Статья на тему: "Информационно-коммуникационные технологии в тестировании и обучении"
статья по теме

Валиулина Анастасия Владимировна

В статье представлена краткая характеристика понятия "тест".  Разьясняются правила составления заданий в тестовой форме. Приводятся примеры из практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии

 в тестировании и обучении

     Тест (test) – означает испытание. Тестирование – это совокупность стандартизированных методов и средств для осуществления мониторинга каких-либо параметров.  Еще в III тысячелетии до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах. В Древнем Египте искусству жрецов обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Первые научные труды по теории тестов появились в начале ХХ века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других поведенческих наук (Behavioral Sciences). Зарубежные психологи называют эту науку психометрикой (Psychometrika), а педагоги – педагогическим измерением (Educational measurement). Педагогическая тестология – это прикладная методическая теория педагогики, призванная заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля подготовленности обучающихся. В современном обществе применение компьютеров привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия. Появление         Интернета - глобальной компьютерной сети с ее практическими неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.

     Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании обусловлено рядом факторов:

      Во-первых, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

      Во-вторых, современные информационно-коммуникативные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

      В-третьих активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

      Благодаря  новым информационно-коммуникационным технологиям, у преподавателей нашей цикловой комиссии «Экономических дисциплин», появились новые возможности применения тестовых заданий в учебном процессе. Благодаря тестовой оболочке,  преподаватели могут проводить тестирование студентов, дополнительно не затрачивая, временя на проверку работ. Ко всем студентам применять одинаковые требования, что позволяет соблюдать принцип справедливости при оценивании, конечно с соблюдением  основных требований качества педагогических измерений: надежности и валидности.  Надежность определяется степенью точности, с которой тест измеряет уровень знаний. Валидность теста, характеризуется отражающей адекватностью системы тестовых заданий и содержанию учебного материала и результату тестовых испытаний. Соответственно валидность результата – это возможность измерить именно то свойство, которое должно измеряться у студентов.

     В своей работе я применяю тестовые задания по преподаваемым экономическим дисциплинам в целях осуществления текущего контроля по отдельным темам, по разделам. Работая в другом учебном заведении (Канском технологическом колледже Красноярского края) я  формировала банк тестовых заданий по модулю: «Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта». Цель создания банка тестовых заданий – осуществление текущего контроля знаний студентов. Апробация тестовых заданий проведена   по двум разделам, поскольку изучено на данный момент два раздела. Ожидаемый результат совпал с реальным результатом, с заданиями справилось 70%.  Что свидетельствует о том, что тестовые задания не слишком простые.  

    Применение тестового метода контроля дает следующие преимущества:

  • Высокая научная обоснованность самого теста.
  • Технологичность тестовых методов, т.е. их можно проводить на бумажных носителях, в тестовой оболочке, дистанционно и т.д.
  • Точность измерений, т.е. процент угадывания низкий.
  • Наличие одинаковых, для всех пользователей, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов.
  • Сочетаемость тестовой технологии с другими образовательными технологиями.
  • Гуманизм процедуры контроля (принцип справедливости).
  • Возможность самоконтроля для испытуемых.

    У студентов появляется возможность  сразу получить результат, просмотреть ошибки. Таким образом, тестирование  позволит сформировать у студентов позитивное отношение к своей профессии, выпускник должен быть готов к творческому подходу в реализации профессиональных функций. Нужно понимать, что результаты контроля полезны не только для оценки достижений тех или иных учащихся, но и для улучшения работы самого учебного заведения, получающего в контроле средство «обратной связи». Тестовые задания позволяют соблюдать принцип педагогического контроля: моральное регулирование; правовое регулирование; этические принципы. Конечно при составлении заданий в тестовой форме, необходимо соблюдать следующие требования:

  • Постановка цели. Нужно определить вид контроля.
  • Краткость. Чем короче и лаконичнее формулировка, тем она лучше воспринимается. Как правило, формулировка задания должна состоять из 10-15 слов.

Пример:

         Круг сервисных услуг, оказываемых населению:

    А) сфера услуг

    Б) сервисная деятельность

    В)  сектор сервиса

         Г)  сфера сервиса

  • Логическая форма высказывания. Задание  должно быть сформулировано повествовательно.
  • Наличие определенного места для ответов.

Пример:

         Круг сервисных услуг, оказываемых населению:

     сфера услуг

     сервисная деятельность

      сектор сервиса

           сфера сервиса

  •  Одинаковость правил оценки ответов. Все тестовые задания в тесте должны иметь одинаковый балл. И тестовые задания должны идти от простых к сложным.
  • Одинаковость инструкции для всех испытуемых.
  • Адекватность инструкции форме и содержанию задания.

     Для повышения надежности тестовые задания должны содержать варианты ответов от 4 до 9. При этом количество правильных и неправильных ответов,  должно быть разное. Таким образом, будет снижен процент угадывания до 0,001%.

Пример:

Требования, предъявляемые к зрительной правке:

     рациональное размещение

     стандартность по форме

     стандартность по цвету

     лаконичность

    читаемость

    сезонность

    определенность

Конечно, по форме ответов тестовые задания должны быть разные:

  • Открытого типа.
  • Закрытого типа:

- задания альтернативных ответов;

- задания множественного выбора;

- задание на восстановление соответствия;

- задание на установление последовательности.

  • Комбинированного типа

      Новые технологии в тестировании и обучении значительно облегчают осуществлять текущий контроль, повышают интерес к обучению. Расширяются возможности применения тестовых заданий, например, при дистанционном обучении с применением Интернет ресурса. Тем более  это требования современности, т.к. на данный момент практически каждая профессия, сопряжена с применением информационных технологий и требования работодателей к молодым специалистам повышаются. Поэтому,  информационно-коммуникационные технологии в обучении позволяют на сегодняшний день передавать большой объем  информации и с большей скоростью, формировать навык информационного поиска.

         Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении позволяет у студентов выработать умение планировать свое взаимодействие с информационными ресурсами телекоммуникационных сетей. Дает возможность работать со студентами в индивидуальном и самостоятельном режимах. Поэтому в целом, применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Преподаватель экономических дисциплин  Никитина А.В.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационно-коммуникационные технологии в тестировании и обучении А.В. Никитина., преподаватель экономических дисциплин

Слайд 2

Тест ( test ) – означает испытание Древний Вавилон Древний Египет

Слайд 3

Начало ХХ века - первые научные труды по теории тестов Зарубежные психологи называют эту науку психометрикой ( Psychometrika ) Педагоги – педагогическим измерением ( Educational measurement )

Слайд 4

Педагогическая тестология – это прикладная методическая теория педагогики, призванная заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля подготовленности обучающихся

Слайд 5

Факторы применения информационно-коммуникационных технологий в образовании: 1. ускоряют передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества; 2. повышая качество обучения и образования позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде; 3. создают систему образования, отвечающую процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Слайд 6

Требования качества педагогических измерений: Надежность определяется степенью точности, с которой тест измеряет уровень знаний. Валидность теста , характеризуется отражающей адекватностью системы тестовых заданий и содержанию учебного материала и результату тестовых испытаний. Валидность результата – это возможность измерить именно то свойство, которое должно измеряться у студентов.

Слайд 7

Применение тестового метода контроля дает преимущества: Высокая научная обоснованность самого теста. Технологичность тестовых методов, т.е. их можно проводить на бумажных носителях, в тестовой оболочке, дистанционно и т.д. Точность измерений, т.е. процент угадывания низкий. Наличие одинаковых, для всех пользователей, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов. Сочетаемость тестовой технологии с другими образовательными технологиями. Гуманизм процедуры контроля (принцип справедливости). Возможность самоконтроля для испытуемых.

Слайд 8

Требования при составлении заданий в тестовой форме: Постановка цели . Нужно определить вид контроля. Краткость. формулировка задания должна состоять из 10-15 слов.

Слайд 9

Пример: Круг сервисных услуг, оказываемых населению: А) сфера услуг Б) сервисная деятельность В) сектор сервиса Г) сфера сервиса

Слайд 10

Требования при составлении заданий в тестовой форме: Логическая форма высказывания . Задание должно быть сформулировано повествовательно. Наличие определенного места для ответов .

Слайд 11

Пример: Круг сервисных услуг, оказываемых населению:  сфера услуг  сервисная деятельность  сектор сервиса  сфера сервиса

Слайд 12

Требования при составлении заданий в тестовой форме: Одинаковость правил оценки ответов . Все тестовые задания в тесте должны иметь одинаковый балл. И тестовые задания должны идти от простых к сложным. Одинаковость инструкции для всех испытуемых. Адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Слайд 13

Для повышения надежности тестовые задания должны содержать варианты ответов от 4 до 9. Пример: Требования, предъявляемые к зрительной правке:  рациональное размещение  стандартность по форме  стандартность по цвету  лаконичность  читаемость  сезонность  определенность

Слайд 14

По форме ответов тестовые задания должны быть разные: Открытого типа. Закрытого типа: - задания альтернативных ответов; - задания множественного выбора; - задание на восстановление соответствия; - задание на установление последовательности. Комбинированного типа

Слайд 15

Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении: Позволяет у студентов выработать умение планировать свое взаимодействие с информационными ресурсами телекоммуникационных сетей. Дает возможность работать со студентами в индивидуальном и самостоятельном режимах В целом, применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Основные технологии в производственном обучении"

В статье отмечена одна из важных педагогических задач образовательной системы - это поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся через применение на уроках производственно...

Статья "Роль учебной игры в технологии имимтационно-моделирующего обучения"

Статья посвящена анализу одной из новых образовательных технологий в современном обучении - имитационно-моделирующей, игровой технологии в преподавании гуманитарных дисциплин...

Публичная лекция на тему: Информационно-коммуникационные технологии в тестировании и обучении"

Публичная лекция тема: "Информационно-коммуникационные технологии в тестировании и обучении"...

Статья на тему: "Применение групповой технологии на уроках учебной практики (из опыта работы мастера производственного обучения)"

Данная статья будет полезна при организации работы студентов во время учебной практики при создании коллекций или подготовке для участия в различных конкурсах....

статья "Игровая педагогическая технология в процессе обучения по профессии 15.01.05 «Сварщик(ручной и частично механизированной сварки(наплавки))» "

В статье представлена разработка методики проведения уроков с использованием игровых технологий при подготовке по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))&r...

статья "Роль инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам"

Новое вреня выдвигает новые требования во всех областях нашей жизни это касается и области образования, где новые технологии,методы и приемы широко внедряются на всех уровнях профессиональной подготов...

Статья "Применение информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате"

В статье рассатривается практика применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате, поднимаются вопросы компьютерной грамотности и...