Учебное пособие по прикладным бухгалтерским программам
учебно-методическое пособие

Лаврова Наталья Николаевна

Прикладные программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл up_prikladnye_programmy.docx380.81 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение

«Колледж управления и экономики «Александровский лицей»

ПРИНЯТО
педагогическим советом

Протокол № 1 от 30.08. 2017

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по МДК.06.01 «Практические основы бухгалтерского учета
и составления бухгалтерской отчетности»
,

Раздел  1  «Прикладные бухгалтерские программы»

для студентов специальности 38.02.06«Финансы»


Санкт-Петербург, 2019


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

Раздел 1. Прикладные бухгалтерские программы        4

Система программ «1С: Предприятие»        5

Автоматизация бухгалтерского и налогового учета        8

Автоматизация управленческого учета и оперативного ресурсного планирования        15

ГЛОССАРИЙ        27


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МДК.06.01 «Практические основы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности» – составная часть профессионального модуля ПМ.06 «Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности», относящегося к вариативной части подготовки специалистов среднего звена специальности38.02.06  «Финансы».

Специфика МДК.06.01 «Практические основы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности» обусловлена его практической направленностью. Целью МДК является, в первую очередь, формирование и развитие у студентов умений организовывать учетный  процесс с использованием платформы 1С: Предприятие. Программой ПМ.06. «Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности» предусмотрено проведение теоретических и практических занятий, выполнение самостоятельной работы. Основой для проведения практических и самостоятельных работ являются теоретические занятия, представленные в данном пособие по МДК.06.01 «Практические основы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности».

Учебное пособие содержит основные темы, включенные в рабочую программу ПМ.06. Учебное пособие состоит из двух разделов.

В пособии раскрываются теоретические и практические аспекты автоматизации учетных и управленческих процессов на предприятии с использованием программных решений на платформе «1С:Предприятие 8».

Подробно рассмотрены возможности конфигураций, изучаемых в рамках  МДК.06.01 «Практические основы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности», а также актуальные вопросы бухгалтерского и управленческого учета.

Учебное пособие предназначено для студентов колледжа, изучающих МДК.06.01 «Практические основы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности».

Пособие можно использовать на учебных занятиях для выполнения отдельных заданий преподавателя, для самостоятельного изучения отдельных тем или для подготовки к экзамену или зачету.

Пособие построено в соответствии с требованиями к уровню подготовленности лиц, обучающихся по данной специальностям, и призвано помочь будущим специалистам выработать умения и навыки работы в программных решениях на платформе 1С: Предприятие.


Раздел 1. Прикладные бухгалтерские программы

Система программ «1С: Предприятие»

1С: Предприятие является системой программ для автоматизации различных областей экономической деятельности предприятия. В конкретный программный продукт, входящий в систему программ 1С: Предприятие, включаются те функции и возможности, которые отвечают назначению этого продукта.

Все составляющие системы программ 1С: Предприятие можно разделить на Технологическую платформу и Конфигурации. Технологическая платформа представляет собой набор различных механизмов, используемых для автоматизации экономической деятельности и не зависящих от конкретного законодательства и методологии учета. Конфигурации являются собственно прикладными решениями. Каждая конфигурация ориентирована на автоматизацию определенной сферы экономической деятельности и отвечает принятому законодательству.

Система программ «1С: Предприятие» включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), разработанных на данной платформе. Такой подход позволяет автоматизировать различные виды деятельности, используя единую технологическую платформу.

В комплект поставки программных продуктов системы программ 1С: Предприятие включаются типовые конфигурации. Они представляют собой универсальные прикладные решения для автоматизации конкретной области экономики.

Особенностью системы программы 1С: Предприятие является возможность изменения конфигурации самим пользователем или организациями, специализирующимися на внедрении и поддержке программных продуктов фирмы «1С». Эта возможность позволяет обеспечить максимальное соответствие автоматизированной системы особенностям учета в конкретной организации.

Наиболее популярные прикладные решения, входящие в комплекс 1С: Предприятие:

  1. "1С: Бухгалтерия предприятия 8" –  универсальная программа для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности.
  2. "1С: Управление торговлей 8" автоматизирует следующие направления хозяйственной деятельности:

В информационной базе прикладного решения регистрируются как уже совершенные, так и еще только планируемые хозяйственные операции.

  1. "1С: Зарплата и Управление Персоналом 8"  автоматизирует решение следующих задач:
  1. "1C:Управление производственным предприятием 8" является комплексным прикладным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственном предприятии. Решение позволяет организовать комплексную информационную систему, соответствующую корпоративным, российским и международным стандартам и обеспечивающую финансово-хозяйственную деятельность предприятия. На предприятиях холдинговой структуры общая информационная база может охватывать все организации, входящие в холдинг. Это существенно снижает трудоемкость ведения учета за счет повторного использования разными организациями общих массивов информации. При этом по всем организациям ведется сквозной управленческий и регламентированный (бухгалтерский и налоговый) учет, но регламентированная отчетность формируется раздельно по организациям.

Фирма «1С» предлагает несколько версий программ:

  • базовую;
  • профессиональную;
  • сетевую;
  • версию SQL.

Базовые версии программ системы 1С: Предприятие рассчитаны на работу одного пользователя и, в отличие от других версий, не включают средства для изменения конфигурации. Они используются для ведения достаточно простого учета, не требующего настойки на особенности конкретной организации.

Установка базовой версии целесообразна, если:

  • на предприятии не ведется валютный учет;
  • не нужен многоуровневый аналитический учет;
  • возможна ручная выборка из справочников;
  • можно обойтись без универсальных настроек, комплексно автоматизирующих учет.

Версии для SQL обеспечивают возможность работы с информационной базой в режиме клиент-сервер. Это позволяет обеспечить большую устойчивость и надежность функционирования системы, а также увеличивает производительность системы, особенно при работе большого количества пользователей.

Для тех организаций, в которых необходимо поддерживать единую автоматизированную систему в нескольких территориально удаленных точках (подразделениях, филиалах, складах и т.д.), существует дополнительная компонента 1С: Предприятия «Управление распределенными информационными базами». Ввод данных в информационных базах распределенной системы ведется независимо. Компонента обеспечивает полную или выборочную синхронизацию данных всех информационных баз, входящих в распределенную систему. Компонента поставляется отдельно и устанавливается только на одной (центральной) информационной базе.

Автоматизация бухгалтерского и налогового учета

Справочники

В программе 1C:Бухгалтерия справочники служат для хранения условно-постоянной информации, поддержки внутрифирменных или общих классификаторов. Также справочники обычно используются организации аналитического учета.

Использование справочников позволяет исключить неоднозначность при заполнении тех или иных реквизитов документов или других справочников. Например, если в счете требуется вводить наименование организации-клиента, выбор элемента из справочника клиентов позволит избежать ошибочного ввода наименования разными конечными пользователями (продавцами).

Планы счетов

В соответствии с порядком, установленным на территории РФ, хозяйствующие субъекты используют единый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. На его основе построен план счетов программы 1С: Бухгалтерия.

Система счетов зависит от учетной политики предприятия. Как правило, на предприятии используется один план счетов, но на некоторых предприятиях, таких как совместные, может использоваться и сколько планов счетов. В системе 1С: Бухгалтерия предусмотрена возможность ведения нескольких планов счетов.

По операциям, совершаемым в иностранной валюте, нормативными актами предусмотрено ведение учета одновременно в иностранной валюте и валюте РФ. Информация по хозяйственным операциям в валюте обобщается на отдельных субсчетах, коды которых начинаются с цифры 2.

Виды субконто описываются с помощью объекта конфигурации Планы видов характеристик. Для счетов, на которых предусмотрен один аналитический разрез, используется простая (и иерархическая) модель аналитического учета. Для счетов, на которых необходим аналитический учет в нескольких разрезах, используется модель фасетной организации аналитического учета.

План счетов налогового учета

С 01.01.2002 г. действует глава 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ, в которой впервые дано определение налогового учета, описаны общие нормы и правила его ведения.

Налоговый учет (НУ) представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным порядком. В отличие от бухгалтерского учета (БУ), система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, теперь предприятие должно отражать совершаемые хозяйственные операции дважды: с точки зрения бухгалтерского учета и с точки зрения налогового учета. В программе 1С:Бухгалтерия реализована методика, благодаря которой пользователь вводит данные однократно, а программа использует их в двух аспектах: для целей бухгалтерского учета и налогового учета.

Налоговый учет по налогу на прибыль в программе построен на использовании отдельного плана счетов. Для сопоставимости данных бухгалтерского и налогового учета код счета НУ, как правило, повторяет код счета БУ.

Правила БУ и НУ отдельных видов доходов и расходов, активов и обязательств различаются. Сопоставление производится по особым правилам (меню Предприятие / Планы счетов / Соответствие счетов бухгалтерского и налогового учета).  Например, затраты основного производства, обобщаемые в БУ на счете 20.01, в НУ могут отражаться на субсчетах 20.01.1 «Прямые расходы основного производства» или 20.01.2 «Косвенные расходы основного производства». Это зависит от вида затрат (признак статьи затрат на счете 20.01 БУ) или от корреспондирующего счета в бухгалтерской проводке.

Правила корректируются с помощью документа «Установка соответствия счетов БУ и НУ».

В план счетов НУ включены не все счета БУ (46, 50, 51, 52 и пр.). Считается, что для целей НУ достаточно данных БУ. Т.о., если в бухгалтерской проводке по дебету или кредиту указан один из этих счетов, то для целей НУ вводится не двойная, а одинарная запись. Все счета НУ забалансовые и не валютные.

Способы регистрации хозяйственных операций

Ведение учета в автоматизированной информационной системе подразумевает сплошную, непрерывную, документально обоснованную и взаимосвязанную регистрацию всех совершаемых в организации хозяйственных операций.

Каждая операция содержит одну или несколько проводок, полностью отражающих в бухгалтерском учете хозяйственную операцию. Операция включает в себя не только проводки, но и некоторую общую часть, характеризующую ее в целом - это содержание операции, ее общая сумма, дата, номер, а также другие реквизиты, определяемые конфигурацией.

Для просмотра операций в 1С:Бухгалтерии предусмотрено два вида журналов - журнал операций и журнал проводок .

В программе различают следующие основные способы регистрации хозяйственных операций:

  • формирование проводок вручную;
  • использование типовых операций;
  • формирование проводок документами.

Документы и журналы документов

В системе 1C:Бухгалтерия информация о хозяйственных операциях, совершаемых на предприятии, может вводиться при помощи документов и отображаться в журналах документов.

Одним из важных для бухгалтерского учета свойством документов  является их способность автоматически формировать бухгалтерские  операции, отражающие соответствующую хозяйственную операцию в  бухгалтерском учете.

Отбор документов. Механизм отбора документов предоставляет пользователю возможность просматривать в журнале документы, отобранные по некоторому значению их реквизитов: например, можно отобрать все документы  по конкретному складу или конкретной организации-контрагенту.

Ввод документа на основании. Система 1С:Бухгалтерия имеет возможность копировать информацию из документа одного вида в документ другого вида. В этом случае  для ввода новых документов можно использовать механизм «ввода на  основании». Этот механизм позволяет, например, создать расходную  накладную, перенеся в нее информацию из ранее выписанного счета.

Создание печатной формы документа. Если в процессе настройки конфигурации для документа была создана, помимо экранной формы (диалога), также печатная форма, то в диалоге для ввода реквизитов документа, как правило, присутствует кнопка, нажатие на которую вызывает построение этой формы. При необходимости, автоматически построенная печатная форма может быть отредактирована. Отредактированная печатная форма может быть сохранена в файле. Для этого следует выбрать пункт «Сохранить» или «Сохранить как» в меню «Файл» главного меню программы.

Проведение документа. Проведением документа называется действие, которое, выполняет изменения других данных системы на основании информации документа. Прежде всего, для документов 1С: Бухгалтерии проведение используется для отражения в бухгалтерском учете хозяйственной операции, информация о которой введена в документ. В процессе проведения информация, содержащаяся в документе, учитывается в регистрах путем создания записи регистров.

Типовые операции

Для ввода в 1С: Бухгалтерию информации о совершенных хозяйственных операциях существуют два основных режима: ввод операции «вручную» и автоматическая генерация операций на основании документов. Типовые операции представляют собой своего рода компромисс между двумя этими режимами.

Для применения типовой операции в системе 1С: Бухгалтерия предварительно необходимо создать шаблон типовой операции. Шаблон типовой операции представляет собой список проводок, описание правил заполнения реквизитов самой операции и входящих в нее проводок. Такой шаблон создается всего один раз, и в дальнейшем используется для ввода операций.

При вводе типовой операции пользователю выдается для заполнения форма операции, в которой уже заполнены - полностью или частично - некоторые реквизиты, пользователю остается только откорректировать автоматически введенные данные или ввести недостающую информацию, и записать операцию в журнал операций.

Шаблоном типовой операции называется сценарий формирования проводок для оформления какого-либо хозяйственного действия, совершаемого на предприятии. Шаблон включает:

  • правила заполнения реквизитов операции: даты, номера, суммы и содержания;
  • правила заполнения дополнительных реквизитов операции, если таковые предусмотрены в форме операции;
  • список проводок операции;
  • правила заполнения реквизитов проводок - корреспондирующих счетов, суммы, субконто, количества, валюты и суммы в валюте;
  • формулы вычисления сумм проводок.

Регистры

Основное назначение регистров системы 1С:Предприятие состоит в хранении информации, формируемой и изменяемой, как правило, документами.

Регистры сведений предназначены, в основном, для хранения существенной для прикладной задачи информации, состав которой развернут по определенной комбинации значений и при необходимости развернут во времени. Информация в регистр сведений может вноситься как в автоматическом режиме (например, при внесении в справочник «Валюты» сведений о конкретной валюте, при выполнении различных обработок, например, получение курсов валют средствами интернет-поддержки пользователей «1С:Предприятие», с помощью документов - регистраторов), так и вручную. Для ручного ввода информации требуется открыть форму регистра сведений и выполнить стандартные действия (добавление, редактирование и удаление данных).

Регистры накопления (оборотные регистры, регистры остатков) используются для накопления информации о наличии и движении имущества и обязательств и др. Вся информация о хозяйственных операциях, которая вводится с использованием документов или формируется при помощи расчетов, может быть накоплена в регистрах. Тогда эту информацию можно будет извлечь, проанализировать и представить в виде отчетных форм. Для просмотра движений можно открыть форму списка регистра накопления. Информацию в форме списка регистра накопления можно только просмотреть.

Регистры бухгалтерии используются для отражения информации о хозяйственных операциях в бухгалтерском учете. Основным понятием бухгалтерского учета является понятие хозяйственной операции. Операцией считается любое хозяйственное действие, способное вызывать изменение состояния средств предприятия. Для ввода информации о хозяйственных операциях используется документы. Каждая хозяйственная операция состоит в общем случае из произвольного числа бухгалтерских проводок. Каждой бухгалтерской проводке соответствует запись регистра бухгалтерии, а набор записей регистра бухгалтерии является аналогом хозяйственной операции. Просмотр проводок осуществляется в форме списка регистра бухгалтерии. Информацию в списке можно только просмотреть.

Отчеты и обработки

Для получения итоговой, а также другой сводной или детальной информации в 1С: Бухгалтерии используются отчеты.

Используемые на практике отчеты можно условно разделить на две группы:

1. Отчеты, предназначенные для контроля и анализа учетных данных и составления различного вида учетных регистров. Отчеты этой группы подразделяют на стандартные, специализированные и прочие.

Стандартные отчеты предназначены для получения бухгалтерских итогов и оборотов за определенный период по синтетическим и аналитическим счетам в стоимостном и натуральном выражении. В течение месяца с их помощью анализируют полноту отражения фактов хозяйственной деятельности. По завершении отчетного периода с их помощью формируют регистры бухгалтерского учета, которые затем выводят на бумажный носитель. К стандартным относятся такие отчеты как "Оборотно-сальдовая ведомость", "Оборотно-сальдовая ведомость по счету", "Шахматка", "Анализ счета", "Карточка счета" и другие. Такие отчеты используются очень широко непосредственно при ведении бухгалтерского учета для анализа бухгалтерских итогов на уровне счетов, субсчетов, валют, объектов аналитики, различных периодов и детальных проводок.

Специализированные отчеты предназначены для получения результатной информации по конкретным разделам бухгалтерского учета. Такие отчеты предполагают специфическую выборку информации и ее представление на бумажном носителе по установленным формам. К специализированным отчетам относятся кассовая книга, книга продаж, книга покупок и пр.

Под прочимиотчетами понимают отчеты, которые не входят в состав стандартных или специализированных отчетов типовой конфигурации. Каждая организация самостоятельно определяет состав и структуру прочих отчетов.

2. Отчеты, предназначенные для получения результатной информации и ее представления контролирующим органам. Отчеты этой группы называют регламентированными. Состав и содержание этих отчетов определяются различными государственными органами. Регламентированные отчеты подразделяют  на следующие виды:

  • бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и пр.);
  • налоговая отчетность (налоговая декларация по налогу на имущество);
  • государственная статистическая отчетность (сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг);
  • отчетности по физическим лицам (налоговая карточка 1-НДФЛ).

Состав показателей регламентированного отчета регулируется нормативно-правовой базой. В связи с постоянными изменениями обновление регламентированных отчетов производится в централизованном порядке (меню Сервис / Обновление конфигурации через интернет).

Регистры налогового учета. В программе предусмотрена отдельная группа стандартных отчетов для анализа данных, обобщенных на счетах плана счетов налогового учета: ОСВ (налоговый учет), анализ счета (налоговый учет) и пр. Помимо стандартных отчетов имеются специальные отчеты, предоставляющие информацию в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ – аналитические регистры налогового учета.

Обработки. Кроме отчетов в системеиспользуется такое понятие как Обработка. Под обработкой понимается обычно некоторая сервисная процедура, также полностью определенная при конфигурировании, которая предназначена не для выдачи информации, а для изменения каких либо данных в информационной базе. Обработки обычно используются для выполнения некоторых служебных функций, например, загрузки содержимого какого либо справочника из другой программы. Использование обработки ничем не отличается от использования отчета. Суть действий выполняемых обработкой полностью определяется в конфигурации, поэтому описание свойств и назначений конкретной обработки должно содержаться в описании конфигурации или в самом окне обработки.

Внешние отчеты. В системе 1С:Предприятие существует специальный механизм Внешних отчетов. Внешние отчеты по назначению и способу использования ничем не отличаются от обычных отчетов. Однако в отличие от обычных отчетов, хранящихся в конфигурации, внешние отчеты хранятся в отдельных файлах. Внешние отчеты используются в специальных случаях, когда отчет не может быть помещен в конфигурацию по каким либо причинам. Для вызова внешнего отчета используется пункт "Открыть" меню "Файл" главного меню программы. Файлы внешних отчетов имеют расширение «erf», а обработок – «epf».

Автоматизация управленческого учета
и оперативного ресурсного планирования

Конфигурация «Управление производственным предприятием» является комплексным решением, отвечающим основным требованиям к управлению и учету на производственном предприятии[1]. Решение позволяет организовать единую информационную систему для управления деятельностью предприятия и учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия по российским и международным стандартам.

Прикладное решение создает единое информационное пространство для отображения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, охватывая основные бизнес-процессы. В то же время четко разграничивается доступ к хранимым сведениям, а также возможности тех или иных действий в зависимости от статуса работников.

Факт совершения хозяйственной операции регистрируется один раз и получает отражение в управленческом и регламентированном учете. Необходимость повторного ввода информации исключена. Средством регистрации хозяйственной операции является документ, причем для ускорения работы широко используются механизмы подстановки данных "по умолчанию", ввод новых документов на основании ранее введенных.

Решение "1С:Управление производственным предприятием 8" разработано на современной технологической платформе "1С:Предприятие 8". В комплект поставки программного продукта, помимо платформы, входит конфигурация "Управление производственным предприятием".

Обеспечена высокая надежность и производительность прикладного решения, масштабируемость, построение территориально распределенных систем, интеграция с другими информационными системами. Внутреннее устройство прикладного решения полностью открыто для изучения и настройки под специфические потребности предприятия.

Конфигурация "Управление производственным предприятием" дорабатывается и развивается  с целью расширения функциональности и с учетом изменений законодательства. Обеспечено оперативное обновление установленных прикладных решений. Со стороны фирмы "1С" и ее партнеров предоставляется многоуровневая система технической поддержки.

"1С:Управление производственным предприятием 8" — это флагманское прикладное решение фирмы "1С" с наиболее широким спектром функциональности:

  1. Программа  поддерживает ведение оперативного и управленческого учета в производственных компаниях, позволяя создавать и использовать единое информационное пространство.
  2. Может объединять данные организаций, использующих различные системы налогообложения, кроме того, например, единый налог на вмененный доход может использоваться только для некоторых направлений деятельности.
  3. Дает возможность разграничить права доступа для пользователей, таким образом, данные в единой базе защищены.
  4. В едином информационном поле программы могут работать как различные отделы компании, так и отдельные организации в рамках холдинговой структуры, избавляя пользователей от траты времени на дублирование данных: информация уже находится в системе и с ней можно работать.

Каждая операция фиксируется для регламентированного и управленческого учета, что позволяет отказаться от дублирования информации. По умолчанию некоторые данные в «1С Управление производственным предприятием» (1С УПП) подставляются автоматически, минимизируя возможные ошибки, связанные с человеческим фактором, и ускоряя процесс составления документов.

Формирование финансовой структуры предприятия

Для автоматизации бюджетного управления и финансового планирования используются различные программы. При этом все многообразие используемых решений можно условно разделить на два типа:

  • Универсальное ПО, более или менее пригодное для решения любых экономических задач. Примером такого ПО можно считать MS Excel.
  • Специализированные программные решения для бюджетного управления и финансового планирования.

В отличие от универсального ПО, применение специализированных программных решений дает предприятию возможность оперативного контроля информации, сопоставления плана и факта в едином формате,многомерного анализа финансовой информации, сценарного планирования и т. д.

Подготовительным этапом автоматизации планирования ресурсов в системе является заполнение справочной информации. Изначально следует заполнить справочник «Номенклатура». Данный объект конфигурации предназначен для хранения информации о номенклатуре, приобретаемой или расходуемой в организации. Элементы справочника содержат широкий спектр параметров учета номенклатуры, указание которых в дальнейшем позволит ускорить обработку информации при автоматизации процессов.

Построение системы управленческого учета в организации заключается в формировании набора формализованных процедур, обеспечивающих менеджеров всех уровней информацией, полученной как из внутренних, так и из внешних источников, для принятия своевременных и эффективных решений в рамках своей компетенции.

Бюджетное управление представляет собой систему управления предприятием по центрам финансовой ответственности через бюджеты. В связи с этим одним из первоначальных этапов постановки системы бюджетного управления на предприятии является определение состава и иерархии центров финансовой ответственности (ЦФО).

Каждый ЦФО представляет собой сегмент внутри предприятия (структурное подразделение, группу подразделений или бизнес), отвечающий за достижение определенных финансовых показателей, которые подчинены финансовым целям предприятия. Во главе ЦФО находится лицо, наделенное обязанностями, полномочиями и ресурсами, которые необходимы центру ответственности для достижения своих показателей.

Таким образом. 1С: «Управление производственным предприятием» являетсяспециализированным программным решением, финансовый контур которого позволяет:

  1. Составлять бюджеты любых необходимых форматов, на любой период времени, с учетом различных вариантов (сценариев) развития предприятия.
  2. Контролировать соответствие плановых и фактических данных установленным целевым показателям, отслеживать не превышение лимитов по статьям бюджетов.
  3. Оперативно проводить мониторинг исполнения бюджетов центрами финансовой ответственности и предприятием в целом;
  4. Проводить многомерный план-факт анализ.

В «1С: Управление производственным предприятием» к подсистемам, позволяющим решать задачи планирования, относятся:

  • «Управление закупками»;
  • «Управление продажами»;
  • «Управление производством»;
  • «Управление персоналом»;
  • «Бюджетирование».

Используя интерфейс «Бюджетирование» в 1С: «Управление производственным предприятием», можно выполнить автоматизированный процесс  постановки системы управленческого учета.

Функциональные возможности конфигурации
в области оперативного ресурсного планирования

В «1С: Управление производственным предприятием» к подсистемам, позволяющим решать задачи оперативного планирования, относятся:

  • «Управление закупками»;
  • «Управление продажами»;
  • «Управление производством».

Процесс планирования материальных ресурсов осуществляется путем разработки изначально укрупненных, а затем уточненных планов (рис.5). Таким образом, сначала формируются планы продаж, производства, закупок на длительный период времени со степенью точности до номенклатурных групп, а затем детализируются на короткие промежутки времени и до отдельных позиций номенклатуры.

Рис.5. Концепция планирования, реализованная
в «1С:Управление производственным предприятием»

Подготовительным этапом автоматизации планирования ресурсов в системе является заполнение справочной информации. Изначально следует заполнить справочник «Номенклатура». Данный объект конфигурации предназначен для хранения информации о номенклатуре, приобретаемой или расходуемой в организации. Элементы справочника содержат широкий спектр параметров учета номенклатуры, указание которых в дальнейшем позволит ускорить обработку информации при автоматизации оперативного ресурсного планирования.

Примером тому является указание спецификации номенклатуры. Для хранения информации о спецификациях номенклатуры в рассматриваемой конфигурации предусмотрен справочник «Спецификации номенклатуры».

Спецификация определяет состав производимого изделия. Данный состав затем будет учитываться при планировании производства. Взаимоувязывание позиций спецификаций с операциями в технологических картах обеспечит планирование ресурсов в последовательности, определенной маршрутом производства (рис.6). Таким образом, использование данной возможности конфигурации позволит точно определять дату потребности и сроки поставки ресурсов, требуемых для производства на каждом из этапов технологического процесса.

Рисунок148

Рис.6. Связь спецификаций и технологических карт

Конфигурация предусматривает возможность создания различных версий спецификации номенклатуры.

Для наглядного представления состава изделия в конфигурации предназначена обработка «Конструктор спецификации», позволяющая визуализировать структуру продукции в виде дерева. Также благодаря данному объекту конфигурации осуществляется расчет и визуальное представление потребностей в виде отчета «Отчет по дереву спецификаций».

После заполнения справочников «Номенклатура» и «Спецификации номенклатуры» необходимо заполнить справочник «Сценарии планирования» (рис.7). Данный объект конфигурации обеспечивает хранение информации о сценариях, используемых при планировании.

Сценарии планирования являются обязательным реквизитом документов планирования и определяют периодичность и степень детализации плана. Таким образом, в сценарии описываются основные параметры планов.

В конфигурации «1С:Управление производственным предприятием» предусмотрена детализация по номенклатурным группам и номенклатуре, в качестве периода может быть использована одна из периодичностей: год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, день.

Сценарии также выступают в таких ролях, как:

  • связующее звено между планами продаж, производства и закупок;
  • разделитель планов по категориям: стратегические и оперативные.

Рисунок1

Рис.7. Форма элемента справочника«Сценарии планирования»

Следующим этапом автоматизации является начальный этап, заключающийся в регистрации данных в информационной системе. Начальный этап автоматизации планирования ресурсов представляет собой формирование документов планирования.

Для осуществления сводного планирования в конфигурации «1С:Управление производственным предприятием» используются следующие документы:

  • «План закупок»;
  • «План производства»;
  • «План продаж».

Конфигурация «1С:Управление производственным предприятием» оснащена дополнительными инструментами, позволяющими ускорить обработку информации, формировать планы различной степени точности, рассматривать несколько вариантов планирования.

«Помощник планирования» является одним из дополнительных инструментов планирования. Данный инструмент представляет собой обработку, позволяющую сократить время, затрачиваемое на формирование планов. Сокращение времени достигается за счет формирования документов планирования на основании данных смежных подсистем.

Для формирования документов в данной обработке необходимо указать  конечные планы, задать стратегии расчета суммы и количества, установить отбор при необходимости. Отбор может осуществляться по различным параметрам (номенклатура, сценарий, подразделение и др.). Состав отбора изменяется динамически в зависимости от выбранных стратегий. В качестве конечных планов могут выступать планы закупок, производства, продаж. Таким образом, данная обработка используется в процессе формирования всех видов планов.

За счет большого выбора стратегий расчета планы могут быть сформированы на основании нескольких источников (рис.8).

Рисунок2

Рис.8. Стратегии расчета в обработке «Помощник планирования»

При указании вида формируемого плана во вкладке «Конечные планы» также можно указать профиль распределения. Строка табличной части «профиль распределения» ссылается на справочник «Профили распределения по периодам». Данный объект конфигурации предназначен для хранения информации о весах, с которыми периоды меньшей длительности входят в периоды большей длительности.

Использование профилей распределения по периодам позволяет учитывать характер реализации (закупки) продукции (рис.9). Примером тому является продукция с сезонным спросом.

Рисунок2

Рис.9. Форма элемента справочника
«Профили распределения по периодам»

В соответствии с концепцией планирования, реализованной в «1С:Управление производственным предприятием», автоматизация формирования оперативных планов на основании укрупненных возможна при наличии данных, содержащихся в укрупненных планах. Укрупненные планы формируются со степенью точности до номенклатурных групп, уточненные – до отдельных позиций номенклатуры. Таким образом, возникает необходимость разделения показателей каждой  номенклатурной группы по отдельным позициям номенклатуры.

Для решения данной задачи в «1С:Управление производственным предприятием» предусмотрен профиль распределения номенклатурной группы по входящим в ее состав позициям. Таким образом, для автоматического формирования уточненного плана по данным укрупненного плана необходимо в форме элемента справочника «Номенклатура» указать вес вхождения позиции номенклатуры в номенклатурную группу (рис.10).

Рисунок3

Рис.10. Форма элемента справочника «Номенклатура»

В «1С:Управление производственным предприятием» предусмотрен определенный порядок преобразования данных при необходимости внесения изменений в укрупненном плане одной подсистемы на основании укрупненного плана другой подсистемы. Особенность данного порядка состоит в том, что невозможно формирование укрупненных планов одной подсистемы напрямую на основании укрупненных планов другой подсистемы. Изначально необходимо сформировать уточненные планы, а затем возможно формирование укрупненных планов на их основе (рис.11).

Рис.11. Порядок автоматического формирования укрупненных планов

Заключительным этапом автоматизации является этап формирования отчетной документации. В конфигурации «1С:Управление производственным предприятием» предусмотрены следующие виды отчетов:

  • «План производства»;
  • «План закупок»;
  • «План продаж»;
  • «Проверка достаточности ключевых ресурсов»;
  • «План потребностей производства»;
  • «План-фактный анализ»;
  • «Анализ сходимости плановых данных».  

Отчеты «План производства», «План закупок», «План продаж» предназначены для отражения плановых данных в разрезе основных параметров планирования (номенклатура, сценарий планирования, период, подразделение, документ планирования). Показатели данных отчетов: количество, цена, сумма.

Ключевые ресурсы предприятия – ресурсы, объем которых органичен, они являются наиболее дефицитными (труд, электроэнергия, транспорт и др.). Состав  ключевых ресурсов определяется предприятием самостоятельно. Для ведения перечня ключевых ресурсов в «1С:Управление производственным предприятием» предназначен справочник «Ключевые ресурсы предприятия». Потребность в ключевых ресурсах устанавливается в привязке к объектам номенклатуры при внесении записи в регистр сведений «Потребность в ключевых ресурсах предприятия» (рис.12).

Рисунок1

Рис.12. Форма регистра сведений «Потребность в ключевых ресурсах»

Отчет «Проверка достаточности ключевых ресурсов» позволяет оценить исполнимость сформированных планов. Оценка осуществляется путем сопоставления объема потребления ресурсов, указанного в регистре сведений «Потребность в ключевых ресурсах предприятия», и объема доступности, указанного в регистре сведений «Доступность ключевых ресурсов».

Отчет «План потребностей производства» отражает потребности производства в номенклатуре, составляемые на основании «Плана производства по сменам». Отчет формируется в разрезе рабочих центров, номенклатуры, заказов с детализацией по дням. Показателями отчета являются данные об объеме потребления полуфабрикатов и потребления извне.

Отчеты «План-фактный анализ» и «Анализ сходимости плановых данных» позволяют выявить отклонения. «План-фактный анализ» дает представления об отклонениях фактических показателей от эталонных, закрепленных в планах. Данный анализ составляется отдельно по каждому плану. «Анализ сходимости плановых данных» позволяет сопоставить показатели планов различных подсистем между собой и выявить отклонения.

Таким образом, специализированное программное  решение 1С: Управление производственным предприятием дает предприятию возможность оперативного контроля информации, сопоставления плана и факта в едином формате, многомерного анализа финансовой информации, сценарного планирования и т. д.

        


ГЛОССАРИЙ

Информационная база – место хранения данных по учету в одной или нескольких организациях, характеризуемое определенным адресом.

Конфигурация – это практическое решение, которое разработано на технологической платформе 1С: Предприятие.

Структура метаданных – совокупность объектов, настроенных на хранение и обработку информации о хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Пользовательский интерфейс – это совокупность команд главного меню и панелей инструментов, настроенных на работу с конкретными объектами данных (документами, справочниками, журналами).

Набор прав пользователя – определяет полномочия пользователя на работу с информацией, которая обрабатывается в системе.

Экранная форма (диалоговая форма) – это форма, осуществляющая двустороннее взаимодействие между программой и пользователем.

Печатная форма – это шаблон для печати документа. хранящийся в конфигурации, с заданными переменными.

Контекстное меню – это меню с набором команд, которые можно произвести с выбранными файлами, папками, др. элементами.

Панель инструментов – окно с набором кнопок. При нажатии вызывает немедленное выполнение связанной с этой кнопкой команды.

Рабочее поле в программе – пространство основного экрана, в котором ведется основная работа в системе.

Панель бухгалтера – один из элементов командного интерфейса программы.

Группа справочника – совокупность иерархических элементов, относящихся к этой группе.

Документ – это объект метаданных, с помощью которого в системе 1С фиксируются хозяйственные операции предприятия.

Справочник – прикладной объект конфигурации. Справочники предназначены для хранения в информационной базе данных, имеющих одинаковую структуру и списочный характер.

Платформа – это базовая программа, в которой выполняются прикладные конфигурации.

Форма списка справочника – позволяет выполнять навигацию по справочнику. Добавлять, помечать на удаление и удалять элементы и группы справочника, перемещать элементы и группы.

Элементы справочника – представляют собой список однородных объектов сотрудников,организаций, товаров и т.д.

  1. Универсальные программы. Функциональные программы.

ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности[1][2]. ERP-система — конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.

Сущность и структура ERP систем

Аббревиатура ERP происходит от английского выражения Enterprise Resource Planning, что дословно означает планирование ресурсов предприятия. Теоретически такая система представляет собой общую стратегию деятельности компании, которая учитывает следующие направления:

  • Управление финансовыми ресурсами - ведение налоговой отчетности, бухгалтерского учета, планирование бюджета;
  • Управление трудовыми ресурсами;
  • Управление активами;
  • Взаимодействие с партнерами и учет истории операций клиентов.

С практической стороны, говоря про ERP системы бизнеса, подразумевают программное обеспечение для автоматизации каждого из перечисленных направлений, а также других процессов деятельности компании для сведения их в общую взаимосвязанную базу данных, необходимых для работы предприятия.

Простыми словами ERP системами являются комплексы мероприятий, включающие в себя: модели управления потоками информации на предприятии, оборудование для ее хранения и обработки, программное обеспечение, IT-отдел и специалистов технической поддержки, а также непосредственно пользователей.

Строение IT-системы планирования ресурсов предприятия

Являясь сложным программным обеспечением, ERP система состоит из следующих элементов:

  • Платформа - основная среда (ядро), обеспечивающая работу компонентов программы, а также базовый функционал (справочная информация, функции) компании. Это основа системы, без которой ее работа невозможна.
  • Инструменты управления данными - сюда входит хранилище на сервере, программы для обработки информации и передачи их для работы модулей.
  • Подключаемые модули - независимые друг от друга программы, которые подключаются к платформе и используют в своей работе основные базы данных. Именно наличие независимых модулей, которые могут отключаться и подключаться без нарушения работы всего комплекса, отличает ERP системы от других видов программного обеспечения, используемого при автоматизации бизнес процессов.

Модули, подключаемые к основной платформе системы планирования ресурсов производства, условно делятся на три группы:

  1. Внутренние - программы, используемые внутри предприятия, доступ к которым имеют сотрудники.
  2. Внешние - программы, к которым имеют доступ клиенты и партнеры (например, личный кабинет дропшиппер посредника).
  3. Коннекторы - программы для подключения с другими программными продуктами, не являющимися частью системы ERP, но используемые компанией в своей деятельности. Они выполняют обмен данными.

Альтернатива и сравнение аналогов 1С

Люди, которые задумываются над выбором оптимального решения, всегда с умом подходят к процессу этого выбора. Так при выборе программы всегда ищут все подходящие под выбранные требования альтернативы. При выборе программы учета, люди тоже ищут альтернативу системам 1С Предприятие. Все это обычно связано с печальным опытом работы с программой или советами других людей, которым не понравился программный продукт 1С.

В этой статье мы рассмотрим конкурентные решения 1С, так ли легко их найти и чем они лучше платформы 1С при работе.

Какие существуют альтернативные аналоги 1С

Существует как Российские аналоги, так и зарубежные аналоги этого продукта. Среди российских можно выделить такие системы как Галактика и Парус. А из зарубежных один из самых мощных и дорогостоящих ERP систем SAP и Microsoft Axapta.

ERP система Галактика

Галактика - это отличная альтернатива приложения 1С предприятие и продается на рынке уже более 25 лет. Данная программа имеет широкое распространение и качественную работу. Она закрепилась среди ERP систем, как полный аналог системы 1C.

Основной ее минус - это то, что Галактику толком нельзя изменять, все изменения и модификации можно только сделать через специалистов лично разрабатывавших эту систему, что конечно будет очень дорого и в целом не всегда возможно. Если рассматривать систему в целом, как альтернативу ПО на платформе 1С, то она отлична по функционалу и поддерживает интеграцию внешними средствами. Сам дизайн программы приятный и простой отдаленно напоминает офисные пакеты Microsoft, что делает его простым в работе и легко узнаваемым.

Система Парус

Эта система была создана очень давно. Сама фирма была основана в далеком 1990-м году. Большую часть прибыли организация имеет от государственных предприятий. Система Парус включает в себя CRM, МRP, финансовый учет и так далее.

Данное программное обеспечение могут модифицировать только сама компания разработчик. Из-за этого, программой можно пользоваться только и изначальном виде. Также еще один минус - это размещение баз данных в Oracle, что получается очень накладно по финансам.

SAP приложение аналогичное 1С

SAP это приложение, которое является ERP системой. Программа была разработана в Германии. Эта система является очень функциональной и самой стабильной из ERP систем. Ее можно рассматривать как отличную альтернативу 1С. Главные минусы данной системы - это огромная цена лицензий и трудоемкость работы с ним. Весь интерфейс SAP не переведен на русский язык, также программа сама не имеет никакой русификации, что даст возможность работать с ней только людям знающим английский язык. Также несмотря на потрясающую гибкость и возможность модификации системы это тоже обойдется вам очень дорого. Специалисты по SAP обычно редки в нашей стране и всегда запрашивают большой ценник, плюс сама работа будет выполняться гораздо дольше за счет сложности системы. Система очень хороша для крупнейших предприятий и различных холдингов, где ее цена будет оправдана, как и очень важна отличная отказоустойчивость системы. Интерфейс программы выглядит так:

Microsoft Dinamics Axapta

Самая первая версия этого продукта была представлена в 1998 году. Система сама по себе неплохая и является отличным конкурентом 1с. Она имеет практически все нужные модули и подвергается доработке. Также Axapta отлично взаимодействует с другими продуктами Microsoft. Основым минусом является то, что на нашем рынке данная система плохо распространена и по ней очень мало хороших специалистов. Поэтому производить доработки в ней крайне сложно и дорого.

Интерфейс напоминает другие продукты Microsoft:

Navision


[1] URL: http://www.1s.ee/1s/1s8_upp_rus.shtml.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по дисциплине Статистика для студентов специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Пособие содержит теоретический материал, вопросы для самоконтроля по темам курса.  Приведён перечень ключевых терминов (глоссарий)и список литературы.Учебное пособие будет полезно при изучении ди...

Учебное пособие «Учет материально-производственных запасов» ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»

Учебное пособие   на тему «Учет  материально-производственных запасов» составлена по разделу «Учет производственных запасов » ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бу...

Учебное пособие по МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»

В учебном пособии раскрываются основы методической работы учителя начальных классов. Учебное пособие направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической...

Учебное пособие по выполнению практических работ на базе типовой конфигурации «Бухгалтерия предприятия» программы «1С:Предприятие 8.2» для студентов СПО по специальности 38.02.01 « Экономика и бухгалтерский учет»

Учебное пособие  по выполнению сквозного учетного примера на базе типовой конфигурации «Бухгалтерия предприятия» (программы «1С:Предприятие 8.2» предназначено для освоения...

Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»)

Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов). В учебном пособии раскры...

Электронное учебное пособие по Дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Сестринский уход за новорожденными"

Методической пособие для ЭО по ДПП ПК составлено на основании тебований Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны доровья граждан в Российской Федерации", приказ...

Электронное учебное пособие по Дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Особенности сестринской деятельности по уходу за недоношенными новорожденными на амбулаторно-поликлиническом этапе выхаживания"

Методической пособие для ЭО по ДПП ПК "Особенности сестринской деятельности по уходу за недоношенными новорожденными" составлено на основании тебований Федерального закона от 21 ноября 2011 ...