Урок географии "Мировая экономика: состав, динамика, глобализация"
методическая разработка

Наталья Ивановна Солдатова

Методическая разработка урока по географии на тему: "Мировая экономика: состав, динамика, глобализация"

 

 

https://youtu.be/IDIwsyLEsQk

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии для 10 класса по теме «Мировое хозяйство и НТР»

Цель урока: Сформировать представление учащихся об особенностях развития мирового хозяйства на современном этапе как единой структуры.

Учебно-воспитательные задачи: 

  • Учебные: систематизировать и расширить знания школьников об этапах развития мирового хозяйства; сформировать понятия - интеграция, интернационализация, информатизация и глобализация;
  • развивающие: развивать умения учащихся самостоятельно работать с разными источниками информации, анализировать информацию;
  • воспитательные: стимулировать глобальное мышление учащихся, содействовать экономическому воспитанию.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы: объяснительно-илюстративный, частично-поисковый, метод контроля.

Оборудование: политическая карта мира, презентация по теме урока, раздаточный материал.

Термины и понятия: мировое хозяйство, мировые экономические отношения, мировой рынок, международное географическое разделение труда, регионализация, международная экономическая интеграция, международное право, интернационализация, ТНК, глобализация.

Ожидаемые результаты: а/ метапредметные: умение работать с разными источниками информации, обобщать, делать выводы, планировать свою учебную деятельность; б/ предметные: совершенствовать умения учащихся составлять конспект в ходе школьной лекции применять знания и умения при выполнении учебных и познавательных задач; в/ личностные: формирование ответственного отношения к учению, личностного представления об общей картине мира, формирование навыков общения и сотрудничества со сверстниками.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к учебной деятельности.

Прием «Упрямый Фома»

Учитель зачитывает утверждения «А правда ли, что …?» , а учащиеся должны определить, верное это утверждение или нет (записывая ответы «да», «нет»). По результатам все ответы должны быть верными. За все правильные ответы – 100%, учащийся получает отметку «5», 80% -«4», остальным учащимся предлагается повторить тему.

1.А правда ли, что население Земли в 2016 году составило  7 млрд. 300 млн. человек? (Да)

2.А правда ли, что самый высокий уровень рождаемости в Африке? (Да)

3.А правда ли, что самый высокий уровень смертности в Африке? (Да)

4.А правда ли, что есть два государства, в которых численность населения превышает 1 млрд. чел. – это Китай и Индия? (Да)

5. А правда ли, что самой распространенной религией является христианство? (Да)

6.А правда ли, что для многих стран Европы характерна естественная убыль населения и «старение нации»? (Да)

7.А правда ли, что на каждые 100 девочек рождается 107 мальчиков? (Да)

8.А правда ли, что резкое увеличение численности населения Земли получило название «демографического взрыва»? (Да)

9.А правда ли, что формирование на окраинах городов бедных и неблагоустроенных районов в развивающихся странах получило название «ложной урбанизации»? (Да)

10.А правда ли, что процесс эммиграции за границу на постоянную работу высококвалифицированных специалистов называется «утечка умов»?(Да)

Мотивация учебной и познавательной деятельности. На предыдущем уроке заранее определённые учителем учащиеся получают задание подготовить к данному уроку краткое сообщение и компьютерную презентацию по теме «НТР».
Цель: формулировка темы и целей урока.

Рассказ учителя. Современное поколение является свидетелем грандиозных перемен во всех сферах жизнедеятельности человечества. Начавшаяся в середине ХХ ст. научно-техническая революция изменила мир, придав всему происходящему глобальность, всеохватность. Изменения на японской фондовой бирже волнует европейских бизнесменов, украинские кондитеры беспокоятся о сохранении урожая какао от ураганов в Латинской Америке, домохозяйки готовят голландские куриные окорочка на чешской газовой плите. Мир стремительно меняется, поэтому знание особенностей развития хозяйства в условиях научно-технической революции поможет анализировать, оценивать и ориентироваться в этих переменах. Объяснение учителем плана работы и требований к составлению конспекта по ходу изучения нового материала.

Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу урока: обеспечение мотивации, принятие учащимися цели учебно– познавательной деятельности.

Прием: заседание экспертных групп. 

Класс заранее поделен на 3 экспертные группы. Каждая группа получает задание: пользуясь представленной информацией, ознакомиться с понятием «мировое хозяйство», проанализировать этапы его формирования и определить: что является организационной основой мирового хозяйства. Цель: формулировка темы и целей урока. Результат анализа представляет представить группы (1-2мин.).

Раздаточный материал:

  1. Мировая экономика – это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежат межгосударственное и межфирменное разделение труда, различные экономические и политические
  2. Этапы формирования мирового хозяйства:

 

Рассказ учителя.

Структура мировой экономики:

- Отраслевая (деление на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сферу услун и т.д.)

- Территориальная (размещение экономики по странам и регионам)

- Функциональная (роль отраслей и отдельных производств в экономике).

Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.
Глобализация углубляет, расширяет и ускоряет всемирные взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах сегодняшней общественной жизни.

Выступление учащихся с сообщениями на тему: Какие страны и регионы развиваются быстрее

- «Большая семерка»

- новые индустриальные страны

- нефтеэкспортирующие страны

- страны Тропической Африки.

- место России в мировой экономике.

Научно-техническая революция.

Сообщение учащегося в сопровождении презентации.

Обобщение и систематизация знаний. Обсуждение вопроса: процесс глобализации имеет только положительные черты?

Вывод учителя. Формирование мирового хозяйства, начавшееся несколько тысяч лет назад, сейчас находится на четвертом этапе своего развития. С конца ХХ века претерпевает серьезные изменения вследствие НТР, интеграции, интернационализации и глобализации и сегодня переживает общеэкономический кризис и обострение глобальных проблем человечества. Однако, сохраняются определенные черты регионализации и идентификации отдельных стран. А так как мировое хозяйство включает в себя разные по структуре и уровню социально-экономического развития национальные хозяйства, ему свойственны неоднородность и внутренние противоречия. В ходе их разрешения меняется сама структура мирового хозяйства: расширяются экономические связи, а также основа мировых экономических отношений – мировой рынок.

 Подведение итогов. Рефлексия.
Метод «Что ты думаешь о…?»
Цель: помощь ученикам ещё раз взглянуть на изученные вопросы и выразить своё мнение.
Материал: 4 листа, 4 фломастера.
Каждая группа получает лист с перечнем вопросов изученной темы для того, чтобы выразить своё мнение. Каждый вопрос темы содержит следующие пункты:
- я научился…
- я могу научить других…
- я не понял…
- в дальнейшем я собираюсь…

Домашнее задание.  Ознакомиться с текстом учебника на страницах:160-165,  устно выполнить задание № 2, 4. на стр.165.: составить таблицу с самостоятельным выбором стран:

Страны

Отрасли их международной специализации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по экономике "Предпринимательство"

Разработка урока выполнена в режиме презентации; в доступной для обучающихся форме раскрывает понятие, сущность, цели предпринимательства и предпринимательской деятельности....

Методическая разработка урока по экономике "Основные средства"

Разработка урока выполнена в режиме презентации. В работе отражено понятие основных средств предприятия, их классификация, износ и амортизация  основных средств, показатели эффективности их испол...

Технологические карты урока по теме Ряды динамики

Технологические карты составлены в соответствии рабочей программой и календарно-тематическим планом по дисциплине статистика...

Открытый урок по экономике "Безработица в условиях рынка"

"Человек лишь там чего-то добивается, гле он сам верит в свои силы" Людвиг Фейрбах, философ. В процессе урока рассмотрены понятия: безработица, общий уровень безработицы, виды безработицы. Обучающимся...

Методическая разработка урока МДК 01 Состав шампуня

специальность 43.01.02 Парикмахер МДК 01.01. Выполнение стрижек и укладок волос Методическая разработка учебного занятия Учебное занятие «Состав шампуня»...

Конспект урока по теме "Состав и структура цены".

Публикация этого конспекта урока предназначена для обучающихся и педагогического сообщества. С его помощью можно получить представление о составе и структуре цены, сформировать практические навыки рас...