Интеграция математики и информатики как средство повышения уровня математической подготовки обучающихся
проект

Веселкова Надежда Аркадьевна

По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие предъявляет всё новые и новые требования к современной личности.

Перед учителем поставлена задача научить правильно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.

Таким образом, на первый план выходит задача интеллектуального развития учащихся, и, прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, то есть способность к усвоению новой информации, и интеллектуальная подвижность, интеграция нескольких предметов, являющиеся в современном обществе существенным условием успешной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Наша задача научить учащихся использовать полученные знания на разных предметах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция математики и информатики

как средство повышения уровня математической подготовки обучащихся

Содержание

Введение.

Глава 1. Теоретические основы

1.1. Понятие «интеграция» и его характеристики

1.2. Возможности развития познавательной активности учащихся на уроках информатики и математики

Глава 2. Опытная работа по реализации интеграции математики и информатики

2.1 Пример интегрированного урокаматематики и информатики

2.2. Диагностика определения уровня развития мотивации к изучению информатики и математики учащихся

Заключение

Литература.

Приложение1


Введение

По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие предъявляет всё новые и новые требования к современной личности. Постоянно ускоряющийся ритм и динамика жизни, огромные информационные потоки, различного рода проблемы и требующие немедленного решения комплексные задачи требуют развития новых качеств личности: мобильности личности, креативности, способности самоменеджмента, самоконтроля и саморегуляции. Задача развить личность, которая могла бы быть успешна в современном мире, в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем поставлена задача научить правильно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.

Таким образом, на первый план выходит задача интеллектуального развития учащихся, и, прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, то есть способность к усвоению новой информации, и интеллектуальная подвижность, интеграция нескольких предметов, являющиеся в современном обществе существенным условием успешной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Наша задача научить учащихся использовать полученные знания на разных предметах.

Из выше сказанного следует, что актуальность проблемы развития познавательной активности неоспорима. Это и определило выбор темы проекта «Интеграция математики и информатикикак средство повышения познавательной активности учащихся».

Цель исследования: разработать интегрированный урок по математике и информатике для учащихся на старшем этапе обучения.

Объект исследования:процесс обучения математике и информатике на старшем этапе обучения.

Предмет исследования:реализация элементов интегрированных уроков математики и информатики для учащихся на старшем этапе обучения.

Гипотеза нашего исследования: если проводить интегрированные уроки по математике и информатике, то это позволит повысить уровень обучения по предмету.

Задачи:

1.  На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность интеграции математики и информатики;

2. Провести диагностику учащихся с целью выявления уровня развития познавательной активности;

3.  Разработать и апробировать интегрированный урок  по математике и информатике.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы;

- анкетирование;

-  наблюдение;

-  тестирование.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский»

Теоретической основой для написания проекта стали исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов А.В. Брушлинского, М.И. Станкина, Е.Д. Божовича, Д.Б. Эльконина, Д. Халперна, Д. Клустера, Ж. Пиаже, Ч. Темпла, К. Мередита.

Структура проекта: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические основы

1.1. Понятие «интеграция» и его характеристики

ИНТЕГРАЦИЯ — (лат.Integratio- восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Главная цель интеграции — создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения.

Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения. Сегодня наиболее очевидно, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Все это стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной реальности. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения.

Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока. Такие занятия позволяют экономить время, т. к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах.


1.2 Возможности развития познавательной активности учащихся на уроках информатики и математики

Анализ психологической, педагогической литературы подтверждает важность развития познавательной активности и в связи с этим необходимость использования интегрированных уроков. Следует отметить, что образование в области информатики и информационных технологий занимает важное место в жизни общества. Изучение информатики нацелено на развитие гармоничной личности, готовой работать с любыми видами информации, логически мыслить, знать средства коммуникации и т.д. Задача развить личность возлагается на педагогов. Математика является одним из самых важных предметов в школе.

Таким образом, интегрированный урок информатики и математики – показывает внутреннюю логику математики и ее связи с информатикой, способствует желательному единству, помогает выявить роль внутренних и внешних стимулов, приводимых к достижениям и успехам.

С целью знакомства с опытом использования интегрированных уроков информатики и математики было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 15 учителей, имеющих непрерывный стаж работы в школе от 5 до 18 лет. Разработанная анкета состояла из 6 вопросов с вариантами ответов (Приложение № 1). Результаты анкетирования были проанализированы и представлены в диаграммах.

Отвечая на первый вопрос «Какое значение Вы вкладываете в понятие "Интегрированный урок"?», 5 (84 %) учителей определили интегрированный урок, это возможность  экономить время, т. к. дают возможность избегать  больших по объёму преобразований и вычислений и не дублировать материал на разных предметах.(Диаграмма № 1). Лишь в ответе одного учителя (16 %) «интеграция» приравнивалась к «негативности», то есть интегрированный урок представлялся учителю с плохой стороны.

Ответы на второй вопрос анкеты «Как Вы считаете, почему современный школьник должен владеть навыками познавательной активности?» показали, что все учителя (100 %) осознают необходимость развития познавательной активности учащихся. По их мнению познавательная активность способствует взаимоуважению учащихся, помогает оптимизировать учебный процесс, улучшает качество усвоения материала.

Ответы на третий вопрос «Проводили ли Вы интегрированные уроки?» показали, что учителя проводят интегрированные уроки, но достаточно редко. 4 учителя (68 %) ответили, что проводили,  один учитель (16 %) –присутствовал на открытом интегрированном уроке, остальные не проводили и не сталкивались.

Наше предположение подтверждают ответы учителей на следующий вопрос «По какой причине Вы не проводите интегрированные уроки?» Все учителя (100 %) выбрали первый вариант. Причина, по которой педагоги не проводят интегрированные уроки, заключается в том, что они не имеют четкого представления об использовании данных уроков.

В результате проведенного анкетирования учителей мы установили, что учителя теоретически недостаточно подготовлены в вопросе проведения интегрированных уроков. Стоит, однако, подчеркнуть, что учителя осознают актуальность проблемы развития познавательной активности, считают, что в эпоху информационного общества необходимо научить учеников добывать информацию самостоятельно, развивать способности учащихся к самостоятельной работе с информацией любой сложности, развивать критичность и логичность их мышления.

В результате проведенного анкетирования педагогов мы пришли к выводу, что вопрос об интегрированных уроках еще не достаточно распространен и мало используется в практической педагогической деятельности, но большинство педагогов осознает важность их проведения и готово заняться изучением.


Глава 2. Опытная работа по реализации интеграции математики и информатики

2.1 Примеры интегрированных уроков математики и информатики

Как было написано выше, интегрированный урок – это сложный процесс творческой и познавательной активностиучащихся. То есть активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях.

При обучении информатики фактологических знаний недостаточно, нужнее практические, концептуальные знания. Ведь эта наука постоянно изменяется: 100% наших сегодняшних знаний составляют лишь 60 % знаний, которые будут актуальны через 2-3 года. Поэтому важнее научить ученика действовать в изменяющемся мире, в котором надо уметь просеивать информацию, и принимать правильное решение о том, что нужно, а что нет. На уроках мы учимся продуктивно оценивать ту информацию, с которой сталкиваемся. Для нас общее понимание информации, фактов является лишь отправной точкой, а не завершающим этапом обучения. Ученики знакомятся с разными идеями, рассматривают разные возможности их реализации. При этом они сопоставляют рассуждения с теми знаниями, которые у них уже есть. Мышление используется как познавательный процесс, которым учащиеся должны заниматься до, во время и после урока, чтобы получить максимальную пользу.  

Нами было установлено, что ученики эффективно работают, когда уроки построены по такой модели, когда несколько предметов взаимосвязаны между собой.

Ниже приведем пример интегрированного урока математики и информатики.

Тема урока: «Функции и графики. Квадратичная функция»,  "Графер: Построение графиков функций по заданным параметрам"

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Функции и их графики» "Графер: построение и преобразование графиков функций по заданным параметрам".

Развитие умений самостоятельно в комплексе применять полученные знания, умения, навыки и осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи:

Обучающие:

  • экспериментальным путем (с использованием ЭВМ) получить алгоритмы построения графиков функций видов y=f(x+t), y=f(x)+m, y=f(x+t)+m, если известен график функции y=f(x);
  • научиться применять полученные алгоритмы к построению графиков функций (без использования ЭВМ);
  • закрепление умений работать с операционной системой Windows: работа с элементами рабочего стола, закрепить навыки работы в программе Power Point ; показать возможности использования программы Графер для решения задач по математике.
  • обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Функции и их графики»; закрепить на практике знания, умения и навыки по теме при решении тестовых заданий ГИА;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать умение работать в группах;

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения, воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимать роль информационных процессов в современном мире, понимать важность получения новых знаний и их применения в практической деятельности,
  • формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, показать значение информационного моделирования как метода познания окружающего мира

Метапредметные результаты:

  • - личностные УУД - уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • - регулятивные УУД - планировать решение учебной задачи; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентировочных действий в новом учебном материале;
  • - работать по коллективно составленному плану;
  • - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок;
  • - высказывать свое предположение;
  • познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь структурировать знания, использовать знаково-символические средства;
  • коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, формировать навыки и умения безопасного целесообразного проведения работы с компьютерными программами,
  • - развивать навыки сотрудничества - умение работать в группе;
  • - формировать умения создавать, применять и преобразовывать текстовую информацию в табличную для решения учебных и познавательных задач;

Методы и техники коуч – подхода.

  • Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.
  • Тоны голоса.
  • Партнерское сотрудничество.
  • Колесо жизненного баланса.
  • Шкалирование
  • Здоровьесберегающая технология - оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).

Актуализация знаний.

Успешно пройти государственную итоговую аттестацию. Функциональная зависимость и работа с графиками занимает значительное место в заданиях ГИА. Это №2, №12, №16 из первой части, №22 из второй части .

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал - тесты, оценочный лист

Этапы урока:

1.Цель урока. (Чего ты хочешь?Колесо.)

2. Актуализация знаний. (Шкалирование)

3. Исследование. (Открытые вопросы, мозговой штурм,)

4. Применение знаний. (Шаги, лента времени)

5. Рефлексия. (Почему это важно для тебя?Как бы ты эти знания применил?)

6. Домашнее задание. (Что я получаю, зная это? …)

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Проверка готовности учащихся к уроку и наличия раздаточного материала.

Учитель математики:

Мы очень рады приветствовать всех на этом уроке. Сегодня я предлагаю вам провести урок математики и информатики в стиле коучинга.

Для начала нашей работы вам нужно разделиться на группы по цветам листьев, которые вы получили на входе.

Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках алгебры и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач,вспомним основные свойства функции, график функции. Повторим, обобщим и приведём в систему знания по теме.

Учитель информатики:

В основе нашего урока лежит презентация. Подведем итоги изучения программ Power Point и Графер. На компьютерах вы будете выполнять практическую работу по построению графиков по заданным параметрам и выполнять тесты..

Учитель математики:

На уроках алгебры и геометрии мы уже изучали понятие “функция”,

строили графики, решали системы линейных уравнений, составляли уравнения различных геометрических фигур. Все эти темы, так или иначе, связаны с понятием “функция”.

Перед вами колесо развития по теме нашего урока.

1.Сейчас вы отметите у себя на колесе:

-Какого наилучшего результата каждый из вас ожидает от урока?

- Как поймете, что ожидание достигнуто?

- Почему это ожидание так важно для вас?

- Как можете достичь этого ожидания за 40 минут?

-Что можете сделать, чтобы узнать по данной теме больше?

Можем ли мы сформулировать цели урока?

2. На «Луче достижений» - 0   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10                  

по шкале от 0 до 10 отметьте карандашом, где вы находитесь сейчас?

Где вы хотели бы быть?

Как вы можете продвинуться по шкале?

Построение графика функции. Что можете сделать, чтобы узнать по данной теме больше?

А) Отметьте : на сколько , на данный момент, вы знаете о функции:

1)из истории развития функции;

2) о понятии « функция»;

3) кто из ученых работал над понятием «функция»?

4)Кто является Председателем правления и Главным архитектором программного обеспечения корпорации Microsoft, ведущего мирового производителя программного обеспечения для персональных компьютеров

Б) На этом луче отметьте зелёной ручкой, насколько от вас зависит достижение поставленной цели?

            0   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10                  «Луч достижений»

Учитель информатики:

Представьте, что цель достигнута. Как вы узнаете, что достигли цели?

Какие конкретные шаги вы должны предпринять для достижения цели?

Чего вы хотите достичь при обобщении данной темы к следующему уроку? Почему это важно?

На стикерах, которые лежат у вас на партах, напишите ваши ожидания от сегодняшнего урока

Показ слайда (функция)

Что нового узнали из презентации?

Мотивационное начало урока:

Учитель математики:

-Ребята, внимательно посмотрите на доску. Какой рисунок лишний? Почему?

(На доске прикреплены отдельные листы с изображениями графиков)

(Лишним является рис.4, т.к. на остальных рисунках изображены графики функций.А данный график не является графиком функции)

-Почему данный график не является графиком функции?

(Функцией называется некоторая зависимость y=f(x), при которой каждому значению аргумента ставится в соответствие единственной значение функции.Это правило не соблюдено на данном графике).

На доске остаются 5 графиков функций:

-Еще раз внимательно посмотрите на доску, сформулируете тему нашего сегодняшнего урока

(учащиеся формулируют тему урока «Графики функций и их свойства»).

3. Устная работа.

Графики каких функций изображены на рисунках?

(1 – степенная функция, графиком является кубическая парабола,

2 – линейная функция, графиком является прямая,

3 – квадратичная функция, графиком является парабола,

5 – функция обратной пропорциональности, графиком является гипербола,

6 – степенная функция, графиком является ветвь параболы)

Давайте с вами подробнее остановимся на рис.3. Вспомним свойства функции, изображенной на данном графике.

(D(y)=R;

E(y)=(-1;+);

D(y)=0, при х=1;

функция возрастает при , функция убывает при

y>0, при , у<0, при x=0 , при x=-1

Учитель математики:

Мы с вами вспомнили все известные вам функции, их графики, повторили основные свойства функций. Уточните тему нашего сегодняшнего урока.

(Функций, их свойства и графики).

С доски снимаются все рисунки. Появляется, записанная ранее, тема урока «Функции, их свойства и графики»

Сформулируете цели нашего сегодняшнего урока.

(Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока)

Слайд( цели урока)

Учитель информатики:

Как вы думаете, какая самая большая проблема программистов? (Различные варианты…)

Самая большая проблема – это плохое зрение. Поэтому, обязательно при работе за компьютером надо соблюдать технику безопасности и время от времени делать несложную, но весьма эффективную гимнастику для глаз.

Нарисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

Исследовательская деятельность: построение графиков в программе Графер и составление таблицы по результатам построения

Построение графиков на компьютере в Графер.

Таблица 1 (Приложение)

Мы рассмотрели использование прикладной программы Графер при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение программ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Мы проделали большую работу. Эти знания помогут вам при решении задач, которые есть в ОГЭ. Давайте немножко отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

Работа над тестом в группах.

Каждая группа работает за своим компьютером. Ответы на вопросы записываются в тетрадь. Тест выполнен в программе Power Point. Переход к следующему вопросу – щелчок мыши. (Тест)

Сегодня на уроке мы не только повторим материал курса алгебры, но и отработаем навыки работы в прикладных программах. Поэтому давайте с вами уточним тему нашего сегодняшнего урока. «Функции, их свойства и графики. Построение графиков функций в Графер»

Актуализация знаний по информатике

Вспомним, что называется электронной таблицей?

(Электронная таблица – программа для построения и расчета данных, представленных в виде строк и столбцов, а также иллюстрации результатов в виде различных графиков)

Вспомним алгоритм построения графика функции с помощью табличного процессора Excel.

(1. В первый столбец вводим значения аргумента из выбранного промежутка

2. Во второй столбец вводим формулу функции, график которой необходимо построить

3. Выделяем область данных необходимых для построения графика функции

4. С помощью Мастера строим точечную диаграмму)

Мы с вами вспомнили основные этапы построения графика функции с помощью электронных таблиц.

Дифференцированная работа по построению графиков функций

Постройте графики функций

Далее половина класса работает за компьютером, а вторая половина – за партами

За компьютером

Что является графиком этой функции

(ветвь параболы)

С чего начнем построение графика этой функции?

(С построения графика )

Построили. Что далее?

(А теперь построим график функции , сместив полученный на 2 единицы вдоль оси ох вправо).

Самостоятельно постройте график второй заданной функции

Ученики работают за компьютером, получая в случае необходимость индивидуальную помощь учителя.

После выполнения работы в тетрадях учащиеся подсаживаются к тем, кто работал за компьютером и далее идет работа в парах.

Внимательно посмотрите на графике, выполненные на компьютере с помощью программы Графер и в тетрадях с помощью карандаша и линейки. Где построения точнее? Почему?

Анализируем полученные графики.

Учитель математики: А сейчас, возьмите карточки, лежащие у вас на столах и выполните задания проверочной работы.

Работая в парах, выполните задания теста (Тест)

Самостоятельная работа

Карточка

С помощью табличного процессора постройте графики функций, найдите их точки пересечения и опишите свойства этих графиков

«А» «В»

Учитель информатики: Итог:

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например:

ФУНКЦИЮ

КВАДРАТИЧНУЮ, СЛОЖНУЮ
ИЗУЧАЕМ, СТРОИМ, ОПИСЫВАЕМ,
ГРАФИК которой зависит от коэффициентов a, b, c и называется он
ПАРАБОЛОЙ

Рефлексия (Лесенка успеха) Колесо оценки урока.

Возьмите на парте вырезанный круг, выразите свое эмоциональное настроение в виде рисунка-смайла, поставьте себя на лестницу успеха(первая ступенька - плохо понял; вторая ступенька - хорошо понял, третья ступенька - все понял, могу помочь другим.)

Сегодня на уроке:

  • Я внимательно слушал учителя и одноклассников. Я БЫЛ ВНИМАТЕЛЕН.
  • Я аккуратно оформил работу в тетради. Я БЫЛ АККУРАТЕН.
  • Я сам и правильно решил задания. МОИ РЕШЕНИЯ ПРАВИЛЬНЫ.
  • Урок был очень сложный. Я старался, но сам не решил ни одного задания. СЛОЖНОСТЬ УРОКА.
  • Информация урока была важна и применима в жизни. УРОК БЫЛ ВАЖЕН ДЛЯ МЕНЯ.
  • Мне было интересно. БЫЛО ИНТЕРЕСНО.

Кто из вас продвинулся к наилучшему результату?

Какие самые первые, самые лёгкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату ?

Что помогло вам продвинуться по шкале?

Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что наиболее ценное было для вас на уроке?

Как вы можете пойти дальше?

Какие знания, полученные ранее, вам пригодились?

Отметьте в листе достижений свой результат

Учитель математики:

Домашнее задание.

Построить графики 3 различных функций, используя карандаш и линейку, а также с помощью программы Графер. Описать свойства этих функций.

При выполнении домашнего задания ученики не только должны понимать, что нужно выполнить, но и как выполнить домашнее задание. 

Учитель при этом не должен сам рассказывать ход выполнения  домашнего задания. Вместе с учениками он составляет план его выполнения, дает необходимые пояснения и рекомендации.

     В этом помогает техника «сильных вопросов».

4 вопроса для начала:

  • -Чего ты хочешь достичь при выполнении домашнего задания?
  • -Как ты поймёшь, что достиг того, чего хотел?
  • -Почему это важно?
  • -Как ты можешь этого достичь?

Затем можно задать следующие вопросы:

  • -Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?
  • -Какие действия в соответствии с поставленными целями ты готов совершить сейчас?
  • - Что конкретно будешь делать?
  • -Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый эффективный?
  • -Какой будет следующий шаг? А дальше? А ещё?
  • -Чем полезно домашнее задание для тебя лично?

Данный урок может быть адаптирован для изучения, обобщения и повторения материала по данной теме, а также для подготовки к итоговой аттестации учащихся по построению и исследованию графиков и решению уравнений графическим способом. Материалы урока можно использовать при внедрении в учебный процесс элементов дистанционного обучения.

Ценность урока заключается в том, что ученики решают стандартные математические задачи нестандартным способом – применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель – побуждение интереса, показ необходимости знаний по математике и информатики в реальной жизни.

На уроке ученики покажут владение компьютером, умение работать с пакетом программ Microsoft Office, знания, умения и навыки, полученные на уроках по алгебре.

В результате будет достигнута образовательная цель урока: обобщение знаний по темам: «Функции и графики. Квадратичная функция» "Графер: Построение графиков функций по заданным параметрам"


2.2 Диагностика определения уровня развития мотивации к изучению информатики и математики учащихся

Нами было сформировано две группы учащихся: экспериментальная (обучение с использованием интегрированных уроков) и контрольная (традиционное обучение). В экспериментальную группу входило 10 человек 11 класса, в контрольную – 11 человек МОУ «СОШ №3 п.Советский». Диагностика включала 2 аспекта: личностный и предметный.

Целью личностного аспекта стало определение уровня развития познавательной активности учащихся. Была проведена методика «Образование сложных аналогий» [Сборник психологических тестов, 1992: 217с]. Цель диагностики - исследовать способность к выделению сложных, абстрактных логических отношений. Опираясь на уровень логического мышления, можно определить и уровень познавательной активности.

Учащиеся получили бланки со словами. В правой части бланка были расположены пары слов, связь которых учащиеся должны были сопоставить с одним из образцов, находящихся в левой части бланка. Против каждой пары указаны номера образцов. Каждый правильный ответ учащихся оценивался в два балла.

Анализ результатов позволяет оценить логический строй мышления испытуемых, целенаправленность мышления. Учащиеся, набравшие от 16 до 26 баллов, обладают средним уровнем развития познавательной активности. Учащиеся, получившие менее 16 баллов – низким уровнем. Учащиеся, набравшие от 26 до 32 баллов, характеризуются высоким уровнем развития познавательной активности. Полученные результаты учащихся экспериментальной группы представлены в диаграмме № 6.

Диаграмма № 1.

Уровень развития познавательной активностиучеников экспериментальной группы.

4307203

Никто из учащихся не продемонстрировал высокий уровень развития познавательной активности (26- 32 баллов).

6 учащихся (60 %) имеют средний уровень развития познавательной активности (16-26 баллов). Данные учащиеся обладают гибкостью, самостоятельностью, имеют необходимые предпосылки творческой, инновационной деятельности человека. Они умеют не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их. Пусть не всегда, но таким учащимся удается видеть сильные и слабые стороны высказываний и мнений и те ошибки, которые допущены в них. Но, к сожалению, данные учащиеся не всегда умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения, устанавливать множественные связи между явлениями, строить прогнозы и обосновывать их.

4 ученика (40 %) имеют низкий уровень развития познавательной активности, который характеризуется либо отсутствием, либо очень слабым развитием вышеназванных качеств, учащиеся не умеют тщательно взвешивать все доводы за и против своих гипотез и не подвергают их всесторонней проверке. Они принимают за истину каждое первое, пришедшее им на ум решение мыслительной задачи. Они, как правило, не самокритичны.

Аналогичные результаты показаны и учащимися контрольной группы (рис).

Для изучения критерия результативности управления процессом развития познавательной активности нами был разработан тест.

По данным тестирования 10 % учащихся экспериментальной группы умеют давать определения.

Немало учеников экспериментальной группы умеют сравнивать аналогичные ситуации, думать над решением проблемы. В эту категорию входят 40 % учащихся, 20 % учащихся экспериментальной группы умеют фиксировать логические и жанровые ошибки.

Стремление к изменению своей позиции в учебно-познавательной деятельности, к новым методам решения проблем отличается у 30 % учащихся экспериментальной группы (Диаграмма № 2).

Результаты диагностик подтверждают необходимость развития у данных учащихся познавательной активности в процессе обучения. Давно замечено, что в процессе обучения, как правило, школьники лишь «впитывают» в себя новую информацию, формы же их активности отличаются монотонностью, а источники обучения не отличаются разнообразием. Не развивается активное, заинтересованное, критическое отношение к реальности, что, в свою очередь, ведет к снижению мотивации к обучению.

Второй аспект диагностики учащихся – предметный, целью которого стало определение уровня сформированности навыков и развития умений по теме «Графики и функции». Учащимся двух групп была предложена контрольная работа, состоящая из пяти заданий. Причем задания были как теоретические (2 задания) так и практические (3 задания).

Результаты представлены в таблице

 

"2"

"3"

"4"

"5"

контрольная группа

1

4

5

1

эксперементальная группа

0

3

4

3

Как видно из рисунка, результаты учащихся экспериментальной группы значительно лучше, чем учащихся контрольной группы.

Рисунок. Выполнение контрольной работы учащимися контрольной и экспериментальной групп

Таким образом, можем заключить, что наша гипотеза полностью подтверждена.


Заключение

Эффективность интегрированных уроков математики и информатики достигается при условии, что математика будет осваиваться непосредственно через решение задач с использованием компьютера, причем подбор задач будет осуществляться с учетом уровня знаний и возможностей учащихся, а формой интеграции в области обучения математике и информатике будут задачи проблемно-поискового характера, средства информационных технологий, языки программирования.

Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами и математикой в частности является реальной необходимостью. Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения, а уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины.


Список использованной литературы

  1. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - Л.: ЛГПИ, 1982. – 75 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 382 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство повышения математической компетентности учащихся

Преподавателям общеобразовательных дисциплин в системе СПО нередко бывает сложно привлечь внимаение учащихся к учебному материалу, не связанному с их будущей профессиональной деятельностью. Информацио...

Темы теоретической подготовки классных руководителей в рамках повышения уровня педагогических знаний

Необходимость самообразования –одно из важнейших направлений деятельности педагогического работника. Знание законов, умение применять их на практике, быть подготовленным к вопросам любой сложнос...

Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса

Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала....

ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются следующие способы повышения мотивации на занятиях по иностранному языку у студентов СПО с низким уровнем языковой подготовки: решение ситуационных задач....

Роль конкурсов профессионального мастерства как средство повышения уровня подготовки обучающихся.

Конкурсы профессионального мастерства являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии и повышения ее социального статуса....