МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА
статья

Назар Марина Михайловна

Данная  статья предназначена для преподавателей  СПО с целью представления и популяризации педагогического опыта в области преподавания учебных дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов. Представленный методический материал будет полезен при подготовке к учебным занятиям теоретического и практического характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nazarmm_bak.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Назар Марина Михайловна,

преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин

ГБПОУ КК «БАК»,

ст. Брюховецкая Краснодарский край,

Российская Федерация

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Элементы игровой технологии используются автором при проведении практических занятий по таким дисциплинам, как ОП.09 Аудит, ОП.01 Экономика организации, ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности, и профессиональным модулям  ПМ.05 Организация деятельности кассира, ПМ.02 Управление коллективом исполнителей.

Выбор мною данной технологии для использования в работе обусловлен главной целью урока - обучение и воспитание через игру.

Данная  статья предназначена для преподавателей  СПО с целью представления и популяризации педагогического опыта в области преподавания учебных дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов. Представленный методический материал будет полезен при подготовке к учебным занятиям теоретического и практического характера.

Пример использования данной методики приведу на основе преподавания ПМ.05 Организация деятельности кассира.

Преподаватель за 10-15 минут до начала занятия проверяет работу ноутбука, проектора, экрана, подготавливает календарно-тематический план, план часового занятия, проверяет наличие на столах инструкционно-технологических карт, бланков документов, игрового материала, счетной техники.

По звонку после проведения переклички сообщает тему занятия, цель, приобретаемые умения и навыки, сообщает обучающимся систему оценки знаний.

Следующий этап занятия (вводный инструктаж) преподаватель начинает с проведения инструктажа по технике безопасности, напоминает ребятам особенности правил поведения, которые нужно соблюдать при работе в аудиториях с наличием электронной техники:

  • не допускается работать в верхней одежде и грязной обуви,
  • сумки и одежда не должны лежать на столе,
  • во время работы недопустимо принимать пищу и пить воду,
  • нельзя трогать розетки, разъемы и другие электрические устройства,
  • нельзя ходить по аудитории без разрешения преподавателя, громко разговаривать,
  • работа в группах предусматривает уважительное отношение к коллегам, нельзя мешать коллегам работать.

Далее переходит к проведению актуализации опорных знаний при допуске к работе, который проводится в форме фронтального опроса по изучаемой теме. Обучающимся предлагается ответить на 5 вопросов, указанных в инструкционно-технологической карте в качестве контрольных вопросов при допуске к работе.

Далее преподаватель обращает внимание студентов на взаимосвязь дисциплин, указывает на межпредметные связи, акцентирует внимание студентов на том, что успешное освоение, например, МДК 05.01 невозможно без овладения крепкими знаниями по бухгалтерскому учету.

После актуализации опорных знаний преподаватель предлагает студентам предположить, что они являются сотрудниками какого-либо предприятия и предлагает конкретную производственную ситуацию, которая может произойти в условиях предприятия при осуществлении ими производственной деятельности.

Например: рабочий день подошел к концу и сотрудникам бухгалтерии предстоит «закрыть кассу»: подсчитать фактическое наличие денежных средств в кассе, сравнить его с лимитом остатка денежных средств, продумать и обосновать плановый остаток денег на следующий рабочий день, а оставшиеся деньги сдать в банк на расчетный счет. После этого подготовить купюры для передачи в банк, заполнить объявление на взнос наличными, оформить операцию по передаче денежных средств в расходном кассовом ордере и кассовой книге.

Студентам предлагается ознакомиться с ходом выполнения работы, описанным в инструкционно-технологической карте.

Для успешного выполнения задания можно распределить роли: выбрать главного бухгалтера предприятия, который будет контролировать процесс и заполнять реквизиты оформляемых документов; кассира, который будет вести непосредственный подсчет денежных средств и оформление кассовой книги; бухгалтера по учету денежных средств, который будет заполнять расходный кассовый ордер и руководителя, который будет представлять результаты работы каждого предприятия и т.п.

Методы групповой работы основываются на активности каждого участника образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения, осуществлять выбор, а также на рассмотрении различных точек зрения и свободном их обсуждении. При групповой работе реализуются основные принципы коллективного обучения:

1) индивидуальная ответственность;

2) позитивная взаимозависимость;

3)стимулирование успеха друг друга.

Групповой метод позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать и оценивать товарищей и себя; обеспечивает высокое качество знаний по предмету, многократное повторение изучаемого материала, обучение друг друга. Основное преимущество группового метода в том, что студент учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение и дискуссия оживляют поисковую активность студентов.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения обучающихся разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Далее следует этап самостоятельной работы обучающихся, а также ведения преподавателем индивидуального консультирования и контроля за ходом работы.

Выбор данной технологии на этапе самостоятельной работы обусловлен главной целью урока - обучение и воспитание через игру: развить деятельность в ситуациях, направленных на усвоение определенных знаний и определенного опыта, формирующих навыки и соответствующее поведение. Применение игровой технологии позволяет расширить предметный кругозор, развить умение применять знания в практической деятельности, развить сотрудничество, общительность, умение сопоставлять, находить оптимальные решения.

В это время эксперты следят  за ходом работы, заполняют оценочную ведомость, проставляя баллы за каждый критерий.

Завершается этот этап практического занятия проведением физической минутки. Звучит  приятная музыка и обучающиеся под руководством своего коллеги выполняют несложные упражнения для глаз и тела.

На этапе заключительного инструктажа эксперты объявляют полученные оценки и анализируют выполнение работы каждой группой. Представителям от  каждого предприятия  предлагается по очереди выступить с защитой работ своих групп, обосновать выбранные  варианты завершения рабочего дня кассира, сформулировать выводы о состоянии учета кассовых операций на предприятии  и высказать предложения по улучшению ситуации. В свою очередь, сотрудникам других предприятий рекомендуется участвовать в обсуждении, назвать недочеты своих коллег, предложить свои варианты.

Также преподаватель предлагает ответить на контрольные вопросы при защите работы, обозначенные в инструкционно-технологической карте, что позволит командам набрать дополнительные баллы.

Преподаватель подводит итоги урока,         акцентирует внимание на недочетах и преимуществах каждой группы. Сообщает о достижении цели урока, о приобретенных умениях и навыках, объявляет оценки и переносит их в журнал.

                После подведения итогов урока и выставления оценок преподаватель сообщает, на каких страницах учебника освещается изучаемый материал. Обращает внимание на особенности изложения материала. Проводит выдачу домашнего задания.

        Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный.

В заключение преподаватель интересуется мнением студентов о проведенном занятии, достигнуты ли цели урока по их мнению. Студентам предлагается ответить на поставленный вопрос путем нанесения смайлика на отрывной лист: улыбающийся смайлик будет свидетельствовать о том, что цель занятия достигнута и обучающийся сможет проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы  в условиях практической деятельности. Огорченный смайлик будет сигнализировать о недоработках преподавателя и студента, о пробелах в знаниях и сомнении студента в своих силах. Смайлики предлагается оставить на своих столах.

        Апробация игровой технологии при преподавании учебных дисциплин и профессиональных модулей экономического цикла способствует повышению результативности уроков и достижению следующих показателей качества обучения:

  1. по ОП.09 Аудит - 94%;
  2. по ПМ.05 Организация деятельности кассира – 96%;
  3. по ОП.01 Экономика организации – 78%;
  4. по ПМ.02 Управление коллективом исполнителей – 66%;
  5. по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности – 68%.

За счет значительной степени внедрения игровой технологии в процесс обучения в сочетании с другими современными образовательными технологиями (ИКТ, технологией проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления и др.) как при проведении комбинированных уроков, так и при проведении практических занятий автор работы достигла высоких показателей результативности обучения. Степень внедрения данной технологии составляет:

  1. по ОП.09 Аудит - 50% практических занятий и 30% комбинированных уроков;
  2. по ПМ.05 Организация деятельности кассира – 100% учебного материала;
  3. по ОП.01 Экономика организации – 20% практических занятий и 15% комбинированных уроков;
  4. по ПМ.02 Управление коллективом исполнителей – 40% практических занятий и 50% комбинированных уроков;
  5. по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности – 50% практических занятий и 10% комбинированных уроков.

©Назар М.М.-2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс технологии в преподавании отдельных дисциплин

Статья опубликована в сборнике научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции «Наука и образование в современном обществе: вектор развития», часть IV, Москава, 3 ап...

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

"Нетрадиционные методы обучения в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей"

Педагогическая разработка преподавателя  ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж»  Буровой М.А.  «Нетрадиционные  методы  обучения   в преподавании  общепро...

План урока с применением игровых технологий

Применение игровых технологий  на занятиях   дает возможность  в  непринужденной, свободной обстановке решать сложные  и  нестандартные задачи.  А это создает в...