Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.
статья по теме

Ноженкова Эльвира Александровна
Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что эта тема не менее актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл celostnost_processa_obucheniya.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУДОД «ДШИ №4»

Тема:

Целостность процесса обучения

 и воспитания

на уроках изобразительного искусства

 в условиях  Детской  Школы Искусств.

Отделение: «Декоративно – прикладное искусство».

Преподаватель: Ноженкова Эльвира Александровна.

 

Новосибирск  2012 г.

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях  Детской  Школы Искусств.

     Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро.

И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что эта тема не менее актуальна.

В общей сложности, за неделю передо мной проходят около 80 детей.(43-«подготовишки»,20-первоклассников, 2- ой, 3-ий, 4-ый классы). Каждый, со своим характером, со своими заботами. Ко всем, конечно, хочется найти свой подход, уделить как можно больше внимания, но все же, основной упор в работе делаю на первоклассников. Это тот контингент, с которым нам предстоит работать 8 лет, и не растерять его на протяжении этих лет. Набор в этом году очень хороший- 20 человек.(10- в утреннюю смену и 10- во вторую). По сути - два маленьких коллектива. И получается, что, наша школа не только организовывает детское сообщество, но и создает вокруг себя образовательную, педагогическую среду, которая именно образует, создает ОБРАЗ человека; помогает ребенку не только приобщиться к миру прекрасного и найти друзей, но и найти СЕБЯ, определить свое место в межличностном пространстве.  Ребенок должен совершить естественный путь к мастерству через накопление жизненного опыта: играя ,чувствуя ,размышляя ,воображая ,взаимодействуя, рефлексируя.

Л.С.Выготский блестяще окрестил искусство  «общественной техникой чувств» и утверждал, что  «...значение искусства,  в конечном счёте, сводиться к его воспитывающему действию…»

Если вспоминать  детскую психологию, классификацию сензитивных периодов (С.П.- оптимальные сроки развития сторон психики, в которые организм наиболее чувствителен к воздействиям окружающей среды) Д.Б.Эльконина, то 6-11 лет он называет – школьным.  Новообразованием этого периода является: появление чувства созидания, потребность в самостоятельном творчестве. Самый благоприятный, для нас, как учителей искусства период. И здесь очень важно грамотное педагогическое общение. Стили  общения могут быть разными:  

 *демократический (совместное решение)

  *авторитарный (нет свободы выбора)

  *либеральный (убеждение, уговаривание)

(Мы не рассматриваем такие стили общения, как: игнорирующий и непоследовательный)

Два аспекта педагогического общения:

  1. коммуникативная деятельность (отношение с учащимися)
  2. управление общением детей в коллективе

Самый сложный период – формирования детского коллектива пройден к концу 1-ой четверти. Распределились «роли» : в каждой группе  есть свои - «заводилы»,  свои  «тихони», «балагуры», «хвастуны» и т. д. Но ,самое главное, что они все – горят желанием творить! Дети хотят рисовать и делать все сразу: побыстрее и побольше. Так, что приходиться их притормаживать.

В первые недели , столкнулась с проблемой «завышенной самооценки» у многих учеников ,эдакая болезнь «вундеркизма».Перевоспитание пришлось начинать с первых уроков .Многие не приучены здороваться, вежливо обращаться к преподавателю, тихо разговаривать, убирать за собой рабочее место ит.д. Все это идет из семьи  .И хотя, в отличие от общеобразовательной школы(где контингент учащихся бывает очень пестрым) ,мы имеем дело с родителями заинтересованными в развитии своих детей, но проблемы остаются . Для того , чтобы их успешно решать – нужна диагностика.

Моим любимым методом диагностики психосоциальной адаптации детей являются рисуночные тесты:(«Рисунок человека» , «Моя семья», «Несуществующее животное»и др.).Как показывает опыт их применения, они весьма чувствительны к большому числу различных психологических особенностей:

-уровень общего умственного развития;

-уровень психомоторного тонуса, астения;

-повышенная эмоциональная лабильность или ,напротив, ригидность;

-тревожность(как личностная черта) и тревога( как состояние на момент обследования);

-страхи;

-агрессивность(физическая, вербальная, защитная агрессия);

-демонстративность;

-неудовлетворенность потребности в общении;

-аутизация, избегание общения;

-антисоциальные тенденции;

-отношение к сексуальной сфере;

-отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.

 Особенно - тест «Моя семья». Провожу его не только для себя ,но и обязательно  знакомлю с его результатами родителей. На родительском собрании обсуждали (по желанию самих родителей) детские работы. Для многих, что-то стало открытием в отношениях с ребенком, для кого-то - лишь подтверждением назревших проблем.(идет показ некоторых рисунков)Так, один мальчик нарисовал себя с очень большими глазами ,обведенными черным цветом ,что говорит о страхах ,переживаемых ребенком . Мама качает головой: «Да, мы с этой проблемой ходили к психологу». Вот девочка изобразила вроде – бы счастливую семью: мама, папа, дочь, сын ,даже котенок Пушистик…Но сразу замечаем, что младший братик девочки находится дальше от всех, за преградой(негативное отношение).Мама подтверждает, что дочка не любит брата ,ревнует родителей ,говорит: «Зачем вы его родили? что вам одной меня мало было?». А вот  кошки у них  дома нет! Но девочка нарисовала его и имя написала .Что ярко показывает недостаток тепла и внимания ,которого хочется ребенку. И так каждый рисунок - и свои проблемы. Чуть ли не в каждом рисунке, присутствует огромный телевизор - «член семьи»! Большинство детей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с родителями (и наоборот). Дефицит подлинного общения – одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объем ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом ,услышать и понять друг друга. Все эти проблемы ясно проступают в детских рисунках. Поэтому на занятиях , важной частью является общение (с учителем, между собой).В классе уже складываются свои традиции – поздравления с днем рождения: с маленькими подарками ,пожеланиями ,угощениями. Очень важна доброжелательная атмосфера в классе. Полностью согласна с Ш. Амонашвили, что «…воспитание строится по Закону Неповторимости: Каждый человек может быть Образ-ован только один раз…..Улыбка есть особая мудрость педагога.» Я использую демократический стиль общения ,и считаю, что «…педагогическая улыбка как духовное состояние учителя ,должна сопровождать его постоянно.  ….Это не значит , чтобы улыбка не сходила с лица педагога .А в том, чтобы сердцем почувствовать, кому, когда и какой улыбкой улыбнуться…»

     

      Кроме психологических особенностей моих учеников, тест выявляет и  художественные способности .Примерно 30% первоклассников со способностями выше среднего уровня (для данного возраста). Остальные - со средними способностями и даже ниже возрастных норм. Но у всех ребятишек , при этом , большое желание учиться .Поэтому внутри группы требуется постоянный  индивидуальный подход. (Показ образца ученика: городецкая роспись. Птица.  Этапы развития навыка). Также показывала эту работу  на родительском собрании, объясняла , что нельзя сравнивать детей друг с другом! Мы можем сравнивать ребенка только с самим собой,  его новые результаты с предыдущими, внимательно следя за его маленькими успехами, стимулируя и поощряя.

     Подводя итог, важно отметить, что процессы обучения и воспитания неразрывно связаны . Они  могут и должны гармонично осуществляться в стенах Детской Школы Искусств.

Литература:

1.Выготский Л.С. Психология искусства – М.; Искусство,1965.

2.Неменский Б. Мудрость красоты. – М.; Просвещение,1981.

3.Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.;Владос-Пресс,2003.

4.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.; Просвещение,1980.

5.Амонашвили Ш.А. Улыбка моя ,где ты?- М.; Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."

Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."Цель: обоснование современной  информационно  - коммуникативной технологи...

Разработка блока уроков изобразительного искусства по воспитанию любви к родной земле в системе дополнительного образования

  Уроки изобразительного искусства как никакие другие помогают учителю воспитывать детей в любви к людям, окружающему миру, в любви и преданности к своему Отечеству, то есть позволяют учит...

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства  Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью кото...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе "Павлово-посадский платок"

Данную презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского, а так же на занятиях по внеурочной деятельности и уроках технологии. Главная ценность...

Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.

Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....

Урок изобразительного искусства по теме: "Символы в орнаменте"

Открытый урок изобразительного искусства в 6 классе по теме: "Символы в орнаменте". Конкурс "Педагог года -2019" Нижневартовский район...

Учебная презентация "Планирование практической работы, критерии оценивания работ обучающихся на уроках изобразительного искусства"

Учебная презентация "Планирование практической работы, критерии оценивания работ обучающихся на уроках изобразительного искусства" к занятию по теме "Этапы урока изобразительного искусс...