Индивидуальный учебный проект НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
проект

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………

3

Раздел 1. Теоретические основы содержания классических и нетрадиционных форм обучения и воспитания………………………...

5

1.1. Формы обучения и воспитания…………………………………..

5

1.2. Нетрадиционные формы обучения и воспитания………………

8

1.3. Нетрадиционные формы обучения: технологические карты уроков………………………………………………………………………….

11

Заключение…………………………………………………………...

13

Список использованных источников и литературы….………...

14

 

Введение

 

Урок – основная форма проведения обучения в современной школе. Он позволяет четко организовать время, деятельность учащихся и деятельность учителя.

В педагогике существуют формы обучения и воспитания, которые позволяют организовать образовательный процесс, формирующий всестороннее развитие школьника. Многообразие форм и средств делают образование разнообразным и познавательным, обеспечивая все необходимое для того, чтобы любой ребенок чувствовал себя комфортно.

В настоящее время традиционные формы обучения и воспитания начинают терять свою актуальность в связи с тем, что общество постоянно развивается, появляются новые технологии, подрастающее поколения интересуются другим, у них другие интересы, поэтому педагогический процесс не должен стоять на месте.

По этой причине появляются нетрадиционные (нестандартные) формы обучения и воспитания, которые способны заинтересовать ребенка и вовлечь его в процесс обучения.

В таком случае, перед педагогом появляется вопрос, какие формы лучше использовать в своей рабочей практике, в чем отличие стандартных форм обучения и воспитания от нетрадиционных (нестандартных), как правильно построить нетрадиционный урок, учитывая все особенности.

Таким образом, тема работы «Нетрадиционные формы обучения и воспитания» актуальна в наши дни и заслуживает дальнейшего исследования.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания школьников посредством использования нетрадиционных форм.

Предмет исследования: нетрадиционные формы, как средство обучения и воспитания

Цель: изучение нестандартных форм обучения и воспитания, отличие их структуры от традиционных.

Задачи:

1.      На основе анализа педагогической литературы изучить формы обучения и воспитания, выявить их особенности;

2.      На основе анализа педагогической литературы изучить нетрадиционные формы обучения и воспитания, выявить их особенности;

3.      Выявить отличие структуры нетрадиционных форм обучения и воспитания;

4.      Составить разработку с технологическими картами нетрадиционного урока.

 

 

Раздел 1. Теоретические основы содержания классических и нетрадиционных форм обучения и воспитания

 

1.1.  Формы обучения и воспитания

 

В педагогике существует множество различных форм обучения и воспитания, которые помогают педагогу организовать образовательный процесс и сделать его понятным и занимательным для каждого учащегося.

Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную система. Разные формы обучения можно совмещать между собой, что делает урок более насыщенным и разнообразным, позволяет наиболее понятно донести тему до учащихся.

Существует несколько классификаций форм обучения:

  1. По количеству обучающихся (индивидуальные, парные, групповые);
  2. По времени и месту обучения (фронтальные, коллективные; аудиторные и внеаудиторные);
  3. По порядку осуществления обучения

Формы организации обучения также классифицировали и определенные люди:

  1. По дидактическим целям (теоретические, практические, трудовые, комбинированные) – В.А. Онищук [4];
  2. По доминирующей цели обучения (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий) – В.И. Андреев [3].
  3. По А.В. Хуторскому: индивидуальные занятие, коллективно-групповые, индивидуально-коллективные [14];

И многие другие.

Наибольшее распространение в нашей стране получила классно-урочная форма обучения. Воплотило ее в жизнь Я.А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

  1. Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
  2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
  3. Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
  4. Каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
  5. Постоянное чередование уроков (расписание);
  6. Руководящая роль учителя (педагогическое управление);
  7. Применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один Учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых - опора (ориентация) на среднего ученика отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Все эти формы не только обучают, но и воспитывают личность. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике.

Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. Содержание воспитательного процесса, как нам уже известно, составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности - духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Обобщая всё вышесказанное, хотелось бы отметить, что правильный выбор формы обучения позволит не только сформировать образованную личность, но и воспитать необходимые качества у школьника. Несмотря на это, современная педагогика предлагает множество новых форм, которые способны сделать процесс обучения и воспитания современным, интерактивным и занимательным.

 

 

1.2. Нетрадиционные формы обучения и воспитания

 

Нестандартные уроки – это форма проведения урока, которая появилась в нашей стране относительно недавно, примерно в 70-80 годах XX века, когда остро стало проявляться снижение познавательных интересов младших школьников к обучению [13]. С того момента было опубликовано множество статей и исследований, посвященных данной проблеме. С появлением ИКТ-технологий педагоги все чаще стали обращаться к нестандартным формам проведения, так как они вносят жизнь в любой процесс обучения.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу [7], [8], [9], можно сделать вывод о том, что единого понятия «нестандартный урок» так и не существует. Помимо этого, необходимо также упомянуть о том, что имея ввиду «нестандартный урок» в литературе часто используют термины «нетрадиционные уроки», «уроки нетрадиционных технологий», «нетрадиционные типы уроков», «нетрадиционные формы уроков». По этой причине, мы бы хотели рассмотреть некоторые из них и самостоятельно сформулировать общее определение данного понятия.

Одним из первых термин «нестандартный урок» ввел И.П. Подласый. По его мнению, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» [11, с.503].

По определению Л.В. Жаровой «нетрадиционные уроки — это уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков» [5].

Т.И. Тимошенко пишет, что факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как педагогическое явление, научно его обосновывать и путем просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству.

Таким образом, можно сделать вывод, что нестандартный урок – это такой урок, который имеет структура, отличную от стандартной и который направлен на проявление творческих способностей учителя и учащихся.

Нестандартные уроки уникальны по своей сути. Это та форма занятия, которая позволяет проявить свою сущность каждому учащемуся и самореализовываться в процессе обучения. Такая форма деятельности дает учащемуся возможность увлечься темой, погрузиться в нее. Нестандартный урок помогает улучшить образовательный процесс.

Особенностью таких уроков можно считать, что при его использовании учащиеся реже испытывают тревожность, чем на традиционных уроках, а также оказывается положительное влияние на желание к обучению. Помимо возрастания познавательного интереса к учению уроки формируют такие качества младших школьников, которые помогают не только в образовательном процессе, но и в обыденной жизни.

На данный момент в литературе выделяется несколько классификаций нестандартных уроков. В нашей работе, мы решили рассмотреть самую распространенную и широко используемую. Классификация по И.П. Подласому:

Автор выделяет 36 видов нестандартных уроков, например, уроки-«погружения», уроки - деловые игры, уроки - пресс- конференции, уроки- соревнования, уроки КВН, театрализованные уроки, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки- аукционы, уроки-экскурсии, уроки-игры и так далее (далее – и т.д.) [10].

Самыми популярными востребованными считаются уроки-путешествия. Они характеризуются тем, что педагог с учащимися может отправиться и путешествовать, где угодно. На таких уроках развивается воображение детей, а применяемые учителем методы и приемы способствуют этому. Такая форма урока проста в своем использовании и понятна, доступна для учащихся. Пример: «В гости к существительному», «За тридевять земель», «В страну сказок» и др.

Не менее популярной формой является урок-игра. Такой урок будет очень привлекательным для детей. Это именно тот способ организации учебного процесса, который сделает его веселым. На таких занятиях педагогу стоит дополнительно предусмотреть, как контролировать дисциплину.

Еще один наиболее популярный нестандартный урок – это урок-соревнования. Цель такого урока закрепить умения, усвоенные ранее. Педагог заранее продумывают всю структуру, распределяет учащихся на команды, жюри и придумывает различные конкурсы. Такая форма способствуют сплочению коллектива, выявлению лидера, а также способствует проявлению творческих способностей детей.

Использование нетрадиционных уроков стимулирует учащихся у обучения и является для них сильной мотивацией. Развитие интереса при помощи данных уроков происходит быстрее и активнее, чем в стандартном случае, потому, учитывая психофизиологические особенности младших школьников, дети ориентированы по большей части на игру, на разнообразную и активную деятельность, нежели на урок в обычном понимании.

Обобщая все вышеописанное, хотелось бы сказать, что хоть нестандартный урок имеет основные черты классического урока: временные рамки, состав обучающихся, образовательный план и т.д., но гибкая и универсальная структура учебного процесса отличается и именно по этой причине в конечном итоге получается совершенно другой результат, при котором формируется огромное количество межпредметных связей. Ученики проявляют более глубокий интерес к обучению, не бояться высказывать свое мнение, самостоятельно расширяют свои знания, что позволяет добиться более высоких образовательных и воспитательных результатов [6].

1.3. Нетрадиционные формы обучения: технологические карты уроков

 

Составляя план-конспект урока, технологическую карту нетрадиционной структуры, следует помнить о признаках нетрадиционного урока. Ниже хотелось бы перечислить самые распространенные из них:

  1. Место проведения (может быть не только учебный класс, но и фабрики, музеи, поля, улицы, библиотеки и др.);
  2. Углубленное рассмотрение темы (включение непрограммного материала, расширяющего кругозор учащихся);
  3. Сочетание учебной деятельности с индивидуальным творчеством учащихся и учителя;
  4. Возможность привлечения разных специалистов (например, в рамках предмета «Окружающий мир» можно пригласить представителей различных профессий);
  5. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности;
  6. Творческая составляющая урока. Творчество, направленное не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме.

Продуктом деятельности будет являться разработка, которая представляет собой сборник, содержащий примеры технологических карт урока нетрадиционных форм обучения. Также сборник содержит перечень нетрадиционных форм обучения (по классификации И.П. Подласого) и их краткую характеристику. Помимо этого, в разработке находится памятка по составлению технологических карт нетрадиционного урока.

В сборнике прописаны технологические карты по следующим предметам: окружающий мир, русский язык, математика, литература и музыка. В них указаны тема урока, цель, задачи, предполагаемые результаты урока, необходимое оборудование (ресурсы), а также поэтапное описание хода урока: мотивирование к учебной деятельности, актуализация опорных знаний; пробное действие, постановка учебной задачи, открытие нового знания (так как в разработке будут представлены уроки типа «Открытие нового знания»), закрепление и систематизация знаний и способов действий, рефлексия деятельности.

 

 

Заключение

 

Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сказать о том, что в своей деятельности педагогу следует применять не только стандартные и традиционные формы обучения и воспитания, но и несомненно нетрадиционные, так как от этого зависит эффективность учебного процесса.

Именно благодаря таким урокам будет происходить более лучшее усвоение знаний у учащихся.

Несмотря на все это, для использования нетрадиционных форм обучения и воспитания у педагога должны быть необходимые знания и умения, способность к творческой деятельности, а также более обширные знания в области возрастной психологии.

Таким образом, если педагог все же обладает достаточными способностями в организации нестандартного урока, то процесс обучения и воспитания будет неограничен в своих возможностях.

У учащихся будут развиваться творческие способности и расширяться кругозор, так личность будет более гармонично развита и сформирована. Помимо этого, учащиеся учатся общаться между собой, в разных группах, формируют свою самостоятельность, ответственность.

Хочется отметить актуальность выбранной темы и рекомендовать учителям уделять большее внимание нетрадиционным урокам, так как это поможет сделать образовательный процесс интересным и современным, при этом учитывая развитие и особенности учащихся разных возрастов.

Однако, следует помнить, что не стоит употреблять данными формами, потому что частое их использование может стать обыденным и не будет настолько эффективны, как были изначально.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Источники

  1.  ПРИКАЗ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный закон № 273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] – Москва : Проспект, 2020. – 224 с.

 

Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития; 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — 608 с.
  2. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. Киев, 1987. С. 241.
  3. Жарова, Л.В. Теоретические основы организации самостоятельной деятельности учащихся : Сборник научных трудов. – Ленинград : Изд. ЛГПИ, 1985. – 267с.
  4.  Кульневич СВ. Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. ч. 2, Воронеж : «Учитель», 2002. – 175 с.
  5. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: Издательство «Учитель», 2001. – 176 с.
  6. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: Издательство «Учитель», 2001. – 160 с.
  7. Подласый, И. П.  Педагогика : учебник для бакалавров / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2012. — 574 с.
  8.  Подласый, И.П. Педагогика: Учебник. – Москва, 2006. – 324с.
  9. Сычева, Г. Н. Нестандартные уроки в начальной школе : учебное пособие / Г. Н. Сычева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 380с. 
  10. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Теоретические проблемы педагогики /К.Д. Ушинский; под. ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1974. - Т. 1 - 584 с.
  11. Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2019. – 608 с.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_obucheniya_i_vospitaniya.docx86.7 КБ

Предварительный просмотр:

Я

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области

Ярославский педагогический колледж

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Индивидуальный учебный проект

Выполнил: Бараничева Анастасия Сергеевна, студент специальности 44.02.02 Преподавание в младших классах,
группа № 31

Научный руководитель: Ушакова А.В., преподаватель педагогических дисциплин.



                                                                     Ярославль

2022


Оглавление

Введение………………………………………………………………

3

Раздел 1. Теоретические основы содержания классических и нетрадиционных форм обучения и воспитания………………………...

5

1.1. Формы обучения и воспитания…………………………………..

5

1.2. Нетрадиционные формы обучения и воспитания………………

8

1.3. Нетрадиционные формы обучения: технологические карты уроков………………………………………………………………………….

11

Заключение…………………………………………………………...

13

Список использованных источников и литературы….………...

14

 


Введение

Урок – основная форма проведения обучения в современной школе. Он позволяет четко организовать время, деятельность учащихся и деятельность учителя.

В педагогике существуют формы обучения и воспитания, которые позволяют организовать образовательный процесс, формирующий всестороннее развитие школьника. Многообразие форм и средств делают образование разнообразным и познавательным, обеспечивая все необходимое для того, чтобы любой ребенок чувствовал себя комфортно.

В настоящее время традиционные формы обучения и воспитания начинают терять свою актуальность в связи с тем, что общество постоянно развивается, появляются новые технологии, подрастающее поколения интересуются другим, у них другие интересы, поэтому педагогический процесс не должен стоять на месте.

По этой причине появляются нетрадиционные (нестандартные) формы обучения и воспитания, которые способны заинтересовать ребенка и вовлечь его в процесс обучения.

В таком случае, перед педагогом появляется вопрос, какие формы лучше использовать в своей рабочей практике, в чем отличие стандартных форм обучения и воспитания от нетрадиционных (нестандартных), как правильно построить нетрадиционный урок, учитывая все особенности.

Таким образом, тема работы «Нетрадиционные формы обучения и воспитания» актуальна в наши дни и заслуживает дальнейшего исследования.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания школьников посредством использования нетрадиционных форм.

Предмет исследования: нетрадиционные формы, как средство обучения и воспитания

Цель: изучение нестандартных форм обучения и воспитания, отличие их структуры от традиционных.

Задачи:

1.        На основе анализа педагогической литературы изучить формы обучения и воспитания, выявить их особенности;

2.        На основе анализа педагогической литературы изучить нетрадиционные формы обучения и воспитания, выявить их особенности;

3.        Выявить отличие структуры нетрадиционных форм обучения и воспитания;

4.        Составить разработку с технологическими картами нетрадиционного урока.


Раздел 1. Теоретические основы содержания классических и нетрадиционных форм обучения и воспитания

1.1.  Формы обучения и воспитания

В педагогике существует множество различных форм обучения и воспитания, которые помогают педагогу организовать образовательный процесс и сделать его понятным и занимательным для каждого учащегося.

Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную система. Разные формы обучения можно совмещать между собой, что делает урок более насыщенным и разнообразным, позволяет наиболее понятно донести тему до учащихся.

Существует несколько классификаций форм обучения:

  1. По количеству обучающихся (индивидуальные, парные, групповые);
  2. По времени и месту обучения (фронтальные, коллективные; аудиторные и внеаудиторные);
  3. По порядку осуществления обучения

Формы организации обучения также классифицировали и определенные люди:

  1. По дидактическим целям (теоретические, практические, трудовые, комбинированные) – В.А. Онищук [4];
  2. По доминирующей цели обучения (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий) – В.И. Андреев [3].
  3. По А.В. Хуторскому: индивидуальные занятие, коллективно-групповые, индивидуально-коллективные [14];

И многие другие.

Наибольшее распространение в нашей стране получила классно-урочная форма обучения. Воплотило ее в жизнь Я.А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

  1. Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
  2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
  3. Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
  4. Каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
  5. Постоянное чередование уроков (расписание);
  6. Руководящая роль учителя (педагогическое управление);
  7. Применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один Учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых - опора (ориентация) на среднего ученика отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Все эти формы не только обучают, но и воспитывают личность. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике.

Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. Содержание воспитательного процесса, как нам уже известно, составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности - духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Обобщая всё вышесказанное, хотелось бы отметить, что правильный выбор формы обучения позволит не только сформировать образованную личность, но и воспитать необходимые качества у школьника. Несмотря на это, современная педагогика предлагает множество новых форм, которые способны сделать процесс обучения и воспитания современным, интерактивным и занимательным.


1.2. Нетрадиционные формы обучения и воспитания

Нестандартные уроки – это форма проведения урока, которая появилась в нашей стране относительно недавно, примерно в 70-80 годах XX века, когда остро стало проявляться снижение познавательных интересов младших школьников к обучению [13]. С того момента было опубликовано множество статей и исследований, посвященных данной проблеме. С появлением ИКТ-технологий педагоги все чаще стали обращаться к нестандартным формам проведения, так как они вносят жизнь в любой процесс обучения.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу [7], [8], [9], можно сделать вывод о том, что единого понятия «нестандартный урок» так и не существует. Помимо этого, необходимо также упомянуть о том, что имея ввиду «нестандартный урок» в литературе часто используют термины «нетрадиционные уроки», «уроки нетрадиционных технологий», «нетрадиционные типы уроков», «нетрадиционные формы уроков». По этой причине, мы бы хотели рассмотреть некоторые из них и самостоятельно сформулировать общее определение данного понятия.

Одним из первых термин «нестандартный урок» ввел И.П. Подласый. По его мнению, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» [11, с.503].

По определению Л.В. Жаровой «нетрадиционные уроки — это уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков» [5].

Т.И. Тимошенко пишет, что факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как педагогическое явление, научно его обосновывать и путем просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству.

Таким образом, можно сделать вывод, что нестандартный урок – это такой урок, который имеет структура, отличную от стандартной и который направлен на проявление творческих способностей учителя и учащихся.

Нестандартные уроки уникальны по своей сути. Это та форма занятия, которая позволяет проявить свою сущность каждому учащемуся и самореализовываться в процессе обучения. Такая форма деятельности дает учащемуся возможность увлечься темой, погрузиться в нее. Нестандартный урок помогает улучшить образовательный процесс.

Особенностью таких уроков можно считать, что при его использовании учащиеся реже испытывают тревожность, чем на традиционных уроках, а также оказывается положительное влияние на желание к обучению. Помимо возрастания познавательного интереса к учению уроки формируют такие качества младших школьников, которые помогают не только в образовательном процессе, но и в обыденной жизни.

На данный момент в литературе выделяется несколько классификаций нестандартных уроков. В нашей работе, мы решили рассмотреть самую распространенную и широко используемую. Классификация по И.П. Подласому:

Автор выделяет 36 видов нестандартных уроков, например, уроки-«погружения», уроки - деловые игры, уроки - пресс- конференции, уроки- соревнования, уроки КВН, театрализованные уроки, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки- аукционы, уроки-экскурсии, уроки-игры и так далее (далее – и т.д.) [10].

Самыми популярными востребованными считаются уроки-путешествия. Они характеризуются тем, что педагог с учащимися может отправиться и путешествовать, где угодно. На таких уроках развивается воображение детей, а применяемые учителем методы и приемы способствуют этому. Такая форма урока проста в своем использовании и понятна, доступна для учащихся. Пример: «В гости к существительному», «За тридевять земель», «В страну сказок» и др.

Не менее популярной формой является урок-игра. Такой урок будет очень привлекательным для детей. Это именно тот способ организации учебного процесса, который сделает его веселым. На таких занятиях педагогу стоит дополнительно предусмотреть, как контролировать дисциплину.

Еще один наиболее популярный нестандартный урок – это урок-соревнования. Цель такого урока закрепить умения, усвоенные ранее. Педагог заранее продумывают всю структуру, распределяет учащихся на команды, жюри и придумывает различные конкурсы. Такая форма способствуют сплочению коллектива, выявлению лидера, а также способствует проявлению творческих способностей детей.

Использование нетрадиционных уроков стимулирует учащихся у обучения и является для них сильной мотивацией. Развитие интереса при помощи данных уроков происходит быстрее и активнее, чем в стандартном случае, потому, учитывая психофизиологические особенности младших школьников, дети ориентированы по большей части на игру, на разнообразную и активную деятельность, нежели на урок в обычном понимании.

Обобщая все вышеописанное, хотелось бы сказать, что хоть нестандартный урок имеет основные черты классического урока: временные рамки, состав обучающихся, образовательный план и т.д., но гибкая и универсальная структура учебного процесса отличается и именно по этой причине в конечном итоге получается совершенно другой результат, при котором формируется огромное количество межпредметных связей. Ученики проявляют более глубокий интерес к обучению, не бояться высказывать свое мнение, самостоятельно расширяют свои знания, что позволяет добиться более высоких образовательных и воспитательных результатов [6].


1.3. Нетрадиционные формы обучения: технологические карты уроков

Составляя план-конспект урока, технологическую карту нетрадиционной структуры, следует помнить о признаках нетрадиционного урока. Ниже хотелось бы перечислить самые распространенные из них:

  1. Место проведения (может быть не только учебный класс, но и фабрики, музеи, поля, улицы, библиотеки и др.);
  2. Углубленное рассмотрение темы (включение непрограммного материала, расширяющего кругозор учащихся);
  3. Сочетание учебной деятельности с индивидуальным творчеством учащихся и учителя;
  4. Возможность привлечения разных специалистов (например, в рамках предмета «Окружающий мир» можно пригласить представителей различных профессий);
  5. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности;
  6. Творческая составляющая урока. Творчество, направленное не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме.

Продуктом деятельности будет являться разработка, которая представляет собой сборник, содержащий примеры технологических карт урока нетрадиционных форм обучения. Также сборник содержит перечень нетрадиционных форм обучения (по классификации И.П. Подласого) и их краткую характеристику. Помимо этого, в разработке находится памятка по составлению технологических карт нетрадиционного урока.

В сборнике прописаны технологические карты по следующим предметам: окружающий мир, русский язык, математика, литература и музыка. В них указаны тема урока, цель, задачи, предполагаемые результаты урока, необходимое оборудование (ресурсы), а также поэтапное описание хода урока: мотивирование к учебной деятельности, актуализация опорных знаний; пробное действие, постановка учебной задачи, открытие нового знания (так как в разработке будут представлены уроки типа «Открытие нового знания»), закрепление и систематизация знаний и способов действий, рефлексия деятельности.


Заключение

Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сказать о том, что в своей деятельности педагогу следует применять не только стандартные и традиционные формы обучения и воспитания, но и несомненно нетрадиционные, так как от этого зависит эффективность учебного процесса.

Именно благодаря таким урокам будет происходить более лучшее усвоение знаний у учащихся.

Несмотря на все это, для использования нетрадиционных форм обучения и воспитания у педагога должны быть необходимые знания и умения, способность к творческой деятельности, а также более обширные знания в области возрастной психологии.

Таким образом, если педагог все же обладает достаточными способностями в организации нестандартного урока, то процесс обучения и воспитания будет неограничен в своих возможностях.

У учащихся будут развиваться творческие способности и расширяться кругозор, так личность будет более гармонично развита и сформирована. Помимо этого, учащиеся учатся общаться между собой, в разных группах, формируют свою самостоятельность, ответственность.

Хочется отметить актуальность выбранной темы и рекомендовать учителям уделять большее внимание нетрадиционным урокам, так как это поможет сделать образовательный процесс интересным и современным, при этом учитывая развитие и особенности учащихся разных возрастов.

Однако, следует помнить, что не стоит употреблять данными формами, потому что частое их использование может стать обыденным и не будет настолько эффективны, как были изначально.


Список использованных источников и литературы

Источники

  1.  ПРИКАЗ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный закон № 273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] – Москва : Проспект, 2020. – 224 с.

Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития; 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — 608 с.
  2. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. Киев, 1987. С. 241.
  3. Жарова, Л.В. Теоретические основы организации самостоятельной деятельности учащихся : Сборник научных трудов. – Ленинград : Изд. ЛГПИ, 1985. – 267с.
  4.  Исрафилова Г.Т кызы. Статья «О сущности понятия «Нестандартный урок»» [Эл. ресурс]. – Дата обращения: 17.10.2021 г. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-ponyatiya-nestandartnyy-urok/viewer   
  5. Кульневич СВ. Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. ч. 2, Воронеж : «Учитель», 2002. – 175 с.
  6. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: Издательство «Учитель», 2001. – 176 с.
  7. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: Издательство «Учитель», 2001. – 160 с.
  8. Подласый, И. П.  Педагогика : учебник для бакалавров / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2012. — 574 с.
  9.  Подласый, И.П. Педагогика: Учебник. – Москва, 2006. – 324с.
  10. Сычева, Г. Н. Нестандартные уроки в начальной школе : учебное пособие / Г. Н. Сычева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 380с. 
  11. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Теоретические проблемы педагогики /К.Д. Ушинский; под. ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1974. - Т. 1 - 584 с.
  12. Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2019. – 608 с.
  13. Щуркова, Н. Е.  Педагогика. Игровые методики в классном руководстве : практическое пособие / Н. Е. Щуркова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 165 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472235  (дата обращения: 14.11.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Главной задачей современной школы является гуманизация процесса образования и разностороннее развитие личности обучающегося.Одним из действенных способов активизации умственной деятельности учащихся и...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - ПРОЕКТ на тему: "Нетрадиционные формы обучения на уроках ОБЖ в средних классах школы"

Цель:  разработать нетрадиционные формы  уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».Задачи:1) Изучить методическую и педагогическую литературу по данному  вопросу.2) Рас...

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»...

Преподавание дисциплины «Индивидуальный учебный проект» в колледже с учетом профессиональной направленности обучающихся.

Преподавание дисциплины «Индивидуальный учебный проект» с учетом профессиональной направленности обучающихся.Профессиональная, практическая и социальная направленность проектной деятельности обу...

ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возмо...

Методическая разработка "Нетрадиционные формы обучения"

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка , которые хотят повысить интерес обучающихся к дисциплине и сделать урок более разнообразным и интересным....