Главные вкладки

    Конспект открытого урока по вокалу "Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением"
    план-конспект урока по теме

     

    Современные дети отличаются вялостью артикуляционного аппарата, развитие которого является необходимым условием успешной вокальной работы. Этой актуальной проблеме и был посвящен данный урок. На разных этапах урока для активизации голосового аппарата и улучшения дикции применялись скороговорки, артикуляционная гимнастика, метод мелодекламации, прием мысленного пропевания с беззвучной артикуляцией. Использование на уроке разнообразных технологий (личностно-ориентированной, развивающего обучения, межпредметных связей, здоровьесбережения), либо их элементов (проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, ИКТ, арттехнологий) сделало его интересным, насыщенным.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon урок по вокалу71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Московской области

    ГОУ СПО  «Московский областной музыкально-педагогический колледж»

    ПЦК вокала и хорового дирижирования

                         

    Открытый урок

    по дисциплине       «Вокальный класс»

     

    Тема: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

    Преподаватель:

    Пономаренко Н. И.

    Студентка  21 гр.:

     Вакун Ю.

       08.02.2011г.

    .

    г. Егорьевск  

                                                    План – конспект урока.

    Тема урок: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

    Цель урока:  Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

    Задачи урока:

    Обучающие

    -   обеспечить формирование у студента  знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

    - обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

    2. Развивающие –     создать условия  для развития у студента

    -    дикционных навыков в разнообразных темпах;      

    -   активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

    - эмоционально - образной сферы  психологических процессов         (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

    -   умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.

    3. Воспитательные  - создать условия для

    -   воспитания сознательного подхода к обучению;

    -   повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;

    -  стимулирования творческого поиска студента в создании интерпретации произведений.  

    Тип урока: комбинированный.

     Методы работы: 

     по источнику знаний:

         наглядные  –  наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

         словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

        практические  –  упражнения, практические задания;

    по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

    Методы вокальной педагогики:  концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

    Технологии: 

    личностно-ориентированная,  развивающего обучения, межпредметных связей,; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии;

    исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

    Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика

    Оборудование: фортепиано,  ноутбук, презентация по теме урока, зеркало

    Используемая нотная литература:        

    1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985. .

    2. Хрестоматия  вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. -  М.: Музыка, 1970.

    3. Д.Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта - www.notarhiv.ru

    4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада.    /Сост. Т.Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

       

    Ход  урока.

    I.Объявление темы, цели и задач урока.

    II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

    1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).          

      2.Распевание. Первый вокальный навык – «певческая установка» (развернутый ответ студента).

         Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

    упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных       навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

        Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления студента, используя скороговорку «Барашеньки – крутороженьки» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

         Подвести студента к постепенному осмыслению  своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной  задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

      3. Работа   над  исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ №10).

         Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

      4.Работа над исполнением произведения Д.Кабалевского Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта».  Задача       работы  над  данным   произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата студента. Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит   дикцию.

    В процессе работы студент вспоминает теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды №12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».  

        Используя образное мышление, воображение студента, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать студенту возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

       5.Работа над исполнением произведения М.И.Глинки  Песня Ильиничны «Ходит ветер у ворот» из музыки к трагедии А.Кукольника. Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести студента к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, сохранения дикционной активности голоса при разных нюансах.

         Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата студента. Для этого используется метод мелодекламации в утрированной манере, а также методический прием мысленного пропевания, когда концертмейстер исполняет фортепианное сопровождение вокального произведения, а поющий должен внимательно слушать аккомпанемент и мысленно пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.

      6.Работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент (М.Иорданский «Голубые санки»). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса (технология имитационного моделирования - имитация производственной задачи, с которой обучаемый будет сталкиваться в своей будущей профессиональной деятельности). Работа над песней может проходить в одном из двух вариантов: 1 - с воображаемыми детьми, 2 – педагог выступает в роли ребенка (по выбору студента).

    III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

    IY. Домашнее задание.  В Интернете найти  записи исполнения лучшими вокалистами романса Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Кабалевского, сделать сравнительный анализ интерпретаций. Выучить слова Песня Ильиничны из музыки к трагедии А.Кукольника «Ходит ветер у ворот» М.И.Глинки, выразительно декламируя в певческой позиции («Артист на сцене»). Продумать несколько исполнительных планов этого произведения.

    Приложение №1.

               Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

      Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

          Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

    восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

    улучшают дренажную функцию бронхов,

    положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

    повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

    улучшают нервно - психическое состояние организма.

         Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.  Мы делаем по 32 движений  дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

         Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

     Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

         Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

    Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

    Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

        Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

    Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

    Приложение №2.

    Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

    Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.

    "Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите  4-8 раз.

    Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.   «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.

    Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.

    Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

    После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

    Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").

    ЛИТЕРАТУРА

    Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.

    Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е       изд. –   М., 2008:       http://strelnikova.ru

                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации "Принципы работы над вокальным произведением"

    В  данных  методических рекомендациях были рассмотрены принципы    работы  над  вокальным  произведением, представлена технология этой работы на  примере...

    План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"

    В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....

    Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

    Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в табличном процессоре ...

    Открытый урок музыкального искусства в 5 классе «Музыка в поэтических произведениях»

    Художественное название урока: «То ремесло что ты постиг, ценней богатства всех владык»Эпиграф: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» И. КрыловТип урока: углубление и закрепление знанийЖанр: уро...

    Конспект открытого урока "Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях"

    Урок разработан в рамках дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок реализации 8 лет). Индивидуальное занятие по учебному предмету &l...

    Конспект открытого урока «Этапы работы над музыкальным произведением в классе гармони»

    Конспект открытого урока«Этапы работы над музыкальным произведением в классе гармони»...

    ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

    План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...