Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 04, МДК 04. 02 "Основы анализа бухгалтерской отчетности"
рабочая программа на тему

Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «Экономика и управление», в части освоения основного вида профессиональной деятельности: «Составление и использование бухгалтерской отчетности» соответствующих профессиональных компетенций:

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж»

(КГА ПОУ «ДВГГТК»)

Рабочая программа профессионального модуля

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности.

 основной профессиональной образовательной программы

СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

                                           форма обучения  очная

                                            курс                     второй

                                           семестр                третий, четвертый

                                                                   

Владивосток

2016

                      Согласовано

               Председатель Ц(П)К

Социально-экономических и финансовых дисциплин

            ______________/Н.Ю.Константинович/

                 «___»_____________20___ г.

                       Утверждаю

         Замдиректора по УВиМР

           ______________/Г.В. Яковлева/

           

     «___»_____________20___ г.

Рабочая программа профессионального модуля  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Рабочая программа профессионального модуля рассмотрена на заседании П(Ц)К Социально-экономических и финансовых дисциплин

«___»_____________20___ г.

Рабочую программу разработала:

Преподаватель Акимова Л.Б.высшая квалификационная категория

                                                  (должность и квалификация по диплому, квалификационная категория)        

_______________________/____________________/

               подпись


1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

1.1 Область применения рабочей программы

Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «Экономика и управление», в части освоения основного вида профессиональной деятельности: «Составление и использование бухгалтерской отчетности» соответствующих профессиональных компетенций:

1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по страховым взносам и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;

4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

1.2 Цели и задачи профессионального модуля – требовании к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;
  • составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
  • участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
  • анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

уметь:

  • отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
  • определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
  • закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
  • устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
  • осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

знать:

  • определение бухгалтерской отчётности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
  • механизм отражения нарастающим итогом  на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
  • методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчётный период;
  • порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
  • методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчётный период;
  • требования к бухгалтерской отчётности организации;
  • состав и содержание форм бухгалтерской отчётности;
  • бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчётности;
  • методы группировки и перенесения обобщенной учётной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
  • процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
  • порядок отражения изменений в учётной политике в целях бухгалтерского учёта;
  • порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
  • сроки представления бухгалтерской отчётности;
  • правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчётность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
  • формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
  • форму статистической отчётности и инструкцию по её заполнению;
  • сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
  • содержание новых норм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;
  • порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;
  • методы финансового анализа;
  • виды и приёмы финансового анализа;
  • процедуры анализа бухгалтерского баланса;
  • порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
  • порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
  • процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
  • порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
  • состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
  • процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
  • процедуры анализа отчета о прибыли и убытках;
  • принципы и методы общей оценки деловой активности организации;
  • технологию расчета и анализа финансового цикла; процедуры анализа уровня и динамики   финансовых результатов по показателям отчетности;
  • процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

1.3 Количество часов на освоение  программы профессионального модуля 04.02: «Основы анализа бухгалтерской отчетности»

всего –  часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 231 часов;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 154 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 77 часов;

производственная практика –  72 часа.


2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение студентами видом профессиональной деятельности Составление и использование бухгалтерской отчетности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, подводить результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки

ПК 4.3

Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать Информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


3 СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

3.1 Тематический план МДК 04.02

МДК. 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности

154

Тема 2.1 Бухгалтерская (финансовая) отчетность основа анализа финансового состояния организации

Содержание учебного материала

10

2

1

Сущность и назначение анализа финансовой отчетности предприятия

Цель, основные понятия, задачи анализа финансовой отчетности. Значение и роль анализа финансовой отчетности в управлении предприятием. Информационное обеспечение и метод анализа. Сущность и задачи метода анализа. Последовательность проведения анализа. Достоинства и недостатки методов.

2

Приемы анализа финансовой отчетности

Чтение отчетности. Вертикальный анализ. Горизонтальный анализ. Трендовый анализ. Расчет финансовых показателей.

Практическое занятие

8

2

1

Решение ситуаций с использованием способа цепной подстановки. Моделирование взаимосвязей в факторном анализе.

2

Решение ситуаций с использованием способа абсолютных разниц. Моделирование взаимосвязей в факторном анализе с использованием данных конкретных предприятий.

3

Решение ситуаций с использованием способа относительных разниц. Моделирование взаимосвязей в факторном анализе.

Тема 2.2 Анализ Формы N 1 «Бухгалтерский баланс»

Содержание учебного материала

16

2

1

Анализ структуры имущества и обязательств предприятия

Общая оценка структуры имущества организации и его источников по данным баланса. Анализ состава, структуры, динамики показателей бухгалтерского баланса

2

Анализ ликвидности бухгалтерского баланса

Ликвидность баланса. Группы активов по степени ликвидности. Группы пассивов по степени погашения. Аналитическая группировка статей: актива баланса – по степени их ликвидности; пассива – по срокам закрепления источников средств за предприятием.

2

3

Анализ платежеспособности предприятия

Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность.

2

4

Анализ прогнозирования банкротства

Критерии оценки несостоятельности (банкротства) организаций. Отечественные и зарубежные методы оценки.

2

Практические занятия

24

2,3

1

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 1. Аналитические возможности формы № 1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс»

2

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 1. Исследование структуры и динамики финансового состояния организации при помощи сравнительного аналитического баланса-нетто

3

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 1. Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия

4

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 1. Анализ платежеспособности предприятия.

Тема 2.3 Анализ Формы № 2 «Отчет о финансовых результатах»

Содержание учебного материала

14

2

1

Анализ финансовых результатов по данным отчетности

Анализ уровня финансовых результатов. Динамика финансовых результатов по данным отчетности. Моделирование взаимосвязей в анализе

2

Анализ динамики прибыли

Анализ влияния факторов на прибыль. Моделирование взаимосвязей в факторном анализе

2

3

Анализ распределения и использование прибыли

Анализ влияния факторов на прибыль. Методика построения модели. Анализ формирования чистой прибыли. Моделирование взаимосвязей в анализе. Анализ качества прибыли и факторов, используемых для прогнозирования финансовых результатов. Анализ использования прибыли. Распределение, использование чистой прибыли остающейся в распоряжении предприятия. Моделирование взаимосвязей в факторном анализе

2

4

Факторный анализ рентабельности организации.

Система показателей рентабельности. Взаимосвязь показателей рентабельности. Методика исчисления показателей рентабельности. Детализация анализа рентабельности капитала по факторам. Выявление возможностей повышения экономической эффективности и рентабельности предприятия. Моделирование взаимосвязей в анализе

2

5

Оценка воздействия финансового рычага

Расчет эффекта финансового рычага. Моделирование взаимосвязей в факторном анализе. Эффект финансового рычага по видам заемных ресурсов.

2

6

Анализ финансовой устойчивости

Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала. уровень финансового левериджа

2

Практические занятия

24

1

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 2. Анализ уровня и динамики финансовых результатов

2

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 2. Аналитические возможности формы № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах»

3

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 2. Анализ финансовых результатов по данным отчетности.

4

Решение практических примеров и ситуаций с использованием формы N 2. Анализ финансовой устойчивости

Тема 2.4 Анализ Формы №3 «Отчет об изменениях капитала» и формы № 4 «Отчет о движении денежных средств»

Содержание учебного материала

8

2

1

Показатели эффективности и интенсивности использования капитала предприятия

Методика расчета и анализ. Анализ оборачиваемости капитала

2

2

Анализ движения денежных средств по текущей деятельности

Методика расчета показателей движения

2

3

Анализ движения денежных средств по финансовой  деятельности

Методика расчета показателей движения

2

Практические занятия

10

1

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 3. Аналитические возможности формы № 3 бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала»

2

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 3. Анализ состояния и движения собственного капитала

3

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 4. Аналитические возможности формы № 4 квартальной бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств»

4

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 4. Аналитические возможности формы № 4 годовой бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств»

5

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 4. Анализ состояния и движения денежных средств

Тема 2.5 Анализ формы N 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

Содержание учебного материала

12

2

1

Эффективность использования заемных средств

Состав и оценка движения заемных средств. Анализ движения.

Анализ амортизируемого имущества

Анализ движения основных средств. Анализ движения нематериальных активов. Амортизация. Амортизируемое имущество. Методика анализа амортизируемого имущества. Эффективность использования финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. Анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений

2

Роль пояснительной записки в раскрытии информации

Учетная политика организации. Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности предприятия. Информация об изменениях учетной политики организации. Особенности составления пояснительной записки акционерными обществами

2

Практические занятия

10

1

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 5.  Анализ движения заемных средств

2

Решение практических примеров и ситуаций с использованием  формы N 5. Анализ движения средств  финансирования долгосрочных инвестиций и  финансовых  вложений

Тема 2.6 Особенности анализа консолидированной отчетности

Содержание учебного материала

10

2

1

Процедуры и принципы подготовки и представления консолидированной отчетности 

Методы первичной консолидации. Последующая консолидация. Анализ консолидированной отчетности. Обобщение результатов анализа финансового состояния предприятия и определение путей финансового оздоровления. Анализ консолидированной отчетности.

2

Сущность и назначение сегментарной отчетности 

Раскрытие информации по отчетным сегментам. Этапы создания сегментарной отчетности организации.

2

Практические занятия

8

1

Выработка практических предложений по изменению деятельности организации по результатам анализа финансового состояния.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста.

Работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами с использованием СПС «Консультант Плюс», СПС «Гарант».

Использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета.

Работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа.

Составление таблиц для систематизации учебного материала.

Изучение нормативных материалов с использованием СПС «Консультант Плюс», СПС «Гарант».

Аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции.

Подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.

Решение задач и упражнений по образцу.

Решение вариативных задач и упражнений.

Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач.

Подготовка к деловым играм.

Проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

Рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Состав финансовой отчетности

2. Роль пояснительной записки в раскрытии информации

3. Значение  публикаций финансовых отчетов

4. Основные направления анализа финансовой отчетности организации

5. Способы обработки экономической информации. Способ сравнения. Горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ.

6. Анализ финансового состояния предприятия. Источники информации. Цель. Задачи. Система показателей.

7. Задачи факторного анализа и его использование в финансовом анализе

8. Ликвидность баланса и ликвидность активов

9. Платежеспособность. Показатели платежеспособности

10. Расчет  коэффициентов текущей, срочной и абсолютной ликвидности.

11. Рыночная устойчивость предприятия, 4 типа финансовой устойчивости.

12. Два способа нахождения собственного оборотного капитала.

13. Модель Дюпона.

14. Анализ платежеспособности предприятия.

15. Анализ кредитоспособности предприятия.

16. Порядок формирования доходов организации

17. Состав чрезвычайных доходов и расходов организации

18. Порядок расчета рентабельности продаж организации

19. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия: задачи, этапы.

20. Анализ прибыли. Этапы проведения анализа формирования и использования прибыли.

21. Модель формирования прибыли. Источники информации.

22. Анализ прибыли от реализации. Факторная модель и ее анализ. Порядок расчета влияния

факторов на прибыль от единицы продукции.

23. Анализ прибыли по системе «direct costing». Принципы. Основные показатели.

24. Эффект операционного рычага как инструмент анализа по системе «direct costing».

25. Анализ операционных, процентных и внереализационных доходов и расходов.

26. Порядок распределения денежных потоков в отчетности

27. Сущность проведения анализа движения денежных средств прямым и косвенным методами

77

Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю

  • составление бухгалтерской отчетности;
  • использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния организации;
  • составление налоговых деклараций;
  • составление отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды;
  • составление форм статистической отчетности, входящих в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
  • участие в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
  • проведение анализа информации о финансовом положении организации;
  • проведение анализа информации о платежеспособности и доходности организации;
  • отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации;
  • определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
  • закрытие учетных бухгалтерских регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
  • установление идентичности показателей бухгалтерских отчетов;
  • освоение новых формы бухгалтерской отчетности;
  • выполнение поручения по перерегистрации организации в государственных органах;
  • определение бухгалтерской отчётности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
  • использование методов обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчётный период;
  • составление шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
  • группировка и перенесение обобщенной учётной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
  • составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
  • отражение изменений в учётной политике в целях бухгалтерского учёта;
  • регистрация и перерегистрация организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;
  • использование методов финансового анализа;
  • использование видов и приёмов финансового анализа;
  • осуществление процедур анализа бухгалтерского баланса;
  • оценка структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
  • определение результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
  • осуществление процедур анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
  • расчет финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
  • определение состава критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
  • осуществление процедур анализа показателей финансовой устойчивости;
  • осуществление процедур анализа отчета о прибыли и убытках;
  • использование методов общей оценки деловой активности организации;
  • расчет и анализ финансового цикла;
  • осуществление процедур анализа уровня и динамики   финансовых результатов по показателям отчетности;
  • осуществление процедур анализа влияния факторов на прибыль.

72

Всего:

303


4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия двух учебных кабинетов – кабинета бухгалтерского учета и аудита и кабинета информационных технологий в профессиональной деятельности.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Бухгалтерского учета, анализа  и аудита»:

  • стол, компьютер (рабочее место преподавателя);
  • столы и компьютеры (для студентов) на 40 рабочих мест;
  • сетевой доступ в Интернет;
  • комплект бланков унифицированных первичных документов;
  • комплект бухгалтерских балансов;
  • комплект плана счетов;
  • комплект учебно-методической документации;
  • сборники задач, ситуаций, тестовых заданий;
  • комплект форм учетных регистров.
  • комплект учебно-методической документации по курсу модуля: учебно-методические пособия по подготовке студентов к практическим занятиям, сборники тестовых заданий для текущего и итогового контроля знаний, практикумы по МДК, сборники ситуационных задач.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Информационные технологии в профессиональной деятельности:

  • компьютеры, принтер;
  • сканер;
  • модем (спутниковая система);
  • проектор;
  • плоттер;
  • стандартное программное обеспечение: MS Windows XP, текстовый редактор MS Word, редактор электронных таблиц MS Excel; СУБД MS Access, Internet Explorer;
  • справочно-информационные системы (СПС «Гарант», СПС «Консультант Плюс»);
  • системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «ДЕЛО», «КАДРЫ», «Кодекс: Система подготовки документов» и др.
  • программа 1С: Бухгалтерия 8
  • комплект учебно-методической документации,
  • калькулятор;
  • интерактивная доска;
  • мультимедиапроектор.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.

4.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов:

Основные источники:

Перечень нормативно-правовых актов

  1. Конституция РФ // СПС «Консультант Плюс» 2014.
  2. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп.) // СПС «Консультант Плюс» 2014.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  6. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Международные стандарты аудита. 2001. М.: МЦРСУБУ, 2002.
  7. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при МФ РФ и президентским советом института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  8. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004г. №180. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  9. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утверждена приказом Минфина РФ № 94 н от 31 октября 2000 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утвержден приказом Минфина РФ № 94 н от 31 октября 2000 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  11. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта1998г. №283. «Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету», 1998,№5. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 382-р «О приведении действующей системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами» // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  13. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39 // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999г. №43н. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  15. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ № 32н от 6 мая 1999 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  16. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/08. Утверждено приказом Минфина РФ № 106н от 6.10.2008 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  17. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/08. Утверждено приказом Минфина РФ № 48н от 29 апреля 2008 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  18. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03). Утверждено приказом Минфина РФ № 105 н от 24 ноября 2003 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  19. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02). Утверждено приказом Минфина РФ № 66 н от 2 июля 2002 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  20. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). Утверждено приказом Минфина РФ № 143н от 8 ноября 2010 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  21. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010. Утверждено приказом Минфина РФ № 132н от 25 октября 2010 г, №144 от 08 ноября 2010 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  22. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011). Утверждено приказом Минфина РФ № 11н от 2 февраля 2011 г.
  23. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ № 33н от 6 мая 1999 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  24. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98). Утверждено приказом Минфина РФ № 56 н от 25 ноября 1998 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  25. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01). Утверждено приказом Минфина РФ № 96 н от 28 ноября 2001 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  26. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/06. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2006г. №154н. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  27. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Утверждено приказом Минфина РФ № 91н от 16 октября 2000 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/08. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.10.2008г. №116н. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  29. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/2008). Утверждено приказом Минфина РФ № 107 н от 16 октября 2008 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  30. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ № 44н от 9 июня 2001 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  31. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). Утверждено приказом Минфина РФ № 153 н от 27 декабря 2007 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  32. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ № 65 н от 30 марта 2001 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  33. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02). Утверждено приказом Минфина РФ № 115 н от 19 ноября 2002 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  34. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Утверждено приказом Минфина РФ № 114 н от 19 ноября 2002 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  35. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02. Утверждено приказом Минфина РФ № 126н от 10 декабря 2002 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  36. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08). Утверждено приказом Минфина РФ № 106н от 6 октября 2008 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  37. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ № 34 н от 29 июля 1998 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  38. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Утверждены приказом Минфина РФ № 60н от 28 июня 2000 г. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  39. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Приказ Минфина РФ от 21 марта 2000 г. № 29н. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  40. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 13 декабря 1996 г. № 112 (с изм. и доп. от 12 мая 1999 г. № З6н). // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  41. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001г. № 119н (с изм. и доп. от 23 апреля 2002 г. № 33н). // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  42. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Приказ Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н (с изм. и доп. от 28 марта 2000 г. № 32н). // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  43. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования, специальной одежды. Приказ Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. № 135н. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  44. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49. // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  45. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  46. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. № 40) (с изменениями от 26 февраля 1996 г.) // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  47. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а (ред. от 21.01.2003) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  48. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (вместе с «Положением об особенностях направления работников в служебные командировки») // СПС «Консультант Плюс» 2011.
  49. О кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц. Указание Банка России от 27.08.2008 N 2060-У (ред. от 27.12.2010) // СПС «Консультант Плюс» 2011.

Основная лтература:

  1. Брыкова Н.В. Анализ бухгалтерской отчетности. - ОИЦ «Академия» , 2010.
  2. Брыкова Н.В. Бухгалтерская отчётность. - ОИЦ «Академия» ,2010.
  3. Бычкова С.М. Бадмаева Д. Г. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие. - Эксмо, 2008.
  4. Голубева Т.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - ОИЦ «Академия», 2008.
  5. Денисов Н.Л., Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. Бухгалтерская финансовая отчетность. Учебник. - Изд. Финансы и статистика, 2008.
  6. Лемеш В.Н. Ревизия и аудит Практикум Учеб. пособие для вузов. Изд.2, доп. и переработанное. - Изд. Гревцова, 2010.
  7. Мельник М. В., Герасимова Е. Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
  8. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - ОИЦ «Академия», 2008.
  9. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практикум. - ОИЦ «Академия», 2010.
  10. Палий В. Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. - Изд. ИНФРА-М, 2009.
  11. Пупко Г. М. Ревизия и аудит. - Изд. БГЭУ 2009.
  12. Пястолов СМ. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - ОИЦ "Академия", 2010.
  13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие для вузов Изд. 4-е, испр., доп. - «Инфра-М», 2009.
  14. Сборник задач по бухгалтерскому учету с решениями: учебное пособие / под ред. А.Д.Ларионова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
  15. Соколова Е. С., Соколов О. В. Бухгалтерское дело: учебник. – М.: Высшее образование, 2009.
  16. Чая В.Т., Латыпова О.В. Бухгалтерский учет. – М.: КНОРУС, 2007.

Дополнительные источники

Журнал «Российский налоговый курьер»

Журнал «Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь»

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»

Журнал «Налоговый вестник»

Журнал «Главбух»

Финансовая газета

Журнал «Финансы»

Интернет-ресурсы:

http://www.twirpx.com/topic/977

http://www.eup.ru/docs.asp?id=2365

http://www.consultant.ru СПС «Консультант Плюс»

 http://www.garant.ru СПС «Гарант»

4.3 Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.

Для изучения данного профессионального модуля должно предшествовать освоение следующих учебных дисциплин как «Статистика», «Экономика организаций», «Основы бухгалтерского учета», «Аудит» и профессионального модуля «Документирование и бухгалтерское оформление хозяйственных операций организации».

4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): преподаватели с высшим профессиональным образованием, соответствующим профилю модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности» и специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, а также общепрофессиональных дисциплин: «Основы бухгалтерского учета»; «Аудит»; «Экономика организации»; «Налоги и налогообложение»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности», владение формированием и совершенствованием профессиональных умений и навыков, использование передового опыта,

Обязательная стажировка преподавателей в профильных организациях не реже одного раза в три года.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.


5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.

В качестве форм и методов текущего контроля могут быть использованы домашние контрольные работы, практические занятия, тестирование, оценка методик проведения исследований на основе использования  средств организационной и вычислительной техники, защита отчетов по результатам исследования, презентация работ и отчетов и др.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения при проведении практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

          Итоговый контроль включает зачет, квалификационный экзамен по модулю. Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением  созданы фонды оценочных средств (ФОС): контрольные задания и методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям, рабочие тетради, сборники тестовых заданий, задачники, практикумы, учебно-методические пособия и др.

Данные ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы контроля и оценки

Отражать нарастающим  итогом на счетах  бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, подводить результаты хозяйственной деятельности  за отчетный период.

Применение принципов формирования бухгалтерской отчётности, процедур заполнения форм.

Текущий контроль в форме:

- защита индивидуальных заданий (составление отчетов);

- подготовка таблиц, схем, графиков с материалами проведенных исследований;

- экспресс-опрос по терминологическому аппарату;

- выполнение практических и контрольных работ по темам МДК

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

Владение требованиями, предъявляемыми к заполнению форм.

Текущий контроль в форме:

- защита индивидуальных домашних заданий;

- защита отчета о проведенном мероприятии, анализ его результатов;

- предоставление отчета о проведенном исследовании,

- подготовка таблиц, схем, графиков с материалами проведенных исследований;

- экспресс-опрос по терминологическому аппарату;

- выполнение практических и контрольных работ по темам МДК.

Составлять налоговые декларации по налогам и сборам и бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу ПСИ) и формы статистической о (четности, входящие  в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки.

Владение навыками составления  квартальной и годовой   бухгалтерской отчётности,

Владение навыками заполнения налоговой декларации, отчётных форм во внебюджетные фонды и органы государственной статистики,

Владение навыками составления сведений по НДФЛ, персонифицированная отчётность.

Текущий контроль в форме:

- защита индивидуальных домашних заданий;

- защита отчета о проведенном мероприятии, анализ его результатов;

- предоставление отчета о проведенном исследовании,

- подготовка таблиц, схем, графиков с материалами проведенных исследований;

- экспресс-опрос по терминологическому аппарату;

- выполнение практических и контрольных работ по темам МДК.

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и породности.

Успешное освоение новых форм бухгалтерской отчётности, знание последовательности перерегистрации и нормативной базы по вопросу.

Текущий контроль в форме:

- защита индивидуальных домашних заданий;

- защита отчета о проведенном мероприятии, анализ его результатов;

- предоставление отчета о проведенном исследовании,

- подготовка таблиц, схем, графиков с материалами проведенных исследований;

- экспресс-опрос по терминологическому аппарату;

- выполнение практических и контрольных работ по темам МДК.

Итоговый контроль в форме квалификационного экзамена по модулю.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Решение профессиональных задач в области контроля и   анализа финансово-хозяйственной деятельности     организации на основе бухгалтерской отчетности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и      решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Решение профессиональных задач в области контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации на основе бухгалтерской отчетности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Взаимодействие с обучающимися; преподавателями в ходе обучения.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области     контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации на основе бухгалтерской отчетности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области    контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации на основе бухгалтерской отчетности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных

 образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базо...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности. Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 260 часов, включая:  обязательная аудиторная уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» Уровень подготовки – базовый Для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»  Уровень подготовки – базовый Для  специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Смоленское областное государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...