Активизация познавательного интереса обучающихся методами игрового моделирования
статья на тему

Масленникова Ольга Николаевна

Активизация познавательного процесса обучающихся методами игрового моделирования. Формы и методы игрового моделирования. Применение игрового моделирования на внеклассных занятиях и занятиях учебной практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Активизация познавательного интереса обучающихся

методами игрового моделирования»

Мастер п/о Масленникова О.Н.

Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями − это игра. Особое значение приобретают игры для профессиональной и учебной деятельности.

То, что заинтересовывает обучающихся, всегда легче и лучше всего запоминается. Если предмет для обучающихся интересен, то работают они активно, без принуждения.

Из этого, конечно, не следует делать вывод, что нужно на уроках сообщать обучающимся только интересующий их материал. Мастер производственного обучения  должен воспитывать чувство долга, приучать выполнять и то, что неинтересно, но нужно.

Тем не менее, там, где возможно, надо стараться заинтересовывать обучающихся, добиваться, чтобы у них появился горячий интерес к работе, к изучаемому предмету, к самостоятельным занятиям.

В течение многих лет мастерами производственного обучения применяются все рекомендуемые методикой способы и средства преподавания. На уроках учебной практики используется наглядность, проводятся практические работы и т.п. Однако это не дает должного эффекта. Обучающиеся относятся к изучению курса формально, ограничиваются учебником, не читают дополнительную литературу, не проявляют активности в работе, горячего отношения к делу, к самостоятельности. Это и побуждает использовать элементы игры на уроках.

При изложении любого материала огромную роль играет познавательный интерес, который почти всегда можно вызвать. Существует множество приемов преподавания, которыми можно заинтересовать обучающегося: красочная, красивая речь мастера, демонстрация практических работ, проведение игр и т.д. Игра в этом перечне приемов преподавания выделяется особо. Так как обучающиеся в ходе игры получают или закрепляют информацию через практический и эмоциональный подход.

В среде игрового моделирования существуют несколько видов игр широко известных в обучаемом процессе:

  • организационно-деятельные игры, предусматривающие организацию коллективной работы. Мастер должен сделать группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого;
  • ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между теми, кто участвует в ее решении;
  • деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных ситуаций и процессов;
  • познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением, изучаемого в необычайный игровой момент.

Известно, что когда ситуация становится условной, мнимой, то она развивается по логике возможного. И тогда игра становится средством моделирования (на уровне понятия и на уровне действия) новых условий обучения.

Игра имитирует различные аспекты активности обучающихся и их взаимодействия. Поскольку игра самодостаточна, соединение понятий “игра” и “имитация” в таком, например, выражении как “имитационная игра” несет в себе противоречие. При имитации знаковым материалом помимо прочего являются обучающиеся. Имитация не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и открывает новые возможности.

Моделирование − это процесс исследования объектов на их моделях. Моделирование связано с тем, что любая игра − это модель жизни. Преимуществом игрового обучения является то, что негативные действия или неправильно принятые решения не ведут к катастрофическим последствиям для участников игры, но в тоже время дают опыт.

Необходимость формирования практических умений и навыков в режиме игрового взаимодействия требует соблюдения общих принципов, определяющих игровые технологии как самостоятельные методы моделирования.

Основными атрибутами методов игрового моделирования являются следующие:

  • игровое моделирование имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности;
  • участники игрового моделирования получают разнообразные игровые роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре;
  • игровые действия  регламентируются системой правил, поощрений;
  • контур регулирования процесса игрового взаимодействия включает в себя блоки: концептуальный, сценарный, постановочный, блок анализа, критики и рефлексии, блок оценивания работы участников игры и блок обеспечения информацией.

Многие современные программы и методики обучения включают в себя разнообразные ситуации, ролевые игры, упражнения, эксперименты и творческие задания. Именно практические задания, построенные на игровом моделировании дают возможность обучаемым перейти от пассивного потребления информации к активному участию в процессе познания. При интерактивном взаимодействии даже самые робкие и застенчивые обучающиеся становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой.

Игровое обучение в отличие от традиционного (лекция у доски) имеет целый спектр методологических преимуществ, связанных, прежде всего с развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с мастером производственного обучения.

В своей педагогической деятельности я использую такой вид игровой деятельности как ролевая игра. Мною было проведено ряд ролевых игр на уроках учебной практики:

«Суд над кисломолочными товарами» – это ролевая игра, где обучающиеся выступают в роли: товароведа, технолога молочного завода, обвинителя, судьи, биохимика, диетолога, продавца, покупателя и др. Они легко запоминали содержание выступлений друг друга и как следствие – области применения кисломолочных продуктов, способы их получения, ассортимент, товароведную характеристику. «Контрольная закупка» с проведением экспертизы качества товаров.

Огромную роль в развитии познавательного интереса, ее активизации, интереса и любви к предмету играют внеклассные мероприятия.

Самым распространенным методом проведения внеклассных мероприятий является игра.

При подготовке к проведению внеклассных мероприятий я придерживаюсь нескольких требований к игре: она должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности обучающихся, впечатления обучающихся, от того заинтересует ли их мой предмет как нужный для их профессии. На этом внеклассном мероприятии соревнуются две команды. Они готовят название, эмблему, девиз, приветствие. Структура мероприятия: приветствие, разминка, конкурсные задания, профессиональные загадки, реклама, конкурс капитанов, конкурс болельщиков. Задания подбираются с профессиональной направленностью.

Проведение  таких мероприятий в форме игры или с элементами игры способствуют активизации познавательного интереса у обучающихся. При подготовке к данным мероприятиям обучающиеся, прилагая массу усилий, учатся самостоятельности, инициативности, активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

Пути активизации познавательного интереса на занятиях физики

Рассмотрены различные методы для активизации познавательного интереса...

Игровые квест - технологии в рамках реализации ФГОС СПО как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

В статье рассмотрены новые подходы к организации процесса обучения, к выбору педагогических технологий в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов СПО нового поколения...

Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению иностранного языка.

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она   делает уроки радостными, творческими и коллективными. При использовании игр на уроке появ...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира

Выпускная квалификационная работа "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира"...