2017 ОП 08 Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ Организация бухгалтерского учета в банках
методическая разработка по теме

Буланова Ирина Леонидовна

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ составлены на основе рабочей программы дисциплины ОП 08 «Организация бухгалтерского учета в банках», являющейся составной частью профессиональной программы среднего звена, сформированной на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 38.02.07 «Банковское дело».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»                                                                                                                      

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

по дисциплине ОП 08 «Организация бухгалтерского учета в банках»

для специальности 38.02.07 «Банковское дело» (углубленной подготовки)

г. Красногорск, 2017

ОДОБРЕНО

на заседании отделения

специальности «Банковское дело»

Протокол №_____

от "____"_________2017г.

Заведующий отделением

________________/А.Р. Гузева/

УТВЕРЖДАЮ

Разработан на основе Федерального

Государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.07 «Банковское дело»

Зав. отделением ППССЗ

_________________ /И.М. Рыжова/

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ составлены на основе рабочей программы дисциплины ОП 08 «Организация бухгалтерского учета в банках», являющейся составной частью профессиональной программы среднего звена, сформированной на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 38.02.07 «Банковское дело».

Организация-разработчик: ГБПОУ МО «КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Разработчик: Преподаватель Буланова И.Л.

                                

Рецензенты:

______________________

/Маркова Т.М./ преподаватель высшей категории ГБПОУ МО «Красногорский колледж»

______________________

/Новосельцева Ю. В./ главный бухгалтер Красногорского Дополнительного офиса ПАО «Московский Индустриальный банк»


Пояснительная записка

Организация самостоятельной работы обучающихся имеет важное значение для успешного освоения курса «Организация бухгалтерского учета в банках» и формирования у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, образующих основу общенаучных, инструментальных, социально-личностных, общекультурных и профессиональных компетенций.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Организация бухгалтерского учета в банках " основаны на изучении нормативных документов в области бухгалтерского учета  в банках, законодательстве, регламентирующем банковскую деятельность.

Студенты самостоятельно осуществляют поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных ситуаций по выполнению практических заданий.

Дисциплина " Организация бухгалтерского учета в банках " опирается на знания, полученные обучающимся в результате освоения дисциплин «Основы деятельности кредитных организаций», "Бухгалтерский учет".

Содержание самостоятельных работ соответствует учебной программе курса              "Организация бухгалтерского учета в банках " по специальности 38.02.07 "Банковское дело».

Содержание самостоятельных работ соответствует требованиям рабочей программы по дисциплине и способствует достижению студентами требуемого уровня профессиональной подготовки, при этом основными принципами отбора содержания и построения его структуры являются соответствие Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, актуальность, системность, научность, доступность, практическая направленность. Концентрация усилий студентов переносится на решение задач и заданий, максимально приближенных к реальным ситуациям, возникающим в социальной или экономической сфере, на формирование профессиональных навыков и активизацию самостоятельной работы студентов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву;

- присваивать номера лицевым счетам;

-  составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание документов синтетического учёта.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях;

- методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;

-  принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учёта кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;

-  основные принципы организации документооборота, виды банковских документов, требования к их оформлению и хранению.

- характеристику документов синтетического и аналитического учета

-  краткую характеристику основных элементов учетной политики кредитной организации

- функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях.

владеть

- навыками самостоятельного изучения и анализа теоретических и практических разработок в области ведения бухгалтерского  учета в банках;

- способами и средствами сбора, обработки, анализа экономической информации.

Самостоятельная работа студентами оформляется в отдельной тетради и по содержанию включает:

1. Цель работы.

2. Задание.

3. Выводы.

4. Список используемой литературы.

Перечень и содержание самостоятельных работ

№ раздела

Тема по рабочей программе

Содержание самостоятельной работы

Количество часов

Раздел 1.

Организация

бухгалтерской работы в кредитных организациях.

Тема 1.

Баланс кредитной организации

Изучение федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ  «О бухгалтерском учете» с изменениями и составление конспекта

2

Изучение структуры и содержания Положения 385 – П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,  расположенных на территории Российской Федерации»

2

Составление бухгалтерского баланса по счетам ДЕПО

2

Составление бухгалтерских проводок по корреспондентскому счету банка.

2

Тема 2.

Документация, документооборот и внутрибанковский контроль

Изучение вопроса «Автоматизация документооборота». Порядок форматирования и хранения документов.

2

 Изучение «Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях».

2

Составление схемы документооборота по учету кассовых операций.

2

Тема 3.

Аналитический и синтетический учёт.

Изучение форм лицевых счетов.

2

Изучение особенности документов синтетического учета в условиях автоматизации учетного процесса.

2

Установление взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета, порядок их сверки.

2

 Составление оборотного баланса ф.№ 26 по данным лицевых счетов.

2

Изучение должностных  обязанностей главного бухгалтера и других работников бухгалтерской службы.

2

Тема 4.

Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации.

Изучение основных элементов учетной политики.

1

ИТОГО

25

Самостоятельная работа №1 Изучение Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ  с изменениями и дополнениями  и составление конспекта. 

Цель самостоятельной работы: студент должен

уметь:

ориентироваться в нормативных актах, регламентирующих бухгалтерский учет

Рекомендуемая литература:

Федеральный закон  "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ 

Задание: Составьте краткий конспект, перечислите статьи, рассматриваемые в Федеральном законе.

Самостоятельная работа №2 Изучение структуры и содержания Положения 385 – П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,  расположенных на территории Российской Федерации».

Цель самостоятельной работы  студент должен

уметь:

ориентироваться в нормативных актах, регламентирующих правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях  на территории РФ.

Рекомендуемая литература:

  1. Положение 385 – П  от 16 июля 2012 года  «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях  на территории РФ».
  2. http://www.banki.ru
  3. http://www.cbr.ru

      4. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

      5. Справочно-правовая система «Гарант

Задание: 1.Изучите Положение 385 – П  «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях  на территории РФ».

2.  Составьте краткий конспект, перечислите вопросы, рассматриваемые в Положении.

3. Изучите баланс любой кредитной организации, взятый на сайте банка, на сайте ЦБРФ или в газете «Бизнес и банки» в библиотеке. Выпишете следующие данные:

  - наименование банка, его юридический адрес;

  - Активы банка по наибольшей сумме(5 статей)

  - Привлеченные средства (статья с наибольшей суммой)

  - Прибыль банка

4. Составьте не менее 10 заданий в тестовой форме по данной теме с указанием правильного ответа и ссылкой на его источник.

5. Продолжите  составление индивидуального словаря бухгалтерских терминов (запишите все новые понятия и их определения).

Самостоятельная работа № 3 Составление бухгалтерского баланса по счетам ДЕПО

Цель самостоятельной работы студент должен

уметь:

пользоваться Планом счетов бухгалтерского  учета в кредитных организациях.

знать:

 структуру бухгалтерского баланса по счетам ДЕПО.

Рекомендуемая литература:

  1. Положение 385 – П  от 16 июля 2012 года  «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях  на территории РФ».

      2. Т.Н.Бондарева Учет в банках.- М.:МГФПМК, 2008.- 280 с.

 3.   Курсов, В.Н. Бухгалтерский учёт в коммерческом банке: Новые типовые бухгалтерские проводки операций банка [Текст] : учеб, пособие / В.Н. Курсов, Г.А. Яковлев. - М. : ИНФРА-М, 2010.

        4. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

         5. Справочно-правовая система «Гарант»

Задание  1. Составьте бухгалтерские проводки по операциям банка за ______, отразив их в таблице операций и одновременно – на счетах. Составьте бухгалтерский баланс  по счетам ДЕПО.

№п/п

Содержание операций

Сумма

Дт

Кт

1

Прием на хранение ценных бумаг наличной формы выпуска принадлежащих банку 

500000

2.

Прием на хранение ценных бумаг наличной формы выпуска принадлежащим клиентам депозитария

300000

3.

Прием на хранение ценных бумаг принадлежащих банку безналичной формы выпуска, находящихся на хранении в вышестоящем депозитарии.

1000000

4.

Смена места хранения ценных бумаг ( в случае проведения проверки сертификатов наличных ценных бумаг)

600000

5.

 Изъятие наличных ценных бумаг по решению государственных органов (правоохранительных, судебных)

320000

6.

Отражение недостачи ценных бумаг по результатам инвентаризации

2000

7.

Прием на учет выпуска ценных бумаг в день размещения

30000

8.

Погашение безналичных (облигаций) ценных бумаг в депозитарии.

350000

9.

Снятие с учета погашенного выпуска

650000

10.

Изъятие из обращения ценных бумаг при наступлении даты погашения

500000

Баланс ДЕПО

---------------------------------------------------------------------

¦  Код синтетического счета депо   ¦  Остаток на дату составления    ¦

¦                                  ¦             баланса             ¦

+----------------------------------+---------------------------------+

¦           ...                    ¦                                 ¦

+----------------------------------+---------------------------------+

¦Итого по активу:                  ¦                                 ¦

+----------------------------------+---------------------------------+

¦           ...                    ¦                                 ¦

+----------------------------------+---------------------------------+

¦Итого по пассиву:                 ¦                                 ¦

-----------------------------------+----------------------------------

Самостоятельная работа № 4. Составление бухгалтерских проводок по корреспондентскому счету банка

Цель самостоятельной работы: студент должен

уметь:

пользоваться Планом счетов бухгалтерского  учета в кредитных организациях

знать:

корреспонденцию счетов по счету 30102

Рекомендуемая литература:

  1. Положение 385 – П  от 16 июля 2012 года  «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях  на территории РФ».

      2. Т.Н.Бондарева Учет в банках.- М.:МГФПМК, 2008.- 280 с.

 3.   Курсов, В.Н. Бухгалтерский учёт в коммерческом банке: Новые типовые бухгалтерские проводки операций банка [Текст] : учеб, пособие / В.Н. Курсов, Г.А. Яковлев. - М. : ИНФРА-М, 2010.

Задание   Составьте ведомость бухгалтерских проводок на «     »_______20..г.

  1. На корреспондентский счет банка поступили штрафы и неустойки в сумме 5000 руб.
  2. Зачисление на расчетный счет плательщика 5000 руб. от организации, являющейся клиентом другого банка
  3. С корреспондентского счета банка списаны невыясненные платежи в сумме3000 руб.
  4. На корреспондентский счет банка зачислен межбанковский кредит сроком до 30 дней от другой кредитной организации в сумме 250000руб.
  5. На основании платежного поручения предприятия (клиента банка) с расчетного счета списаны денежные средства и перечислены в другой город в сумме 70000 руб.
  6. На корреспондентский счет банка поступили суммы невыясненных платежей в сумме 10000 руб.
  7.  С корреспондентского счета банка перечислены денежные средства для формирования обязательных резервов в суме 280000 руб.
  8.  С корреспондентского счета банка в РКЦ списаны денежные средства, перечисленные по поручению клиента в сумме 560000руб.
  9. С расчетного счета клиента (покупателя) для расчетов аккредитивом списаны денежные средства и перечислены в банк поставщика в сумме 150000 руб.
  10. На корреспондентский счет банка в РКЦ поступили денежные средства для зачисления на расчетный счет  клиента в день совершения операции.

Самостоятельная работа № 5  Изучение вопроса «Автоматизация документооборота». Порядок формирования и хранения документов.

Цель самостоятельной работы: студент должен

уметь: оформлять банковские документы

знать: организацию документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения

Рекомендуемая литература:

  1. Положение 385 – П  от 16 июля 2012 года  «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях  на территории РФ».
  2. Т.Н.Бондарева Учет в банках.- М.:МГФПМК, 2008.- 280 с.

      3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

       4. Справочно-правовая система «Гарант»

Задание:

  1. Подготовить доклад на тему «Автоматизация документооборота».
  2. Сделать краткий конспект по порядку формирования и хранения документов на основании Положения 385 – П  от 16 июля 2012 года  «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях  на территории РФ».

Самостоятельная работа № 6  Изучение «Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях»

Цель самостоятельной работы: студент должен

уметь:

 ориентироваться в нормативных актах, регламентирующих организацию внутреннего контроля в кредитных организациях

Рекомендуемая литература

  1. Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242 "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (с изменениями и дополнениями)

       2. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

       3.  Справочно-правовая система «Гарант»

Задание:

1.Изучите Положение 242 – П  "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".

2.  Составьте краткий конспект, перечислите вопросы, рассматриваемые в Положении.

3. Составьте не менее 10 заданий в тестовой форме по данной теме с указанием правильного ответа и ссылкой на его источник.

4. Продолжите  составление индивидуального словаря бухгалтерских терминов (запишите все новые понятия и их определения).

Самостоятельная работа № 7  Составление схемы документооборота по учету кассовых операций

Цель самостоятельной работы: студент должен

уметь:

документально оформлять прием и выдачу наличных денег;

отразить в бухгалтерском учете кассовые операции

знать: организацию кассовой работы в банке

Рекомендуемая литература

     1. Указание N 3210-У от 11 марта 2014 г «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»

  1. Положение 385 – П от 16 июля 2012 года  «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях  на территории РФ».

   3. Т.Н.Бондарева Учет в банках.- М.:МГФПМК, 2008.- 280 с.

   4.   Курсов, В.Н. Бухгалтерский учёт в коммерческом банке: Новые типовые бухгалтерские проводки операций банка [Текст] : учеб, пособие / В.Н. Курсов, Г.А. Яковлев. - М. : ИНФРА-М, 2010.

   5. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

   6.  Справочно-правовая система «Гарант»

Задание:

  1. Изучите   Указание N 3210-У от 11 марта 2014 г «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»   

2.  Составьте краткий конспект, перечислите вопросы, рассматриваемые в Положении.

3. Составьте не менее 10 заданий в тестовой форме по данной теме с указанием правильного ответа и ссылкой на его источник.

4. Продолжите  составление индивидуального словаря бухгалтерских терминов (запишите все новые понятия и их определения).

5. Задача Остаток денежных средств по балансовому счету № 20202 составляет 100000 рублей (лимит по кассе – 100000=)

Совершены следующие операции:

  1. Сданы излишки денежной наличности по объявлению на взнос наличными от МП «Октава» для зачисления их на расчетный счет  клиента в сумме 15 000 руб.
  2. Сформированы инкассаторские сумки и отправлены для подкрепления касс филиалов банка: в филиал № 1 – 50 000=, в филиал № 2 – 40 000=.
  3. По заявке банка осуществляется подкрепление денежной наличности кассы из РКЦ в сумме 150 000=.
  4. По денежным чекам клиентов выдана денежная наличность в сумме 45 000 руб. с их расчетных счетов.
  5. При доставке денежной наличности в филиал № 1 обнаружена недостача денежной наличности – 10 руб.
  6. При доставке денежной наличности в филиал № 2 обнаружен излишек денежной наличности – 100 руб.
  7. Не установлено виновное лицо (опер.№5).
  8. По опер.№6 установлено виновное лицо кассир банка.
  9. Получены инкассаторские сумки в вечернюю кассу от клиентов- юридических  лиц –100 000=.

Определите остаток денежных средств по кассе на конец операционного дня и излишки сверх лимита, а также укажите документооборот по операциям.

Самостоятельная работа № 8 Изучение форм лицевых счетов

Цель самостоятельной работы: студент должен

уметь:  

присваивать номера лицевым счетам

знать: 

 формы лицевых счетов и порядок их  нумерации

Рекомендуемая литература:

1. Положения 385 – П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,  расположенных на территории Российской Федерации».

2. Т.Н.Бондарева Учет в банках.- М.:МГФПМК, 2008.- 280 с.

3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

4.  Справочно-правовая система «Гарант»

Задание:

1. Составьте краткий конспект на основании данного материала.

2. Составьте не менее 10 заданий в тестовой форме по данной теме с указанием правильного ответа и ссылкой на его источник.

Порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера.

Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году.

В лицевых счетах показываются: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу), остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в журналах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции, номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты.

Допускается ведение учета взносов акционеров, вкладов физических лиц, расчетов с работниками кредитной организации, учета основных средств, материальных запасов и других операций по отдельным программам с отражением на соответствующих счетах в балансе итоговыми суммами.

Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела в зависимости от порядка, установленного в кредитной организации) представляется распоряжение руководства кредитной организации об открытии счета. В распоряжении указываются владелец счета, номер и дата договора, на основании которого открывается счет.

Записи об открытии и о закрытии лицевых счетов вносятся в Книгу регистрации открытых счетов, которая ведется на бумажном носителе, либо, если это предусмотрено учетной политикой кредитной организации, в электронном виде. В Книге регистрации открытых счетов указываются следующие данные:

дата открытия счета;

дата и номер договора, в связи с заключением которого открывается счет;

фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование клиента;

вид банковского счета счета по вкладу (депозиту) либо наименование (цель) счета (если счет открывается на основании договора, отличного от договора банковского счета, вклада (депозита));

номер счета;

порядок и периодичность выдачи выписок из лицевого счета;

дата сообщения налоговым органам об открытии банковского счета;

дата закрытия счета;

дата сообщения налоговым органам о закрытии банковского счета;

примечание.

При открытии лицевых счетов регистрируются в специальной книге по следующей форме.

Дата откры-тия счета

Дата

и №

об

откры

тии

счета

Наименование

клиента

Наименование счета

№ лицевого счета

Порядок и переодичность выдачи выписок счета

Дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета

Дата закрытиясчета

При

меча

ние

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Счета физических лиц по вкладам открываются с соблюдением положений Гражданского Кодекса Российской Федерации, отражаются в книге регистрации открытых счетов на общих основаниях.

Лицевой счет имеет значимость в 20 знаков.

Знаки с 1-го по 5-ый означают номер балансового счета второго порядка.

Знаки с 6-го по 8-ой обозначают код валюты. Коды валюты применяются стандартные в соответствии общероссийским классификатором, но вводятся в действие только после специального указания Банка России.

Девятый знак – защитный ключ, который применяется при автоматизированном ведении учета в электронных межбанковских расчетов. Для банков ключевание счетов обязательно, т.к. программы вычислительного центра не принимают счета, не имеющие ключа или имеющие неправильный ключ. Порядок расчета ключа в номере лицевого счета определен в письме Банка России от 08.09.97г. №515.

Для бюджетных счетов 15 и 16 разряды используются в качестве определителя отчетности суммы отчетности.

С 10-го по 13 знак номер филиала (отделения) кредитной организации.

С 14-го по 20й номер лицевого счета.

Например: Составить лицевой счет клиента банка, если:

  • Физическое лицо
  • Открыл расчетный счет в банке
  • В национальной валюте (рублях)
  • Его регистрационный номер в банке 6483.

40803 810 0 0739 0006483

Лицевые счета открываются по возрастанию порядковых номеров.

Порядок и нумерация лицевых счетов по остальным внебалансовым счетам определяется самостоятельно кредитной организацией.

Типовой формой выписки из лицевого счета является форма, по которой учреждения Банка Россиивыдают выписки своим клиентам. Эта форма специальным указанием Центробанка рекомендована кредитным учреждениям для выдачи клиентам. Программа «Операционный день банка» позволяют получать такие формы на компьютерах.

Выписку из лицевых счетов клиентов распечатывают в 2х экземплярах. Один экземпляр передается клиенту в установленном порядке, а вторые экземпляры выписок сшиваются и хранятся в банке.

Учет некоторых документов ведется по картотекам и в операционных журналах. Картотеки ведутся по внебалансовым счетам №90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты», №90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», №90903 «Расчетные документы клиентов неоплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счете кредитной организации», №90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций»

Лицевые счета, сформированные в электронном виде, могут распечатываться для хранения на бумажном носителе либо храниться в электронном виде (без их распечатывания на бумажном носителе).

Выдача клиентам выписок из лицевых счетов и приложений к ним осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены соответствующим договором, на бумажном носителе либо в электронном виде (по каналам связи или с применением различных носителей информации). В случае, если выписки из лицевых счетов и приложения к ним передаются клиенту в электронном виде, то указанные документы подписываются электронной подписью уполномоченного лица кредитной организации. Выписки из лицевых счетов по банковским счетам клиентов за последний календарный день года, а также в других случаях, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, подлежат выдаче клиентам на бумажном носителе.

Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, за исключением средств автоматизации, то выписки из этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки.

Изменение порядка выдачи выписок может быть допущено только в случаях, если выписку желают получить распорядители счетом (один из них). В других случаях отступление от согласованного с клиентом порядка может разрешить главный бухгалтер, его заместитель, начальник отдела.

По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету.

На документах, составленных на бумажном носителе, прилагаемых к выпискам, должны проставляться штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится.

Не заверяются оттиском указанного штампа лишние экземпляры оплаченных расчетных документов, прилагаемые к выпискам из счетов клиентов, уже снабженные штампом кредитной организации на ранней стадии их обработки, а также документы по приходным кассовым операциям.

Владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок в письменной форме сообщить кредитной организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.

В случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат может быть выдан клиенту только с разрешения в письменной форме руководителя кредитной организации или его заместителя по заявлению клиента, в котором он обязан указать причины утраты выписки, подписанному руководителем и главным бухгалтером организации, физическим лицом - владельцем счета. На титульной части дубликата делается надпись:

"Дубликат выписки за "__" ___________ ____ г.".

Дубликаты выписок из лицевых счетов составляются на бланках лицевых счетов. Если имеется техническая возможность, дубликаты выписок из лицевых счетов могут составляться с применением средств автоматизации или получаться посредством ксерокопирования.

Дубликат выписки подписывается бухгалтерским работником и главным бухгалтером, или его заместителем, или начальником отдела, скрепляется оттиском печати кредитной организации и выдается представителю клиента под расписку на заявлении.

На титульной части лицевого счета, по которому составлен дубликат, делается надпись:

"__" ___________ ____ г. Выдан дубликат выписки.".

Эта надпись скрепляется подписями главного бухгалтера или его заместителя.

Исправление ошибочных записей в лицевых счетах проводятся в зависимости от того, на каком этапе обработки документации выявлены ошибки.

1. Ошибки в записях по лицевым счетам, которые выявлены бухгалтерскими работниками и контролерами при текущем контроле до заключения баланса исправляются путем зачеркивания неправильно записанных сумм и писанием над ними правильных сумм. Эти записи заверяются подписью бухгалтерского работника. Если запись подлежит к аннулированию как ошибочное, то он зачеркивается тонкой линией и делается надпись «не считать» и ставится подпись.

Если по условиям обработки информации таким способом исправления внести нельзя, то ошибочные записи исправляются путем сторнирования, т.е. записывается новая правильная запись, которая помещается отличительным знаком и ответственным исполнителем составляется два ордера сторнированный и правильный, которые подписываются самим работником и контролируемым работником.

2. Исправление ошибочных записей после составления баланса. После составления баланса ошибочные записи исправляются обратными записями по счетам по которым сделаны неправильные записи (обратное сторну). Исправления производится в день обнаружения ошибок, оформляется мемориальными исправительными ордерами в 4 экземплярах. Первый экземпляр служит ордером, 2 и 3 экземпляры являются уведомлением для клиентов по дебиторской и кредиторской записям, 4 экземпляр остается в ордерной книжке.

В лицевом счете против ошибочной записи делается отметка сторнировано с указанием даты исправленной записи, мемориальный ордер и ставится подпись операциониста – ответственного исполнителя и главного бухгалтера.

Если для исправления ошибочных записей требуется списание средств со счета клиентов, то необходимо получить их разрешение.

Самостоятельная работа № 9 Изучение особенности документов синтетического учета в условиях автоматизации учетного процесса

Цель самостоятельной работы: студент должен

уметь:  

присваивать номера лицевым счетам

знать: 

документы синтетического учета

Рекомендуемая литература:

1. Положения 385 – П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,  расположенных на территории Российской Федерации».

2. Т.Н.Бондарева Учет в банках.- М.:МГФПМК, 2008.- 280 с.

3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

 4.  Справочно-правовая система «Гарант»

Задание:  Подготовьте презентацию на тему «Особенности документов синтетического учета в условиях автоматизации учетного процесса»

Самостоятельная работа № 10 Установление взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета, порядок их сверки

Цель самостоятельной работы: студент должен

уметь:  

составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание документов синтетического учёта

знать: 

характеристику документов синтетического и аналитического учета

Рекомендуемая литература:

1. Положения 385 – П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,  расположенных на территории Российской Федерации».

2. Т.Н.Бондарева Учет в банках.- М.:МГФПМК, 2008.- 280 с.

3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

4.  Справочно-правовая система «Гарант».

Задание На основании начального баланса и банковских операций за отчетную дату, совершенных в коммерческом банке «Русь».

Баланс банка «Русь» на11.01.__г

№ счета

Сумма, млн. руб.

№ счета

Сумма, млн. руб.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1

№ 2

№ 3

Актив

Пассив

20202

101,0

101,5

101,5

10207

635,5

659,0

707,0

20208

4,3

5,0

5,2

10701

102,0

112,0

103,0

30102

284,0

290,0

291,0

10801

880,

89,0

78,0

32009

260,0

270,0

285,0

40702

108,0

109,0

110,0

45501

440,0

460,0

480,0

42301

152,0

153,0

160,0

60308

0,2

0,2

0,3

60307

0,5

0,5

0,5

61009

8,5

8,3

7,0

61301

12

12,5

11,5

Операции, проведенные банком за 11.01.__г.

 Документ и содержание операции

Сумма, млн. руб.

№ 1

№ 2

№ 3

Выписка из корр. счета:

- списано согласно платежного поручения клиента

- зачислено на расчетный счет клиента

4

14

5

13

6

12

Выписка из корр. счета:

- предоставлен межбанковский кредит банку «Заря»

8

9

11

Выписка из корр. счета и расходный кассовый ордер:

- сдан сверхминимальный остаток кассы

8,5

7,5

8,0

Расходный кассовый ордер:

- выдано в подотчет сотруднику банка

0,1

0,1

0,1

Авансовый отчет:

- оприходованы приобретенные сотрудником канцтовары

0,05

0,05

0,05

Приходный кассовый ордер:

- внесена сотрудником неиспользованная подотчетная сумма

0,05

0,05

0,05

Кредитный договор, распоряжение, расходный кассовый ордер: - выдан краткосрочный кредит физическим лицам

10

6

8

Приходный кассовый ордер:

- погашен краткосрочный кредит физическими лицами

0,5

0,5

0,5

Депозитный договор, приходный кассовый ордер:

- принят вклад до востребования от физических лиц

2,5

3

1

Депозитный договор, распоряжение, расходный кассовый ордер: - выплачены проценты по вкладу до востребования физических лиц

0,5

0,5

0,5

Требуется: 1. Открыть лицевые счета на начало дня.

2. Составить бухгалтерские записи, отразить проведенные операции на лицевых счетах и вывести новые остатки.

3. Составьте оборотную ведомость за отчетный день.

4. Составьте баланс на конец дня.

Бухгалтерские проводки отразите в ведомости проводок по балансовым счетам по форме  

Ведомость проводок за 11.01.__г.

Содержание операции

Сумма, млн. руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

                 

итого

х

х

   

Лицевые счета откройте и заполните по следующей схеме

Дебет 10207 «Уставный капитал» Кредит Сн – 101,0

-

-

Об. по Дт

Об. по Кт

Ск – 101,0

Оборотную ведомость за отчетный день составьте по форме

Оборотная ведомость проводок за 11.01.__г.

Номер счета

Остаток на 11.01.__г.

Обороты за 11.01.__г.

Остаток на 12.01.__г.

10207

……

61301

итого

Баланс банка на конец дня составьте по форме

Баланс банка «Русь» на 12.01.__г.

 Номер счета

Актив

Пассив

10207

……

61301

итого

Самостоятельная работа № 11 Составление оборотного баланса ф.№ 26 по данным лицевых счетов

Цель самостоятельной работы: студент должен

уметь:  

составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание документов синтетического учёта

знать:

 характеристику документов синтетического и аналитического учета

Рекомендуемая литература:

  1. Положение 385 – П от 16 июля 2012 года  «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях  на территории РФ».

      2. Т.Н.Бондарева Учет в банках.- М.:МГФПМК, 2008.- 280 с.

 3.   Курсов, В.Н. Бухгалтерский учёт в коммерческом банке: Новые типовые бухгалтерские проводки операций банка [Текст] : учеб, пособие / В.Н. Курсов, Г.А. Яковлев. - М. : ИНФРА-М, 2010.

        4. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

        5.  Справочно-правовая система «Гарант»

Задание 1. Составьте ведомость бухгалтерских проводок на «     »_______20..г.

                2.Оформите лицевые счета по операциям,  данные занесите в оборотный баланс ф.26 по балансовым счетам.

Операции:

1. Учтены суммы безналичных денежных средств по депозитным договорам с физическими лицами- 250000 руб.

2. На депозитные счета зачислены суммы денежных средств по депозитным договорам с юридическими лицами- 95000руб.

3. На расчетный счет юридического лица зачислен кредит-50 000 руб.

4. Учтены суммы потребительского кредита физическому лицу с зачислением на депозитный счет- 650000 руб.

5. С корреспондентского счета банка списаны кредиты, предоставленные юридическому лицу-325000 руб.

6.  С корреспондентского счета банка списаны кредиты, предоставленные физическому лицу- 29000 руб.

7. В день неисполнения обязательств по погашению кредитов учтены суммы просроченной задолженности физического лица – 90000 руб.

Оборотный баланс ф. № 26 по балансовым счетам за ……….

№ п/п

№ счета

Наименование счета

Признак

счета

Начальные остатки на

…………

Обороты за

……..

Конечные остатки на

………..

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

1

10207

Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме АО, сформированных за счет обыкновенных акций, принадлежащих негосударственным организациям

П

-

6708500

2

20202

Касса кредитных организаций

А

95000

-

3

30102

Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России

А

5781500

-

4

42302

Депозиты физических лиц

сроком до 30 дней

П

-

3164000

5

45505

Кредиты, предоставленные физическим лицам

А

3476000

-

6

42103

Депозиты юридических лиц

П

-

627000

7

47411

Начисление процентов

П

-

724000

8

47427

Требования по получению процентов

А

2957000

-

9

70601

Доходы

П

-

3811500

10

70606

Расходы

А

2725500

-

Итого:

15035000

15035000

Самостоятельная работа № 12 Изучение должностных  обязанностей главного бухгалтера и других работников бухгалтерской службы

Цель самостоятельной работы: студент должен

уметь:  

ориентироваться в нормативных актах (ГКРФ, ТКРФ)

знать: 

должностные  обязанности главного бухгалтера и других сотрудников  кредитной организации

Рекомендуемая литература:

  1. http://www.banki.ru
  2. http://www.cbr.ru

 Задание

Изучите должностные обязанности главного бухгалтера и других работников бухгалтерской службы любой кредитной организации, взятые на сайте         банка . Заполните следующую таблицу:

Должность

Обязанности

Права

Ответственность

Самостоятельная работа № 13 Изучение основных элементов учетной политики

Цель самостоятельной работы: студент должен

уметь:  

ориентироваться в элементах учетной политики банка

знать: 

краткую характеристику основных элементов учетной политики кредитной организации;

функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях.

Рекомендуемая литература:

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями.
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
  3. Положение 385 – П от 16 июля 2012 года  «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях  на территории РФ».

      3. Т.Н.Бондарева Учет в банках.- М.:МГФПМК, 2008.- 280 с.

4.http://www.banki.ru

5.  http://www.cbr.ru

Задание 1. Составьте краткий конспект на основании данного материала.

                2. Подготовьте доклады на темы: Учетная политика «Сбербанка России», ВТБ,  ВТБ24, Московского кредитного банка, Альфа-банка, Россельхозбанка и др.

Учетная политика кредитной организации

При осуществлении своей деятельности и ведении бухгалтерского учета кредитная организация руководствуется нормативными документами трех уровней:

1. Первый уровень (высший) – федеральные кодексы Российской Федерации (гражданский, налоговый), федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке", "О бухгалтерском учете".

2. Нормативные документы Банка России и Министерства Финансов Российской Федерации (в той части, которая распространяется на кредитные организации). Главным нормативным документом Банка России в области банковского учета является Положение Банка России от 16 июля 2016г. №385-П.

3. Учетная политика конкретного коммерческого банка. 

Учетная политика – это документ, в котором определена совокупность способов ведения бухгалтерского учета в конкретном коммерческом банке. Этот нормативный документ разрабатывается с учетом указаний нормативных документов более высоких уровней, с которыми не может вступать в противоречие.

Учетная политика банка должна обеспечить формирование достоверной информации об активах банка, о его пассивах, о проводимых банком операциях и о результатах его деятельности.

Учетная политика коммерческого банка как нормативный документ состоит из трех частей, которые называются аспектами:

1)организационно-технический аспект.

2)методологический аспект.

3)налоговый аспект.

В свою очередь аспекты учетной политики состоят из отельных элементов.

Основными элементами организационно-технического аспекта являются:

Во-первых, рабочий план счетов бухгалтерского учета в данной кредитной организации.

Его структура должна полностью совпадать с единым Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях. То есть рабочий план счетов должен состоять из пяти глав, по главам счета представлены в разделах и подразделах, например, глава А должна состоять из семи разделов.

Но если единый План счетов содержит синтетические счета первого и второго порядка, то в рабочем плане счетов банк имеет право представить синтетические счета третьего порядка, что позволит осуществить более подробно группировку отдельных операций по экономическому содержанию. В этом случае лицевые счета аналитического учета будут открываться в разрезе синтетических счетов третьего порядка.

Во-вторых, формы первичных документов, применяемых для оформления операций.

Бухгалтерский учет строго документальный, то есть для отражения операций в бухгалтерском учете необходимо наличие соответствующего документа.

Все документы, используемые при оформлении банковских операций подразделяются на две группы:

1)документы, которые оформляются на бланках строго установленного образца.

Унифицированные формы таких документов представлены в альбомах "Государственного комитета Российской Федерации по статистике", а также в ОКУД (общероссийский классификатор управленческой документации).

2)документы для внутренней бухгалтерской отчетности банка, по которым не разрабатываются типовые формы, следовательно, форму банк разрабатывает самостоятельно и их утверждает руководитель кредитной организации. Разрабатываемые формы должны содержать реквизиты, обязательные для любого учетного документа (наименование документа, дата составления, наименование организации, где составлен документ, содержание операции, которая оформляется этим документом, сумма операции, подписи лиц, которым предоставлено право подписывать соответствующие первичные документы).

В-третьих, правила оформления документооборота и техника обработки информации.

Под документооборотом понимается движение документов в кредитной организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или до отправки по месту назначения. Для организации документооборота в банке исключительно важным является понятие операционного дня.

Операционный день – это та часть рабочего банковского дня, когда поступившие от клиента документы отражаются на счетах датой их поступления. Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий банковский день. В этом же элементе учетной политики должен быть представлен перечень документов, подлежащих обязательному отведению на печать – это связано с тем, что бухгалтерский учет в банках ведется по мемориально-ордерной форме в электронном виде.

Обязательной ежедневной распечатке подлежит баланс банка, лицевые счета, по которым в течение данного дня были проведены операции, причем лицевые счета клиентов распечатываются в двух экземплярах (один экземпляр остается в банке в документах дня, а второй является выпиской по лицевому счету клиента и выдается ему).

В-четвертых, методы оценки видов имущества и обязательств.

Имущество банка подразделяется на три вида:

1)основные средства.

2)нематериальные активы.

3)материальные запасы.

Методы оценки основных средств:

а) если основные средства внесены в уставный капитал банка в денежной оценке, согласованной между учредителями (участниками).

б) если основные средства получены по договору дарения или другим способом на безвозмездной основе – по рыночной цене на дату оприходования основных средств.

в) если основные средства получены по договорам, которые предусматривали исполнение обязательств в неденежной форме – по рыночной цене на дату оприходования основных средств.

г) приобретение за плату – исходя из суммы фактических затрат на приобретение и доведение до готовности к эксплуатации.

Нематериальные активы отражаются на счетах по их учету в сумме затрат на их приобретение или изготовление и затрат на их подготовку к эксплуатации.

Материальные запасы отражаются в учете по фактической стоимости их приобретения.

К имуществу банка также можно отнести и ценные бумаги, которыми банк владеет на праве собственности.

Под стоимостью приобретенных банком ценных бумаг понимается цена сделки по приобретению ценных бумаг и дополнительные издержки (затраты) прямо связанные с их приобретением.

В основном коммерческие банки покупают и продают ценные бумаги различных эмитентов на ОРЦБ (организованный РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ). Поэтому помимо стоимости самих ценных бумаг у банка имеются расходы, связанные с оплатой услуг фондовой биржи.

Поскольку ценные бумаги, приобретенные банком, могут изменять свои рыночные котировки, то банки производят их переоценку. Возникающие при переоценке положительные или отрицательные разницы учитываются соответственно либо на счете 70602 "Доходы от переоценки ценных бумаг", либо на счета 70607 "Расходы от переоценки ценных бумаг".

Методологический аспект учетной политики:

Методика признания доходов и расходов банка при определении финансового результата.

В настоящее время коммерчески банки Российской Федерации окончательно переведены на метод начислений при признании доходов и расходов. Метод начислений означает, что доходы признаются в момент их начисления и это признание не зависит от того, когда указанные доходы будут фактически получены банком. Расходы банка также признаются в момент их начисления независимо от того, когда банк их произведет.

В методологическом аспекте также представлен порядок учета операций по кредитованию физических и юридических лиц. Он включает порядок отражения в учете предоставленных кредитов, порядок начисления процентов, порядок формирования и учета резерва на возможные потери, порядок списания с баланса начисленных, но не полученных процентов и невозвращенных кредитов.

Отдельный элемент методологического аспекта – отражение в учете межбанковских кредитных и депозитных операций.

В методологическом аспекте также присутствует элемент, в котором рассматривается учет операций с ценными бумагами. Активные операции с ценными бумагами учитываются в зависимости от цели приобретения ценных бумаг – в разрезе торгового, инвестиционного портфеля или портфеля контрольного участия. Датой постановки ценных бумаг на учет в соответствующем портфеле является дата перехода к банку права собственности на ценные бумаги.

Учетная политика банка также должна содержать порядок выпуска банком в обращение собственных ценных бумаг, в том числе и собственных акций при проведении операции по увеличению уставного капитала.

Налоговый аспект учетной политики:

Он содержит порядок отражения в учете операций по начислению и уплате банком налогов.

В этом аспекте представлены два элемента:

1. Порядок расчетов с бюджетом по налогу наПРИБЫЛЬ. Устанавливается, за какие периоды банк производит авансовые платежи по налогу на прибыль и когда производится окончательный расчет в зависимости от суммы полученной прибыли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Для специальности: "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", СПО, 2015 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВДля специальностей социально-экономического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного о...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

2017 ОП 08 Рабочая программа год набора 2016 Организация бухгалтерского учета в банках специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело....

Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по ОП.16 Управление персоналом Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Методические рекомендации к выполнению самостоятельных  работ   по ОП.16  Управление персоналом   Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский  учет»...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов по предмету: «Оперативный учет хозяйственной деятельности организации»

Данные методические рекомнедации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по учебной дичциплине «Оперативный учет  хозяйственной деятельности организации»...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом. Тема 01.02.01 Основы организации

Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 Методика преподавания по программе дополнительного образования в области музыкальной деятельности мето...