Рабочая программа УД "Основы предпринимательства"
рабочая программа

Тарасова Наталья Леонидовна

Рабочая программа "Основы предпринимательства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.15 Основы предпринимательства

Специальность 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Шебекино, 2019


УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УМР

_________ В.Н.Долженкова

                                                                            «___»___________________2019г.

Разработал(и)  преподаватель(и) ____________ Тарасова Наталья Леонидовна

 

Рассмотрена на заседании ЦК __________

Протокол №

от ___.______2019

Председатель  ЦК _________Р.П.Махонина


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.15 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. 1. Пояснительная записка

Реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы по профессиям 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) в соответствии дополнительная учебная дисциплина ОУД.15 Основы предпринимательства.

1.2 Общая характеристика учебной дисциплины:

            Рабочая  программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.15 Основы предпринимательства предназначена для изучения основ предпринимательства в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессиям 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

        Рабочая  программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Остовы предпринимательства, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования

Содержание рабочей  программы дисциплины ОУД.15 Основы предпринимательства направлено на достижение следующих целей:

  • освоение теоретических знаний в области предпринимательской деятельности;
  • приобретение умений и способности их применять на практике;
  • развитие творческого мышления студентов;
  • формирование общих компетенций, необходимых выпускнику.

Задачами дисциплины являются:

  • освоение понятийного аппарата, связанного с предпринимательской деятельностью;
  • изучение содержания законодательных и подзаконных актов, регламентирующих процесс создания собственного дела в Российской Федерации;
  • обобщение и систематизация знаний по организации предпринимательской деятельности в Российской Федерации в современных условиях;
  • приобретение умений по созданию   собственного предприятия и процедуре его ликвидации;
  • освоение разработки бизнес-плана для обоснования создания предприятия;
  • ориентация выпускников на создание ими в перспективе собственного дела;
  • овладение навыками предпринимательской культуры  в области предпринимательства.

В рабочую  программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

 Содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов определены учебными планами по профессиям.

  Учебная дисциплина ОУД.15 Основы предпринимательства направлена на формирование личностных характеристик обучающегося; на подготовку к освоению профессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

1.3.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Учебная дисциплина  ОУД.15 Основы предпринимательства  является дополнительной дисциплиной, не относится к базовым общеобразовательным дисциплинам, часы на ее изучение выделены из вариативной составляющей.

        Изучение основ предпринимательства завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Дополнительная  учебная дисциплина ОУД.15 Основы предпринимательства  изучается в общеобразовательном цикле учебных  планов ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Результаты освоения учебной дисциплины

В  обучении дисциплине ОУД.15 Основы предпринимательства направлено на достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной предпринимательской деятельности;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а так же на основе формирования уважительного отношения к труду;
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере выбранной профессии, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • формирование основ предпринимательской культуры, соответствующей современному уровню делового мышления; бережное отношение к природным, трудовым и хозяйственным ресурсам;

Метапредметные  результаты:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью их разрешения;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с преподавателем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • формирование и развитие творческого мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты: 

  • осознание роли техники и технологий для экономического развития общества; формирование целостного представления о предпринимательстве; классификация видов и назначения методов получения и преобразования информации о сложившихся рыночных отношениях в регионе; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания бизнес идей;
  • практическое освоение обучающимися основ бизнес-планирования и технико-экономического обоснования проектов; проведение расчетов под руководством преподавателя;
  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания собственного дела;
  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • документирование результатов обоснования выбора вида предпринимательской деятельности; презентация бизнес-идеи;
  • оценивание своей способности к труду в конкретной предпринимательской деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  • формирование представлений о малом и среднем бизнесе, связанных с  получаемыми профессиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля предпринимательской подготовки в будущей профессии в учреждении среднего специального образования;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;
  • овладение методами эстетического оформления презентации; разработка варианта рекламы выбранной бизнес-идеи;
  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • сравнение разных точек зрения принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
  1. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе:

- обязательной учебной нагрузки на обучающегося 46 часа;

- самостоятельной работы обучающегося 23 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

69

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

в том числе:

       Лекции

30

       практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23

Консультация

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.15 Основы предпринимательства

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем

часов

Уровень

освоения

Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности

14

Содержание учебной дисциплины

8

Понятие, цели и задачи предпринимательской деятельности. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Формы и виды предпринимательской деятельности Индивидуальное предпринимательство.

Малое предпринимательство.

Франчайзинг как форма организации малого предприятия

Самостоятельная работа по теме:

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) индивидуальная домашняя работа

6

Раздел 2. Основы создания и развития коммерческих организаций

14

Содержание учебной дисциплины

8

Этапы создания нового предприятия. Факторы влияющие на выбор организационно правовой формы

2

Порядок государственной регистрации предприятия. Учредительные документы предприятия.

Формирования уставного фонда предприятия.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Самостоятельная работа по теме:

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) индивидуальная домашняя работа

6

Раздел 3. Виды систем налогообложений для коммерческих организаций

8

Содержание учебной дисциплины

6

Общая система налогообложения. Упрощенная система нологообложения

2

Налог на вменённый доход.

Патентная система налогообложения

Самостоятельная работа по теме:

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) индивидуальная домашняя работа

4

Раздел 4. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческих организаций

7

Содержание учебной дисциплины

4

2

Безубыточная деятельность как фактор обеспечения финансовой стабильности коммерческой  организации

Система  показателей эффективности производства и финансового состояния коммерческих организаций

Самостоятельная работа по теме:

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) индивидуальная домашняя работа

3

Раздел 5. Бизнес план предпринимательской деятельности

24

Содержание учебной дисциплины

20

Бизнес план и его структура

Понятие и виды риска. Потери от риска

Практическое занятие. Бизнес план (Основные сведение об учредителе

Практическое занятие. Бизнес план (Резюме Организационный план)

Практическое занятие. Бизнес план (Производственный план)

Практическое занятие. Бизнес план (Маркетинговый план)

Практическое занятие. Бизнес план (Финансовый план)

Практическое занятие. Бизнес план (Инвестиционный план)

Практическое занятие. Бизнес план  (Анализ рисков)

Практическое занятие Зачетное занятие

Самостоятельная работа по теме:

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) индивидуальная домашняя работа

4

                                                                                                           ИТОГО

69

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Раздел 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности

  • изучить нормативно-правовую базу предпринимательской  деятельности;
  • определять потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса;
  • отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой
  • выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
  • раскрыть технологию регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности.
  • рассмотреть нормативные правовые документы федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующие оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

- Оценка устного и письменного опроса

Раздел 2. Основы создания и развития коммерческих организаций

  • изучить виды юридической ответственности в предпринимательской деятельности;
  • раскрыть особенности осуществления проверок в сфере предпринимательства; 
  • изучить правовой инструментарий поведения при взаимодействии с контролирующими органами;

- Оценка устного и письменного опроса

Раздел 3. Виды систем налогообложений для коммерческих организаций

  • рассмотреть способы оформления найма рабочей силы, правовые последствия нарушения работодателем законодательства о труде; порядок привлечения работника к материальной ответственности,  работодателя к административной ответственности;
  • раскрыть положения по применению общей системы (традиционной) налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в свете требований НК РФ;
  • изучить виды налогов и сборов в Российской Федерации;
  • производить расчет налогов субъектов малого и среднего бизнеса при применении общей системы налогообложения
  • изучить отличительные особенности применения специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего бизнеса в РФ с учетом изменений в законодательстве;

- Оценка устного и письменного опроса

Раздел 4. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческих организаций

  • изучить состояние экономики и предпринимательства в Белгородской обл;
  • производить расчет показателей эффективности использования основных фондов предприятия;
  • определить факторы, оказывающие влияние на уровень себестоимости продукции;.

Оценка устного и письменного опроса

Раздел 5. Бизнес план предпринимательской деятельности 

  • изучить понятие бизнес-плана и рассмотреть его структуру
  • изучить виды рисков и способы защиты.

Оценка устного и письменного опроса. Практические занятия.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии  учебный кабинет «Основы предпринимательства».

Оборудование учебного кабинета:

  • многофункциональный комплекс преподавателя
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
  • информационно-коммуникативные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

Технические средства обучения: проектор, ПК, мультимедиа.


  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. УМК «Бизнес-школа молодого предпринимателя» И.Г. Акпепров – Ростов на Дону, 2015 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации
  5. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г.)
  6. Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, ОТ 22.07.2008 № 159-ФЗ, ОТ 23.07.2008 № 160-ФЗ, ОТ 02.08.2009 № 217-ФЗ, ОТ 27.12.2009 № 365-ФЗ)
  7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-фз  "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(в редакции Федеральных законов РФ от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ;  с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008  N 175-ФЗ)
  8. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник. – М.: АКАДЕМИЯ, 2015

Интернет-ресурсы:

http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk Машерук Е.М. Основы предпринимательства. Дистанционный курс

http://www.petrograd.biz/business_manual/business_13.php Мельников М.М. Основы бизнеса – как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей

http://www.mybiz.ru/ Свой бизнес/электронный журнал.

http://www.registriruisam.ru/index.html Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета.

Дополнительные источники:  

1.Баринов В.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2015

2.Барроу К. и др. Бизнес-планирование: полное руководство / Пер. с англ. М.Веселковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015

3.Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие /  Под ред. А. С Пелиха, - М.: Издательский центр «МарТ», 2003

4.Предпринимательство / Под ред. В.Я.Горфинкеля-М.: ЮНИТИ, 2000

5.Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А.Предпринимательство. Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016

6.Ремонтова Т.И., Широкова Л.П. Как составить бизнес-план. Методическое пособие. – Пенза: ИПК и ПРО, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (ПО ОТРАСЛЯМ) ; 100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

        Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной  в соответствии с ФГОС по сп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: 43.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ 43.02.10 ТУРИЗМ БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА

        Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной  в соответствии с ФГОС по сп...

Рабочая программа учебной дисциплины «Предпринимательство в торговле» по специальности "38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" (ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ)

Программа разработана на дисциплину вариативной части  ОПОП по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...

Рабочая программа дисциплины ОП. 14 "Предпринимательство в сфере сервиса" специальность 43.02.06 "Сервис на транспорте (по видам транспорта)"

дисциплина «Предпринимательство в сфере сервиса» предназначена для повышения уровня предприни­мательской подготовки обучающихся по специальностям, напрямую не связанным со сферами мало...

Рабочая программа Основы предпринимательства

Рабочая программа УД Основы предпринимательства  для специальности Информационные системы и программирование...

Рабочая программа "Основы предпринимательства"

Рабочая программа "Основы предпринимательства"...