Рабочая программа по дисциплине "Экономика организации"
рабочая программа

Программа учебной дисциплины «Экономика организации» разработана на основе ФГОС СПО по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_organizatsii.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Московской области

«Сергиево-Посадский колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МО  
«Сергиево-Посадский колледж»

_________  /Г.А.Носырева/
«_____» __________ 2017 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

среднего профессионального образования

по специальностям среднего профессионального образования

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 (базовая подготовка)

Сергиев Посад

2017

Программа учебной дисциплины «Экономика организации» разработана на основе ФГОС СПО по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовый уровень.

Организация-разработчик:   ГБПОУ  МО  «Сергиево-Посадский колледж»

Разработчик: Грачева Екатерина Викторовна

Согласована: Зав.отделением________ /О.В.Стуканова/

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК платного отделения___________________

_________________________________________________________________________

Протокол №_____  от «____»__________20__ г.

Председатель ЦК ________________ / Жлукта А.И./

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                         стр.

  1. ПАСПОРТ          ПРОГРАММЫ       УЧЕБНОЙ                           4  ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                           7                    
  3. УСЛОВИЯ    РЕАЛИЗАЦИИ       ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ                                      13       
  4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ          УЧЕБНОЙ              15    ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика организации

1.1  Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности ППССЗ 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка).

1.2.        Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3.        Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в соответствии с принятой методологией;

- оценивать эффективность использования основных ресурсов организации.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм;

- состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

- формы оплаты труда в современных условиях;

- экономику социальной сферы и ее особенности.

 Юрист (базовой подготовки) должен обладать общими и профессиональными  компетенциями, включающими в себя способность:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-   ПК   1.1.   Осуществлять   профессиональное   толкование    нормативных    правовых    актов    для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

1.4.  Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы
дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов

 в том числе практических занятий 32 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося 33 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

99

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:

практические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

33

в том числе:

внеаудиторной самостоятельной работы

33

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Экономика организации»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение. Организация в условиях рынка

18

Тема 1.1 Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике

Содержание учебного материала

Содержание дисциплины и её задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия, различных форм собственности. Народнохозяйственный комплекс России. Сферы и подразделения экономики. Отрасли экономики. Межотраслевые комплексы. Особенности и направления структурной перестройки экономики в России.  

2

1

Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние. Организация – понятие и основные признаки. Классификация организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам. Отраслевые особенности организации (предприятия), влияющие на формирование ее  экономического потенциала.  Механизм функционирования организации (предприятия).

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектом и литературой. Доклады на тему: «Основные организационно-правовые формы предприятий, принятые в РФ»

Составить схему: «Классификация предприятий по отраслям и сферам экономики»

4

3

Тема 1.2 Производственная структура организации (предприятия)

Содержание учебного материала

Производственная структура организации (предприятия) ее элементы. Производственный процесс: понятие, содержание и структура. Производственный цикл, его структура, длительность и пути его сокращения. Основное и вспомогательное производство.

2

1

Совершенствование производственной структуры организации (предприятия) в условиях рынка. Понятие качества и конкурентоспособности продукции.

2

1

Практические занятия

№ 1  «Составление схемы производственной структуры предприятия»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектом и литературой. Подготовка материала на тему «Типы организационных структур предприятия».  Подготовка материала по разделу 1 «Организация, отрасль в условиях рынка»

4

3

Раздел 2. Материально-техническая база организации (предприятия)

14

Тема 2.1 Основной и оборотный капитал и его роль в производстве

Содержание учебного материала

Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация и износ основного капитала. Показатели эффективного использования основных средств. Способы повышения эффективности использования основного капитала.  

2

1

Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств.

2

1

Практические занятия

№ 2 «Расчет стоимости основных средств предприятия»

№ 3 «Расчет амортизационных отчислений предприятия»

№ 4 «Расчет показателей использования оборотного капитала»

6

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектом и литературой. Оформление результатов практической работы.

Подготовка презентации по теме: «Аренда, лизинг, франчайзинг, нематериальные активы организации»

Подготовка материала по разделу: «Материально-техническая база организации»

4

3

Раздел 3. Кадры  и оплата труда в организации

18

Тема 3.1 Кадры организации, их производительность и оплата труда  

Содержание учебного материала

Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Нормирование труда. Методы нормирования труда.

2

1

Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда.  Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки. Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования в организации.

2

1

Практические занятия

№ 5 «Расчет показателей производительности труда»

№ 6 «Расчет показателей баланса рабочего времени работников»

№ 7 «Расчет заработной платы различных категорий работников по сдельной форме оплаты»

№ 8 «Расчет заработной платы различных категорий работников по повременной форме оплаты»

8

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка материала на тему «Наем и отбор персонала рекламной организации»

Подготовка материала по разделу  «Кадры и оплата труда в организации»

Решение задач. Составление кроссворда. Оформление практических работ.

6

3

Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности организации (предприятия)

29

Тема 4.1. Издержки производства и реализация продукции

Содержание учебного материала

Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Смета затрат и методика ее составления.

2

1

Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования. Значение себестоимости и пути ее оптимизации.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта, составление калькуляции.

Решение задач. Определение себестоимости продукции.

5

3

Тема 4.2 Ценообразование

Содержание учебного материала

Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования.

2

1

Экономическое содержание цены. Виды цен

2

1

Практические занятия

№ 9 Определение цены товара (работы, услуги) рекламной организации

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить схему процесса ценообразования

Оформить резульаты практической работы

2

3

Тема 4.3 Прибыль и рентабельность  

Содержание учебного материала

Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли.

2

1

Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции  производства

2

1

Практические занятия

№ 10 Расчет прибыли и рентабельности организации

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач , проработка конспекта. Оформление результатов практических работ.

Подготовка компьютерной презентации по теме: «Источники формирования прибыли»

4

3

Раздел 5. Планирование деятельности предприятия (организации).

11

Тема 5.1 Планирование и основные показатели  деятельности организации  

Содержание учебного материала

Планирование как основа рационального функционирования организации. Этапы планирования. Классификация планов по признакам. Основные принципы планирования.  Бизнес-план – основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов.

2

1

Структура бизнес-плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План производства. Организационно-правовой план. Финансовый план. Оценка рисков и страхование. Стратегия финансирования.

2

1

Основные показатели деятельности организации. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

1

1

Практические занятия

№ 11 Семинар на тему: «Разработка бизнес-плана деятельности организации по его разделам»

№ 12  Расчет производственной мощности предприятия и потребности в оборудовании.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка материала к семинару на тему: «Разработка бизнес-плана деятельности  организации по его разделам», оформление результатов практической работы

2

3

Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)

6

Тема 6.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке

Практические занятия

№ 13  Круглый стол на тему: «Организация (предприятие) на внешнем рынке»

№ 14 «Внешнеэкономическая деятельность организации»

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов на тему: «Организация (предприятие) на внешнем рынке»

2

3

Раздел 7. Экономика предприятий в сфере юриспруденции

2

Практические занятия

№ 15  Семинар на тему: «Перспективы экономического развития организаций в сфере юриспруденции»

2

2

Дифференцированный зачет

1

Всего:

99

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования     к     минимальному     материально-техническому
обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета менеджмента и экономики организации.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, учебные стенды и плакаты.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень    рекомендуемых    учебных    изданий,    Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей экономического профиля: учебник М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 144 с
  2. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для студентов СПО. – М.: КноРус, 2015 – 408с.
  3. Чечевицына Л.Е. Чечевицына Е.В. Экономика предприятия, 2012 – 378 с.
  4. Котерова Н.П. Экономика организации: учеб.для учреждений сред.проф.образования М.: Издательский центр «Академия», 2014

Дополнительные источники:

  1. Клочкова, Е. Н. Экономика организации : учебник для СПО / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова ; под ред. Е. Н. Клочковой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 447 с
  2. Чалдаева, Л. А. Экономика организации : учебник для СПО / Л. А. Чалдае- ва. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 410 с. — Серия : Профессиональное образование.
  3. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации/под ред.Горфинкеля В.Я., Чернышова Б.Н.: Учебное пособие.- М.: Юнити, 2011. -335с.

Интернет-ресурсы (И-Р)

  • www.rspp.ru ( сайт Российского союза промышленников и предпринимателей)
  • www.cbr.ru (сайт Банка России)
  • www.government.ru (сайт Правительства России)
  • www.economi.gov.ru (сайт Минэкономразвития России)
  • www.miniin.ru (сайт Минфина РФ)
  • www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
  • www.worldbank.org.ru (сайт Всемирного Банка)
  • www.imf.org.ru (сайт МВФ)
  • www.wto.org.ru (сайт ВТО)
  • www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)
  • www.beafmg.org.ru (сайт Бюро экономического анализа)

4.     КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в соответствии с принятой методологией бухгалтерского учета;

Устный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, практические работы

оценивать эффективность использования основных ресурсов организации.

Знания:

законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм;

Устный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации;

основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

 материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

формы оплаты труда в современных условиях;

экономику социальной сферы и ее особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ.01 Организация питания в организациях общественного питания

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.01 Организация обслуживания в общественн...

Рабочая программа ПМ 03. "Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководства аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием"

Рабочая программа ПМ 03. "Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководства аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием". Программа разработана для спе...

Рабочая программа ПМ.01 Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовательной организации

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/11/rp_pm._01_2016g.docx - Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01;Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольной образовате...

Рабочая программа ПМ-04 Организация и управление процессом изготовления рекламного продукта основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 42.02.01 Реклама

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:иметь практический опыт:-...

Рабочая программа ПМ.01 Организация перевозочного процесса (на автомобильном транспорте) МДК 01.01 Технология перевозочного процесса (на автомобильном транспорте) по профессии 23.02.01 Организация движения (на автомобильном транспорте)

Рабочая программа ПМ.01 Организация перевозочного процесса (на автомобильном транспорте) МДК 01.01 Технология перевозочного процесса (на автомобильном транспорте)...

Рабочая программа ПМ.02 Организация сервисного обслуживания на транспорте (автомобильном) по специальности 23.02.01 Организация движения (на автомобильном транспорте)

Рабочая программа ПМ.02 Организация сервисного обслуживания на транспорте  (автомобильном) по специальности 23.02.01 Организация движения (на автомобильном транспорте)...