рабочая программа по финансам, денежному обращению и кредиту
рабочая программа на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_finansy_denezhnoe_obrashchenie_i_kredit14.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Принято на заседании                                                         Совета техникума                                    

Протокол № _____

от _________________                            

                           

УТВЕРЖДАЮ

директор ОБПОУ                                 «Рыльский аграрный техникум»

Харин А.В. ________________

приказ № ____

 от «____» _________ 20 ___ г.            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 06. «Финансы, денежное обращение и кредит»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

Рыльск   2015 г.


Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06. «Финансы, денежное обращение и кредит» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».

Организация  -  разработчик: Областное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».

Разработчик: Шатилина Наталья  Ивановна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. «Финансы, денежное обращение и кредит»

Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК профессионального учебного цикла специальности «Операционная деятельность в логистике»

Протокол № 10 от «29» июня 2015г.

Председатель ПЦК  _____________                     Шатилина Н.И.

                                      (подпись)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. «Финансы, денежное обращение и кредит»

Рассмотрена и одобрена на заседании методического  Совета техникума

Протокол № 1 от «31» августа 2015г.

Председатель методического совета   __________      Добрынина И.Н.

                                                                   (подпись)

Заместитель директора по учебной работе_________     Добрынина И.Н.

                                                                         (подпись)

  Методист                                                    ___________    Кузьменко И.В.

                                                                         (подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                    стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                  

ДИСЦИПЛИНЫ.                                                                                            4 

2.СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ.                                                                                            6

3.УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ.             13                                                                                                                  

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.                                                                      15

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Финансы, денежное обращение и кредит»

1.1. Область применения программы 

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06. «Финансы, денежное обращение и кредит» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».

1.2.  Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального  учебного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины ОП. 06. «Финансы, денежное обращение и кредит» обучающийся должен

Уметь:

- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

- анализировать показатели, связанные с денежным обращением;

- анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

В результате освоения дисциплины ОП. 06. «Финансы, денежное обращение и кредит» обучающийся должен

Знать:

- сущность финансов, их функции и роль в экономике;

- принципы финансовой политики и финансового контроля;

- законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;

- основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;

- структура кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;

- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

- структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

- виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;

- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирование ее экономической системы.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной  дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся                             60 часов.

В том числе:  

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося      40 часов.        

Самостоятельная работа обучающегося                                        20  часов.  

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

8

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

индивидуальное задание

6

внеаудиторная самостоятельная работа

14

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»   

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем

часов

Уровень

освоения

Введение

Содержание учебного материала.

Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит», ее содержание и место в системе социально-экономических категорий. Цели, задачи и содержание дисциплины. Сущность и характерные черты денежной и финансово-кредитной системы.  

2

2

Раздел 1. Деньги и денежное хозяйство страны.

2

Тема 1.1.Сущность денег и тенденции развития современной денежной системы.

Содержание учебного материала.

Функции и роль денег в рыночной экономике.

Денежное обращение.

Инфляция и инфляционная политика.

Денежное хозяйство страны.

2

3

Раздел 2. Финансы.

10

Тема 2.1. Сущность финансов, их функции и роль в экономике.

Содержание учебного материала.

Сущность и функции финансов.

Роль финансов в экономике.

2

3

Тема 2.2.Финансовая политика.                                    

Содержание учебного материала.

Сущность и содержание финансовой политики.

Современная финансовая политика Российской Федерации.

2

3

Тема 2.3. Управление финансами.

Содержание учебного материала.

Общие понятия об управлении финансами.

Органы управления финансами.

Характеристика финансовых планов и прогнозов.

Финансовый контроль.

2

3

Практическая работа

Взаимодействие различных сегментов финансового рынка

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить доклад на тему:

1.Финансовое планирование.

2.Финансовое прогнозирование.

2

Раздел 3. Денежное обращение и денежная система.

16

Тема 3.1. Деньги и денежное обращение.

Содержание учебного материала.

Понятие денежного обращения, его содержание и структура. Наличное и безналичное обращение.

Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег. Особенности денежного оборота при различных моделях экономики..

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов на тему:

 Особенности денежного оборота при различных моделях экономики.

2

Тема 3.2. Безналичный денежный оборот, его организация.

Содержание учебного материала.

Основы организации денежного оборота.

Принципы организации безналичных расчетов.

Формы безналичных расчетов.

2

3

Выполнение индивидуальных заданий.

Определение платежного кризиса и направления его смягчения в условиях переходной экономики.

2

Тема 3.3. Налично-денежный оборот, его организация.

Содержание учебного материала.

Экономическое содержание налично-денежного оборота.

Организация налично-денежного оборота.

2

3

Тема 3.4. Форма развития денежной системы.

Содержание учебного материала.

Денежные системы, их формы и развитие.

Современный тип денежной системы, ее характеристика.

Денежная единица и ее покупательная способность.

2

3

Выполнение индивидуальных заданий.

Выявление направления стабилизации денежной единицы.

2

Практическое занятие.

Анализ показателей денежного обращения.

2

Раздел 4. Кредит и банковская система.

14

Тема 4.1. Сущность кредита, его функции и виды.

Содержание учебного материала.

Необходимость  и сущность кредита.

 Функции кредита, их характеристика.

Законы кредита.

Виды кредита.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Формы кредита, их характеристика.

Роль кредита. Изменение роли кредита. Границы кредита.

2

Тема 4.2. Понятие и элементы банковской системы.

 

Содержание учебного материала.

 Понятие и признаки банковской системы.

Характеристика банковской системы.

Сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы. Особенности построения банковских систем.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка докладов на темы:

1.Развитие банковской системы.

2.Возникновение банков.

3.Развитие банков.

2

Выполнение индивидуальных заданий.

 Выявление опыта  организации банковских систем зарубежных стран.

Определение порядка  построения банковской системы России.

2

Тема 4.3. Центральные и коммерческие банки.

Содержание учебного материала.

Общая характеристика центральных банков.

Задачи и функции центральных банков.

Денежно – кредитное регулирование.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка докладов на тему:

1. Общая характеристика центральных банков.

2. Банковские услуги.

2

Раздел 5. Бюджет государства.

6

Тема 5.1. Бюджет и бюджетная система.

 Внебюджетные фонды.

Содержание учебного материала.

Социально – экономическая сущность  бюджета.

Бюджетная система Российской Федерации.

Доходы и расходы бюджета.

Сущность и назначение внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды.

2

3

Практическое занятие.

Анализ структуры государственного бюджета.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Участники бюджетного  процесса.

Порядок рассмотрение и утверждение Федерального бюджета.

2

Раздел 6. Рынок ценных бумаг.

6

Тема 6.1.Структура и совершенствование рынка ценных бумаг в РФ.

Содержание учебного материала.

Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Развитие рынка ценных бумаг.

Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг.

2

3

Практическое занятие.

Сравнительная характеристика ценных бумаг.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание реферата на тему:

1. Совершенствование рынка ценных бумаг.

2. Фондовая биржа.

2

Раздел 7. Развитие кредитного дела и денежного обращения в России на этапах формирования экономической системы.

2

Тема 7.1. Кредитное дело и кредитное обращение в России

Содержание учебного материала.

Особенности и отличительные черты развития

кредитного дела и денежного обращения в России.

Особенности построения банковских систем стран

с развитой рыночной экономикой.

2

3

Дифференцированный зачет

2

Всего:

60


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.  Материально-техническое обеспечение

Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет  «Финансы, денежное обращение и кредит».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и  мультимедиа-проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 316 с.
  2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: Финстатинформ, 2010. – 246 с.
  3. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. – М.: Институт международного права и экономики, 2011. – 267 с.
  4. Бункина М.П. Деньги. Банки. Валюта: Учебное пособие. – М.: ДИС, 2010. – 435 с.
  5. Долан Э.ДЖ., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл  Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно – кредитная политика: Пер. с англ./Под общ. Ред. В.В. Лукашевича, М.Б. Ярцева. – СПб.: СПб. Оркестр: Литера плюс, 2011. – 473 с.
  6. Общая теория финансов: Учебник /Под ред. Е.Ф. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – 348 с.
  7. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ. Банки и биржи. 2011. 431 с.
  8. Общая теория денег и кредита: Учебник /Под ред. Е. Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 2010. – 198 с.
  9. Молчанов А. В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 362 с.
  10. Лаврушина О.И. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 460 с.
  11. Харрис Л. Денежная теория: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2010. – 294 с.

Дополнительные источники:

  1. Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. – М.: Консалтбанкир, 2010. – 378с.
  2. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России/Под ред. М.Х. Лапидуса. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 269с.
  3. Кочович Е. Финансовая математика: Теория и практика финансово-банковских расчетов. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 149с.
  4. Лаврушина О.И. Основы банковского менеджмента. – М.: Инфра-М, 2010. – 431с.
  5. Семенова Т.Г., Семенков А.В. Денежные реформы России в XIX в. – СПб., Марафон, 2011. – 371с.
  6. www.consultant.ru
  7.  www.rufinance.ru
  8. www.minfin.ru

4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

- анализировать показатели, связанные с денежным обращением;

- анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

Знать:

- сущность финансов, их функции и роль в экономике;

- принципы финансовой политики и финансового контроля;

- законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;

- основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;

- структура кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;

- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

- структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

- виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;

- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирование ее экономической системы.

текущий контроль:

оценка выполнения индивидуального задания;

оценка выполнения практического задания;

оценка выполнения группового задания;

оценка выполнения группового практического задания.

 оценка выполнения устного фронтального опроса;

оценка выполнения тестирования;

оценка выполнения дидактического диктанта;

оценка выполнения устного фронтального опроса;

оценка выполнения индивидуального задания;

оценка выполнения тестирования;

оценка выполнения групповой письменной работы;

оценка выполнения устного фронтального опроса;

оценка выполнения индивидуального задания;

оценка выполнения устного фронтального опроса;

оценка выполнения устного фронтального опроса и письменного индивидуального.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 080000 «Экономика и управление» по специальности среднего професс...

Рабочая программа по Финансам, денежному обращению и кредиту

Данная рабочая программа предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"...

Рабочая программа по дисциплине "Финансы. Денежное обращение. Кредит"

Рабочая программа по дисциплине "Финансы. Денежное обращение и кредит" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" для СПО....

Рабочая программа учебной дисциплины "Финансы,денежное обращение и кредит"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Финансы,денежное обращение и кредит"...

Рабочая программа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" - 2

Для специальности "Земельно-имущественные отношения"...