Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".
материал

Ниязиева Эльвина Сейрановна

Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

по теме самообразования:

«Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся»

Подготовила:

преподаватель информатики

Ниязиева Эльвина Сейрановна

Симферополь, 2022 г.

История возникновения (скорее, научного оформления и описания) метода проектов восходит ко второй половине ХIX в. Как известно, появился он в США и основывался он на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления» (Дж. И. Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая обучающимся учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Обучающийся тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.

В 20-х гг. ХХ в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода в Советской Росси В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, помогающих содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В этом плане особое внимание уделяется методу проектов, используемому в организации учебной деятельности учащихся. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. В данной работе рассматривается использование метода проектов на занятиях информатики. 

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

В информатике проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы – как правило, это компьютерная программа. Однако в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний студентов, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать студентов навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у обучающихся целостную картину мира. Проектная деятельность – один из возможных способов достижения указанных целей.

Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей.

Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Цели и задачи проектной деятельности:

  • контроль знаний и умений по пройденному материалу;
  • формирование в сознании студента информационной картины мира;
  • возможность работать с компьютером;
  • развитие умений поиска и обработки информации;
  • работа по новым технологиям;
  • развитее самостоятельности;
  • умение слушать и уважать мнения других обучающихся;
  • способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  • развитие исследовательских умений.

Работа над проектом развивает творческую активность студентов, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности обучающихся, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива. В процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности; умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных; умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию.

Контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей обучающегося, использование опыта студента и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения – это вовлечение студентов в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет преподавателю осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту, распределять обязанности в группах по способностям и интересам обучающихся.

В ходе проектирования преподаватель должен быть консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если студенты отошли от темы, обсуждает с ними этапы реализации проекта.

Трудности, которые могут возникнуть перед студентами в ходе выполнения проекта:

  • выбор темы;
  • постановка целей и задач проекта;
  • пути их решения;
  • сравнения полученного результат с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у обучающихся развиваются следующие способности:

  • коммуникативная – способность к общению;
  • проблемно-поисковая – способность решать жизненные вопросы;
  • рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.

В настоящее время требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетентности, в том числе и при изучении различных предметов.

Что такое метод проектов? Сейчас достаточно много литературы, где можно найти полную информацию о методе проектов, начиная с истории возникновения метода проектов и заканчивая технологиями использования и вопросами и проблемами, возникающими при его внедрении и применении.

Этапы выполнения проекта.

Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но негрубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: обучающиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи преподавателю необходимо помочь обучающимся определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль обучающихся при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем.

Работа над проектами проходит в несколько этапов:

  • Подготовка к работе над проектом.
  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задачи проекта.
  • Поиск информации различными способами.
  • Поиск иллюстраций.
  • Разработка структуры презентации.
  • Разработка дизайна кадров.
  • Подготовка к защите проекта.
  • Презентация проектов (защита).

Анализ проектной работы.

Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта.

Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто (ни преподаватель, ни студенты) не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится. Поскольку обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем (вопросов) и обучающиеся стремятся говорить все одновременно (особенно если это один из первых проектов), необходимо перед началом работы выбрать 1-2 человек – «секретарей» – для записи возникающих идей на доске. Этот этап длится 10-15 мин.

Этап 2. Выбор одной темы проекта.

Он довольно сложен для преподавателя, т.к. нужно подтолкнуть обучающихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей учебного заведения и того учебного материала, который должен быть внесен в проект по замыслу преподавателя. При этом преподавателю нельзя давить на обучающихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа. Выбор темы для проекта длится 15-20 мин. При проведении первого проекта преподаватель может сам указать тему, в этом случае первые два этапа опускаются.

Этап 3. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта.

Выбор методов и ресурсов. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк – это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. Если проект проводится впервые, обучающимся трудно осуществить выбор, поэтому обсуждение может проходить в форме «вопрос-ответ» (вопрос адресуется преподавателю). Обучение ведению дискуссии и принятию коллективного решения – сложная и кропотливая работа, поэтому этот вопрос заслуживает отдельного изучения. Задача «секретарей» – зафиксировать результат.

Форма презентации. Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно комбинировать. В любом случае презентация подготавливается обучающимися самостоятельно, с минимальной помощью преподавателя. Поскольку в конце обсуждения обучающиеся должны лишь называть выбранные методы работы, ресурсы и формы презентации, на весь этап отводится 15-20 мин.

Этап 4. Работа над проектом.

Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется преподавателем или группой («командой») преподавателей, исходя из календарно-тематического планирования предметов, включаемых в проект.

Преподаватель определяет также сроки промежуточного контроля. Основную работу обучающиеся могут проводить во время занятий. Основную работу над проектом можно проводить и во внеурочное время. В этом случае на каждом занятии отводится по 15 мин на организационные вопросы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 2 недель, максимум 3 недели.

Этап 5. Подготовка к защите проекта.

Включает в себя работы всей команды:

  • Оформление материала на стендах ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта).
  • Подготовка устной презентации проекта.
  • Подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы оппонентов.
  • Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта.

Этап 6. Презентация проекта.

Проводить презентацию можно как во время занятий, так и во внеурочное время.

Время, отводимое на каждый этап, не закреплено жестко. Преподаватель может попробовать провести проект с предложенной расчасовкой и в ходе дальнейшей работы определить оптимальное время. Однако одно можно сказать точно: если работа над проектом длится больше 3 недель, обучающиеся теряют к ней интерес, а это является самой грубой ошибкой преподавателя при организации проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта.

В результате выполнения работы у обучающихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности.

Большое достоинство проектной деятельности:

  • Умение работать в коллективе.
  • Брать ответственность за выбор решения на себя.
  • Разделять ответственность с другими.
  • Демонстрация энтузиазма.
  • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
  • Предоставление студенту свободы выбора темы, методов работы.
  • Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.
  • Не могут использовать чужой проект
  • Связь информатики с другими предметами и поиск информации за пределами учебного заведения.
  • Каждый студент понимает важность работы.

Правила успешности проектной деятельности:

  1. В команде нет лидеров. Все участники равны.
  2. Команда не соревнуется.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда преподавателя, активизирует познавательную деятельность обучающихся на занятии, будет способствовать повышению самостоятельности обучающихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важная способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время, интересам общего дела.

Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы обучающегося. Но каждое занятие не может быть ориентировано только на интересы обучающегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность обучающегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Какие результаты достигаются в ходе выполнения проектов.

Для учащегося:

1.Формируются и отрабатываются: 

  • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации.
  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство).
  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде.
  • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи.
  • Умение работать в группе, в команде.
  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.).

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.

5. Студент имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с преподавателем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех обучающихся, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен учебного заведения стать успешной, творческой, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для учителя:

1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества.

2. Преподаватель имеет возможность создать банк студенческих работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на занятиях, на мероприятиях.

3. Повышается уровень преподавателя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.

4. Преподаватель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма преподавателя. 

На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для студентов превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

В результате обобщения опыта по проблеме использования метода проектов на занятиях информатики можно сделать следующие выводы: 

1. Необходимость применения метода проектов в образовательном процессе обусловлено тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной деятельности.

2. Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у обучающихся.

3. Применение метода проектов даёт результаты на всех этапах обучения.

В целом метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию обучающихся, уровень самостоятельности студентов, общее интеллектуальное развитие, способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

Список использованных источников

1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.

2. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 класы – М.: ВАКО, 2011. – 288 с.

3. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009. - 432 с.

4. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интеллект-Центр». 2008 – 96 с.

5. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Программная и методическая поддержка курса ИИТ. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом

Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....

Использование метода проектов на занятиях по Информатике и ИТ

Студентам дается задание собрать материал на тему: "Наша будущая профессия" (в данном случае материал по их специальности "Сестринское дело", "Стоматология ортопедическая") - это может быть и видео ма...

Использование метода проектов на занятиях по Информатике и ИТ

Студентам дается задание собрать материал на тему: "Наша будущая профессия" (в данном случае материал по их специальности "Сестринское дело", "Стоматология ортопедическая") - это может быть и видео ма...

"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"

В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....

«Систематизация методов и приёмов развития познавательных интересов обучающихся в период освоения профессии"

Проблема профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Именно профессиональная подготовка позволяет данным лицам наиболее полно раскрыть свои в...

Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".

Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....