Лекции по основам экономики
план-конспект урока на тему

ПРЕСНОВ ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ

Лекции по дисциплине " Основы Экономики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_ekonomiki.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ

Экономическая деятельность связанна с потребностями человека.

ПОТРЕБНОСТЬ -  нужда, недостаток.

В экономике рассматриваются только экономические потребности, которые можно удовлетворить с помощью экономических благ, то есть с помощью произведенных товаров и услуг.

УСЛУГА – вид деятельности, полезный результат которой, проявляется во время труда.

ПРОИЗВОДСТВО -  процесс создания экономического блага и сопутствующие ему преобразования ресурсов.

Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребления. Потребности растут количественно и изменяются качественно, таким образом потребности бесконечны и не удовлетворимы.

Вовлеченные в процесс производства ресурсы, называются факторами производства.

  1. Труд.
  2. Земля.
  3. Капитал.
  4. Предпринимательская деятельность.
  5. Информационные технологии.

Проблема производства состоит в ограниченности ресурсов. Необходимость лучшего сочетания фактора производства, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей, это порождает проблему выбора.

Отражением данной проблемы является постановка 3х вопросов экономики:

  1. Что производить.
  2. Как производить.
  3. Для кого производить.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность организационных механизмов, с помощью которых происходит распределение ограниченных ресурсов.

  1. Традиционная экономика.
  2. Командная, плановая экономика.
  3. Рыночная.
  4. Смешанная.
  5. Переходная.

СОВРЕМЕННОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

НАТУРАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО -  удовлетворение своих потребностей. Современное производство – товарное.

ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – производство, в котором продукты создаются для обмена, продажи. Результатом товарного производства является товар.

ТОВАР – продукт, предназначенный для продажи, обмена.

  1. СВОЙСТВО, ПОЛЕЗНОСТЬ: способность, товара удовлетворить какую либо потребность. Полезность любого экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественности блага.
  2. Цена – признак товара.

ДЕНЬГИ – все то, что принимается продавцами для оплаты товаров и услуг и все то, что выполняет функцию денег.

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

  1. Мера стоимости – позволяет измерить и сосчитать количество и даже качество разных товаров, в одних и тех же денежных единицах. Эту функцию деньги выполняют с помощью масштаба цен. Денежные единицы установлены в законодательном порядке, каждой отдельной страной.
  2. Средства обращения  товар ---деньги   --- товар ---- деньги, востребована посредником.
  3. Средства сбережения и накопления.

ВИДЫ ДЕНЕГ

  1. Товарные деньги.
  2. Бумажные деньги.
  3. Кредитные карты.

Отличительная особенность современных денег – ликвидность – способность обмениваться н товары и услуги.

Совокупность всех денежных средств находящейся в наличной и безналичной формах и выполняющих функции средств обращения и накопления образуют денежную массу.

Отдельные виды денежных средств в соответствии с уровнем ликвидности объединяются в денежные агрегаты « М».

М0 – наличные металлические и бумажные деньги.

М12 + деньги на беспроцентных счетах до востребования.

М210 + небольшие срочные вклады.

      M = P*Q

V - скорость

P – уровень цен.

Q – национальный объем производства.

Уровень цен и количество денег находятся в прямой зависимости. Количество денег в обращении влияет на их стоимость. Современные деньги не имеют собственной стоимости, поэтому стоимость денег – их покупательская способность, то есть, то количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. Этот показатель выражает реальную стоимость в отличие от номинальной. Стоимость денег находится в обратной зависимости от массы денег.

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

КРНКУРЕНЦИЯ – борьба предпринимателей за лучшие условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

ФУНКЦИИ

  1. Эфективное распределение ограниченных ресурсов.
  2. Стимуляция.
  3. Распределение доходов в соответствии с вкладом в производство.

МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

  1. Ценовая конкуренция.
  2. Не ценовая конкуренция ( качество, доступность).

В зависимости от степени развитости конкуренции различают 2 вида  рынка:

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ тип рыночной структуры соответствующий основным принципам рыночной экономики

ЧЕРТЫ:

  • Значительное число продавцов и покупателей на рынке.
  • Отдельная фирма не может влиять на цену.
  • Всеми продавцами предлагается однородная унифицированная продукция.
  • Все участники рынка обладают одинаковой информацией о нем.
  • Свобода вступления в отрасль и выход из нее.

НЕ СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ это рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

ТИПЫ:

  1. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ -  рынок, на котором один продавец продает товар, не имеющий заменителей, контролирует цены и блокирует вступление в отрасль конкурентов.

ВИДЫ:

  • Искусственная (смена компаний).
  • Естественная или технологическая.
  • Государственная.
  • Временная – порождается научно – техническим прогрессом.
  • Случайная – результат ограниченного по времени превышения спроса над предложением.
  1. ОЛИГАПОЛИЯ – рынок, на котором несколько крупных фирм продают стандартизированный продукт, имеют ограниченный контроль над ценами, вступление в отрасль затруднено. Характерной особенностью рынка, являются ценовые войны.
  2. МОНОПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – рыночная структура, где множество фирм выпускают дифференцированный продукт. Не обладает контролем над ценами имеется свободный вход и выход из отрасли. Характерной чертой этого рынка является конкуренция с помощью рекламных товарных знаков, реклама.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА.

  • ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: ВНП внутренняя стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. Измеряется в текущих ценах, включает только готовую продукцию, учитывает результаты материального и не материального производства.

НЕ ВХОДИТ: трансфертные платежи, сделки с ценными бумагами.

ВНП, как поток расходов включает:

  1. Личное потребление.
  2. Валовые инвестиции.
  3. % доход на деньги.
  4. Прибыль, амортизация, косвенные налоги.
  • ВВП включает в себя стоимость конечных товаров и услуг произведенных на территории страны, независимо от национальной принадлежности и гражданства работников.
  • ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ – это ВНП за вычетом той части капитала, которая необходима для замены изношенного оборудования.
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД – общий доход, полученный поставщиком ресурсов.
  • ЛИЧНЫЙ ДОХОД.
  • РАСПОЛОГАЕМЫЙ ДОХОД.

Под занятостью понимается соотношение между численностью рабочей силы и работающими..

Под рабочей силой, понимается занятое и не работающее, и ищущее работу трудоспособное население.

БЕЗРАБОТИЦА – циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом.

Безработным, считается человек, который может и хочет работать, но не может ее найти из – за нехватки рабочих мест или недостаточной профильной подготовки.

ТИПЫ:

  1. ФРИКЦИОННАЯ – временная, добровольная.
  2. ИНСТИТУЦИОННЯ – зависит от минимальной з/п и пособия по безработице.
  3. ВЫНУЖДЕННАЯ – структурная, связана с изменением спроса профессии.
  4. ЦИКЛИЧЕСКАЯ – вызывается спадом производства.

Фрикционная и структурная образуют естественную безработицу.

ИНФЛЯЦИЯ

Переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребности товарооборота, вызывающая обесценивание денег и рост цен.

ВИДЫ

  1. Умеренная, не более 10%.
  2. Галопирующая.
  3. Гиперинфляция.
  4. Открытая и скрытая.
  5. Сбалансированная и несбалансированная.
  6. Ожидаемая и неожидаемая.

ПРИЧИНЫ

  • Превышение государственных расходов над доходами.
  • Милитаризация экономики.
  • Несовершенство конкуренции.
  • Инфляционное ожидание.
  • Рост цен на импортную продукцию.

КРЕДИТ.

ЦБ И ЕГО ФУНКЦИИ.

Независимость от правительства, обеспечение стабильной банковской и финансовой систем, контроль за денежным обращением, проведение денежной политики.

ФУНКЦИИ:

  • Выпуск наличных денег.
  • ЦБ – банк всех банков.
  • Банкир – правительство.
  • Регулирует безналичную эмиссию коммерческих банков.

В процессе деятельности хозяйствующих субъектов образуются временно свободные денежные средства.

- амартизационные отчисления.

- з/п.

- денежные доходы и сбережения населения.

- неиспользованные средства бюджета.

ССУДНЫЙ КАПИТАЛ – денежные средства, отданные в ссуду собственникам на время, на условиях возврата и за плату в виде %. Формой движения является кредит.

ФУНКЦИИ

  1. Непрерывность производственного процесса.
  2. Перераспределение денежных средств между отраслями.
  3. Стимулирование научно – технического прогресса.

ВИДЫ

  1. Коммерческий.
  2. Банковский ( ипотечный, потребительский).
  3. Государственный.
  4. Международный.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» -раздел "Основы экономики".

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы экономики» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экономики, ...

Лекции для самостоятельной подготовки по Основам экономики и предпринимательской деятельности

ИНСТРУКЦИЯ1. Внимательно прочитайте конспект, запишите краткое содержание согласно плана.2. Прочитайте и ответьте на вопросы в...

Комплект лекций Основы экономики, менеджмента, маркетинга

Комплект лекций Основы экономики, менеджмента, маркетинга для ОУ СПО...

Конспект лекций по дисциплине Основы экономики

Конспект лекции по дисциплине " Основы экономики" предназначен для студентов технических специальностей дневного и заочного отделения....

Лекции по разделу "Основы менеджмента" по ОП.14 "Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.3 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования

Лекции по разделу "Менеджмент" предназначены для изучения дисциплины  ОП.14 "Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.3 Техническое обслуживание и ремонт сист...

Конспект лекций по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Конспект лекций   по дисциплине«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»...