Методические указания
методическая разработка на тему

Методические указания предназначены для студентов специальности "Программирование в компьютерных системах", выполняющих выпускную квалификационную работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_dlya_programistov_teo_vkr_-_dlya_studentov.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы

«Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных  технологий «Царицыно»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

230115 «Программирование в компьютерных системах»

Методические указания по экономическому обоснованию

выпускных квалификационных работ студентов-программистов

Москва

2016

                                   

Составитель: доцент, преподаватель ГБПОУ «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных  технологий «Царицыно»  Ермолина Н.А.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

 4

  1.  Учебно-методические задачи и требования к экономическому обоснованию дипломных проектов…………………………………………
  2. Аналитическая часть экономического обоснования дипломной работы………………………………………………………………………….
  1. Определение факторов повышения эффективности разработки и внедрения программного продукта………………………………….

2.2 Определение трудоёмкости разработки отдельных стадий программного продукта и затрат на оплату труда разработчиков……………………………………………………………

2.3 Расчет капитальных затрат на проектирование и внедрение…………………………………………………………………..

2.4 Расчёт текущих затрат на проектирование и внедрение…………………………………………………………………..

2.5 Расчет себестоимости разработки проекта…………………………

  1. Оценка экономических эффектов и эффективности работ………………………………………………………………………

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

 5

 7

 7

 8

10

11

12

13

18

19


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для студентов ГБПОУ «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных  технологий «Царицыно»   специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах», выполняющих выпускную квалификационную работу (ВКР).

Разработка технико-экономического обоснования в рамках выпускной квалификационной работы, прежде всего, позволит закрепить студентам теоретические знания, связанных с определением экономической оценки затрат, возникающих при проведении работ любого типа (разработки сайта, написания программы, проведению научного исследования), и выработать практические навыки проведения расчета себестоимости на примере определенной разработки.

Методические указания носят универсальный характер и не могут учи-тывать особенностей экономической деятельности конкретных организаций, в которых производится разработка ВКР. Поэтому, при разработке технико-экономического обоснования работы, следует наиболее полно использовать методики выполнения экономических расчетов и нормативы, действующие в  базовой организации,  а также значения  экономических показателей(ставки налогов, взносов в государственные внебюджетные фонды, коэффициенты, тарифы и т.п.), действующих на момент выполнения ВКР.

  1. Учебно-методические задачи и требования к экономическому обоснованию дипломных проектов  

К типовым вариантам целей проекта студентов-программистов можно отнести следующие: проведение исследования (НИР); разработка Web-сайта, программы, интерактивных приложений.

В процессе разработки новой прогрессивной технологии, проведения научных исследований,  возможно применение различных методов, которые можно  определить как совокупность соображений, расчетов, анализа и выводов:

- об экономической целесообразности и технической возможности разработки и реализации конкретной темы дипломного проекта;

-  об итоговой интегральной экономической и социальной эффективности разработки в целом и об оптимальных масштабах и путях внедрения.

В рамках составления технико-экономического обоснования студенту предлагается выполнить следующие расчеты:

- составить детализированный план-график выполнения работ, позволяющий определить совокупную трудоемкость проведения им своего исследования, разработки устройства, написания программы;

- оценить величину заработной платы и социальных отчислений участников исследования (технико-экономическое обоснование предполагает осуществление оплаты труда);

- оценить затраты, связанные с приобретением необходимого сырья, ма-териалов, комплектующих, полуфабрикатов;

- оценить затраты, связанные с оказанными сторонними организациями услугами (например, в ускорение продвижения в поисковых системах);

- оценить затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией (возможно, приобретением) оборудования используемого при проведении исследования (написания программы);

- определить величину амортизационных отчислений используемых основных средств;

- оценить накладные расходы;

- рассчитать совокупную величину затрат, связанных с проведением исследования (написанием программы)

- определить виды ожидаемых  экономических эффектов от разработки и внедрения проектов;

- провести оценку экономической эффективности разработки и внедрения проектов.

В зависимости от целей выпускной работы объем расчетов, выполняемых в рамках технико-экономического обоснования, может различаться. Учебно-методические задачи и требования к экономическому обоснованию дипломных проектов всецело определяются местом, которое занимает ДП в системе подготовки специалистов средней квалификации.

  1. Аналитическая и расчетная  части экономического обоснования дипломной работы

Экономическое обоснование проекта  включает  аналитическую и проектную (расчетную) составляющие, которые можно представить в виде следующих структурных частей соответствующей главы дипломной работы:

  1. Определение факторов повышения эффективности разработки и внедрения программного продукта;
  2. Определение трудоёмкости разработки отдельных стадий программного продукта и затрат на оплату труда разработчиков;
  3. Расчет капитальных затрат на проектирование и внедрение;
  4. Расчёт текущих затрат на проектирование и внедрение;
  5. Расчет себестоимости разработки проекта;
  6. Оценка экономических эффектов и эффективности работ.

2.1Определение факторов эффективности разработки и внедрения программного продукта

Изменение основных параметров объектов в результате разработки и внедрения  программного продукта приводит к изменению эффективности деятельности предприятия. При этом могут наблюдаться как социальные, так и экономические эффекты.

Среди показателей социального характера наиболее важными являются:

- ликвидация тяжелого физического труда;

- оздоровление и облегчение условий труда;

- повышение техники безопасности;

- повышение престижности труда, квалификационного уровня работающих;

- ликвидация профессиональных заболеваний, травматизма;

- улучшение санитарно-гигиенического состояния производственной и окружающей среды;

- учет психофизиологических особенностей работников;

- учет эстетических факторов и др.

В качестве факторов экономической эффективности выступают:

- сокращение удельных и общих затрат на производство и эксплуатацию;

- увеличение объема прибыли (доходов);

- относительное уменьшение объема капитальных вложений;

- уменьшение удельных затрат всех видов ресурсов (трудовых, материальных, энергетических, финансовых);

- сокращение времени и затрат на техническую подготовку производства

- сокращение сроков и затрат на подготовку и освоение производства;

-  улучшение материально-технического баланса предприятия (подотрасли, отрасли);

- снижение эксплуатационных расходов и улучшение их структуры;

- улучшение функционирования согласно основному предназначению;

- снижение затрат на электроэнергию;

- высвобождение обслуживающего персонала;

- экономия фонда заработной платы;

- высвобождение производственных площадей;

- повышение производительности труда работников и др.

Приведенные факторы предназначены для определения эффективности при оценке частных технических решений.

При этом студентам следует иметь в виду, что при выполнении экономического обоснования  исходя из конкретных условий и особенностей решаемых задач, анализу могут быть подвергнуты  не все, а только отдельные, наиболее существенные для разрабатываемой темы, показатели.

2.2Определение трудоёмкости разработки отдельных стадий программного продукта и затрат на оплату труда разработчиков 

Для расчета затрат на этапе проектирования необходимо определить продолжительность каждой работы, начиная с составления технического задания и заканчивая оформлением документов.

Трудоемкость относится к ключевым экономическим показателям и позволяет дать оценку эффективности использования рабочего времени при производстве товаров или услуг, а также при выполнении каких-либо работ. Этот коэффициент говорит о том, сколько труда (часов, дней или месяцев) нужно затратить для изготовления одной единицы продукции.  

Продолжительность работ определяется либо по нормативам (при этом применяют специальные таблицы), либо рассчитывают их на основании экспертных оценок .

Расчет коэффициента трудоёмкости на основе существующих нормативов может быть представлен в виде формулы:

               T = Рв/Кп,                                                                                  (1)

где  T – трудоемкость изготовления одного товара (предоставленных услуг, выполненных работ) – в часах.

        Рв – рабочее время, затраченное на производство данного количества товаров (оказание услуг);

        Кп – количество изготовленных товаров (предоставленных услуг, выполненных работ).

Коэффициент трудоёмкости затрат рассчитывается как в человеко-часах, так и в человеко-днях или человеко-месяцах.  Для перевода показателя из человеко- часов в человеко-дни необходимо разделить суммарную часовую нагрузку на количество рабочих часов,  исходя из установленной продолжительности рабочего дня в 8 часов.  А для определения трудоемкости работ в течение месяца, необходимо разделить полученное значение на количество рабочих дней в месяце (в среднем 22 дня).

Примерный  расчет трудоёмкости затрат при  создании веб-сайта приведен в Приложении 1.

При отсутствии нормирования работ, трудоёмкость рассчитывают на основании экспертных оценок по формуле:

Т0=(3*Тmin+2*Тmax)/5                  (2)

 

где Т0 - ожидаемая продолжительность работ;

Тmin и Тmax ~ соответственно наименьшая и наибольшая по мнению эксперта длительность работы. Данные расчетов ожидаемой длительности работ приведены (приложение 2).

Для определения  финансовых затрат на оплату труда разработчиков  необходимо умножить оклад работника, выполняющего данный вид работ, на трудоёмкость затрат в месяц. Пример расчета основной заработной платы разработчиков приведен в Приложении 3.

2.3Расчет капитальных затрат на проектирование и внедрение

Для разработки программного продукта  используются основные фонды и нематериальные активы.

Основные фонды - средства труда, которые участвуют в производственном процессе многократно, сохраняя при этом свою натуральную форму, но переносят часть стоимости на производимую продукцию по мере износа. К основным фондам относятся здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент и  прочие основные средства. 

Нематериальные активы – это ценности, имеющие стоимостное выражение и не являющиеся физическими объектами, стоимость которых также как и основных средств, включается в затраты частично, в соответствие с начисленным износом. Примерный перечень основных средств, используемых при разработке и внедрении программного продукта, и их первоначальная стоимость приведены в Приложении 4.

Для включения в себестоимость необходимо произвести расчет амортизационных начислений по основным средствам и НМА линейным способом.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

                                   А=Пс*К,                                                                             (3)

где  Пс -  первоначальная стоимость;

       К — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества

Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле

                                                     (4)

где  п — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

  1. . Расчёт текущих затрат на проектирование и внедрение

Для разработки и внедрения программного продукта на предприятии помимо основных средств используются оборотные средства(оборотный капитал). 

Оборотный капитал - средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения и совершающие непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства, полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт, при этом изменяют свою первоначальную форму в течение одного производственного цикла или кругооборота. Они материализуются в предметах труда (сырье, материалах, топливе и пр.) и частично в средствах труда в виде не амортизируемого имущества и воплощаются в производственных запасах, незавершенном производстве, в полуфабрикатах собственного изготовления; резервах будущих периодов.

Фонды обращения  непосредственно не участвуют в процессе производства и  состоят из готовой продукции и денежных средств. Для расчета материальных затрат необходимо привести сведения о каждом виде оборотных средств в форме таблицы.

Таблица 1

Исходные данные по оборотным фондам

Наименование материала

Профиль, марка, сорт, размер

Единица измерения

Норма расхода

Цена за единицу, руб.

Сумма, руб.

…..

…..

Итого:

Пример расчета текущих затрат приведен в приложениях 6, 7.

2.5Расчет себестоимости разработки проекта

Себестоимость продукции - общая величина затрат на производство и реализацию продукции в денежном выражении. Фактические затраты, понесенные предприятием в связи с производством и реализацией продукции, группируются в разрезе калькуляционных статей.

Калькуляционная статья – определенный вид затрат, образующих  себестоимость продукции в целом или отдельного её вида и дающих  возможность определить с/с готовой продукции. Состав калькуляционных статей различен для организаций различной отраслевой  принадлежности. Калькуляция полной себестоимости программного продукта может быть представлена в форме таблицы 2.

Таблица 2

Плановая калькуляция на изделие

Наименование статей затрат

Затраты, руб.

Сырье и материалы

Заработная плата специалистов, создавших программный продукт

Дополнительная заработная плата (20)

Социальные отчисления (30)

Амортизация (30%)

Цеховая себестоимость

Общепроизводственные расходы (40 от цеховой себестоимости)

Общехозяйственные расходы (20 от цеховой себестоимости)

Производственная себестоимость

Коммерческие и управленческие  расходы (5)

Полная себестоимость

 

Вместе взятые статьи калькуляции составляют полную себестоимость нового изделия.

2.6Оценка экономических эффектов и эффективности работ

Расчет экономической эффективности проектируемого изделия является важнейшей составной частью экономических расчетов.

6.1 Расчёт экономического эффекта экономии от замены ручной обработки информации на автоматизированную

Главным экономическим эффектом от внедрения программного продукта, как правило,  выступает сокращение расходов на управление, которое достигается за счет снижения трудоёмкости расчетов, повышения оперативности управления  и сокращения расходов на управление.

Экономия от замены ручной обработки информации на автоматизированную образуется в результате снижения затрат на обработку информации и определяется по формуле, руб.:

                        Эу = Зр - За,     где                                                        (6)

Зр – затраты на ручную обработку информации, руб.;

За – затраты на автоматизированную обработку информации, руб.

 Затраты на ручную обработку информации:

               Зр = Ои × Ц × Гд / Нв,     где                                                             (7)

Ои – объём информации, обрабатываемой вручную, Мбайт;

Ц – стоимость одного часа работы, руб./час;

Гд – коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени на логические операции при ручной обработке информации;

Нв – норма выработки, Мбайт/час.

Затраты на автоматизированную обработку информации рассчитываются по следующей формуле:

  За = ta × Цм + tо × (Цм + Цо),     где                                                                    (8)

ta – время автоматической обработки, ч.;

Цм – стоимость одного часа машинного времени, руб./час;

tо – время работы оператора, ч.;

Цо – стоимость одного часа работы оператора, руб./час.

 Экономический эффект(экономия) от использования программного продукта за год, руб.:

Эг = Эу – 0.135 × Сп,                                                                                                           (9)

где Сп – полная себестоимость программного продукта

Эффективность разработки программного продукта определяется по формуле:

Эр = Эг × 0.4 / Сп , где                                                                             (10)

Эр – эффективность разработки, руб.

При условии, если  Эр > 0,20, можно  рассчитать срок окупаемости  проекта по формуле:

Т = Сп/ Эг , где                                                                                                (11)

Т – срок окупаемости, лет.

6.2 Расчёт оптовой цены, прибыли и рентабельности внедрения разработанного программного продукта

Если разработанный программный продукт предназначен для реализации, то необходимо рассчитать его оптовую цену. Цена – денежное выражение стоимости товара.

Исходной базой оптовой цены (Цпр) выступает себестоимость и нормативная прибыль:

       Ц = Сп + ПРпл,                                                                                        (12)

где

Прпл – плановая прибыль; Прпл = 20%....30% * Сп

Рассчитанная по данной формуле цена изделия называется производственной и применяется только внутри данной отрасли экономики.

Расчет рыночной цены производится по формуле:  

Ц = Сп + ПРпл+ НДС ,                                                    (13)

где НДС – налог на добавленную стоимость(18%),

СП – полная себестоимость,

П – плановая прибыль.

Прибыль – конечный результат финансовой деятельности предприятия, который представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, т.е. отражает экономический эффект от выполненных работ.

Рентабельность – показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Расчет рентабельности:

  1. Рентабельность продукции – отношение прибыли единицы продукции к ее себестоимости.

Рентабельность продукции вычисляется по формуле:

               R=(П/Сп)*100% ,                                                               (14)

где П – прибыль;

СП –  полная себестоимость.

  1. Рентабельность производства – отношение прибыли к среднегодовой стоимости ОПФ и оборотных средств.

Рентабельность производства вычисляется по формуле:

    R    = (П/∑(ОПФ+ОС))*100%)) ,                                                 (15)

где П – прибыль,

ОПФ – сумма ОПФ,

ОС – сумма оборотных средств.

6.3Расчет доходов (выручки) и коммерческой эффективности  реализации услуг, оказываемых с помощью разработки

программного продукта

Результаты реализации проектных решений включают доходы (выручку) от реализации работ, услуг, оказываемых с помощью разработки новой техники, других технических решений, рассмотренных в дипломном проекте.

Источником выручки от внедрения программного продукта является  посещаемость сайта. Планируемый к получению доход рассчитывается как произведение количества обращений (кликов) и цены обращения (клика) по формуле:

Дпл= Чкл*Цкл,                                                                         (16)

Где Чкл – планируемое число кликов, раз,

Цкл – оплата за 1 клик, руб.

Пример расчёта планируемого дохода приведен в Приложении 9.

Оценка коммерческой эффективности проекта включает расчет следующих показателей: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности и срок окупаемости инвестиций (приложение 10).


ЛИТЕРАТУРА

  1. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник-М.: Издательский центр «Академия», Мастерство, 2002 г.
  2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Уч. Пособие-М.Минск, ИП «Экоперспектива», 2012г.
  3. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): Учебник-М.: «Финансы и статистика», 2007 г.
  4. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  5. О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли

Приложение 1

Таблица 1 – Определение трудоемкости процесса разработки web-сайта

Вид работы

Содержание

Трудоёмкость (час)

Предпроектный анализ

На этом этапе необходимо совместно с заказчиком описать видение проекта. В этом документе фиксируется суть и цели проекта, а также перечисляется предполагаемая функциональность в форме коротких сценариев взаимодействия.

Следующий шаг - составление предварительной карты сайта, которая иллюстрирует примерную структуру будущей системы.

40

Проектирование

(сбор требований)

Подготавливается подробный перечень функциональности. Он помогает учесть функциональные требования и лучше понять особенности будущей системы. На основании этого перечня можно сделать вывод, какие из функций требуют сложного процесса, какие — отдельной страницы, а каким будет достаточно простой кнопки. Принимая во внимание описание персонажей, производится обновление карты сайта и составление схемы навигации. Далее, создаются диаграммы взаимодействия — они объединяют страницы системы в рамках конкретных процессов.

80

Дизайн интерфейса

Завершающим этапом проектирования является визуальный дизайн интерфейса. Первоначально, на основе нескольких ключевых страниц, для выработки общей концепции. После того как общая стилистика одобрена клиентом, производится обрисовка дизайн-макетов ключевых страниц системы.

На этом шаге система обретает внешний вид — до этого основное внимание уделялось сути и принципам работы проекта.

120

Прототип

Этап работ по созданию интерактивного прототипа стартует сразу же после завершения проектирования и дизайна. Для этого, необходимо определить его состав, а именно — какие страницы в него войдут, какие процессы работы пользователя он должен визуализировать. Включать в состав прототипа абсолютно все страницы не целесообразно. Состав зависит от целей, которых пытается достичь клиент.

80

Разработка и тестирование

Разработка производится короткими циклами, называемыми итерациями. Обычно, в конце каждой итерации, происходит прирост функциональности.

Разработка итеративным методом, позволяет минимизировать риски, связанные с изменением требований, срывом сроков, благодаря поставкам рабочей системы с ограниченной функциональностью в конце каждой итерации. Кроме того, каждая итерация включает в себя тестирование. Как со стороны разработчиков, так и со стороны заказчика. Обнаруженные ошибки исправляются в начале последующих итераций. Таким образом, получается заметно повысить качество конечного продукта и снизить затраты на конечное тестирование.

80

Итого

400

Перечень этапов разработки Web-сайта и трудоёмкость основаны на данных, взятых с типового перечня разработки  web-сайтов.

Приложение 2

Расчет длительности работ на этапе проектирования (пример)

 

Наименование работ

Длительность работ, дней

минимум

максимум

ожид.

Разработка технического задания

1

2

2

Анализ технического задания

2

5

3

Изучение литературы

5

10

7

Работа в библиотеке с источниками

-

-

-

Знакомство с основными этапами дипломной работы

1

3

2

Оформление ТЗ

1

2

2

Разработка алгоритма

2

5

3


Доработки программы

10

20

15

Отладка программы

15

20

18

Экономическое обоснование

1

3

2

Оформление пояснительной записки

3

7

5

Выполнение плакатов

5

10

8

 

Приложение 3

Основная заработная плата разработчиков программного продукта

Наименование

этапа

Исполнители

Трудоёмк-ость

чел. дн.*

Трудоёмк-ость

чел. мес.*

Оклад,   руб.

Затраты

по з/п, руб.

Анализ требований

Специалист по ИО

10

0.436

Определение спецификации

Специалист по ИО

10

0.436

Проектирование

Программист

14

0,655

Кодирование

Программист

19

0,873

Тестирование

Специалист по тестированию

38

1,745

Сдача темы

Программист

5

0.218

                                                                                Итого:    _________

* данные графы заполняются самостоятельно в зависимости от создаваемого проекта

Пример расчета основной заработной платы разработчиков

программного продукта

Наименование этапа

Исполнитель

Трудоёмкость, чел./час.

Трудоёмкость, чел/дн.

Трудоёмкость, чел/мес.

Оклад,   руб.

Затраты по з/п, руб.

Анализ требований

Бизнесс-аналитик

40

  5

  0.217

30 000

  6 510

Определение спецификации

Бизнесс-аналитик

40

  5

  0.217

30 000

  6 510

Проектирование

Программист

24

  3

0.13

35 000

  4 550

Кодирование

Программист

144

18

  0.738

35 000

25 810

Тестирование

Программист

64

  8

  0.348

35 000

12 180

Сдача темы

Программист

24

  3

 0.13

35 000

  4 550

Итого:

336

1,78

60 110

                                                                                 

Приложение 4

Перечень основных фондов и нематериальных активов и их первоначальная стоимость

Наименование

Характеристика

Цена, руб.

Ноутбук

Acer Aspire One AO533-138kk

19000,00

Принтер

Hewlett-Packard

2640,00

Windows

7 Домашняя версия

2500,00

Итого

24140,00

Приложение 5

Расчет амортизационных отчислений основных фондов и

нематериальных активов

Наименование

Балансовая стоимость

(руб)

Норма амортиза-

ции в год(%)

Годовая сумма амортизации

(руб.)

Месячная сумма амортизации

(руб.)

Сумма амотризации за 2 месяца

(руб.)

Ноутбук

19 000

30%

5 700

475

950

Принтер

2 640

30%

792

66

132

Windows

2 500

30%

750

62

124

Итого

24 140

7 242

603

1206

Приложение 6

Расчет стоимости  оборотных фондов

пп

Наименование фонда

Характеристика фонда

Цена, руб.

1

Бумага

SvetoCopy

160,00

2

Картридж

Canon

200,00

3

Магнитные носители информации

CD - RW TDK

15,00

Итого:

375,00


Приложение 7

Пример расчёта текущих затрат при создании Web-сайта

Вид затрат

Единицы измерения

Тарифы

Период

месяц

2месяца

квартал

Полугодие

год

Регистрация и продление домена

руб./год

100-

2000

200

200

Услуги хостинга

руб./мес.

30-

5000

600

1200

1800

3600

7200

Оплата интернет соединения

руб./мес.

200-

1700

500

1000

1500

3000

6000

Затраты электроэнергии

руб./кВт

2-4

45

90

135

270

540

Оплата администрирования

руб./мес.

500-20000

5000

10000

15000

30000

60000

Итого

68020

Приложение 8

Пример расчета себестоимости программного продукта

Статьи себестоимости

Цена, руб.

1

Сырье и материалы

12090

2

Заработная плата специалистов, создавших программный продукт

60110

3

Дополнительная заработная плата (20)

12022

4

Социальные отчисления (30)

21640

5

Амортизация (30%)

1206

6

Цеховая себестоимость

94978

7

Общепроизводственные расходы (40 от цеховой себестоимости)

37991

8

Общехозяйственные расходы (20 от цеховой себестоимости)

18996

9

Производственная себестоимость

151965

10

Коммерческие и управленческие  расходы (5)

7598

Полная себестоимость

159563

Пояснения к таблице:

  • Сырье и материалы – сумма оборотных средств;
  • Дополнительная заработная плата – 20 % от заработанной платы программиста:
  • Социальные отчисления – 30% от вместе взятых заработанной платы и дополнительной заработанной платы
  • Цеховая себестоимость – сумма с 1 по 5 строки;
  • Общепроизводственные расходы – 40% от цеховой себестоимости
  • Общехозяйственные расходы - 20% от цеховой себестоимости
  • Производственная себестоимость сумма строк 6, 7 и 8.
  • Непроизводственные расходы – 2% от производственной себестоимости.

Приложение 9

Пример расчёта выручки от реализации проекта за пять лет

Показатели

Годы реализации проекта

1

2

3

4

5

Планируемый прирост посещаемости

 

2,00

1,60

1,25

1,10

Планируемая посещаемость, чел./день

250

500

800

1000

1100

Планируемая посещаемость, чел./год.

66250

132500

212000

265000

291500

Планируемое количество кликов, раз.

6625

13250

21200

26500

29150

Оплата за 1 клик, руб.

8,00

8,72

9,50

10,36

11,29

Планируемый доход, руб.

53000

106000

169600

212000

233200


Приложение 10

Пример расчёта показателей
коммерческой эффективности проекта по созданию Web-сайта

Показатели

Годы реализации проекта

Результат

1

2

3

4

5

Выручка от реализации

проекта, руб.

53000

106000

169600

212000

233200

-

Текущие затраты

по проекту, руб.

82186

88186

96226

105934

115792

-

Оплата за обслуживание виртуального счёта, руб.

530

1060

1696

2120

2332

-

Прибыль от реализации

 проекта, руб.

-29716

16754

71678

103946

115076

-

Капитальные вложения, руб.

65000

0

0

30000

0

-

Амортизация, руб.

14167

14167

14167

14167

14167

-

Чистый доход, руб.

-80550

30920

85844

88112

129242

-

Коэффициент

дисконтирования, д. ед.

1,00

0,89

0,80

0,71

0,64

-

ЧДД по годам, руб.

-80550

27608

68435

62717

82136

-

ЧДД нарастающим

итогом, руб.

-80550

-52942

15493

78209

160345

160345

Дисконтированные капитальные вложения, руб.

65000

0

0

21353

0

86353

Индекс доходности, руб./руб.

-0,24

0,19

1,24

1,91

2,86

2,86

Внутренняя норма

доходности, %

10,89%

37,38%

52,38%

52,38%

Срок окупаемости, лет

2 года 9 месяцев

Приложение 11

Пример расчета экономической эффективности

2 Практическая часть. Расчет экономической эффективности разработки web-сайта ООО «Серп и жнец»

2.1 Определение видов эффектов, трудоёмкости разработки отдельных стадий программного продукта и затрат на оплату труда разработчиков

Изменение основных параметров объектов в результате разработки и внедрения  программы учета строительных материалов в ПАО «Мосметро» приводит к изменению эффективности деятельности предприятия. При этом могут наблюдаться как социальные, так и экономические эффекты.

Эффекты социального характера:

- облегчение условий труда;

- повышение  квалификационного уровня работающих.

В качестве факторов экономической эффективности выступают:

-  уменьшение удельных затрат трудовых и  финансовых ресурсов;

-  высвобождение обслуживающего персонала;

- экономия фонда заработной платы;

-  повышение производительности труда работников и др.

При выполнении экономического обоснования  эффективности разработки и внедрения программного продукта проведем анализ отдельных, наиболее существенных для разрабатываемой темы, показателей.  

Для расчета затрат на этапе проектирования необходимо определить продолжительность каждой работы, начиная с составления технического задания и заканчивая оформлением документов.

Трудоемкость относится к ключевым экономическим показателям и позволяет дать оценку эффективности использования рабочего времени при производстве услуг. Этот коэффициент говорит о том, сколько труда (часов, дней или месяцев) нужно затратить для изготовления одной единицы продукции.  

Продолжительность работ по разработке и внедрению  программы учета строительных материалов в ПАО «Мосметро» определим на основании экспертных оценок по формуле:

Т0=(3*Тmin+2*Тmax)/5                  (1)

 

где Т0 - ожидаемая продолжительность работ;

Тmin и Тmax ~ соответственно наименьшая и наибольшая по мнению эксперта длительность работы. Данные расчетов ожидаемой длительности работ приведены.

Данные для расчета  и показатели трудоемкости работ для наглядности  приведем в таблице 1.

Таблица 1- Расчет длительности работ на этапе проектирования

Наименование работ

Наименование этапа

Длительность работ, дней

Длительность, месяцев

минимум

максимум

ожид.

Разработка технического задания

Определение спецификации

1

2

2

0,09

Анализ технического задания

Анализ требований

1

2

2

0,09

Изучение литературы

Анализ требований

2

6

4

0,18

Знакомство с основными этапами дипломной работы

Анализ требований

1

2

2

0,09

Оформление ТЗ

Проектирование

1

2

2

0,09

Разработка алгоритма

Кодирование

2

5

3

0,14

Доработки программы

Кодирование

2

5

3

0,14

Отладка программы

Тестирование

3

5

4

0,18

Экономическое обоснование

Сдача темы

1

3

2

0,09

Оформление пояснительной записки

Сдача темы

1

3

2

0,09

Выполнение плакатов

Сдача темы

1

3

2

0,09

Итого

1,26

Для определения  финансовых затрат на оплату труда разработчиков  необходимо умножить оклад работника, выполняющего данный вид работ, на трудоёмкость затрат в месяц. Расчет основной заработной платы разработчиков программы учета приведён в Таблице 2.

Таблица 2 - Расчета основной заработной платы разработчиков

программного продукта

Наименование этапа

Исполнитель

Трудоёмкость, чел/дн.

Трудоёмкость, чел/мес.

Оклад,   руб.

Затраты по з/п, руб.

Анализ требований

Бизнесс-аналитик

12

0,36

30 000

10800

Определение спецификации

Бизнесс-аналитик

2

0.09

30 000

2700

Проектирование

Программист

2

0.09

35 000

3150

Кодирование

Программист

6

0,27

35 000

9450

Тестирование

Программист

4

0.18

35 000

6300

Сдача темы

Программист

6

0.27

35 000

9450

Итого:

1,26

41850

Из данных таблицы видно, что общая трудоемкость разработки и внедрения программы составила 1,26 месяца, а предполагаемы затраты на оплату труда разработчиков – 41850 рублей.

2.2. Расчет капитальных и текущих затрат на проектирование и внедрение программы учета строительных материалов

Для разработки программного продукта  используются основные фонды, нематериальные активы и оборотные средства.

Основные фонды - средства труда, которые участвуют в производственном процессе многократно, сохраняя при этом свою натуральную форму, но переносят часть стоимости на производимую продукцию по мере износа. Нематериальные активы – это ценности, имеющие стоимостное выражение и не являющиеся физическими объектами.

Перечень основных средств, используемых при разработке и внедрении программного продукта, и их первоначальная стоимость приведены в Таблице 3.

Таблица 3 - Перечень основных фондов и нематериальных активов и их первоначальная стоимость

Наименование

Характеристика

Цена, руб.

Ноутбук

Acer Aspire One AO533-138kk

19000,00

Принтер

Hewlett-Packard

2640,00

Windows

7 Домашняя версия

2500,00

Итого

24140,00

Для включения в себестоимость необходимо произвести расчет амортизационных начислений по основным средствам и НМА линейным способом.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

                  А=Пс*К,                                                                             (3)

где  Пс -  первоначальная стоимость;

       К — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества

Так как перечисленные в таблице 3 объекты основных средств относятся ко второй  амортизационной группе, то максимальный срок полезной эксплуатации по ним может составить 3 года.  Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле

                                                     (4)

где  п — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Приведем результаты расчета  амортизационных начислений (таблица 4)

Таблица 4- Расчет амортизационных отчислений основных фондов и

нематериальных активов

Наименование

Балансовая стоимость

(руб)

Норма амортиза-

ции в год(%)

Годовая сумма амортизации

(руб.)

Месячная сумма амортизации

(руб.)

Ноутбук

19 000

33%

6270

522,5

Принтер

2 640

33%

871

72,6

Windows

2 500

34%

850

70,82

Итого

24 140

7 991

665,92

Для разработки и внедрения программного продукта на предприятии помимо основных средств используются оборотные средства(оборотный капитал). 

Оборотный капитал - средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения и совершающие непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности.

Для расчета материальных затрат приведем сведения о каждом виде оборотных средств и их стоимости в таблице 5.

Таблица 5 -  Расчет стоимости  оборотных фондов(материалы)

пп

Наименование фонда

Характеристика фонда

Цена, руб.

1

Бумага

SvetoCopy

200,00

2

Картридж

Canon

1200,00

3

Магнитные носители информации

CD - RW TDK

15,00

Итого:

1415,00

Себестоимость продукции – общая величина затрат на производство и реализацию продукции в денежном выражении. Фактические затраты, понесенные предприятием в связи с производством и реализацией продукции, группируются в разрезе калькуляционных статей.

Калькуляционная статья – определенный вид затрат, образующих  себестоимость программного продукта в целом. Проведем калькуляцию полной себестоимости программного продукта (таблица 6).

Таблица 6 - Себестоимость программного продукта

Статьи себестоимости

Цена, руб.

1

Сырье и материалы

1415

2

Заработная плата специалистов, создавших программный продукт

41850

3

Дополнительная заработная плата (20)

8370

4

Социальные отчисления (30)

15066

5

Амортизация (30%)

665,92

6

Цеховая себестоимость

67366,92

7

Общепроизводственные расходы (40 от цеховой себестоимости)

26946,77

8

Общехозяйственные расходы (20 от цеховой себестоимости)

13473,38

9

Производственная себестоимость

107787,07

10

Коммерческие и управленческие  расходы (5)

5389,35

Полная себестоимость

113176,42

Пояснения к таблице:

  • Сырье и материалы – сумма оборотных средств;
  • Дополнительная заработная плата – 20 % от заработанной платы программиста:

41850*20%=8370 руб.

  • Социальные отчисления – 30% от вместе взятых заработанной платы и дополнительной заработанной платы:

           (41850+8370)*30% = 15066 руб.

  • Цеховая себестоимость – сумма с 1 по 5 строки;
  • Общепроизводственные расходы – 40% от цеховой себестоимости
  • Общехозяйственные расходы - 20% от цеховой себестоимости
  • Производственная себестоимость сумма строк 6, 7 и 8.
  • Непроизводственные расходы – 2% от производственной себестоимости.

2.3. Оценка экономических эффектов и эффективности работ

Расчет экономической эффективности программного продукта  является важнейшей составной частью экономических расчетов.

Главным экономическим эффектом от внедрения программы  учета строительных материалов в ПАО «Мосметро»  выступает сокращение расходов на управление, которое достигается за счет снижения трудоёмкости расчетов, повышения оперативности управления  и сокращения расходов на управление.

Экономия от замены ручной обработки информации на автоматизированную образуется в результате снижения затрат на обработку информации и определяется по формуле, руб.:

                        Эу = Зр - За,     где                                                        (3)

Зр – затраты на ручную обработку информации, руб.;

За – затраты на автоматизированную обработку информации, руб.

 Затраты на ручную обработку информации:

               Зр = Ои × Ц × Гд / Нв,     где                                                             (4)

Ои – объём информации, обрабатываемой вручную, Мбайт;

Ц – стоимость одного часа работы, руб./час;

Гд – коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени на логические операции при ручной обработке информации;

Нв – норма выработки, Мбайт/час.

В данном случае: Ои = 50 Мбайт

(общий размер обрабатываемых данных),

 Ц = 30000 / 22 / 8  171 руб./час,

Гд = 3,4 (установлен экспериментально),

Нв = 0.05 проектов/час.

Следовательно, затраты на ручную обработку информации будут равны:

Зр = 50 × 171 × 3,4 / 0.05 = 581400 руб.

 Затраты на автоматизированную обработку информации рассчитываются по следующей формуле:

  За = ta × Цм + tо × (Цм + Цо),    

где                                                                                           (5)

ta – время автоматической обработки, ч.;

Цм – стоимость одного часа машинного времени, руб./час;

tо – время работы оператора, ч.;

Цо – стоимость одного часа работы оператора, руб./час.

 Для данного ПП: vr = 18 ч., Цм = 5 руб., tо = 83,3 ч., Цо = 30000 / 22 / 8  171 руб.

Следовательно, затраты на автоматизированную обработку информации будут равны:

За = 18 × 5 + 83,3 × (5 + 171) = 14751 руб.

Таким образом, годовая экономия от внедрения программного продукта равна:

Эу = 581400 – 14751 = 566649 руб.

 Экономический эффект(экономия) от использования программного продукта за год, руб.:

Эг = Эу – 0.135 × Сп,                                                                                                   (6)

где Сп – полная себестоимость программного продукта

Эг=566649 - 15278,82 =551370 руб.

Эффективность разработки программного продукта определяется по формуле:

Эр = Эг × 0.4 / Сп , где                                                                             (7)

Эр – эффективность разработки, руб.

Рассчитаем эффективность разработки  программного продукта :

Эр=551370*0,4/113176,42=1,95

Так как  Эр > 0,20,  рассчитаем срок окупаемости  проекта по формуле:

Т = Сп/ Эг ,                                                       (8)

где                                                                                                

              Т – срок окупаемости, лет.

Рассчитаем срок окупаемости разработки и внедрения программы учета строительных материалов:

Т=113176,42/551370 = 0,21  года или 2,5 месяца.

Таким образом, годовая экономия от программного продукта составит 566649 рублей, сумма экономии от внедрения программы 551370 рублей.  Затраты на создание программы в 1,95 раз меньше экономического эффекта от ее внедрения. Срок окупаемости разработки и внедрения программы учета строительных материалов в ПАО «Мосметро» составит 2,5 месяца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Методические указания контроля знаний по ПМ.05"

Методическая разработка для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" СПО....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

Методические указания для разработки методических рекомендаций по выполнению курсовых работ/проектов (для преподавателей)

Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и предназначены оказать помощь преподавателям, осуществляющим руководство над вы...

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»

Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста детей в ДОУ, формы и методы, ис...