Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".
статья

Ниязиева Эльвина Сейрановна

Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Э.С. Ниязиева

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье раскрывается сущность интерактивного плаката как эффективного средства визуализации учебного материала. Описываются педагогические возможности интерактивных плакатов в образовательном процессе. Рассматриваются основные виды интерактивных плакатов, а также особенности их создания и применения на практике.

Ключевые слова: интерактивный плакат, цифровые средства обучения, образовательный процесс, педагогическая работа, учебный материал.

Постановка проблемы. Учебно-познавательные компетенции обучающихся представляют собой совокупность специальных и общих учебных умений, которые необходимы для осуществления самостоятельной деятельности логического, методологического, общеучебного характера. Такая деятельность может быть представлена анализом, планированием, рефлексией, самооценкой, целеполаганием и т.д. Эффективное формирование учебно-познавательных компетенций обеспечивается активным внедрением в педагогическую практику современных технологий организации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, современный образовательный процесс не представляется качественным без использования информационных технологий, позволяющих педагогу значительно оптимизировать учебный процесс. При этом среди известных информационных технологий отдельного внимания заслуживают интерактивные технологии, в частности интерактивные плакаты, благодаря которым происходит активизация деятельности педагога и учащихся на занятиях, осуществляется индивидуализация обучения, у обучающихся развивается интерес к предмету, формируются знания, развивается логическое и творческое мышление.

Сегодня интерактивный плакат занимает особое место в методике и дидактике современного образовательного процесса и рассматривается как многофункциональное средство обучения, так как он обладает широкими педагогическими возможности.

Анализ последних  исследований  и  публикаций позволяет утверждать, что педагогические возможности интерактивных плакатов становятся предметом исследования не только в сфере отечественной педагогики (Т.М. Зуева, О.С. Кириллова, О.В. Марущак, В.А. Полякова, О.Г. Ромадина, Е.П. Титовская и др.), но и среди зарубежных авторов (Hakan Erpek, Justina O. Osa, Linda R. Musser и др.). Однако в результате проведенного анализа выявляется проблема недостаточной изученности возможностей интерактивных плакатов в педагогической практике, и соответственно незначительное использование их потенциальных педагогических возможностей.

Цель статьи заключается в изучении педагогических возможностей интерактивного плаката в процессе формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.

Изложение  основного  материала. Интерактивное обучение понимается как процесс организации образования по отличной от привычной логике образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников учебного процесса определяют их взаимообучение и взаимообогащение. В процессе обмена опытом и идеями, участники выполняют определенные функции преподавателя, за счет чего повышается их собственная мотивация к обучению [1, с. 50].

Как отмечает исследователь И.Н. Шаад, популярность интерактивного обучения в современной педагогике вызвана востребованностью практического решения проблем мотивации учебно-познавательной активности обучающихся. Достижение данной цели является возможным не только за счет традиционных дидактических методов и приемов, но и благодаря использованию эффективных форм педагогического общения, создания комфортных педагогических условий, обеспечивающих атмосферу доверия и уважения к личности каждого участника учебного процесса [14, с. 94-95].

По мнению Л.А. Колмаковой, наиболее эффективной в данном отношении является технология визуализации учебной информации, особенности которой заключаются в следующем:

- в систематическом внедрении в образовательный процесс визуальных моделей одного конкретного вида или их сочетаний;

- в преподавании рациональных приемов компоновки информации и ее подаче в когнитивном и графическом формате;

- в применении в учебном процессе визуальных моделей с четкими этапами работы над ними, а также при сопровождении целым рядом приемов и принципиальных методических решений [9, с. 53].

Визуализация изучаемых понятий и процессов при помощи средств наглядности способствует организации переработки учебной информации, воспринимаемой одновременно несколькими органами чувств с задействованием в образовательном процессе большого количества информационных носителей [3, с. 81].

Стоит учитывать также тот факт, что помимо образовательной функции визуальные технологии выполняют и воспитательную функцию в отношении эстетики. Так, высокое качество оформления, грамотно подобранный стиль, профессионально составленная презентация воспитывают у обучающихся аккуратность и оказывают влияние на формирование у них эстетических взглядов [5, с. 135].

В своих исследованиях О.Г. Ромадина и М.С. Соловьева утверждают, что реализация интерактивного обучения предполагает использование интерактивных средств, помогающих учащимся в самостоятельном управлении процессом освоения знаний и опыта, развитии учебно-познавательных компетенций [12, с. 71].

Одним из способов использования интерактивных технологий в образовании является создание интерактивного плаката.

Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» –  взаимный, «act» – действовать. Таким образом, под интерактивностью понимается взаимодействие или процесс выстраивания диалога.

Обучение при этом, как отмечает Е.П. Титовская, реализуется в условиях постоянного и активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, то есть педагог и обучающиеся являются равноправными субъектами обучения [13, с. 57].

Интерактивный плакат (или глог) – это электронное образовательное средство предоставления информации, способное на активное и разнообразное реагирование на управляющие действия пользователя [7].

Говоря иными словами, интерактивный плакат является электронным учебным плакатом, состоящим из интерактивных элементов навигации, благодаря которой отображается необходимая графическая, звуковая, видеоинформация и статический текст [4].

В современных интерактивных плакатах является возможным использование не только гиперссылок при внутренней навигации, но и интернет-ресурсов (к примеру, социальных интернет-сервисов). Что в свою очередь позволяет в значительной степени расширить их образовательные возможности [8, с. 41].

Отечественный педагог О.А. Бугаева [2] определяет интерактивный плакат как инновационное средство передачи информации, помогающее педагогу в повышении эффективности образовательного процесса, развитии интереса у обучающихся.

Интерактивный плакат рассматривается педагогами как укрупненная дидактическая единица (УДЕ), в рамках которой реализуется работа с определенным объемом информации на всех этапах образовательного процесса, таких как первичная передача информации, ее переработка, сжатие, контроль. По сравнению с мультимедийными уроками интерактивный плакат отличается многоуровневостью и многофункциональностью. Он может обеспечивать как изучение нового материала, так и закрепление пройденного, а также обратную связь и контроль за качеством усвоения полученной информации [2].

Интерактивные плакаты в образовании позволяют достичь следующих целей:

- поддержка групповых и индивидуальных форм обучения на занятиях;

- создание дополнительных условий для компьютерного сопровождения традиционных и инновационных технологий обучения;

- повышение познавательного интереса учащихся к предмету;

- обеспечение дифференцированного подхода к изучению предмета;

- структурирование содержания образования и активизация базовых знаний;

- возможность реализовать на практике личностно-ориентированный подход к обучению;

- визуализация учебного материала [20, с. 189-190].

Благодаря тому, что интерактивный плакат обеспечивает создание целостно усваиваемой единицы информации, у учащихся появляется возможность одновременного изучения взаимно обратных действий и операций, сравнения противоположных понятий, одновременного их рассмотрения, сопоставления родственных и аналогичных понятий, а также сопоставления этапов учебной работы, способов решения поставленных задач и пр. [6, с. 50].

Исследователи  Justina O. Osa и Linda R. Musser разделяют интерактивные плакаты на четыре основные категории:

- иллюстрирующие явление и предмет;

- демонстрирующие процесс;

- отображающие различие похожих явлений;

-взывающие интерес и эмоции [19, с. 17].

Каждая из указанных групп плакатов соответственно выполняет ту или иную педагогическую функцию.

Плакаты, иллюстрирующие явление или предмет, имеют несколько возможностей применения. Их основное назначение – просто представить иллюстрацию чего-либо. Например, можно использовать плакат с изображением вулкана при изучении наук о Земле. В сфере изучения биологии пригодятся изображения пустынь и тропических лесов. Вторично эти же плакаты могут быть использованы в обучении, например, иностранному языку.

Плакаты также являются эффективным средством, иллюстрирующим процессы. Примерами могут стать плакаты с изображением круговорота воды – от дождя до реки, от океана к облакам, или плакаты с изображением процесса поступления еды от производителя к столу.

Третий тип плаката – это тот, который иллюстрирует похожие понятия, что позволяет пользователям видеть различия между подобными объектами. Примером такого типа плаката может быть плакат, показывающий традиции разных культур.

Последняя категория – плакаты, предназначенные для стимуляции воображения и интереса к теме, являются наиболее популярными. Обычно они встречаются в библиотеках. Основная цель этих плакатов – вдохновлять, а не обучать [19, с. 17].

В структуре интерактивного плаката выделяют, как правило, следующие элементы:

- иллюстрированный опорный конспект;

- многоуровневый задачник;

- набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;

- конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала);

- навигация.

Главное условие при этом заключается в гармоничном объединении указанных составляющих в единое целое (это может быть одна тема, один раздел и т.д.) [10].

В отличие от обычных полиграфических изданий, интерактивные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения, способным максимально визуализировать учебную информацию, что в свою очередь позволяет работать с ней на различных уровнях [11].

Е.П. Титовская отмечает, что используемый в образовательном процессе интерактивный плакат обеспечивает достижение важных результатов:

– создание условий для систематизации и обобщения учебного материала, а также вовлечение  обучающихся в процесс получения знаний и формирования способов действий за счет использования интерактивных элементов;

– обеспечение максимальной наглядности информации за счет использования различных мультимедиа;

– варьирование глубины проработки темы урока за счет структурирования и нелинейной подачи учебного материала [13, с. 57].

В.В. Шпак также отмечает, что интерактивные плакаты являются значимым образовательным средством, позволяющим педагогам решать одну из важнейших педагогических задач – вовлекать обучающихся в активную познавательную деятельность [16].

Ряд авторов отмечает, что широкое внедрение интерактивных плакатов в педагогическую практику позволяет расширить базу визуальных данных, что в свою очередь будет способствовать обмену большим количеством знаний [18, с. 319].

Создание и использование интерактивных плакатов в образовании является доступным в процессе преподавания любой дисциплины. Благодаря использованию данного информационного средства становится возможным обеспечение максимального эффекта обучения, развитие интереса обучающихся к определенной теме. Все это реализуется благодаря компоновке материала в более доступной и привлекательной форме, а также увеличения объема изучаемой информации, что в конечном итоге активизирует познавательную деятельность учащихся [15, с. 60].

В процессе разработки интерактивного плаката должны соблюдаться следующие критерии:

- соответствие тематики плаката теме урока;

- соответствие структуры подаваемого материала плану проведения урока, а также типу урока (изучение нового материала, комбинированный урок, обобщающий урок);

- понятность и логичность подаваемой на плакате информации, а также ее распределение на группы по содержанию и функциональному назначению;

- отображение на экране лишь той информации, которая обрабатывается пользователем в данный момент [15, с. 60-61].

Для эффективной разработки интерактивных плакатов O. Derkachova и S. Ushnevych рекомендуют педагогам четко формулировать концепцию будущего плаката, расставлять акценты (к примеру, можно ограничиться краткой биографией определенного автора с указанием произведений, рекомендованных для изучения). Далее необходимо выбрать ключевые моменты, представленные на плакате. Выбранный медиаконтент должен быть соответствующего качества, с тщательно обработанным текстовым материалом с возможностью трансформации в схемы и таблицы [17].

Выводы. Таким образом, интерактивный плакат является эффективным средством реализации прикладных педагогических методик. В отличие от других интерактивных средств обучения он обладает не только новыми способами представления учебной информации, но и предоставляет возможность перехода к более эффективным способам учебной деятельности обучающихся и формам ее организации. Что в свою очередь будет способствовать формированию учебно-познавательных компетенций у обучающихся. Использование интерактивного плаката как образовательного ресурса позволяет педагогам наглядно демонстрировать учебную информацию как при индивидуальной, так и при групповой работе, а также дает возможность самому педагогу активно участвовать в образовательном процессе.

Список  литературы

  1. Атрощенко С.А. Активизация познавательной деятельности студентов посредством интерактивного обучения / С.А. Атрощенко, Л.Ю. Нестерова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – №7–2 (26). – С. 49–51.
  2. Бугаева О.А. Роль интерактивных плакатов в повышении познавательной активности обучающихся [Электронный ресурс] / О.А. Бугаева. – Режим доступа: http://bugaevaoa.ucoz.ru/publ/rol_interaktivnykh_plakatov_v_povyshenii_poznavatelnoj_aktivnosti_obuchajushhikhsja/1-1-0-19
  3. Бычкова Н.В. Использование современных средств наглядности для формирования общекультурных компетенций у студентов среднего профессионального образования / Н.В. Бычкова  // Сфера культуры. – 2021. – №1(3). – С. 79-88.
  4. Визуализация как способ организации познавательной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/vizualizatsiia-kak-sposob-organizatsii-poznavateln.html
  5. Голубев О.Б. Дидактические особенности применения образовательной инфографики в учебном процессе / О.Б. Голубев, Ю.А. Горохова  // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – №3. – С. 134-138.
  6. Зуева Т.М. Применение интерактивных плакатов  / Т.М. Зуева, И.А. Юрченко // Интерактивная наука. – 2022. – №7 (72). – С. 50-51.
  7. Интерактивный плакат на уроках как средство погружения учащихся в активную познавательную деятельность [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedliceum.altai.ru/images/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82.pdf
  8. Кириллова О.С. Методические особенности использования мультимедийных интерактивных плакатов как многомерных дидактических инструментов при обучении иллюстрированию сказочной литературы / О.С. Кириллова, Н.Ю. Куликова, В.А. Полякова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – №6(129). – С. 40-46.
  9. Колмакова Л.А. Совершенствование учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональной образовательной организации на основе технологии визуализации учебной информации / Л.А.  Колмакова // Образование и наука. – 2015. – №6. – С. 50-62.
  10. Марущак О.В. Интерактивный плакат как возможность работы над смысловым чтением [Электронный ресурс] / О.В. Марущак. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/01/10/interaktivnyy-plakat-kak-vozmozhnost-raboty-nad-smyslovym
  11. Полякова В.А. Использование интерактивных плакатов на уроках изобразительного искусства [Электронный ресурс] / В.А. Полякова // Психология, социология и педагогика. – 2016. – №2. – Режим доступа: https://psychology.snauka.ru/2016/02/6376 
  12. Ромадина О.Г. Особенности создания и использования интерактивных плакатов в обучении математике и информатике / О.Г. Ромадина, М.С. Соловьева // Гуманитарные исследования Центральной России. – 2020. – №4(17). – С. 69-73.
  13. Титовская Е.П. Интерактивный плакат на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся / Е.П. Титовская // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. – 2020. – С. 57-61.
  14. Шаад И.Н. Интерактивное обучение как современное  направление активизации познавательной деятельности обучающихся  / И.Н. Шаад // Наука, техника и образование. – 2022. – №1(84). – С. 93-98.
  15. Шелевер Л.В. Интерактивный плакат как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики  / Л.В. Шелевер // Europeanscience. – 2022. – №1 (63). – С. 60-64.
  16. Шпак В.В. Использование современных интерактивных технологий обучения на уроках английского языка [Электронный ресурс] / В.В. Шпак // Современные инновации. – 2016. – №8(10). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-interaktivnyh-tehnologiy-obucheniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka/viewer
  17. Derkachova O. Use of interactive digital posters as an innovative learning technology in Ukrainian higher education (on the example of the course "Children's Literature and Methods of Teaching Literary Reading") / O. Derkachova, S. Ushnevych // Journal of Vasyl Stefanyk Precarpathian National University. 2022. – Vol. 9. –№ 1. – P. 101-111.
  18. Hakan Erpek. Interactive Poster / Hakan Erpek, Ali Doğan Bozdağ, Şükrü Boylu, Aykut Soyder // Meandros Med Dent J. – 2018.  – №19. – Р. 317-320.
  19. Justina O. Osa Musser The Role of Posters in Teacher Education Programs / Justina O. Osa, Linda R. Musser // Education Libraries. – 2004. – Volume 27. – № 1. – P. 16-21.
  20. Yanovskyi A.O. Feature of using interactive posters to improve learning efficiency / A.O. Yanovskyi, N.O. Zykova // International scientific conference. – 2021. – С. 188-191.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....

"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"

В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»...

«Систематизация методов и приёмов развития познавательных интересов обучающихся в период освоения профессии"

Проблема профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Именно профессиональная подготовка позволяет данным лицам наиболее полно раскрыть свои в...

Активизация познавательного интереса обучающихся методами игрового моделирования

Активизация познавательного процесса обучающихся методами игрового моделирования. Формы и методы игрового моделирования. Применение игрового моделирования на внеклассных занятиях и занятиях учебной пр...

Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".

Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....