«Разнообразие изобразительных техник и материалов, как средство развития художественной одарённости, в системе дополнительного образования»
статья

Лаптева Асия Тагировна

  В этой статье рассматриваются основные виды необычных техник изображения и материалов. Например: акварель по-сырому, с последующим отпечатком плёнкой или процарапыванием пластиковой картой, травление солью, рассыпание на влажный красочный слой остатков от грифелей, наточенных акварельных карандашей, рисование ладошками, пальчиками, рисунок с резервом, набрызг, диатипия, эстамп-оттиск, кляксография,  граттаж,   рисование поролоном, мозаика, монотипия,  коллаж из рваной  бумаги, рисование полусухой кистью, прикладывание кистей, разноообразных форм,  смешанные техники (прорисовывание гелевыми ручками, фломастерами), работа фломастерами с последующей размывкой,  заливка акварелью по прорисованной восковыми  мелками  бумаге и т. п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Разнообразие изобразительных техник и материалов,  как средство развития художественной одарённости,  в системе дополнительного образования»

Педагоги дополнительного образования: Лаптева А.Т.

ГБОУ ДОД ДДЮТ Московского района

и преподаватель МОБУДОД Пашская ДШИ

Ганиева Т.А.

                                                                                           

С-Петербург 2019 год.

                                                     Введение

      Общество давно заметило, что умственные возможности  людей неравны, а  что их различия часто проявляются уже в детстве. Но, к примеру, детская художественная одаренность и детское творчество стали предметом изучения психологии сравнительно недавно, изначально большее внимание привлекал процесс художественного творчества взрослых, его сущность и движущие силы.

    Жизненный путь людей, проявивших талант в искусстве, изучался с точки зрения биографических фактов, событии, ознаменовавших тот или иной период творчества. Но все гении были когда-то детьми, поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных  особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить  к усидчивости, трудиться, самостоятельно принимать решения.  Основная трудность выявления в детстве признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное,  относительно независимое от возрастного. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех других отношениях.

     Как было сказано выше: наша задача выявить и приумножить  способности художественно одарённых детей. Этому способствует использование на занятиях в системе дополнительного образования разнообразия средств, материалов и техник, а также подхода к ним.   Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, тем интереснее им заниматься творчеством, тем радостее проявлять себя, свою индивидуальность.  А, ведь, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.

     В этой статье описываются определённые приёмы и техники в работе с детьми, направленные на развитие их творческих способностей, с учётом многолетнего педагогического стажа.   

                                   

         С самого раннего возраста, дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения.

«В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично».  (Н. К. Величко)

       Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.

     Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.   Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.

       Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка».

  1. Понятие одарённости.

Под  одарённостью  мы понимаем системное, развивающееся в течение всей жизни, качество психической деятельности, которое определяет возможность достижения данным человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

А одарённым ребенком считаем того, кто отмечен яркими, очевидными, в ряде случаев выдающимися творческими достижениями (или имеет внутренние предпосылки для продуцирования таких достижений) в конкретном виде деятельности.

    2) Понятие художественной одаренности.

Художественная одарённость это вид одарённости, который подразумевает возможность достижения обучающимися высоких результатов в области художественного творчества, либо художественно-исполнительского мастерства, будь то литературная деятельность, музыка, живопись, театр и др. Этот вид одарённости своими особыми средствами,  поддается успешному развитию в системе дополнительного образования,  его целенаправленно формируют в специальных художественных школах, центрах, кружках, студиях.

   

     3) Обучение художественно одарённых детей в системе дополнительного образования.

 Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом индивидуальных склонностей.

    Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одарённых детей. Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.   Особенно благоприятные возможности дополнительного образования чётко проявляются в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одарённость которых уже начала раскрываться. В отличии от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создаёт условия для плодотворного освоения специальных умений. Здесь необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями и навыками роль средства, не подменяющего собою цель.

   В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития художественной одарённости, как единство и взаимодействие, интеграция искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Но очень важно не создавать у таких детей  «чувства исключительности»: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни и потому, что кружки и студии посещают не только особо одарённые дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

    Область дополнительного художественного образования очень значима для развития одарённого ребёнка, она подготавливает его к профессиональному пути в искусстве.

Разнообразные материалы и  техники -  как средство развития творческих способностей.

 

    Опыт  педагога дополнительного образования показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.

    Эти факторы   обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

    Рисование, лепка, коллаж как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением.

     Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на белом альбомном листе), Бумага может быть разного цвета и фактуры, а также разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать, а разнообразные цвет и фактура влияют на выразительность рисунков, коллажа, аппликации и ставят детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

     Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, мольбертами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д.   Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

     Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок, мифов, легенд. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Обязательно необходимо разнообразить и материалы.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

     Работа необычными, разнообразными материалами, в разных техниках, доставляет ребёнку особую радость и   наслаждение, т.к. позволяет соприкоснуться с миром запахов, красок, познать   его руками, глазами.

   Доступность использования разнообразных техник определяется возрастными особенностями детей, а также установленным, на основе различных методик и тестов, уровнем развития специальных способностей детей.

  В этой статье рассматриваются основные виды необычных техник изображения и материалов. Например: акварель по-сырому, с последующим отпечатком плёнкой или процарапыванием пластиковой картой, травление солью, рассыпание на влажный красочный слой остатков от грифелей, наточенных акварельных карандашей, рисование ладошками, пальчиками, рисунок с резервом, набрызг, диатипия, эстамп-оттиск, кляксография,  граттаж,   рисование поролоном, мозаика, монотипия,  коллаж из рваной  бумаги, рисование полусухой кистью, прикладывание кистей, разноообразных форм,  смешанные техники (прорисовывание гелевыми ручками, фломастерами), работа фломастерами с последующей размывкой,  заливка акварелью по прорисованной восковыми  мелками  бумаге и т. п.

    1  .   Возьмём, к примеру, технику «акварель по сырому».

-  Возраст: от 5 лет.

-  Средства выразительности: цвет, пятно, нежная, расплывчатая фактура.

- Материалы: плотная бумага, акварельные краски, кисти, пластиковый планшет или гладкий стол, тряпочка.

-  Способ получения изображения: бумага смачивается с обеих сторон и накладывается на гладкий планшет или  стол, растягивается, чтобы не было пузырей. По  влажной поверхности наносится изображения предметов, которые  в зависимости от количества воды расплываются сильно или чуть-чуть. Цвет берётся ярче, чем обычно с перспективой на высветление при высыхании. Таким способом можно рисовать практически всё: шерсть животных,  пейзажи с дымками и туманом, дождём, цветы и т. п.

    2  . Травление акварельного изображения солью.

-  Возраст: от 5 лет.

-  Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

-   Материалы: плотная бумага, акварельные краски, кисти, соль крупно и мелко зернистая, пластиковый планшет или гладкий стол.

-  Способ получения изображения: бумага смачивается с обоих сторон и накладывается на гладкую поверхность планшета или  стола, растягивается, чтобы не было пузырей, и по сырому наносится конкретное изображение или просто цветовые пятна, когда бумага немного подсыхает и становится матовой а не блестящей, разбрасывается соль, которая вытравляет цвет с бумаги, получается красивая фактурная поверхность, которая может быть чуть-чуть дорисована, исходя из фантазии ребёнка. Хорошо изображать таким способом пейзажи со снегом и дождём, цветы, камни и т. д.

     3. Выскребание акварельного изображения пластиковой картой.

-  Возраст: от 6 лет.

-  Средства выразительности: цвет, пятно, линия, штрих, фактура.

- Материалы: плотная бумага, акварельные краски, кисти, пластиковый планшет или гладкий стол, тряпочка, пластиковая карта.

-  Способ получения изображения: бумага смачивается с обоих сторон и накладывается на гладкий планшет или стол, растягивается, чтобы не было пузырей. По влажной поверхности наносится изображение. Потом пластиковой картой несколькими штрихами выскребается в нужных местах влажная краска. Таким способом можно рисовать деревья, поля с травами, волосы, ну и вообще применять в разных ситуациях.

  1. Акварель по-сырому, с последующим отпечатком стрейч-плёнкой.
  • Возраст – от 6 лет.  
  • Средства выразительности: фактурность акварельного отпечатка, переливы цвета, фантазийный образ.
  • Материалы: акварель, стрейч-плёнка, бумага, типа глянцевой, кисти.
  • Способ получения изображения: бумага смачивается, наносятся красочные акварельные слои либо свободно, либо в виде какого-то задуманного образа, и на непросохший красочный слой накладывается стрейч-плёнка, либо какие-то мягкие полиэтиленовые пакеты, создавая красивую фактуру, после какого-то временного перерыва ожидания, подсыхания работы, плёнка поднимается и полученное изображение с необыкновенной фактурой дорисовывается до нужного образа. Таким способом можно изобразить морозный пейзаж, деревья с красивой корой, морщинистое лицо, кожу динозавра, дракона и т. п., что подскажет фантазия ребёнка.

   5.   Заливка акварелью по прорисованной масляной или восковой пастелью поверхности бумаги.

   -  Возраст: любой

   -  Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

   -    Материалы: восковая или масляная пастель, плотная белая бумага, акварель, кисти.

   -   Способ получения изображения: ребенок рисует  мелками на белой бумаге. Затем заливает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Таким образом можно изобразить пейзаж с зимними, весенними оголенными деревьями, поле цветов, насекомых, шерсть животных, портреты людей и т. п. Особенно выразительно смотрятся работы прорисованные светлой яркой пастелью и залитые более тёмной насыщенной акварелью.

6.  Работа жесткой полусухой кистью.

-  Возраст: любой.

 - Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

-  Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

-  Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Хорошо изображать таким способом животных, птиц, ветки хвойных деревьев и т. д.

      7.  Рисование  пальчиками.

-  Возраст: от двух лет.

-  Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

-   Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

-   Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Можно изобразить бабочек, цветы, листья, деревья и т. д.

   

     8.  Рисование ладошкой.

-  Возраст: от двух лет.

-  Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

-  Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

-  Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Полученные отпечатки дорисовываются, превращаются в птиц, бабочек, медуз, цветы….

 

     9 .   Оттиск пробкой.

-  Возраст: от трех лет.

-  Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

-  Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

-  Способ   получения    изображения:    ребенок   прижимает   пробку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Можно получить орнаменты, узоры, изображения ковриков, платков и т. д.

     10.  Оттиск печатками из картофеля.

-  Возраст: от трех лет.

-  Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

-  Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

   

      11.  Оттиск поролоном.

-  Возраст: от четырех лет.

-  Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

-  Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

-  Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   поролон   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

      12.  Оттиск пенопластом.

-  Возраст: от четырех лет.

-  Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

-  Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

-  Способ   получения   изображения:   ребенок  прижимает  пенопласт   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

       13.  Оттиск печатками из ластика.

-  Возраст: от четырех лет.

-  Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

-  Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

-  Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   печатку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

      14. Оттиск смятой бумагой.

-  Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

-  Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

-  Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

  1.  Свеча с акварелью.

-   Возраст: от четырех лет.

-  Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

-  Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

     16.  Печать по трафарету.

 -  Возраст: от пяти лет.

 -  Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  -  Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

  -  Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

    17.   Печать с помощью поролонового валика и трафаретов из вырезанных из журналов изображений, листьев и других природных материалов.

-  Возраст: от пяти лет.

 -  Средства выразительности: силуэт, пятно, фактура, цвет.

  -  Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, валик из поролона, трафареты из вырезанных изображений журналов, листьев, веточек, травинок.

  -  Способ получения изображения: ребенок раскладывает трафареты на листе, прижимает валик к  штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

   18.  Монотипия предметная.

-  Возраст: от пяти лет.

-  Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

-  Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

-  Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Прекрасно получаются насекомые, особенно бабочки, листья, деревья и др.

   19. Кляксография обычная.

-  Возраст: от пяти лет.

-  Средства выразительности: пятно.

-  Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

-  Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

   20. Кляксография с трубочкой.

-  Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

-  Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

-  Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

   21. Кляксография с ниточкой.

-  Возраст: от пяти лет.

-  Средства выразительности: пятно.

-  Материалы:   бумага,   тушь   или   жидко   разведенная   гуашь   в   мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

-  Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее.   Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

   22. Набрызг.

-  Возраст: от пяти лет.

-  Средства выразительности: точка, фактура.

-  Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, или старая зубная щётка, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

-  Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

  23. Набрызг по трафаретам.

-  Возраст: от пяти лет.

-  Средства выразительности: силуэт, точка, фактура.

-  Материалы: бумага, тушь, жесткая кисть, или старая зубная щётка, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см), трафареты из листьев, веточек, цветов, изображений, вырезанных из журналов.

-  Способ получения изображения: ребенок раскладывает трафареты, набирает тушь на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой или пальчиком гладит щётку, смоченную тушью. Краска разбрызгивается на бумагу. После высыхания убираются предметы, служащие трафаретами и получается светлое силуэтное изображение на тёмном точечном фоне. По желанию можно дорисовать детали.

 

  24.  Отпечатки листьев и сухих веточек из гербария.

-  Возраст: от пяти лет.

-  Средства выразительности: фактура, цвет.

-  Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), сухие плоские веточки, цветочки из гербария, гуашь, кисти.

-   Способ  получения  изображения:  ребенок  покрывает листья и веточки красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  их  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок или веточка. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

   25. Акварельные мелки, карандаши.

-  Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

-  Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

-  Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

   26. Тычкование.

- Возраст: от пяти лет.

-  Средства выразительности: фактура, объем.

-  Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

-  Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

   27.  Монотипия пейзажная.

-  Возраст: от шести лет.

-  Средства   выразительности:    пятно,   тон,   вертикальная     симметрия, изображение пространства в композиции.

-  Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

-  Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На по­следнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 

     28. Граттаж чёрно-белый.

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, тон, декоративность.
  • Материалы: бумага, свеча, чёрная тушь, чёрная гуашь, широкая кисть (флейц), непишущая ручка или перо.
  • Способ получения изображения: ребёнок натирает поверхность листа свечой или белым восковым мелком, закрашивает поверхность смесью чёрной туши с гуашью и после просыхания процарапывает любые образы. Красиво выглядят в этой технике животные, птицы, декоративные цветы, насекомые, архитектура и т. п.

   29. Граттаж цветной.

-   Возраст: от 6 лет.

-   Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

  • Материалы: бумага, цветная масляная или восковая пастель, чёрная тушь, чёрная гуашь, широкая кисть (флейц), непишущая ручка или перо.
  • Способ получения изображения: ребёнок наосит на поверхность листа цветовые пятна пастелью, либо хаотичные, либо в виде радуги, либо в виде конкретного изображения, потом  закрашивает поверхность смесью чёрной туши с гуашью и после просыхания процарапывает  образы. Очень эффектная техника позволяет изображать всевозможные сказочные сюжеты: драконов, мифологических существ, экзотических птиц, лубочные картинки и т. п.

   30. Аппликация из рваной бумаги.

-    Возраст: от 5 лет.

-    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

-    Материалы: цветная бумага, журнальная бумага, фантичная и т. п., цветной картон для основы, клей ПВА, кисть щетина, фломастеры или карандаши, ручки для дорисовывания.

-    Способ получения изображения: ребёнок создаёт образ, намечает изображение и заполняет его кусочками оторванной им бумаги, приклеивает их, по желанию – дорисовывает мелкие детали.

    31. Коллаж из смешанных материалов.

-    Возраст: от 5 лет.

-    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

-    Материалы: куски ткани, гербарий, нитки, тесьма, цветная бумага, журнальная бумага, фантичная и т. п., цветной картон для основы, клей ПВА, кисть щетина, краски, фломастеры или карандаши, ручки для дорисовывания.

-    Способ получения изображения: ребёнок создаёт образ, намечает изображение на плотной основе-картоне, переносит на кальку, вырезает куски изображения из кальки, накладывает их на нужную бумагу, ткань, обводит, вырезает и наклеивает на основу с намеченным рисунком, по желанию – дорисовывает мелкие детали, дополняет сухими растениями из гербария, тесьмой и т. п.

  1. «Размытые фломастеры».
  • Возраст: от 5 лет.
  • Средства выразительности: линия, штрих, пятно, фактура.
  • Материалы: плотная бумага, фломастеры, кисть, вода.
  • Способ получения изображения: ребёнок наносит рисунок фломастерами, закрашивает неплотно и размывает кистью. Получаются переходы цвета от ярких оттенков до нежных полупрозрачных переливов, в некоторых местах сохраняются штрихи и линии, можно подчеркнуть снова фломастерами контуры и детали после высыхания.

  1. Блестящие гелевые ручки на тёмном фоне.
  • Возраст: от 6 лет.
  • Средства выразительности: контраст, линия, декоративность.
  • Материалы: чёрная или цветная бумага тёмных оттенков, гелевые ручки с эффектом блеска (золотые, бронзовые, медные, с блёстками, серебренные, белые и т. п.)
  • Способ получения изображения: рисунок наносится на тёмную поверхность, контур, который заполняется декоративными элементами, чередуется матовость чистой чёрной бумаги и блеска узоров. Под определённым углом зрения изображение светится металлическим блеском.

 

  1. Вырезывание из бумаги.
  • Возраст: от 12 лет.
  • Средства выразительности: силуэт, контраст, симметрия.
  • Материалы: плотная бумага для основы и тонкая для вырезания, маленькие ножницы, скальпель, доска.
  • Способ получения изображения: из сложенной пополам тонкой чёрной или светлой бумаги вырезается изображения предметов: деревьев кустов, бабочек и т. п. Разворачиваются и наклеиваются на плотную основу, контрастного цвета. Более взрослые дети могут вырезать изображение с помощью скальпеля. Получаются эффектные, декоративные, силуэтные изображения. Тематика –  любая.

     Можно было бы ещё много перечислять и описывать техники, но всё равно, что-нибудь пропустишь, тем более каждый день в работе с детьми изобретаются всё новые приёмы, техники и способы для развития художественной одарённости, да и сами дети, всегда что-нибудь новенькое придумают и разнообразят свою деятельность, и удивят педагога новыми возможностями, на то они и одарённые.

    Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить - детям будет сложно чему-то у него научиться. Поэтому, каждый день педагог должен работать над собой, развиваться творчески, искать новые подходы и удивлять детей, привлекая их внимание к прекрасному миру искусства, развивая и поддерживая в них желание творить, трудиться, добиваться результатов, идти к свой Великой цели, любить и беречь мир, а также создавать свой новый мир Красоты, Добра, Света и Счастья.

                                               Заключение.

     Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

     Заниматься развитием творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей одарённых детей важно не только для них, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи.          

      Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.   

     «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя».

         О.А.Куревина  (кандидат философских наук, доцент)

       И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения Гения. 

       Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей одарённых детей необходимо применять занимательные занятия, цель которых – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Применение необычных нетрадиционных техник, нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: «а вот пальчиком, да в краску!»

        Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.  Разнообразные необычные способы рисования, лепки, аппликации учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.

         Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача педагога и коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…

Список используемой литературы.

  1. Давыдова Т., «Рисуем ладошками» (детское творчество)/ Т.Давыдова,  

    И. Литошенко, Н.Терентьева, - М.: ООО «Стрекоза», 2010.

  1. Давыдова Т., «Рисуем пальчиками» (детское творчество)/ Т.Давыдова,

   И. Литошенко,-М.: ООО «Стрекоза», 2010.

  1. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  2. Лыкова И.А., Художественное воспитание, обучение и развитие детей 2-7лет,  «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова – М.: издательский дом  

«Карапуз-дидактика», 2007.

  1. Платонова С.М. «Одарённый ребёнок». Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011
  2.  Рузанова Ю.В., «Развитие моторики рук в нетрадиционной  

   изобразительной деятельности»/ Ю.В. Рузанова, -издательство КАРО

   Санкт-Петербург, 2002.

  1.  Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
  2. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.
  3. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.
  4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф., «Увлекательное рисование методом тычка с  детьми 3-7 лет»/ К.К. Утробина,  Г.Ф. Утробин, - Москва, издательство   «ГНОМ и Д» 2001
  5.  Фатеева А.А., Рисуем без кисточки / А.А.Фатеева; худож. А.А.Селиванов. -  Ярославль: Академия развития, 2007.

               Для статьи был использован материал с сайтов:

  1. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtml
  2. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/interesnyiy-pedagogicheskiy-opyit/news1404.html

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5518

Приложение

Примеры работ, выполненных  в различных техниках, воспитанников ДД(Ю)Т Московского района  и Пашской ДШИ.

  1. Черно-белый граттаж.

           Калмыкова Анна, 14 лет                       Романова Ирина, 13 лет

1.JPG      2.JPG

  1. Цветной граттаж

Будилина Анастасия, 10 лет            Росицкая Валерия, 13 лет

7.JPG    21.JPG

  1. Выскребание акварельного изображения пластиковой картой.   
  2.  «Акварель по сырому».

   Муравина Софья,  9 лет                           Мухсидинова Мария, 10 лет

13.JPG          10.JPG

  1. Блестящие гелевые ручки на тёмном фоне.

        Смышляева Светолика,  9 лет                Никитичева Антонина, 11 лет

3.JPG    5.JPG

  1. Монотипия

Владимиров Николай,  9 лет                   Ефремова Лидия, 6 лет

11.JPG    19.JPG

  1.    Набрызг,    8)   Отпечаток листьев.

Семёнова Ксения, 7 лет,  Рубцова Александра, 9 лет,    Сафронова Вика, 11 лет

12.JPG      16.JPG      24.JPG

  1.  Печать с помощью поролонового валика и трафаретов из журналов, листьев.  10)   Травление акварели солью

                Царёва Ирина, 12 лет                             Романова Александра, 14 лет

14.JPG      15.JPG

  1. Размывка фломастеров ,      11)     Аппликация из рваной бумаги

Лепнёва Екатерина, 9 лет                              Кулиева Лейла, 8 лет

17.JPG      9.JPG

  1.  Вырезывание,                                      13) Коллаж + вырезывание

       Ефремова Любовь, 13 лет                            Калмыкова Анна, 14 лет

6.JPG          20.JPG

  1.  Кляксография с трубочкой,                              15)         Сухая кисть.

                                         

 Слева – направо:

Клочева Татьяна,   13 лет,

Самсонова Кристина (10 лет) работает в технике: «Ниткография»

Рассохина Ксения, 10 лет

8.JPG  22.JPG  26.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Габсатарова И.Д. Направления развития системы дополнительного образования студентов

В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики проблемы подбора квалифицированных кадров и обеспечения развития их профессионального потенциала актуальны для любого хозяйствующего субъекта и...

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования".

Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный. В этой статье можно узнать об особенностях создания теневого театра для детей в доп. образовании. А также чем полезен теневой театр для ребе...

Разработка блока уроков изобразительного искусства по воспитанию любви к родной земле в системе дополнительного образования

  Уроки изобразительного искусства как никакие другие помогают учителю воспитывать детей в любви к людям, окружающему миру, в любви и преданности к своему Отечеству, то есть позволяют учит...

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Методическая работа как успешное развитие системы дополнительного образования

В статье анализируется методическая работа, как успешное развитие системы дополнительного образования. Ведущей  задачей является выработка системы, нахождение доступных и вместе с тем эффективных...

Реферат на тему "Зарубежные тенденции развития системы дополнительного образования детей на примере движения скаутов"

Реферат, в котором рассматриваются тенденции дополнительного образования в зарубежных странах на примере движения скаутов....

Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравст...