методическая разработка "Финансы в графиках, схемах и рисунках"
методическая разработка на тему

Пелипенко Анна Александровна

Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» довольно сложна для восприятия студентов, так как имеет множество специализированных терминов, понятий и формул.  Для облегчения усвоения знаний были разработаны схемы и таблицы с использованием различных способов кодирования учебной информации, позволяющих учащимся усваивать излагаемый материал быстрее и эффективней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka2.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования , науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное объединение Краснодарского края  «Славянский сельскохозяйственный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

на тему:  «Финансы в графиках, схемах и рисунках»

Разработано преподавателями

Специальных бухгалтерских дисциплин

    Пелипенко А.А.

2016 год

Содержание

 Введение        .        .        .        .        .        .        .        .        2

Графики схемы и рисунки 1 раздела        .        .        .        .        4

Графики схемы и рисунки 2 раздела        .        .        .        .        19

Графики схемы и рисунки 3 раздела         .        .        .        .        23

 Заключение        .        .        .        .        .        .        .        .        25

Список использованной литературы        .        .        .        .        26

Введение

В современной педагогике совершенно четко обозначилась проблема несоответствия увеличивающегося объема информации количеству учебного времени. Задача педагога – сделать простым и понятным материал с тем, чтобы большее количество информации было усвоено за меньший промежуток времени, так как экстенсивный путь простого увеличе6ния количества учебного времени давно исчерпан. Другими словами, задача сводится к интенсификации процесса обучения,  увеличения «плотности», «насыщенности», «концентрации» учебного времени. Данная задача приводит к необходимости решения проблемы сгущения (уплотнения, сжатия) учебной информации.

Таким образом, дидактическая задача педагога  и заключается в том, чтобы сложное и непонятное сделать простым и ясным, громоздкое – компактным, продолжительное – лаконичным, распределенное и рассредоточенное  - концентрированным, фрагментарное – цельным, разорванное – сплошным.   Поскольку эта дидактическая проблема по причине естественного  бесконечного увеличения учебной информации неисчерпаема, путем ее решения является создание крупноблочных образно-графических наглядностей.

Учебный курс дисциплины «Финансы денежное обращение и кредит», как и любая другая научная дисциплина, имеет свой предмет, метод и задачи.

Предметом данной дисциплины является система финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств во всех подразделениях народного хозяйства.

Исследование системы финансовых и экономических отношений, возникающих по поводу образования и использования фондов денежных средств – сложный процесс. Методом его познания служит метод материалистической диалектики. Он обязывает рассматривать все экономические явления и процессы, в том числе и финансовые, в их взаимосвязи, взаимозависимости и развитии с учетом конкретных исторических условий.

Основными задачами дисциплины «Финансы денежное обращение и кредит» являются:

  • раскрытие сущности и функции финансов;
  • изучение финансовой политики, организации и структуры финансовой системы государства, управления финансами;
  • освещение проблем и практики формирования государственных финансов;
  • изложение принципов организации финансов сельскохозяйственных предприятий.

Дисциплина   «Финансы денежное обращение и кредит» играет большую роль в профессиональной подготовке экономистов для работы в финансовых отделах и бухгалтерских службах предприятий и организаций.

Курс «Финансы денежное обращение и кредит» базируется на знании общеэкономических дисциплин: «Экономической теории», «Налоги и налогообложение», «Маркетинг», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет».

Курс дисциплины «Финансы денежное обращение и кредит» включает в себя пять разделов, весьма разнородных по своему содержанию, охватывающих огромный объем информации, которую студентам необходимо усвоить в отведенное для изучение дисциплины время. Стремление дать больший объем информации за отведенное время и послужило основной причиной разработки курса дисциплины в графиках и схемах.

Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» довольно сложна для восприятия студентов, так как имеет множество специализированных терминов, понятий и формул.  Для облегчения усвоения знаний были разработаны схемы и таблицы с использованием различных способов кодирования учебной информации, позволяющих учащимся усваивать излагаемый материал быстрее и эффективней.

Графики схемы и рисунки 1 раздел

Первый раздел дисциплины, «Финансы и финансовая система» включают в себя следующие темы:

  1. Финансы, финансовая политика и финансовая система;
  2. Сущность и функции денег. Денежное обращение;
  3. Государственные финансы;
  4. Система страхования.

К теме «Финансы, финансовая политика и финансовая система» разработаны следующие схемы, (рисунок1, рисунок2, рисунок 3) позволяющие систематизировать знания о функциях финансов и в том числе о распределительной функции общегосударственных финансов.  

Тема «Сущность и функции денег. Денежное обращение» представлена схемами и таблицами  характеризующими функции, виды, сущность денег. (рисунок 4)

В виде схем представлен налично-денежный оборот и его взаимосвязь с системой рыночных отношений. К этому же разделу относятся схемы, характеризующие порядок проведение безналичных форм расчетов.(рисунки 5, 6, 7, 8, 9)

Тема «Государственные финансы» представлена схемой, характеризующей устройство бюджета РФ (рисунок 10).

При изложении темы «Система страхования» применяется методика определения суммы ущерба и страхового возмещения при проведении обязательного  страхования имущества сельскохозяйственных предприятий.

Тема: Функции финансов

Рисунок 1.   – Функции финансов

Распределительная функция

общегосударственных   финансов

        

Рисунок 2.- Распределительная функция  финансов

Рисунок 3. Финансовая система РФ



Схема налично-денежного оборота (на примере России)

Рисунок 5.  –  Схема налично-денежного оборота

Взаимосвязь отдельных частей денежного оборота с системой рыночных отношений в хозяйстве.

Совокупный денежный оборот

Рисунок 6.  - Взаимосвязь отдельных частей денежного оборота с системой рыночных отношений в хозяйстве.

Элемент денежной системы

                   

Рисунок 7. – Элементы денежной системы РФ

Расчеты чеками:

3

                          4                                             1                            

                                              2

Рисунок 8 . – Порядок расчетов чеками

Расчеты платежными поручениями при предварительной оплате товаров (услуг)

1

5

                    4                                                                         2  

3

Рисунок 9.  – Порядок расчетов платежными поручениями

Рисунок10.   - Бюджеты Российской Федерации

Алгоритм 1

Методика расчета суммы ущерба и страхового возмещения

при страховании посевов сельскохозяйственных культур

I способ

1. Определение суммы предполагаемой выручки (при отсутствии страхового случая):

               Общая площадь * среднюю  урожайность * цену реализации (руб.)

2. Получено фактически:

   а) площадь пострадавшей культуры * среднюю  урожайность * цену реализации

   б) площадь пересеянной культуры * урожайность * цену реализации

3. Определение суммы  недобора:

     Сумма предполагаемой выручки – сумма полученная фактически

4. Определение затрат на пересев:

      площадь пострадавшей культуры * затраты на пересев 1 га

5. Определение суммы ущерба:

       сумма недобора + затраты на пересев

6. Определение суммы страхового возмещения:

        сумма ущерба * 80%

II способ

1. Определение суммы предполагаемой выручки (при отсутствии страхового случая):

    площадь пострадавшей культуры * среднюю урожайность * цену реализации

2.  Получено фактически:

 площадь пересеянной культуры * урожайность * цену реализации

3. Определение суммы недобора:

     Сумма предполагаемой выручки – сумма полученная фактически

4. Определение затрат на пересев:

      площадь пострадавшей культуры * затраты на пересев 1 га

5. Определение суммы ущерба:

       сумма недобора + затраты на пересев

6. Определение суммы страхового возмещения ущерба:

        сумма ущерба * 80%

Пример 1

Условие:

В хозяйстве было засеяно 350 га озимой пшеницей. От заморозков погибло 140 га, и были пересеяны яровой пшеницей. Затраты на пересев составили 200 руб. на га. Средняя урожайность озимой пшеницы за последние 5 лет составляет 40 ц/га. Урожайность яровой пшеницы составила 37 ц/га. Закупочная цена озимой пшеницы – 300 руб., яровой – 280 руб.

Определить сумму ущерба и страхового возмещения.

Решение:

1. Определение суммы предполагаемой выручки:

350га *40 ц/га*300 руб. = 4200000 (руб.)

2. Получено фактически:

а) озимой пшеницы: (350 га – 140га) * 40ц/га*300руб. = 2520000(руб.)

б) яровой пшеницы 140га*37ц/га*280руб. = 1450400(руб.)

3.  Определение суммы недобора:

4200000-2520000-1450400 = 229600(руб.)

4. Определение затрат на пересев:

140га * 200 руб. = 28000(руб.)

5. Определение  суммы ущерба:

229600 + 28000 = 257600(руб.)

6. Определение суммы страхового возмещения:

257600 * 80% = 206080 (руб.)

Пример 2

Условие:

В хозяйстве было засеяно 350 га озимой пшеницей. От заморозков погибло 140 га, и были пересеяны яровой пшеницей. Затраты на пересев составили 200 руб. на га. Средняя урожайность озимой пшеницы за последние 5 лет составляет 40 ц/га. Урожайность яровой пшеницы составила 37 ц/га. Закупочная цена озимой пшеницы – 300 руб., яровой – 280 руб.

Определить сумму ущерба и страхового возмещения.

Решение:

1. Определение суммы предполагаемой выручки:

140га * 40ц/га * 300 руб. = 1680000 (руб.)

2. Получено фактически:

 140га*37ц/га*280руб. = 1450400(руб.)

3.  Определение суммы  недобора:

1680000 -1450400 = 229600(руб.)

4. Определение затрат на пересев:

140га * 200 руб. = 28000(руб.)

5. Определение  суммы ущерба:

229600 + 28000 = 257600(руб.)

6. Определение суммы страхового возмещения:

257600 * 80% = 206080 (руб.)

Алгоритм 2

Методика расчета суммы ущерба и страхового возмещения

при страховании основных средств

  1. Определение % амортизации по пострадавшим основным средствам:

Норма амортизации * количество полных  лет использования              %

Норма амортизации * количество полных месяцев использования  амортизаци

                12 месяцев

2. Определение суммы амортизации:

Норма амортизации * балансовую стоимость объекта

3. Определение остаточной стоимости:

Балансовая стоимость  -  сумма амортизации

4. Определение ущерба:

Остаточная стоимость + затраты на ликвидацию – материалы полученные от ликвидации объекта

5. Определение суммы страхового возмещения:

Сумма ущерба * 100%

Пример 3

Условие:

В хозяйстве от пожара разрушено здание коровника балансовой стоимостью 365000 руб. Срок использования объекта 12 лет 8 месяцев. Годовая норма амортизации – 1,2%. Затраты на ликвидацию составили 5400 руб., от разборки коровника получен кирпич на сумму 3000 руб.

Определить сумму ущерба и страхового возмещения.

Решение:

1. Определение % амортизации по пострадавшим основным средствам:

1,2% * 12 лет = 14,4 (%)

1,2 %    * 8 м-в = 0,8(%)        15,2%

12 м-в

2. Определение суммы амортизации:

365000руб. * 15,2% = 55480 (руб.)

3. Определение остаточной стоимости:

365000 – 55480 = 309520 (руб.)

4. Определение ущерба:

309520 + 5400 – 3000 = 311920 (руб.)

 

5. Определение суммы страхового возмещения:

311920 * 100% = 311920 (руб.)

Графики и рисунки 2 раздела

Второй раздел дисциплины включает в себя следующие темы:

2.1 Банковская система РФ

2.2 Рынок ценных бумаг

К теме «Банковская система РФ»  разработан  рисунок характеризующий банковскую систему Российской Федерации (рисунок 11). Кроме того, разработаны схемы, дающие характеристику стратегии Центрального банка (рисунок 12), структуру американской банковской системы  (рисунок 14)   схему банковского мультипликатора (рисунок 15), схема стадий движения денег и кредита (рисунок 13).

При раскрытии темы «Рынок ценных бумаг» используются рисунки и схемы характеризующие виды ценных бумаг (рисунок 16), а так же порядок расчета доходности ценных бумаг (алгоритм 3, 4).

        Рисунок 11.  -  Банковская система РФ

Стратегия центрального банка

Рисунок 12. – Стратегия Центрального банка

Стадии движения денег (а) и кредита (б)

              (а)                                                                                (б)

Рисунок 13. – Стадии движения денег и кредита

Федеральные резервные банки в городах

Нью-

Йорк

Бостон

Филадельфия

Ричмонд

Атланта

Даллас

Сан-Франциско

Канзас- Сити

Сент-Луис

Чикаго

Кливленд

Миннеаполис

Рисунок 14. – Американская банковская система

Схема банковского мультипликатора

Кредит               Отчисления  

10 млн.                         2 млн.

Коммерческие банки

Кредит                                   Кредит                                  Кредит                          Кредит                         Кредит          

10 млн                                    8 млн.                                    6.4 мил                          5.1 мил                        4.1 мил

в пределах                              в пределах                            в пределах                    в пределах                   в пределах

остатка                                  остатка                                  остатка                          остатка                        остаткаСр.                                           Ср.                                         Ср.                                 Ср.                              Ср.

        Климаты коммерческих банков (предприятия, фирмы)

 

Рисунок 15. – Схема банковского мультипликатора

Виды   ценных   бумаг

Рисунок 16 -  Виды ценных бумаг

Алгоритм 3

Простые ставки ссудных процентов

S = P (1 + ni)

                       или

S = P (1 + d i)

             К

                          где ,

             S – наращенная сумма

             P – величина первоначальной денежной суммы

             n – продолжительность периода начисления в годах

              i  - относительная величина годовой ставки процентов

              К – продолжительность года в днях

        

Определение относительной величины годовой ставки процентов

        i   = S – P

                Рd

Например:

Ссуда в размере 50000руб. выдана на полгода по простой ставке процентов 28% годовых.. Определить наращенную сумму.

 

Решение:

S = P (1 + ni)

S = 50000 (1 = 0,5 * 0,28) = 57 000 (руб.)

Алгоритм 4

Простые учетные ставки

d = d (%) = D

                                                              100%   S

Dг = dS

D = nDг  = ndS

P = S – D = S (1 – nd) = S [ 1 – (d/K) d]

  Отсюда:

S =     P     =      P___        

                                                          1 – nd   1 – d  d

                                                                              K

где:

d = d (%) – простая годовая учетная ставка

d  - относительная величина учетной ставки

Dг  - сумма процентных денег, выплачиваемая за год

D   - общая сумма процентных денег

S    - сумма которая должна быть возвращена

P    - сумма, получаемая заемщиком

Например:

Вексель выдан на сумму 10 000 000 руб. со сроком оплаты 21 июня. Владелец векселя учел его в банке 5 июля по учетной ставке 20%. Определить доход банка и сумму, полученную по векселю ( К=365)

Решение:

D = nDг  = ndS

D =  0,2 * 10 000 000 * 16/365 = 87 671 (руб.)

P = S – D = S (1 – nd) = S [ 1 – (d/K) d]

P = 10 000 000 – 87671 = 9 912 329 (руб.)

Раздел 3   Графики схемы и рисунки  

Данный раздел  дисциплины посвящен  изучению инвестиционной деятельности предприятий, и представлен двумя темами:

3.1 Основы инвестиционной деятельности

3.2 Реальные инвестиции

При раскрытии темы «Основы инвестиционной деятельности» с помощью рисунка 17   инвестиции классифицируются, дается определение эффективности инвестиционных проектов и расшифровываются этапы проведения инвестирования.

ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ

Реальные         портфельные          венчурные             аннуитет

Этапы управления инвестициями

1 – оценка инвестиционного климата страны

                            2 – выбор направления инвестирования  

                            3 – выбор источников инвестиций

              собственные                   аемные                  привлеченные

самофинансирование

кредитное финансирование

смешанное финансирование

4 – выбор конкретного инвестиционного проекта

5 – оценка ликвидности инвестиционного проекта

СО= Смет.ст-ть  >   7 лет

                                                        прибыль

Кэфф =     Прибыль  > 0,14

      смет.ст-ть

6 – оценка инвестиционных рисков

Рисунок 17.-  Классификация инвестиций, этапы управления инвестициями

Раздел 4 Графики

Данный раздел посвящен изучению финансов сельскохозяйственных предприятий и включает в себя следующие темы:

4.1 Доходы сельскохозяйственных предприятий

4.2 Нормирование на сельхозпредприятиях

4.3 Финансирование операционных и специализированных мероприятий

4.4 Финансовое планирование

Для более полного раскрытия темы «Доходы сельхозпредприятий» используется схема раскрывающая порядок формирования валовой прибыли предприятия (рисунок 18), а так же схема распределения валовой прибыли (рисунок 19).

Рисунок 18. – Формирование валовой прибыли предприятия

Заключение

В ходе подготовки данной методической разработки ставилась цель систематизации учебного материала  по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» для  повышения концентрации учебной информации.

Разработанные схемы, рисунки и алгоритмы решений на наш взгляд значительно упрощают восприятие студентами обилия новой, насыщенной терминологией информации.

При разработке вышеизложенных схем и рисунков использовались различные методики графического сгущения информации, такие как знаковое, цветовое и рисуночное кодирование, логические средства укрупнения, а именно формулы и  кратная запись. Кроме того, были применены методы построения крупноблочных опор «паучок»,  «дерево», «граф-схема», метод «кроки».

Такое разнообразие примененных метод графического сгущения информации позволило на наш взгляд,  систематизировать учебный  материал, сделать его более запоминающимся, ярким, наглядным, и значит, появилась возможность в отведенное учебное время сконцентрировать больше  нужной и интересной студентам информации.

В  решении этой задачи и заключалась цель методической разработки.

        

Список использованной литературы

1. С.П.Грушевский, В.В.Гузенко, З.Г.Калерин, А.А.Остапенко Графическое сгущение учебной информации. – Краснодар Просвещение-Юг.

2.  Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб.пособие. –М.:Финансы и статистика, 1999

3. Вахрин П.И., Нешитой А.С.,  Финансы: Учебник для вузов.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003

4. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000

5. Финансы / Под ред. А.М.Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2003

6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф.Самсонова, - М.: ИНФРА-М, 2014

7.   Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий, - М.: Инфра-М, 2002

8.   Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Философия в схемах и таблицах"

Учебное пособие  «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:-     повышает степень наглядности, делает доступным для студент...

Основы бухгалтерского учета в таблицах, схемах и рисунках

Методическое  пособие   «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  В ТАБЛИЦАХ, СХЕМАХ И РИСУНКАХ»  по учебной  дисциплине «ОСНОВЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА»,  разработано ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01«РИСУНОК»

Учебно-методический комплекс по дисциплине Рисунок является частью Основной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности 54.02.Декоративно-пикладное искусство и народные промыслы  - "...

Методическая разработка урока на тему: «Основы рисунка»

Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности  35.02.12  Садово-парковое и ландшафтное строит...

Учебно-методическое пособие «Эффективность применения схем веерного типа базирующихся на навигации, основанной на характеристиках (PBN)»

Схема веерного типа для захода на посадку – это систематизированный метод слияния потоков прибывающих  ВС.Согласно документу ИКАО 9931, этот метод является частью Блока системной оптимизаци...

Методическая разработка урока «Стандартная схема вылета. Стандартные схемы прилета. Минимумы»

Существует несколько методик определения минимумов ВС, которые опубликованы в документах:            - Единая методика для определения минимумов ...

Методическая разработка урока "Проектирование схемы навесной гидросистемы трактора МТЗ-80"

Методическая разработка урока на тему "Проектирование схемы навесной гидросистемы трактора МТЗ-80" по МДК.01 «Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и стро...