Методические указания для выполнения практических заданий по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
методическая разработка на тему

Марченко Татьяна Григорьевна

 

Методические рекомендации по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности  36.02.01   «Экономика и бухгалтерский учет».  Целью методических рекомендаций является использование наиболее эффективных и рациональных вариантов практических заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marchenko_t.g._mu_statistika_2018g.docx124.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБПОУ «ТОМСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Марченко Т.Г.

Методические указания для выполнения практических

 заданий по дисциплине «Статистика»

для студентов специальности

38.02.01  «Экономика и бухгалтерский учет»

Томск – 2018г.

ББК – 60.6

М - 30

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой)  комиссии общегуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ____ «   » _________2018г.

Председатель ПЦК               ____________________Н.В. Соловьева.

Марченко Т.Г.  Методические указания для выполнения практических заданий по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности  38.02.01   «Экономика и бухгалтерский учет», 2018 – 31 с.

Резензент: Маркус С.В., преподаватель ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий»  (профессиональные дисциплины, экономика).

 

Методические указания составлены Марченко Т.Г., преподавателем        ОГБПОУ «Томский аграрный колледж», на основе государственных стандартов СПО и   рабочей программы, разработанной на основе федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям среднего профессионального образования: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Практические задания выполняются на компьютерах с использованием

программ Word и Excel.

Содержание

1

Пояснительная записка

4

2

Памятка

4

3

Практическое занятие № 1 «Метод группировки в статистике».

5

4

Практическое занятие № 2 «Способы наглядного представления статистических данных».

8

5

Практическое занятие № 3 «Ряды распределения в статистике».

10

6

Практическое занятие № 4 «Абсолютные и относительны показатели в статистике».

12

7

Практическое занятие № 5 «Средние величины в статистике»

15

8

Практическое занятие № 6 «Средние величины в статистике» (контрольная работа).

19

9

Практическое занятие № 7 «Абсолютные показатели вариации»

25

10

Практическое занятие № 8 «Относительные показатели вариации»

27

11

Используемые источники

31


Пояснительная записка

Методические рекомендации определяют порядок, акценты и логику изучения определенной темы по учебной дисциплине «Статистика» для студентов специальности  36.02.01   «Экономика и бухгалтерский учет».  Целью методических рекомендаций является использование наиболее эффективных и рациональных вариантов практических заданий, которые применимы к конкретному мероприятию и виду деятельности.

В методических рекомендациях содержится инструктивный и справочный материал для конкретных  тем, задания сформулированы таким образом, чтобы они были полностью усвоены учащимися. Кроме того, методические рекомендации позволяют планировать внеаудиторные самостоятельные работы.

Практические задания выполняются на компьютерах с использованием программ Word и Excel.        

Памятка

Прежде чем выполнять практическое задание, внимательно прочитайте инструкционную карту. Здесь вы найдете инструкции по выполнению практических работ.

        Для отработки умений и навыков необходимо усвоить теоретический материал, научиться применять полученные знания при выполнении практических работ.

        Учиться нужно систематически и настойчиво. Особое внимание следует обратить на формулировку основных закономерностей и важнейших понятий статистики. Наряду с методическими указаниями всегда имейте при себе конспект.

        Для успешного усвоения новых закономерностей и фактов требуется знание дополнительного материала.

        Рекомендованная литература позволит сделать эффективней вашу самостоятельную подготовку к занятиям, консультациям и зачетам.

        

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Метод группировок.

Цель работы: освоение метода группировок статистических данных.

Для выполнения заданий 1, 2, 3, выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.

Задание № 1.

Объект статистического наблюдения – это…

А) единица наблюдения;

В) статистическая совокупность;

С) единица статистической совокупности.

Задание № 2.

Субъект, от которого поступают данные в ходе статистического наблюдения, называется:

А) единица наблюдения;

В) единица статистической совокупности;

С) отчетная единица.

Задание № 3.

Перепись населения России (1989г.) – это…

А) единовременное, специально организованное наблюдение;

В) периодическое, специальное организованное наблюдение;

С) периодическое, регистровое наблюдение.

Задание № 4.

Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу статистического наблюдения.

Цель наблюдения:____________________________________________________

Объект наблюдения:__________________________________________________

Единица наблюдения:_________________________________________________

При выборе объекта и единицы наблюдения, помните, что они должны соответствовать цели наблюдения.

Программа статистического наблюдения (анкета)

Вопрос

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание № 5.

Переписной лист заполнен в 2018г. В переписном листе были следующие данные:

Вопрос

Ответ

Примечания

1

Фамилия, имя, отчество

Петров Иван Сергеевич

2

пол

мужской

3

возраст

50 лет

4

дата рождения

апрель месяц 1925г

5

состоит ли в браке

нет

6

национальность

русский

7

образование

среднее

8

место работы

ателье верхней одежды

9

занятие по месту работы

бухгалтер

10

общественная группа

рабочий

Укажите (в примечаниях) какие вопросы не согласуются между собой.  Объясните, почему вы так считаете, почему вы так считаете.

Задание № 6.

Произведите анализ 30 магазинов (по товарообороту) одного из регионов применяя метод группировки.

№ Магазина

Среднесписочная численность (чел)

Товарооборот (тыс. руб.)

Группа, к которой относится магазин

1

11

2351

2

19

17469

3

2

2626

4

43

2100

5

29

23100

6

28

18684

7

25

5265

8

6

2227

9

79

6799

10

10

3484

11

30

13594

12

21

8973

13

16

2245

14

9

9063

15

31

3572

16

54

7401

17

21

4266

18

41

5121

19

29

9998

20

10

2973

21

53

3415

22

22

4778

23

11

5029

24

27

6110

25

70

5961

26

124

17218

27

90

20454

28

101

10700

29

18

2950

30

127

12092

  1. Определите число групп

n =

  1. Определите максимальное значение признака (Xmax) и минимальное значение признака

    Xmax=

    Xmin=

 3.  Определите величину интервала по формуле:

   Xi  

 4. Сформируйте группы ( и т.д.

5.  Проанализируйте какие магазины и сколько магазинов, относятся к каждой группе

:

6.  Вывод:____________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Статистические ряды распределения.

Цель работы: Освоение методики построения статистических рядов.

Для выполнения заданий 1, 2, 3, выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.

Задание №1.

Ряды распределения называются вариационными:

  А) построенные по качественному признаку;

  В) построенные по количественному признаку;

  С) построенные в порядке убывания или возрастания.

Задание №2.

Под ранжированным рядом понимают:

   А) определение предела значений варьирующегося признака;

   В) определение среднего линейного отклонения;

   С) расположение всех вариантов ряда в возрастающем или убывающем порядке.

Задание №3.

 Основанием группировки может быть:

   А) качественный признак;

   В) количественный признак;

   С) как качественный, так и количественный признак.

Задание №4.

Имеются следующие данные о результатах сдачи зачета по статистике:

студента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Оценка в баллах

5

3

5

5

5

4

5

2

5

3

4

2

5

3

2

5

4

4

Постройте ряды распределения в виде таблиц

А) вариационный ряд распределения по баллам оценок, полученных студентами.

Б) атрибутивный ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив две группы студентов: успевающие (3 балла и выше) и неуспевающие (2 балла)

Задание №5.

По данным таблиц постройте:

А) дискретные ряды распределения по стажу работы;

Б) интервальные ряды распределения по стажу работы;

В) атрибутивный ряд распределения;

Г) ранжированный ряд (в порядке убывания) по порядковым номерам работников, также используйте данные о разряде.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Графическое изображение статистических данных.

Цель работы: Освоение методов построения и редактирования статистических графиков.

Для выполнения заданий 1, 2 выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.

Задание №1.

  Масштабная шкала – это…

  А) условная мера перевода числовой величины в графическую и обратно;

  В) пространство, на котором размещаются образующие график геометрические фигуры;

  С) линия, разделенная на отрезки.

Задание №2.

Секторные диаграммы – это

  А) круг, разделенный на сектора;

  В) графическое изображение статистических данных, в виде прямоугольников;

  С) изображение самих предметов.

Задание №3.

Данные о КРС занесите в таблицу. При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные о продуктивности КРС.

Годы                        2014      2015      2016       2017       2018

Привес

в граммах        400        430          410         380         460

  1. Постройте таблицу

Год

Привес в граммах

   2. Заполните таблицу.

   3. Постройте по этим данным столбиковую диаграмму.

Задание №4.

При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные по населению одного из регионов России (млн. чел.)

Год

Население

Всего

Из них

городское

сельское

2014

34,9

24,9

10,0

2013

34,5

24,4

10,1

2014

35,5

25,1

10,4

2015

25,6

18,3

7,3

2016

27,8

19,8

8

2017

24,5

17,8

6,7

Задание №5.

По данным о протяженности электрифицированных линий железных дорог, постройте линейчатую диаграмму

2001

2002

2003

2004

Протяженность электрифицированных линий железных дорог (тыс. км)

33,4

37,3

38,0

38,8

Задание №6.

По данным о структуре потребительских расходов населения в одном из регионов России постройте круговые диаграммы, изображающие структуру в%.

2002

2003

2004

Все потребительские расходы

100

100

100

В том числе:

Продукты питания

36,1

46,9

49,0

Непродовольственные товары

45,8

40,1

34,8

Табачные изделия

5,0

2,9

2,5

Оплата услуг

13,1

10,1

13,7

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Виды относительных величин.

Цель работы: освоение методики расчета различных видов относительных величин.

Для выполнения заданий 1, 2, 3 выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.

Задание №1.

Абсолютные статистические показатели выражаются:

   А) в процентах;

   В) в именованных числах;

   С) в коэффициентах.

Задание №2.

Относительными статистическими показателями могут быть:

   А) показатели структуры;

   В) натуральные показатели;

   С) показатели динамики.

Задание №3.

Для расчета относительного показателя выполнения плана необходимо разделить:

  А) текущий показатель на предшествующий;

  В) показатель характеризующий часть совокупности на показатель, характеризующий всю совокупность;

   С) фактический уровень на план.

Задание №4.

Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья

в I квартале 1995г.

Месяц

год

Внешнеторговый оборот России

(млн. долл.)

В том числе

Удельный вес (%)

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Декабрь 1994

4730

3910

Январь   1995

3188

2441

Февраль 1995

3800

3102

Март      1995

4536

3205

Итого:

Заполните пустые ячейки таблицы и укажите, какой вид относительных величин был использован. Изобразите удельный вес экспорта (%) и импорта (%) при помощи круговой (секторной) диаграммы.

Задание №5.

Объем продукции предприятия за 1-е полугодие 2016г.

      Месяц

Объем продукции (млн. руб.)

Выполнение

плана (%)

план

факт

Январь

1800

1770

Февраль

1850

1865

Март

1920

2010

Апрель

1910

1920

Май

1870

1890

Июнь

2100

2070

Итого:

Заполните пустые ячейки таблицы и укажите, какой вид относительных величин был использован. Выполнение плана (%) покажите в виде столбиковой диаграммы.

Задание №6.

Имеются следующие данные о производстве бумаги:

Годы

2013

2014

2015

2016

Произведено бумаги (млн. т)

198

204

194

208

Вычислите относительные показатели динамики с постоянной и переменной базой сравнения.

Для выполнения задания постройте таблицы и заполните их

Год

Произведено бумаги

Относительный показатель динамики с постоянной базой сравнения

Относительный показатель динамики с постоянной базой сравнения в %

Год

Произведено бумаги

Относительный показатель динамики с переменной базой сравнения

Относительный показатель динамики с переменной базой сравнения в %

Задание №7.

Производство автомобилей в январе – мае 2015г характеризуется следующими данными (тыс. шт.)

январь

февраль

март

апрель

май

Всего

65,0

83,2

79,3

89,9

76,6

В том числе

Грузовые авт.

Легковые авт.

11,0

54,0

11,5

71,7

12,0

67,3

11,0

78,9

9,0

67,3

Рассчитайте относительный показатель динамики с постоянной базой сравнения по видам автомобилей и по всей отрасли в целом.

Задание № 7 выполняется аналогично заданию № 6.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5.

Тема: Средние величины.

Цель работы: Освоение методики расчета средних величин.

Для выполнения заданий 1, 2, 3 выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.

Задание №1.

Средняя величина это:

А) индивидуальный показатель;

В) обобщающий показатель;

С) разность индивидуальных показателей.

Задание №2.

Средняя величина будет объективной только тогда, когда она рассчитывается по данным:

А) однородной совокупности;

В) неоднородной совокупности;

С) любой совокупности.

Задание №3.

Индивидуальное значение признака обозначается:

А)

В)

С)  

Задание №4.

Заработная плата 7 слесарей одного из цехов за май отчетного года составила (в рублях) 13000,17000, 12500, 14400, 22000, 27000, 27500.

1. Постройте таблицу

Табельный номер работника

Заработная плата

1

13000

2

17000

3

12500

4

14400

5

22000

6

27000

7

27500

Средняя заработная плата

2. Рассчитайте среднюю заработную плату слесарей.

Задание № 5.

Распределение рабочих по тарифным разрядам одного из цехов завода на 1 января 2016 г. Характеризовалась следующими данными:

Тарифный разряд

1

2

3

4

5

6

Число рабочих

5

12

25

30

45

36

Определите средний тарифный разряд рабочих цеха.

Укажите, какой вид средней применен при решении данной задачи.

  1. Постройте и заполните таблицу.

   Тарифный разряд

Число работников

 

1

5

2

12

3

25

4

30

5

45

6

36

итого:

2.Заполните строку Итого. 

3.Рассчитайте средний тарифный разряд по формуле:

= =

Задание №6.

На основании данных о заработной плате по цехам определить среднюю заработную плату по предприятию в целом в каждый из периодов.

Цех

Базисный период

Текущий период

Средняя зарплата, (руб.)

Число рабочих

Средняя зарплата, (руб.)

Число рабочих

1

18000

110

21000

226

2

19000

130

23000

312

3

20000

210

26000

112

4

21000

150

28000

210

5

22000

120

30000

235

Обоснуйте выбор формулы средней величины в каждом периоде.

1.Постройте таблицу.

Базисный период

Средняя зарплата (руб.)

Число рабочих

 

Итого:

  1. Заполните строку Итого.

Рассчитайте среднюю заработную плату в базисном периоде.

 =

Текущий период

Средняя зарплата (руб.)

Число рабочих

 

Итого:

Рассчитайте среднюю заработную плату в текущем периоде.

 =

Задание №7.

Имеются следующие данные о распределении заводов цементной промышленности по величине производственной мощности:

Производство цемента в год, тыс.т.

Число заводов

0 – 100

10

100 – 200

15

200 – 300

25

300 – 500

21

500 – 700

16

700 - 900

13

Определите среднюю производственную мощность заводов.

1.Постройте таблицу.

Производство цемента в год, тыс.т.

Середина

интервала

Число

заводов

 

Нижняя граница интервала

Верхняя граница интервала

0

100

10

100

200

15

200

300

25

300

500

21

500

700

16

700

900

13

Итого:

2.Расчитайте среднюю производственную мощность заводов.

Задание № 8.

Имеются следующие данные по трем автоколоннам за месяц:

Автоколонны

Общие затраты на перевозку грузов, руб.

Средний месячный грузооборот автомашины, т/км

Себестоимость одного т/км, коп.

1

20286

4600

0,63

2

47628

5400

0,98

3

17820

4400

0,81

Определить следующие показатели по автокомбинату в целом:

1) среднюю себестоимость одного т/км;

2) среднее число автомашин в автоколонне.

  а)  Определите среднемесячный грузооборот каждой автоколонны в т/км (общие    затраты разделите на себестоимость одного т/км).

 б) Определите, сколько автомашин в каждой автоколонне (среднемесячный грузооборот каждой автоколонны в т/км, разделите на средний месячный грузооборот автомашины).

 с) Определите среднее число автомашин в автоколонне.

3) средний месячный грузооборот по всем автоколоннам в т/км.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

ВАРИАНТ I

Задание № 1.

Коэффициент осцилляции это:

Заработная плата 7 слесарей одного из цехов за май отчетного года составила (в рублях) 13000,17000, 12500, 14400, 22000, 27000, 27500. Рассчитайте среднюю заработную плату слесарей.

Задание № 2.

Распределение рабочих по тарифным разрядам одного из цехов завода на 1 января 2008г. Характеризовалась следующими данными:

Разряд по тарифной сетке

1

2

3

4

5

6

Число рабочих

50

15

15

31

25

46

Определите средний тарифный разряд рабочих цеха.

Укажите, какой вид средней применен при решении данной задачи.

Задание № 3.

На основании данных о заработной плате по цехам определить среднюю заработную плату по предприятию в целом в каждый из периодов.

Цех

Базисный период

Текущий период

Средняя зарплата (руб.)

Число рабочих

Средняя зарплата (руб.)

Число рабочих

1

18000

111

21000

226

2

19000

132

23300

312

3

20000

213

26200

160

4

21000

153

28600

115

5

22000

120

30000

220

Обоснуйте выбор формулы средней величины в каждом периоде.

Задание № 4.

Имеются следующие данные о распределении заводов цементной промышленности по величине производственной мощности:

Производство цемента в год, тыс.кг

Число заводов

0 – 100

15

100 – 200

10

200 – 300

15

300 – 500

25

500 – 700

18

700 - 900

12

Определите среднюю производственную мощность заводов.

Задание № 5.

Имеются следующие данные по четырем бригадам завода.

Номер бригады

Производство валовой продукции, тыс.руб.

Выработка на одного рабочего, тыс.руб.

1

57

2,0

2

46

1,9

3

65

2,3

4

70

2,5

Определите среднюю выработку на одного рабочего в среднем по четырем бригадам.

Задание № 6.

Имеются следующие данные по трем автоколоннам за месяц:

Автоколонны

Общие затраты на перевозку грузов, руб.

Средний месячный грузооборот автомашины, т/км

Себестоимость одного т/км, руб.

1

20286

4600

0,61

2

47628

5400

0,90

3

17820

4400

0,82

Определить следующие показатели по автокомбинату в целом:

1)  среднюю себестоимость одного т/км;

2)  среднее число автомашин в автоколонне (определить, сколько т/км      сколько автомашин в каждой автоколонне)

3) средний месячный грузооборот в т/км.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

ВАРИАНТ I I

Тема: Средние величины.

Цель работы: Освоение методики расчета средних величин.

Задание № 1.

Заработная плата 7 слесарей одного из цехов за май отчетного года составила (в рублях) 13500,17500, 13000, 15000, 25000, 30000, 27500. Рассчитайте среднюю заработную плату слесарей.

Задание № 2.

Распределение рабочих по тарифным разрядам одного из цехов завода на 1 января 2017г. Характеризовалась следующими данными:

Разряд по тарифной сетке

1

2

3

4

5

6

Число рабочих

56

13

26

31

46

37

Определите средний тарифный разряд рабочих цеха.

Укажите, какой вид средней применен при решении данной задачи.

Задание № 3.

На основании данных о заработной плате по цехам определить среднюю заработную плату по предприятию в целом в каждый из периодов.

Цех

Базисный период

Текущий период

Средняя зарплата, тыс.руб.

Число рабочих

Средняя зарплата, тыс.руб.

Число рабочих

1

18

11

21

280

2

19

13

23

128

3

20

21

26

160

4

21

15

28

400

5

22

12

30

224

Обоснуйте выбор формулы средней величины в каждом периоде.

Задание № 4.

Имеются следующие данные о распределении заводов цементной промышленности по величине производственной мощности:

Производство цемента в год, тыс.кг

Число заводов

0 – 100

9

100 – 200

14

200 – 300

24

300 – 500

20

500 – 700

15

700 - 900

12

Определите среднюю производственную мощность заводов.

Задание № 5.

Имеются следующие данные по четырем бригадам завода.

Номер бригады

Производство валовой продукции, тыс.руб.

Выработка на одного рабочего, тыс.руб.

1

57

2

2

46

2,1

3

65

2,6

4

70

2,9

Определите среднюю выработку на одного рабочего в среднем по четырем бригадам.

Задание № 6.

Имеются следующие данные по трем автоколоннам за месяц:

Автоколонны

Общие затраты на перевозку грузов, руб.

Средний месячный грузооборот автомашины, т/км

Себестоимость одного т/км, руб.

1

20286

4600

0,60

2

47628

5400

0,99

3

17820

4400

0,85

Определить следующие показатели по автокомбинату в целом:

1) среднюю себестоимость одного т/км;

2) среднее число автомашин в автоколонне (определить, сколько т/км      сколько автомашин в каждой автоколонне)

3) средний месячный грузооборот в т/км.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

ВАРИАНТ III

Тема: Средние величины.

Цель работы: Освоение методики расчета средних величин.

Задание № 1.

Заработная плата 7 слесарей одного из цехов за май отчетного года составила (в рублях) 14000,12000, 13000, 15000, 22000, 27000, 23000. Рассчитайте среднюю заработную плату слесарей.

Задание № 2.

Распределение рабочих по тарифным разрядам одного из цехов завода на 1 января 2018г. Характеризовалась следующими данными:

Разряд по тарифной сетке

1

2

3

4

5

6

Число рабочих

4

11

24

29

44

35

Определите средний тарифный разряд рабочих цеха.

Укажите, какой вид средней применен при решении данной задачи.

Задание № 3.

На основании данных о заработной плате по цехам определить среднюю заработную плату по предприятию в целом в каждый из периодов.

Цех

Базисный период

Текущий период

Средняя зарплата, тыс.руб.

Число рабочих

Средняя зарплата, тыс.руб.

Число рабочих

1

18

111

21

680

2

19

131

23

280

3

20

211

26

116

4

21

151

28

300

5

22

121

30

320

Обоснуйте выбор формулы средней величины в каждом периоде.

Задание № 4.

Имеются следующие данные о распределении заводов цементной промышленности по величине производственной мощности:

Производство цемента в год, тыс.кг

Число заводов

0 – 100

11

100 – 200

16

200 – 300

26

300 – 500

22

500 – 700

17

700 - 900

14

Определите среднюю производственную мощность заводов.

Задание № 5.

Имеются следующие данные по четырем бригадам завода.

Номер бригады

Производство валовой продукции, тыс.руб.

Выработка на одного рабочего, тыс.руб.

1

57

1,8

2

46

1,9

3

65

2,4

4

70

2,7

Определите среднюю выработку на одного рабочего в среднем по четырем бригадам.

Задание № 6.

Имеются следующие данные по трем автоколоннам за месяц:

Автоколонны

Общие затраты на перевозку грузов, руб.

Средний месячный грузооборот автомашины, т/км

Себестоимость одного т/км, руб.

1

20286

4600

0,63

2

47628

5400

0,98

3

17820

4400

0,81

Определить следующие показатели по автокомбинату в целом:

1) Среднюю себестоимость одного т/км;

2) Среднее число автомашин в автоколонне (определить, сколько т/км      сколько автомашин в каждой автоколонне)

3) Средний месячный грузооборот в т/км.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.

Тема: Показатели вариации.

Цель работы: Закрепить навыки расчета размаха вариации, среднего линейного отклонения, дисперсии, среднего квадратического отклонения.

Оснащение рабочего места: Инструкционная карта, тетрадь, калькулятор.

Задание № 1.

Имеются следующие данные о производительности труда рабочих двух бригад:

Табельный номер рабочего

Произведено продукции за смену, шт.

I бригада

II бригада

1

2

8

2

3

9

3

12

10

4

15

11

5

18

12

Рассчитайте размах вариации производительности труда для I бригады и II бригады.

Определите  и   . Определите размах вариации  R по формуле:

R =  -   .

Задание № 2.

Используя данные задания №1, заполните таблицу (1,2 и 5 столбцы).

Табельный номер рабочего

I бригада

II бригада

Рассчитайте среднее линейное отклонение.

Порядок выполнения:

1) Определите среднюю арифметическую простую не взвешенную для I бригады и для  II бригады  по формуле:

=

2) Определите отклонение каждого варианта  от средней

3)  Рассчитайте среднее линейное отклонение для каждой бригады по формуле:

Задание № 3.

Рассчитайте дисперсию и среднее квадратическое отклонение по следующим данным:

Произведено продукции одним рабочим, шт.

Число рабочих

8

7

9

10

10

15

11

12

12

6

Используем формулы:  ;       ;      σ =

Задание № 4.

В результате обследования работы станков в механических цехах завода получены следующие данные:

Номер цеха

Отработано станко-часов

Токарные станки

Заточные станки

1

2000

700

2

1900

600

3

2200

800

4

2500

800

5

1800

900

6

1900

1000

Определите для каждого вида станков:

1) Размах вариации.

2) Среднее линейное отклонение.

3) Дисперсию.

4) Среднее квадратическое отклонение.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Относительные показатели вариации.

Цель работы: Отработать навыки расчета относительных показателей вариации.

Для выполнения заданий 1, 2, 3 выберите правильный ответ и отметьте его цветом или подчеркиванием.

Задание № 1

Коэффициент осцилляции – это…

А) отношение среднего линейного отклонения к средней арифметической, умноженное на 100%.

В) отношение размаха вариации к средней арифметической, умноженное на 100%.

С) отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической, умноженное на 100%.

Задание № 2

Совокупность считается однородной, если коэффициент вариации равен:

А) 45%

В) 33%

С) 50%

Задание № 3

Формула для расчета вариации:

А)  = 

В)=

С) =

Задание № 4.

Заработная плата 7 слесарей одного из цехов за май отчетного года составила (в рублях) 13000,17000, 12500, 14400, 22000, 27000, 27500. Определите коэффициент осцилляции, коэффициент среднего линейного отклонения и коэффициент вариации. Является ли совокупность однородной?

. Постройте таблицу

Табельный номер работника

Заработная плата

1

13000

2

17000

3

12500

4

14400

5

22000

6

27000

7

27500

Средняя заработная плата

1. Для расчета коэффициента осцилляции:

а)  Рассчитайте размах вариации по формуле:

R =  -

б) Рассчитайте среднюю заработную плату ()

в) Рассчитайте коэффициент осцилляции по формуле:

 = 

2. Для расчета коэффициента среднего линейного отклонения:

  Постройте и заполните таблицу.

Табельный номер рабочего

Итого:

б) Рассчитайте среднее линейное отклонение по формуле:

в) Рассчитайте коэффициент среднего линейного отклонения по формуле:

=

3. Для расчета коэффициента среднего квадратического отклонения:

а) Рассчитайте среднее квадратическое отклонение по формуле:

σ =

б) Рассчитайте коеффициент среднего квадратического отклонения по формуле:

=

в) Является ли совокупность однородной?

Задание № 5.

На основании данных о заработной плате по цехам определить коэффициент осцилляции, коэффициент среднего линейного отклонения и коэффициент вариации для каждого из периодов. Является ли эти совокупности однородными?

Цех

Базисный период

Текущий период

Средняя зарплата, тыс.руб.

Число рабочих

Средняя зарплата, тыс.руб.

Число рабочих

1

18

110

21

226

2

19

130

23

280

3

20

210

26

160

4

21

150

28

400

5

22

120

30

240

Постройте и заполните таблицу.                     Базисный период

Цеха

Средняя зарплата, тыс.руб.

Число рабочих

|

1

2

3

4

5

Итого:

1. Для расчета коэффициента осцилляции:

а) Рассчитайте размах вариации по формуле:

R =  -

б) Рассчитайте среднюю заработную плату по формуле:

;      

в) Рассчитайте коэффициент осцилляции по формуле:

 = 

2. Для расчета коэффициента среднего линейного отклонения:

а) Рассчитайте среднее линейное отклонение по формуле:

б) Рассчитайте коэффициент среднего линейного отклонения по формуле:

=

3. Для расчета коэффициента среднего квадратического отклонения:

а) Рассчитайте среднее квадратическое отклонение по формуле:

σ =

б) Рассчитайте коеффициент среднего квадратического отклонения по формуле:

=

в) Является ли совокупность однородной?

Аналогично просчитайте текущий период.

Задание № 6.

Имеются следующие данные о распределении заводов цементной промышленности по величине производственной мощности:

Производство цемента в год, тыс.кг

Число заводов

0 – 100

15

100 – 200

10

200 – 300

15

300 – 500

25

500 – 700

18

700 - 900

12

Определите коэффициент осцилляции, коэффициент среднего линейного отклонения и коэффициент вариации. Является ли совокупность однородной?

Выполняется аналогично заданию № 5.

Используемые источники

  1. Статистика: учебник для студентов учреждений среднего профкссионального образования / (В.С. Мхитарян, Т.А. дуброва, В.Г. Минашкин и др.) под редакцией В.С. Мхитаряна. – 9-е изд. ,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017 -272 с.
  2. Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А.Садовникова; Под ред. Р.А. Шмойловой. – 2-е изд.перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2016. -416 с.: ил.
  3. Матегорина Н.М. Экономическая статистика: учебное пособие/Н.М. Матегорина. – Изд. 2-е, доп.и перераб. –Ростов н/Д: Феникс, 2015. -344 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).
  4. Практикум по статистике / А.П. Зинченко, А.Е. Шибалкин, О.Б. Тарасова, Е.В. Шайкина; Под ред. А.П. Зинченко. – М.: КолосС, 2016. -392 с.: ил. – (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. Заведений).
  5. Теория и практика статистики / А.В. Аксянова, Н.Н. Валеев, Ас. М. Гумеров. – М.: «КолосС» 2016. – 284 с.: ил. – (Учебники и учебные пособия для студентов высш. Учеб. заведений).

Электронные ресурсы:

  1. http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.76.3&p_page=3
  2. http://lib.usue.ru/polnotekstovye-resursy/elektronnye-resursy-v-svobodnom-dostupe/tematicheskie-portaly-i-sajty/86-ekonomika/127-ekonomicheskaya-statistika

3.СПС КонсультантПлюс

4.  www.economicus.ru (Проект института «Экономическая школа»).

5.  www.informika.ru (Государственное научное предприятие для продви   жения новых информационных технологий в сферах образования и науки России).