ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - ПРОЕКТ на тему: "Нетрадиционные формы обучения на уроках ОБЖ в средних классах школы"
проект на тему

Смирнова Светлана Михайловна

Цель:  разработать нетрадиционные формы  уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Задачи:

1) Изучить методическую и педагогическую литературу по данному  вопросу.

2) Раскрыть сущность нетрадиционных форм обучения.

3) Определить виды нетрадиционных уроков и возможность их использования на уроках «Основы безопасности  жизнедеятельности».

4) Разработать разнообразные виды нетрадиционных уроков по предмету «Основы безопасности  жизнедеятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gogina_zhanna_diplom.docx73.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известны. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.

Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Цель:  разработать нетрадиционные формы  уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Задачи:

1) Изучить методическую и педагогическую литературу по данному  вопросу.

2) Раскрыть сущность нетрадиционных форм обучения.

3) Определить виды нетрадиционных уроков и возможность их использования на уроках «Основы безопасности  жизнедеятельности».

4) Разработать разнообразные виды нетрадиционных уроков по предмету «Основы безопасности  жизнедеятельности».

1. Понятие нетрадиционных форм обучения

Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач.[13;67]

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

Второй подход  трактует нетрадиционные формы урока как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать нетрадиционные формы урока как формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” (от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка). По мнению О.В. Трофимовой: “...сам термин “нетрадиционная форма урока” [17;143] требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Коменского, является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный”. В учебном пособии  Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, [13;15] уроки- речевые игры, уроки-игры типа “Поле чудес” и т. д. Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу.

2. Виды нетрадиционных уроков

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.

Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок – блок, урок – «дублер начинает действовать» и т. д.

Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.

Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно – культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок – сюрприз и т. д.

Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн - ринг», диспут и т. д.

Интегрированные уроки.

Трансформация традиционных способов организации урока: лекция – парадокс, парный опрос, экспресс – опрос, урок – защита оценки, урок – консультация, урок – практикум, урок – семинар и т. д.

В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

- Уроки творчества: урок изобретательства, урок – выставка, урок – сочинения, урок – творческий отчет и т. д.

- Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок – общественный смотр знаний, урок – диспут, урок – диалог и т. д.

- Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д.

- Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок – бенефист, урок – исторический обзор, урок – портрет и т. д.

- Театрализованные уроки: урок – спектакль, урок воспоминаний, урок – суд, урок – аукцион и т. д.

- Игровые уроки: урок – деловая игра, урок – ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и т. д.

- Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок – консультация и т. д.

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков, являются:

1.Уроки - деловые игры

2.Уроки - соревнования

3.Уроки типа КВН

4.Компьютерные уроки

5.Уроки с групповыми формами работы

6.Уроки взаимообучения учащихся

7.Уроки - аукционы

8.Уроки-зачеты

9.Уроки - формулы

10.Уроки - конкурсы

11.Уроки - обобщения

12.Уроки - игры

13.Уроки семинары

14.Уроки – «круговая тренировка»

15.Уроки – игры «Поле чудес».

3. Подготовка и проведение нетрадиционных уроков

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемыми.

Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.[8;83]

Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

Отметим, что слишком частое обращение к подобными формами организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету и учебе. При разработке интегрированных уроков целесообразно объединять усилия разных учителей – предметников.

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

Замысел.

Организация.

Проведение.

Анализ.

1. Замысел.

Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

- определение временных рамок;

- определение темы урока;

- определение типа урока;

- выбор класса;

- выбор нетрадиционной формы урока;

- выбор форм учебной работы.

Определение временных рамок.

На этом этапе следует определить:

- время проведения нетрадиционного урока;

- время подготовки.

Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа)

Или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.

Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от :

-выбранной формы;

-целей урока;

-умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.

Если цель урока – проверить знания и умения учащихся в решении задач по пройденной теме, то основные усилия будут направлены на подборку соответствующих задач и упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока расширить представления школьников по изученной теме, показать связь математики с разными областями человеческих знаний, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала, в частности, на работу с дополнительной литературой.

Определение темы урока.

Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.

Определение типа урока.

Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями – как защиту оценки, зачет – практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) – как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

2.Организация и проведение уроков с использованием нетрадиционных форм обучения

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

3.Анализ.

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).

Анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти); при желании можно проводить двойной анализ (в разное время).

Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.

4.Заключение.

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:

- хорошее знание предмета и методики;

- творческий подход к работе, изобретательность;

- осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе;

- учет собственного характера и темперамента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, развивающую творческие способности. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, их необходимо сочетать с другими формами обучения, главное помнить: не форма определяет содержание, а содержание определяет форму урока.

       Предмет основы безопасности жизнедеятельности имеет большую практическую направленность, и связь с жизнью использование нетрадиционных форм обучения позволяет приблизить теорию и практику, теоретические знания и практические умения к реальной жизни.

ПРОЕКТ «ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СРЕДНИХ КЛАССАХ»

1. Урок - игра "Кто хочет стать водителем?" (5 класс)

Тема: «Дорожная безопасность».

Цели:

  1. Образовательная: закрепить знания учащихся о безопасности на дорогах.
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, необходимое в опасных ситуациях.
  3. Воспитательная: воспитывать негативное отношение к несоблюдению правил дорожного движения.

Оборудование: "Дорожные знаки», «Дорожная разметка» , интерактивная доска.

Ход урока

Учитель: Сегодня наш урок пройдет в форме игры "Кто хочет стать водителем", по теме дорожная безопасность.

Учитель объясняет правила игры. Игра состоит из отборочного тура и финала.

Кто из учащихся не прошел отборочный тур, становится зрителем.

Вам предстоит выбрать правильный ответ, для прохождения в следующий тур. Каждому задается вопрос, на который дается ответ.

1 тур. Так как вас 15 человек задается каждому по 5 вопросов.

  1. Какой из знаков разрешает пешеходам  переход проезжей части?

а) знак – а

б) знак - б

в) знак - в

г) знаки, б и в

2. Какой из знаков изображенный в первом задании предупреждает водителей о пешеходном переходе?

а) знак - а

б) знак - б

в)  знак - в

г) знаки, а и б

д) три знака

3. На каком из знаков изображена дорожная разметка, применяемая для обозначения пешеходного перехода?

1) -а

2) -б

3) -в

4) -а и б

4. Когда можно выходить на проезжую часть для посадки в трамвай при отсутствии приподнятой посадочной площадки?

а) при приближении трамвая

б) после полной остановки трамвая

в) когда трамвай приближается к остановке, при отсутствии других движущихся транспортных средств.

5. Какие из знаков (в вопросе 1), устанавливаются перед пешеходным переходом?

а) знак - а

б) знак - б

в)  знак - в

г) знаки, а и б

д) три знака

Подводятся итоги первого тура. Кто из учащихся не прошёл первый тур, становится зрителями. Учащиеся, правильно ответившие на вопросы переходят в следующий тур.[6;29]

2 тур. "Безопасность велосипедистов"

Каждому ученику задается по задаче.

1. Велосипедист подъехал к перекрестку двух одинаковых дорог, перед которым нет никаких знаков. По пересекаемой дороге справа от него к перекрестку подъехал автомобиль. Водитель, какого транспортного средства имеет право первым проехать перекресток?

а) велосипедист

б) водитель автомобиля

2. Велосипедист подъехал к перекрестку, перед которым установлен знак. Слева к этому перекрестку подъехал автомобиль. Кто имеет право первым проехать перекресток?

а) велосипедист

б) водитель автомобиля

3. Велосипедист подает сигнал рукой, вытянутой вправо. Что означает этот сигнал?

а) поворачиваю налево

б) поворачиваю направо

в) останавливаюсь

4. В каких случаях велосипедисту разрешается покидать крайнюю правую полосу проезжей части?

а) для объезда

б) в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.

5. С какого возраста велосипедисту разрешается ездить по дорогам?

а) с 12 лет

б) с 14 лет

в) с 16 лет

6. Каковы должны быть действия велосипедиста, если перед перекрестком установлен этот знак?

а) если нет машин, проехать перекресток без остановки

б) остановится у стоп - линии, а если её нет перед краем перекрестка проезжей части и уступить дорогу транспортному средству движущегося по дороге.

7. Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде?

а) разрешается

б) запрещается

в) разрешается перевозка детей до семи лет на специальном сидении.

г) разрешается перевозка детей старше семи лет на заднем специальном оборудованном сиденье.

8. К светофору с дополнительной секцией справа одновременно подъехали: по крайней левой полосе проезжей части - легковой автомобиль подающий сигнал поворота налево, по средней полосе - грузовик  и по правой полосе- велосипедист намеревающийся повернуть на право. На светофоре включен зеленый сигнал основной секции. Сигнала дополнительной секции светофора нет. Кому разрешено движение?

а) всем

б) водителям легкового и грузового автомобиля

в) водителю грузовика и велосипедисту

9. При какой ширине проезжей части велосипедист может, повернут налево не слезая с велосипеда.

а) если на проезжей части не больше одной полосы в каждом направлении.

б) не больше двух полос в каждом направлении

Подводятся итоги второго этапа.

Учащиеся прошедшим первый и второй тур. Продолжают  играть.[6;30]

3 тур. "Безопасность езды на мотоцикле и мопеде"

1. Разрешается ли перевозка пассажира, в том числе и ребенка, на заднем сидении мотоцикла?

а) да

б) разрешается до 7 лет

в) разрешается перевозить пассажира двенадцати летнего возраста

г) запрещается

2. Нужно ли при движении на мопеде включить фару в дневное время?

а) нужно

б) не нужно

3. Разрешается ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?

а) разрешается

б) не разрешается

4. Разрешается ли первоначальное обучение езде на мопеде на дорогах общего пользования?

а) разрешается только на дорогах с движением

б) не разрешается

5. Относится ли мопед к механическим транспортным средствам?

а) да

б) нет

Выявляется финалист. У финалиста в финале 4 вопроса, одна подсказка учащихся.[6;33]

1. Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед?

а) правилам для водителей

б) для пешеходов

2. Велосипедист подает сигнал правой рукой, вытянутой вверх. Что обозначает этот сигнал?

а) поворачиваю налево

б) поворачиваю направо

в) остановлюсь

3. По какой полосе проезжей части можно ехать на велосипеде?

а) по любой свободной полосе

б) не выезжая на крайнюю левую полосу

в) по крайней правой полосе

4. Какие грузы запрещаются перевозить на велосипеде и мотоцикле?

а) всякие грузы

б) грузы весом более десяти килограмм

Итог игры: все ученики за участие получают оценки четыре, а финалист - пять. Интерактивная доска.

2. Урок - викторина (5 класс)

Тема: «О чем говорят дорожные знаки? Правила безопасного поведения на дорогах».

Цели:

  • Образовательная: обобщить знания учащихся о правилах дорожного движения, дорожных знаках и правилах безопасного поведения на улицах и дорогах.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, речь, внимание.
  • Воспитательная: воспитывать негативное отношение к несоблюдению правил дорожного движения.

Оборудование: дорожные знаки, конверт с рисунками четырёх машин, кроссворд, пронумерованные буквы.

Ход урока

Урок проводится в форме игры. Дети делятся на 2 команды методом жеребьевки.

  • Команды выбирают капитана, определяют свое название (например, «пешеходы», «водители», «пассажиры» и т.д.).
  • Учитель раздает капитанам команд сигнальные карточки. Пока учитель читает задание (общее для всех), участники внимательно слушают, затем совещаются и при готовности отвечать капитан команды, поднимает сигнальную карточку. Какая команда первая поднимает карточку, та и отвечает. В случае выкрика игроков команды без поднятия сигнальной карточки, задание для участников данной команды отменяется, даже если ответ был верным. В этом случае ответ предоставляется другим командам. Выигрывает та команда, которая набрала больше очков за правильные ответы. В качестве жюри выбираются 3 ученика, которые успешно занимались по данной теме. В процессе игры жюри ведет счет, следит за поднятием карточек, помогает учителю в организации и проведении заданий.

Решение ситуационных задач командами:

  1. Лиса Алиса и кот Базилио похитили Буратино. Заметая следы, они подстроили опасности на дороге. Чтобы предупредить друзей об опасностях, Буратино расставил дорожные знаки. Определите, какие опасности подстерегают друзей Буратино по дороге.
  2. Грузовик устал в дороге и перепутал все знаки. Определите, какие знаки подскажут грузовику, где он сможет привести себя в порядок.(Вывешиваются разные знаки, среди которых правильные- "Автозаправочная станция", "Техническое обслуживание автомобилей","Мойка автомобилей".)
  3. Дядя Федор, почтальон  Печкин и кот Матроскин  ехали в деревню. Вдруг у Матроскина  поднялась высокая температура. Какой знак на дороге обозначает оказание первой медицинской помощи больному?

Вывешиваются различные знаки, среди которых один правильный - "Пункт первой медицинской помощи".

4. Внимание! Внимание!

Продолжается соревнование!

Вот знаки дорожные-

Простые и сложные.

Кто знает больше знаков?

Команды отвечают по очереди.

5. К доске приглашаются от каждой команды по одному участнику.

  • Найдите лишний знак. На доску вывешиваются знаки одной группы. Среди них есть один "лишний". Игроки должны определить этот знак.
  • Какие знаки необходимо знать водителю, а какие - пешеходу?

Вывешиваются знаки, игроки определяют их.

Загадка.

Два братца убегают,

Два догоняют.

Как их зовут?

(Колёса)

6. Кроссворд.

Каждой команде дается кроссворд. Выигрывает та команда, которая первой назовет ключевое слово.

  1. "Домик", где живет машина?
  2. Лицо, управляющие каким- либо транспортным средством?
  3. Канава для отвода воды с дороги?
  4. Трехглазый командир перекрестка?
  5. Место, где машины принимают душ?
  6. Какое слово в переводе с французского означает "дорога для пешеходов"?
  7. Одна из трех главных частей дороги?
  8. Что находится внутри колеса?
  9. Дорожное покрытие?
  10. Что водители называют "баранкой"?

7. "Собери автомобиль".

Нарисованный на картоне автомобиль режется на части и кладется в конверт. Количество автомобилей равняется числу команд. Команды получают конверты, которые открывают после чтения задания и командного сигнала. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.

Подведение итогов.

В качестве призов детям раздаются эмблемы с изображениями пешеходов, дорожных знаков.

Выставление оценок.

3. Урок - КВН (6 класс)

Тема: Рыбная ловля и охота.

Цели:

  • Образовательная: систематизировать знания учащихся о значении рыбной ловли и охоты, научить в условиях вынужденной автономии правилам приготовления пищи.
  • Развивающая: развивать мышление, речь, внимание, расширять кругозор, воображение.
  • Воспитательная: воспитывать коллективизм.

Оборудование: ножницы, листы, цветные карандаши, учебник.

Во время подготовки к уроку класс делится на 2 команды

Ход урока

Звучит музыка из КВН

Ведущий - учитель, жури из состава учащихся.

Учитель: сегодня урок пройдет в форме КВН.

Тема игры: «Рыбная ловля и охота».

1. Представление команд.

Команды представляют:

- название команды

- девиз

- эмблему

- песня  

На подготовку представления своей команды отводится  10  минут.

Пример:

Название -  « Охотники»

Девиз: мы ребята просто класс охотники зовут всех нас .                                  песня:

Не кочегары мы не плотники,

Но сожалений горьких нет, как нет

А мы охотники, охотники

И всем вам шлем привет

Название - «Рыболовы»

Девиз: мы ребята удалые рыболовы мы крутые.

Песня:

Антошка, Антошка  пойдем ловить рыбёшку – 2 раза

2 Разминка

 Вопросы по теме «Рыбная ловля и охота»

На вопросы отводится время 1 минута.

 Вопросы команде «Рыболовы»

  • Какова средняя длина удилища? (3 метра)
  • Из чего можно изготовить леску? (нитки, веревки и т.д.)
  • Что может служить приманкой для рыб? (мотыль, червь, кузнечик.)
  • В какое время суток лучше ловить рыбу?(утром, вечером.)[9;92]

     Вопросы команде «Охотники»

  • Как нужно выбирать место охоты? (внимательно изучив следы.)
  • С помощью, каких приспособлений запрещена охота? (с помощью петель и силков.)
  • С помощью чего можно добывать мелких животных? (с помощью ловушек.)
  • Какое время суток является лучшим для охоты? (раннее утро и сумерки.)[9;94]

3. Классное задание.

Изобразить пантомимой:

  1.  Рыболовы изображают животных, охотники отгадывают.
  2. Охотники изображают рыбу, рыболовы отгадывают.

Время на выполнение задания 10 минут.

  1. Кулинария
  1. Рассказать, как готовится уха в мешочках и на ниточках (рыболовы).[9;95]
  2. Рассказать, как готовится мясо, жаренное в глине и на камнях.[9;96]

На этот конкурс отводится время 10 минут. При подготовке используется учебник.

За все конкурсы подсчитываются баллы.

Команда,  которая выиграла, награждается.

Выставление оценок.

4. Урок – "Поле Чудес" (7 класс)

Тема: «Лесные пожары».

Цели:

  • Образовательная: обобщить знания учащихся о причинах, последствиях и мерах защиты населения при лесных пожарах.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, необходимое в опасных ситуациях, связанных с пожарами в лесу.
  • Воспитательная: воспитывать ответственность, силу воли, коллективизм.

Оборудование: барабан, табло с закрытыми буквами, призы.

Ход урока

Класс делится на 3 группы по три человека, остальные зрители.

Сегодня урок пройдет в виде игры «поле Чудес»

Объяснение правил игры:

  • ведущий - учитель

Ведущий вызывает первую тройку игроков, задается вопрос по теме «Лесные пожары». Ученики по очереди крутят барабан,  затем отгадывает слово на определенное задание. Выигрывает тот, кто правильно назовет слово, данный участник выходит в финал. Затем участвует следующая тройка игроков. В финале встречаются финалисты первой, второй, третей тройки игроков после угаданного слова. В финале один участник, который угадал слово, решает, будет ли он играть в суперигру. В суперигре  нужно угадать 3 слова.

Итак, мы начинаем.

1 раунд. Ведущий приглашает первую тройку игроков.

Слушаем вопрос.

Один из видов лесных пожаров по характеру распространения?

В

е

р

Х

о

в

о

й

2 раунд. Ведущий: приглашается вторая тройка игроков.

На какой территории России, чаще всего встречаются лесные пожары?

с

и

б

И

р

ь

3 раунд. Ведущий: приглашается третья тройка игроков.

Как называется полоса горения, окаймляющая внешний контур лесного пожара?

к

р

О

м

к

а

Вызывается  следующая тройка игроков. Финал

Как называется лесной пожар, распространяющийся по нижним ярусам лесной растительности?

н

и

з

о

в

о

й

Итак, есть победитель!

Проводится подсчет баллов. Ведущий предлагает сыграть в суперигру.

Ведущий: разрешаю открыть любые 3 буквы. Финалист называет буквы.

По горизонтали:

  • Не контролируемый процесс горения? (пожар)

По вертикали:

  • Как по-другому называется ограничение распространения неконтролируемого горения? (локализация)
  • Основная причина распространения пожара? (ветер)

Подведение итогов игры. Подсчет баллов. Выставление оценок.

Домашнее задание приготовить презентацию.

        

5. Урок-суд (8класс)

Тема: Человек – часть природы.

Цели:

  • Образовательная: закрепить знания учащихся о нарушении экологического равновесия в природе, о влиянии человека на окружающую среду.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, речь.
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, познакомить с процедурой судебного заседания.

Оборудование: раздаточный материал, атрибуты суда.

Подготовка к уроку: за неделю распределяются роли, дается задание подготовить материал по данной теме, раздаются тезисы выступлений.

Ход урока

Сегодня наш урок пройдет в виде « урока - суда», мы постараемся создать атмосферу настоящего суда.

На нашем уроке присутствуют: 3 судьи, адвокат, прокурор, 5 обвиняемых и 5 пострадавших.

Секретарь: Встать, суд идет!

Прокурор высказывает обвинение:

Человек является частью природы. Но  человек разрушает свою окружающую среду, это выражается тем, что человек загрязняет природу (вырубка лесов, выбросы в атмосферу вредных веществ, загрязнение рек, озёр и т. д.). я  обвиняю в  том, что человек уже не является частью природы.[15;]

Судья: « Есть возражения?».

Адвокат: Человек – часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа: он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети. Человек создал особый мир: современные города, дороги, фабрики, заводы, автомобили и т.д. Человек изучает природу, раскрывает все новые её загадки.[15;123]

Судья у каждого из пострадавших спрашивает: « Почему человек не является частью природы?»

1-ый пострадавший (пешеход.).

Человек создавая автомобили, не задумывался о том, что они выбрасывают в атмосферу выхлопные газы, тем самым загрязняя окружающую среду. Посадка по дороге очень мала и, как нам известно, что зеленые насаждения поглощают вредные вещества.

2-ой пострадавший (грибник).

Вырубка леса сейчас очень актуальна. Человек вырубая лес нарушает экосистему, вредя всем живущим животным и нарушая растительность (ягоды, грибы, деревья и т.д.).

3-ий пострадавший (рыбак).

Некоторые предприятия выбрасывают отходы в реки, озера. Так как вода самоочищается и порой предприятия выбрасываю очень много отходов, и по этому самоочищение происходит плохо (на севере был случай когда плыл ледокол с нефтью и разлил её, нефть находится на поверхности воды и многие обитатели погибли.).[15;128]

4-ый пострадавший (жители микрорайона деревообрабатывающего завода).

Все вредные вещества этого предприятия выбрасываются в атмосферу. И люди, которые проживают в этом районе дышат всеми выбросами. Зимой это видно на снегу в виде измельченных опилок.[15;124]

5-ый пострадавший (жители микрорайона мясокомбината).

Как мы уже знаем, что холодильники не вечны, поэтому предприятия их выбрасывают. А при не правильной утилизации разложение  холодильников, которые выбрасываю в атмосферу аммиак, который используется в холодильных камерах для морожения.[15;127]

Судья, выслушав сторону пострадавших, переходит к стороне защиты.

1-ый обвиняемый (представитель автомобильной промышленности).

Человек сейчас создает более улучшенные автомобили, которые не вредят окружающей среды. Появляются автомобили  на электрическом потреблении и на экологическом топливе,  которые не вредят окружающей среде.

2-ой обвиняемый (работник лесничества).

Сейчас создаются организации по восстановлении зеленых насаждений. В школе ученики сажают деревья, ведутся насаждения лесополосы для восстановления разрушенных лесов, где произошла большая вырубка лесов. Вдоль дорог высаживают деревья кусты для того что бы минимальное количество вредных веществ попало в атмосферу. Так как деревья поглощают эти вредные вещества.

3-ий обвиняемый (работник водоканала).

Созданы организации, объединения которые смотрят и проверяют такие предприятия. На них налагаются штрафы,  и  может быть закрыто предприятие или заведено уголовное дело.[15;129]

4-ый обвиняемый (работник деревообрабатывающего завода).

Промышленность выходит на новый уровень, т.е. с меньшим выбросом вредных веществ в атмосферу. Строительство очистных сооружений, которые  поглощают обратно эти вещества в производство.[15;125]

5-ый обвиняемый (работник мясокомбината).

Работа по организации промышленной утилизации холодильного оборудования разворачиваются и во всех частях света - например, на Кубе, не относящейся к числу богатых латиноамериканских стран, в настоящее время реализуется государственная программа по замене двух миллионов старых холодильников на новые.

Судьи, выслушав все стороны, переходят к вынесению приговора и удаляются на совещание. Учитель в это время задает домашнее задание сделать презентацию по темам: «Человек-часть природы или влияние человека на  экосистему».

Судья объявляют вердикт:

Для решения этого конфликта судьи пришли к выводу: Чтобы защищать окружающую среду (посадка деревьев, уборка территории, волонтерства и т.д.), и подводя итоги: что человек всё- таки является частью природы, если он будет экологически грамотным, защитником окружающей среды, соблюдающим природоохранительные законы, то человек будет являться частью природы.

6. Урок - соревнование "Сильные люди" (9 класс)

Цели:

  1. Образовательная: обобщить знания учащихся о действиях в экстремальных условиях.
  2. Развивающая: развивать у школьников качества обеспечивающие безопасную жизнедеятельность, через познания себя и других, формировать готовность к преодолению жизненных трудностей. Способствовать развитию лидерских качеств подростков.
  3. Воспитательная: воспитывать умение работать в группе и коллективе, формировать у подростков интерес к изучению предмета ОБЖ.

          Оборудование: блокнот, чучело, медицинская аптечка, веревки,  туристические системы, веревочная лестница, ленты, флажки.

Ход урока

Наша игра начинается.

1 этап. Оперативный репортаж

Задание: на старте капитан команды назначает «репортера», который во время соревнования отмечает в блокноте все события, факты, действия участников, судей. Через час после окончания игры он должен сдать в штаб игры репортаж (сочинение). Объем - одна-две страницы формата А 4. Тема: «С места событий». Лучшие репортажи направляются для публикации в прессе.

Штрафные баллы:

  • «отлично» - 0 баллов;
  • «хорошо» - 5 баллов;
  • «удовлетворительно» - 10 баллов;
  • опоздание в штаб слета - по 5 баллов за каждые 10 мин.;
  • через 2 ч после финиша репортаж не принимается, команда получает максимальный штраф - 30 баллов.
  • Премия: хорошее сочинение - минус 10 штрафных баллов.[16;43]

2 этап. Катастрофа

  • Место проведения выбирают там, где есть развалины, имитация завала или остов разбитой машины.
  • Задание: правильно и быстро извлечь «пострадавшего» (чучело) из разбитой машины или из-под обломков, завала, оказать первую медицин­скую помощь, подготовить к транспортировке.
  • Штрафные баллы:
  • нервозность и суета, невнимательный осмотр пострадавшего до начала спасательных ра­бот - 3 балла;
  • не наложение жгута (при имитации сильного кровотечения участники не остановили его сразу же прижатием поврежденного сосуда с последующим наложением жгута) - 5 баллов;
  • грубое, неправильное извлечение «пострадавшего», ведущее к травмам, сотрясениям, усиливающим его страдания и ухудшающим состояние, которые в некоторых случаях могут стать причиной гибели, - 5 баллов;
  • несогласованность действий (при неестественной позе, свидетельствующей о переломах, тяжелом состоянии «пострадавшего», извлекать его должны два-три человека, один из них - старший - должен обеспечивать согласованность действий командами) - 3 балла;
  • вмешательство руководителя команды в решения капитана и действия команды - 3 балла за каждое вмешательство;
  • максимальный штраф - 21 балл.
  • Контрольное время - 7 мин.
  • Снаряжение: манекен

3 этап. Переправа

  • Место проведения - овраг, ручей, неширокая речка.
  • Задание: переправиться самим и переправить «пострадавшего» на противоположный берег по веревке, натянутой горизонтально или косо, сверху вниз через овраг (ручей, речку) с помощью индивидуальных страховочных систем и сопровождающей веревки «челнок».
  • Условия, усложняющие выполнение задачи:
  • слабо натянутая веревка и ограниченное количество снаряжения. Команда может перетянуть веревку, но при этом потерять время или переправляться по подготовленной судьями трассе. Подъем - по вере­вочной лестнице.
  • Снаряжение: две основные (10 мм) веревки по 30 м, две вспомогательные (8 мм) веревки по 40 м, десять подвесных систем, 15 карабинов, десять блокировок, две веревочные лестницы.
  • Штрафные баллы:
  • заступ за контрольную линию - по 1 баллу за каждый;
  • потеря снаряжения, если команда самостоятельно смогла достать предмет, не нарушая условия прохождения этапа, - по 1 баллу за каждую единицу;
  • работа без перчаток - 1 балл;
  • не закручена муфта карабина - 1 балл;
  • срыв участника в воду, с обрыва далеко за пределы контрольной линии - 5 баллов;
  • не прохождение этапа одним участником, его отказ или превышение контрольного времени -10 баллов.[16;44]

4 этап. Травма

Задача: оказать «пострадавшему» первую медицинскую помощь, сделать для него носилки из подручных материалов, с помощью веревок и ка­рабинов поднять его наверх и с максимальной осторожностью транспортировать до ближайшего «населенного пункта», так как у «пострадавшего» «сложные переломы». Поднимать и транспортировать «пострадавшего» без носилок запрещается.

Снаряжение: четыре жерди, шесть карабинов, две вспомогательные веревки по 10-15 м, десять репшнуров. Все снаряжение делится на две равные части. У команды также имеются куски веревки, пара карабинов, штормовки, они могут использовать подручные материалы.

Штрафные баллы:

  • отсутствие знаний о ПМП - 5 баллов;
  • незначительные ошибки (неправильное наложение повязки)-1 балл;
  • неправильное наложение шины - 3 балла;
  • развалившиеся во время подъема или транспортировки носилки - 10 баллов;
  • грубая и неправильная транспортировка «пострадавшего» - 5 баллов;
  • вмешательство руководителя в решения капитана и действия команды - 3 балла.

Контрольное время - 20 мин.[16;45]

5 этап. Болото

Задача: пройти заболоченный участок любы­ми способами и остаться сухими. Штрафные баллы:

  • намоченная (по щиколотку) нога - 1 балл;
  • падение одного из участников - 5 баллов;
  • превышение контрольного времени - 6 бал­лов за каждого участника;

Контрольное время - 7 мин.[16;45]

6 этап. Узкий лаз

Задание: не сбив перекладины, по-пластунски проползти по узкому лазу, имитирующему пустоты в завале.

Контрольное время - 5 мин.

Снаряжение: на вбитые в землю колышки кладут десять деревянных планок длиной 1-1,5 м с таким расчетом, чтобы они падали, если их зацепят участники. Из таких «ворот» делают зигзагообразный коридор длиной 5-7 м. Планки можно также установить в молодом густом подлеске или кустарнике, расположив горизонтальные перекладины на стволах деревьев или ветвях кустарника. Границу лаза отметить лентой или флажками.

Штрафные баллы:

  • падение перекладины - 1 балл;
  • действия более двух человек одновременно -3 балла;
  • команда не уложилась в контрольное время -10 баллов.[16;47]

Победителем признается команда, набравшая минимальное количество штрафных баллов. Соответственно распределяются призовые и другие места.

Список литературы

1.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М., 1997.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М: Лабиринт 1996.

3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. - М.,2000.

4.Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.

5.Григорьев В.М.. Роль игры в оформлении личности школьника. // Советская педагогика.

6.Данченко С. Ситуационные задачи по курсу основ безопасности жизнедеятельности. // ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2007. №4.- с 27- 33.

7.В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание дисциплинированности у подростков. - М., 1999.

8.Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель 2004.

9.Литвинов Е.Н. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 1997.

10.Макарьев И.И. Если ваш ребенок – левша. - СПб., 1995.

11.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: , 1994.

12.Осухова Н.Г. Инновации в обучении: метафоры и модели. - М., 1997.

13.Подласый И.П. Педагогика. - М., 2006.

14.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998 г.

15.Смирнов А.Т. Литвинов Е. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 1996.

16.Тетушкина Л. Соревнование «Сильные люди».// ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2007. №4.- с 41-47.

17.Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной работы) работы для студентов всех форм обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В методических указаниях даются рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы; сформулированы требования к структуре и содержанию; разработаны примерная...

Проектная деятельность студентов в рамках выпускной квалификационной работы.

В статье раскрывается материал о применении  студентами  педагогического колледжа  в работе с дошкольниками на практике в ДОУ  метода проекта....

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы в форме дипломного проекта на специальности 050139, 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Методические рекомендации разработаны для студентов выпускных групп, обучающихся по специальности 050139, 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение с целью выработки единых требований по выпо...

Выпускная квалификационная работа на тему "Использование разных форм взаимодействия семьи и ДОУ как условие подготовки детей 6-7 лет к школе"

Вашему вниманию предоставоена выпускная квалификационная работа на тему "Использование разных форм взаимодействия семьи и ДОУ как условие подготовки детей 6-7 лет к школе".  Достоинство...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и оформлению выпускной квалификационной работы в форме дипломной работы

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА42.  ТЕМАТИКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ43.  ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ63.1 Методические рекомендации к выполнению глав и параг...

Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»

Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в...