Тарифы и ценообразование.
план-конспект занятия

Билык Анна Николаевна

Лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25._lektsiya.docx77.61 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание занятия:

  1. Цена и её функции.
  2. Виды цен и их классификация.
  3. Принципы ценообразования.
  4. Методы ценообразования.

 
Методические указания:

1.  Цена — экономический процесс, который выравнивает соотношение спроса и предложения и является тем компромиссом, который достигается между продавцом и покупателем. Выделяют пять функций цены. 

1. 
Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда. 

Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостной учет различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. 

Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. 
В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Но все равно, чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий. 

2. Стимулирующая 
функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. 

С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: 
• научно-технический прогресс; 
• экономию затрат ресурсов; 
• изменение качества продукции; 
• изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, рая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, обеспечивающие высокую прибыль по сравнению с другими товарами.

3. 
Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
• отраслями экономики;
• различными формами собственности;
• регионами страны;
• фондом накопления и фондом потребления;
• различными социальными группами населения. 

Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов в целях формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

4. Функция 
сбалансирования спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.
Балансирующую функцию в той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка и естественной конкуренции цена, реализуя эту функцию, как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства.

5. Функция цены как 
критерия рационального размещения производства. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.

Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос. Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.

2.
 В зависимости от ряда экономических признаков все цены группируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с 
обслуживаемой сферой товарного обращения.
В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) — цена изготовите-•'я продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.

Реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка.

Прибыль 
является важнейшим элементом цены. Получение прибыли — главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. В условиях рыночной экономики и конкуренции существует объективная тенденция к получению максимальной прибыли.

Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития и не может быть ниже минимально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие может разориться и стать банкротом.

Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.
Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является 
трансфертная цена. Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

Оптовая цена промышленности
 — цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка — это цена на услугу по снабжению и сбыту. Как любая цена, она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

Разновидностью оптовой цены промышленности является 
цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Цены различаются в зависимости от того, на какой 
стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
1) предприятие — оптовая торговля;
2) оптовая торговля — розничная торговля;
3) розничная торговля — потребители. 
Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен: 
1) оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называю  ценой изготовителя;
2) оптовая цена промышленности;
3) розничная цена.

Розничная цена
 — цена, по которой товар реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, она является конечной; по этой цене товар выбывает из сферы обращения и потребляется в домашнем хозяйстве или в производстве.

Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:
Оптовая (отпускная) цена предприятия = Издержки + Прибыль,
Оптовая цена промышленности = Оптовая (отпускная) цена предприятия + Снабженческо-сбытовая (стоимость) предприятия + Прибыль предприятия,
Розничная цена = Оптовая цена промышленности + Торговая или оптовая наценка (скидка) + Прибыль.
Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.
Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием — изготовителем товара.
Разновидностью розничной цены является аукционная цена 
Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

Цена на строительную продукцию
. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
1) сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
2) прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м полезной площади, 1 кв. м малярных работ и др.);
3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно, сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

Закупочная цена
 — это оптовая цена, по которой реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.
По своему составу закупочная цена состоит:
1) из себестоимости;
2) размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства;
3)НДС.
Важнейшим для развития сельского хозяйства является вопрос обеспечения ценового паритета в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена, недопущения ценового противостояния между городом и селом. Этот паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта
 — плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями сотправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа — издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.
Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта имеют две составляющие:
1) ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка)!
2) ставки за движенческую операцию (транспортировка грузов).

Цены на бытовые и коммунальные услуги
 — это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.
Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.
В зависимости от территории действия различают:
• цены единые или поясные;
• цены региональные и местные.

Единые или поясные цены
 устанавливаются и регулируются государственными органами. Это такие виды продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие.

Региональные и местные цены
 регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.
Региональными являются закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.
Цены могут классифицироваться в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов 
по доставке грузов. Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обращения и, в частности, расходы по транспортировке товаров к покупателю. Здесь в формировании цены значительную роль играет географический фактор.
Исходя из этого признака различают несколько видов цен. 

Цена в месте производства продукции. 
По этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью.

Единая цена с включением расходов по доставке
. Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.

Зональные цены
. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая Цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.

Цены, определяемые на основе базисного пункта. 
Согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.
Рассмотрим виды цен в зависимости от 
степени свободы от действия государства при их определении.

Свободная цена
 складывается па рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого - бы то ни было прямого влияния государственных органов. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены. Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

Регулируемая цена
 складывается пол влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется посредством:
• прямого ограничения роста или снижения цены;
• регламентации рентабельности;
• установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированной цене прейскуранта;
• установления предельных значений элементов цены либо каким-нибудь аналогичным методом.

Фиксированная цена 
устанавливается государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления). Существуют такие формы фиксирования цен, как прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.).
В зависимости 
от степени новизны товара различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.
При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий — «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

Цена «снятия сливок»
. Согласно этому методу, сразу после изготовления и появления на рынке на новый товар устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по завышенной цене.
Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи — привлечь новых покупателей.

Цена «проникновения (внедрения) на рынок».
 С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов.
Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии.

«Психологическая» цена
. Устанавливая цену, продавец учитывает психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая* цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. В результате у покупателя создается впечатление:
• очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана;
• заниженности цены, уступки покупателю и выгодности покупки.
Учитывается также и другой психологический момент: покупатели любят получать сдачу.
В действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.

Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке.
 В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне пены главного конкурента — как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом.

Цена с возмещением издержек производства
. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактических издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле
Ц = И + Р+Н(И + Р),
где         
И — издержки производства;
Р — административные расходы и расходы по реализации;
Н — средина норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

Престижная цена
 — устанавливается на высококачественные товары известной фирмы (например, на одежду от таких модельеров, как Зайцев, Юдашкин), обладающие уникальными свойствами.
На товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен.

Скользящая, или падающая, цена
 устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цен может быть относительно стабильной). Такой метод установления цен применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости.

Долговременная цена
 устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжение долгого времени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товар могут вноситься изменения (уменьшаться размер, незначительно ухудшаться качество) при неизменной цене.

Цена потребительского сегмента рынка
. Суть этого метода определения цены состоит в следующем: примерно на одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодинаковые цены, например на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты, на билеты в театры и т.д. Основная проблема в этом случае состоит в определении правильных соотношений иен на различные по качеству товары и услуги.

Гибкая цена
 меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов и т.д.).
Применение этой цены дает эффект тогда, когда право на принятие решения по ценам дано самому нижнему уровню управления (непосредственно продавцу).

Преимущественная цена
. Метод определения этой цены предусматривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка 70—80%) на рынке, определенное снижение цен на свои товары. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.
Главные цели, которые при этом ставятся фирмой:
• предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов;
• заставить конкурентов платить большую цену за право внедрения на рынок, а это доступно далеко не каждому из них.

Цены на изделия, выпуск которых прекращен
. Речь идет не о распродаже по сниженным ценам, а о продаже снятых с производства товаров ограниченному кругу потребителей, нуждающихся именно в них. Цены на такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей, выпуск которых завершен) выше, чем на обычные.

Цена, установленная ниже
, чем у большинства предприятий, пая цена определяется па товары, дополняющие другой товар, которой реализуется по обычной цене. Эта цена используется как реклама. Например, паровозик с вагончиками от детской железной дороги продаётся по пониженной цене. Покупатель учитывает преимущества я выгоду покупки товара, оснащенного дополнительными устройствами, и приобретает его.

Договорная цена.
 Суть этого метода определения цены состоит в этом, что покупателю предлагаются какие-либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух видеокассет третья дается бесплатно. У покупателя создается впечатление, что, он получил значительную выгоду, приобретая данный товар в большем количестве, чем ему необходимо. Фактически же выгоду получает продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается прибыль.
Цены, 
обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:
• отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами;
• находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые цены
 используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков,

Мировая цена
 есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д. Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.
В структуре экспорта России в нынешних условиях преобладающее место занимают нефть, газ, лес и другие виды сырья. Особое значение в системе мировых пен имеют цены на экспортируемые товары.
На экспортируемые товары действуют два основных вида цен:
1)цена франке — станция отправления;
2) цена франке — станция назначения.
Эти цены различаются методами возмещения транспортных расходов, и каждая из них имеет много разновидностей.

3. За исключением работы на рынках с чистой конкуренцией, мам необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары. Но прежде чем рассматривать ценовую политику предприятия, необходимо рассмотреть и методологию ценообразования. 

Методология ценообразования
 есть совокупность общих правил, принципов и методов: разработка концепции ценообразования, определение и обоснование цен, формирование системы цен, управление ценообразованием. Методология едина для всех уровней установления цен, т.е. основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике страны. 

Первым важнейшим элементом методологии являются методики, например методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и др. Отсюда следует, что 
методики — это составные элементы методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен. Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции, и каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методологии. 
Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик). Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют систему 

Принципы
 ценообразования — это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе. 
Важнейшими являются следующие принципы ценообразования. 

Принцип научности обоснования цен 
состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости и законов спроса и предложения. 
Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также системы цен, действующей в экономике. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.
Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

Принцип целевой направленности цен 
состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен. Это, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой целью у нас (и за рубежом, например в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль. 

Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики. 

Принцип непрерывности процесса ценообразования 
проявляется в следующем. 

Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда — чугун — сталь — прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. 
Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. 
С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным. 

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен 
состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Различают два вида контроля: 

1. Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования — федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли как в центре, так и на местах. 
2. Общественный, проводимый обществами потребителей на основании принятого в Российской Федерации закона о защите прав потребителей. 

4. Ценовая политика — общие принципы, которых придерживается компания в сфере установления цен на свои товары или услуги. Это один из наиболее важных и гибких инструментов маркетинга, определяющий объем продаж конкретного товара и формирующий представление о нем в глазах потребителей.
Формирование ценовой политики и принятие ценовых решений происходит в ситуациях, представленных в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Типы ситуаций для разработки ценовой политики

Ситуация

Ценовое решение

Выведение нового товара на старый рынок Выведение нового товара на новый для предприятия рынок Выведение уже продающегося на старом рынке товара на новый для предприятия рынок

Установление первоначальной цены

Подготовка разового договора на поставку товара (услуги)

Установление разовой цены

Изменение спроса Изменение производственно-сбытовых затрат Проведение специальных акций по поддержанию спроса Изменение общеэкономической конъюнктуры (инфляция, динамика %-х ставок, колебания валютных курсов и т.п.)

Установление цены по инициативе предприятия

Действия конкурентов Действия органов государственного управления

Установление цены под давлением конкурентов или правительства

Рассмотрим суть методики определения исходной цены. Процесс ценообразования состоит из шести основных этапов:
1) постановка задачи ценообразования;
2) определение спроса;
3) оценка издержек;
4) анализ цен и товаров конкурентов;
5) выбор метода ценообразования;
6) установление окончательной цены.

Ориентация цен на внутренние факторы (издержки производства): 
а) цена должна обеспечить возмещение затрат и получение прибыли в количестве необходимом для развития предприятия; 
б) цена определяется эффективностью использования факторов производства.

 
Ориентация цен на внешние факторы (спрос, предложение, потребительские свойства товара и т. д.): 
а) выше спрос — выше цена; 
б) выше предложение — ниже цена; 
в) выше потребительские свойства — выше цена. 
Комбинированный (внутренние факторы определяют кривую предложения, внешние — спроса). 
Методы ценообразования: 
Нормативный 
(Ц = С/С + П) , 
где себестоимость и прибыль рассчитываются по нормам и нормативам. 
Параметрические методы (Ц = f (технико-экономического параметра)): 
а) метод удельных показателей (Ц = f (главного параметра); 
б) метод балльных оценок (Ц = f (наиважнейших параметров)); 
в) экономико-математические методы (определяется корреляционная зависимость цены от технико-экономических параметров изделия). 
Затратный метод 
(Ц = С/С + П) , 
где себестоимость определяется исходя из затрат предприятия. 
Агрегатный метод (Цм = S Ц отдельных частей конструкции). 
Метод экспертных оценок (используется для прогнозирования уровня цен). 
Комбинированные методы 
В общем виде розничную цену (РЦ) можно представить в следующем виде: 
              
wpe35.jpg (4804 bytes) 
где С/С — себестоимость; П — прибыль; А — акциз; ССН — снабженческо-сбытовая наценка (доход оптовых торговцев); ТН — торговая наценка (доход розничной торговли); 1 — оптовая цена предприятия; 2 — отпускная цена предприятия без НДС; 3 — отпускная цена предприятия с НДС; 4 — оптовая цена промышленности. 
Механизм ценовой политики и ценообразования 
Ценовая политика разрабатывается в несколько этапов: 
1 Установление целей ценообразования (максимизация прибыли, доли на рынке, демпинг и т. д.). 
2 Оценка спроса (размер, эластичность). 
3 Анализ собственных возможностей (структуры затрат, каналов сбыта и т. д.). 
4 Анализ возможностей конкурентов (для определения ценовой политики). 
5 Выбор ценовой стратегии и метода ценообразования (критерий - получение максимальной прибыли). 
6 Анализ и учет факторов, влияющих на установление цен (инфляция, колебания конъюнктуры и т. д.). 
7 Окончательное принятие цены. 
Методы государственного регулирования цен: 
1. Установление предельных тарифов 
2. Установление фиксированных цен и тарифов 
3. Установление предельных коэффициентов 
4. Установление предельных уровней рентабельности 
5. Декларирование изменения цен и тарифов. 
На величину цены оказывают воздействие внутренние и внешние факторы. 
К числу внутренних факторов относятся цели организации и маркетинга, стратегии по отношению к отдельным элементам комплекса маркетинга, издержки, организация ценообразования. 
Возможными общими целями организации, влияющими на политику ценообразования, являются цели выживания и развития. Так, может сложиться ситуация, когда из-за ужесточения конкуренции, изменения потребностей потребителей, тяжелого экономического положения страны предприятие лишь частично использует свои производственные мощности, Чтобы не остановилось предприятие, продукция для увеличения спроса может продаваться по низким ценам. В благоприятных для предприятия условиях, когда существует высокий спрос и положительно действуют другие факторы, могут назначаться более высокие цены. 
Цена должна покрывать все издержки: производственные, товародвижения и продаж, связанные с продвижением, и принести определенную прибыль с учетом риска ее получения. Важнейшей составляющей общих издержек является себестоимость выпускаемой продукции. Важнейшие факторы снижения себестоимости — масштабный фактор производства и обучение в процессе освоения производственного процесса. 
К числу внешних факторов относятся: тип рынка; оценка соотношения между ценой и ценностью продукта, осуществляемая потребителем; конкуренция; экономическая ситуация; государственное регулирование; возможная реакция посредников. 
Тип рынка, на котором реализуются продукты организации, как это отмечалось ранее, также влияет на цену. 
В конце концов, является или нет цена правильной, решает потребитель. Поэтому хорошее ценообразование начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью продукта. 
Одним из методов ценообразования является расчет точки безубыточности. Точка безубыточности (BEP) рассчитывается по следующей формуле: 
BEP = CC / (P – VC) 
CC - постоянные издержки; 
VC - переменные издержки на единицу продукции; 
Р – цена единицы продукции. 
Единственным достоинством данного метода является простота. Практическое применение его существенно ограничено, если вообще возможно. Все три функции, не являются линейными, и если по отношению к линиям издержек такое упрощение модели еще терпимо, то рассматривать функцию объёма продаж как однофакторную, зависящую лишь от цены продаж просто экономически безграмотно. 
На политику в области ценообразования сильное влияние оказывают цены конкурентов и их возможная реакция на изменение цен на рынке. Отсюда следует, что изучение цен конкурентов — важный элемент деятельности в области ценообразования.

Когда в основу цены кладется цена конкурентов, издержки или спрос перестают быть решающими факторами, особенно когда сложно измерить эластичность последнего, то есть определить влияние изменения цены на спрос. 
В данном случае могут использоваться следующие методы ценообразования: 
Исходя из сложившихся на рынке традиций ценообразования. 
Следование за ценами рыночного лидера. 
В первом случае цены определяются при условии, что каждый продавец данного рынка устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившиеся на рынке. Если производитель улучшил качество товара или повысил уровень предоставляемых услуг, он вправе установить более высокую цену. Такой метод ценообразования обычно используется на рынке недифференцированных массовых товаров — металл, зерно, сахар, цемент и т.п. 
Во втором случае производитель определяет свои цены исходя из цен рыночного лидера, лидерство которого определяется такими важными показателями, как наибольшая рыночная доля, качество продукта, его престижность и т.п. Так как рыночные позиции других участников рынка слабее позиций рыночного лидера, то цены, ими устанавливаемые, обычно ниже цен лидера. В результате производители, даже специально не договариваясь, продают товары в определенном, как бы согласованном диапазоне цен. 
Очевидно, что при определении цены одновременно используются совместно рассмотренные три подхода, хотя удельный вес каждого их них может быть различным. 
Ценообразование в случае, если продукт является частью продуктовой номенклатуры, обладает своей спецификой. При этом организация стремится установить цены, максимизирующие суммарную прибыль. Для данного случая выделяют пять стратегий ценообразования: 
1. Выстраивание ценовых рядов. Речь идет об установлении одинаковой цены для подобных продуктов одной продуктовой линии, мало отличающихся по себестоимости и по оценкам их свойств покупателями. Часто в пределах одной продуктовой линии выпускается несколько групп однотипных продуктов — от простых и дешевых до сложных и дорогих. 
Выстраивание ценового ряда — это установление ограниченного числа цен для выбранных групп товаров. Такой подход упрощает потребителям выбор нужного товара, так как они в пределах одного ценового ряда исключают из числа оцениваемых факторов цену товара. 
Выстраивание ценовых рядов основано на предположении, что спрос в пределах одной группы продуктов неэластичен. Если цены являются привлекательными, потребители сконцентрируют свое внимание на выборе покупок, не обращая внимания на незначительное изменение цен. 
2. Одновременное установление цен, как на основной продукт, так и на дополняющие или вспомогательные продукты, например, достаточно дешевый автомобиль доукомплектовывается за дополнительную цену определенным оборудованием. 
3. Установление низкой цены на основной продукт и завышенной цены на обязательный сопутствующий продукт. 
4. Установление предельно низкой, бесприбыльной цены на малоценные побочные продукты, получаемые, например, при переработке мяса. Поскольку отделение от мяса жил, пленки и т.п. увеличивает стоимость самого мяса, то продажа этих побочных продуктов дает возможность уменьшить цену на основной продукт. 
5. Пакетное ценообразование, когда продавец объединяет несколько продуктов, предлагая их по суммарной уменьшенной цене. 
Базисные, прейскурантные цены обычно изменяют с учетом различий между клиентами и условий продажи. В этой связи используют следующие стратегии корректировки цен: ценовые скидки, дискриминационное ценообразование, ценообразование по психологическому принципу, стимулирующее ценообразование, ценообразование по географическому принципу. 
Ценовая скидка предоставляется производителем оптовым и розничным торговцам, другим клиентам в течение определенного периода времени. 
Используют следующие виды ценовых скидок: скидки за оплату наличными — снижение цены покупателям, оперативно оплачивающим счета; скидка за количество закупаемого товара — снижение цены покупателям, закупающим товар в больших количествах; функциональные скидки — снижение цены для организаций системы товародвижения, выполняющих определенные функции по продаже товара, его хранению и др.; сезонные скидки — скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки; уменьшения прейскурантной цены на новый товар при условии сдачи старого. Введение временной ценовой скидки может быть обусловлено необходимостью противостоять ценовой политике конкурента или появлению нового товара. 
Ценовая скидка может предоставляться производителями оптовым и розничным торговцам для того, чтобы они каким-то образом уделяли особое внимание определенным товарам. Прежде всего, при этом выделяют поддержку рекламной деятельности, компенсирующую затраты торговцев на рекламу, поддержку демонстрационной деятельности, компенсирующую затраты на создание специальных демонстрационных средств. 
Стимулирующее ценообразование — временное назначение цены ниже прейскурантной цены, иногда — ниже себестоимости, с целью активизации продажи на коротком интервале времени. Осуществляется для привлечения покупателей, которые наряду с дешевыми товарами могут купить товары, имеющие обычные наценки, а также для снижения товарных запасов. 
Дискриминационное ценообразование — продажа товара или услуги по двум или более разным ценам вне зависимости от издержек. 

Прибыль предприятия: сущность и виды

Прибыль – это одна из форм чистого дохода, выражающая в основном стоимость прибавочного продукта; также включает часть стоимости необходимого продукта.

Таким образом, для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях.

Функции прибыли:

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей;

• прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;

• прибыль служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Можно выделить следующие источники получения прибыли:

первый – образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта;

второй – связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Величина прибыли в данном случае зависит от:

1) правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

2) создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т. д.);

3) объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

4) структуры снижения издержек производства;

третий – проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. К наиболее важным показателям финансовых результатов деятельности организации относятся:

• балансовая прибыль;

• налогооблагаемая прибыль;

• чистая прибыль и др.

Емким информативным показателем является балансовая приб^1ль. Балансовая прибыль – это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.

Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает следующие укрупненные элементы:

• валовую прибыль;

• прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

• прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия;

• финансовые результаты от внереализационных операций. Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли.

Валовая прибыль – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Устанавливается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), идущая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не входят в состав выручки.

Состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, регулируется законодательно.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. К данному имуществу относятся здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продажа отдельных объектов, товарно-материальных ценностей и других видов имущества (сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы, валютные ценности, ценные бумаги).

Финансовые результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг.

Внереализационными доходами предприятия принято считать:

• доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставный капитал других предприятий (товариществ, акционерных обществ, совместных, дочерних предприятий), приобретению акций и других ценных бумаг, предоставлению средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года;

• доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия);

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году (например, суммы, поступившие от поставщиков по перерасчетам за услуги и материальные ценности, полученные и израсходованные в прошлом году; суммы, полученные от покупателей, заказчиков по перерасчетам за реализованную в прошлом году продукцию и др.);

• доходы от дооценки товаров;

• поступление сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток;

• положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

• проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

К внереализационным расходам и потерям относятся:

• убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, списания безнадежной дебиторской задолженности;

• недостачи материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации;

• затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, исключая потери, возмещаемые заказчиками (при этом вычитается стоимость используемых материальных ценностей);

• отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

• некомпенсируемые потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации последствий стихийных бедствий (при этом исключается стоимость полученного металлолома, топлива, других материалов);

• некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями;

• затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, за исключением затрат, возмещаемых из других источников;

• судебные издержки и арбитражные сборы и др.

В состав внереализационных прибылей (убытков) также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).

Прибыль, полученная предприятием, подлежит распределению. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, называется чистой прибылью и также подлежит распределению.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения:

фонд накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития);

фонд потребления (фонд материального поощрения).

К расходам, связанныгм с развитием производства, относятся:

расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы;

финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов;

затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования;

затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий;

расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним;

затраты на проведение природоохранных мероприятий и др.

Распределение прибыли на социальных нуждах включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т. п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий; выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники; расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим; единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию; надбавки к пенсиям; компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Таким образом, вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части: первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления; вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление.

Рентабельность: сущность, виды, методы определения, факторы и пути повышения

Рентабельность (от нем.rentabel – доходный) − это эффективность, доходность, прибыльность организации (предприятия),(предпринимательской деятельности). Это показатель экономической деятельности предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности.

В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность производства, рентабельность капитала, рентабельность продаж

При расчете рентабельности в любом случае отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, стоимость основных производственных фондов, оборотных средств, выручка от реализации продукции (объем продаж) и т. д.

Показатели рентабельности объединяются в следующие группы:

1) рассчитываемые для оценки доходности предприятия:

а) рентабельность продаж (Р) определяется по формуле:

  1. Р= П : В * 100,
  2. где: П – прибыль;
  3. В −выручка от реализации продукции (работ, услуг).

б) рентабельность капитала (Р) определяется по формуле:

  1. Р =П : К * 100,
  2. где: П – прибыль;
  3. К – стоимость капитала.

Методика их расчета основана на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, акционерного, собственного, заемного и совокупного капитала (в знаменателе);

в) рентабельность продукции (Р) рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости продукции:

Рпрод = П / С *100,

  1. где: П – прибыль;
  2. С – себестоимость продукции.

г) рентабельность основных производственных фондов определяется путем деления прибыли на стоимость основных производственных фондов:

Ропф = П / ОПФ * 100 ,

  1. где: ОПФ – стоимость основных производственных фондов.

д) рентабельность производства (норма прибыли) рассчитывается путем деления прибыли на сумму основных производственных фондов и нормируемой части оборотных средств:

Рпр = П / (ОПФ + ОбСн.ч ) * 100

  1. где: ОбС н.ч – нормируемая часть оборотных средств.

Методика их расчета базируется на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат, себестоимости, основных производственных фондов, оборотных средств, оплаты и т. д. (в знаменателе).

Наиболее распространенными в практике отечественных предприятий показателями рентабельности данной группы являются рентабельность продукции, рентабельность основных производственных фондов и рентабельность производства.

Факторы влияющие на прибыль и рентабельность можно классифицировать по различным признакам (Рисунок 11.)

К внешним факторам (не зависящим от деятельности предприятий, но оказывающим значительное влияние на величину прибыли и рентабельности) относятся: природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций; инфляция и др.Group 331

Задача №268 (расчет прибыли предприятия)

Строительная фирма имеет намерение существенно повысить производительность труда персонала и снизить валовые текущие расходы на производство продукции с целью значительного улучшения своего финансового состояния и повышения эффективности своей производственно-хозяйственной деятельности. По предварительным расчетам численность персонала фирмы должна сократится с 72 до 60 человек, а годовой выпуск продукции на одного работника – вырасти с 6920 до 8000 ден. ед. Кроме того, текущие расходы на производство одной ден. ед. продукции должны быть сокращены с 84 до 78 коп. Рассчитать абсолютный и относительный прирост прибыли предприятия за счет повышения производительности труда и снижения валовых расходов на производство единицы продукции.

Решение:

Текущие расходы на производство одной ден. ед. продукции составляют соответственно 84 и 78 коп. Следовательно, прибыль на одну гривну продукции равна соответственно 16 и 22 коп.

Объем производства в предыдущем году рассчитывается как произведение численности работников и их производительности труда и составляет:

Опр=6920*72=498240 ден. ед.;

в плановом году:

Опл=8000*60=480000 ден. ед.

Исходя из этого прибыль предприятия равна:

в предыдущем году:

Ппр=498240*0,16=79718 ден. ед.;

в плановом году:

Ппл=480000*0,22=105600 ден. ед.

Таким образом, прибыль увеличится на величину:

?П=Ппл-ППР=105600-79718=+25882 ден. ед.

Далее рассчитаем влияние отдельных факторов на такое изменение прибыли:

пП=пО-пС,

где пО - изменение объема производства, выражающееся в изменении выручки от реализации продукции;

пС - изменение текущих затрат на производство продукции.

пО=Опл-Опр=480000-498240=-18240 ден. ед.;

пС=Спл-Спр=480000*0,78-498240?0,48=-44122 ден. ед.

Действительно, объем прибыли увеличился на величину:

пП=-18240-(-44122)=+25882 ден. ед.

Далее рассчитываем, как отдельные факторы повлияли на объем производства и текущие расходы.

Прежде всего, используем такую зависимость:

О=Ч*Пр,

где Ч - численность работников,

Пр - производительность труда одного работника.

Изменение объема производства обусловлено:

а) изменением численности работников:

пО(пЧ)=(Чпл-Чпр)*Прпр=(60-72)*6920=-83040 ден. ед.;

б) изменением производительности труда работников:

пО(пПр)=Чпл*(Прпл-Прпр)=60*(8000-6920)=+64800 ден. ед.

Суммарное влияние, как и было показано выше, составляет:

пО=пО(пЧ)+пО(пПр)=-83040+64800=-18240 ден. ед.

Текущие расходы определяются объемом производства (О) и ставкой расходов (Ст):

С=О*Ст.

Изменение текущих расходов обусловлено:

а) изменением объема производства:

пС(пО)=(Опл-Опр)*Стпр=(480000-498240)*0,84=-15322 ден. ед.;

б) изменением ставки расходов:

пС(пСт)=Опл*(Стпл-Стпр)=480000*(0,78-0,84)=-28800 ден. ед.

Суммарное влияние, как и было показано выше, составляет:

пС=пС(пО)+пС(пСт)=-15322-28800=-44122 ден. ед.

Таким образом, в результате описанных в условии изменений рост прибыли должен составить 25882 ден. ед. Такое изменение должно быть обусловлено изменением объема производства (на -18240 ден. ед.) и изменением текущих расходов (на 44122 ден. ед.). Изменение объема производства вызвано изменением численности работников (влияние фактора = -83040 ден. ед.) и производительности их труда (влияние фактора = 64800 ден. ед.). Изменение текущих расходов вызвано изменением объема производства (влияние фактора = 15322 ден. ед.) и ставки расходов на одну ден. ед. продукции (влияние фактора = -28800 ден. ед.).

Задача №1426 (расчет чистой прибыли)

Определить сумму прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. Показать каналы её использования.

Условие. Сумма выручки от реализации составила – 10 млн. руб.; налог на добавленную стоимость – 1,8 млн. руб.; налог на прибыль – 0,9 млн. руб.; себестоимость – 2,8 млн. руб.; расходы на рекламу –0,8 млн. руб.

Решение задачи:

Определяем сумму выручки без НДС:

В=10-1,8=8,2 млн. руб.

Определяем общую сумму затрат на производство продукции, включающую себестоимость и расходы на рекламу:

С=2,8+0,8=3,6 млн. руб.

Определяем прибыль от реализации продукции:

П=В-С=8,2-3,6=4,6 млн. руб.

Чистая прибыль – это разница между суммой прибыли от реализации и суммой налога на прибыль:

ЧП=П-Нпр=4,6-0,9=3,7 млн. руб.

Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, используется для материального поощрения и социального развития, формирование резервного фонда, фондов коммерческого развития, производственного развития, выплаты дивидендов, пополнение других фондов, которые формировались по решению предприятия. Размер фондов финансового средства, который образовывается предприятием за счет чистой прибыли не регламентируется.