ПРОГРАММА кружка экономических дисциплин «Экономист» 2020-2021 учебный год
материал

Елена Алексеевна Зубарева

ПРОГРАММА  кружка экономических дисциплин  «Экономист»  2020-2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka.docx46.99 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

Рассмотрены на заседании

предметной (цикловой) комиссии математических и общих естественно-научных дисциплин

Протокол № 2 от 14.10.2020 г.

Председатель ПЦК_____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

______________ /А.Н. Шарпов/

ПРОГРАММА

кружка экономических дисциплин

«Экономист»

2020-2021 учебный год

Автор:

Преподаватель высшей категории

Зубарева Е.А.

2020 г.

Пояснительная записка

Современная экономическая ситуация требует, чтобы каждый участник рыночных отношений владел основами экономических знаний. Экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности обучающегося в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы обучающиеся знал, что такое потребности, их удовлетворение, ограниченность возможностей, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег и ценных бумаг, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться.

Экономика – это наука и искусство. Наука, поскольку она открывает существующие, но неизвестные человеку законы. Искусство, поскольку она созидает новое. В экономике представлены три философские составляющие науки и искусства: творчество и вдохновение, достоверность воспроизведения явлений, завершенность выводов и их выраженность.

Экономика – это наука и искусство выбора. Выбора потребителя – какой товар купить. Выбора производителя – какой товар произвести. Выбора государства – регулировать или нет то, что делают потребители и производители.

Программой предусмотрено проведение занятий кружка во внеурочное время 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 45 минут, 35 часов в год, содержит теоретическую и практическую часть.

К участию приглашаются обучающихся 1 - 3 курсов, проявивших интерес к сфере бизнеса и дисциплинам Экономика, Основы экономики. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности, Экономика организации. Работа кружка организуется на базе кабинета Экономики (кабинет №14). В работе кружка используется компьютер и мулитимедийный проектор наглядные пособия, учебная и дополнительна литература по экономике и бизнесу.

Цели работы кружка: развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, создание условий для формирования социально - ответственной, всесторонне развитой личности. Закрепление знаний и навыков, приобретенных на уроках Экономики проявление инициативы, творческого подхода к изучению материала, получение навыков экономного распоряжения деньгами. Занятия кружка помогают решить задачу по формированию знаний для представления о экономических процессах в развитии общества способствует личностному и профессиональному росту обучающихся.

Задачи:

  • воспитание гражданственности и ответственности за принимаемые решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • освоение системы знаний об экономической деятельности и экономике России;
  • формирование знаний для представления о экономических процессах в развитии общества;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных экономических задач;
  • способствовать профессиональному и личностному росту обучающихся, и экономическому самоопределению;
  • подготовить к успешному выступлению на олимпиадах, творческих и профессиональных конкурсах, успешной сдаче экзаменов.

В процессе работы кружка обучающиеся знакомятся различными понятиями. явлениями и процессами из области экономики и бизнеса, экономическими показателями. Учатся понимать и интерпретировать полученную экономическую информацию. Принимают участие в подготовке презентаций к урокам экономики. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждая тема программы предусматривает изучение теоретического материала и организацию практической деятельности: работа с текстами и нормативными документами, решение познавательных и ситуационных заданий игровые ситуации и имитационные, учебные задания.

Планируемые результаты

Результатом работы кружка является – умение обучающихся на практике применять полученные знания, разработка проектов, подготовка наглядных пособий для кабинета, участие в выставках. олимпиадах, конференциях.

Личностные результаты:

  • развитие личностных качеств: экономность, бережливость, аккуратность, уважение к человеческому труду;
  • понимание того, что важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом);
  • уважительное отношение к иному мнению. 

Предметные результаты:

  • овладение экономическими понятиями;
  • понимание необходимости бережного отношения к любой собственности;
  • знакомство с профессиями в области экономики профессиями;
  • осознание важности домашнего труда для ведения хозяйства;
  • осознание того, что учебный труд, - это не только источник знаний, но залог будущего мастерства. 

Метапредметные результаты:

  • способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
  • умение самостоятельно справляться с поставленными задачами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли.

Основные принципы работы кружка:

  • принцип добровольности;
  • принцип равного права как сильных, так и слабых обучающихся на участие в любом внеклассном мероприятии по предметам экономического цикла;
  • принцип индивидуального подхода к обучающимся;
  • принцип систематичности ;
  • принцип занимательности;
  • принцип укрепления связи обучения с жизнью, профессиональной направленностью.

Отбор содержания подчиняется следующим принципам:

В содержание программы кружка по экономике вошли те явления, с которыми обучающиеся уже встречались в жизни и изучали на уроках экономики. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

Ориентация на потребности обучающегося и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у обучающихся продолжает формироваться экономическое мышление, необходимое для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими экономических представлений, с которыми они столкнуться в повседневной жизни заработная плата, бюджет, доходы, расходы, налоги, субсидии, деньги, ценные бумаги. кредит. процент. капитал собственность, торговля, услуги как особый вид коммерческой деятельности, аренда, банк и другие.

Этапы работы по разработке и реализации программы кружка «Экономист»

Этапы

Содержание деятельности

1. Подготовительный

1. Обозначение приоритетной проблемы.

2. Самообразование.

3. Накопление программно-методического материала необходимо для дальнейшей работы (методические разработки, конспекты).

2. Аналитический

1. Диагностика условий совместной деятельности, возможностей и рисков реализации программы (затруднения субъектов программы, особенности образовательного процесса, выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации и др.);

2. Изучение социального запроса убъектов, заинтересованных в разработке данной программы (анкетирование обучающихся);

3. Анализ проблемы, ее структурирование и обоснование актуальности.

3.Разработческий

1. Моделирование: определение основных компонентов и ведущих связей программы;

2. Выделение этапов реализации программы (три этапа);

3. Определение средств, форм и методов для осуществления программы;

4. Перспективное планирование.

4. Внедренческий

1. Совместное обсуждение, согласование, принятие и утверждение программы;

2. Разработка этапного (оперативного) плана;

3. Старт программы;

4. Разработка методического обеспечения деятельности по программе;

5. Развитие материальной базы программы.

5.Контрольно-коррекционный

1. Определение параметров, критериев и показателей результативности работы по программе;

2. Разработка и внедрение системы мониторинга результатов реализации программы;

3. Контроль над ходом реализации программы;

4. Коррекция целей, содержания, организационных действий и форм.

6.Аналитико-рефлексивный

1. Регулярное использование программы;

2. Анализ и оценка результатов внедрения программы (проанализировать полученные результаты, определить причины, которые привели к данным результатам, выделить проблемы, выявить противоречия и поставить цели и задачи на следующий межаттестационный период. Провести анкетирование обучающихся, задачей которого будет узнать их отзывы.

3. Обобщение результатов анализа (оформить опыт работы по данной теме).

4. Определение перспектив дальнейшего совершенствования программы.

Тематический план кружка «Экономист»

п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Кризисные явления в экономике.

1

1

2

3.

Инфляция: сущность, причины, последствия.

1

2

3

4.

Рынок труда. Безработица причины и последствия.

1

2

3

5.

Фондовый рынок. Как работает фондовая биржа. Как стать акционером?

2

2

4

6.

Пластик те же деньги (что нужно знать владельцам пластиковых карт).

1

1

2

7.

Семейный бюджет. Материнский капитал.

1

1

2

8.

Кредит – легко и доступно!?

1

1

2

9.

Организуем бизнес. Бизнес-план.

3

4

7

10.

Налогообложение в Росии.

1

1

2

11.

Страхование – за или против?

1

1

2

12.

Коммуникации в менеджменте их эффективность (общение на рабочем месте).

1

1

2

13.

Стрессовые ситуации и управление ими (стресс на работе и в быту).

1

1

2

14.

Рабочий стол твое лицо (организация рабочего места).

1

-

1

15.

ВСЕГО:

17

18

35

Содержание

Вводное занятие.

Тематика занятий кружка, Цели, задачи, организация занятий.

Кризисные явления в экономике.

Понятию экономического кризиса. Классификация и периодичность кризисов. Критерий классификации. Виды кризисов. Экономический цикл. Стадии экономического цикла: Экспансия. Бум. Кризис. Депрессия. Восстановление. Особенности кризисных явлений в российской экономике. Динамика кризисных процессов в современной российской экономике. Основные направления государственной антикризисной политики в России. Нестабильность, меры по поддержке финансовой системы России. Перспективы развития антикризисного регулирования. Роль государства в экономической жизни страны.

Инфляция: сущность, причины, последствия.

Понятие инфляции, характеристика инфляции. Инфляционные ожидания. Динамика цен. Измерение инфляции, индекс цен. Виды инфляции. Ползучая. Галопирующая. Гиперинфляция. Открытая. Подавленная. Инфляцию спроса. Инфляцию издержек (предложения). Структурная и институциональная инфляция. Сбалансированная. Несбалансированная. Ожидаемая. Неожидаемая. Импортируемая. Причины инфляции: монетарные, структурные, внешние. Последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица причины и последствия.

Понятие о рынке труда. Труд как экономический ресурс. Спрос и предложение на рынке труда. Сегментация рынка труда: руководители высшего звена; специалисты с высшим образованием; персонал средней квалификации, высококвалифицированные рабочие. Мотивация труда и трудовые отношения: оплата труда; премирование. Трудоустройство. Трудовой договор.

Безработица: сущность безработицы; структура и виды безработицы; масштабы безработицы. Государственное регулирование рынка труда: стимулирование роста занятости; программы профессионального образования; программы социального страхования; программы самозанятости, поддержка малого и среднего предпринимательства. Биржа труда.

Фондовый рынок. Фондовая биржа.

Ценные бумаги и классификация. Акция. Облигация. Вексель. Чек. Опцион. Рынок ценных бумаг и его структура. Фондовая биржа и ее функции. Основная цель фондовой биржи. Купля-продажа ценных бумаг на бирже. Курс акции и его определение. Рыночная стоимость фирмы. Субъекты, работающие на фондовой бирже. Акционер. Акционерное общество. Типология акционерных обществ.

Пластик те же деньги (что нужно знать владельцам пластиковых карт).

История обращения пластиковых карт. Основные понятия о пластиковых картах. Виды платежных карт: по материалам, из которых они изготовлены, по способу записи информации на карту (эмбоссирование, штрих-кодирование, кодировка на магнитной полосе, чипирование, лазерная запись). Кредитные и дебетовые пластиковые карты. Логистические преимущества использования пластиковых карт. Способы идентификации пластиковых карт. Особенности устройства карт. Использование банковских терминалов. Преимущества и недостатки смарт-карт. Пластиковые карточки в России.

Семейный бюджет. Материнский капитал.

Семья. Домашнее хозяйство. Доходы семьи. Классификация доходов, основные статьи. Расходы семьи. классификация расходов, основные статьи расходов. Семейный бюджет. Рациональное планирование бюджета.

Материнский (семейный) капитал. Размер материнского(семейного) капитала  и его динамика. Право на материнский капитал. Цели расходования материнского капитала. Улучшение жилищных условий. Получение образования. Здравоохранение. Пенсионные накопления матери. Документы, предоставляемые для получения материнского капитала. Прогнозы и проекты. Реализация программы материнского капитала.

Кредит.

Кредит: необходимость, сущность, функции и законы. Формы (товарная, денежная, смешанная), виды, роль и границы кредита. Субъекты кредита: кредитор и заемщик. Ссудный капитал, ссудный процент и его формирование.

Организуем бизнес. Бизнес-план.

Бизнес. предпринимательство, сущность перспективы развития. Нормативно-правовая база организации бизнеса. Пошаговое открытие своего дела:, планирование организация бизнеса. регистрация бизнеса.

Бизнес-план: сущность и основа организации бизнеса. Структурные элементы бизнес-плана. Содержание разделов бизнес-плана. Оформление бизнес-плана. Кредитование малого бизнеса. Организация работы малого предприятия.

Налогообложение в России.

Налоги как экономическая основа государства. Понятие налога и налогообложения. Функции и принципы налогообложения. Элементы налогообложения: субъект, предмет, объект налогообложения, налоговая база, порядок, способы исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налоговый период, налоговая ставка, льготы. Налоговая система РФ и ее составные элементы. Налоги и сборы Российской Федерации. Классификация налогов.

Страхование.

Экономическая сущность страхования. Функции: рисковая, инвестиционная, предупредительная, сберегательная. Принципы страхования. Классификация страхования. Личное страхование: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование. Имущественное страхование: страхование имущества; страхование финансовых рисков, страхование предпринимательских рисков. Страхование ответственности: страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование профессиональной ответственности. Формы страхования: обязательное и добровольное страхование. Субъекты страхования страхователь и страховщик, посредники. Организационно-правовые формы страховых организаций. Меры государственного регулирования страховой деятельности. Регулирование страховой деятельности в Российской Федерации.

Коммуникации в менеджменте их эффективность (общение на рабочем месте).

Деловое общение сущность и особенности. Классификация делового общения: устное, письменное, диалогическое, монологическое, межличностное, публичное, непосредственное, опосредованное, контактное, дистантное. Формы делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, Служебное совещание, деловая дискуссия, пресс-конференция, деловая переписка. Технология делового общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Дистанционное общение. Этика делового общения.

Стрессовые ситуации и управление ими (стресс на работе и в быту).

Стресс и его сущность. Причины и источники стресса. Симптомы стресса. Факторы влияющие на возникновение стресса: организационные личностные. Стрессовый и нестрессовый «стилей жизни» человека. Методы борьбы со стрессом. Психологический стресс в трудовой деятельности. Управление стрессами. Особенности управления персоналом в стрессогенной деятельности.

Рабочий стол твое лицо (организация рабочего места).

Рабочее место. Нормативные документы характеризующие рабочее место. Организация рабочего места, оснащение и планировка рабочих мест. Принципы организации рабочего места. Классификация рабочих мест: по степени автоматизации трудового процесса; по степени специализации; по выполняемым работником функциям; по условиям труда; по времени функционирования, по количеству обслуживаемого оборудования; по степени подвижности; по профессиональному признаку. Требования к организации рабочего места: эргономические требования, санитарно-гигиенические требования; требования к безопасности.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Материальная база кружка

  1. Помещение для занятий кружка кабинет № 14
  2. Мебель
  3. Проектор
  4. Компьютер

Методическая литература

  1. Сборник программ внеурочной деятельности по редакцией Н.Ф.Виноградовой Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2011 г.
  2. Аменд А.Ф. Экономическое образование и воспитание на уроках и во внеклассной работе: метод. реком. / А.Ф. Аменд. – Челябинск: Издательство ЧГПИ, 2008.
  3. Подмазенко, А.А. Экономическая культура, или Что нужно знать по экономике / А.А. Подмазенко. – Самара: Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – 2010.
  4. Попова, Е.В. Формирование нравственно-экономической воспитанности в учебно-воспитательном процессе: метод. рек. / Е.В. Попова. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2013.

Учебная и дополнительная литература

  1. Большая книга по экономике / пер. с нем. В. Готфрида. – М.: ТЕРРА, 2000 г.
  2. Интеллектуально-развлекательные игры (постижение экономики через игру) / сост. Н.В. Мамонова А.Б. Шемякин Б.П. Шемякин. – Екатеринбург, 2012 г.
  3. Кнышова Л.В. Как стать выдающимся экономистом? Об экономике и в шутку и всерьез / Л.В. Кнышова О.И. Меньшикова Т.Л. Попова. – М.: Учеб. литература, 2010 г.
  4. Меньшикова О.И. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 вып. / О.И. Меньшикова и др. – М.: Просвещение, 2013 г.
  5. А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин Экономика Москва Издательский центр Академия 2013год.
  6. С.И. Иванова Экономика. Основы экономической теории Москва Вита-Пресс 2011 год.
  7. Г. Б. Поляк Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. М.: Юнити –Дана, 2001.
  8. О. Е Янин Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. М.: Академия, 2006.
  9. В. С Юкаева Менеджмент. Учебное пособие. М.: Дашков и КО, 2006.
  10. В.Д. Сухов Основы менеджмента. Практиктикум. М.: Академия, 2006.
  11. Л. В. Кузнецова, Ю. Ю. Черкасова   Основы маркетинга. Учебное пособие М.: Вузовский учебник, 2008.
  12. Т.П. Дручек Страховании. Учебное пособие. М.: Академия, 2009.
  13. А. П. Киреев Экономика. Учебник М.: Вита – Пресс, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина ОП.01 Экономическая теория Специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина ОП.01  Экономическая теория Специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение...

ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год

ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год...

ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год

ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине разработан для оценки зачета дисциплины общего гуманитарного и социально - экономического цикла ОГСЭ. 06 «Социально-экономическая география зарубежных стран мира» для социально-экономического профиля пр

Комплект контрольно-оценочных средств содержит материалы для проверки уровня сформированности у обучающихся знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при изучении дисциплины общего гуманита...