Серебряный век русской поэзии
план-конспект урока на тему

Серебряный век русской поэзии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebr._vek.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

                      Серебряный век русской поэзии.

Цель: 1) дать характеристику Серебряному веку русской поэзии;

           2) раскрыть суть литературных направлений Серебряного века и   познакомить с их представителями.

В конце XIX - начале XX века произошёл небывалый взлёт в лирике, который назван «Серебряным веком» русской поэзии. Этот период в литературе представляют: А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый, Н. Гумилёв, В. Маяковский и многие другие.

1910 год принято считать годом расцвета С. века.

Зачастую трагично складывались дальнейшие судьбы этих поэтов, многие не приняли революцию, эмигрировали за границу, другие умерли при загадочных обстоятельствах. Однако их вклад в русскую литературу и культуру поистине велик.

На рубеже веков поэзия господствовала на студенческих вечеринках, в литературных кружках, на страницах газет и журналов. Поэты говорили, советовали, призывали искать правду. Они создавали новую концепцию мира и человека.

В поэзии С. в. выделялось три направления: символизм, акмеизм и футуризм. У каждого из этих течений были свои программы, манифесты, стилистические особенности, но все они опирались на общие основы – осмысление отношения человека к жизни, духовой перестройке мира.

1. Символизм (фр. – знак, опознавательная примета) был основным направлением в поэзии С. в. Поэты – символисты ограничивались намёками и внушениями. Самое простое явление имело помимо обычного и высший таинственный смысл. Символическое истолкование получили форма, фраза, стих; большое значение символисты придавали музыкальности стиха, цвету. Ключевым понятием символизма стал символ, т. е. многозначное иносказание. 

Н-р, знаменитый «цветочный сонет» французского поэта – символиста А. Рембо, в котором объясняется символика поэтических звуков:

А – чёрный; белый – Е; И – красный; У – зелёный;

О – синий: тайну их скажу я в свой черёд;

А – бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е – белизна холстов, палаток и тумана,

И горных ледников, и хрупких опахал;

И – пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал…

Символисты считали этот сонет прообразом новой поэзии.

В 1893 году Д. С. Мережковский пишет манифест русских символистов под названием «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Автор статьи советует поэтам научить читателя слышать музыку стиха. Литература, по его мнению, должна была отказаться от материализма, а мистика и символы – стать основой поэзии.

Символизм – явление неоднородное. Символисты стремились существовать в двух планах – реальном и мистическом. Двойственность восприятия действительности мы видим у поэта Владимира Соловьёва:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

        От незримого очами.

В поэзии С. в. присутствовали метафоричность, иносказательность. По словам В. Брюсова, это была «поэзия намёков». Ценным и реальным становилось то, что мимолётно, неуловимо, недосказано, загадочно.

Для С. был важен поиск ритма, звука… В стихотворении В. Брюсова «Шорох» подчёркивается звукоподражание (с акцентом на шипящие):

Шорох в глуши камыша,                   Ширью и тишью живёшь,

Шелест – шуршанье вершин,             Шумом в глуши камыша,

Шум в свежей чаще лощин,               Шелестов вешних вершин,

Шёпот души заглуша,                        Шорохом в чаще лощин.

Шёпот, смущенье и дрожь,

По – своему строили символисты взаимоотношения с читателями: они не стремились быть понятыми. С-ты обращались не ко всем читателям, а к посвящённым, к читателям – творцам.

В центре внимания «младосимволистов» (А. Белый, А. Блок) оказалась судьба России, народной жизни, революции. Кризис С. наступил после 1910 года.

Конец С. многие исследователи соотносят с годом смерти А. Блока (1921г.).

2. Акмеизм (греч. – расцвет, высшая степень чего - либо) – лит – е напр. в русской поэзии с 1910 года. Представители: А. Ахматова,                 Н. Гумилёв, О. Мандельштам и др. Акмеисты провозглашали стремление к «прекрасной ясности», воспевали «радостное любование бытием», призывали открыть заново красоту и ценность человеческого существования.

Для А. характерны простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы.

Акмеисты в качестве главной своей задачи видели преодоление символизма. Поэт С. Городецкий в стих. «Адам» так обосновал название направления «акмеизм»:

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму он поручен,

Изобретателю имён.

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы –

Вот первый подвиг, подвиг новый –

Живой земле пропеть хвалы…

Акмеисты призывали полюбить «этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время». Поэзия А. должна была отличаться конкретностью, строгим соотнесением форм и содержания, точностью и красотой эпитетов, полновесностью слова.

Пропагандируя реальное искусство, А. выступали против любой идеологии и политики.

Идеалом для них стали титаны Эпохи Возрождения – Л. да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Для акмеистов важен был культ личной отваги, риска, стойкости в необычных обстоятельствах. Н – р, Н. Гумилёв создал в своих произведениях образы «сильных личностей» - римских завоевателей, жестоких капитанов, конквистадоров.

3. Футуризм (лат. - будущее) – авангардистское направление в искусстве и лит. XX века. Для представителей этого революционного направления характерны демонстративный разрыв с традиционной культурой, отказ от классического наследия, эксперименты в области слова, эпатаж публики и зачастую литературное хулиганство. (Эпатаж – скандальная выходка; поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила). Представители: И. Северянин, Б. Пастернак, Н. Асеев,     Н. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский…

Ф-ы заявляли: «Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно…»

Задача искусства, по словам В. Маяковского, «сбросить классику с парохода современности», ввести в поэзию «слова - новшества». Названия сборников ф-в: «Дохлая луна», «Доители изнурённых жаб», «Идите к чёрту», «Пощёчина общественному вкусу».

Определяя роль художника, ф-ты называли его «самотворец», который создаёт «новый мир, сегодняшний, железный…» (В. Малевич). «Для поэта важно не что, а как», - заявлял В. Маяковский.

Первым этапом перестройки реальности ф-ты видели «слом» языка, традиционных выразительных средств; в противовес они культивировали «самовитое» слово, слово «вне быта и жизненных польз» (В. Хлебников), или слово-неологизм.

Примеры словесных экспериментов:

- творянин – дворянин;

- Волеполк – Святополк;

- будетляне – (от «будет») – так называли себя ф – ты.

В изобретении «внесловесного» языка ф-ты видели поэтическую самоцель и призывали к любованию словом вне зависимости от смысла.

Н – р, слово «лилия» - безобразно, оно истрёпано; его заменили словом «еуы» - и лилия вновь чиста и красива. 

Пример словотворчества ф-та А. Кручёных:

Дыр булл щил

убещур

скум

вы со бу

р  л эз

Велимир Хлебников мечтал создать мировой язык, на основе разгаданных тайн языка и цифр. Определённый набор звуков, по его мнению, может передать внешность, нарисовать портрет ч – ка. Н-р:

 

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй – пелся облик,

Гзи-гзи гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Напрашивается вопрос и скорее риторический: «Что должен увидеть читатель в этом портрете?»

См. стих. «Заклятие смехом». (+ стр.432 по Обернихиной).

Ф-ты много выступали перед аудиторией, нередко их выступления были скандальными. Поэтический манифест кубофутуристов (были и эгофутуристы, группа «Центрифуга») звучал так:

…Душа – кабак, и небо – рвань,

Поэзия – истрёпанная девка,

А красота – кощунственная дрянь.

Ф-ты выходили на эстраду с разрисованными лицами, в странной одежде (В. Маяковский в знаменитой жёлтой кофте); стихи они не читали, а выкрикивали; «вводили» частушки, рекламу, фольклорные заговоры и т. д.

 

Использовались «новшества»: стихи набирались шрифтом разных размеров, пропускались знаки препинания, использовались технические термины, вульгаризмы и т.д.

Заслуга ф-ма в лит-ре состоит в том, что он заставил взглянуть на искусство как проблему, изменить отношение к понятности и непонятности в искусстве. Непонятное в искусстве – не всегда недостаток. Приобщение к искусству-труд и сотворчество, а не пассивное его потребление.

Поэты С. в. были личностями, мечтателями и прагматиками; они любили, ненавидели, спорили, ссорились, мирились… и создавали свой поэтический мир.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Русская поэзия в английских переводах»

Основные цели данного вечера:1. Активизация творческого и духовного потенциала студентов;2. Более углубленное изучение произведений русской и английской литературы;3. На примере произведений русских к...

Серебряный век русской поэзии

Презентация "Серебряный век русской поэзии" к циклу занятий для студентов СПО (1 курс)...

Конспект открытого урока по литературе: "А. С. Пушкин - чудо русской поэзии".

Обобщающий урок по литературе для студентов 1 курса на тему: "А. С. Пушкин - чудо русской поэзии"....

план-конспект урока литературы по поэзии серебряного века "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."

Данный урок, заключительный по изучению поэзии Серебряного века, носит обобщающий характер и составлен в форме интеллектуальной игры по типу "Умники и умницы". Проведение такого урока препод...

Методическая разработка интерактивной викторины, посвященной поэтам и поэзии Серебряного века "Арт-кафе "Бродячая собака"

Данная методическая разработка ориентирована на преподавателей гуманитарного и общеобразовательного циклов для итогового контроля по теме "Серебряный век в русской литературе".Начало 20 века...

Обзор русской поэзии 2ой половины XIX века. Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики, 2021

Литературный процесс второй половине 19 века в целом характеризуется развитием жанра романа во всем разнообразии его видов – это и роман- эпопея («Война и мир»), социальный роман (&l...