ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА
статья по теме

Гуревич Елизавета Феликсовна

 

Квалификация воспитателя ДОУ во многом зависит от профессиональной подготовки, которую он получит в колледже. Важнейшей задачей профессиональной подготовки обучающихся педагогического колледжа является формирование  у них интереса к своей будущей профессии, развитие самостоятельности мышления, совершенствование знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gurevich_prakticheskie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Гуревич Елизавета Феликсовна

ГБОУ СПО Самарский социально-педагогической колледж

        

Квалификация воспитателя ДОУ во многом зависит от профессиональной подготовки, которую он получит в колледже. Важнейшей задачей профессиональной подготовки обучающихся педагогического колледжа является формирование  у них интереса к своей будущей профессии, развитие самостоятельности мышления, совершенствование знаний, умений и навыков. 

В сложившейся прежде системе подготовки обучающихся среднего профессионального педагогического образования теоретическое обеспечение подготовки превалировало над опытом практической деятельности, в то время, как среднее профессиональное педагогическое образование является практико-ориентированным.

Это, с одной стороны, объяснялось сложностью разработки необходимого специфического методического обеспечения для каждого направления профессиональной подготовки обучающихся. Необходимо учесть, что важным требованием к разработке методических материалов является возможность их представления в форме, удобной для их использования в образовательном процессе.

С другой стороны, реализация практикоориентированных форм требует привлечения к работе специалистов, имеющих как достаточно богатый опыт практической работы по специальностям, тесно связанный с педагогическим профилем, так и обладающих необходимыми компетенциями для успешной работы в области преподавания педагогических дисциплин. На практике же часто приходится сталкиваться с тем, что ведущие успешную профессиональную деятельность специалисты редко обладают необходимыми компетенциями и не могут быть привлечены к преподавательской деятельности.

В результате задача формирования у обучающихся практических навыков профессиональной деятельности рассматривалась как вспомогательная форма организации обучения в рамках образовательной программы педагогического колледжа.

В условиях реализации ФГОС СПО целью образования является формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, т.е. что именно они будут знать и уметь после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей Основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Общие и профессиональные компетенции связаны с усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения, с теоретической подготовкой и практической готовностью к осуществлению педагогической деятельности.

В сегодняшней социальной обстановке и новых условиях российской действительности актуальной является роль дошкольного образования, которое рассматривается как важная ступень общего образования. Государство признает важную роль дошкольного образования в становлении личности. Если говорить о подготовке специалистов в области дошкольного воспитания и образования, то в рамках внедрения государственных образовательных стандартов III поколения обучение в колледже осуществляется по специальности очной формы обучения 050710 «Специальное дошкольное образование» и заочной формы обучения 050144 «Дошкольное образование».

Однако низкий уровень подготовки абитуриентов создает определенные сложности в осуществлении образовательного процесса. У обучающихся часто не сформированы навыки учебной деятельности. Следовательно, они испытывают значительные трудности в освоении учебного материала в процессе обучения в колледже на 1-2 курсе.     

Поэтому вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту приоритетной целью профессионального образования становится формирование у студентов способности успешно действовать на основе практического опыта, что способствует более эффективному восприятию учебного материала и развитию общих и профессиональных компетенций.

Для профессиональной подготовки обучающихся, повышения качества усвоения ими учебного материала большое значение имеют практические занятия. Задача обеспечения качества профессиональной подготовки состоит в том, чтобы практические занятия были ориентированы на профессиональную деятельность работника дошкольного образования. Однако нередко практические занятия планируются не с ориентацией на целостную профессиональную деятельность, а исходя только из содержания конкретной теоретической темы. В результате система практических занятий не обеспечивает формирование у будущих воспитателей необходимых профессиональных компетенций в полном объеме.

Так, при изучении дисциплины «Основы общей и дошкольной педагогики», относящейся к комплексу дисциплин психолого-педагогического цикла, учебный процесс построен таким образом, что наряду с теоретическими часами дисциплины предусмотрено довольно большое количество самостоятельной работы и практических занятий.

Изучение данной дисциплины охватывает обширное содержание знаний и умений обучающихся. Несмотря на то, что изучение дисциплины начинается на втором курсе, обучающимся  предлагаются практические задания непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью. В учебной программе по дисциплине предусматривается изучение теоретических вопросов в комплексе с отработкой заданий, направленных на формирование умений и навыков для работы в дошкольных учреждениях.

Например, когда обучающиеся проводят анализ структуры Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, у них не только формируется представление об ее концептуальной основе, структуре и содержании психолого-педагогической работы по освоению дошкольниками образовательных областей, но и  формируются навыки работы с  основными образовательными документами, которыми должен владеть воспитатель ДОУ. Эти навыки помогут им в дальнейшем во время производственной практики в дошкольных образовательных учреждениях, которые работают в соответствии с новыми ФГТ.

В процессе организации практических занятий, обучающиеся не только работают с литературой, составляют таблицы, схемы, обобщая теоретические вопросы, но и планируют образовательную деятельность и индивидуально-коррекционную работу для дошкольников разных возрастных групп,  подбирают методы и приемы по решению конкретных задач воспитания и обучения детей, разрабатывают материалы для работы с родителями. В процессе этих занятий у них складываются представления об особенностях обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста и формируются профессиональные навыки работы с ними. Таким образом, практические занятия связаны с отработкой навыков профессиональной деятельности.

Выпускник педагогического колледжа должен осуществлять свои профессиональные функции на уровне специалиста, готового к воспроизведению знаний и умений, решению типичных задач дошкольного образования, это воспитатель, владеющий способами методической работы, готовый к сознательной деятельности по воспитанию и обучению дошкольников.

Практические занятия становятся одной из основных форм среднего профессионального образования, используемых для обучения будущих воспитателей ДОУ. Реализация таких форм предъявляет дополнительные требования к преподавателям по разработке содержания практикоориентированных заданий,  что является необходимым условием повышения эффективности образовательного процесса.

Resource id #1208

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Составление кроссворда к урокам в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Информационный поиск в процессе изучения дисциплин психолого – педагогического цикла»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление и решение кейсов (педагогических ситуаций) в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла"

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление и решение кейсов (педагогических ситуаций) в процессе изучения дисциплин психолого...