Разработка блока уроков изобразительного искусства по воспитанию любви к родной земле в системе дополнительного образования
методическая разработка на тему

Коренченко Жанна Николаевна

    Уроки изобразительного искусства как никакие другие помогают учителю воспитывать детей в любви к людям, окружающему миру, в любви и преданности к своему Отечеству, то есть позволяют учителю воспитывать патриотов своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_k_rodnoy_zemle.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка блока уроков изобразительного искусства   по воспитанию любви к родной земле    в системе дополнительного образования

     Процесс патриотического воспитания учащихся , а другими словами, - любви к родной земле,-  средствами художественно-изобразительной деятельности предполагает, что  организация воспитательной работы должна обеспечить  высокий уровень сознания, активности учащихся в различных видах учебно-воспитательной деятельности, что становится возможным благодаря созданию необходимых педагогических условий.

   Основой воспитания подростков  должны стать  педагогические условия:

      гуманизация обучения, основана на постулате: каждая личность неповторима, каждый ребенок- маленький гений.

      интеграция различных видов искусства: музыки, литературы, истории, краеведения, элементов театрализации, живописи, графики и т.д.

      привлечение игровых технологий, интереса, как методов реализации педагогической свободы обучения.

   Для наиболее эффективной воспитательной работы   учитель на уроке использует следующие принципы обучения:

  • научности (изучение новых жанров и видов изобразительного искусства, знакомство с новыми произведениями искусства и художниками);
  • связи обучения с практикой (все новые знания и умения используем при рисовании);
  • систематичности (все планируется, выделяется главное- второстепенное);
  • доступности (от простого к сложному, от близкого к далёкому)
  • наглядности;
  • сознательности и активности учащихся.

Деятельность учителя  осуществляется по основным дидактическим принципам педагогики: учитывать  возрастные, индивидуальные особенности ребенка.

     В качестве средств изобразительного искусства можно использовать виды, жанры искусства, творческие приемы отражения действительности, которые включают  такие формы как гармония, пропорции, ритм, метафора, композиция, коллаж  и др., которые развивают учеников и решают нужные воспитательные задачи.

      В  данном блоке уроков изобразительного искусства  предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, слушание  музыки, работа над устным рассказом, роспись глиняных игрушек, изготовление батика, посещение выставок, музеев, проведение уроков на пленэре, чтобы детям все уроки были интересны.  Важно на уроках организовывать коллективную деятельность: выпуск стенных газет к праздникам и интересным событиям, создание панно после изучения новой темы и т.д.  Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее,  оценивая  действия  и поступки друг друга. При подготовке праздников, конкурсов, других мероприятий  застенчивые робкие дети преображаются в раскрепощенных, инициативных. Педагогу необходимо создать благоприятный психологический климат в классе, способствующий раскрепощению ребят.

      Если будут определены ближние и дальние цели, на занятиях будет создана ситуация творческого поиска и мотивов, деятельность детей будет продуктивной. Эффективнее будут развиваться такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.

    Уроки изобразительного искусства как никакие другие помогают учителю воспитывать детей в любви к людям, окружающему миру, в любви и преданности к своему Отечеству, то есть позволяют учителю воспитывать патриотов своей страны.

    Уроки искусства будут наиболее эффективны, если учитель хорошо подготовится к уроку, продумает каждую составляющую урок часть, подберёт научные материалы, наглядные пособия - репродукции, музыку, стихи, и, подготовленный, проведёт урок на одном дыхании. И дети будут удивлены и счастливы от соприкосновения с прекрасным, и всегда будут приходить на занятия, с интересом ожидая  новую встречу с искусством. О таком идеале мечтает учитель и ученик. Давайте будем так работать, чтобы все мечтания воплотились в жизнь. Я постаралась разработать систему уроков, чтобы дети как можно больше узнали об искусстве Тверской области,  о художниках из разных городов Тверской области,  о народных промыслах уже утраченных – и погрустили, или ещё существующих,- и порадовались. Я бы хотела, чтобы ученики погрузились в прошлые времена и научились уважать старых мастеров и их произведения. Пусть познакомятся и с современным искусством - например, искусством росписи по ткани, и удивятся, сколько ещё нового и интересного  впереди.

Блок уроков изобразительного искусства для  5 кл

п.п

   Темы уроков

Кол-во часов

1.

Беседа о любви к Родине, к своей Тверской земле, о мастерах нашего края.

         Вводный урок, который знакомит учащихся с Тверской областью, с её географическим положением, с большими и маленькими городами. Вспоминаем  людей, которые прославились в истории, которые защищали наши города во время войн, благодаря кому мы живём.

2.

Тверские художники. Н.Дочкин. В. Шумилов. Е. Зверьков.

        Пейзажи этих художников прославляют красоту нашего тихого края в разных состояниях, в разные времена года. Попробуем и мы нарисовать неброскую нашу природу, близкую сердцу и душе

3.

Знакомимся с Тверским художественным училищем. Художники- преподаватели и их творчество. М. Маршумов, В.Воеводина.

       Урок содержит элементы профориентации

4.

Урок, посвящённый Тверской матрёшке и игрушке.

      Знакомимся с мастерами фабрики игрушек.  Рисуем матрёшку, такую же скромную, как и наша природа. Придумываем эскиз деревянной игрушки, применяя воображение и реализуя свои желания.

5.

Г. Торжок. Золотное шитьё. Удивительны по красоте изделия Торжокских мастериц- сумочки, косметички, очечники, пояса, перчатки.  Попробуем шить кистью и золотой краской.

6.

Торжокская глиняная  свистулька. Изучаем узоры и технологию изготовления.  Слепим из глины, высушим, обожжем, и распишем! Чтобы всё тепло нашей души согрело глиняную птичку. Сделаем так, чтоб засвистела!

7.

 Бежецкие старинные вышивки. Вот это мастерицы! Древние символы солнца, коня, птицы, женщины рассказывают о любви к миру. Рисуем в графической технике тушью и пером.

8.

 Г.Лихославль. Глиняная посуда. Удобно, красиво и дёшево. Открылся цех по производству плошек, горшков, ваз, кувшинов на основе старого промысла, существовавшего до войны. И узоры старинные, традиционные - точка-семечко, линия-земля, волна-вода.

9.

Калязинские кружева. Учитель принёс домашние полотенца с краями-кружевами, а, оказывается, у всех в семье есть такие кружева. Рассмотрим и будем беречь музейную уже красоту.  И кистью можно тонко сплести растительный узор, вставить орнамент с животными и птицами.

10.

Конаковский фаянс. Расцвели пышными цветами чайники и чашки.

Рисуем праздничный натюрморт.

11.

Экскурсия в музей. Здесь можно увидеть старинную посуду, предметы быта, узнать названия древних вещей. Хранитель музея приготовил сюрпризы ученикам. Выполняем коллективную работу "Дом- полная чаша" в технике пластилиновой живописи.

12.

 Г. Андреаполь. Керамика. Придумывая  невиданные формы, развиваем фантазию. И посуду, и глиняные игрушки составляем в натюрморт.

13.

Г. Максатиха. Художник В. Крючков. Посещение выставки. Повторяем жанры искусства: портрет, пейзаж, религиозный жанр. Задумаемся над смыслом картин, композиций. Создаём свою картину мира.

14.

Кесовогорские мастера. А вы не знали? Много творческих людей в нашем районе. По соседству живёт бабушка, которая плетёт кружево. А через дом –бывшая учительница вяжет платья и кофты изумительной работы. А на другой улице дедушка умеет делать корзины из бересты и прутьев.

15.

Беседа «Знаменитые художники на Удомельской земле». Рассказ о поездке в Удомлю. Известные на весь мир художники работали совсем недалеко от нас. Что их удивило в Тверских землях? Рисуем композицию с людьми. Повторяем бытовой жанр.

16.

Г.Вышний Волочёк. Стекло Красного Мая. Сульфидное и цветное стекло. Гордимся Кремлёвскими звёздами. Рисуем натюрморт из стеклянной посуды.

17.

Урок на пленэре. Наброски деревьев. Деревья, как живые.

18.

Г.Весьегонск. Художник Николай Угрюмов. Удивительные одухотворённые пейзажи. Попробуем и мы нарисовать пейзаж на состояние, проникнемся и почувствуем душой деревья, поля и травы.

19.

. «Осенний пейзаж». Эскиз по - сырому. Продумаем, как расположить все предметы по правилам композиции. Повторяем ритм, уравновешенность, главное - второстепенное.  Не унывать, если всё растекается.

20.

Роспись ткани в технике свободный батик. Первая работа в технике батика -учимся быстро исправлять ошибки. Пейзаж в дымке. Добавляем изображения животных, птиц.

21.

Художник по ткани А.Бабаев. Обсуждаем репродукции росписи  по ткани. Пробуем придумать абстракцию, пятна, линии, продумываем колорит.

22.

Урок. Как стилизовать деревья. Учимся и мечтаем о следующей    работе.

23.

Эскиз осеннего пейзажа для росписи ткани. Роспись ткани в технике холодный батик. 2 урока – и мы мастера росписи по ткани.

Итого:

52ч

    Данный блок уроков  должен  способствовать выработке мышления  преемственности, уважения своего  национального наследия и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, а также уважению и открытости к другим традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

     Разработанные мною уроки реализуются в системе дополнительного образования детей в Детской школе искусств.

Дополнительное образование детей - это образование за

рамками основного образования, которое позволяет  учащемуся приобрести постоянную потребность в получении знаний и в приносящем удовлетворение творчестве, даёт как можно полнее реализовать себя, социально, профессионально, личностно самоопределиться.

     В системе дополнительного образования создаются условия для свободного выбора ребёнком видов деятельности, для выявления его интересов, потребностей и способностей. Ученик может выбрать программу нужного профиля, время для её освоения, преподавателя. В программе есть возможность изменения темы,  существуют большие, чем в общеобразовательной школе,  возможности для специальных видов творчества.

    Лучшим в  педагогике дополнительного образования детей, отличной от общеобразовательного обучения,  является личностно- ориентированный подход, что мотивирует ребёнка к творчеству, создаёт ситуацию успеха и признаёт право на ошибку, право на изменение своей возможности в самоопределении.

    Преподавание в системе дополнительного образования проходит с опорой на единство обучения, воспитания и развития, позволяет осуществлять воспитание без назидания, через творческую деятельность ребят, включенных в разнообразные занятия по интересам. И самое главное, можно осуществлять педагогику сотрудничества творческого учителя и ученика, другие современные технологии.

   Государство принимает меры, направленные на повышение уровня дополнительного образования, создаёт условия для достижения современного качества образования - разрабатывает программы, проводит конкурсы программ. Нацеливает на интеграцию основного и дополнительного образования, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Создаются максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."

Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."Цель: обоснование современной  информационно  - коммуникативной технологи...

Особенности воспитания в системе дополнительного образования

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации...

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

laquo;Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,  без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,  без духовности нет личности, без личности нет народа!&raqu...

«Разнообразие изобразительных техник и материалов, как средство развития художественной одарённости, в системе дополнительного образования»

В этой статье рассматриваются основные виды необычных техник изображения и материалов. Например: акварель по-сырому, с последующим отпечатком плёнкой или процарапыванием пластиковой картой, тра...

Технологическая карта урока Изобразительное искусство по теме "Богатыри земли русской"

Мотивация учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимание значимости предмета «Изобразительное искусство», выражение своих мыслей  с д...