Рабочая программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки
рабочая программа на тему

Голубева Татьяна Михайловна

В рамках вариативной дисциплины Основы предпринимательской деятельности студенты получают необходимые навыки предпринимательской активности, как во взаимоотношениях с партнерами по бизнесу, культуре предпринимательства, так и организации, планирования и финансирования своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_predpr_kommerts.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ    БЮДЖЕТНОЕ

П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Е   О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е  У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е                           г о р о д а   М о с к в ы                                                                                                                                      «МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЗАПАД»

(ГБПОУ «МОК ЗАПАД»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общепрофессиональной учебной дисциплины

Основы предпринимательской деятельности

специальности  среднего  профессионального  образования

программы подготовки специалистов среднего звена

38.02.04. Коммерция (по отраслям)

по программе базовой подготовки

МОСКВА

 2017

ОДОБРЕНА

        

Предметной (цикловой) комиссией

 

Протокол № ____

 от «___»____ 2017 г.        

Председатель предметной

(цикловой) комиссии

______________  /  Миронова Е.М.

        

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04. Коммерция (по отраслям)

 

Заместитель директора по УР

_____________/ Н.В. Ширинян

                                                 

Составитель:

Голубева Т.М., к.п.н., преподаватель высшей квалификационной категории  

                                ГБПОУ «МОК ЗАПАД»

Рецензент: ___________________________________________________________________


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы предпринимательской деятельности

1.1. Область применения программы

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04. Коммерция (по отраслям) для более глубокого освоения основного вида профессиональной деятельности будущих коммерсантов, менеджеров по продажам, которые возможно станут предпринимателями малого и среднего бизнеса.

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.

ПК 1.7. Применять в коммерческой предпринимательской деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой предпринимательской деятельности, определять статистические величины, показатели вариации, индексы и другие экономические показатели, связанные с определением эффективности бизнеса

1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен:

иметь практический опыт:

  • определения путей финансирования малого и среднего бизнеса;
  • оценки эффективности предпринимательской деятельности;
  • составления договоров;
  • идентификации организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
  • группировки предприятий в соответствии с видом предпринимательской деятельности;
  • реализацией на практике служебного этикета предпринимателя;
  • использования норм общения в бизнесе;
  • осуществления планирования в организации малого и среднего бизнеса;
  • разработки отдельных разделов бизнес-плана.

знать:

  • роль и место знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности;
  • сущность предпринимательской деятельности;
  • составные элементы предпринимательской деятельности: цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, виды коммерческой деятельности;
  • государственное регулирование предпринимательской деятельности;
  • основные виды предпринимательской деятельности, их характеристику;
  • основные проблемы и возможности при организации производственного, коммерческого, финансового и консалтингового предпринимательства;
  • характеристику субъектов предпринимательской деятельности
  • подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности;
  • принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности;
  • пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности;
  • понятие предпринимательского риска;
  • виды риска в предпринимательстве;
  • пути снижения степени риска.
  • этический кодекс предпринимателя;
  • этикет делового человека;
  • виды планирования предпринимательской деятельности;
  • основы бухгалтерского учета и отчетности в малом бизнесе;
  • элементы финансового анализа деятельности фирмы;
  • налоговое планирование на малой фирме

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессиональной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 час.

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

практических – 12 часов.

2. Результаты освоения профессиональной дисциплины

Результатом освоения программы профессиональной дисциплины является овладение обучающимся видом профессиональной деятельности: организация и управление предпринимательской деятельностью, в том числе профессиональными (ПК) и общими или универсальными (ОК) компетенциями:

КОД

Наименование результатов обучения

ПК 1.1

Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции

ПК 1.7

Применять в коммерческой предпринимательской деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ПК 1.8

Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой предпринимательской деятельности, определять статистические величины, показатели вариации, индексы и другие экономические показатели, связанные с определением эффективности бизнеса.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 12

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Содержание профессиональной дисциплины  

Наименование разделов профессиональной дисциплины

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Основы предпринимательской деятельности

Всего 60 часов

в том числе,

практические работы – 12 часов, самостоятельная работа – 30 часа

Введение

Содержание.

Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности

2

1

Тема 1 Предпринимательство и его место в современной экономике

Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития, его сущность. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности.

Сравнительный анализ условий для предпринимательской деятельности в централизованной и рыночной экономике.

Причины краха командной экономики в России.

Развитие теории и практики предпринимательства.

Системное реформирование предприятий в условиях рынка.

4

2

Самостоятельная работа.

История развития предпринимательства в России – презентация

4

3

Тема 2 Организация

предпринимательской

деятельности

Содержание

Предпринимательство как экономический процесс.

Классификация предпринимательской деятельности по виду (назначению), формам собственности, организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда. Сущность производственного предпринимательства. Основное содержание и поле деятельности коммерческо-торгового предпринимательства. Сфера деятельности и особенности финансово-кредитного предпринимательства. Посредничество. Страховое предпринимательство. Сочетание разных видов предпринимательства.

12

1

Практическое занятие 1:

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

2

3

Практическое занятие 2:

Составление договоров в предпринимательской деятельности.

2

Практическое занятие 3:

Закрепление материала пройденной темы в формате рубежного контроля, собеседования, тестирования.

2

Самостоятельная работа.

Выполнить анализ организационно-правовых форм предпринимательства в России – в табличной или схематичной формах

Составить различные виды договоров, используемых в предпринимательской деятельности.

Выполнить реферат: «Учреждение и ликвидация предпринимательской единицы», «Особенности и характеристики различных видов предпринимательских сделок»

10

3

Тема 3 Финансирование предпринимательской

деятельности

Содержание

Характеристика субъектов предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Порядок создания и ответственность субъектов предпринимательской деятельности. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности.

Организация финансирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: регистрация субъектов предпринимательства, лицензирование отдельных видов деятельности, антимонопольное регулирование, государственное регулирование цен, налоговое регулирование, защита прав потребителей и др.

Регистрация юридических лиц, создаваемых путём реорганизации: присоединения, слияния, разделения, выделения, преобразования.

Лицензирование. Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий.

Ликвидация юридического лица.

2

1

Практическое занятие 4:

Определение путей финансирования предпринимательской деятельности

2

2

Самостоятельная работа.

Подготовить сообщение «Путь (алгоритм) получения банковского кредита» и презентацию

4

3

Тема 4 Оценка

эффективности

предпринимательской

деятельности

Содержание

Подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности; Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности; Пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности

6

1

Практическое занятие 5:

Оценка эффективности предпринимательской деятельности

2

3

Самостоятельная работа.

Изучение Федеральных законов и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность

4

2

Тема 5 Риски в

предпринимательской деятельности

Содержание

Понятие риска (рисковая сделка). Допустимый, критический, катастрофический риски.

Производственный, коммерческий, финансовый и кредитный риски. Пути снижения степени риска.

2

1, 3

Самостоятельная работа.

Способы защиты от возникающих рисков в сфере малого и среднего предпринимательства – сообщение подготовить

2

3

Тема 6 Культура

предпринимательской

деятельности

Содержание

Морально-этические принципы бизнеса. Предпринимательская культура, ее связь с общечеловеческой культурой. Понятия: «внутренняя культура», «внешняя культура», «открытая культура», «закрытая культура».

Служебный этикет, его составляющие.

2

1

Практическое занятие 6:

Этикет предпринимателя. Нормы общения

2

3

Самостоятельная работа.

Составление своего видения корпоративной культуры компании

2

Тема 7. Планирование предпринимательской

деятельности

Содержание

Сущность и виды планирования предпринимательской деятельности. Долгосрочное (более 5 лет), среднесрочное (более 2 лет) и краткосрочное (до 2 лет) планирование. Стратегическое, тактическое (текущее) и оперативное планирование. Бухгалтерская деятельность фирмы. Финансовый анализ. Налоговое планирование на фирме. Технико-экономическое планирование на малой фирме. Методика расчета основных показателей эффективности работы малого предприятия

8

1, 2

Самостоятельная работа.

Составить кроссворд по пройденным темам

2

2

Тема 8. Безопасность

предпринимательской

деятельности

Содержание

Место малого предприятия в рыночной экономике. Основные признаки малого предприятия. Виды малых предприятий. Основные законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий. Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями и потребителями. Организация и развитие собственного дела.

Бизнес-план малого предприятия, его сущность, особенности, содержание. Порядок разработки бизнес-плана. Безопасность предпринимательской деятельности

8

2

Самостоятельная работа.

Подготовка к проведению итогового занятия по пройденному материалу

2

3

Итоговое занятие

Проведение зачета

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы предпринимательской деятельности  

Оборудование учебного кабинета Организация предпринимательской деятельности:

  1. Автоматизированный рабочий модуль преподавателя
  2. Комплект ученической мебели исходя из количества студентов
  3. Комплект учебно-методических материалов преподавателя

Технические средства обучения:

  1. Видеопроектор
  2. Акустическая система
  3. Мультимедийный проектор
  4. Мультимедийная доска
  5. Персональный компьютер
  6. Телевизор с современным видеоинтерфейсом.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: ФОРУМ, 2014.
  2. Горфинкель В.Я. Предпринимательство. М.: Юнити-Дана, 2010.
  3. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  4. Основы предпринимательской деятельности: для сред. спец. учеб. заведений / По. ред. М.В. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2009.

Интернет ресурс:

Справочно-правовые системы (Гарант, Консультант +) по основным темам дисциплины.

Дополнительные источники:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в редакции последних изменений).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 26 января 1996 г. №14-ФЗ (в редакции последних изменений).
  3. Конституция (Основной закон) Российской Федерации
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации
  5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  6. Закон города Москвы от 26 ноября 2008 г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»
  7. Постановление Правительства РФ от27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
  8. Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
  9. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: учеб. пособие / Ю.П. Анискин . М.: Финансы и статистика, 2011.
  10. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. М.: Академия, 2012.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессиональной дисциплины

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции

- анализ и выбор поставщиков товаров по выделенным критериям,

- контроль выполнения договорных обязательств

- выполнение практических

заданий,

- устный ответ;

ПК 1.7. Применять в коммерческой предпринимательской деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

- применение методов, средств и приемов управления,

- отработка навыков управленческого общения

- деловая игра,

- тестирование

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики  для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации, индексы и др. экономические показатели, связанные с определением эффективности бизнеса.

- применение статистических приемов при решении коммерческих ситуаций,

Знание правил применения индексов, показателей вариации

- решение задач,

- тестирование,

- решение ситуационных задач

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по общепрофессиональной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Обучение по общепрофессиональной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по общепрофессиональной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Основы проектной деятельности" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)

Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Основы проектной деятельности " по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 0...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 02. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки

Рассматриваемый материал даёт представление о логике подготовки будущих менеджеров по продажам через призму финансов, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности и основ маркетинга....

Рабочая программа дисциплины Рекламная деятельность для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки

Материал вариационной дисциплины Рекламная деятельность позволяет глубже раскрыть основополагающие компетенции будущего менеджера по продажам и тем самым помочь ему достигать высокой эффективности в р...

Рабочая программа производственной практики по профилю специальности для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки

Материалы рабочей программы позволяют педагогу дать обучающимся ориентиры, связанные с закреплением прфессиональных компетенций на их рабочем месте в период прохождения практики....

Рабочая программа производственной (преддипломной) практики для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки

Предложенная программа даёт возможность преподавателю-руководителю практики от учебного заведения сориентировать будущих выпускников в материалах, связанных с написанием выпускной квалификационной раб...

Виды контроля по учебной дисциплине Основы коммерческой деятельности по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

КИМ включают контрольные материалы для проведения входного, текущего, тематического и итогового контроля ( дифференцированный зачет).Применяемые формы контроля:- устный или письменный опрос;- самостоя...