Статья ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД РЕФОРМ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
статья
В статье рассмотрен зарубежный опыт лесных отношений стран, обладающих схожими природными ресурсами, формами государственного лесоуправления и имеющих ключевую роль в социально-экономическом развитии. Показано, что главной целью лесного законодательства данных стран является взаимодействие государства и частного бизнеса с учетом интересов населения. Анализируемые страны – это страны с переходной экономикой, к числу которых следует отнести нашу страну, вынуждены постоянно преодолевать новые внешние вызовы времени, своевременно реагировать на перемены в национальной экономике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zarubezhnyy_opyt_lesnyh_otnosheniy.docx | 88.97 КБ |
Предварительный просмотр:
М.А. Летовальцева
ФГБУН «Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр
Российской академии наук», г. Санкт-Петербург, РФ, m.leto29@yandex.ru
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД РЕФОРМ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
FOREIGN EXPERIENCE OF FOREST RELATIONS IN THE PERIOD OF REFORMS AND AT THE PRESENT STAGE
Аннотация. В статье рассмотрен зарубежный опыт лесных отношений стран, обладающих схожими природными ресурсами, формами государственного лесоуправления и имеющих ключевую роль в социально-экономическом развитии. Показано, что главной целью лесного законодательства данных стран является взаимодействие государства и частного бизнеса с учетом интересов населения. Анализируемые страны – это страны с переходной экономикой, к числу которых следует отнести нашу страну, вынуждены постоянно преодолевать новые внешние вызовы времени, своевременно реагировать на перемены в национальной экономике.
Abstract. The article considers the foreign experience of forest relations in countries with similar natural resources, forms of state forest management and having a key role in socio-economic development. It is shown that the main purpose of the forest legislation of these countries is the interaction of the state and private business, taking into account the interests of the population. The analyzed countries are countries with economies in transition, which should include our country, are constantly forced to overcome new external challenges of the time, to respond in a timely manner to changes in the national economy.
Ключевые слова: лесные ресурсы, лесное законодательство, государственная программа.
Keywords: forest resources, forest legislation, state program.
Актуальность статьи связана с тем, что зарубежные страны накопили значительный опыт в области лесных отношений, которые Россия может использовать для организации системы экономических отношений между лесопользователями и лесным хозяйством. Для этого необходимо выявить положительные и отрицательные стороны лесных отношений в зарубежных странах.
Научная новизна состоит в том, что механизм развития лесных отношений между лесопользователем и лесным хозяйством связан с постоянным переменами в национальной экономике. Применение опыта зарубежных стан может ускорить решение ключевых задач.
Задачи исследования направлены на анализ особенностей зарубежного опыта развития лесного хозяйства с позиций сравнения его с отечественной практикой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение зарубежного опыта может быть использовано при совершенствовании методов государственного регулирования в области лесных отношений нашей станы, разработке отраслевых стратегий, программ развития лесопромышленного комплекса.
Оценка лесных отношений таких стран, как США, Канада и Финляндия заслуживает особого внимания. Это связано с тем, что ни обладают схожим с Россией климатом и природно-географическими условиями, богатыми природными ресурсами, лесной сектор является точкой роста в экономике страны.
Изучение зарубежного опыта крайне важно для России, имея значительные запасы лесных ресурсов и развитый лесопромышленный комплекс, она находится только на 26 месте в структуре обрабатывающих производств. Финляндия, Канада, США, занимают, соответственно, 2, 7 и 15 место (табл. 1).
Таблица 1.
Рейтинг стран по доле лесопромышленного комплекса в структуре обрабатывающих производств, на 01.01.2018 г.
Место | Страна | Доля ЛПК в структуре обрабатывающих производств, % |
1 | Латвия | 28,2 |
2 | Финляндия | 21,6 |
3 | Португалия | 13,8 |
4 | Норвегия | 12,3 |
5 | Австралия | 11,5 |
6-7 | Великобритания | 10,5 |
6-7 | Канада | 10,5 |
8 | Австрия | 10,3 |
9 | Словения | 9,6 |
10 | Южно-Африканская республика | 8,7 |
11 | Испания | 8,2 |
12 | Литва | 8,1 |
13 | Румыния | 7,4 |
14-15 | Болгария | 7,3 |
14-15 | США | 7,3 |
---------------------------------------------- | ||
26 | Российская Федерация | 4,4 |
Источник: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Prom_proiz-vo2019.pdf [1].
Сравнительный анализ программ показал, что большинство лесопромышленных стран с хорошо развитой рыночной экономикой используют государственное научно обоснованное стратегическое планирование в целях долгосрочного развития национального лесного сектора.
Так, в США с 1940-х годов ведется разработка долгосрочных прогнозов развития лесного хозяйства и ведения лесопользования с целью улучшения социально-экономического положения страны. С 1970-х гг. упор делается на разработку государственных программ, направленных на повышение продуктивности леса отдельных штатов, частных землевладельцев с учетом культурных, социальных, экономических, природоохранных требований государства. В настоящее время в стране действует стратегическая программа, определяющая развитие лесного сектора до 2050 года, в которой ведущая роль отведена целлюлозно-бумажной промышленности, как ведущей в производстве конструкционных лесоматериалов для жилищного строительства. Реализация данных программ обеспечила эффективную защиту и охрану лесов, их рациональное использование, а также методологическую основу для управления и принятия решений в лесном секторе США.
Особенности освоения лесного потенциала связаны с формами и правами собственности. В лесной политике США существует четкое разграничение прав собственности на федеральные леса и леса, находящиеся в собственности штатов. Опыт развития лесного сектора США свидетельствует о возможности производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Это связано с осуществлением контрактных проектов предприятиями, которые создает Лесная служба страны. Для этих целей привлекаются контракторы – частные предприниматели, которые на конкурсных торгах выигрывают право на осуществление рубки или на весь лесовоспроизводственный цикл работ. Причем, контракты на лесовосстановительные работы выигрывает тот, кто готов выполнить данную работу за меньшую стоимость. Доходы от выручки поступают на специальные счета Лесной службы и имеют целевое разделение: 30-40% денежных средств поступает в федеральный бюджет, 25% – в бюджет штатов, остальные средства – в фонды лесовосстановления и борьбы с лесными пожарами и др. Такая организация лесоуправления обеспечивает конкуренцию, качество осуществляемых работ, учет заготовленной древесины и соблюдение экологических требований [2].
Закон Лейси[1], существующий в США с 1990 года, направлен на предотвращение незаконной вырубки леса. В настоящее время эта проблема представляет одну из главных угроз мировому сообществу. Основным способом, предохраняющим страну от незаконной вырубки леса, является лесная сертификация.
Следует использовать опыт создания финского лесопромышленного кластера, включающего лесозаготовительную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную отрасли, за счет взаимодействия взаимосвязанных институтов и отраслей при непосредственной поддержке государства. В регионах Северо-Запада России исторически сложились все предпосылки для развития аналогичных кластеров (лесистость территории, значительный запас природных ресурсов, природно-климатические условия, развитость ЛПК) [3].
Опыт развития лесного сектора Финляндии для России полезен в области разработки ведомственной целевой программы, результатом которой может стать сохранение экономических позиций страны в лесной отрасли мира. Опыт сертификации лесопродукции показывает легальность и экологичность закупок, которых удалось добиться многим странам, внедрившим политику ответственных госзакупок. Финская схема лесной сертификации (FinnishForestCertificationScheme, FFCS), широко применяется с 1999 г. и имеет аккредитацию на современном этапе, благодаря чему более 90 % лесов этой страны сертифицировано.
Нельзя не отметить сходство функционирования лесопромышленного комплекса России и Канады, где переработка древесины играет ведущую роль. Степень лесистости, лесопокрытая площадь, объем запасов древесины способствует его развитию. Государственные органы власти обеих стран принимают решение о заключении договоров аренды на конкурсных условиях, где арендатор выполняет обязательства по лесоустройству, уходу за лесом и лесовосстановлению. Отметим схожесть организационной структуры лесопромышленного сектора, который состоит из лесозаготовительной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Развитие которого поддерживается правительством страны путем привлечения инвестиций в перспективные научные исследования и разработки программы. Лесные ресурсы страны находятся в основном в государственной собственности, передача лесных ресурсов в пользование частным предпринимателям реализуется согласно соглашению и лицензии (рис. 1).
Рисунок 1 – Формы собственности лесов США, Канады, Финляндии, России
Источник: https://top-technologies.ru/pdf/2014/7-1/34239.pdf [4].
В то же время следует отметить недостатки арендных отношений в Канаде. Главным – является ограничение или отсутствие конкуренции, причиной которой являются длительные сроки аренды лесных участков, гарантирующие арендаторам защиту от конкурентов. Следующим – отсутствие заинтересованности арендаторов в восстановлении лесных ресурсов с целью многоцелевого использования. Частный предприниматель заинтересован в быстром получении дохода от вложенного капитала, особая роль в сохранении лесов отводится общественности, которая заинтересована в природоохранном, культурном и социальном благосостоянии страны. В этой связи, государству и частным предпринимателям постоянно приходится искать компромисс. Тем не менее, если леса являются частной собственностью компаний, то на их восстановление идет больше затрат, так как владельцы заинтересованы в сохранении природных функций лесов. В Канаде создана собственная национальная система сертификации – Система CSA (Canadianstandardsassociation), которая основывается на серии стандартов ISO 14000 по управлению качеством окружающей среды. Данные стандарты широко применимы в России и могут использоваться в лесопромышленном комплексе [5].
Учитывая тенденцию лесной политики Канады, необходимо сделать вывод, что существующие арендные отношения в России необходимо совершенствовать путем государственно-частного партнерства.
Анализ функционирования лесного сектора экономики таких развитых стран, как Канада, США, Финляндия, позволил сделать соответствующие выводы о состоянии лесопользования в нашей стране. Российские леса отличаются преобладанием хвойных древесных пород, древесина которых имеет уникальные потребительские свойства и пользуется повышенным рыночным спросом. Целесообразно поддерживать развитие лесоперерабатывающих производств, так как приоритетным направлением для российского лесного комплекса является деревянное домостроение и производство лесоматериалов для строительных нужд. В то же время, с целью увеличения ёмкости товарного рынка следует увеличивать конкурентные преимущества продукции лесного сектора России, путем вытеснения зарубежных конкурентов.
К основным недостаткам Лесного кодекса РФ следует отнести несовершенную структуру управления лесным хозяйством, слабую систему контроля за использованием и охраной лесов. Также необходима корректировка порядка проведения аукционов и правил заключения договоров аренды. По нашему мнению, Россия может перенять опыт передачи лесов в частную собственность и наладить партнерские отношения занятых в лесном секторе. Для России полезен законодательный и управленческий опыт в области лесных отношений США, Финляндии и Канады.
Библиографический список
- [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Prom_proiz-vo2019.pdf (Дата обращения: 16.01.2021).
- Макар С.В. Особенности зарубежного опыта с позиций стратегии развития лесного потенциала России [текст] /С.В.Макар //Вестник Финансового Университета. – М., 2011. - №3(63). - С. 66-75.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016): электронный ресурс. Режим доступа: http:// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- [Электронный ресурс]. URL: https://top-technologies.ru/pdf/2014/7-1/34239.pdf (Дата обращения: 16.01.2021).
- Кузьминов И.Ф. Лесной сектор Канады и России: перспективы заимствования западных инноваций в отечественном управлении лесами /И.Ф. Кузьминов // Экологическое планирование и управление. -2011. -№ 1. -С. 85-96.
[1] * Закон Лейси 1990 г и поправки от 2008 г. запрещает импортировать, экспортировать, перевозить, продавать, получать, приобретать или закупать в процессе торговли между штатами или государствами любое растение, за исключением ограниченного числа видов, которое было получено или продано в нарушение законов США, законов какого-либо штата или законов иностранных государств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зарубежный опыт профильного обучения
Решить проблему реализации развивающей функции математики при профильном обучении невозможно без учёта исторического опыта профильного обучения в школах России и з...
План-конспект урока по истории по теме: «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1».
План-конспект урока по истории на тему «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01 ...
Научная статья на тему: "Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе". Автор: Руководитель физической культуры Прокопов В.В.
Научная статья на тему: "Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе". В статье рассматриваются проблемы здоровья современной учащейся молоде...
Разработка урока: Зарубежный опыт борьбы с коррупцией
Цель: 1. Познакомить с зарубежным опытом борьбы с коррупцией2. Воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирова...
Статья "Формирование социологической концепции правопонимания на современном этапе (в эпоху постмодерна)"
Статья посвящена краткому обзору современных подходов к правопониманию, и формированию социологической концепции правопонимания.Изучение проблем правопонимания важно не только с теоретической точки зр...
Россия в период реформ Петра I
Презинтация для проведение занятий по эпохе Петра.Ссылка https://cloud.mail.ru/public/5vY8/Ubm417FV6...