть совершена лишь теми гражданами и организациями, воля которых порождает  соответствующие   правовые последствия.

        Сделка организаций не должна противоречить целям их деятельности , зафиксированным в учредительных  документах.

   Сделка организаций может осуществляться органами юридических лиц, в соответствии с их компетенцией или       надлежащими представителями юридических лиц.      

         При совершении сделок гражданами большое значение имеет дееспособность.

V. Сделка осуществляется на основании воли ее участников - волеизъявления, которое определяет содержание сделки ( конкретные права и обязанности).

         Воля граждан и юридических лиц должна быть ясно выражена:

- в действиях;

- в устной или письменной форме;

- в других действиях, достаточно свидетельствующих о воле лица.

         Конклюдентные действия - действия, на основании которых можно достаточно судить о наличии воли и ее содержании, например: жесты брокера совершаемые на бирже.

         Воля лица может быть выражена и в молчании - в случаях прямо предусмотренных в законе. Например: возможно заключение договора, который предусматривает ежемесячные поставки в определенном законе, если покупатель не сообщит о своем отказе от получения товара в течение какого-либо срока до начала очередного срока ( молчание “ДА”).

         Основное разграничение сделок закреплено в ГК РБ.       Наличие у всех сделок общих признаков - совпадение воли и волеизъявления, правомерность действия - не исключает их подразделение на виды:

·     в зависимости от числа участвующих сторон сделки бывают односторонними, двусторонними и многосторонними;

·     в зависимости от того, соответствует ли обязанности одной стороны в сделке совершить определенные действия, встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального или иного блага, сделки делятся на возмездные ил безвозмездные;

·     по моменту, к которому приурочивается возникновение сделки, они делятся на реальные и консенсуальные;

·     по степени зависимости действительности сделки от ее основания (цели) они бывают каузальными и абстрактными;

·     в силу зависимости юридических последствий совершения сделки от какого-то обстоятельства, которое может наступить или не наступить, выделяются условные сделки.

  1. Контрольные вопросы
  1. Какие документы необходимы для получения лицензии?
  2. Какие виды инженерно-технических услуг существуют?
  3. В чем особенности фьючерсных сделок?
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Дать определение понятию «сделка».
  3. Описать понятие и виды лицензии.
  4. Охарактеризовать виды сделок.
  5. Описать, при каких условиях сделка считается недействительной.

6 Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4  Задание;

6.5  Выполнение работы.

Практическая работа 4

Договор – основа  сделки

  1. Цель работы
  1. Ознакомиться с понятием «договор».
  2. Рассмотреть виды договоров.
  3. Знать условия договора.

2  Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 2 Организация предпринимательской деятельности

Тема 2.3  Договор – основа сделки

3 Краткие теоретические сведения

Договор - это наиболее распространенный вид сделок. Только немногочисленные односторонние сделки не относятся к числу договоров. Основная масса встречающихся в гражданском праве сделок - договоры. В соответствии с этим договор подчиняется общим для всех сделок правилам. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках. Очень часто общие положения об обязательствах (гл. 21-26) построены с учетом применения их прежде всего к договорам, например, способы обеспечения исполнения обязательств. Договором признается согласие двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей (п.1, ст. 420). 
Как следует из ГК РФ, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, типовых договоров, положений и т.п. (п.4 ст. 426). Видимо, в главах об отдельных видах договоров Правительству могут даваться поручения об издании таких правовых актов. Если в законе нет об этом прямого указания, то типовой документ рассматривается как документ, содержащий примерные условия. Поэтому многочисленные акты ряда федеральных органов исполнительной власти, которыми утверждены типовые договоры, носят с 1 января 1995 года рекомендательный характер. Если в договоре не будет указана отсылка к ним как примерным условиям, то такие условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота, если они отвечают требованиям кодекса (ст. 427 ГК РФ). 
Гражданско-правовой договор представляет собой наиболее распространенный вид юридических факторов. В качестве основания возникновения широкого спектра гражданских прав и обязанностей (правоотношений) договор закреплен в особом подразделе раздела III гражданского кодекса. 
В ст. 8 ГК перечень юридических фактов открывают договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а так же договоры, хотя и непредусмотренные законом, но не противоречащие ему, Согласно ст.154 ГК для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка), либо трех и более сторон (многосторонняя сделка), а в силу ст. 420 ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Этой же статьей устанавливается, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренных главой 9 (“Сделки”) Кодекса. Так, соглашением обычно двух сторон является договор купли-продажи: по легальному определению данного договора (ст. 454 ГК) одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Соглашением большего числа сторон может быть, например, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности).

3   Контрольные вопросы

  1. Что включает в себя преамбула?
  2. Какова специфика договора в предпринимательской деятельности?
  3. Какие договоры являются наиболее распространенными среди предпринимателей?
  4. Что относится к специфическим условиям договора?
  5. В чем необходимость сохранения коммерческой тайны в бизнесе (ст.139 ГК РФ)?
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Дать определение понятию договор.
  3. Охарактеризовать договор купли-продажи.
  4. Дать подробную характеристику поставки, аренды и займа.

6 Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4  Задание;

6.5  Выполнение работы.

Практическая работа 5

Организация финансирования предпринимательской деятельности

  1. Цель работы
  1. Знать содержание лизинга.
  2. Ознакомиться с понятиями «финансы предприятия» и «банковский кредит».
  3. Ознакомиться с оформлением документов для получения кредита в банке.
  4. Рассмотреть систему кредитования в РФ.

2  Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 3 Финансирования предпринимательской деятельности

Тема 3.1  Организация финансирования предпринимательской деятельности

3 Краткие теоретические сведения

Финансирование предпринимательской деятельности — это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства. Под финансированием понимается процесс образования капитала фирмы во всех его формах. Понятие «финансирование» тесно связано с понятием «инвестирование»: если финансирование — это формирование денежных средств, то инвестирование — это их использование. Оба понятия взаимосвязаны, но первое предшествует второму. Фирме невозможно планировать какие-либо инвестиции, не имея источников финансирования. Вместе с тем образование финансовых средств фирмы происходит, как правило, с учетом плана их использования.

При выборе источников финансирования необходимо решить следующие задачи:

  1. определить потребность в капитале
  2. определить оптимальную структуру капитала
  3. обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, а, следовательно, его финансовую устойчивость
  4. снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности
  5. максимизировать прибыльность использования собственных и заемных финансовых средств

Основные формы внутреннего финансирования — это:

  1. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая распределяется на цели накопления и потребления. Прибыль используется на развитие производства, прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.
  2. Источником финансирования являются доходы, получаемые от внереализационных операций за вычетом расходов на их осуществление.
  3. Важную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов.
  4. Источником финансирования являются льготы по налогу на прибыль, которые могут получать организации в соответствии с действующим законодательством.
  1. Контрольные вопросы
  1. Что относят к принципам банковского кредитования?
  2. Какие характерные черты имеют финансовые отношения?
  3. Что такое субсидия и субвенция?
  4. Какие существуют виды лизинга? Охарактеризуйте их.
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Дать подробную характеристику лизинга как эффективной формы ПД.
  3. Дать определение понятиям п.1.2.
  4. Описать, что нужно сделать, чтобы получить в сбербанке России кредит на развитие бизнеса.
  5. Охарактеризовать понятие залог имущества клиента.

6 Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4  Задание;

6.5  Выполнение работы.

Практическая работа 6

Финансово-экономическая деятельность малого предприятия

1 Цель работы

  1. Описать основы учета, анализа и налогообложения.
  2. Ознакомиться с понятием «бухгалтерский учет» и применением его на всех этапах создания и развития промышленного предприятия.
  3. Ознакомиться с внеоборотными и оборотными активами.
  4. Ознакомиться с источниками формирования собственных средств предприятия.
  5. Рассмотреть виды прибыли организации.
  6. Знать коэффициенты ликвидности.
  7. Знать виды несостоятельности.

2  Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 3 Финансирование предпринимательской деятельности

Тема 3.2  Финансово-экономическая деятельность малого предприятия

3 Краткие теоретические сведения

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика. Основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибили, дохода), величина активов, размер уставного капитала  и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.
Малые предприятия - это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству.
Они могут создаваться во всех сферах хозяйственной деятельности на основе любых форм собственности.
Организационно-правовая форма малого предприятия устанавливается в соответствие с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

  1. Контрольные вопросы
  1. Что такое учетные регистры?
  2. Что относят к краткосрочным и долгосрочным обязательствам?
  3. Что такое платежеспособность, и какими обстоятельствами она обусловлена?
  4. Какие существуют признаки «хорошего» баланса?
  5. Каковы задачи финансового оздоровления?
  6. Что понимают под налогом и сбором?
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Охарактеризовать систему налогообложения и описать виды налогов.
  3. Дать определение понятию п.1.2.
  4. Охарактеризовать внеоборотные и оборотные активы и что к ним относят.
  5. Что относится к источникам формирования собственных средств предприятия.
  6. Охарактеризовать виды прибыли организации.
  7. Описать коэффициенты абсолютной, быстрой и текущей ликвидности.
  8. Охарактеризовать виды несостоятельности.

6 Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4   Задание;

6.5  Выполнение работы.

Практическая работа 7

Коммерческие связи между партнерами. Франчайзинг

1 Цель работы

  1. Ознакомиться с понятием «партнерские связи».
  2. Ознакомиться с особенностями производственного, финансового и товарообменного сотрудничества в предпринимательской сфере.
  3. Знать виды франчайзинга.

2  Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 4 Взаимоотношения предпринимателей с партнерами

Тема 4.1  Коммерческие связи между партнерами. Франчайзинг

3 Краткие теоретические сведения

Франчайзинг представляет собой соглашение, согласно которому одна из сторон, называемая франчайзером, передает другой стороне, называемой франчайзи, право практиковать определенный бизнес согласно формату франчайзера и за установленную плату . Франчайзинг предоставляет возможность "копирования" успешного бизнеса фирмы, обладающей богатым опытом и хорошей репутацией. Согласно определению Международной ассоциации франчайзинга, "франчайзинг - это система перманентных отношений, устанавливаемых между франчайзером и франчайзи, в результате которых знания, имидж, успех, методы производства и маркетинг передаются франчайзи в обмен на взаимное удовлетворение интересов".

Слово franchise (франц.) - "привилегии (концессии) при продаже товаров". Первоначально привилегии предоставлялись по закону (государством) и они были связаны с монополией государства на определенные виды деятельности. Однако, начиная с 1840 года, слово "франчайзинг" стало использоваться и в сегодняшнем его значении (привилегии, предоставляемые частными фирмами). Франчайзинг, как концепция и бизнес практика, получил развитие в США, в то время как в Европе большее распространение получило понятие "концессия". В XX веке, после того как он утвердился за океаном в качестве успешной техники предпринимательства, франчайзинг вновь возвращается в Европу.

Особенность франчайзинга заключается в том, что каждый покупатель франшизы обязуется выполнять различные условия и требования продавца (франчайзера), касающиеся производства и продажи товаров, а также предоставление потребителям сопутствующих услуг. Таким образом, на мировом рынке возникают группы предприятий, объединенные в единую систему под патронажем крупной международной корпорации. Своим партнерам по контракту франчайзер дает рекомендации по размещению предприятий, подбирает оборудование, помогает в обучении персонала, консультирует по вопросам управления, а также может оказывать финансовую помощь.

Все это облегчает стандартизацию и унификацию продукции и услуг предприятий, входящих в систему данного франчайзинга, обеспечивает единство проводимых маркетинговых мероприятий, стиля и оформления, качества продаваемых товаров и услуг, централизацию закупок с соответствующей экономией (и дополнительной выгодой для франчайзера).

Как правило, за все услуги каждый покупатель франшизы уплачивает вступительный взнос, отчисляет определенный процент с оборота (от 3 до 12%) и обязуется закупать оборудование, сырье или товары у франчайзера.

Преимущества такой формы лицензирования для продавца франшизы очевидны. Он обеспечивает присутствие своей торговой марки на рынках зарубежных стран, используя местные фирмы и их ресурсы, что существенно расширяет возможности сбыта и приносит дополнительные доходы. Преимущества же покупателя франшизы состоят в том, что он выходит на свой рынок с качественными товарами и услугами под известной торговой маркой, имея покровительство крупной корпорации и пользуясь ее отлаженными технологиями, а также в необходимых случаях финансовой помощью.

  1. Контрольные вопросы
  1.  Что такое факторинг, и какие составляющие он включает в себя?
  2. Какие документы необходимы для оформления операций факторинга?
  3. Что такое франчайзинг и франшиза?
  4. Какие основные сферы сотрудничества существуют на условиях франшизы?
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Дать определение понятию «партнерские связи».
  3. Охарактеризовать п.1.2.
  4. Охарактеризовать виды франчайзинга.

6 Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4  Задание;

6.5Выполнение работы.

Практическая работа 8

Венчурный бизнес

  1. Цель работы
  1. Знать понятие «венчурный бизнес».
  2. Знать истоки возникновения венчурного бизнеса.
  3. Ознакомиться с формами венчурного бизнеса.

2  Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 4 Взаимоотношения предпринимателя с партнерами

Тема 4.3 Венчурный бизнес

3 Краткие теоретические сведения

Венчурный бизнес (или венчурное финансирование) – это форма прямого инвестирования в малые и средние предприятия, основной деятельностью которых является проведение опытно-конструкторских исследований и разработка новых наукоемких идей, применимых на практике. То есть, иными словами, это фирмы или компании, занимающиеся реализацией рискованных бизнес-проектов.

Целью венчурного финансирования является получение инвестором прибыли в результате вложения средств в перспективные, но рискованные проекты и бизнес.

По видам инвестирования различают внутренний и внешний венчурный бизнес.

Развитие первого вида осуществляется за счет ресурсов самих реализаторов идеи. Финансирование внешнего венчура происходит способом привлечения средств от различных источников: инвестиционных, страховых, благотворительных, пенсионных фондов, ресурсов государства, частных инвесторов.

Рискованные вложения могут осуществляться в нескольких формах:

  • в обмен на передачу в собственность инвестору части акций предприятия;
  • в форме среднесрочного займа, со сроками погашения от 3 до 7 лет;
  • в виде сочетания двух вышеназванных форм инвестирования.

Объектами инвестирования являются несколько типов предприятий:

Система мотивации персонала

  • фирмы-start-up (приблизительный перевод «начало пути») – абсолютно новые компании, которые только формируются и не имеют опыта работы в условиях рынка;
  • фирмы-новички – те предприятия, которые зародились самостоятельно, уже имеют готовые наработки, но не имеют средств для дальнейшего развития;
  • фирмы-экспансеры (от слова экспансия – расширение) – это компании, которые уже полностью освоили свою рыночную нишу и готовы расширить свое влияние на другие, но на освоение «новых территорий» у них денег нет;
  • бизнес-идеи – просто рискованный проект безо всякой материальной базы, который для получения от него реальной прибыли требует финансирования.
  1. Контрольные вопросы
  1. Что такое  классическое и инновационное предпринимательство?
  2. Какие существуют определения инноваций?
  3. Что такое инкубатор бизнеса, и какие функции он выполняет?
  4. Что такое венчурное финансирование, и какими характеристиками оно отличается?
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Дать определение понятию п.1.1.
  3. Описать истоки возникновения венчурного бизнеса.
  4. Охарактеризовать организационно-правовые формы инновационного предпринимательства.

6 Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4   Задание;

6.5 Выполнение работы.

Практическая работа 9

Деловая этика. Имидж предпринимателя

1 Цель работы

  1. Раскрыть этический кодекс предпринимателя.
  2. Знать 6 основных заповедей делового этикета.
  3. Знать поведенческие характеристики людей, сформировавших положительный имидж.

2  Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 5 Культура предпринимательской деятельности

Тема 5.1  Деловая этика. Имидж предпринимателя.

3 Краткие теоретические сведения

Общеизвестно, что первое впечатление о любом человеке, в том числе и о потенциальном деловом партнере, складывается из оценки его общей привлекательности: внешний вид, то есть то, во что он одет (вспомните, встречают по одежке), и манера поведения. Если он одет небрежно, то подсознательно его будут оценивать как человека, с которым не стоит вести дела. Такой внешний вид никак не соотносится с качествами делового человека, а именно собранностью, ответственностью и надежностью. Правильно подобрать одежду для работы - насущное требование для успешного ведения дел, и деловому человеку без этого умения не обойтись. То, как вы одеты, уже характеризует вас как личность - будь то общение с новым клиентом или презентация в вашей компании. Всегда нужно одеваться соответственно обстоятельствам и собственным профессиональным устремлениям.

В деловом мире предъявляют определенные требования к внешности человека. Правильно подобранный деловой костюм, галстук, ботинки и аксессуары подчеркивают профессионализм и положительные деловые качества, а иногда и креативность... Ведь в итоге эти усилия связаны с вашей карьерой.

Аккуратность, вкус, подтянутость - таков облик делового человека, неважно, мужчины или женщины.

Деловой мир достаточно консервативен в вопросах стиля и моды. В данном случае мода не является чем-то обязательным для всех. Зная основные требования, принципы и правила составления делового гардероба, можно произвести на делового партнера приятное впечатление и не утратить при этом индивидуальность.

Правилами этикета определено два основных принципа делового дресс-кода:

универсальность - это стиль для работы, который должен быть удобен и функционален;

опрятность и аккуратность (мятая юбка или небрежно завязанный галстук - признак суетливости, поспешности, невнимательности их хозяина к себе или безразличия к окружающим). Английское словосочетание dress-code буквально переводится как «кодекс одежды». Это зашифрованный язык одежды, говорящий о социальном статусе человека, его профессиональной принадлежности, что выражается в форме или цвете одежды. Дресс-код отнюдь не современное изобретение. В истории немало примеров, когда строгие правила и нормы ношения одежды, обуви, украшений были установлены письменно. Например, в 1700 году царь Петр I подписал указ, согласно которому на новогодние праздники следовало появляться только в «венгерском и польском платье», через год петровским дресс-кодом предполагалось носить «немецкое платье». А вот термин «корпоративная культура» имеет немецкое происхождение и был впервые введен Хельмутом Мольтке в XIX веке.

  1. Контрольные вопросы
  1. Что такое деловой этикет?
  2. Какие правила и требования делового этикета существуют?
  3. В чем сущность и цель делового этикета?
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Охарактеризовать типы руководителей.
  3. Описать п.1.2.
  4. Охарактеризовать п.1.3.

6 Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4   Задание;

6.5  Выполнение работы.

Практическая работа 10

Корпоративная культура и этикет предпринимателя

1 Цель работы

  1. Ознакомиться с понятием «корпоративная культура».
  2. Знать типы корпоративной культуры.
  3. Ознакомиться с профессиональными моральными нормами.

2  Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 5 Культура предпринимательской деятельности

Тема 5.2 Корпоративная культура и этикет предпринимателя

3  Краткие теоретические сведения

Этика бизнеса издавна являлась объектом изучения. Еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству, а бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства — предпринимателю, тем этическим устоям, на которых он базирует свое дело.

Этика бизнеса — деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

В бизнесе обычно выделяют три составные части: бизнесмен, условия бизнеса, этика бизнеса. Несомненно, главная фигура современного бизнеса — бизнесмен, постоянно готовый идти на риск, с неуемной энергией, настойчивостью, умением преодолевать трудности, любые преграды на пути к намеченной цели, с его свободой в принятии управленческих решений и нестандартностью мышления. Этика бизнеса позволяет наращивать прибыль. В частности, она помогает сохранить преданность клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых партнеров в пять раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. Поэтому вся фирма ориентируется на потребителя. В этих целях до инвестиций в основной капитал приходится затрачивать немало денег, времени и сил на формирование этики и культуры фирмы, соответствующую подготовку ее работников.

Деловой мир, как известно, тесен. У каждого бизнесмена есть много друзей, знакомых — они могут быть потенциальными клиентами. Здесь все определяется честностью, вежливостью. Если ты не прав и извинился, признав свою ошибку, это сослужит хорошую службу, покажет клиенту, что с тобой можно иметь дело. В бизнесе установлено правило: постоянно заботься о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе.

Бизнес существует в сложном этическом мире, где главное — избегать неэтичных шагов во взаимоотношениях. Гуманный менеджмент эффективнее агрессивного. Стратегических целей компании легче достигать, ориентируясь на этические принципы.

Управленческая этика — совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Предприниматель, руководитель — это прежде всего лидер, способный влиять на людей и коллектив, побуждать их эффективно работать для достижения поставленных целей. Успех любого лидера зависит от его личных качеств и стиля деятельности, иначе говоря, от его манеры поведения по отношению к подчиненным, способности оказывать на них воздействие.

Если руководитель не сможет эффективно взаимодействовать с людьми и учитывать все обстоятельства, то он будет не в состоянии исполнять свою работу. Менеджер имеет власть над подчиненными, потому что решает такие важные вопросы, как уровень оплаты труда, характер выполняемой работы, степень загруженности работника, его продвижение по службе и т. д. Но абсолютной власти не существует, как не бывает и универсальных способов влияния на людей в любых условиях. Руководитель должен быть не только компетентным в делах фирмы, но и постоянно чувствовать настроение людей, стараться не злоупотреблять своей властью, чтобы не вызвать негативную реакцию у подчиненных.

Важным фактором влияния руководителя является его способность чувствовать главное в делах фирмы. Он должен держать под своим контролем весь бизнес предприятия, но прежде всего то, что имеет решающее значение для выполнения подчиненными своих обязанностей, создает ситуацию зависимости каждого сотрудника от результатов общего дела.

Влияние руководителя увеличивается прямо пропорционально тому, насколько полно выполняет он данные обещания, удовлетворяет потребности потребителей клиентов, способен предвидеть возникновение негативных тенденций и эффективно противодействовать им.

  1. Контрольные вопросы
  1. Какие  существуют «10 заповедей хорошего бизнеса»?
  2. Охарактеризовать три ключевых элемента Эдгара Шейна?
  3. Какие проблемы стоят на пути формирования деловой этики предпринимателя?
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Дать определение понятию «корпоративная культура».
  3. Охарактеризовать типы корпоративной культуры.
  4. Охарактеризовать профессиональные моральные нормы.

6 Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4  Задание;

6.5Выполнение работы.

Практическая работа 11

Организация деловых контактов

1 Цель работы

  1. Знать этикет предпринимателя.
  2. Рассмотреть правила Дейла Карнеги.
  3. Ознакомиться с понятием «культура телефонных переговоров».
  1. Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

                                при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 5 Культура предпринимательской деятельности

Тема 5.2 Организация деловых контактов

3 Краткие теоретические сведения

От отношений на работе зависит многое – здоровье и настроение работников, производительность труда и успех компании в целом. Но, для того, чтобы отношения с партнерами, коллег между собой и с руководством шли на пользу общему делу, стоит прислушаться к правилам этикета.

Излишняя доступность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Руководителю и его секретарю надо ограничить число лиц, имеющих право входить в кабинет без уведомления. Надо создать порядок, при котором входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится (особенно строго нужно соблюдать эти правила в часы приема).

Желательно, чтобы все посетители, которым необходим прямой контакт с руководителем, имели четко фиксированное время визита и были уверены в его осуществимости. В то же время надо помнить, что недоступность руководителя для общения с подчиненными и посетителями ведет к потере информации.

Правила этикета приписывают руководителю умение выслушивать людей, не перебивая, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела и других людей. Руководитель, принимающий гостя или просто ведущий беседу с сотрудником, должен оказывать знаки внимания. Похвала, восхищение, интерес, благодарность — все это не только проявление воспитанности и знание этикетных норм, но и показатель уважительного отношения к собеседнику.

Чтобы научиться эффективному деловому общению, руководителю необходимо обратить внимание на риторику (искусство говорить), дикцию (произношение), интонацию (тон речи). Вот несколько важных общих принципов делового общения:

- избегайте жаргонных слов и оскорбительных выражений

- умейте слушать других и показывать, что вам это интересно

- правильно произносите имена и фамилии,

- все служебные тайны, как профессиональные, так и личные, храните при себе

- будьте осторожны с конфиденциальной информацией, которую могут случайно услышать сослуживцы или посетители во время встреч либо телефонных разговоров

- говорите кратко и по существу

- реже используйте местоимение «я», а говорите, опираясь на факты, не увлекаясь деталями, но помните, что, удачно упомянув о детали, вы укрепите вашу позицию

- ищите выход из сложившейся конфронтации.

Предприниматель (бизнесмен) часто вступает в кратковременные контакты с людьми, посетителями. При пяти-семи-минутном общении содержательная информация составляет около четверти полученной информации.

Язык жестов и условностей — своеобразная книга. Бизнесмену нужно учиться ее читать и помнить о том, что он сам является объектом пристального внимания.

  1. Контрольные вопросы
  1. Какие нормы включают правила деловой переписки?
  2. Что такое прием?
  3. Какие подарки дарят и не дарят на деловых встречах?
  4. Что включает в себя этикет предпринимателя?
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Дать определение понятию п.1.3.
  3. Перечислить правила Дейла Карнеги.
  4. Охарактеризовать деловую беседу.
  1.  Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4  Задание;

6.5  Выполнение работы.

Практическая работа 12

Культура речи и внешний облик  делового человека

  1. Цель работы
  1. Ознакомиться с видами тестов.
  2. Знать манеры поведения.
  3. Раскрыть показатели культуры речи.
  4. Знать деловой стиль делового человека.
  1. Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

                                при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 5 Культура предпринимательской деятельности

Тема 5.5 Культура речи и внешний облик делового человека

3 Краткие теоретические сведения

Деловой разговор как особая разновидность устной речи. Деловой разговор -- это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.

Ежедневно ведя деловые разговоры, друг с другом, а также со своими клиентами, такие люди проявляют порой вопиющую речевую безграмотность, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет в полной мере реализовать свой потенциал. В то же время деловой разговор как научное понятие в современной лингвистике отсутствует. Отсюда и полная не разработанность устной деловой речи в сфере предпринимательской деятельности.

Деловой разговор -- это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего, деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.

Непосредственное общение исключает возможность предварительного обдумывания, а потому деловой разговор полон непринужденных форм общения, а также некоторых грамматических и стилистических особенностей. Так, для этой разновидности деловой речи характерен определенный отход от обычных морфологических норм общелитературного языка, которые в деловом общении нередко рассматриваются как излишество, не позволяющее точно и кратко передать смысл высказывания.

Уже стало нормой употребление в деловой речи единственного числа в значении множественного тех существительных, которые имеют собирательное значение, например: "Эти агрегаты состоят из генератора постоянного тока, соединенного эластичной муфтой с двигателем внутреннего сгорания". Или: "На этом стенде представлены три токарных станка с резцом принципиально нового образца". Прежде всего, деловых людей, с которыми хотят взаимодействовать окружающие, отличают от остальных такие черты характера как аккуратность, организованность, целеустремленность и умение ценить свое и чужое время. Причем проявление внутреннего стержня, всегда отражается в одежде. Опрятность и аккуратность – именно такой внешний вид делового человека является залогом хорошего впечатления. В то же время неопрятная, мятая, а то и вовсе грязная одежда сразу ассоциируется с забывчивостью, лишней суетой и ненадежностью. Чтобы не стать объектом из второй категории, стоит запомнить, какие виды делового стиля существуют на сегодняшний день.

Вне зависимости от половой принадлежности нюансы, которые касаются деловой одежды, едины для всех. Каждая компания или фирма диктует свои правила дресс-кода в рабочее время. Однако в природе существует всего два типа:

  1. Консервативный дресс-код. Этот стиль характеризуется единством правил для всех сотрудников компании и не приемлет исключений. Костюмы, блузки, носки и даже пуговицы должны строго соответствовать допустимым цветам. Этот стиль обязателен для тех, кто проводит переговоры вне офиса, а расцветка в большинстве случаев является корпоративной.
  2. Контактный дресс-код. Такой стиль больше подходит для встреч с коллегами в нерабочее время. Например, на торжественных вечерах и прочих не формальных мероприятиях. Главный принцип – соблюдение рамок приличия и элегантности. Строгие костюмы и рубашки можно заменить на свободные брюки с блузками без пиджака. Женщинам можно сделать более яркий макияж и добавить к своему образу различные аксессуары.

В деловой среде стоит придерживаться правил консервативного дресс-кода. Для представителей разных полов требования естественно будут разными.

  1. Контрольные вопросы
  1. Что такое культурная речь?
  2. Что рекомендуют специалисты для культурной речи?
  3. В чем состоит основной вид мужской деловой одежды, и какие аксессуары к ней?
  4. В чем состоит основной вид деловой одежды  женщины и аксессуары к ней?
  5. Что такое поза? Опишите виды «читаемых» поз.
  1. Задание
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Описать виды жестов.
  3. Описать манеры поведения.
  4. Охарактеризовать деловой стиль.
  5. Объяснить сущность рукопожатия, мимики, улыбки, взгляда и тона.
  1. Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4  Задание;

6.5  Выполнение работы.

Практическая работа 13

Моральные аспекты предпринимательства

1 Цель работы

  1. Изложить моральные аспекты предпринимательства.
  2. Знать сравнение 10 заповедей с современным бизнесом.
  1. Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

                                при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 5 Культура предпринимательской деятельности

Тема 5.7 Моральные аспекты предпринимательства

3 Краткие теоретические сведения

Мораль (нравственность) (от лат. moralis - касающийся нравов) - совокупность норм, установок и предписаний, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении в различных жизненных сферах, включая и трудовую деятельность. Специфика морали как регулятора социальных отношений заключается в том, что она действует изнутри. Моральное регулирование носит, как говорят психологи, оценочно-императивный характер, т. е. в оценке поступков людей содержится их одобрение либо порицание. Общие нормы морали получают выражение в зафиксированных представлениях (заповедях, принципах, кодексах) о том, как следует поступать и чего нельзя делать. Когда говорят о морали, то имеют в виду суждения о правильном и неправильном, о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Сила моральных требований, всегда безусловных по форме и строгих по содержанию, в том, что человек должен обращать их к себе и только через опыт собственной жизни предъявлять другим. Наверное, не зря одна из древнейших заповедей, получившая наименование «золотое правило нравственности», гласит: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Перед глобальными опасностями, угрожающими самому существованию человечества, ответственное отношение к морали, признание приоритета человеческих ценностей является выбором, не имеющим разумной альтернативы. 
Этика - совокупность универсальных и специфических нравственных требований и правил поведения индивида, реализуемых в общественной жизни. Традиционная трактовка этики носит индивидуальный характер. Наши представления о нравственности и моральных ценностях, о том, что достойно похвалы и что заслуживает осуждения, сложились, главным образом, на основе восприятия человека как существа нравственного. Мы знаем, что значит назвать человека нравственным.
В глоссарии Европейского фонда управления качеством (EFQM) этика организации определена как нравственные устои, взятые на вооружение и соблюдаемые всеми работниками данной организации. Базируясь на общечеловеческих ценностях, этические нормы деловых отношений выступают одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Мораль и этика составляют основу деловой культуры организации (называемой также организационной или корпоративной культурой), под которой понимаются принятые руководством организации и поддерживаемые персоналом духовные ценности. И хотя многие считают, что деловая культура касается только внутренней жизни коллектива, фактически она формирует и внешнюю жизнь организации (внешние отношения). Деловая культура организации проявляется в поведении сотрудников, в их восприятии себя, организации в целом и окружающей среды. Центральное место в организационной культуре занимают базисные ценности, т. е. официально принятый в организации набор наиболее значимых и неизменных принципов, на которых основывается поведение сотрудников.
Совершенно очевидно, что базисные ценности - это, прежде всего, ценности этического характера. Их следует отличать от ценностей конкретной личности (например, религиозные убеждения, политические взгляды) или общечеловеческих ценностей (например, свобода, терпимость). В организациях формирование базисных ценностей проходит долгий путь трансформации, в результате чего они, как правило, становятся их потребностями или обязательствами перед обществом. В этом смысле базисные ценности носят прагматичный, рациональный характер, и их выбор определяется спецификой каждой организации. 
Принятие многих управленческих решений связано с морально-этическими дилеммами, к числу которых можно отнести:
- выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом; 
- соотношение целей и средств их достижения; 
- соотношение материальных и духовных ценностей; 
-  соотношение личных и общественных интересов. 

  1. Контрольные вопросы
  1. На что опираются моральные нормы?
  2. Что такое благородство?
  3. Что такое мораль?
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Объяснить сущность таких категорий морали, как долг, совесть, честь и достоинство.
  3. Записать 10 заповедей в применении с современным бизнесом.
  1. Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4  Задание;

6.5  Выполнение работы.

Практическая работа 14

Планирование в малом бизнесе. Бизнес-план

1 Цель работы

  1. Узнать о существующей системе планирования в малом бизнесе.
  2. Перечислить основные принципы бизнес-планирования.
  3. Рассмотреть структуру бизнес-плана.
  4. Разработать основные положения бизнес-плана.
  1. Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

                                при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 6  Бизнес-план предпринимательской деятельности

Тема 6.1 Планирование в малом бизнесе. Бизнес-план

3 Краткие теоретические сведения

Бизнес-план разрабатывается в целях эффективного управления и планирования бизнеса, является одним из основных инструментов управления предприятием.

Бизнес-план - документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия.

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.

Обычно бизнес-план составляется, когда:

создается новое предприятие;

реконструируется, расширяется действующее предприятие;

осуществляется переход на производство новой продукции или оказание новых услуг;

необходимо финансовое оздоровление предприятия.

Бизнес-план - это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого или действующего бизнеса. Он описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом будут достигаться цели. Бизнес-план является постоянным документом: он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанными как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, в экономике в целом.

Бизнес-план разрабатывается для внешних и внутренних целей. Внешние цели: обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций, демонстрация имеющихся у организации возможностей и привлечение со стороны инвесторов или банка. Внутренние цели разработки бизнес-плана: выявление уровня профессиональных знаний управления персонала, понимание рыночной среды, реальное положения дел.

Цели бизнес-плана:

  1. разработка проекта открытия нового дела и получение на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов, в первую очередь денежных средств;
  2. разработка новой стратегии или тактики развития предприятия на долгосрочный период (3-5 лет);
  3. разработка инновационных проектов;
  4.  обоснование и реализация инвестиционных проектов;
  5. проведение реорганизации, санации, финансового оздоровления.

Бизнес-планирование текущей деятельности и создание нового предприятия является наиболее комплексным и объемным.

Бизнес-план - это средство управления предприятием, освещает и предписывает последовательность решения следующих задач:

  1. Формируются долговременные и краткосрочные цели предприятия, конкретные направления деятельности, стратегии и тактики их достижения.
  2. Обосновывается экономическая целесообразность направлений развития фирмы.
  3. Выбирается состав, и определяются показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям.
  4.  Определяется состав маркетинговых мероприятий предприятия по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, каналов сбыта.
  5. Оцениваются технические, технологические возможности, соответствие кадров предприятия и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей.
  6. Оценивается материальное и финансовое положение предприятия.
  7. Определяются источники финансирования реализации выбранной стратегии.
  8. Рассчитываются ожидаемые финансовые результаты деятельности.
  9. Предусматриваются трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов.

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.

  1. Контрольные вопросы
  1. Что такое бизнес-план?
  2. Что относится к главным компонентам процесса бизнес-планирования?
  3. Какие разделы включает в себя структура бизнес-плана?
  4. В чем состоит описание базового предприятия?
  5. Для каких задач предназначен бизнес-план?
  6. Что включает в себя информация, представляемая в финансовом плане?
  7. По каким бокам подбирается информация? Охарактеризуйте их.
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Составить схему потребностей предпринимателя.
  3. Какие вопросы могут возникнуть у предпринимателя для понятия содержания предпринимательской идеи?
  4. Дать характеристики резюме, описания продукта, плана производства и организационного плана.
  5. Охарактеризовать ошибки, возникающие в ходе бизнес-планирования
  1. Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4  Задание;

6.5  Выполнение работы.

Практическая работа 15

Финансовое планирование в предпринимательской деятельности

  1. Цель работы
  1. Знать понятие «финансовый план».
  2. Ознакомиться с видами рисков.
  3. Знать приемы снижения рисков.
  1. Разделы, темы рабочей программы, которые необходимо знать

                                при выполнении  и сдаче практической работы

Раздел 6  Бизнес-план предпринимательской деятельности

Тема 6.2 Финансовое планирование в предпринимательской деятельности

3 Краткие теоретические сведения

Финансовый план организации (предприятия) – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов организации (предприятия), включая платежи в бюджет на планируемый период.

Финансовое планирование охватывает широкий спектр финансовых отношений. Сюда входят следующие отношения:

– между организацией (предприятием) и различными субъектами хозяйствования;

– собственниками организации (предприятия), трудовыми коллективами и отдельными работниками;

– субъектами хозяйствования, входящими в объединение, и самим объединением, а также между субъектами хозяйствования и хозрасчетными подразделениями внутри них;

– организациями (предприятиями), объединениями и государственным бюджетом;

– организациями (предприятиями) и коммерческими банками;

– организациями (предприятиями) и страховыми организациями.

Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности организации (предприятия) и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и тактическим планами.

Основная цель финансового планирования состоит в том, что бы сбалансировать намечаемые расходы организации (предприятия) с финансовыми возможностями.

Финансовый план организации (предприятия) составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения статей баланса.

Баланс доходов и расходов состоит из следующих разделов:

– доходы и поступления средств;

– расходы и отчисления средств;

– платежи в бюджет;

– ассигнования из бюджета.

  1. Контрольные вопросы
  1. Что такое финансовый риск?
  2. Какие показатели являются критериями эффективности проекта?
  3. Какие существуют финансовые риски?
  1. Задания
  1. Дать письменный ответ на контрольные вопросы.
  2. Дать определение понятию «финансовый план».
  3. Охарактеризовать виды рисков.
  4. Охарактеризовать приемы снижения рисков.
  1. Структура отчета

6.1  Номер и наименование практической работы;

6.2  Цель работы;

6.3  Контрольные вопросы;

6.4  Задание;

6.5  Выполнение работы.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие / Т.М.Голубева — М.: ФОРУМ, 2012. – 272с.
  2. Переверзев М.П., Лунева А.М..Основы предпринимательства: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2011. – 176с.
  3.  Алейников А. Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие. – М.: Новое знание, 2013. – 304 с.
  4. Абчук В. А. Курс предпринимательства: Учеб. пособие. – СПб.: Альфа, 2011. – 544 с.
  5. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Предпринимательство: Учебн. Пособие. – М.: РИОР, 2012. – 120с.

Интернет-ресурсы:

http://do. *****/library/courses/osnpred/book. dbk Машерук Е. М. Основы предпринимательства. Дистанционный курс

http://www. petrograd. biz/business_manual/business_13.php Мельников М. М. Основы бизнеса – как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей

http://www. *****/ Свой бизнес/электронный журнал.

http://www. *****/index. html Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета.

 

Дополнительные источники:

  1. Гражданский кодекс РФ ч.1и ч.2.
  2. Закон Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контроля» №134-ФЗ-М.: ИНФРА-М,2013.-16с.
  3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».-М.: «ЮРКНИГА», 2014.-32с.
  4. Транспортный устав железных дорог РФ№2 –ФЗ-М.: «Контракт»,2001.
  5. Закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» №2-ФЗ.
  6. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информаций» №24-ФЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и практические задания учебной / производственной (профессиональной) практики ПМ.01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты».

Содержание    Введение ……………………………………………………………………………3 1. Методические указания по выполнению заданий практики ……………….....5 2.Тематический план и содержание учебной/производственной практ...

Методические указания к практической работе "Проектирование локальной сети Ethernet"

Данная практическая работа представлена в 3-х вариантах. Студентам предлагается разместить сотрудников фирмы в конкретном помещении (схемы прилагаются).  Необходимо расчитать возможное количество...

ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕФТИ И НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ. Методические указания к практическим работам №№ 1,2

Методическое пособие «Технический анализ нефти и нефтяных фракций» предназначено для обучающихся «ГК г. Сызрани» по специальности 240134.51 Переработка нефти и газа при обучении по профессиональному м...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методические указания к практическим занятиям учебной дисциплины ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ составлены для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и  включают в себя поя...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим работам по учебной дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"

Методические указания составлены в соответствии с ФГОС СПО, календарно-тематическим планом и программой дисциплины ОП.02  Теория вероятностей и математическая статистика для студентов специальнос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим работам по учебной дисциплине ОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯк практическим работам по учебной дисциплинеОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине общепрофессионального цикла ОП. 02 Менеджмент программы подготовки специалистов среднего звена 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)

Настоящие методические указания по учебной дисциплине ОП.02 Менеджмент для специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) составлены в соответствии с требованиями ФГОС третьего поко...