Изучение эластичности спроса и предложения в деятельности организации (предприятия).
методическая разработка на тему

Королев Владимир Борисович

Представлено методическое пособие "Изучение эластичности спроса и предложения в деятельности организации (предприятия)" Может использоваться при организации занятий по курсам "Экономика организации", "Маркетинг", "товарный маркетинг". Рассматривается эластичность спроса и предложения, понятия, способы определения значений эластичности, а также презентация на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическое пособие40.7 КБ
Файл Презентация283.28 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕДЖ»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

270802 СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ (БАЗОВЫЙ И ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ)

C:\Users\User\Desktop\ЛоготипСПАСК.jpg


Санкт-Петербург

2016

РАССМОТРЕНА

на заседании цикловой комиссии

экономических дисциплин

Протокол № 1   от «31» 08   2016 г.

Председатель ЦК                 Королев В.Б.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_____________ Груздев Ю.А.

«01  » ______09___ 2016 г.

Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж».

Разработчик: Королев В.Б., преподаватель.


Оглавление

Введение.        3

Точечная эластичность спроса.        4

Эластичность спроса в точке.        4

Дуговая эластичность спроса по цене.        4

Формула центральной точки.        4

Факторы, влияющие на эластичность спроса:        5

Влияние эластичности на выручку (общий доход - TR).        5

Эластичность спроса по доходу.        5

Значения коэффициента эластичности по доходу:        6

Коэффициент перекрестной эластичности.        6

Значения коэффициента перекрестной эластичности:        6

Эластичность предложения.        7

Факторы эластичности предложения.        7

Задания для выполнения практической работы «Определение показателей эластичности».        8

Введение.

Данное методическое пособие предназначено для освоения курса «Экономика организации» по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий базовый и повышенный уровень подготовки. Кроме этого, его можно использовать при изучении тем «Рынок», «Товарная политика предприятия» предметов «Маркетинг» и «Товарный маркетинг». Применение методического пособия поможет решить следующие задачи:

  • Получить общее представление о механизме функционирования предприятия в современной экономике;
  • Раскрыть понятия эластичности спроса и предложения;
  • Сформировать умение определять коэффициенты эластичности спроса и предложения;
  • Принимать правильные решения в области политики ценообразования на продукцию предприятия.

Пособие раскрывает понятие эластичности, которое означает степень реакции изменения одной переменной на изменение другой, виды эластичности спроса (ценовой, по доходу, перекрестной) и эластичность предложения. Показаны факторы, от которых зависит эластичность, прослеживается влияние изменения цены на величину совокупного дохода. Расчет показателей эластичности сопровождается примерами и выводами. В методическом пособии приводятся задания по выполнению практической работы по соответствующему разделу предмета «Экономика организации». Методическое пособие может использоваться также в процессе подготовки студентов заочного отделения и в системе дополнительного образования.


Точечная эластичность спроса.

Эластичность показывает, на сколько процентов меняется величина спроса на товар вследствие изменения его цены на 1%. Точечную эластичность определяют, если изменение цены составляет до 5%, если более – то определяют дуговую эластичность.

Эластичность спроса в точке.

Точечная ценовая эластичность спроса (предложения) – это точный показатель чувствительности спроса (предложения) к изменению цены. Коэффициент точечной эластичности рассчитывается в случае, если необходимо определить эластичность на определенном участке кривой, когда задана функция спроса и исходный уровень цены и величины спроса.

Пример: Дана функция спроса Q=4-2*P. Нужно оценить эластичность спроса по цене при P=1.

Применяемая формула:      где:

Q(P) – первая производная функции спроса по цене;

P и Q – цена и количество;

При цене = 1, Q=4-2*1 = 2

Первая производная функции спроса  равна тангенсу угла наклона касательной к кривой спроса в точке[1]. В данной функции — это коэффициент при P, т.е. -2.

Первая производная функции спроса dQ/dP=-2

Следовательно, E=-2*1/2= -1

Есть и другая формула расчета точечной эластичности спроса по цене.

Ep=((Q2-Q1)/Q1)/((P2-P1)/P1) = ΔQ/ΔP

Она применяется, если есть данные по изменению цены и количества

Дуговая эластичность спроса по цене.

Пример: Цена на товар X снизилась с 80 до 40 руб., спрос на товар X увеличился со 100 до 150 штук. Определить коэффициент эластичности спроса по дуге.

((150-100)/ (80-40)) *((80+40)/ (150+100)) = -0,6 |0,6|

Следовательно, при изменении цены на 1%, спрос уменьшается на 0,6%.

Формула центральной точки.

Есть и еще одна формула дуговой эластичности, которая называется «формулой центральной точки», т.е. измеряет эластичность в центре дуги.

Возможные значения коэффициента эластичности:

E>1

Спрос эластичный, объем спроса изменяется быстрее, чем цена

E<1

Спрос неэластичный, объем спроса изменяется медленнее, чем цена.

E=1

Единичная эластичность, спрос и цена изменяется одинаково (на тот же процент)

E= ∞

Абсолютно эластичный спрос (небольшое изменение цены ведет к бесконечному расширению спроса)

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Чем больше заменителей у данного товара, тем выше степень ценовой эластичности спроса на него.

2. Чем большее место занимают расходы на товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность его спроса.

3. Спрос на предметы первой необходимости (хлеб, молоко, соль, медицинские услуги и т. п.) характеризуется невысокой эластичностью, спрос же на предметы роскоши эластичен.

4. В краткосрочном периоде эластичность спроса на товар ниже, чем в более длительных. В долгосрочных периодах предприниматели могут наладить выпуск широкого ассортимента товаров-заменителей, а потребители — найти другие товары, заменяющие данный.

Влияние эластичности на выручку (общий доход - TR)[2].

При высокой эластичности снижение цены на товар приведет к значительному увеличению выручки, а при снижении цены такого не произойдет.

При неэластичном спросе снижение цены может вообще не повлиять на изменение выручки, она не увеличится.

Эластичность спроса по доходу.

Концепция эластичности спроса по доходу отражает процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным процентным изменением дохода потребителя:

Формула:  

Q – количество товара;

I – доход потребителя;

Значения коэффициента эластичности по доходу:

1. Для большинства товаров рост дохода будет приводить к росту спроса на сам товар, поэтому EDY > 0. Такие товары называются обычными или нормальными товарами, товарами высшей категории. Товары высшей категории (нормальные товары) — товары, для которых характерна следующая закономерность: чем выше уровень доходов населения, тем выше объем спроса на такие товары, и наоборот.

2. Для отдельных товаров характерна другая закономерность: с ростом дохода величина спроса на них сокращается, т. е. EDY <0. Это товары низшей категории. Маргарин, ливерная колбаса, газированная вода являются товарами низшей категории по сравнению со сливочным маслом, сервелатом и натуральным соком, являющимися товарами высшей категории. Товар низшей категории — вовсе не бракованный или испортившийся товар, просто это менее престижная (и качественная) продукция.

Пример: Доход потребителя возрос с 40000 до 60000 руб., спрос на товар возрос с 200 до 250 штук. Определить коэффициент эластичности предложения.

Решение: Ei = ((250-200)/(250+200))*((40000+60000)/(60000-40000)) = 0,55

Коэффициент имеет значение >0, следовательно, перед нами нормальный товар, с ростом дохода потребитель будет покупать его больше.

Коэффициент перекрестной эластичности.

Позволяет отразить чувствительность спроса на один товар (например, X) к изменению цены другого товара (например, Y):

Формула перекрестной эластичности:

Qx – объем спроса на товар X

Py – цена товара Y

1 и 2 до изменения и после изменения;

Значения коэффициента перекрестной эластичности:

Знак ЕDху зависит от того, являются ли данные товары взаимозаменяемыми, взаимодополняющими друг друга или независимыми. Если ЕDху > 0 , то товары взаимозаменяемы, и чем больше значение коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимозаменяемости. Если ЕDху <0 , то X и Y — взаимодополняющие друг друга товары, т. е. «идут в комплекте». Если ЕDху = О, то мы имеем дело с независимыми друг от друга товарами.

Пример:

В результате снижения цены на товар X со 150 до 120 руб., объем спроса на товар Y увеличился с 300 до 400 штук. Определить коэффициент перекрестной эластичности спроса.

Решение:

Еxy = ((400-300)/(400+300))*((150+120)/(150-120)) = 0,143*9 = 1,29

Значение коэффициента перекрестной эластичности >0, следовательно, товары взаимозаменяемые.

Эластичность предложения.

Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара. Коэффициент показывает, на сколько процентов увеличится предложение товаров при увеличении его цены на 1% (и наоборот).

Формула для определения значения коэффициента:

или:

Результат вычисления, т.е. коэффициент эластичности предложения по цене будет всегда положительным.

Факторы эластичности предложения.

Эластичность предложения определяется, в основном, периодом времени, в котором находится фирма.

  • В мгновенном периоде (нахождение товара на рынке) предложение обычно неэластично.
  • В коротком периоде (невозможно увеличить предложение, т.к. нет запаса ресурсов) эластичность предложения невелика.
  • В длительном (можно увеличить производственные мощности, обеспечить капиталовложения) эластичность предложения будет больше.


Задания для выполнения практической работы «Определение показателей эластичности».

  1. По нижеприведенным данным определить значение коэффициента эластичности по цене в точке (точечную эластичность) по вариантам.

Показатель

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Функция спроса

q=14-P

q=15-2*p

q=26-3*P

q=14,2-1,5*P

q=18-1,9*P

q=19-2,3*P

q=20-3*P

q=20,4-3,4*P

q=20,6-4,2*P

q=18,5-2,7*P

Цена, руб.

3

2,5

2,8

2,4

3

3,2

4

3,5

3,7

2

  1. По данным таблицы определить коэффициент эластичности спроса по цене (дуговая эластичность) и по результатам сделать вывод относительно характера эластичности.

Показатель

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

P1

20

22

30

32

40

60

56

48

63

40

P2

18

16

35

40

35

40

59

40

90

50

Q1

160

200

210

215

300

120

400

380

280

200

Q2

190

210

160

190

400

128

200

500

285

140

  1. По данным таблицы определить коэффициент эластичности спроса по доходу и сделать вывод о характере товара.

Показатель

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I1

1800

24000

26800

15700

10900

5000

25000

17500

12000

11000

I2

2180

22000

24300

14500

18000

8000

26000

17700

18000

6000

Q1

2000

1500

2600

25000

23000

14000

10000

500

580

7000

Q2

2900

1700

2300

16000

29000

17000

17000

800

970

5000

  1. По данным таблицы определить коэффициент перекрестной эластичности, сделать выводы о характере товаров.

Показатель

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Qx 1

1200

1300

2000

2700

3100

3200

4000

4500

5000

5400

Qx 2

1300

1400

2200

2500

3600

3500

3600

4900

5100

6000

Py1

20

10

38

52

47

64

70

84

95

54

Py2

24

12

10

44

51

78

60

90

48

58


[1] численно производная функции в данной точке равна тангенсу угла, образованного касательной, проведенной через эту точку к данной кривой, и положительным направлением оси Ох

[2] Это должен помнить предприниматель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эластичность спроса по цене (точечная и дуговая), эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность, эластичность предложения. Эластичность спроса и предложения

Слайд 2

Эластичность

Слайд 3

Коэффициент точечной эластичности

Слайд 4

Пример 1. Дана функция спроса Q =4-2* P . Нужно оценить эластичность спроса по цене при P =1. Применяемая формула: где: Q ’ ( P ) – первая производная функции спроса по цене; P и Q – цена и количество; При цене = 1, Q =4-2*1 = 2 Первая производная функции спроса равна тангенсу угла наклона касательной к кривой спроса в точке. В данной функции — это коэффициент при P , т.е. -2. Первая производная функции спроса dQ / dP =-2 Следовательно, E =-2*1/2= -1 численно производная функции в данной точке равна тангенсу угла, образованного касательной, проведенной через эту точку к данной кривой, и положительным направлением оси Ох

Слайд 5

Точечная эластичность Формула 2. Ep =(( Q 2- Q 1)/ Q 1)/(( P 2- P 1)/ P 1) = ΔQ /Δ P

Слайд 6

Эластичность спроса по дуге

Слайд 7

Пример 2. Цена на товар X снизилась с 80 до 40 руб., спрос на товар X увеличился со 100 до 150 штук. Определить коэффициент эластичности спроса по дуге. ((150-100)/ (80-40)) *((80+40)/ (150+100)) = -0,6 |0,6| Следовательно, при изменении цены на 1%, спрос уменьшается на 0,6%

Слайд 8

Эластичность в центре дуги

Слайд 9

Графическое представление эластичности

Слайд 10

Значения коэффициента эластичности спроса по цене E> 1 Спрос эластичный, объем спроса изменяется быстрее, чем цена E<1 Спрос неэластичный, объем спроса изменяется медленнее, чем цена. E=1 Единичная эластичность, спрос и цена изменяется одинаково (на тот же процент) E= ∞ Абсолютно эластичный спрос (небольшое изменение цены ведет к бесконечному расширению спроса)

Слайд 11

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

Слайд 12

Эластичность спроса по доходу

Слайд 13

Эластичность спроса по доходу

Слайд 14

Значения коэффициента эластичности спроса по доходу Коэффициент Что показывает Ei>0 Товар обычный, нормальный, увеличение дохода ведет к росту спроса на этот товар Ei<0 Товар низший, с ростом дохода происходит сокращение его потребления

Слайд 15

Перекрестная эластичность

Слайд 16

Коэффициент перекрестной эластичности

Слайд 17

Значения коэффициента перекрестной эластичности Коэффициент Что показывает Exy>0 Товары взаимозаменяемые, чем больше значение, тем больше взаимозаменяемость Exy<0 Товары взаимодополняемые, идут в комплекте Exy=0 Товары независимые

Слайд 18

Эластичность предложения

Слайд 19

Коэффициент эластичности предложения

Слайд 20

Эластичность предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эластичность спроса и предложения

Методическая разработка урока по "Экономической теории" на тему "Эластичность спроса и предложения"...

Методическая разработка урока по дисциплине Экономика на тему Спрос и предложение

Открытый урок по дисциплине: «Экономика» Тема урока: «Спрос и предложение» Цели урока:обучающая - сформировать представление студентов о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и...

Тест "Рынок. Спрос и предложение; эластичность спроса и предложения"

Тест по учебному курсу "Экономика" по теме "Рынок. Спрос и предложение; эластичность спроса и предложения" в 2-х вариантах. ...

Практическая работа №14 Тема: Изучение перечня типовых документов, образующихся в деятельности организации

Технологическая карта учебного занятияПМ 02 Документирование и организационная обработка документовМДК 02.01.   организация и нормативно-правовые основы архивного дела...

Разработка урока по экономики 10 класс на тему"Спрос и предложение

Цели и задачиВыявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие; уметь объяснять причины дефицит...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»

Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...

Исследовательский проект по изучению покупательского спроса в торговом предприятии Титан

Факторы влияющие на изучение покупательского спроса в торговом предприятии Титан...