"Нетрадиционные методы обучения в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей"
методическая разработка по теме

Бурова Марина Анатольевна

Педагогическая разработка преподавателя  ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж»  Буровой М.А.  «Нетрадиционные  методы  обучения   в преподавании  общепрофессиональных  дисциплин и профессиональных модулей» посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессионального образования  -  мотивации  обучения и   повышения уровня  знаний, умений и компетентности.

В работе рассмотрены традиционные методы  изучения профессиональных дисциплин, такие как анализ производственных ситуаций, решение  ситуационных производственных задач, деловые игры, имитация деятельности на тренажере,  предлагаемые в изданных методических  пособиях.  Отмечаются их  достоинства и возможности применения.

Автор  предлагает разработки своих уроков различных типов и видов – практическое занятие, урок изучения нового материала, урок закрепления и обобщения. Представленные уроки объединены  активным методом обучения, таким как игра (игровая симуляция).  Цель -  определить влияние игровых методов  в преподавании общепрофессиональных  дисциплин и профессиональных модулей  химико-технологического профиля  на  мотивационную составляющую и  качество обучения.

На основании анализа результатов проведения  игровых методов обучения, представленных графически, а также привлечения сведений из различных информационных источников  устанавливается, что соединение информационных технологий и игрофикации позволяет достичь того, что нельзя добиться традиционными  методами  и средствами обучения:                          -подчинить процесс обучения преподавательскому управлению; -обеспечить активное участие в учебном процессе студентов с различным уровнем подготовки; -эффективно контролировать усвоение студентами учебного материала. Игровые формы, особенно коллективные, целесообразны для  отработки  функционального состояния глубокой релаксации – наиболее благоприятного фона  интенсивного обучения, что способствует позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.

Педагогическая разработка будет полезна  специалистам в области  профессионального  образования, особенно преподавателям, работающим с обучающимися  по укрупненной группе специальностей «Химические  технологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_razrabotka.docx1.45 МБ
Файл plan_samoobrazovaniya_.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                            План самообразования

      аттестующийся  преподаватель Бурова М.А.

Тема: «Внедрение практикоориентированных технологий обучения  в

             рамках реализации ФГОС »

Работа над темой начата в 2012 году.

Сроки реализации: 2012 – 2016 г.г.   

Цели:

1.  Внедрение практикоориентированных технологий обучения в связи с реализацией ФГОС. 

2. Повышение качества преподавания учебных дисциплин «Теоретические основы химической технологии », «Охрана труда и техника безопасности»,  профессиональных модулей ПМ. 01. «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования»  для специальности 240113 Химическая технология органических веществ,

 а также эффективности воспитательного процесса в группе.

3. Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности преподавателя.

Задачи:

- изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения и воспитания;

- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

- обеспечение высокого методического уровня проведения  занятий;

- повышение успеваемости студентов (общей и качественной);

- развитие экспериментальной деятельности преподавателя;

- формирование у студентов навыков исследовательской деятельности;

- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов;

- транслирование  педагогического опыта.


Актуальность темы:

Главной задачей, стоящей  перед преподавателями профессиональных образовательных учреждений является подготовка конкурентоспособных специалистов, владеющих умениями принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях.  

Активное использование  практикоориентированных технологий  обучения в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей способствует формированию и освоению общих и профессиональных компетенций.  

Современные требования,  предъявляемые к организации учебной деятельности предполагают развитие у учащихся  самоконтроля, самоанализа и самооценки. Использование практикоориентированных технологий позволяет преподавателю максимально приблизить учебную ситуацию к реальной производственной, ускорить поиск наиболее эффективного решения.

 

Перечень вопросов по самообразованию

1.Овладение новыми педагогическими технологиями.

2.Внедрение  ФГОС в образовательный процесс.

3. Исследовательская деятельность студентов.

4. Самоанализ и оценка педагогической деятельности.

5. Изучение педагогического опыта других преподавателей.

8. Анализ  потребностей и способностей  каждого учащегося, учитывая его индивидуальные особенности и заинтересованность предметом.

9. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно –воспитательного процесса.

10. Экспериментальная деятельность педагога.

11. Транслирование педагогического опыта.

12. Работа над методической проблемой: "Внедрение практикоориентированных технологий обучения в рамках реализации ФГОС ". 

Формы самообразования:

Групповые:

- курсы повышения квалификации (в 2013 году, 2016 году);

- участие в работе предметно-цикловой комиссии химической технологии , методических объединений: «Школа повышения педагогического мастерства», «Школа начинающего преподавателя», «Семинар руководителей групп».

 Индивидуальные:

- изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения и воспитания   -  информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных технологий; метода проекта, групповых методов, презентативных и других .

- обучение с применением компьютерных технологий, мультимедийных презентаций по различным темам.

-использование в учебном процессе электронных тестов для проверки знаний обучающихся;

- изучение нормативно-правовых документов, связанных с проблемами реализации ФГОС;

- изучение  педагогических периодических изданий  «Специалист», «Классный руководитель», «Народное образование», «Профессиональное образование в РТ», «Среднее профессиональное образование»;

- изучение методической, педагогической и предметной литературы;

- углубление знаний в области классической и современной психологии и педагогики;                                                            

- изучение в Интернете информации по преподаваемым дисциплинам,  педагогике, психологии (сайты:   www.mediaterra.ru,  www.rus.1september,   www.uroki.netwww.festival.1september.ru и др.);

- прохождение тестирования по химии в 2016 году;

- посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий коллег;

- проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с последующим анализом со  стороны коллег;

- внеклассная деятельность по преподаваемым дисциплинам;

- обмен опытом с коллегами, в том числе и в  Интернете (например, на сайтах www.pedsovet.ruwww.openclass.ruwww.websib.ru);

- создание личного сайта для оказания информационной помощи студентам, а также для обмена опытом с коллегами;

- посещение музеев, театров, концертов  для повышения общей и профессиональной культуры;

  -  периодический самоанализ профессиональной деятельности

             

                    Этапы и содержание работы по теме самообразования

Этап

Содержание работы

Сроки

Форма отчетности

Этап 1. Диагностический

1. Изучение нормативно-правовых документов, связанных с проблемами реализации ФГОС

1) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (по всем специальностям колледжа).

2) Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г., №1662-р. Постановления Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г., №751, «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.» от 7 февраля 2011 г., № 61.

3) Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г., №1662-р. Постановления Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г., №751, «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.» от 7 февраля 2011 г., № 61.

4) Приказ «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» от 16 августа 2013 г. № 968.

2012-2013 г.г.

Доклады на заседаниях предметной (цикловой) комиссии химической технологии

Свидетельство

Отчет  на заседании предметной (цикловой) комиссии экономических дисциплин

2. Изучение периодических изданий «Специалист», «Среднее профессиональное образование», «Классный руководитель», «Народное образование», «Профессиональное образование в РТ».

2012-2016 г.г.

3. Курсы повышения квалификации  по теме «Психолого-педагогические основы организации УВП в учреждениях СПО в условиях внедрения ФГОС третьего поколения» в ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

- по программе «Обновление содержания и методики преподавания общепрофессиональных дисциплин в условиях модернизации профессионального образования», г.Казань, ФГБОУ ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации  специалистов начального профессионального образования» 

2013 г.

2016г

Этап 2. Прогностический

1. Определение целей и задач темы.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов

2012 г.

Этап 3.

Практический

1.Формирование методического

комплекса.

1)Разработка учебно-методической документации, методических пособий (по ФГОС III).

1)Программная документация по профессиональным   модулям    ПМ  ОЧ. 01 Эксплуатация технологического оборудования, ПМ ОЧ.02 Ведение технологического процесса на установках высшей категории и обеспечение синхронности работы всех технологических блоков,   дисциплине «Общая химическая технология»,)    для  реализации Всероссийского эксперимента по направлению подготовки выпускников по специальности 240134 «Переработка нефти и газа», квалификация: специалист по переработке нефти и газа, образовательный уровень СПО: углубленная подготовка (прикладной бакалавриат).

2)Создание фондов оценочных  средств по определению уровня освоения общих и профессиональных компетенций (2009-2014г.г.), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» июля 2010 г. № 793;

2) Рабочие программы

 по дисциплинам  «Теоретические основы химической технологии», «Охрана труда и техника безопасности», модуля ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования»,   программ учебных практик УП 01 по ПМ 01  для специальностей

240113 «Химическая технология органических веществ»,

240134 «Переработка нефти и газа»; 

3) КТП  дисциплин «Теоретические основы химической технологии», «Охрана труда и техника безопасности», модуля ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования»,  рабочих планов учебных практик УП 01 по ПМ 01для специальностей

240113 «Химическая технология органических веществ»,

240134 «Переработка нефти и газа»;

4)  Комплекты контрольно-оценочных средств по дисциплинам  «Теоретические основы химической технологии»,  «Охрана труда и техника безопасности»,

профессионального  модуля

ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования» для специальностей

240113 «Химическая технология органических веществ»,

240134 «Переработка нефти и газа»;

5) Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по  дисциплинам «Теоретические основы химической технологии»,  «Охрана труда и техника безопасности», профессионального  модуля

ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования» для специальностей

240113 «Химическая технология органических веществ»,

240134 «Переработка нефти и газа»;

6) Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий по  дисциплинам «Теоретические основы химической технологии»,  «Охрана труда и техника безопасности», профессионального  модуля

ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования» для специальностей

240113 «Химическая технология органических веществ»,

240134 «Переработка нефти и газа»;

2012-2014 г.г.

Учебно - методическая документация рассматривается на заседаниях предметной (цикловой) комиссии экономических дисциплин, утверждается заместителем директора по УМР

2)  Разработка  уроков в соответствии с требованиями ФГОС III поколения (с применением информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных технологий; метода проекта, групповых методов, презентативных, исследовательских и других методик, электронных учебников, электронных тестов для проверки знаний обучающихся).

3)Создание дидактических материалов для проведения занятий по дисциплинам «Теоретические основы химической технологии»,  «Охрана труда и техника безопасности», профессионального  модуля ПМ 01 «Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования», учебных практик УП 01 по ПМ 01,

в том числе компьютерных презентаций, тестов.

 2. Проведение открытых занятий, мероприятий (с применением информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных технологий; метода проекта, групповых методов,  презентативных, исследовательских и других методик, электронных тестов для проверки знаний обучающихся)

3. Организация исследовательской деятельности студентов (формирование у студентов навыков исследовательской деятельности).

 4.Участие в конкурсах педагогического мастерства, конференциях, семинарах, конкурсах методических разработок :

2013г

1)Участие в Всероссийском конкурсе  «Лучшая методическая разработка 2013 года»

2014г

2) Участие в смотре-конкурсе научно-методической документации преподавателей ГБОУ СПО ННК

3) Участие в смотре- конкурсе кабинетов ГБОУ СПО ННК

2015 г.

4)Участие во Всероссийском  конкурсе «Лучшая учебно-методическая разработка»

5)Участие в Конкурсе методических разработок по учебной и внеучебной деятельности профессиональных образовательных организаций

5. Подготовка студентов к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

1)Участие в подготовке  студентов к   Республиканским конкурсам профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии Аппаратчик»

2) участие в подготовке   студентов к Межрегиональным  конкурсам «Лучший по профессии «Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ»

6. Участие в работе экспертных комиссий, экспертных советов, жюри олимпиад и конкурсов.

 7.  Создание личного сайта для оказания информационной помощи студентам, а также для обмена опытом с коллегами.

2012-2016г.г.

Дипломы, сертификаты, благодарственные письма

2. Внедрение опыта работы.

1)  Выступления на  заседаниях предметно-цикловой комиссии , методических объединений «Школа повышения педагогического мастерства», «Школа начинающего преподавателя», «Семинар руководителей групп», педагогического совета.

 2) Организация муниципальных олимпиад  (совместно с другими  преподавателями колледжа).

3)Публикация результатов педагогической деятельности

3. Корректировка работы

Сертификаты, благодарственные письма.  Доклады на заседаниях предметно-цикловой комиссии  химической технологии, заседаниях методических объединений «Школа повышения педагогического мастерства», «Школа начинающего преподавателя», «Семинар руководителей групп», педагогического совета колледжа.

Этап 4

Обобщающий

1. Обмен опытом  на  заседаниях предметно-цикловой комиссии химической технологии, методических объединений «Школа повышения педагогического мастерства», «Школа начинающего преподавателя», «Семинар руководителей групп», педагогического совета колледжа, в Интернет-сообществах.
2.Участие и результативность  в  конкурсах (для преподавателей и студентов).

3.Подведение итогов.

4.Оформление результатов работы.

2015-2016 г.г.

Грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма

Этап 5

Внедренческий

1. Распространение опыта работы: выступления на муниципальных и республиканских семинарах, конференциях, заседаниях предметно-цикловой комиссии химической технологии , заседаниях методических объединений «Школа повышения педагогического мастерства», «Школа начинающего преподавателя», «Семинар руководителей групп», педагогического совета колледжа, в Интернет-сообществах.

2. Внедрение материалов экспериментальной и инновационной деятельности в практику: учебно-воспитательный процесс в Нижнекамском нефтехимическом колледже и других учебных заведениях.

3. Консультативная помощь преподавателям и студентам.

 

2015-2016 г.г.

Сертификаты, благодарственные письма, дипломы, справки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы обучения в физическом воспитании студентов

Нетрадиционные методы обучения в физическом воспитании студентов  Одна из главных ценностей человеческой жизни - здоровье. Искусству быть здоровым, также как и искусству живописи, музык...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"

"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...

Доклад для методического совета колледжа на тему: Формирование в рамках ФГОС фондов оценочных средств по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям.

ФГОС СПО формулируют приоритеты подготовки специалиста, усиливая ориентацию на конечные результаты, в частности на формирование профессиональных и общих компетенций, необходимых для будущей трудовой д...

Интерактивные методы обучения в преподавании экономических дисциплин

Изучение экономических  дисциплиннаправлено на получение обучающимися теоретических основ.Инновационный путь развития экономики  требует коренной перестройки не только процесса промышл...

Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования

В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изл...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Данная  статья предназначена для преподавателей  СПО с целью представления и популяризации педагогического опыта в области преподавания учебных дисциплин общепрофессионального и профессионал...

Доклад - презентация «Проблемные методы обучения при проведении практических занятий по профессиональным модулям»

Выступление на заседании «Школы педагогического мастерства» 24.02.2021.Тема выступления: ««Проблемные методы обучения при проведении практических занятий по профессиональным мо...