Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.
статья по теме

Ноженкова Эльвира Александровна
Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что эта тема не менее актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл celostnost_processa_obucheniya.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУДОД «ДШИ №4»

Тема:

Целостность процесса обучения

 и воспитания

на уроках изобразительного искусства

 в условиях  Детской  Школы Искусств.

Отделение: «Декоративно – прикладное искусство».

Преподаватель: Ноженкова Эльвира Александровна.

 

Новосибирск  2012 г.

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях  Детской  Школы Искусств.

     Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро.

И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что эта тема не менее актуальна.

В общей сложности, за неделю передо мной проходят около 80 детей.(43-«подготовишки»,20-первоклассников, 2- ой, 3-ий, 4-ый классы). Каждый, со своим характером, со своими заботами. Ко всем, конечно, хочется найти свой подход, уделить как можно больше внимания, но все же, основной упор в работе делаю на первоклассников. Это тот контингент, с которым нам предстоит работать 8 лет, и не растерять его на протяжении этих лет. Набор в этом году очень хороший- 20 человек.(10- в утреннюю смену и 10- во вторую). По сути - два маленьких коллектива. И получается, что, наша школа не только организовывает детское сообщество, но и создает вокруг себя образовательную, педагогическую среду, которая именно образует, создает ОБРАЗ человека; помогает ребенку не только приобщиться к миру прекрасного и найти друзей, но и найти СЕБЯ, определить свое место в межличностном пространстве.  Ребенок должен совершить естественный путь к мастерству через накопление жизненного опыта: играя ,чувствуя ,размышляя ,воображая ,взаимодействуя, рефлексируя.

Л.С.Выготский блестяще окрестил искусство  «общественной техникой чувств» и утверждал, что  «...значение искусства,  в конечном счёте, сводиться к его воспитывающему действию…»

Если вспоминать  детскую психологию, классификацию сензитивных периодов (С.П.- оптимальные сроки развития сторон психики, в которые организм наиболее чувствителен к воздействиям окружающей среды) Д.Б.Эльконина, то 6-11 лет он называет – школьным.  Новообразованием этого периода является: появление чувства созидания, потребность в самостоятельном творчестве. Самый благоприятный, для нас, как учителей искусства период. И здесь очень важно грамотное педагогическое общение. Стили  общения могут быть разными:  

 *демократический (совместное решение)

  *авторитарный (нет свободы выбора)

  *либеральный (убеждение, уговаривание)

(Мы не рассматриваем такие стили общения, как: игнорирующий и непоследовательный)

Два аспекта педагогического общения:

  1. коммуникативная деятельность (отношение с учащимися)
  2. управление общением детей в коллективе

Самый сложный период – формирования детского коллектива пройден к концу 1-ой четверти. Распределились «роли» : в каждой группе  есть свои - «заводилы»,  свои  «тихони», «балагуры», «хвастуны» и т. д. Но ,самое главное, что они все – горят желанием творить! Дети хотят рисовать и делать все сразу: побыстрее и побольше. Так, что приходиться их притормаживать.

В первые недели , столкнулась с проблемой «завышенной самооценки» у многих учеников ,эдакая болезнь «вундеркизма».Перевоспитание пришлось начинать с первых уроков .Многие не приучены здороваться, вежливо обращаться к преподавателю, тихо разговаривать, убирать за собой рабочее место ит.д. Все это идет из семьи  .И хотя, в отличие от общеобразовательной школы(где контингент учащихся бывает очень пестрым) ,мы имеем дело с родителями заинтересованными в развитии своих детей, но проблемы остаются . Для того , чтобы их успешно решать – нужна диагностика.

Моим любимым методом диагностики психосоциальной адаптации детей являются рисуночные тесты:(«Рисунок человека» , «Моя семья», «Несуществующее животное»и др.).Как показывает опыт их применения, они весьма чувствительны к большому числу различных психологических особенностей:

-уровень общего умственного развития;

-уровень психомоторного тонуса, астения;

-повышенная эмоциональная лабильность или ,напротив, ригидность;

-тревожность(как личностная черта) и тревога( как состояние на момент обследования);

-страхи;

-агрессивность(физическая, вербальная, защитная агрессия);

-демонстративность;

-неудовлетворенность потребности в общении;

-аутизация, избегание общения;

-антисоциальные тенденции;

-отношение к сексуальной сфере;

-отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.

 Особенно - тест «Моя семья». Провожу его не только для себя ,но и обязательно  знакомлю с его результатами родителей. На родительском собрании обсуждали (по желанию самих родителей) детские работы. Для многих, что-то стало открытием в отношениях с ребенком, для кого-то - лишь подтверждением назревших проблем.(идет показ некоторых рисунков)Так, один мальчик нарисовал себя с очень большими глазами ,обведенными черным цветом ,что говорит о страхах ,переживаемых ребенком . Мама качает головой: «Да, мы с этой проблемой ходили к психологу». Вот девочка изобразила вроде – бы счастливую семью: мама, папа, дочь, сын ,даже котенок Пушистик…Но сразу замечаем, что младший братик девочки находится дальше от всех, за преградой(негативное отношение).Мама подтверждает, что дочка не любит брата ,ревнует родителей ,говорит: «Зачем вы его родили? что вам одной меня мало было?». А вот  кошки у них  дома нет! Но девочка нарисовала его и имя написала .Что ярко показывает недостаток тепла и внимания ,которого хочется ребенку. И так каждый рисунок - и свои проблемы. Чуть ли не в каждом рисунке, присутствует огромный телевизор - «член семьи»! Большинство детей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с родителями (и наоборот). Дефицит подлинного общения – одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объем ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом ,услышать и понять друг друга. Все эти проблемы ясно проступают в детских рисунках. Поэтому на занятиях , важной частью является общение (с учителем, между собой).В классе уже складываются свои традиции – поздравления с днем рождения: с маленькими подарками ,пожеланиями ,угощениями. Очень важна доброжелательная атмосфера в классе. Полностью согласна с Ш. Амонашвили, что «…воспитание строится по Закону Неповторимости: Каждый человек может быть Образ-ован только один раз…..Улыбка есть особая мудрость педагога.» Я использую демократический стиль общения ,и считаю, что «…педагогическая улыбка как духовное состояние учителя ,должна сопровождать его постоянно.  ….Это не значит , чтобы улыбка не сходила с лица педагога .А в том, чтобы сердцем почувствовать, кому, когда и какой улыбкой улыбнуться…»

     

      Кроме психологических особенностей моих учеников, тест выявляет и  художественные способности .Примерно 30% первоклассников со способностями выше среднего уровня (для данного возраста). Остальные - со средними способностями и даже ниже возрастных норм. Но у всех ребятишек , при этом , большое желание учиться .Поэтому внутри группы требуется постоянный  индивидуальный подход. (Показ образца ученика: городецкая роспись. Птица.  Этапы развития навыка). Также показывала эту работу  на родительском собрании, объясняла , что нельзя сравнивать детей друг с другом! Мы можем сравнивать ребенка только с самим собой,  его новые результаты с предыдущими, внимательно следя за его маленькими успехами, стимулируя и поощряя.

     Подводя итог, важно отметить, что процессы обучения и воспитания неразрывно связаны . Они  могут и должны гармонично осуществляться в стенах Детской Школы Искусств.

Литература:

1.Выготский Л.С. Психология искусства – М.; Искусство,1965.

2.Неменский Б. Мудрость красоты. – М.; Просвещение,1981.

3.Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.;Владос-Пресс,2003.

4.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.; Просвещение,1980.

5.Амонашвили Ш.А. Улыбка моя ,где ты?- М.; Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."

Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."Цель: обоснование современной  информационно  - коммуникативной технологи...

Разработка блока уроков изобразительного искусства по воспитанию любви к родной земле в системе дополнительного образования

  Уроки изобразительного искусства как никакие другие помогают учителю воспитывать детей в любви к людям, окружающему миру, в любви и преданности к своему Отечеству, то есть позволяют учит...

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства  Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью кото...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе "Павлово-посадский платок"

Данную презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского, а так же на занятиях по внеурочной деятельности и уроках технологии. Главная ценность...

Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.

Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....

Учебная презентация "Планирование практической работы, критерии оценивания работ обучающихся на уроках изобразительного искусства"

Учебная презентация "Планирование практической работы, критерии оценивания работ обучающихся на уроках изобразительного искусства" к занятию по теме "Этапы урока изобразительного искусс...

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе - "урок - путешествие""Удивительный мир искусства"...