Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.
статья на тему

Жолтикова Наталья Владимировна

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные интересы обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология  как средство активизации познавательного интереса у  детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

Жолтикова Н.В., учитель истории и обществознания, ГБОУ школа  №580 Приморского района Санкт-Петербурга, Россия.

 «Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

                В.А.Сухомлинский

Постановка проблемы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» особое внимание обращает на создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, проживающих в малоимущих семьях и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
     В настоящее время актуальным направлением модернизации современного общего и специального образования выступает интеграция, понимаемая как предоставление права и возможности человеку с ограниченными возможностями здоровья участия во всех видах социальной жизни, в том числе образовании, наравне с остальными членами общества. Интегрированное образование - включение нетипичного ребёнка в среду нормально развивающихся сверстников в условиях обычной школы. [1]. 
      Причины отставания в развитии могут быть самые различные: наследственность, экология, социальные причины, связанные с неблагоприятными условиями воспитания. В условиях безнадзорности, например, может формироваться патологическое развитие личности по типу неустойчивости – неумение тормозить эмоции и желания. В условиях гиперопеки психогенная задержка психического развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, пассивности, отсутствии целеустремлённости и самостоятельности. 

В связи с особенностями развития дети с ограниченными возможностями здоровья в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, у них практически не происходит. Для учителя истории по организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

Постановка цели: Таким образом, использование игровых форм обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, испытывающих трудности в усвоении учебного материла, позволит учесть индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Использование  игр в учебном процессе способствует:

• формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;

• повышению самостоятельности;

• развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний.

Анализ основных исследований.

Общепедагогические теории личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, позволяющие создать комфортные условия для детей с различными возможностями, учитывая их индивидуальность, рассматривались в трудах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, В.П.Кащенко.
О необходимости обучения детей со школьными трудностями в специальных классах, а не школах писал В.А.Сухомлинский, аргументируя это следующим образом: «Учить и воспитывать таких детей надо в массовой школе: создавать для них какие-то специальные учебные заведения нет нужды. Исключительно важно то, чтобы находясь в атмосфере полноценной духовной жизни школы, недостаточно способный ребёнок никогда не чувствовал своей неполноценности» [2].

Образовательная практика, приняв личностно-ориентированный подход к учащимся как приоритетное направление в деятельности школы, начала поиск новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в интересах учащихся. Обучение в щадящих условиях по традиционным программами учебникам, безусловно, создавало в целом более благоприятные условия для слабоуспевающих детей, однако достижение учащимися успеха в развитии общих способностей к учению, в коррекции недостатков учебно-познавательной деятельности и речи, в нормализации эмоционально-волевой и личностной сферы возможно только при реализации в обучении принципов комплексного подхода к диагностике и коррекции, а также принципов развивающего обучения и индивидуализации обучения (Выготский Л. С, Занков Л.)[3].

Основное содержание. Игровая технология  многофункциональна.  Игрообучение (обучение, основанное на активных методах обучения) благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями.

Игра - путешествие: игра «Основание греческих колоний», игра  «Афины - греческая сказка» носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Эти игры развивают воображение, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, повышают информационную компетентность обучающихся.

Предметные игры: игра «Наряди куклу»: подобрать и нарисовать одежду для бумажной куклы. Задача играющего – одеть куклу, выделить предметы материальной культуры соответственно заданному периоду истории. Игра используется в 5 классе при проведении урока обобщения культурного наследия Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, Древней Индии, Древнего Китая и т.п. Использование игры «Одень куклу» позволяет учащимся глубже проникнуть в быт изучаемой эпохи, прочувствовать специфику того или иного исторического периода. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. У детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

 Ролевые игры: игра «Олимпийские игры в Древней Греции», «Мифы и легенды Древней Греции». Интеллектуальные игры привлекают много участников и зрителей, они познавательны, расширяют кругозор. При их подготовке повторяется пройденный материал, изучается дополнительная литература, создаются декорации, особый эмоциональный фон. При проведении сюжетно-ролевых игр развивается зрительная, слуховая память, артистичность, вырабатывается логика мышления, собранность. Эти игры развивают воображение, внимание, память, мышление, зрительное восприятие и составлять распространенное связное высказывание.

Игры с готовыми правилами: игра «От первой до последней буквы» строится по подобию «Поля чудес», игра « Пойми меня» (в группах, индивидуально), игра «Кто больше», игра «По цепочке» и др. требуют от школьника в увлекательной форме умения расшифровывать, разгадывать, запоминать сложные названия, а главное знать предмет. [9].

 Историческая реконструкция: игра «В греческом театре», игра «В древнем Танаисе» с 5- м классом - имитация жизни. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную. 

Игра – тест, игра - упражнение:

игра «Верю - неверю», игра «Продолжи  рассказ», игра «да» и «нет». Основанные на соревновании они побуждают учащихся к поиску необходимой информации, показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, подсказывают пути самосовершенствования, способность слушать другого человека, а значит, активизируют их познавательную активность.

Вывод. Практика показала, что уроки истории с использованием игровой технологии  делает  увлекательным учебный процесс, способствует появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера творчества и свободного выбора, появляется уверенность в своих силах, активизируется учебно-познавательная деятельность.

Таким образом, применение на уроках истории игровой технологии позволяет индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов, значительно повысить эффективность работы. Использование игры в учебно-воспитательном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у школьника,  развивает познавательную активность.


                                                     
Литература:

1.Годовникова Л.В. Интегрированное обучение в массовой школе: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – с. 36
2.Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: в 5 т. – Киев: Радяньска школа, 1979. – Т.1. – С. 92-93
3.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1996. № 6. с. 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

Статья по теме: Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках учебной практики.

Активизация обучающихся в процессе учебной практики способствует самостоятельному и творческому выполнению ими работ под руководством мастера производственного обучения. Сам процесс учебной практики н...

Статья на тему: «Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»

«Различные виды заданий, как форма активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственной практики»...

План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...

Критерии оценивания методов обучения и воспитания на уроках истории и обществознания.

Соответственно порядку аттестации кадров в приложении к экспертному заключению при аттестации на высшую категорию учитель на уроке должен продемонстрировать свои знания и умения в области методов обуч...

Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»

В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс  ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...

Методическая разработка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии 13249 "Кухонный рабочий" для уроков практической подготовке (учебная практика) по теме: "Ознакомление со столовой посудой на предприятиях питания"

Методическая разработка содержит виды посуды, используемой на предприятии питания, требования, предъявляемые к столовой посуде, классификация посуды по материалу....