Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»
методическая разработка по теме

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon педагогический проект 121 КБ

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное

учреждение среднего профессионального образования технологический

техникум в р.п. Радищево

                                  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»

Разработчик:

 

Мельникова Мария Николаевна,

учитель математики

р.п. Радищево – 2014 год.

                                       СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ:

  1. Актуальность проблемы
  2. Цели и задачи проекта

3.Участники проекта

4.Этапы проекта

I Подготовительный этап

1. Краткая аннотация к проекту

2.Обоснование необходимости проекта

3.Изучение методической литературы по  данной теме

II Основной  этап

 Теоретическая часть

1.Противоречия, приведшие  к  проблеме по написанию проекта

2. Задачи, решаемые для достижения цели проекта

3. Характеристика проекта

 Практическая часть

1. Анализ количественной и качественной подготовки обучающихся

2. Внедрение в практику современных образовательных технологий:

3. Игровые технологии

4. Технологии проблемного обучения

5. Групповые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

IV. Заключительный этап-проведение диагностики полученных результатов

1. Предполагаемый результат

V. Оценка эффективности реализации проекта

Краткая аннотация

Данный проект реализуется с обучающимися Технологического техникума  в р.п. Радищево в течении 2,5 лет (с 2011 по 2014 годы).  Цели и задачи проекта являются актуальными  для ребят, обучающихся математике. По итогам реализации возможно дальнейшее продолжение проекта с расширением  числа участников, организаторов, возможным  развитием содержания.

Обоснование необходимости проекта.

        Учителем математики в Технологическом техникуме  р.п. Радищево я работаю в течении 29 лет.

Весь предшествующий педагогический опыт моей работы был связан с системой начального профессионального образования и, соответственно, с детьми, окончившими девять классов и получившими  основное общее образование.

 Данная группа обучающихся находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Кроме того, процент математической заинтересованности  вышеназванной группы обучающихся, не говоря уж об участии в различных математических олимпиадах и конкурсах, сравнительно небольшой.

    В группах обучаются дети из семей со средним достатком, 63% составляют дети  из малообеспеченных семей. Высшее образование имеют лишь 18% родителей, 31% - среднее специальное, 51% -среднее. Многие родители вынуждены работать вдалеке от дома ,и поэтому воспитание детей для них отходит на второй план.   Проблема заключается в том, что у части обучающихся положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности  и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления.  Все вышеперечисленное указывает на необходимость формирования учебно-познавательного интереса к математике, направленного на  становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.

Изучение методической литературы по данной теме:

Проблема стимулирования, побуждения обучающихся к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов нашей страны (В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении математике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на занятии и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного занятия.
На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает изменение структуры учебных программ и поиск интенсивных методов обучения. Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения, влияющих на развитие самостоятельности обучающихся, является одной из основных задач учителя. В основе опыта лежит теория Т.И. Шамовой «Активизация учения школьников».
Т.И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности, определяя их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на воспроизводящем уровне познавательной активности, обучающийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня познавательной активности говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться интерпретировать, или трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для обучающихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.
Обращаясь к работам таких известных классиков зарубежной педагогики, как Песталоцци и Дистервег а также советского педагогатеоретика Ушинского К.Д, стоящих у истоков формирования так называемой «Школы развития» надо заметить, что все они придавали большое значение учебной игре, как одному из средств модификации поддерживающего обучения. В сочетании с основными принципами «педагогики развития», когда ребёнок – есть субъект учебной деятельности, но формирует которого, лепит, определяет общение, мотив учения именно учитель, посредством игровой деятельности во время  занятия и после него, развивая таким образом способы умственной деятельности ученика, психические процессы, общее развитие и творческий потенциал своих обучающихся.
Перечисленное выше позволяет считать ,что данная тема  актуальна, поскольку на сегодняшний день наиболее эффективным является путь, который основывается на личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает изменение структуры учебных программ и поиск интенсивных методов обучения.

Теоретическая часть

Работа учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся наиболее эффективна, а качество знаний обучающихся выше, если при проведении занятий используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность обучающихся и развивающие их познавательный интерес.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к обучению. Важнейшим условием самостоятельной познавательной деятельности обучающихся  является формирование у них положительных внутренних индивидуально и социально значимых мотивов учения. С целью выявления выше обозначенных мотивов  проводится диагностика мотивации и познавательной активности обучающихся на 1 курсе техникума.
Для активизации творческой работы обучающихся на уроках математики   активно используются новые методы обучения: игровой, проблемный, групповой.  В ходе занятий обучающиеся получают задания, способствующие вовлечению их в активную познавательную, творческую деятельность.
Используя труды приверженцев игровой технологии, учитывая методические замечания основоположника технологии учебных дискуссий М.В. Кларина, можно сформулировать следующие особенности учебных (деловых) игр:
• в ходе учебной игры обучающиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;
• учебная игра позволяет обучающимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;
• игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
• учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия обучающихся.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроке, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Причины обращения к проблеме кроются в противоречиях:

                                                  Противоречия:

  • между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на занятиях математики;
  • между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию обучающихся и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
  • между возрастающей практической значимостью курса математики и дефицитом учебного времени;
  •    обязательным уровнем математической подготовки, зафиксированным    в программе по математике и не способностью обучающегося достичь определённого достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения математических задач;
  •  рациональным использованием опыта традиционных методик и овладением новыми методами и приемами учебной деятельности.

Проблема:

В практической деятельности даже сильные обучающиеся, обладающие хорошим математическим мышлением и большим запасом знаний, оказываются не готовы работать в новых для себя ситуациях, далеко не всегда способны применить имеющиеся знания и навыки при решении нестандартных задач как на занятиях, так и в жизни. Это происходит потому, что у обучающихся не сформирована математическая компетентность, так как традиционное изучение математики, ориентированное на ЗУНы (знания, умения, навыки), не предполагает качественного развития интеллектуально-творческого мышления, формирования познавательной активности обучающихся.

       Поэтому стратегической целью представленного проекта является

 формирование   положительных  мотивов  к   изучению   математики  с помощью современных педагогических технологий.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по активизации познавательного интереса к   обучению  математике.
  • Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной  мотивации  обучающихся.
  • Выявить дидактические средства, способствующие  формированию познавательного интереса  по   изучению   математики.  
  • Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

        Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: применение на занятиях математики нестандартных форм обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших учебных заведениях.

       Ресурсное  и методическое обеспечение процесса обучения  математике  по формированию познавательного интереса к предмету, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:

  • кабинет  математики  снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики;
  • имеется возможность проводить уроки в компьютерном классе, где есть постоянный выход в Интернет;
  • в кабинете в достаточном объеме дополнительная литература по математике  (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
  • имеются  накопленные обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и самими обучающимися;

    Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое  образование , что позволяет мне эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания  математики.

 В процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями”. Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность.

 Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета.

Следовательно,  необходимо  пересмотреть  свои существующие педагогические методики и поменять их на новые образовательные технологии с целью их использования в своей профессиональной деятельности с учетом контингента обучающихся.  

Образовательная политика сегодня направлена на обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Обществу необходимы творческие, компетентные люди, способные самостоятельно и быстро принимать решения и легко ориентироваться в огромном потоке информации.

Основываясь на данное положение, главная цель заключается в развитие  творческих способностей обучающихся через деятельностный подход, воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в информационном обществе, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный выбор в различных жизненных ситуациях. Это изменит позицию обучающегося: от пассивного получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий.

 Для жизненного успеха обучающихся сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях. Но, что видим мы сейчас:

- ослабление интереса обучающихся к предметам математического цикла;

- но в тоже время востребованность математического образования в связи с потребностями производства, науки, техники;

Поэтому основополагающий вопрос возник сам собой: Как повысить интерес к математике и сделать обучение математике, гарантирующим результат?

С 2011 по 2014 годы приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является применение на занятиях математики игровых и групповых форм обучения.

                                              Характеристика проекта

                                               Объект исследования:

 Формирование познавательной активности обучающихся к математике через нетрадиционные формы обучения.

                  Нетрадиционные формы обучения:

  - Игровые технологии;

 - Технология проблемного обучения;

  -Групповые технологии;

 - Информационные компьютерные технологии.

                     Цели и задачи проекта.

 Целью проекта является формирование познавательного интереса на занятиях математики через нетрадиционные формы обучения.

 

 Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

1) Изучить возможности обучающихся первых и вторых курсов, и с учетом возрастных особенностей внедрять в процесс обучения математике современные педагогические технологии;

  1. Выявить обучающихся, обладающих математическими способностями,  организовать с ними работу по решению олимпиадных заданий и привлечению их к участию в математических конкурсах.
  2. Собрать информацию о «слабых» обучающихся по математике и проводить с ними дополнительные занятия и консультации, используя занятия-взаимообмена и бит-занятия.

(см. Приложение-1)

                                         Практическая часть 

В качестве отправной точки я взяла показатели количественной и качественной успеваемости обучающихся, число обучающихся участвовавших в олимпиадах и конкурсах.

Группа и курс.

Количественная успеваемость в

 2011-2012уч. году

(по итогам года)

Качественная

успеваемость в 2011-2012уч. году

(по итогам года)

Конкурсы и олимпиады

1.

3-11-14 (1 курс)

92%

15,6 %

2.

4-11-15 (1 курс)

94%

 

16,4%

Группа и курс.

Количественная успеваемость в

 2012-2013уч. году

(по итогам года)

Качественная успеваемость в 2012-2013уч. году

(по итогам года)

Конкурсы и олимпиады

3.

3-11-14 (2 курс)

96%

17,1%

         -

4.

4-11-15 (2 курс)

97%

17,5%

         -

5.

6-12-15 (1курс)

95%

16,7%

         -

6.

7-12-16 (1курс)

91%

16,2%

         -

Группа и курс.

Количественная успеваемость в 2013-2014уч. Году (по итогам года)

Качественная успеваемость в

2013-2014уч. Году (по итогам года)

Конкурсы и Олимпиады

7.

6-12-15 (2курс)

98%

            18, 5%

       + (внутриучи

лищная)

8.

7-12-16 (2курс)

96%

16,8%

      + (внутриучи

лищная)

9.

1-13-16 (1курс)

100%

20,8%

        +

(внутриучи

лищная)

10.

2-13-17 (1курс)

             98%

18,8%

        +

(внутриучи

лищная)

Изучив уровень знаний обучающихся, их возможности,  опыт работы моих коллег, я стала внедрять в педагогическую практику современные образовательные технологии.

№ п/п

Современ

ные образова

тельные технологии и методики

Цель использования технологий и методик

Описание внедрения технологий и методик в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологий и методик

1.

Игровые технологии

1.Развитие устойчивого познавательного интереса к предмету.      2.Аактивиза

ция познаватель

ной деятельности обучающихся.

3.Формирова

ние ключевых компетенций.

При внедрении технологии (ее элементов) учитывается то, что она охватывает определенную часть учебного процесса и объединяется общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие различные умения, при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

В своей работе я использую игровые технологии на различных этапах урока :

1.В качестве элемента урока («Реши ребус», «Задачи на смекалку» «Математические сказки и стихотворения» и т.д.), который необходим для повышения внимания, для мотивации  на какую-либо деятельность или в качестве эмоциональной разгрузки.

2.При проведении целого занятия (например: уроки-путешествия и   мозговые штурмы; уроки-презентации  и деловые игры и др.).

Применение в учебном процессе  игровых технологий позволяет развивать  все сферы личности обучающихся мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, коммуникативную.

Но самый главный результат заключается в формировании     познавательной активности обучающихся.

2.

Технология проблемно

го обучения

1. Творческое овладение знаниями и развитие мыслитель

ных способностей  у обучающих

ся  за счет создания проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению проблемных ситуаций.

2.Пробужде

ние интереса обучающихся к исследова

нию ситуации, ведущее к усвоению нового материала, решению проблемы  через умственный поиск, ведущий к развитию познаватель

ной самостоятельности и творческих способностей.

Проблемное обучение, при котором обучающимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретают

ся только в процессе разрешения проблемных ситуаций (Педагогичес

кая технология на основе активизации и интенсифика

ции деятельности обучающихся)

Проблемное обучение-  это особый тип обучения, оно определяется способом взаимодействия обучающихся и преподавателя, уровнем самостоятельности обучающихся. В проблемном обучении выделяют три метода: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский.

Таким образом, идеи, положенные в основу проблемного обучения – это постановка проблемной задачи (создание проблемной ситуации), что приводит к появлению познавательной потребности, в связи с чем повышается мыслительная активность обучающихся и развивается  их интеллект.

В своей работе я:

1.Применяю сочетание традиционного объяснения с созданием проблемных ситуаций, включая обучающихся в процесс постановки и решения проблем.

2.Целенаправленно организую систему проблемных ситуаций при объяснении нового материала, решении задач, в результате чего усвоение знаний происходит в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Например:

1.При изучении на 1 курсе  темы «Логарифмы» (изучение нового материала): использую метод проблемного изложения, ставлю проблему (как перейти от логарифма по одному основанию к логарифму с другим основанием), вместе с обучающимися с помощью формулы перехода находим нужный результат;

2. При изучении на 2 курсе, темы «Логарифмическая функция » (изучение нового материала): после выполнения проблемного задания (как, имея график показательной функции получить график логарифмической функции ) обучающиеся подводятся к определению логарифмической функции;

3. При изучении на 1 курсе темы «Формулы приведения» (изучение нового материала):  обучающимся предлагается практическая работа - выполнить необходимые вычисления и заполнить таблицу, используя «рабочие» и «нерабочие» углы.

4. При изучении темы «Корни и степени» на 1 курсе предлагаю решить задачи на вычисление корней из отрицательных чисел, где обучающиеся должны предложить свои варианты решений.

(см. Приложение -3)

При проблемном обучении обучающиеся учатся самостоятельно делать выводы и обобщения, формулировать (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применять известные знания в новой ситуации,  добывать новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

3.

Групповые технологии

1.Создание учебной мотивации;

2.Пробужде

ние в обучающихся познаватель

ного интереса;

3. Развитие стремления к успеху и одобрению;

4. Снятие неувереннос

ти в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

5.Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

6.Формирова

ние умения общаться и взаимодей

ствовать с другими обучающими

ся.

Групповое обучение – это использование малых групп (2-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению обучающхся. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие обучающихся осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. При использовании групповых технологий в образовательном процессе, учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. Прямой контакт с учителем  в процессе познания отсутствует, а сам процесс организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы – это форма самостоятельной работы обучающихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

Целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы обучающихся выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость обучающихся, их симпатии. Существует два основных принципа формирования свободное (по желанию) и организованное учителем. Я отдаю предпочтение организованным группам, т.к. симпатии обучающихся  не позволяют сформировать группы необходимые для работы на уроке (с учетом содержания материала, планируемых форм организаций их деятельности), но при этом учитываю и их мнение. При формировании групп необходимо чтобы в составе группы были обучающихся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять обучающиеся, способные успешно заниматься самостоятельной работой. 

Следующая практическая проблема – внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе руководителя или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор руководителя является задачей самой группы или учителя. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами. В своей работе я использую групповые технологии на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.

(см. Приложение-4)

Применение в учебном процессе и во внеурочной деятельности групповых технологий позволяет активно развивать коммуникативную компетентность, социальную,  информационную, прививает навыки совместной работы в коллективе на основе сотрудничества

4.

Информационные компьютерные технологии

1.Повышение качества знаний интереса к предмету.        

2.Формирова

ние информационной культуры.                          

3. Развитие и

быстроты восприятия, образного и абстрактного мышления.

4. Обучение  разработке презентаций.

5.Совершен

ствование методики проведения уроков.                              

6.Использова

ние как средства самообразования и для качественной и быстрой подготовки урока.                                        

Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Так как я имею квалификацию учитель информатики, то использую компьютерные технологии на различных этапах обучения: по отдельным темам, разделам,  при объяснении нового материала, закреплении  изученного и повторении  пройденного, контроле знаний, во внеурочной деятельности. С целью эффективного использования ИКТ на уроке необходимо правильно  определить дидактическую цель на занятии,  предусмотреть возможность  сочетания различных форм и методов использования ИКТ с  учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.

В результате использования ИКТ для любого обучающегося можно создать «ситуацию успеха», следовательно,  возрастает интерес к предмету и возникает желание добиться большего. У обучающихся формируются навыки публичного выступления, умения выслушивать и задавать вопросы, отвечать на них, отстаивать свою точку зрения, обучающиеся могут анализировать информацию, выбирать главное и создавать презентации, в результате подготовки которых они получают новые знания.

       

 Следующим шагом в реализации проекта стало выявление обучающихся, обладающих математическими способностями и организация работы с ними  по решению олимпиадных заданий прошлых лет, привлечению их к участию в математических кружках  и ЕГЭ. Кроме того, учитывалось личное желание детей. Таким образом,  сформировалась группа обучающихся в количестве 12 человек, с которыми прорешивались олимпиадные задания  и  которые стали   принимать участие в  различных олимпиадах, конкурсах и ЕГЭ:

Группа

№1-13-16

№2-13-17

№7-12-16

Количество человек

6

4

2

Всего участников

12 человек

На заключительном этапе  была проведена олимпиада по математике в собственном техникуме и принято участие в математическом конкурсе «Ребус», в котором было задействовано-10 человек.

 Прежде, чем приступить к реализации проекта я оценила имеющиеся   ресурсы:

- человеческие ресурсы, задействованные в реализации проекта  (обучающиеся четырёх групп, один учитель математики);

- временные ресурсы (урочное и внеурочное время);

-информационные ресурсы (есть доступ в Интернет, в школе имеется библиотека с методической литературой, достаточное количество литературных источников в кабинете математики);

 По итогам оценки ресурсов я сделала вывод, что их вполне достаточно для реализации проекта.

              Прогнозируемые результаты реализации проекта.

   

При реализации проекта  планирую получить следующие результаты:

Краткосрочные результаты

Долгосрочные результаты

1) Устойчивая внутренняя мотивация

к изучению математики, активизация познавательного интереса к занятиям по математике;

2)  Увеличение качественной успеваемости;

3) способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени

4) активное участие в различных математических конкурсах и олимпиадах.

Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий и методик.

Принятие решения о дальнейшем применении  конкретных  современных образовательных технологий и методик.

Развитие устойчивого познавательного интереса к изучению математики.

Оценка эффективности реализации проекта.

Анализируя результаты, полученные при реализации проекта, я считаю, что поставленные в проекте задачи на начальном этапе, решены.

 Во-первых, я изучила возможности обучающихся  I-ого и II-ого  

курсов и   стала внедрять в процесс обучения математике современные образовательные технологии:

Игровые технологии;

Технология проблемного обучения;

Групповые технологии;

Информационные компьютерные технологии.

Во –вторых, из общего числа обучающихся, сформировалась группа, которая с интересом решает олимпиадные задачи и участвует в различных конкурсах.

И, в –третьих, по окончании реализации проекта я в полной мере владею информацией об уровне, времени, условиях проведения различных конкурсов по математике.

Кроме того, получены запланированные краткосрочные результаты:

Уровень качественной успеваемости увеличился незначительно в 7  и 8  группах второго курса.

Значительно качество знаний увеличилось в группах 1 и 2 -первого курса.

Число детей, участвующих в математических конкурсах незначительно, но увеличилось. (см. Приложение -2)

Десять обучающихся получили сертификаты, присланные с конкурса

« Ребус».  (см. Приложение-5)

Расширился перечень математических конкурсов, где каждый обучающийся может почувствовать себя успешным.

                     Перспективы дальнейшего развития проекта.

          В  дальнейшем я планирую продолжить работу над проектом, но уделить больше  внимания групповым и информационным компьютерным технологиям. Данные технологии считаю главными и необходимыми в свете современных требований. Например, в Концепции развития математического образования в Российской Федерации  ИКТ рассматривается как «инструмент математической деятельности».  И в будущем

«должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики и математические проекты.

                                    Литература

Интернет –ресурсы:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156618/

http://edu-lider.ru/kak-razrabotat-pedagogicheskij-proekt/

Занимательная математика. 5-11 классы. (как сделать уроки нескучными) / автор-составитель Гаврилова Т.Д., Волгоград: Учитель, 2004

Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

презентация к статье о формах и методах организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Самостоятельная работа является средством формирования активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей, на формирование у них познавательных способностей. В этой ...

"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"

В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Еще в  1988-1990г.г. на курсах повышения квалификации по теме «Коллективный способ обучения» в Красноярском  институте  усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации...

Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения

Основные методы и приемы формирования познавательных интересов....

Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".

Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....

Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".

Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....