ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год
материал

Елена Алексеевна Зубарева

ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsializatsii.docx55.36 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

Рассмотрены на заседании

предметной (цикловой) комиссии математических и общих естественно-научных дисциплин

Протокол № 2 от 14.10.2020 г.

Председатель ПЦК_____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

______________ /А.Н. Шарпов/

ПРОГРАММА

экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин

2020-2023 учебный год

Автор:

Преподаватель высшей категории

Зубарева Е.А.

2020 г.

ВВЕДЕНИЕ

Система образования Российской Федерации вступила в инновационный этап своего развития. Произошел переход на личностно-ориентированное образование, смыслом которого является признание ценности личности, ее интересов и значимости для общества ее успешного вхождения в социум. Родительская общественность и государство требуют от системы образования усиления её социализирующей функции.

Цель специальной колледжа (помимо традиционной образовательной) – обеспечить обучающимся успешную интеграцию в общество на основе формирования жизненных компетенций, достаточных для максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.

Роль экономических дисциплин в экономической социализации обучающихся имеет большое значение. В связи с этим необходимо совершенствовать технологии преподавания и содержание обучения, ставить цели и задачи, корректировать содержание дисциплин и технологии обучения.

Проблема данного исследования заключается в слабой экономической социализации обучающихся. Учитывая актуальность поставленной проблемы, мы обратились к теме «Экономическая социализация обучающихся в процессе обучения экономике».

Цель данного исследования – повысить уровень экономической социализации обучающихся в сфере экономической практики.

Объект исследования - процесс экономической социализации обучающихся в колледже.

Предмет исследования – экономическая социализация обучающихся.

В ходе проведения исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие социализации и экономической социализации;

- проанализировать этапы, механизмы и стадии экономической социализации;

- рассмотреть факторы формирования экономической социализации обучающихся.

Гипотеза исследования: если мы разработаем рабочую программу, проведем занятия по экономике в игровой форме с использованием фильмов и иллюстраций, то повысим уровень экономической социализации обучающихся.

Методы исследования: обзорно-аналитическое теоретическое исследование литературы по изучаемой проблеме; разработка программы курса в рамках внеурочной деятельности по изучаемой проблеме.

Практическая значимость исследования: разработанная рабочая программа может быть использована работниками системы образования для внедрения в образовательных организациях.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Понятие социализации

Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными и включен в социальные взаимодействия. Начальный опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей».

В тоже время, социализация — двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Содержание процесса социализации – процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека, который протекает в трех сферах: деятельности, общения, самосознания. Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех этих трёх сфер. На каждом этапе социализации возникает «сплав» усвоения социального опыта и воспроизведения его.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения как в самой структуре общества, так и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации протекает на протяжении всей жизни человека. Все общественные отношения имеют динамику, мир изменяется и чтобы человек комфортно себя чувствовал в современных или новых условиях, ему необходимо выполнять эти действия, которые принимает общество.

Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной.

Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Если личность последовательно принимает (проходит) процессы социализации, только в этом случае можно говорить, что она благополучно завершена.

Анализ исследований позволяет выделить несколько видов социализации по критерию направленности:

-политических;

-нравственных;

-правовых;

-экономических;

-эстетических;

-этнических;

-религиозных и др.

Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Таким образом, в процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Основные этапы социализации личности (первичная, вторичная социализация):

первичная социализация

данный процесс протекает с самого рождения человека до становления самой личности;

вторичная социализация

на этом этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

В отечественной социальной психологии наиболее распространено понимание социализации как двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. При таком понимании социализации фиксируется не только процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения. В отличие от понятия социализированность (соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрасту), социализация включает в себя готовность к переходу в новые ситуации социального развития, т.е.:

способность к адекватному восприятию новых социальных требований;

избирательное отношение к социальным воздействиям;

низкую социальную ригидность;

сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

Механизмы социализации:

- социально-психологический (внушение, подражание, заражение)

- институциональный.

Существует три сферы социализации:

Деятельность. Три процесса: ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между различными ее видами; централизация вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости – это расширение каталога действий. Важен процесс целеполагания. Индивид становится субъектом деятельности.

Общение. Это увеличение числа контактов и переход к диалогическому общению. Важно: как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и что получает личность от этого общения.

Самосознание. Самосознание включает в себя самоопределение, самореализацию и самоутверждение, самооценку. Понимание личности себя как некой ценности и вопрос идентификации. Развитие самосознания.

Социализация – процесс, контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диалога деятельности и общения.

Понятие экономической социализации, этапы, механизмы и стадии экономической социализации

Переход российского общества к новой парадигме экономического развития, радикальное изменение системы взглядов, ориентаций, определили необходимость раннего приобщения обучающихся к экономике. Первоначальное экономическое образование следует рассматривать как одно из ведущих условий экономической социализации, оказывающей огромное влияние на формирующиеся отношения подростка материальным и духовным ценностям и в целом на становление его личности. В этом возрасте закладывается навыки поведения в обществе. Обеспечивая определённый уровень образовательной подготовки, создавая условия для разностороннего развития детей, колледж одновременно должен способствовать овладению учащимися набором социально одобряемых экономических ролей.

Отсутствие элементарных экономических представлений зачастую порождает неверное толкование многих явлений окружающей действительности, приводит к нездоровому культу денег, неоправданным материальным запросам. Подростковый возраст благоприятен для формирования экономической культуры, так как в этот период подросток выбирает определённую психологическую ориентацию (эксплуатирующую, стяжательную, обменивающую и т. д.), которая впоследствии повлияет на тип экономического поведения. Что определяет необходимость экономической социализации человека и делает экономическую социализацию обучающихся актуальной.

Экономическая социализация как одно из важнейших направлений представляет собой процесс вхождения индивида в экономическую структуру общества.

Адаптация – рассмотрение социализации с точки зрения ее возможных результатов. Для исследований в данном русле характерны следующие представления:

Ход и содержание социализации представляются как однозначно заданные социальными требованиями.

Социализация понимается как сугубо количественный процесс изменения человека под влиянием внешних обстоятельств.

Социализация выступает как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации.

Социализация понимается как конечный процесс.

Конструирование реальности предполагает наличие активности индивида в процессе социализации. Существенны два положения:

-реальность социального мира и реальность внутреннего мира личности суть реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и интерпретируемые, и в этом смысле – сотворенные;

-способность человека к функционально-смысловой интерпретации действительности.

Любой процесс социализации включает в себя основные этапы социализации.

Среди основных выделяют:

дотрудовая социализация – включает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода:

ранняя социализация – охватывает время от рождения ребенка до поступления его в школу;

юношеская социализация – включает обучение в школе, колледже, вузе и т.п.

трудовая социализация, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая социализация наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

В нашем исследовании мы будем рассматривать дотрудовую социализацию обучающихся в колледже на уроках экономических дисциплин.

Институты социализации -

конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные образовательные учреждения.

Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Что касается дошкольных образовательных учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период среднего и высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как колледж, вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Экономическая социализация в подростковом возрасте направлена на усвоение специфики функционирования и проявление таких социоэкономических феноменов и понятий, как богатство – бедность, банк, деньги, покупки и пр.

Целью экономической социализации является приобретение навыков потребительского поведения и усвоение знаний об экономических понятиях, характеризующих различные аспекты потребления: деньги, покупка, место покупки и др.

Содержание экономической социализации может быть разделено на:

1) То, что необходимо собственно для покупки и потребления. К ним относятся конкретные умения и навыки — как покупать, как сравнивать сходные марки, как распоряжаться имеющимся доходом, также относятся знания и суждения о магазинах, продуктах, марках, продавцах, средствах рекламы.

2) Отношение по поводу ценности товара, побуждение людей хотеть конкретные товары или услуги и позволяющие им давать оценки продуктам и маркам.

Экономическая социализация рассматривается как процесс становления и развития экономического сознания личности – высшего уровня психического отражения экономических отношений. В структуре экономической социализации можно выделить две ключевые составляющие:

1. Освоение норм и ролей, присвоение стереотипов экономического поведения;

2. Формирование и развитие соответствующих способностей, навыков и индивидуальных стилей экономического поведения.

Эти составляющие взаимно дополняют и проникают друг в друга, но в первой доминирует социально-экономическая составляющая, а во второй – индивидуально-психологическая.

Более тяжело проходит экономическая социализация у взрослого населения, которое должно подстраиваться к изменяющимся условия рыночной экономики, и далеко не каждый взрослый человек проходит этот этап.

«Несмотря на разницу в перманентном состоянии людей в зависимости от их адаптированности к новым условиям, переживание высокой степени неопределенности является всеобщим и порождает напряженность, тревогу, стрессы. Половинчатость, противоречивость и неустойчивость экономических реформ, породили у людей неопределенность и растерянность, неуверенность в завтрашнем дне. Осознание нестабильности, структурного кризиса экономики, требующего жесткой реформы, принесло чувство страха перед снижением жизненного уровня, страха, связанного с возможной потерей работы, лишением социальных гарантий, социальной защищенности. Кризис недопроизводства, ухудшение потребления и материального благосостояния большинства населения привели к фрустрации, которая породила агрессию на всех, на людей из другого слоя, другой национальности, либо агрессию на себя».

Экономико-психологическая адаптация представляет собой адаптацию субъекта хозяйствования к изменяющимся экономическим условиям и проявляется в бедности или материальном благополучии, т.е. в экономическом статусе и качестве жизни человека, в его ожиданиях и отношениях к экономическим реформам, рынку, деньгам; она связана с системой ценностей, экономическими мотивами, нормами и интересами».

Шабановой М.А выделяются два вида адаптации:

добровольная;

вынужденная.

Добровольно адаптируется человек в том случае, если новые способы социального действия не противоречат ценностным ориентациям и соответствуют его личностным качествам Вынужденная адаптация обнаруживает себя, если, противясь новому, но опираясь на свой прошлый жизненный опыт, социальное положение, возможности, связи, человек подчиняется обстоятельствам и социальной среде, не пытаясь что-либо изменить в ней и себе.

Степень адаптации к рынку, варианты экономического поведения различны в зависимости от:

-возраста;

-пола;

-принадлежности к социальному слою и профессиональной общности;

а также личностных качеств субъекта.

Индивидуально-психологические качества могут способствовать и препятствовать адаптации к рынку. К способствующим качествам относят высокую самооценку, высокий уровень притязаний, готовность отвечать за конечный результат своей работы, энергичность, готовность к риску, мотивацию достижения. Также легче адаптируется тот, кто более устойчив, или толерантен к отвержению со стороны других людей, т.е более самодостаточен.

Трудно адаптироваться к рыночным условиям людям сверхосторожным, подозрительным, мрачно-унылым, страдающим предубеждениями, избыточной регламентированностью поведения, приземленностью. Тот, кто в большей степени переживает потребность в присоединение и одобрении, общении и любви, хуже приспосабливается к рынку. Избыточное проявление чувствительности обычно связано, с неудовлетворенностью своими коммуникативными навыками и тенденцией попадать в безвыходный круг общения, закрепляющей чувство неадекватности и неспособности справляться с межличностными проблемами.

В ходе социализации взрослых происходит уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, представлений, которые были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации, т.е. изменении ранее социализированного.

Этапы (по возрасту) экономической социализации:

1. до 4-5 лет: формирование первого представления о понятии собственности: мое и чужое;

2. 6-10 лет: понятие о деньгах, купля-продажа;

3. 11-15 лет: понятие труда, умение зарабатывать, представление о долге, игры на деньги;

4. 16-24 лет: представление о бюджете, формирование личных счетов, знакомство с банковской системой, трудовыми отношениями;

5. 25-34 лет: ведение семейных финансов, инвестиции и кредиты, предпринимательство;

6. 35-55 лет: увеличение капиталов;

7. 56 и старше: адаптация к пенсии, изменение хозяйства, проблемы наследования.

Изучение экономической социализации происходит в двух направлениях:

- изучение развития понимания различных экономических реалий детьми;

- изучение экономического поведения детей.

Иными словами, экономическая социализация обучающихся обусловлена психическим развитием, а экономическая социализация взрослых – социально-экономических изменениями.

В качестве факторов, детерминирующих различия экономической социализации, рассматривают социальные, экономические, политические и этнические переменные.

Потребительская социализация

Термином, сопряженным с понятием «экономическая социализация», является «потребительская социализация». Она наш взгляд, является подвидом экономической.

Потребительская социализация (по И.В.Алешиной) — это процесс приобретения молодыми людьми умений, знаний и отношений, затрагивающих их функционирование на рынке в качестве потребителей. Потребительская социализация происходит как передача культурных ценностей от одного поколения к другому в нуклеарной или расширенной семье.

Потребительская социализация – процесс формирования навыков рациональной покупки и использования товаров и услуг. Потребительская социализация предполагает формирование устойчивых, социально-одобряемых потребительских предпочтений.

По мнению ученых и исследователей именно семья является главной детерминантой потребительской социализации.

Важно рассмотреть содержание обучения и методы потребительской социализации.

Содержание обучения разделяют на прямо относимое к объекту и косвенно относимое. Прямоотносимые аспекты потребительского обучения — те, что необходимы для собственно покупки и потребления. Это обучение конкретным навыкам: как покупать, как сравнивать торговые марки, как распоряжаться имеющимся доходом. Не прямоотносимое содержание обучения связано с освоением мотивации покупочного и потребительского поведения. Это знания, отношения и ценности, побуждающие людей хотеть конкретные товары/услуги и позволяющие им давать оценки продуктам и маркам.

Потребительская социализация реализуется несколькими способами. По характеру участия родителей и старших родственников в процессе социализации выделяются следующие ее методы:

1) инструментальный тренинг — непосредственное инструктирование детей вести себя определенным образом;

2) моделирование — неосознаваемое воспроизведение человеком поведения другого — модели. Оно происходит в процессе наблюдения за другими людьми, в значительной степени на подсознательном уровне;

3) посредничество родителей в восприятии подростками рекламы и атрибутов продукта состоит в интерпретации коммуникативных сообщений родителями. Интерпретация формирует потребительскую позицию подростка.

По критерию степени самостоятельности потребительского поведения детей выделяются следующие методы социализации:

1)наблюдение — метод потребительской социализации путем визуального восприятия поведения других;

2) совместный шоппинг — метод потребительской социализации в процессе совместных походов за покупками родителей и детей. Во время таких шоп-туров родители объясняют подросткам, почему они покупают или не покупают продукт, в чем состоит роль рекламы;

3) прямой опыт — метод обучения детей на собственном опыте как самостоятельных покупателей (в России наиболее развит).

Рассмотрим механизмы социализации.

К социально-психологическим механизмам социализации относятся:

а) идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим.

Примером идентификации является поло-ролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

б) подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;

в) внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

г) фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее (в упрощенном описании понятие «фасилитация» можно понимать как «облегчение»);

д) конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

Основные факторы формирования экономической социализации обучающихся.

Фактор как движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, является условием существования различных процессов. Такими факторами в процессе экономической социализации являются: сознание, мышление, адаптация, воспитание, образование, культура и компетенции. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Сознание. Экономическое воспитание осуществляется через формирование сознания. Сознание - важнейшая составная часть научного мировоззрения. Оно обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращает каждого труженика в активного творческого участника производственного процесса. В условиях совершенствования производственных отношений формирование экономического сознания подрастающего поколения объективно становится всеобщим и обязательным.

Основные составляющие экономического сознания:

• знания об основных законах развития рыночной экономики, повышения эффективности производства, перестройки его структуры, совершенствования производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования;

• способность экономического мышления, творческого поиска- путей повышения производительности труда, достижения высококачественного производственного результата при наименьших затратах.

Содержание общественного экономического сознания становится достоянием подростков в результате их познавательной деятельности. Они узнают о различных экономических проблемах, понятиях и категориях, об эффективном ведении домашнем хозяйстве и о своем вкладе в него. Механизм экономического воспитания - непосредственная, доступная им экономическая деятельность. Общественно полезный и производительный труд учащихся требует экономически эффективной организации: планирования, нормирования труда, его механизации, учета эффективности и результативности. Вовлечение детейподростков в экономическую деятельность и анализ характера их труда создает личный опыт понимания экономических проблем, формирует нравственные качества и мировоззренческие экономические убеждения, является средством экономического воспитания.

Для того чтобы воспитание становилось наиболее эффективным и продуктивным, оно должно быть направлено на формирование и развитее сознания, мышления и адаптационных способностей личности. Это главным образом относиться и к экономическому воспитанию.

Экономическое мышление. В процессе экономического воспитания в семье подрастающее поколение усваивает сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных сил и производственных отношениях, о действующем хозяйственном механизме в целом. Таким образом, экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, которое включает в себя способность оперировать своими мыслями, идеями и элементами сознания. А также способствует формированию нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, рационализаторства, ответственности, стремления к высокой рентабельности, высокому качеству, личному успеху и благополучию.

Приобщение подростков к экономике, первоначальное экономическое образование следует рассматривать как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения подростка к материальным и духовным ценностям и в целом на становления личности.

Адаптация. Экономическое воспитание и экономическое образование, которое подросток получает в семье, способствуют его адаптации, то есть облегчает его способность входить в мир взрослых, гармонично включаться в систему сложившихся в обществе социально-экономических отношений.

Экономическое воспитание. Экономическое воспитание - вовлечение подростков в процесс экономических отношений. Взаимодействуя с родителями, они проявляют свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо добиваться осознания подростками этих отношений с позиций нравственности и их экономического значения. Таким образом, экономическое познание, деятельность и отношения - это те механизмы, которые формируют экономическое сознание подрастающего поколения.

Экономическая культура. Вышеперечисленные факторы способствуют воспитанию высокой экономической культуры отдельной категории граждан. В первую очередь это относится к подросткам, которые не отягощена стереотипами прежних экономических отношений. Поэтому необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем экономической культуры, выявление ее специфики, разработка и реализация специальных программ экономического воспитания с учетом возрастных и психологических особенностей. Это позволит повысить экономическую культуру подростков, а в будущем существенно увеличить шансы выпускника школы на жизненный успех, на активную сознательную гражданскую позицию, расширит диапазон применения его способностей и, наконец, даст возможность рассчитывать на высокий и постоянный доход.

Экономические компетенции.

Ключевые компетенции,- основа успеха человека в получении знаний, его личной реализации, развития, активного гражданства, социальной включенности и занятости.

Ключевыми призваны следующие компетенции:

• общение на родном языке;

• общение на иностранных языках;

• математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технике;

• компьютерная грамотность;

• освоение навыков обществознания, социальные и гражданские компетенции;

• чувство новаторства и предпринимательства.

Как видно из перечисленных ключевых компетенций, чувство новаторства и предпринимательства является необходимым условием успешности человека в современном обществе. Под чувством новаторства понимается способность человека превращать идеи в действие, включая творчество, готовность рисковать, планировать и управлять проектами для достижения поставленной цели. При этом важнейшими качествами, необходимыми для приобретения всех компетенций, является творческий подход, инициативность, оценка риска и принятие решений.

Поэтому, предпринимательство, как особый тип экономической деятельности, обладает огромным «образовательным потенциалом для развития человеческих ресурсов» и обучать основам этой деятельности обучающихся в колледже - значит развивать их человеческий ресурс.

Экономическое образование. Почему же так важно экономически воспитывать подростков?

В этом возрасте он уже готов воспринимать абстрактные понятия, к каковым, например, можно отнести «прибыль», «ежегодный процент», «скорость оборота капитала», «инвестиции» и пр. Современные данные доказывают, что нынешние подростки показывают и более раннюю готовность к пониманию экономических процессов, если подходить к обучению индивидуально и творчески.

Экономическое образование представляет собой один из важнейших источников усвоения подрастающим поколением ценностных ориентаций и установок, которые вытекают из экономического знания: трудолюбие, бережливость, склонность к инновациям. Поэтому повышение воспитательного результата происходит, в том числе, и через стремления детейобучающихся к развитию собственного экономического потенциала, которое вырабатывается благодаря воспитанию в колледже.

Экономическое воспитание и образование, в свою очередь, являются важнейшими источниками усвоения подрастающим поколением ценностных ориентаций и установок, которые вытекают из экономического знания. Они формируют важнейшие качества, необходимым для приобретения всех компетенций, к которым относятся: творческий подход, инициативность, оценка риска и принятие грамотных решений. Это позволит повысить экономическую культуру обучающихся, а в будущем существенно увеличить шансы выпускника на жизненный успех, на активную сознательную гражданскую позицию, расширит диапазон применения его способностей и, наконец, даст возможность рассчитывать на высокий и постоянный доход.

Этапы работы по разработке и реализации программы социализации

Этапы

Содержание деятельности

1. Подготовительный

1. Обозначение приоритетной проблемы.

2. Самообразование.

3. Накопление программно-методического материала необходимо для дальнейшей работы (методические разработки, конспекты).

2. Аналитический

1. Диагностика условий совместной деятельности, возможностей и рисков реализации программы (затруднения субъектов программы, особенности образовательного процесса, выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации и др.);

2. Изучение социального запроса убъектов, заинтересованных в разработке данной программы (анкетирование обучающихся);

3. Анализ проблемы, ее структурирование и обоснование актуальности.

3.Разработческий

1. Моделирование: определение основных компонентов и ведущих связей программы;

2. Выделение этапов реализации программы (три этапа);

3. Определение средств, форм и методов для осуществления программы;

4. Перспективное планирование.

4. Внедренческий

1. Совместное обсуждение, согласование, принятие и утверждение программы;

2. Разработка этапного (оперативного) плана;

3. Старт программы;

4. Разработка методического обеспечения деятельности по программе;

5. Развитие материальной базы программы.

5.Контрольно-коррекционный

1. Определение параметров, критериев и показателей результативности работы по программе;

2. Разработка и внедрение системы мониторинга результатов реализации программы;

3. Контроль над ходом реализации программы;

4. Коррекция целей, содержания, организационных действий и форм.

6.Аналитико-рефлексивный

1. Регулярное использование программы;

2. Анализ и оценка результатов внедрения программы (проанализировать полученные результаты, определить причины, которые привели к данным результатам, выделить проблемы, выявить противоречия и поставить цели и задачи на следующий межаттестационный период. Провести анкетирование обучающихся, задачей которого будет узнать их отзывы.

3. Обобщение результатов анализа (оформить опыт работы по данной теме).

4. Определение перспектив дальнейшего совершенствования программы.

Тематический план занятий

п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Кризисные явления в экономике.

1

1

2

3.

Инфляция: сущность, причины, последствия.

1

2

3

4.

Рынок труда. Безработица причины и последствия.

1

2

3

5.

Фондовый рынок. Как работает фондовая биржа. Как стать акционером?

2

2

4

6.

Пластик те же деньги (что нужно знать владельцам пластиковых карт).

1

1

2

7.

Семейный бюджет. Материнский капитал.

1

1

2

8.

Кредит – легко и доступно!?

1

1

2

9.

Организуем бизнес. Бизнес-план.

3

4

7

10.

Налогообложение в Росии.

1

1

2

11.

Страхование – за или против?

1

1

2

12.

Коммуникации в менеджменте их эффективность (общение на рабочем месте).

1

1

2

13.

Стрессовые ситуации и управление ими (стресс на работе и в быту).

1

1

2

14.

Рабочий стол твое лицо (организация рабочего места).

1

-

1

15.

ВСЕГО:

17

18

35

Содержание

Вводное занятие.

Тематика занятий кружка, Цели, задачи, организация занятий.

Кризисные явления в экономике.

Понятию экономического кризиса. Классификация и периодичность кризисов. Критерий классификации. Виды кризисов. Экономический цикл. Стадии экономического цикла: Экспансия. Бум. Кризис. Депрессия. Восстановление. Особенности кризисных явлений в российской экономике. Динамика кризисных процессов в современной российской экономике. Основные направления государственной антикризисной политики в России. Нестабильность, меры по поддержке финансовой системы России. Перспективы развития антикризисного регулирования. Роль государства в экономической жизни страны.

Инфляция: сущность, причины, последствия.

Понятие инфляции, характеристика инфляции. Инфляционные ожидания. Динамика цен. Измерение инфляции, индекс цен. Виды инфляции. Ползучая. Галопирующая. Гиперинфляция. Открытая. Подавленная. Инфляцию спроса. Инфляцию издержек (предложения). Структурная и институциональная инфляция. Сбалансированная. Несбалансированная. Ожидаемая. Неожидаемая. Импортируемая. Причины инфляции: монетарные, структурные, внешние. Последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица причины и последствия.

Понятие о рынке труда. Труд как экономический ресурс. Спрос и предложение на рынке труда. Сегментация рынка труда: руководители высшего звена; специалисты с высшим образованием; персонал средней квалификации, высококвалифицированные рабочие. Мотивация труда и трудовые отношения: оплата труда; премирование. Трудоустройство. Трудовой договор.

Безработица: сущность безработицы; структура и виды безработицы; масштабы безработицы. Государственное регулирование рынка труда: стимулирование роста занятости; программы профессионального образования; программы социального страхования; программы самозанятости, поддержка малого и среднего предпринимательства. Биржа труда.

Фондовый рынок. Фондовая биржа.

Ценные бумаги и классификация. Акция. Облигация. Вексель. Чек. Опцион. Рынок ценных бумаг и его структура. Фондовая биржа и ее функции. Основная цель фондовой биржи. Купля-продажа ценных бумаг на бирже. Курс акции и его определение. Рыночная стоимость фирмы. Субъекты, работающие на фондовой бирже. Акционер. Акционерное общество. Типология акционерных обществ.

Пластик те же деньги (что нужно знать владельцам пластиковых карт).

История обращения пластиковых карт. Основные понятия о пластиковых картах. Виды платежных карт: по материалам, из которых они изготовлены, по способу записи информации на карту (эмбоссирование, штрих-кодирование, кодировка на магнитной полосе, чипирование, лазерная запись). Кредитные и дебетовые пластиковые карты. Логистические преимущества использования пластиковых карт. Способы идентификации пластиковых карт. Особенности устройства карт. Использование банковских терминалов. Преимущества и недостатки смарт-карт. Пластиковые карточки в России.

Семейный бюджет. Материнский капитал.

Семья. Домашнее хозяйство. Доходы семьи. Классификация доходов, основные статьи. Расходы семьи. классификация расходов, основные статьи расходов. Семейный бюджет. Рациональное планирование бюджета.

Материнский (семейный) капитал. Размер материнского(семейного) капитала  и его динамика. Право на материнский капитал. Цели расходования материнского капитала. Улучшение жилищных условий. Получение образования. Здравоохранение. Пенсионные накопления матери. Документы, предоставляемые для получения материнского капитала. Прогнозы и проекты. Реализация программы материнского капитала.

Кредит.

Кредит: необходимость, сущность, функции и законы. Формы (товарная, денежная, смешанная), виды, роль и границы кредита. Субъекты кредита: кредитор и заемщик. Ссудный капитал, ссудный процент и его формирование.

Организуем бизнес. Бизнес-план.

Бизнес. предпринимательство, сущность перспективы развития. Нормативно-правовая база организации бизнеса. Пошаговое открытие своего дела:, планирование организация бизнеса. регистрация бизнеса.

Бизнес-план: сущность и основа организации бизнеса. Структурные элементы бизнес-плана. Содержание разделов бизнес-плана. Оформление бизнес-плана. Кредитование малого бизнеса. Организация работы малого предприятия.

Налогообложение в России.

Налоги как экономическая основа государства. Понятие налога и налогообложения. Функции и принципы налогообложения. Элементы налогообложения: субъект, предмет, объект налогообложения, налоговая база, порядок, способы исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налоговый период, налоговая ставка, льготы. Налоговая система РФ и ее составные элементы. Налоги и сборы Российской Федерации. Классификация налогов.

Страхование.

Экономическая сущность страхования. Функции: рисковая, инвестиционная, предупредительная, сберегательная. Принципы страхования. Классификация страхования. Личное страхование: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование. Имущественное страхование: страхование имущества; страхование финансовых рисков, страхование предпринимательских рисков. Страхование ответственности: страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование профессиональной ответственности. Формы страхования: обязательное и добровольное страхование. Субъекты страхования страхователь и страховщик, посредники. Организационно-правовые формы страховых организаций. Меры государственного регулирования страховой деятельности. Регулирование страховой деятельности в Российской Федерации.

Коммуникации в менеджменте их эффективность (общение на рабочем месте).

Деловое общение сущность и особенности. Классификация делового общения: устное, письменное, диалогическое, монологическое, межличностное, публичное, непосредственное, опосредованное, контактное, дистантное. Формы делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, Служебное совещание, деловая дискуссия, пресс-конференция, деловая переписка. Технология делового общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Дистанционное общение. Этика делового общения.

Стрессовые ситуации и управление ими (стресс на работе и в быту).

Стресс и его сущность. Причины и источники стресса. Симптомы стресса. Факторы влияющие на возникновение стресса: организационные личностные. Стрессовый и нестрессовый «стилей жизни» человека. Методы борьбы со стрессом. Психологический стресс в трудовой деятельности. Управление стрессами. Особенности управления персоналом в стрессогенной деятельности.

Рабочий стол твое лицо (организация рабочего места).

Рабочее место. Нормативные документы характеризующие рабочее место. Организация рабочего места, оснащение и планировка рабочих мест. Принципы организации рабочего места. Классификация рабочих мест: по степени автоматизации трудового процесса; по степени специализации; по выполняемым работником функциям; по условиям труда; по времени функционирования, по количеству обслуживаемого оборудования; по степени подвижности; по профессиональному признаку. Требования к организации рабочего места: эргономические требования, санитарно-гигиенические требования; требования к безопасности.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Материальная база кружка

  1. Помещение для занятий кружка кабинет № 14
  2. Мебель
  3. Проектор
  4. Компьютер

Методическая литература

  1. Сборник программ внеурочной деятельности по редакцией Н.Ф.Виноградовой Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2011 г.
  2. Аменд А.Ф. Экономическое образование и воспитание на уроках и во внеклассной работе: метод. реком. / А.Ф. Аменд. – Челябинск: Издательство ЧГПИ, 2008.
  3. Подмазенко, А.А. Экономическая культура, или Что нужно знать по экономике / А.А. Подмазенко. – Самара: Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – 2010.
  4. Попова, Е.В. Формирование нравственно-экономической воспитанности в учебно-воспитательном процессе: метод. рек. / Е.В. Попова. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2013.

Учебная и дополнительная литература

  1. Большая книга по экономике / пер. с нем. В. Готфрида. – М.: ТЕРРА, 2000 г.
  2. Интеллектуально-развлекательные игры (постижение экономики через игру) / сост. Н.В. Мамонова А.Б. Шемякин Б.П. Шемякин. – Екатеринбург, 2012 г.
  3. Кнышова Л.В. Как стать выдающимся экономистом? Об экономике и в шутку и всерьез / Л.В. Кнышова О.И. Меньшикова Т.Л. Попова. – М.: Учеб. литература, 2010 г.
  4. Меньшикова О.И. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 вып. / О.И. Меньшикова и др. – М.: Просвещение, 2013 г.
  5. А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин Экономика Москва Издательский центр Академия 2013год.
  6. С.И. Иванова Экономика. Основы экономической теории Москва Вита-Пресс 2011 год.
  7. Г. Б. Поляк Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. М.: Юнити –Дана, 2001.
  8. О. Е Янин Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. М.: Академия, 2006.
  9. В. С Юкаева Менеджмент. Учебное пособие. М.: Дашков и КО, 2006.
  10. В.Д. Сухов Основы менеджмента. Практиктикум. М.: Академия, 2006.
  11. Л. В. Кузнецова, Ю. Ю. Черкасова   Основы маркетинга. Учебное пособие М.: Вузовский учебник, 2008.
  12. Т.П. Дручек Страховании. Учебное пособие. М.: Академия, 2009.
  13. А. П. Киреев Экономика. Учебник М.: Вита – Пресс, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Квалификация воспитателя ДОУ во многом зависит от профессиональной подготовки, которую он получит в колледже. Важнейшей задачей профессиональной подготовки обучающихся педагогического колледжа я...

Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...

«Мотивация студентов в процессе изучения экономических дисциплин»

laquo;Мотивация студентов в процессе изучения экономических дисциплин»...

ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год

ПРОГРАММА экономической социализации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин 2020-2023 учебный год...

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» «ДИАЛОГ КУЛЬТУР – КУЛЬТУРА ДИАЛОГА»

Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного об...