ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. 231 группа "Хозяйка усадьбы". Занятие от 04.09.2020г.
учебно-методический материал

Мункуева Светлана Амгалановна

Занятие от 04.09.2020г.

Изучить материал, сделать конспект.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рыночная система.174.77 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСАДЕБНОГО ХОЗЯЙСТВА

ЗАНЯТИЕ № 1 .(рассчитано на 2 часа)

Тема. Рыночная система.

Содержание учебного материала: 

1. Понятие рынка и его функции.

2. Основные принципы рыночной экономики.

3. Основные факторы рыночного саморегулирования.

4. Монополия и конкуренция: модели современного рынка.

1. Понятие рынка и его функции.

Под рынком понимается система социально-экономических отношений в сфере обмена, реализации товаров и признание этих товаров обществом.

Рынок – это не только место купли-продажи, но и система отношений между продавцом и покупателем (Производителем и потребителем).

Полезность и значимость товара получается в процессе купли-продажи. Рынок информирует товаропроизводителя о состоянии дел и характере изменения работы. Считается, что рыночная экономика наиболее приспособлена для внедрения достижений научно-технического прогресса.

Функции рынка

  1. Информационная. Дает информацию об уровне цен, процентной ставке на кредит, о качестве товаров.
  2. Посредническая. Производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка нельзя определить эффективность технических и экономических связей между участниками производства. Рынок дает выбор оптимального покупателя и оптимального продавца.
  3. Ценообразующая. Рынок формирует цены на основании данных покупателя. Формирует подвижную связь между стоимостью и ценой.
  4. Регулирующая. Рынок дает ответ на вопрос что, для кого и как производить. Цена влияет на спрос почти всех товаров. Есть неэластичный спрос (соль, спички и т.д.), т.е. спрос на данные товары не меняется при изменении цены. Увеличение цены – это сигнал к расширению производства. Эта динамика может приводить к стихийным бедствиям. Поэтому в сельском хозяйстве необходимо государственное регулирование. В западных странах допускается полуторное перепроизводство продуктов.
  5. Санирующая. Происходит социальное расслоение. С помощью конкуренции рынок очищается от неустойчивых хозяйственных единиц.

2. Основные принципы рыночной экономики.

Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в мире, государстве, стране или обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Рыночная экономика — это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения. Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной.

Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:

Экономическая свобода деятельности субъектов экономики.

Всеобщность рыночных отношений.

Равноправие рыночных субъектов.

Свободное ценообразование.

Саморегулирование хозяйственной деятельности.

Договорный характер отношений.

Экономическая ответственность субъектов.

Самофинансирование.

Конкуренция.

Государственное регулирование экономики.

3. Основные факторы рыночного саморегулирования.

Рыночная система обладает особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции. Этот механизм включает три главных взаимосвязанных фактора:

1) рыночные цены,

2) спрос и предложение товаров-услуг

3) конкуренцию.

http://konspekta.net/bazaimgstudall/2177544972311.files/image041.gif

Рыночные цены представляют фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Их регулирующее действие показано в функциях рынка.

Спрос представляет собой платёжеспособную потребность в определённых товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода.

Предложение - это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определённой цене в течение определённого периода времени.

Наконец, конкуренция. Она в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наёмные работники - получить большую заработную плату; потребители - купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую

4. Монополия и конкуренция: модели современного рынка.

http://konspekta.net/bazaimgstudall/2177544972311.files/image043.gif

Ценовая конкуренция - это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами.

Ещё более разнообразны методы неценовой конкуренции. Это, в частности,

(а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надёжности изделий;

(б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в кредит, доставка товара на дом, дополнительные гарантии);

(в) привлекательные реклама и оформление товара (конкретная и полезная информация о нём вместо пустых призывов; фирменный знак, стиль, яркая упаковка).

Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, то есть его видоизменение и обновление (для разнообразия), а также наделение товара "фирменными" чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента.

Подобный выпуск по существу одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет выбор потребителей - в этом плюс товарной дифференциации. Но есть и минус: трудно различить подлинные и мнимые улучшения продукта, растут затраты времени и нервов при покупках.

Нормальная конкуренция - это могучая животворная сила рыночной экономики, играющая в ней многогранную позитивную роль (рис.5.5).

http://konspekta.net/bazaimgstudall/2177544972311.files/image045.gif

Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, "отбраковывая" убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнёров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей.

Вместе с тем конкуренция постоянно находится под угрозой сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства. В результате возникает своего рода враг конкуренции – монополия.

Монополия в узком смысле - это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности, в экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий (рис.5.6): собственно монополию, олигополию, монопсонию и олигопсонию.

http://konspekta.net/bazaimgstudall/2177544972311.files/image047.gif

Рис. 5.6. Формы рыночного господства

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются следующие три (рис.5.7):

- высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по закону России - обычно свыше 35%);

- доминирующее, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определённых товаров;

- и установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и, благодаря этому, получение для себя сверхприбылей.

Суть своекорыстных действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены.

В отличие от этого монополист, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (скажем, зерна у фермеров), создаёт для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены.

http://konspekta.net/bazaimgstudall/2177544972311.files/image049.gif

Рис. 5.7. Главные признаки монополизма

По происхождению выделяют два главных вида монополии: естественную и искусственную (рис.5.8).

http://konspekta.net/bazaimgstudall/2177544972311.files/image051.gif

Рис. 5.8. Основные виды монополий

Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например, в отраслях (автомобильная, газовая, алюминиевая), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Наконец, монополия естественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.

Иное дело - искусственная монополия. Это монополия "рукотворная", специально созданная путём концентрации в чьих-то рука определённой хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов (с помощью, скажем, демпинга); или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); или добровольно объединяются друг с другом (обычно путём взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно.

Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты (табл.5.1). Основные различия между ними – в широте соглашений участников и "плотности" их объединения.

Так, наиболее простая и до сего дня распространённая форма - картель. Его участники (производящие однородную продукцию - нефть, сахар, кофе, бананы и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почём продаёт). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность - как производственную, так и коммерческую (торговую).

Таблица 5.1. Основные формы монополистических союзов

http://konspekta.net/bazaimgstudall/2177544972311.files/image053.jpg

Однако цивилизованный мир стремится ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или используют так называемое лидерство в ценах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные "молчаливо" следуют за ней).

Ради повышения доходов применяются и другие ценовые "хитрости". Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (скажем, принтер и краска к нему) устанавливается "система связанных цен": на основной продукт (принтер) цена относительно невелика (для стимулирования его сбыта), а на сопутствующий (краску) - завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли). Ещё пример: новые товары монополисты сначала продают по повышенным "ценам снятия сливок" (для "избранных", богатых покупателей), а затем в ход идут пониженные "цены проникновения" - для завоевания кошельков широкой публики.

Вторая, более тесная форма союза - синдикат. В нём, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и заупку сырья через общую торговую сеть (коммерческая самостоятельность участников, стало быть, здесь утрачивается).

Например, создавшие синдикат изготовители йогуртов могут

(а) ослабить взаимную конкуренцию,

(б) сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в то же время

(в) дороже продавать свою продукцию.

В результате они перераспределяют доходы и поставщиков, и потребителей в свою пользу.

Наконец, третий и наиболее тесный монополистический союз - трест. Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жёстким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополистами в своих сферах и господствовали над потребителями.

Тресты - наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены.

Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. Концерн – это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира. Их объединение вокруг себя обеспечивает особый институт - так называемый холдинг - головная (держательская) компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.

Многие концерны опираются на густую сеть мелких и средних предприятий и добиваются высокой эффективности, прежде всего за счёт гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики. При этом в отдельных сферах деятельности концерна может сложиться монополизм.

В заключение важно упомянуть и такую особую форму экономических союзов, как консорциум. Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера, космической станции и т.п.).

В современной экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются. Тем не менее, в большом многообразии сегодняшнего хозяйства можно выделить четыре основные модели рынка (рис.5.9).

 http://konspekta.net/bazaimgstudall/2177544972311.files/image055.gif

Рис. 5.9. Четыре модели современного рынка

Чистая конкуренция и чистая монополия - это две крайние и достаточно редкие ситуации. Между ними располагаются более характерные для современного рынка две модели под общим названием "несовершенная конкуренция". Общая сравнительная характеристика всех четырёх моделей представлена в таблице 5.2.

Таблица 5.2. Краткая характеристика моделей современного рынка

 http://konspekta.net/bazaimgstudall/2177544972311.files/image057.jpg

Чистая конкуренцияимеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (например, стандартизированной пшеницы или молока, услуг по обмену валют или купле-продаже ценных бумаг и пр.).

В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменять совокупное предложение продукции,

а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из-за одинаковости же товара неценовая

конкуренция здесь отсутствует.

Чистая монополия. Она существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Примером здесь могут служить уже известные нам представители естественной монополии - газовые, электрические, водопроводные, телефонные и другие подобные компании. Манипулируя объёмом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям свою цену и остальные

условия. А экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль дополнительных фирм.

Монополистическая конкуренция, как следует из её названия, предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причём если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объёме, то монополия - лишь в небольшом количестве. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (скажем, различные виды одежды или обуви, мебели или книжной продукции, рознично-торговых услуг и т.п.).

Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. То же обстоятельство мешает их тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идёт как ценовая, так и неценовая конкуренция. Что касается монополии, она возникает здесь в результате дифференциации продуктов (то есть создания их разновидностей) компаниями-соперницами.

Множественность предприятий и относительная лёгкость присоединения к ним всё новых и новых фирм постоянно стимулируют живительную конкуренцию.

Наконец, олигополия характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (производство стали и алюминия, автомобиле- и сельхозмашиностроение, большие компании в сфере оптовой торговли и пр.). Немногочисленность олигополистов означает, что каждый из них обладает значительным рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимыми, а безудержная конкуренция между ними угрожает "неприятностями" для всех.

В ситуации олигополии фирмы пытаются регулировать взаимную конкуренцию, избегают "войны цен" между собой, идут на объединение, картельные и иные соглашения. Вхождение новых фирм в отрасли с олигополией также очень затруднено.

Антимонопольная политика, прежде всего направлена

(а) на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и

(б) на недопущение или ограничение искусственной монополии.

В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. В случае выявления монополизма к фирмам могут применяться меры размонополизации: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу её в комплекте, а то и самое суровое - разукрупнение компании, то есть её раздел на несколько фирм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Вводного занятия для специальности «Компьютерные системы и комплексы», 2-й курс дистанционного обучения

Курс «Элементы высшей математики» состоит из семи разделов:Элементы линейной алгебры    2. Элементы векторной алгебры.  3. Элементы аналитической геометрии. 4  Основы математи...

планы занятий для детей на период дистанционного обучения 25.03.20 группа 9/10

Ребята, обратите внимание на номер группы и дату...

планы занятий для детей на период дистанционного обучения 26.03.2020 группа 7/8

Ребята, обратите внимание на номер группы и дату...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. 131 группа "Изготовитель художественных изделий из дерева". Занятие от 02.03.2020г. Тема "Издержки предприятия и себестоимость его продукции"

Занятие от 02.09.2020г.Ознакомиться с материалом, сделать конспект, ответить письменно на контрольные вопросы. Ответы на вопросы сдать до 04.09.2020г...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. 131 группа "Изготовитель художественных изделий из дерева". Практическое занятие от 03.03.2020г. Тема "Издержки предприятия"

Практическое занятие от 03.03.2020г.Выполнить задание, отправить на почту или в ВК, вайбер.Срок сдачи 07.09.2020г....

Доклад на педагогическом совете ГАПОУ МО "Профессиональный колледж "Московия" на тему:"Опыт проведения дистанционных занятий. Плюсы и минусы дистанционного обучения".

Особенности дистанционного обучения по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте....