Методическая разработка урока-конференции.Тема: «Экономическое содержание, классификация и учет материально-производственных запасов»
методическая разработка на тему

Корышева Татьяна Борисовна

Методическая разработка  составлена для проведения открытого урока-конференции  по ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации,  МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации, на тему  «Экономическое содержание, классификация и учет материально-производственных запасов»,  для студентов по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_otkrytogo_uroka_po_mpz.docx91.76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Отделение среднего профессионального и дополнительного  образования

Методическая разработка открытого урока – конференции

Тема: «Экономическое содержание, классификация и учет материально-производственных запасов» 

МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

для студентов специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

всех форм обучения

Воронеж 2017

Методическая разработка  составлена для проведения открытого урока-конференции  по ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации,  МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации, на тему  «Экономическое содержание и  классификация материально-производственных запасов»,  для студентов по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Автор:   Корышева Т.Б., преподаватель ФГБОУВО ВФ СПО РЭУ им. Плеханова

Содержание

Введение………………………………………………………………………

І. Организационный момент…………………………………………………

ІІ. Основная часть……………………………………………………………...

1.Подготовка к обобщению и повторению учебного материала  через представление презентаций…………………………………………………..

2. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению……

ІІІ Подведение итогов, рефлексия…………………………………………….

3. Заключение

4.Список литературы


Введение

Одной из наиболее интересных инновационных форм обучения по бухгалтерскому учету является урок-  конференция.

Реализация такой инновационной формы проведения урока, как урок -конференция, способствует повышению знаний выпускников, развивает интерес к предмету и исследовательские навыки студентов, позволяет сформировать у выпускника профессиональные и общие компетенции:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами;
- брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Урок – конференция проводится после изучения темы «Учет материально-производственных запасов» с целью повторения и обобщения материала.

Выбранная тема урока - конференции  «Экономическое содержание и классификация материально-производственных запасов»,    способствует углублению знаний  по  классификации материально-производственных запасов в  организации и дающая возможность повторить учебный материал, но несущий новую информацию для студентов.

Работа над уроком состоит из трёх основных этапов:

I Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции с другими дисциплинами и производством, составляется план - конспект урока. Студенты  подбирают основную и  дополнительную литературу, иллюстрации, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.

II Основной этап - организация и проведение урока в рамках предложенного типа  урока: урок –конференция.

III Заключительный этап – Преподаватель  совместно со студентами  подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения  таких уроков в дальнейшем.

Роль преподавателя  на  уроке -конференции меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором  студенты  осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими как на уроках  профессионального модуля, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.



Тема:  Экономическое содержание, классификация материально-производственных запасов

Цель: Изучение экономической  классификации   материально-производственных запасов, их оценки  и отражения материально-производственных запасов  на счетах бухгалтерского учета.

Задачи: Развитие профессиональных компетенций по учету материально-производственных запасов, развитие самостоятельности при подготовке докладов; 
развитие  профессиональной  грамотности, логического  и творческого мышления, самоанализа, самоконтроля и ответственности за качество выполненной  работы; 
формирование устойчивого интереса  к профессии; Воспитание профессионально важных качеств: творческой  активности, дисциплинированности, потребности в постоянном совершенствовании своих профессиональных знаний и умений; Содействовать развитию коммуникативных умений студентов.

 Студенты должны знать: понятие и классификацию материально-производственных запасов.

Студенты должны уметь: проводить классификацию  материально-производственных запасов;

Оснащение урока: мультимедиа проектор, экран, диски с презентациями докладов в Power Point.
         
Тип урока:  повторение и обобщение  материала.

 Вид урока: урок-конференция.

План урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Основная часть.

1. Подготовка к повторению  учебного материала  через представление презентаций и рассказа.

3. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению.

ІІІ Подведение итогов, рефлексия.

Ход урока.

І. Организационный момент

Взаимное приветствие. Проверка подготовленности аудитории и студентов к уроку, отметить отсутствующих.

                                                     ІІ. Основная часть.

  1. Подготовка к повторению учебного материала через  представление презентаций и рассказа

  1. Слайд 1

Слайд 2

Сегодня мы рассмотрим основные вопросы
1) Понятие и оценка материалов Витя Сердюков
2) Документальное оформления поступления и выбытия материалов Елена Лаврова
3) Учет материалов на складе Дарья Шульгина
4) Учет материалов в бухгалтерии Антон Холодков
5) Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) Екатерина Рог
6) Синтетический учет материалов Полина Нефедьева
7) Учет расчетов с поставщиками Юля Зубельная
8) Учет налога на добавленную стоимость (НДС) Лиза Князева
9) Инвентаризация материальных ценностей Боровская Анастасия

10) Понятия и учет специальной оснастки и одежды на складе и в эксплуатации

Слайд 3
Первый вопрос, который мы хотели сегодня рассмотреть-это Понятие и оценка материалов.

Слайд 4
Производственные запасы- это оборотные средства предприятия, которые в процессе производства полностью переносят свою стоимость на изготовленную продукцию. К ним относят: Сырье (нефть, руда, хлопок), покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, основные материалы (оставляет основу готовой продукции), отходы, тара, топливо, запасные части, хозяйственный инвентарь, специальная одежда и обувь.

Слайд 5
Все материальные ценности хранятся на складах и им присваивается номер.
Все материальные ценности хранятся на складе под ответственностью
кладовщиков или заведующих складами;
Всем материальным ценностям присваивается
номенклатурный номер;
Заведующий складом и кладовщик являются-
материально ответственными лицами;

Слайд 6,7
Склады должны быть обеспечены весоизмерительными приборами и мерной тарой.

Слайд 8
Заведующий склада (кладовщик) является МОЛ, при поступлении на работу с ним заключают договор о полной материальной ответственности.

Слайд 9
На данном слайде вы можете увидеть типовую форму договора о полной индивидуальной ответственности

Слайд 10
Так же, на больших предприятиях, где количество кладовщиков больше одного, заключается договор о полной коллективной материальной ответственности.
При коллективной (бригадной) материальной ответственности товарно-материальные ценности передаются для хранения или других целей коллективу (бригаде) материально ответственных лиц, и за их сохранность несет ответственность весь коллектив (бригада) При этом в установленном порядке заключается письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст. 245 ТК РФ).

Слайд 11
Для правильной организации учета на каждом предприятии разрабатывается справочник- номенклатурный ценник.

Слайд 12
Это системный перечень материалов, в котором указывается полное наименование, единица измерения, и номенклатурный номер (цифровое обозначение материала).

Слайд 13
В настоящее время материалы оцениваются:
1) По свободным рыночным или государственным ценам
2) По учетным ценам (плановая или договорная цена)
3) По фактической себестоимости (определяется бухгалтерией)

Слайд 14
Фактическую себестоимость можно рассчитать только в конце месяца, когда в бухгалтерию поступят все документы на поставку материалов, поэтому в течение месяца материалы оценивают по учетным ценам ( договорные или плановые).
Если предприятие использует договорные цены, то в конце месяца бухгалтер рассчитывает процент и сумму ТЗР

Если предприятие использует плановые цены, то в конце месяца рассчитывается процент и сумма отклонений.

Если на предприятии небольшой объем материальных ценностей, то списание материалов на производство ведут по фактической себестоимости.

Если на предприятии большой и разнообразный объем материальных ценностей, то списание на производство ведут по учетным ценам.

Слайд 15
Методы организации учета материальных ценностей
по фактической себестоимости:

По себестоимости каждой единицы продукции-оценивают драгоценные металлы, камни.
По средней себестоимости-стоимость остатка материалов + поступившие / количество остатка материалов + поступившие; Оцениваются каждые материалы.

Слайд 16
Второй вопрос, которым мы сегодня рассмотрим Документационное оформление. Поступление и выбытие материалов

Слайд 17
Материалы на склад или основное производство могут поступать от:
1) от поставщиков
2) от своих подсобных и вспомогательных производств
3) от подотчётных лиц
4) от разборки и списания основных средств
5) от учредителей

Слайд 18
Материалы на склад могут поступать от подотчётных лиц и оформляются накладной. Составляется корреспонденция по Дебету 10 счет, а по Кредиту 71 счет.

Слайд 19
Поступление материалов на склад контролирует отдел маркетинга, который следит за выполнением поставщикам договорных обязательств, предъявляет к ним претензии по качеству, по недостаче, разыскивает грузы, которые не поступили на предприятие и.т.д.

Слайд 20 Материалы на складах поступившие от поставщиков, принимаются экспедиторами по доверенности.

Слайд 21
Пример доверенности на получение товарно-материальных ценностей

Слайд 22,23
Принимая грузы от транспортной организации по доверенности своего предприятия, экспедитор, особое внимание уделяет состоянию пломбы и целости тары, а в случае повреждения требует проверки груза.

Слайд 24
Если при проверке груза обнаружена недостача или порча, то комиссия составляет коммерческий акт, на основании которого предъявляются претензии к транспортной организации.

Слайд 25
На данном слайде представлена типовая форма коммерческого акта

Слайд 26, 27, 28
Доставив груз на склад предприятия экспедитор сдает его кладовщику, который проверяет соответствие количества, качества и наименование фактического наличия и документов поставщика (счет-фактура, товарно-транспортная накладная)

Слайд 29
Если фактическое количество груза соответствует документам поставщика, то кладовщик выписывает приходный ордер на материалы.

Слайд 30
Если при приемке кладовщик обнаруживает расхождения, то создается комиссия, которая составляет акт на приемку материалов в двух экземплярах, один для бухгалтерии, второй для отдела маркетинга

Слайд 31

Слайд 32
Со склада материалы отпускаются на основное производство, вспомогательное производство, исправление брака, на хозяйственный нужды, на реализацию.

Слайд 33
Таким образом мы выяснили, что на основное производство материалы со склада выдаются систематически и оформляются лимитно-заборным картами (ЛЗК), которые выписываются в отделе маркетинга, исходя из потребностей производства конкретных материальных ценностей.
Ежедневно работники цеха приходят на склад и забирают необходимое количество сырья или материалов при этом кладовщик в лимитно-заборной карте ставит дату и количество отпущенных материальных ценностей и высчитывает остаток лимита, ставит подпись в экземпляре работника, а работник в экземпляре кладовщика по окончанию месяца лимит на заборные карты сдается в бухгалтерию.

Если материальные ценности отпускаются со склада не ежедневно, а от случая к случаю, то выписывается требования-накладная, обязательно с подписью вышестоящих лиц.

Продажа материальных ценностей со склада оформляется накладной на отпуск материалов на сторону и товарно-транспортная накладная.

Слайд 34
Теперь рассмотрим очень важный вопрос. Учет материалов на складе
Учет материалов на складе ведется сальдовым методом, сущность его состоит в том, что учет на складе ведется только по количеству, каждый раз выводится остаток в карточках складского учета материалов, а в бухгалтерии ведется только по суммам, в денежном выражении в ведомости 10. Карточки складского учета открывают в бухгалтерии на каждый номенклатурный номер материалов и передают их кладовщику.  

Слайд 35
Рассмотрим основные проводки по учету материалов на складе

Слайд 36
Карточка складского учета-это регистр аналитического учета, который открывается на каждое наименование материалов.
В карточки записывают:
1. Наименование
2. Единицу измерения
3. Цену
4. Номенклатурный номер.
5. Остаток на начало.
Таким образом в ней ведется аналитический учет материалов на складе

Слайд 37
Кладовщик в течении месяца делает запись в карточку складского учета на основании первичных документов
Приходные документы в графу приход, расходные - в расход и каждый раз подсчитывает остаток.

Слайд 38
На не больших предприятиях ведется книга учета материалов по такому же принципу.
Бухгалтер регулярно проверяет правильность записи в карточках складского учета и принимает у кладовщика документы по реестру, которые составляются отдельно по приходу и отдельно по расходу

Слайд 39
В конце месяца кладовщик составляет материальные отчет и сдает бухгалтерам, который проверяет делает таксировку (цена × количество=сумма). И выводится общая сумма.
Таким образом, мы выяснили, что на складах ведется аналитический учет материалов, в карточках складского учета, которые регулярно сдаются на  проверку бухгалетуру

Слайд 40
Немаловажной частью является учет материалов с бухгалтерии.

Слайд 41
Учет материалов в бухгалтерии ведется только в денежном выражении, ежемесячно все первичные документы со склада поступают в бухгалтерию, где они подвергаются проверке и бухгалтер составляет накопительные ведомости отдельно по приходу и отдельно по расходу материалов, затем на основании этих ведомостей Составляется ведомость 10 (движение материальных ценностей в денежном выражении) - эта ведомость составляется по предприятиям в целом.

Слайд 42

Ведомость имеет 3 раздела: 

1)Движение на общезаводских складах, в денежном выражении

Остаток на начало месяца

Поступило

Выбыло

Остаток на конец месяца

2)Поступление на общезаводские склады и остаток на начало месяца по синтетическим счетам
Здесь рассчитывается % и сумму ТЗР (отклонений)

3)Расход и остаток на конец месяц по синтетическим счетам. Здесь определяют фактическую себестоимость поступивших материалов

Слайд 43
Ведомость 10 имеет 2 справки:

Слагаемое фактической себестоимости израсходованных материалов

Учетная стоимость поступивших материалов.

Слайд 44
Они составляются на основании поступивших журналов-ордеров:
Журнал-ордер №1 (счет 50)
Журнал-ордер №2 (счет 51)
Журнал-ордер №6 (счет 60)
Журнал-ордер №7 (счет 71)
Журнал-ордер №8 (счет 76)
Журнал-ордер №10 (счет 10)
Данные справки №1 нужны для заполнения 2-го раздела ведомости 10. Данные справки №2 для сверки с 1-м разделом ведомости 10.
Таким образом мы выяснили, что в бухгалтерии ведется синтетический учет материалов т. е. учет  материалов в денежном выражении

Слайд 45
Учет ТЗР

Слайд 46
Транспортно – заготовительные расходы (ТЗР) – расходы, связанные с приобретением и заготовлением материалов. К ним относят:

Ж/д тариф.

Погрузо – разгрузочные расходы.

Расходы на содержание дополнительных контор.

Расходы на командировки, связанные с заготовлением материальных ценностей.

Слайд 47
Фактическая себестоимость материальных ценностей = покупная стоимость + ТЗР. Фактическая себестоимость может быть определена только в конце месяца, когда в бухгалтерию поступят все документы поставщиков за материалы, за погрузку и разгрузку, поэтому в течении месяца учет материалов ведется по учетным (договорным) или плановым ценам, а в конце месяца рассчитывается % и сумма ТЗР:

Слайд 48
Сумма ТЗР = поступление с остатком на начало месяца по фактической себестоимости – поступление с остатком на начало месяца по договорным ценам.

% ТЗР = сумма ТЗР/ поступление с остатком на начало месяца по договорным ценам * 100%

Сумма ТЗР по израсходованным материалам = расход материалов по договорным ценам *% Тзр / 100%

Фактическая себестоимость израсходованных материалов равна = договорная стоимость +- сумма ТЗР

Слайд 49
Таким образом, ТЗР увеличивают себестоимость заготовленных ТМЦ и каждая организация пытается сократить эти расходы

Слайд 50
Синтетический учет материалов ведётся на активном счет 10. Дебетовое сальдо счета показывает остаток материалов на складе, по дебету счета отражается поступление материалов, по кредиту – расход

Аналитический учет ведется в карточках учета материалов и в книге остатков материалов. Синтетический учет ведется в журнале ордере и в ведомости 10.

Слайд 51 К счету 10 открывается 11 субсчетов.
1. «Сырье и материалы»;

2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

3. «Топливо»;

4. «Тара и тарные материалы»;

5. «Запасные части»;

6. «Прочие материалы»;

7. «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

8. «Строительные материалы»;

9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.;

10. «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

11. «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Слайд 52 Поступление материалов отражается следующими проводками:

Слайд 53 Отпуск материалов со склада оформляется следующими проводками

Слайд 54
Учет материалов может быть организован по одному из двух вариантов:
Используя только счет 10 и Используя счета 10, 15, 16

Слайд 55
Счет 15 – заготовление и приобретение материалов, активный, может иметь Дб сальдо, которое показывает материалы в пути.

По ДБ счета отражается покупная стоимость материала, по которому на предприятие поступили документы поставщику, по К учетная стоимость фактически поступивших материалов. При сопоставлении Д и К оборота, т.е. фактической и учетной стоимости определяется ∑ отклонений, которая затем списывается на счет 16

Счет 16 (отклонение в стоимости материальных ценностей) – счет активный, имеет Д сальдо, которое показывает ∑ отклонений, по Д ∑ отклонений, по К списание отклонений на производственные счета.

Для учета товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение используется забалансовый счет 002. Для учета материалов, принятых в переработку используется забалансовый счет 003

Таким образом, мы выяснил, что материалы могут учитываться двумя способами, т.е. только на счете 10 (материалы) и с применением счетов 10 (материалы), 15 (заготовление и приобретение материалов) и 16 (отклонение в стоимости материалов)

Слайд 56
Одним из основных вопросов этой темы является рассмотрение порядка расчетов с поставщиками. Основная масса материальных ценностей предприятиями приобретается у поставщиков, которые на основании договоров отгружают покупателям груз и выписывают счета-фактуры, сертификаты качества, платежные требования-поручения.

Слайд 57
Счет-фактура – первичный документ поставщика, в котором указывают: наименование (товаров, работ, услуг), цену, кол-во, стоимость материальных ценностей, сумму ТЗР, сумму НДС и всего ∑ к оплате.

Счет-фактура – поступает в отдел маркетинга, где его регистрируют в журнале поступающих грузов, проверяют в соответствии с договором и принимают решение об акцепте (согласие на оплату) или отказе об оплате.

Слайд 58
Счет-фактура – первичный документ поставщика, в котором указывают: наименование (товаров, работ, услуг), цену, кол-во, стоимость материальных ценностей, сумму ТЗР, сумму НДС и всего ∑ к оплате.

Слайд 59
Счет-фактура – поступает в отдел маркетинга, где его регистрируют в журнале поступающих грузов, проверяют в соответствии с договором и принимают решение об акцепте (согласие на оплату) или отказе об оплате.

Слайд 60
Экспедитору передают документы на получение груза, а счет-фактуру передают в бухгалтерию для учета расчетов с поставщиками и для зачета НДС с бюджетом.

Слайд 61
Для учета расчетов с поставщиками применяется активно-пассивный счет 60. Счет имеет К сальдо, которое отражается в 5-м разделе пассива-баланса и показывает сумму долгов поставщика (кредиторскую задолженность поставщика). Возникновение задолженности отражается по К счета, погашение задолженности по Д счета. На счета 60 аналитический учет ведётся в разрезе поставщиков по каждому договору, поэтому иногда может быть дебетовое сальдо по отдельное поставщику, когда материалы поступили, а документов нет – неотфактурованная поставка (нет счета-фактуры).

Слайд 62
Синтетический учет ведется в журнале ордере №6, где для каждого документа поставщика отводится отдельная строка.

Слайд 63
Основные корреспонденции по счету 60

Слайд 64
Неотфактурованная поставка – когда материалы поступили в организацию, приняты на склад, а документы поставщика находятся в пути; на складе их приходуют по фактическому поступлению, составляют акт, регистрируют по учетным ценам и в журнале ордере №6 записывают как обычную поставку, только вместо номера документа ставят букву «Н» (неотфактурованная поставка). Когда поступают документы их регистрируют ранние указанные документы сторнируют и делают новую запись в соответствии с документами.

Слайд 65
Материалы в пути, когда поступили документы, а материалы находятся в пути. В журнале ордере №6 сумма этой поставки записывают в специальную графу «За не прибывший груз» и когда материалы поступают, их оприходуют на склад, делают новую запись в журнал ордер №6, а ранее запись сторнируют.

Таким образом, мы выяснили, что учет расчетов с поставщиками ведется на АП счете 60, который имеет Ксальдо, показывающее сумму задолженности предприятия перед поставщиками. По К-возникновение задолженности, а по Д-погашение.

Слайд 66
Учет НДС

Слайд 67
Для учета НДС применяют 2 счета:

Счет 19 (НДС по приобретенным ценностям) – применяется для учета НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (ТМЦ); счет активным по Д- НДС начисленный, по К- списание НДС к зачету. Счет как правило закрывают в конце отчетного периода и суммы предъявляют к возмещению из бюджета.

Счет 68 (Расчёты по налогам и сборам) – пассивный, по К-НДС начисленный по проданным ценностям, по Д- перечисление налогов в бюджет и списание.

Слайд 68
Все плательщики НДС обязаны составлять счета фактуры при продаже, на основании которых составляется расчет по НДС.
Счета выписываются в двух экземплярах- покупателю и бухгалтеру.

Слайд 69
Кроме того, поставщик обязан вести журнал учета, выданных счетов-фактур. Покупатель получает от поставщика счет фактуру и регистрирует у себя в журнале и книге покупок. В бюджет направляется разница между суммой НДС, полученной от покупателей за реализованные материальные ценности и суммой НДС, уплаченной поставщикам за полученные материальные ценности. В конце месяца делается зачет по НДС и составляется проводка               Д 68 К 19.

Слайд 70
Корреспонденция при приобретении ТМЦ

Слайд 71 Корреспонденция при продаже ТМЦ

Слайд 72
В бюджет перечисляется разница за проданные товароматериальные ценности и НДС по приобретенным ценностям.

Слайд 73
Ставки НДС:

18%-реализация товаров (работ или услуг), передача имущества для собственного потребления, строительно-монтажные работы для собственных нужд, ввоз товара на таможенную территорию РФ
10%-некоторые медицинские услуги, услуги печати, услуги образования, лекарственные изделия, некоторые продукты питания, часть товаров для детей
0%-товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, товары, связанные с космическим производством
таким образом, мы выяснили, что для учета ндс входящего используется А19, а для ндс исходящего-П68

Слайд 74
Инвентаризационная опись добавить как отделдьный слайд
Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и отчетности предприятие обязано проводить инвентаризацию, количество инвентаризаций, дата приведения, перечень ценностей устанавливается руководством, кроме случаев обязательной инвентаризации (стихийные бедствия, кражи, сдача в аренду, смена МОЛ и.т.д). Проводит инвентаризацию комиссия, назначенная руководителем в обязательном присутствии МОЛ.  

Слайд 75
Процесс проведения инвентаризации Комиссия пересчитывает материальные ценности-Делает запись в инвентаризационную опись-МОЛ дает расписку о том что инвентаризация проводилась в его присутствии и что претензий не имеет-Опись сдается в бухгалтерию-Бухгалтер проставляет цену, производит таксировку сверяет остатки материальных ценностей в описи с остатками из данных учета

Слайд 76
До начала инвентаризации МОЛ дает расписку в том, что все документы сданы в бухгалтерию и на складе нет несписанных и не оприходованных материальных ценностей

Слайд 77
после этого комиссия пересчитывает/взвешивает все материальные ценности и делает запись в инвентаризационную опись, которую в последствии подписывают все члены комиссии, причем подписывается каждый лист инвентаризационной описи. МОЛ дает расписку в том, что инвентаризация проводилась в его присутствии и что претензий к комиссии он не имеет. Все перечисленные материальные ценности приняты на его ответственное хранение.

Слайд 78
После этого инвентаризационная опись сдается в бухгалтерию, где бухгалтер проставляет цены, производит таксировку и сверяет фактическое наличие материальных ценностей, указанных в описи с данными учета и составляет сличительную ведомость при выявлении расхождений (излишки, недостача, пересортица) МОЛ обязано дать объяснение этим расхождениям в письменной форме.
Комиссия разбирает и выносит решение, которое утверждается руководителем, затем в бухгалтерии регулируют эти расхождения:

Слайд 79

Слайд 80
1) Излишки приходуют и зачисляют в доход предприятия

Слайд 81 2) Недостачу списывают:
а) Для учета недостачи применяются счет: 94, по дебету счета отражается выявление недостачи, по кредиту-списание. Счет сальдо не имеет и в балансе не отражается
б) Недостача в пределах норм естественной убыли списывается на издержки производства или обращения т.е включается в себестоимость продукции/работ/услуг

Слайд 82         в) Недостача сверх норм естественной убыли списывают на виновное лицо, причем по розничным (рыночным ценам)

Слайд 83 г) При отсутствии виновного лица или при отказе судом о взыскании материального ущерба с МОЛ недостачу списывают на убыток

3) При пересортице администрация имеет право сделать взаимный зачет по недостающим или излишним материальным ценностям, если пересортица возникла у одного МОЛ по одному наименованию материальных ценностей, сумма разницы при пересортице списывается на МОЛ

Таким образом, по результатам проведенных инвентаризаций могут быть выявлены недостачи, излишки, пересортица

Слайд 84 К Специальной оснастке относят: Специальные инструменты и приспособления, Хозяйственный инвентарь, Сменное оборудование, Специальная одежда и обувь

Слайд 85 К Специальной оснастке относят: Специальные инструменты и приспособления, Хозяйственный инвентарь, Сменное оборудование, Специальная одежда и обувь

Слайд 86
Руководитель определяет лиц, ответственных за инструменты и спецодежду, с которыми заключается договор о материальной ответственности.
С целью лучшей сохранности предметов труда и спецодежды производится маркировка.

Выданную работникам специальную одежду, записывают в личные карточки, а хозяйственный инвентарь записывают в инвентаризационную опись в двух экземплярах, первый в бухгалтерию, второй материально ответственному лицу.

Учет ведется на Активном счете  10 на субсчетах 9,10,11.

Слайд 87
Аналитический учет ведется в карточках учета материалов и в книге остатков; Синтетический учет в Ведомости №10. Проводки по специальной одежде и оснастке:

Слайд 88 Причины выбытия спецодежды и специальных инструментов
Комиссия составляет акт на списание пришедших в негодность материалов, которые утверждает руководитель. В течении месяца учет спецодежды и оснастки ведется по учетным ценам, в конце месяца в Ведомости №10 определяют % и сумму транспортно-заготовительных расходов и учетная цена доводится до фактической.

Таким образом, мы выяснили, что учет новой спецодежды ведется на счете 10/10(склад),11 (эксплуатация)

Список литературы

1.  Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом МФ РФ от 28.12.01

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению / приказ Министерство финансов РФ от 31.10,2000, № 94н

3 Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ № 5/01), утвержденное приказом Министерство финансов РФ от 09.06.01 № 44-н

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерство финансов РФ от 29 июля 1998г. № 34н, с учетом изменений, внесенных приказом Министерство финансов РФ от 24 марта 2000 № 31н.

5. Новые формы первичной учетной документации / ж. Нормативные акты для бухгалтера, № 4, 2013.

6. Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учёт 2015 ООО Издательство «Форум»

7. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Теория бухгалтерского учёта 2010 ОИЦ»Академия»

8. Гомола А.И., Кириллов В.Е.,Кириллов С.В. Теория бухгалтерского учёта 2004 ОИЦ»Академия»

  1. Иванова Н.В. Бухгалтерский учёт 2012 ОИЦ «Академия»
  2. Лебедева Е.М. Бухгалтерский учёт 2016 ОИЦ «Академия»
  3. Лебедева Е.М. Бухгалтерский учёт Практикум 2010 ОИЦ «Академия»
  4. Чая В.Т., Латыпова О.В. Бухгалтерскиий учёт для экономических специальностей 2010 ОО «Издательство КноРус»
  5. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учёта-М.: «Финансы и статистика», 2014г.
  6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. Учебное пособие.М., ННФРА-М,2016г.
  7. Куттер М.И. Теория бухгалтерского учёта.-М.:»Финансы и статистика»,2015г.

                                                                                                                                                                      Приложение 1

План проведения урока-конференции

«Экономическое содержание, классификация и учет материально-производственных запасов»

Этап

время

Деятельность  преподавателя

Деятельность  студентов

1- погружение в проблему

до  урока – конференции

Формулирует:

-тему урока «Экономическое содержание и классификация материально-производственных запасов»

- цель и задачи предстоящего урока  

- форму проведения урока –   урок - конференция

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы
  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2 - организация деятельности

до  урока – конференции

Предлагает:

  • спланировать деятельность по подготовке к уроку – презентации. Дает ссылки на необходимый материал, дополнительную  литературу и Интернет-ресурсы.
  • знакомит  студентов с ходом предстоящего урока (очередность выступающих)
  • возможные формы подведения итогов  урока –конференции

Осуществляют:

  • планирование работы
  • разбивку на группы и распределение изучаемых вопросов
  • выбор формы и способа представления информации

3- осуществление деятельности

до  урока –

 конференции

Не участвует, но:

  • консультирует   студентов
  • контролирует процесс
  • ориентирует в поле необходимой информации
  • консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию  необходимой информации
  • консультируются по необходимости
  • подготавливают презентацию результатов

4 проведение урока -конференции

75 мин

1. Организационный момент

2.Вступительное слово преподавателя (сообщение цели урока)

3. Выступление  студентов с презентациями

В соответствии с выбранными вопросами выступают  с заготовленными материалами

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи
  • умение планировать и выполнять подготовительный этап.
  • умение активно включаться в работу,  обоснованно излагать свое мнение, работать в коллективе

4- самоанализ и самооценка результатов

15 мин.

 Преподаватель:

1. подводит итоги  

 обобщает и резюмирует полученные результаты

  • подводит итоги  урока-конференции

Оценивает

  • глубину проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

2. Объявляет домашнее задание и комментирует порядок его выполнения.

  •  под руководством преподавателя подводят итоги  урока
  • выполняют домашнее задание
  • представляют домашнее задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие «Учет материально-производственных запасов» ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»

Учебное пособие   на тему «Учет  материально-производственных запасов» составлена по разделу «Учет производственных запасов » ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бу...

Методическая разработка занятия по основам экономической теории

Тема: Доходы. Социальная политика государства.Форма занятия: семинарЦели: знать виды, источники доходов, цели и методы государственного регулирования доходов, меры социальной защиты. Уметь анализирова...

Методическая разработка открытого урока – конференции Тема: «Экономическое содержание и классификация материально-производственных запасов»

Методическая разработка составлена для проведения открытого урока-конференции по ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, МДК.01.01 Практ...

Методическая разработка урока по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Расчет курса покупки и продажи валюты»

Учебная дисциплина: Экономическая теорияСпециальность: Экономика и бухгалтерский учет (в машиностроении)         Курс: 2Тема занятия: Расчет курса покупки ...

Методическая разработка "Олимпиада по ремонту и содержанию автомобильных дорог"

Методическая разработка "Олимпиада по ремонту и содержанию автомобильных дорог"...

методическая разработка урока на тему:"Экономические реформы П.А.Столыпина. Политическая жизнь России 1907-1914 гг.

Презентация для проведения урока истории (общеобразовательный цикл) 1 курс....