Важность математической подготовки в изучении экономики
презентация к уроку

Универсальность математического аппарата позволяет решать множество задач, с которыми сталкиваются специалисты в различных областях знаний, в том числе и в экономике.

"Экономист - исследователь, желающий воспользоваться математическим аппаратом, обязан ориентироваться на то, что в математике основное - это не числа и расчеты, а способы высококачественного анализа, что математика- это школа и культура мышления" (академик АН СССР Н.Н.Моисеев)

В презентации показана важность математики в изучении экономики и использование математического аппарата в экономических расчетах.

 

          

                                                                   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Важность математической подготовки в изучении экономики Автор: преподаватель экономических дисциплин КАТТ И.В.Александрова

Слайд 2

"Философия написана в грандиозной книге – Вселенной, которая открыта нашему пристальному взгляду. Но понять эту книгу может лишь тот, кто научился понимать ее язык и знаки, которыми она изложена. Написана же она на языке математики" (Галилей)

Слайд 3

А. Смит (1723 – 1790) К. Маркс (1818 -1883) Ф. Кенэ (1694 – 1774) Леон Вальрас (1834 - 1910) Альфред Маршалл (1842 – 1924)

Слайд 4

Русские советские ученые - экономисты Н.Д. Кондратьев (1892 – 1938) Л.В. Канторович (1912 – 1986) В.В. Новожилов (1892 – 1970)

Слайд 5

Математика – царица наук Универсальность математического аппарата Специфика математической терминологии Строгая логическая основа Опора на абстрактное мышление Позволяет по единому образцу описать большое количество разнообразных по своей природе процессов, используя систему универсальных методов анализа

Слайд 6

«Экономист – исследователь, желающий воспользоваться математическим аппаратом, обязан ориентироваться на то, что в математике основное – это не числа и расчеты, а способы высококачественного анализа, что математика - это школа и культура мышления» Никита Николаевич Моисеев (1917 -2000) советский и российский учёный в области общей механики и прикладной математики, академик АН СССР руководитель исследований по разработке математической модели экологических последствий ядерной войны (т.н. "ядерная зима"), ставших широко известными в мире и повлиявшими на заключение договоров между СССР и США на ограничение гонки ядерных вооружений.

Слайд 7

Микроэкономика Макроэкономика ЭКОНОМИКА

Слайд 8

«Экономика предприятия» Объект изучения - производственная деятельность предприятия, механизмы формирования экономических ресурсов предприятия; Предмет изучения - процесс разработки и принятия оптимальных хозяйственных и управленческих решений; Методы исследования : - количественные методы - методы статистического наблюдения, сравнительного анализа - балансовый метод; - математические модели; - методы графического изображения; - вероятностные методы и пр .

Слайд 9

Экономика – это гуманитарная дисциплина или точная наука ?

Слайд 10

Экономика – точная наука, она оперирует количественно измеряемыми величинами: расчетными формулами и экономическими законами, экономическими показателями, функциональными или статистическими связями между ними.

Слайд 11

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ характеризуют каждую единицу совокупности (Д оход, прибыль, объем производства и т.д.)

Слайд 12

Абсолютные показатели Всегда имеют единицы измерения (рубли, тонны, штуки, км) Часто не могут быть использованы для анализа динамики экономических показателей; Не могут быть сопоставимы, не могут дать ответ на вопрос об экономической эффективности

Слайд 13

Прибыль – абсолютный показатель. Определяется как разность между доходами и затратами предприятия, выражается в рублях и показывает экономический эффект П = Д - З (руб.)

Слайд 14

Относительные величины - позволяют проводить сопоставление одноименных показателей, не имеют единиц измерения; - характеризуют состав изучаемой совокупности и показывают удельный вес (долю) в общем объеме; - сумма относительных величин структуры явления всегда равна 100%; - дают возможность установить структурные сдвиги, изменения изучаемого явления, которые происходят за определенный период времени.

Слайд 15

Рентабельность – относительный показатель определяется отношением прибыли к затратам, показывает экономическую эффективность R = (Прибыль / Затраты) * 100

Слайд 16

Задача. Рассчитать структуру основных фондов АТП и сделать выводы о структурных изменениях, произошедших за два года. Группы основных фондов 2016 год т.р. 2016 год % 2017 год т.р. 2017 год % 1. Здания и сооружения 32 000,0 18,4 38 000 16,9 2. Силовые машины и оборудование 3 200,0 1,8 4 400,0 2,0 3. Рабочие машины и оборудование 40 500,0 23,3 70 000,0 31,2 4. Транспортные средства 86 000,0 49,5 100 000,0 44,6 5.Дорогостоящий инструмент 12 000,0 6,9 12 000,0 5,3 Итого: 173 700 100 224 400 100

Слайд 17

База сравнения В каком из выражений верно указана база для сравнения? 1. Бракованные изделия составили 15% от всего объема производства предприятия в третьем квартале 2. ВВП России за 2017 год вырос на 0,9% 3. Объем золотовалютных резервов России равен 15%

Слайд 18

Задача На фрезерном участке 12 станков. Трудоемкость изготовления одной детали 11 человеко-часов. Эффективный фонд рабочего времени работы станка 3850 часов. Определить степень использования мощности, если годовой выпуск продукции составил 3980 деталей. Проанализировать полученный результат Решение. 1) определяем производственную мощность участка: (3850/11) * 12 = 4200 (деталей) 2) Определяет степень использования мощности в %: (3980/ 4200) * 100 = 94,8 % Ответ: мощность участка используется на 94,8%. ( Частая ошибка - не верно выбирают базу для сравнения:(4200/3980) *100 = 105,5% и делают неправильные выводы)

Слайд 19

Относительная величина может быть выражена в виде коэффициента , который показывает, во сколько раз сравниваемый абсолютный показатель больше (меньше) базисного. 2016 г. 2017 г. К % Прибыль, т.р. 520,0 750,0 1,44 144

Слайд 20

Рост и прирост Рассчитать рост и прирост производительности труда за ряд лет. Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Доходы, т.р. 30 500,0 31 800,0 32 400,0 29 500,0 Численность рабочих, чел. 145 150 162 140 Производительность труда, т.р. 210,3 212,0 200,0 210,7 Рост производительности труда, % - 100,8 94,3 105,3 Прирост производительности труда, % - +0,8 -5,7 +5,3

Слайд 21

Задача (с подвохом) Заработная плата инженера на 20% ниже заработной платы прораба. На сколько процентов оплата труда прораба выше оплаты труда инженера? Большинство сразу отвечают «на 20%». Но этот результат неверен. Решение. Пусть X – зарплата инженера, Y – зарплата прораба. Тогда, по условию, X = 0,8 * Y ; Y = X / 0,8; Y=10 /8 * X ; Y = 1,25* X

Слайд 22

Балансовый метод – наиболее распространен в экономическом анализе (факторный анализ) Проанализировать изменение фактической прибыли от реализации продукции по сравнению с плановой. Определить степень влияния трёх факторов: а) изменение V реализации; б) изменение себестоимости (С) единицы продукции; в) изменение цены (Ц). Показатели План Усл.1 Усл.2 Факт Отклонения,+ , - Общ. V Ц С Объем реализации, V 200 220 220 220 Цена, Ц 75 75 72 72 Себестоимость,С 50 50 50 51 Прибыль 5000 5500 4840 4620 -380 500 -660 -220

Слайд 23

Решение задачи методом цепных подстановок Прибыль (плановая) = V*(Ц-С) = 200*(75-50) = 5000 (т.р.) Прибыль (условная 1) = V (факт)*(Ц (план) – С (план)) = 220*(75-50) = 220*25 = 5500 (т.р.) Прибыль (условная 2) = V (факт)*(Ц(факт)-С(план)) = 220*(72-50) = 4840 (т.р.) Прибыль (факт) = V (факт)*(Ц(факт)-С(факт)) = 220*(72-51) = 4620 (т.р.) Общее отклонение факта от плана: Δ (прибыль общая) = Пф - Пп = 4620 – 5000 = -380

Слайд 24

Влияние трёх факторов: 1) Изменение V реализации может привести к повышению прибыли на 500 т.р. Δ прибыль (V) = П условная 1 – П план = 5500 – 5000 = 500т.р. 2) Изменение цены может привести к снижению прибыли на 660 т.р. . Δ П (Ц) = П условная 2 – П условная 1 = 4840 – 5500 = -660 3) Изменение себестоимости может привести к не дополучению прибыли на 220 т.р. Δ П (С) = П факт – П условная 2 = 4620 – 4840 = -220 т.р. Проверка: Δ П общая = Δ П (V) + Δ П (Ц) + Δ П (С) -380 = 500 – 600 – 220 -380 = -380 – верно

Слайд 26

Математические методы и модели (при изучении дисциплины «Информационные технологии в производственном процессе) Позволяет из большого числа вариантов решения производственной задачи выбрать наиболее оптимальное. Математическая модель – это абстрактное отображение с помощью математической символики реального процесса. Математическая модель включает условия (ограничения) задачи и подлежащий оптимизации критерий (целевую функцию). Среди математических методов наиболее разработаны методы линейного программирования

Слайд 27

Заключение Если за годы учебы в учебном заведении студент получит правильное общее представление о том, что такое математика, в чем заключается математический подход к изучению реального мира, как его нужно применять и что он может дать, он приобретет прочный фундамент знаний и необходимую математическую культуру, творчески будет подходить к решению возникающих перед ним задач, связанных, в первую очередь, с профилем будущей специальности.

Слайд 28

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВавтор преподаватель математики, информатики Витенко Любовь Сергеевна«Ростовский технологический техникум сервиса»...

О проблемах математической подготовки учащихся среднего профессионального образования

В статье указаны основные проблемы математической подготовки учащихся среднего профессионального образования. Те аспекты, на которые нужно обратить внимание преподавателю учреждения СПО при подборе эф...

Отчет по экспериментальной работе на тему «Формирование профессиональных компетенций при изучении экономико-управленческих дисциплин с применением ИКТ»

Отчет по экспериментальной работе на тему «Формирование профессиональных компетенций при изучении экономико-управленческих дисциплин с применением ИКТ». Мой опыт создания сайта преподавателя на платфо...

Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности

В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...

Лекции для самостоятельной подготовки по Основам экономики и предпринимательской деятельности

ИНСТРУКЦИЯ1. Внимательно прочитайте конспект, запишите краткое содержание согласно плана.2. Прочитайте и ответьте на вопросы в...

ИКТ компетентность как условие совершенствования математической подготовки студентов СПО

статья "ИКТ компетентность как условие совершенствования математической подготовки студентов СПО"...

Интеграция математики и информатики как средство повышения уровня математической подготовки обучающихся

По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие пр...