Открытый урок по экономике "Безработица в условиях рынка"
план-конспект урока на тему

Сасалетина Марина Владимировна

"Человек лишь там чего-то добивается, гле он сам верит в свои силы" Людвиг Фейрбах, философ. В процессе урока рассмотрены понятия: безработица, общий уровень безработицы, виды безработицы. Обучающимся предложены дифференцированные тесты и три задачи для определения вида безработицы. Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Проведен в рамках аттестации преподавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezrabotitsa.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 ТЕМА:  «БЕЗРАБОТИЦА В УСЛОВИЯХ  РЫНКА»

«Человек лишь там чего-то добивается,

где он сам верит в свои силы»

Людвиг Фейербах,

философ

Цель урока:

Обучающая:

  1. Уяснение обучающимися вопроса о том, какие люди классифицируются как безработные.
  2. Показать обучающимся, что существуют различные формы безработицы; объяснить, чем они отличаются друг от друга.

Развивающая:

  1. Экономическое мышление, экономическая грамотность, экономические умения и т.д.
  2. Умение ставить экономические проблемы.
  3. Способность отстаивать свою точку зрения и проявлять целеустремленность в различных видах деятельности.

Воспитательная:

  1. Культура общения, взаимное уважение.
  2. Видеть в окружающей действительности экономическую сторону.
  3. Умение адекватно вписываться в ситуацию на рынке труда.

Форма проведения урока: лекция с элементами живого и динамичного диалога с обучающимися.

Раздаточный материал: тесты для проверки д/з, задача, план урока.

Учебно-методическое оснащение: Липсиц И.В. учебник «Экономика». - М., Вита-Пресс, 2014.


Дифференцированный тест.

План.

  1. Понятие безработицы. Признаки безработного
  2. Уровень безработицы, уровень занятости.
  3. Причины безработицы.
  4. Решение задачи.
  5. Виды безработицы:
  1.  Фрикционная безработица
  2.  Структурная безработица
  3.  Циклическая безработица        
  4.  Сезонная безработица
  5.  Скрытая безработица

6. Последствия безработицы.

7. Государственная политика борьбы с безработицей.

8. Закрепление материала. Д\З.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного материала.

На протяжении нескольких уроков мы говорим о рынке труда и  о  его особенностях, и я  предлагаю вспомнить те понятия, которые мы уже знаем

(дифференцированный тест, Приложение № 1).

  1. Изучение нового материала.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

         Я думаю,  вы со мной согласитесь, что тема  сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

        Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки  более продуманных социальных программ в области занятости. Именно эти проблемы  мы будем рассматривать сегодня на уроке.

1. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

        БЕЗРАБОТИЦА социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

        Для анализа проблем безработицы  необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным.

        БЕЗРАБОТНЫМИ  считаются те, кто не имеет работы на момент  проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить  к работе немедленно. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу. В США, например, человек  считается безработным, если он не работал последнюю неделю, но искал работу в течение последних четырех недель. Кто же у нас  в России по закону является безработным ?

Давайте обратимся к закону.

        ПРИЗНАКИ  БЕЗРАБОТНОГО:

  1.  Трудоспособный возраст
  • лица не моложе 14 лет, так как  в Российской Федерации согласно КЗоТ не допускается прием на работу лиц моложе 14 лет
  • лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).
  1. Отсутствие у человека постоянного источника заработка  в течение некоторого времени.
  2. Стремление человека найти работу (обращение в центр  занятости).

2.Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при   расчете общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы.

Этот показатель определяется следующим образом:

                   

            УРОВЕНЬ           =         ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ          * 100%

       БЕЗРАБОТИЦЫ               ЗАНЯТЫЕ + БЕЗРАБОТНЫЕ

 

          УРОВЕНЬ      =         ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ                  *  100%

      ЗАНЯТОСТИ            ЗАНЯТЫЕ  + БЕЗРАБОТНЫЕ

3.Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

1) структурные   сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к  сокращению излишней рабочей силы.

2) экономический спад или депрессия , которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

3) политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4) сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

5) изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно,  возрастает вероятность безработицы.

4. Решение задачи (Приложение № 2).

5.  Исходя из причин безработицы, можно  сформулировать ее основные виды:

5.1 Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана  с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому  основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу ужу завтра.

        К фрикционным безработным относятся люди:

  • Уволенные с работы по приказу администрации
  • Уволившиеся по собственному желанию
  • Ожидающие восстановления на прежней работе
  • Нашедшие работу, но еще не приступившие к ней
  • Сезонные рабочие (не в сезон)
  • Впервые появившиеся на рынке труда

5.2 Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

  • С изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется,  что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы.
  • С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, черно-белых телевизоров, керосиновых ламп), а другие появляются (производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов). Меняется набор профессий, требующихся в экономике.                    Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера,  дизайнера. Люди,    имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

5.3 Циклическая безработица  представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы. Это безработица,  причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

5.4 Сезонная безработица  связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями  в различные периоды времени, то есть в одни  месяцы  спрос на рабочую силу в этих отраслях  растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие – уменьшается (а безработица возрастает (например, с/х и строительство)).

5.5 Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработицы, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы  и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально. Уровень безработицы при полной занятости носит название «естественного уровня безработицы».  Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят.

6.   Последствия безработицы:

  1. Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
  2. Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.
  3. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.
  4. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.
  5. Безработица  обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.
  6. Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

7. Государственная политика борьбы с безработицей                

Поскольку  безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, государство предпринимает меры для борьбы с ней.

  • в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции:
  1. выплачивают пособия по безработице
  2. помогают безработным найти работу
  3. ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.
  4. оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
  • государство может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения рабочих мест;
  • государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, чернобыльцы, афганцы);
  • подготовка и переподготовка населения.

IV. Закрепление материала, подведение итогов, домашнее задание

8.Закрепление материала.

Определить вид безработицы:

1.В курортном городе С.  часть населения занята в летнее время в сфере обслуживания туристов. В зимнее время  эти люди теряют работу (сезонная безработица).

2.Василий У. – выпускник медицинского института. В настоящее время он не работает, но подал документы для трудоустройства в муниципальную городскую больницу и частную клинику (фрикционная безработица).

3.Форма безработицы, связанная с теми случаями, когда люди работают неполную рабочую неделю или когда они не регистрируются на бирже труда как безработные (скрытая).

4.Безработица, которая вызвана несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на нее, т. е. структуре рабочих мест (структурная).

Подведение итогов. Оценки.

Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения  работы. И напоследок   я хочу обратить ваше внимание   на эпиграф: «Человек лишь

там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы». Я вам желаю верить в себя и  достигать поставленных  целей,  и  тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.

Домашнее задание:

Составить программу мер по снижению темпов безработицы в городе.

                         Приложение 1

Дифференцированные    тесты

 

 (ответы «да» или  «нет»)

1. Человек, который надеется  вскоре  снова получить работу, относится к разряду занятых.

2. Если человек болен и временно не может работать, то он относится к категории безработных.

3. Человек, который работает неполный рабочий день и активно ищет другую работу,  но не может ее найти, относится к категории безработных.

4. Профсоюзы – это организации, созданные для того, чтобы представлять интересы  работников.

5. Мобильность рабочей силы бывает двух видов:  профессиональная и территориальная.

6. Рынок труда  - это рынок не первичного спроса, а производного.

7. На предложение труда влияет только заработная плата.

8. На рынке труда есть предел падения цен -  это прожиточный минимум.

9. Минимальная заработная плата должна быть больше прожиточного минимума.

10. Соглашение о содержании и условиях труда называется трудовым контрактом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

+

+

+

+

+

+

нет

+

+

+

+

                   

                       

Приложение 2

ЗАДАЧА

1.В стране Синеглазии августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. занятых. Определите численность рабочей силы в стране N., уровень безработицы и уровень занятости.

2.В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0,5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу в течение сентября зарегистрировано не было. Определите численность занятых в новой ситуации.

3.В течение сентября 1 млн. человек   из числа  безработных  прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали, потому что у них  карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы   в Синеглазии в сентябре.

Решение:

  1. 10 + 90 = 100 млн. чел. – численность рабочей силы
  2. 10 / 100 * 100 % = 10 % - уровень безработицы
  3. 90 / 100 * 100 % = 90 % - уровень занятости

2.1) 90 – 0,5 = 89,5 млн. чел. – численность занятых

3.1)   10 – 1 = 9 млн. чел. – численность безработных

3.2)   9 + 89,5 = 98,5 млн. чел. – численность занятых

3.3)   9 / 98,5 * 100 % = 9,1 % - уровень безработицы

3.4)   89,5 / 98,5 * 100 % = 90,9 % - уровень занятости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по вокалу "Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением"

Современные дети отличаются вялостью артикуляционного аппарата, развитие которого является необходимым условием успешной вокальной работы. Этой актуальной проблеме и был посвящен данный урок. На...

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Статья "Особенности управления персоналом в условиях рынка"

Статья "Особенности управления персоналом в условиях рынка"...

Методическая разработка открытого занятия "Этапы продвижения товара на рынок"

В разработке представлено занятие по защите проектов учащихся...

Статья «Роль, сущность и задачи рекламой политики в условиях рынка на примере торгового предприятия ОАО «Весна» г.Элиста РК.»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10752774","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 339px; height: 480px; float: left;","width":"339"}}]][[{"type":...

Методическая разработка открытого урока по вождению транспортного средства в условиях реального дорожного движения

Данная разработка предназначена для мастеров производственного обучения вождению. Она особенно актуальна, в связи с последними изменениями в правилах приема государственного экзамена на право упр...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОУД.05 "Обществознание (вкл. экономику и право)" на тему: «Рынок труда и безработица»

Данная тема актуальна потому, что сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использ...