Нетрадиционные методы обучения в физическом воспитании студентов
статья на тему

Нетрадиционные методы обучения в физическом воспитании студентов 

 

Одна из главных ценностей человеческой жизни - здоровье. Искусству быть здоровым, также как и искусству живописи, музыки, танца, нужно учить.

Эта задача может быть решена как традиционными, так и нетрадиционными методами физического воспитания.

Традиционные формы и методы обучения, безусловно, имеют свои определенные достоинства. Во-первых, это система форм, методов и приемов обучения, которая сформирована на основе внутренних традиций, идущих от культуры народа, от его менталитета. Во-вторых, это система отработанных, устоявшихся форм, методов и приемов обучения, которая повсеместно признаны и широко используются в физическом воспитании.

На мой взгляд, сегодня недостаточно использовать только традиционные формы и методы физической культуры.

Одним  из  наиболее  эффективных нетрадиционных методов является система упражнений Хатха-йоги, которая накопила огромный опыт совершенствования физических возможностей человека, поддержания его здоровья, профилактики и лечения многих заболеваний.

В  соответствии с различными задачами имеются и определенные различия в методике проведения занятий по физическому воспитанию студентов в системе Хатха-йоги.

Особенности методики по системе Хатха-йоги проявляются уже во время разминки. Подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе достигается в основном с помощью танцевальных упражнений и ритмической гимнастики.

Система Хатха-йоги включает в себя множество асан (положений, поз тела) и различных дыхательных упражнений, часто не только необычных для учащихся, но и достаточно сложных для выполнения. Хотя, с одной стороны, определенная «экзотичность» делает их более интересными, но для привития уверенности и возможности овладеть ими требуется  большая психологическая подготовка, чем в занятиях с традиционными методами системы физического воспитания. Поэтому перед занятиями и регулярно в процессе занятий Хатха-йогой проводятся психологические тесты, позволяющие учащимся не только лучше уяснить проблему своего здоровья, но и подготовиться к выполнению предлагаемых упражнений.

При выполнении асан студенты получают максимально полную информацию о терапевтическом воздействии этого упражнения.

Асаны выполняются каждым учащимся индивидуально, и переход от простых упражнений к более сложным происходит исходя из возможности организма и умения каждого учащегося группы. Особое внимание уделяется многофункциональным асанам, так как они не только включают элементы художественной гимнастики, оказывающие благотворное влияние на функциональную систему организма, но и способствуют укреплению позвоночника, развитию вестибулярного аппарата и эластичности мышц. Асаны, несмотря на их статический характер, требуют значительного расхода энергии. Поэтому после любой сложной асаны необходимо расслабление, без чего она не даст нужного эффекта.

Выполнение дыхательных упражнений требует, прежде всего, овладения основами правильного дыхания по системе Хатха-йоги, и только после этого возможно использование сложных дыхательных упражнений. Обязательным элементом заключительной части занятий является аутотренинг, состоящий из специальных упражнений и психотерапевтических приемов, которые способствуют достижению произвольной мышечной релаксации, регуляции эмоционально-волевой сферы.

Несомненно, традиционные методы обучения являются основной базой физического воспитания человека, но использование только традиционных элементов и полное отрицание нетрадиционных приводит к застою, к окостенению, отсутствию прогресса, развития, а упор только на нетрадиционные методы означает отрыв от собственной культуры, от его психологической       базы.

Таким образом, необходимо применение традиционных и нетрадиционных систем физического воспитания, сочетание которых способно привести к наиболее высоким, спортивным и оздоровительным результатам.

Информационные источники

1.                Бойко В. С. Йога. Искусство коммуникации. - 4-е издание, исправленное и дополненное. — Издательство: Деком, 2011 г. 508 с.

2.                Волкова Л.М., Евсеев В.В., Половников П.В. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования. Монография./Под ред. Д.Н.Давиденко и Л.М.Волковой. – 2-е изд. – СПб.: СПб ГПУ, 2013. – 153 с.

3.                Ишмухаметов М.Г.   Йога в физической культуре и спорте. / Ишмухаметов М.Г. // Учебное пособие. Пермь, ПГПУ, 2012. – 145 с.

4.                Ишмухаметов М.Г. Йога в физической культуре и спорте. / Ишмухаметов М.Г. // Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. Пермь, 2013. – 160 с. 

5.                Румба О.Г., Горелов А.А., Богоева М.Д. Дыхательные упражнения в оздоровительных занятиях со студентами (монография). - LAMBERT Academic Publishing. – Germany, 2013. – 215 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_fevral_ognev_v.v.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Огнев Виктор  Васильевич, преподаватель

 физической культуры ГОУ СПО «КПТТ»

Нетрадиционные методы обучения

в физическом воспитании студентов  

Одна из главных ценностей человеческой жизни - здоровье. Искусству быть здоровым, также как и искусству живописи, музыки, танца, нужно учить.

Эта задача может быть решена как традиционными, так и нетрадиционными методами физического воспитания.

Традиционные формы и методы обучения, безусловно, имеют свои определенные достоинства. Во-первых, это система форм, методов и приемов обучения, которая сформирована на основе внутренних традиций, идущих от культуры народа, от его менталитета. Во-вторых, это система отработанных, устоявшихся форм, методов и приемов обучения, которая повсеместно признаны и широко используются в физическом воспитании.

На мой взгляд, сегодня недостаточно использовать только традиционные формы и методы физической культуры.

Одним  из  наиболее  эффективных нетрадиционных методов является система упражнений Хатха-йоги, которая накопила огромный опыт совершенствования физических возможностей человека, поддержания его здоровья, профилактики и лечения многих заболеваний.

В  соответствии с различными задачами имеются и определенные различия в методике проведения занятий по физическому воспитанию студентов в системе Хатха-йоги.

Особенности методики по системе Хатха-йоги проявляются уже во время разминки. Подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе достигается в основном с помощью танцевальных упражнений и ритмической гимнастики.

Система Хатха-йоги включает в себя множество асан (положений, поз тела) и различных дыхательных упражнений, часто не только необычных для учащихся, но и достаточно сложных для выполнения. Хотя, с одной стороны, определенная «экзотичность» делает их более интересными, но для привития уверенности и возможности овладеть ими требуется  большая психологическая подготовка, чем в занятиях с традиционными методами системы физического воспитания. Поэтому перед занятиями и регулярно в процессе занятий Хатха-йогой проводятся психологические тесты, позволяющие учащимся не только лучше уяснить проблему своего здоровья, но и подготовиться к выполнению предлагаемых упражнений.

При выполнении асан студенты получают максимально полную информацию о терапевтическом воздействии этого упражнения.

Асаны выполняются каждым учащимся индивидуально, и переход от простых упражнений к более сложным происходит исходя из возможности организма и умения каждого учащегося группы. Особое внимание уделяется многофункциональным асанам, так как они не только включают элементы художественной гимнастики, оказывающие благотворное влияние на функциональную систему организма, но и способствуют укреплению позвоночника, развитию вестибулярного аппарата и эластичности мышц. Асаны, несмотря на их статический характер, требуют значительного расхода энергии. Поэтому после любой сложной асаны необходимо расслабление, без чего она не даст нужного эффекта.

Выполнение дыхательных упражнений требует, прежде всего, овладения основами правильного дыхания по системе Хатха-йоги, и только после этого возможно использование сложных дыхательных упражнений. Обязательным элементом заключительной части занятий является аутотренинг, состоящий из специальных упражнений и психотерапевтических приемов, которые способствуют достижению произвольной мышечной релаксации, регуляции эмоционально-волевой сферы.

Несомненно, традиционные методы обучения являются основной базой физического воспитания человека, но использование только традиционных элементов и полное отрицание нетрадиционных приводит к застою, к окостенению, отсутствию прогресса, развития, а упор только на нетрадиционные методы означает отрыв от собственной культуры, от его психологической       базы.

Таким образом, необходимо применение традиционных и нетрадиционных систем физического воспитания, сочетание которых способно привести к наиболее высоким, спортивным и оздоровительным результатам.

Информационные источники

  1. Бойко В. С. Йога. Искусство коммуникации. - 4-е издание, исправленное и дополненное. — Издательство: Деком, 2011 г. 508 с.
  2. Волкова Л.М., Евсеев В.В., Половников П.В. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования. Монография./Под ред. Д.Н.Давиденко и Л.М.Волковой. – 2-е изд. – СПб.: СПб ГПУ, 2013. – 153 с.
  3. Ишмухаметов М.Г.   Йога в физической культуре и спорте. / Ишмухаметов М.Г. // Учебное пособие. Пермь, ПГПУ, 2012. – 145 с.
  4. Ишмухаметов М.Г. Йога в физической культуре и спорте. / Ишмухаметов М.Г. // Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. Пермь, 2013. – 160 с. 
  5. Румба О.Г., Горелов А.А., Богоева М.Д. Дыхательные упражнения в оздоровительных занятиях со студентами (монография). - LAMBERT Academic Publishing. – Germany, 2013. – 215 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"

"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...

"Нетрадиционные методы обучения в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей"

Педагогическая разработка преподавателя  ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж»  Буровой М.А.  «Нетрадиционные  методы  обучения   в преподавании  общепро...

ДОКЛАД «РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

Успех обучения и воспитания студентов ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»» в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, и...

Доклад на тему: «Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении»

Главная цель работы преподавателей физкультуры – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже. Для этого необходимо:-...

КРОССФИТ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ.

Кроссфит – это круговая тренировка, включающая в себя чередующие интенсивные силовые и функциональные упражнения. Данная форма проведения урока способна пробудить интерес студентов к занятиям фи...

Игровые методы адаптивного физического воспитания для детей младшего школьного возраста

Статья посвящается влиянию игровых методов адаптивного физического воспитания для детй младшего школьного возраста...

Индивидуальный учебный проект НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Оглавление Введение………………………………………………………&h...