Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 02. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки
рабочая программа на тему
Рассматриваемый материал даёт представление о логике подготовки будущих менеджеров по продажам через призму финансов, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности и основ маркетинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm2_kommerts_an_i_fin_.doc | 414.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс ЗАПАД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПМ. 02. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
код, специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Москва
2016 год
Одобрена Методическим советом ГБПОУ МОК ЗАПАД | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии/специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) код, наименование профессии/специальности
|
Протокол №1 от «29» августа 2016г. | |
Председатель Методического совета _____________/Н.В. Ширинян/ подпись ФИО | Заместитель директора по учебной работе ___________________/Н.В. Ширинян/ подпись ФИО |
Разработчик программы: Голубева Т.М. – кпн, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ МОК ЗАПАД ФИО, должность, ученая степень, звание
| |
Рецензент (внешний): ____________________________________________ ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ПОО |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 17 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Сфера обслуживания, в части освоения основного вида профессиональной деятельности Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 2.1. - использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации;
ПК 2.2. - оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем;
ПК 2.3. - применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов;
ПК 2.4. - определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату;
ПК.2.5. - выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров;
ПК 2.6. - обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации;
ПК 2.7. - участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений;
ПК 2.8. - реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации;
ПК 2.9. - применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной переподготовке менеджеров по продажам.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- оформления финансовых документов и отчетов;
- проведения денежных расчетов;
- расчета основных налогов;
- анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций;
- выявления потребностей (спроса) на товары;
- реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка;
- участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;
- анализа маркетинговой среды организации.
уметь:
- составлять финансовые документы и отчеты;
- осуществлять денежные расчеты;
- пользоваться нормативными документами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения;
- рассчитывать основные налоги;
- анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций;
- применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа;
- выявлять, формировать и удовлетворять потребности;
- обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций;
- проводить маркетинговые исследования рынка;
- оценивать конкурентоспособность товаров;
знать:
- сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения;
- финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и методы финансового контроля;
- основные положения налогового законодательства;
- функции и классификацию налогов;
- организацию налоговой службы;
- методику расчетов основных видов налогов;
- методологические основы финансово-хозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды; информационное обеспечение, организацию аналитической работы; анализ деятельности организаций оптовой и розничной торговли, финансовых результатов деятельности;
- составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;
- средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров, маркетинговые коммуникации и их характеристику;
- методы изучения рынка, анализа окружающей среды;
- конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;
- этапы маркетинговых исследований, их результат;
- управление маркетингом.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
профессионального модуля:
всего – 432 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 396 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 264 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 132 часов;
производственная практика (по профилю специальности) –36 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей), участвовать в их инвентаризации. |
ПК 2.2. | Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем. |
ПК 2.3. | Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов. |
ПК 2.4. | Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату. |
ПК 2.5. | Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров |
ПК 2.6. | Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации |
ПК 2.7. | Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений |
ПК 2.8. | Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации |
ПК 2.9. | Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 6. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 7. | Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь |
ОК 8. | Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1-4;9 | Раздел 1. Организация и проведение экономической деятельности | 204 | 136 | 42 | - | 68 | - | - | - |
ПК 5-8 | Раздел 2. Организация и проведение маркетинговой деятельности | 192 | 128 | 42 | 64 | - | - | ||
Производственная практика, (по профилю специальности), часов | 36 | 36 | |||||||
Всего: | 432 | 264 | 84 | 132 | 36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. Организация и проведение экономической деятельности | 216 | |||||
МДК 02.01. Финансы, налоги и налогообложение | 96 | |||||
Ведение | Цели, задачи и структура профессионального модуля. Последовательность освоения профессиональных компетенций. Требования к уровню знаний и умений. Краткая характеристика основных разделов модуля | 2 | ||||
Тема 1.1. Финансы и денежное обращение | Содержание | 14 | ||||
1 | Сущность, функции и роль финансов в экономике Назначение и функции финансов в процессе общественного производства. | 1 | ||||
2 | Деньги: происхождение, сущность виды. Функции и роль денег в условиях рыночных отношений | 1 | ||||
3 | Сущность денежного обращения. Денежная система Российской Федерации. Денежная масса, ее роль в денежно-кредитной политике государства. Скорость денежного обращения. Уравнение обмена И. Фишера | 2 | ||||
4 | Сущность и функции финансов, их роль в экономике предприятия. Управление финансами, финансовая система РФ | 2 | ||||
5 | Финансовая политика государства в современных условиях: бюджетная политика, налоговая политика, страховая политика, валютная политика, политика в сфере государственного долга | 2 | ||||
6 | Бюджет и бюджетная система РФ: социально-экономическая сущность бюджета, федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет | 2 | ||||
7 | Доходы и расходы бюджета, бюджетный процесс, контроль за исполнением бюджетов. | |||||
Практические занятия | 6 | 3 | ||||
1 | Составление отчета о прибылях и убытках юридических лиц | |||||
2 | Изучение и оформление платежных документов предприятий | |||||
Тема 1.2. Налоги и налогообложение | Содержание | 30 | ||||
1 | Налоговое законодательство. Налоговый кодекс РФ. Нормативные документы Министерства финансов РФ | 2 | ||||
2 | Налоги и их функции. Классификация налогов. Сущность налогов, роль налогов в формировании финансов государства. Основные и вспомогательные функции налогов | 2 | ||||
3 | Федеральные, региональные и местные налоги | 2 | ||||
4 | Организация налоговой службы. Федеральные, региональные и местные налоговые службы | 2 | ||||
5 | Налоговый контроль, права и обязанности налогоплательщиков, налоговые преступления | 2 | ||||
6 | Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах | 2 | ||||
7 | Методика расчета налога на доходы физических лиц. | 2 | ||||
8 | Налоговые вычеты. Налоговая декларация | |||||
9 | Методика расчета налога на прибыль | 2 | ||||
10 | Методика расчета налога на добавленную стоимость | 2 | ||||
11 | Методика расчета налога на имущество организаций | 2 | ||||
12 | Методика расчета транспортного налога | 2 | ||||
13 | Акцизы: подакцизные товары, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки | 2 | ||||
14 | Специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, методика расчета единого налога на вмененный доход | 2 | ||||
15 | Отчисления во внебюджетные фонды | 2 | ||||
Практические занятия | 10 | 3 | ||||
1 | Изучение нормативно-правовых документов | |||||
2 | Расчет налога на доходы физических лиц | |||||
3 | Расчет транспортного налога. Расчет страховых взносов | |||||
4 | Расчет налога на добавленную стоимость | |||||
5 | Расчет налога на имущество. Расчет налога на прибыль организаций | |||||
МДК 02.02. Анализ финансово-хозяйственной деятельности | 120 | |||||
Введение в экономический анализ | Роль и место экономического анализа в хозяйственной деятельности коммерческой организации. Связь анализа с другими дисциплинами. | 2 | ||||
Тема 1.3. Методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности | Содержание | 10 | ||||
1 | Цели, задачи, методы, приемы и виды анализа финансово-хозяйственной деятельности. Предмет и объекты исследования в анализе | 1 | ||||
2 | Классификация видов экономического анализа в зависимости от следующих признаков: функций управления, содержания процесса управления, характера объектов управления, субъектов, периодичности, содержания и полноты изучаемых процессов, методов, изучения объектов и др. | 2 | ||||
3 | Метод экономического анализа, характеристика его основных этапов. Резервы развития организации, их классификация и поиск в рамках экономического анализа | |||||
4 | Приемы и способы экономического анализа на различных этапах исследования при первичной обработке информации и изучении состояния и закономерностей развития исследуемых объектов | 2 | ||||
5 | Сущность факторного анализа. Приемы и способы экономического анализа на различных этапах исследования при проведении факторного анализа и выявлении резервов роста эффективности деятельности организации | 2 | ||||
Практические занятия | 6 | 3 | ||||
Выполнение анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия) с использованием различных методов факторного анализа | ||||||
Тема 1.4. Информационное обеспечение, организация аналитической работы | Содержание | 4 | ||||
1 | Информационное обеспечение анализа. Основные источники информации для проведения экономического анализа | 4 | 2 | |||
Организация аналитической работы на предприятии. Методика аналитической работы. План и этапы аналитической работы: установление цели и объема экономического анализа, составление программы анализа, подбор и подготовка данных к анализу, проверка достоверности источников информации, приведение данных в сопоставимый вид | 2 | |||||
2 | Группировка данных и составление графиков, диаграмм, аналитических таблиц Обобщение и оформление результатов анализа, составление пояснительных записок, принятие решений. Контроль над выполнением предложений по результатам анализа | 2 | ||||
2 | ||||||
Тема 1.5. Анализ деятельности организаций (предприятий), финансовых результатов деятельности | Содержание | 44 | ||||
1 | Значение, задачи и информационное обеспечение анализа показателей деятельности предприятия. Анализ выполнения плана, динамики показателей реализации товаров, ритмичности и качества работы. Резервы увеличения показателей | 3 | ||||
2 | Методика проведения анализа трудовых показателей: использование рабочего времени, уровня производительности труда и др. Факторный анализ влияния трудовых показателей на конечный результат деятельности организации | 3 | ||||
3 | Методика и последовательность проведения анализа издержек. Анализ факторов, влияющих на уровень издержек, выявление резервов экономии издержек | 3 | ||||
4 | Методика и последовательность проведения анализа валового дохода. Факторный анализ валового дохода, резервы роста показателя | |||||
5 | Значение и задачи анализа финансовых результатов. Методика расчета показателей прибыли. Анализ и оценка динамики, уровня и структуры прибыли организации. Факторный анализ прибыли | 3 | ||||
6 | Анализ динамики рентабельности деятельности организации. Система показателей рентабельности и их взаимосвязь. Факторный анализ рентабельности деятельности предприятия | |||||
7 | Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия. Финансовая отчетность как основной источник информации для оценки финансового состояния | 3 | ||||
8 | Анализ бухгалтерского баланса организации: значение, задачи, расчет структуры актива и пассива баланса | |||||
9 | Анализ имущественного состояния предприятия и источников формирования имущества организации. Резервы лучшего использования имущества организации | |||||
10 | Анализ и оценка платежеспособности предприятия. Анализ и оценка финансовой устойчивости организации | 3 | ||||
11 | Система коэффициентов финансовой устойчивости организации. Методика анализа финансовых коэффициентов. Анализ деловой активности организации. Резервы улучшения финансового состояния организации | |||||
Практические занятия | 16 | 2,3 | ||||
Выполнение анализа динамики основных показателей (изменений структуры ассортимента, качества работы и др.) | ||||||
Выполнение анализа издержек конкретной коммерческой организации | ||||||
Выполнение анализа валового дохода | ||||||
Выполнение анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий | ||||||
Выполнить расчет показателей структуры имущества и источников формирования имущества организации | ||||||
Выполнить расчет показателей ликвидности и платежеспособности | ||||||
Выполнение расчетов показателей финансовой устойчивости организации и сравнение с оптимальным значением этих показателей | ||||||
Выполнение расчетов показателей деловой активности организации | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося при изучении раздела 1 (по МДК.02.01. – 34 часа, по МДК .02.02. – 34 часов):
| 68 | 3 | ||||
Раздел 2. Организация и проведение маркетинговой деятельности | ||||||
МДК 02.03. Маркетинг | 128 | |||||
Тема 2.1.Теоретические основы маркетинга | Содержание | 40 | ||||
1 | Предмет, цели, задачи МДК. Предмет маркетинга и связь его с другими дисциплинами. Цели и задачи маркетинга. Маркетинговая терминология | 2 | ||||
2 | История и основные этапы развития маркетинга. Социальные основы маркетинга – удовлетворение людских потребностей. | 2 | ||||
3 | Маркетинг – концепция современной рыночной экономики. Необходимость возникновения и совершенствования маркетинга в современных условиях. | |||||
4 | Маркетинг как одна из концепций, её сущность. Понятие социально-этического и мимотического маркетинга | |||||
5 | Виды спроса, их краткая характеристика. Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, противодействующий | |||||
6 | Контроль и регулирование спроса в коммерческих организациях | |||||
7 | Объекты маркетинга: нужда, потребность, спрос. Классификация потребностей | 2 | ||||
8 | Модель покупательского поведения, характеристика факторов, формирующих покупательское поведение | |||||
9 | Субъекты маркетинга: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность | |||||
10 | Конъюнктура товарного рынка. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка. | |||||
11 | Службы и отделы маркетинга в организациях, специализированные маркетинговые организации. Нормативные документы, регламентирующие деятельность этих служб. Международные и национальные организации по маркетингу | |||||
12 | Окружающая среда маркетинга: понятие, виды. Факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда и контролируемые факторы | |||||
13 | Сущность макросреды, неконтролируемые факторы. Характеристика компонентов макросреды | |||||
Практические занятия – 14 час. | 2 | |||||
14 | Установление основных видов потребностей покупателей, товаров и услуг их удовлетворяющих. Решение проблемных ситуаций. | |||||
15 | Методы воздействия на уровень спроса на конкретном примере | |||||
16 | Моделирование покупательского поведения клиентов | |||||
17 | Решение ситуационных задач по анализу микросреды конкретного предприятия | |||||
18 | Анализ окружающей среды предприятия сферы услуг на конкретном примере | |||||
19 | Практическое применение принципов маркетинга | |||||
20 | Использование методов маркетинга в практической деятельности фирмы | |||||
Тема 2.2. Маркетинговая деятельность фирмы | Содержание | 88 | ||||
1 | Маркетинговая информация и маркетинговые исследования. Маркетинговая информация: назначение, источники (внутренние и внешние), принципы их отбора. Классификация маркетинговой информации. | 2 | ||||
2 | Маркетинговые исследования: понятие, цели и задачи, объекты. Особенности маркетинговых исследований. | |||||
3 | Виды исследований, особенности. Схема исследований. Коррекция и оптимизация результатов | |||||
4 | Анализ маркетинговых возможностей фирмы. Использование формализованных приемов | |||||
5 | Обзор основных приемов выбора маркетинговой возможности фирмы | 2 | ||||
6 | Сегментирование рынка. Оценка и выбор целевых рынков. Маркетинговые стратегии для сегментов рынков. | |||||
7 | Позиционирование товара на рынке - выбор и реализация стратегии. | |||||
8 | Анализ конкурентной среды и создание конкурентных принципов. Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товаров. Анализ слабых и сильных сторон конкурентов. | 2 | ||||
9 | Создание собственных конкурентных преимуществ. Выбор политики конкурентных ходов | |||||
10 | Товарная политика фирмы. Сущность понятия товар. Классификация товаров | |||||
11 | Принятие решения относительно товарного ассортимента, использования товарных марок, упаковки, маркировки и жизненного цикла товара (ЖЦТ) | 2 | ||||
12 | Ценовая политика. Основные понятия: цена, ценовая политика и стратегия ценообразования. Назначение цен в маркетинге | |||||
13 | Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды. Факторы, влияющие на формирование цен | 2 | ||||
14 | Сбытовая политика. Основные понятия: сбыт, распределение, реализация товаров, сбытовая политика - их цели и задачи | 2 | ||||
15 | Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды, уровни. Критерии выбора каналов сбыта | |||||
16 | Торговые посредники, факторы, влияющие на выбор посредников. | |||||
17 | Методы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС). | |||||
18 | Характеристика компонентов ФОСТИС | |||||
19 | Анализ и оценка эффективности сбытовой политики | |||||
20 | Стратегия и планирование маркетинга. Этапы стратегического планирования | |||||
21 | Характеристика различных стратегий роста фирмы | |||||
22 | Основные пути развития компании в соответствие с анализом ситуации на рынке | |||||
23 | Годовой план маркетинга, содержание его разделов | |||||
24 | Маркетинговые коммуникации. Основные решения при создании маркетинговых коммуникаций | |||||
25 | Рекламная стратегия. Выбор средств распространения рекламы. Оценка эффективности рекламы | |||||
26 | Бюджет рекламы. Организация рекламной компании | |||||
27 | Связи с общественностью: общий обзор | |||||
28 | Разработка плана по формированию положительного общественного мнения о компании | |||||
29 | Система контроля в маркетинге: общий обзор | |||||
30 | Характеристика видов маркетингового контроля | |||||
Практические занятия – 28 час. | 2,3 | |||||
31 | Анализ маркетинговой информации. Решение ситуационных задач | |||||
32 | Составление опросного листа | |||||
33 | Проведение опроса и обработка его результатов | |||||
34 | Анализ целевого рынка. Решение ситуационных задач | |||||
35 | Сегментирование рынка определенного товара на основе географического и демографического принципа. | |||||
36 | Сегментирование на основе психологического и поведенческого принципа | |||||
37 | Осуществление оценки сильных и слабых сторон конкурентов - на примере конкретной компании. Позиционирование товара на рынке | |||||
38 | Формирование конкурентной стратегии - на примере конкретной ситуации в коммерческой фирме | |||||
39 | Решение ситуационных задач по ЖЦТ разных групп (категорий) | |||||
40 | Проведение анализа ценовой политики организации | |||||
41 | Решение ситуационных задач по формированию ценовой политики компании | |||||
42 | Построение каналов сбыта для конкретной коммерческой компании | |||||
43 | Выбор средства стимулирования сбыта – для конкретного товара или услуги | |||||
44 | Организация рекламной компании: выбор средств, составление рекламных текстов, оценка эффективности | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 – 64 часа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Подготовка к тестированию по тематике МДК Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Рефераты: «Проблемы текущего столетия. Необходимость повышения уровня моральной и социальной ответственности»; «Маркетинговые стратегии рынков»; «Выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать»; «Установление цен по географическому признаку на примере России»; «Международное рекламное законодательство». Домашние задания: «Информация к размышлению: Nike (ответить на предложенный перечень вопросов); «Составить резюме к теме и перечень основных понятий»; «Составить резюме к статье «Иногда мнения эксперта бывают курьезными». «Составить анкету для проведения маркетингового исследования на любой выбранный студентом товар, услугу, вид деятельности»; «Анализ статьи: IBM – реструктуризация службы сбыта. Сделать вывод». | 3 | |||||
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: - оформление финансовых документов и отчетности; - проведение денежных расчетов; - выполнение расчета основных налогов; - выполнение анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации; - выявление потребностей (спроса) на товары; - реализация маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка; - участие в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций; - анализ маркетинговой среды организации | 36 | |||||
ВСЕГО: | 432 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Финансы, налоги и налогообложение», «Маркетинг», лаборатории «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Оборудование учебных кабинетов:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (комплект схем, таблиц).
Технические средства обучения:
- компьютеры;
- лицензионная компьютерная программа 1С: Предприятие 8;
- проектор;
- экран;
- многофункциональное устройство.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
- Голубева Т. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник для СПО - М.: Академия, 2008.
- Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: практикум. Учебное пособие для СПО - М.: Академия, 2010.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Учебник для ВУЗов – М.: Прогресс, 2006.
Дополнителльные источники:
- Басовский Л. Е. Маркетинг. Учебное пособие для СПО – М.: Инфра-М, 2009.
- Одинцов В. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник для СПО - М.: Академия, 2008.
- Перекрестова Л. В., Романенко Н. В., Сазонов С.П. Финансы и кредит. Учебное пособие для СПО - М.: Академия, 2010.
- Перекрестова Л. В., Романенко Н. В., Сазонов С.П. Финансы и кредит: практикум. Учебное пособие для СПО - М.: Академия, 2010.
- Скворцов О. В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для СПО - М.: Академия, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ
2. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов РФ
3. www.nalog.ru – официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ
4. www.marketcenter.ru – Сайт Системы межрегиональных маркетинговых центров
5. www.sostav.ru – Сайт посвящен проблемам маркетинга и рекламы
6. www.4p.ru – Сайт электронного журнала по маркетингу
7. www.admarket.ru – Сайт Клуба журналистов, пишущих в центральной прессе о маркетинге и рекламе
8. www.marketer.ru – Сайт посвящен проблематике Интернет-маркетинга
Отечественные журналы:
«Вопросы экономики»
«Маркетинг»
«Маркетинг в России и за рубежом»
«Российская торговля»
«Современная торговля»
«Справочник экономиста»
«Экономика и учет труда»
«Экономико-правовой бюллетень»
«Экономический анализ: теория и практика»
«Экономическое обозрение»
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Профессиональный модуль входит в профессиональный цикл обязательной части ОПОП по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям). Освоению данного профессионального модуля предшествует освоение общепрофессиональных дисциплин:
ОП.01. Экономика организации;
ОП.02. Статистика;
ОП.03. Менеджмент;
ОП.04. Документационное обеспечение управления;
ОП.05. Правовое обеспечение профессиональной деятельности;
ОП.07. Бухгалтерский учет.
Практика является обязательным разделом ОПОП и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.
При освоении программы профессионального модуля Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности занятия МДК и производственной практики (по специальности) проводятся концентрировано. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. По результатам практики представляется отчет, который соответствующим образом защищается обучающимся.
При освоении ПМ предусматривается использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, электронных образовательных ресурсов, деловых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития ОК и ПК обучающихся.
Консультации для обучающихся предусматриваются в период изучения модуля в объеме, определенном учебным планом образовательного учреждения.
Завершается освоение МДК экзаменом или зачетом, освоение ПМ – проведением экзамена (квалификационного).
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам) и профессиональному модулю: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого МДК и профессионального модуля. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла;
Мастера производственного обучения должны иметь 4–5-й квалификационный разряд с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результаты (освоенные ПК) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей), участвовать в их инвентаризации |
| Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы: - на практических занятиях (при решении ситуационных задач, подготовке докладов, рефератов и т.д.); - при выполнении работ на различных этапах производственной практики; - при проведении тестирования, зачета по МДК, экзамена (квалификационного) по модулю |
ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем |
| |
ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов |
| |
ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату |
| |
ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации. Формировать спрос и стимулировать сбыт товаров |
| |
ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации |
| |
ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений |
| |
ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей. Оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации |
| |
ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты |
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные ОК) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
| Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы: - на практических занятиях (при решении ситуационных задач, подготовке докладов, рефератов и т.д.); - при выполнении работ на различных этапах производственной практики; - при проведении тестирования , зачетов по МДК, экзамена (квалификационного) по модулю |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
| |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
| |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
| |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
| |
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
| |
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь |
| |
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий |
| |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧА ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Рабочая программа дисциплины Рекламная деятельность для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки
Материал вариационной дисциплины Рекламная деятельность позволяет глубже раскрыть основополагающие компетенции будущего менеджера по продажам и тем самым помочь ему достигать высокой эффективности в р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.04 ...
Комплект оценочных средств по профессиональному модулю Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПП 02. «ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ» ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Рабочая программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 38.02.04 «Коммерция»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО (ППССЗ) 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция по отраслям...