Главные вкладки

    Учебно-методический материал на тему:
    Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

    Трофимова Ольга Леонидовна

    Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

      Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

      Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении уроков следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

      Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы обучающихся, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_i_uprazhneniya_na_urokah_izobrazitelnogo_iskusstva.docx500.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    г. Санкт – Петербург

    ГБОУ СОШ №496

    Учитель ИЗО: Трофимова Ольга Леонидовна

    Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

      Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

      Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении уроков следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

      Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы обучающихся, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

      Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно- изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.         Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

      Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

      Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

    В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.

      Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

      Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

    По форме упражнения могут быть: 

    - изобразительными (рисунок, живопись, ДПИ);

    - устными (ответы по теоретическим вопросам);

    - письменными (анализ произведений искусства).

     Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия преподавателя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», обучающиеся перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.

      Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

     

      Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

      При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

      При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.

      Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса.

      Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность. С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

      Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

      Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

     На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач.

    Можно выделить следующие группы игр:

     - внимание;

     - развивающие глазомер;

    - тренирующие наблюдательность;

    - развивающие творческие способности;

    - воздействующие на эмоции и чувства;

    - раскрывающие личностные возможности ребенка.

      Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

    При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

    -соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

    -доступность для учащихся данного возраста;

    -умеренность в использовании игр на уроках.

     

     

    Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

    -ролевые игры на уроке;

    -игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);

    -игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

    -использование игры на определённом этапе урока (начало, середина,конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков; повторение и систематизация изученного);

    -различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

     Практическая часть.

    Игры и упражнения по цветоведению.

    Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

    1. Основные цвета.

    Предлагается набор различных цветов. Ребёнок должен точно и правильно найти три основных цвета (красный, жёлтый, синий).

    1. Составные цвета.

    Воспитанники получают карточки с примерами: надо найти сумму квадратов красного и желтого цвета; сумму кругов синего и желтого цвета; сумму треугольников красного и синего цвета.

    1. Какого цвета радуга?

    Закрепить у детей знания цветов радуги в их последовательности. Кто быстрее расставит правильно все цвета радуги.

    1. Тёплые и холодные цвета.

    Воспитанники делятся на две команды. Каждой команде выдаются конверты с цветными карточками в виде квадратов. Первая команда выбирает цвета для «постройки Солнечного города» (теплые цвета), другая – для «постройки Царства Снежной королевы» (холодные цвета).

    5. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

    Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета.

    Работу можно проводить фронтально, командами.

    6. Закрепление представлений о контрастных цветах.

    Выдаются карточки различные по цвету. В центре вырезана какая-нибудь фигура. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному.

    6. Очень проста и доступна игра в хлопки. Что это значит?
        Её можно проводить в начале урока для повторения любой темы. Например, повторим тёплые и холодные цвета. Учитель показывает карточки, различные по цвету. Дети должны хлопнуть в ладоши только при одной гамме цветов.
        Предложенные игры интересны для детей, доступны им. Они не требуют длительной подготовки для учителя, помогают детям быстрее усвоить новый материал и закрепить пройденный.


        Игры на развитие у детей чувства цвета

        7.    Цветное лото.
        Цель этого упражнения развивать у детей умение различать оттенки одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.

        8. Какие цвета использованы?
        Найти оттенки цвета по заданной картинке.

        Выполнить под картинкой полоски оттенков различных цветов.

    Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.

    1. Расширяем кругозор.

    * Чем художник пишет?

    А. Карандашом.               В. Углём.

    Б. Кистью.                       Г. Мелком.

    *  Каким бывает цвет?

    А.  Сытым.                        В. Насыщенным.

    Б.  Пресыщенным.            Г. Объевшимся.

         *  Как называется пейзаж, изображающий море?

    А. Марианна.                  В. Марина.

    Б. Мария.                         Г. Мэри.

    * Как называют художника, изображающего морские виды, жизнь моря?

    А. Мариец.                      В. Поморник.

    Б. Помор.                         Г. Маринист.

    * Как называют картину с изображением овощей и фруктов?

    А. Пейзаж.                       В. Натюрморт.

    Б. Портрет.                      Г. Шарж.

    * Как называется художник, специализирующийся в изображении животных?

    А. баталист.                    В.  Маринист.                

    Б. Анималист.                 Г. Пейзажист.        

    1. Художественные омонимы.

     

    Отгадай слово, имеющее два разных значения.

    • Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть).

    • Не только чудаковатый человек, но и подлинник художественного произведения. (Оригинал).

    1. Продолжите цепочку слов.

       Такое упражнение можно проводить в начале урока.

    Учащиеся должны   продолжить перечень, классификацию.

    Например: живопись, цвет, акварель, натюрморт и т.д.

    4. Объясните значение слова.

             Например: живопись – это.., пейзаж – это..

             Задания для повторения.

     Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.

    1. Блиц-опрос.

    Русская живопись.

    • В каком жанре написаны наиболее известные картины Ивана Ивановича Шишкина? (Пейзаж).

    • Кого написал художник Константин Апполонович Савицкий на известной картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу?» (Четырёх медведей).

    • Один из лучших пейзажей, какого художника называется «Золотая осень»? (Исаака Илларионовича Левитана).

    • Какому художнику принадлежит серия картин «Ярмарки»? (Борису Михайловичу Кустодиеву».

    • Жанр живописи, в котором прославился Орест Адамович Кипренский? (Портрет).

    • На какое дерево прилетели грачи на известной картине Алексея Кондратьевича Саврасова? (На берёзу).

    • Вид какой реки в лунную ночь запечатлел на своём знаменитом полотне художник Архип Иванович Куинджи? (Вид Днепра. « Ночь на Днепре»).

    1. Игра «Угадай».

               Учитель подбирает стихи-загадки. Учащиеся должны догадаться о

    каком произведении (предмете) идет речь. Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.

    В раме волны, бригантина –

    На стене висит… (картина).

    На картине видишь ты

    Вазу, яблоки, цветы,

    А не лес, не водоём.

    Как её мы назовём? (натюрморт).

    Когда-то был я очень мал

    И на обоях рисовал.

    Твердил я маме лишь одно:

    «Обои – это…!». ( полотно).

    Нарисую все я сказки,

    Мне помогут в этом..( краски ).

     

    Хоть поскрипывает мастер,

    Всё раскрасит нам…(фломастер ).

    И собаку, и павлина

    Слепим мы из.. (пластилина).

    Для рисунков наших дом

    Называется..(альбом).

    Попался в руки мне журнал.

    Добавил я волос к портрету,

    Потом усы пририсовал…

    А как назвать поправку эту? (ретушь).

    Стоит за кульманом чертежник.

    А перед чем стоит художник? (мольберт).

    Натянутый холст, краски, треножник –

    Пишет с натуры картину…(художник).

    2. Найти художника-автора картины.

           

               Учащимся раздают карточки с таблицей, в которой указаны фамилии

              художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с

              номерами.  Ученики заполняют таблицу.

       

    3. Отгадывание кроссвордов (составление).

         

      При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со   словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.

      Тематические кроссворды выполняют функции:

    • обучающую;
    • контролирующую;
    • творческую.

      При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.

     4. Викторина.

      Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы которой учитель готовит заранее. Так же можно провести игру «Путешествие в город Краскоград», используя специально подобранный материал. Например, на уроках ДПИ.

    Сюжетно-ролевые игры.

    Игра «Следствие ведут знатоки».

     По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщить «свидетели» - ученики класса.

    Игра – сказка  «Как Тит ложку искал». ДПИ.

      Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

         

    Заключение.

     

      В заключение можно отметить, что в основе игр и упражнений лежит принцип познания ребёнком учебного материала от ощущения через эмоцию, от ассоциации к анализу, а затем к творчеству.

       В связи с этим возникает актуальность в разработке игровых технологий для современной школы. Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных на уроках изобразительного искусства.

       Разнообразие приёмов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приёмы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активности, учебной мотивации учащихся.

    Приложения.

    1. Найди три основных цвета.

    2. Составные цвета.

    Решите примеры.

    1. Какого цвета радуга?

               Какие цвета лишние?

    i?id=8cf3952ce823872005d2813bf9def5ff&n=21

    4. Теплые и холодные цвета

    Теплые цвета.  «Солнечный город».

    СилаСвета Facebook

    Холодные цвета.  «Царство Снежной Королевы».

    1634572

    Упражнение  « Теплые и холодные цвета».

    Воспитанники делятся на две команды. Каждой команде выдаются конверты с цветными карточками в виде квадратов. Первая команда выбирает цвета для «постройки Солнечного города» (теплые цвета), другая – для «постройки Царства Снежной королевы» (холодные цвета).

    Формирование полноценного навыка чтения - Учебная литература

    5. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

    Подбор цветовой гаммы - достаточно ответственное занятие. . …

    Основные

    Дополнительные

    Производные цвета

    Упражнение «Основные, дополнительные, производные цвета».

    1. Раскрась «основные цвета».
    2. Раскрась «дополнительные цвета».
    3. Раскрась «производные цвета».

    Цветоведение. . Цветовой круг

    1. Закрепление представлений о контрастных цветах.

    Выдаются карточки различные по цвету. В центре вырезана какая-нибудь фигура. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному.

    134435_html_m638f2596

        8. Какие цвета использованы?
        Найти оттенки цвета по заданной картинке.

        Выполнить под картинкой полоски оттенков различных цветов.

    СилаСвета Facebook

    Холодные цвета.  Царство Снежной Королевы.

    1634572


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

    Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

    Игры и упражнения, используемые на логопедических занятиях

    Данный материал помогает в вформировании связанной речи при использовании игровой формы....

    Статья «Пособие в помощь для родителей» на отделении изобразительное искусство.

    Статья в помощь родителям и обучающимся на отделении Изобразительное искусство.Помогает понять основные задачи и требования предьявляемые на пленере....

    список игр и упражнений для тренинга , направленных на формирование коллектива

    упражнения и игры для формирования коллектива с подробным описанием и вариантами проведения. подходит как для учебного коллектива, так и рабочего  коллектива, команды....

    Игры и упражнения на переменах.Развитие творческих способностей.

    В студии керамики я часто провожу игры и упражнения с детьми 8-12 лет.    Упражнения несложные и их можно вполне выполнять в перерывах между занятиями, на переменах. Предлагаемые игровы...

    Реферат-доклад на педагогический совет школы искусств "Музыканты в творчестве Делакруа" Музыка и живопись (предмет: история изобразительного искусства).

    quot;Музыка может часто внушать глубокие мысли. Слушая её, я испытываю огромное желание творить"; "Эмоции, вызываемые музыкой, не могут сравниться ни с чем, она передаёт несравненные оттенк...