Зарубежный опыт профильного обучения
материал по теме

     Решить проблему реализации развивающей функции математики при  профильном обучении невозможно без учёта исторического  опыта профильного обучения в школах России и зарубежных стран.

     За рубежом профильное обучение в общеобразовательной школе является продолжением ранней дифференциации обучения в начальной  и неполной средней школе. В большинстве зарубежных стран основанием для осуществления дифференциации в общеобразовательной школе служат интеллектуальные способности учащихся.

     В работах Э. Торндайка, Л. Термена и других педагогов и психологов США, которые обосновывают наличие многопрофильных школ и различных учебных планов для разных категорий учащихся, отмечается, что это различие основано на положениях теории «интеллектуальной одаренности» и показателей разработанных тестов IQ. Э. Торндайк  и  Л. Термен выдвинули идею построения школьной программы на базе дифференцированных по уровню преподавания профилей – направлений обучения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами учащихся .

     В США дифференциация осуществляется в начальной школе при распределении учащихся по группам на основе интеллектуального тестирования, на следующих этапах обучения дифференциация углубляется и наращивается, определяя последующее разделение на профили. 

    Структура школы: 6 + 3 + 3 или 8 + 4 (в зависимости от того, в каком штате находится школа). Предполагается, что к моменту поступления в старшую школу ученики уже определили самостоятельно или с помощью родителей, учителей направленность своих занятий на последующие годы и готовы начать обучение на  одном из трёх потоков. Но на распределение по потокам влияет не только выбор, но и показатели тестов и рекомендаций, выдаваемых учителем в виде анкет. Эти показатели отражают результаты дифференциации в начальной школе, следовательно, они изменяют судьбу старшеклассников. В 60-е годы XX века США была предпринята попытка усилить интеллектуальный потенциал нации за счёт повышения качества обучения одарённых и талантливых детей на основе профилизации. В рамках данного направления изменений реализовывались меры по выявлению и обучению талантливой молодежи, формированию у неё способности и стремления к получению знаний, повышения своего профессионального уровня в течение всей жизни. В США и школах Западной Европы профильная подготовка осуществляется в соответствии с едиными для всех общеобразовательных учреждений страны учебными планами. Учебный план школы является частью образовательного стандарта, который фиксирует нормы, в рамках которых осуществляется школьное образование. В старшей школе несколько обязательных предметов: английский язык, обществоведение (государственное устройство США), математика  (1 год), естествознание и физкультура. Имеется большое количество дисциплин, сгруппированных в блоки, из которых учащиеся должны выбрать один или два курса. Изучение каждого курса в течение одного семестра засчитывается как одна зачетная единица. Для получения полного среднего образования необходимо набрать от 16 до 25 зачётных единиц.

     С каждым учащимся составляется индивидуальный план, затем учащиеся распределяются по группам, которые можно отнести к различным профилям: филологическому, общеведческому, математическому, естественно-научному, информационному. Однако, по мнению Ю.И. Гольдберг, созданы все условия для всестороннего самостоятельного развития личности, но при этом  не предпринимается достаточных усилий для формирования этой личности, развития её творческих способностей. В США считают, что  если человеку систематически помогать, то он не научится ставить перед собой цели, не сможет продвигаться в верном направлении. Главной заботой учителя является тестирование. В последнее время больше внимания стало уделяться индивидуализированному обучению, учёту различных модификаций одарённости и различных особенностей личности как целостности.

     В Великобритании дифференциация обучения начинается с 11 лет. В Великобритании до 70-х годов прошлого века все учащиеся подвергались тестовым испытаниям на коэффициент умственной одарённости и в соответствии с этим распределялись в три типа школ: грамматическую, дающую высокий уровень академической подготовки и возможность поступления в вуз, среднюю современную с более низким уровнем образования и среднюю техническую с профессиональным уклоном.

    В школах Великобритании профилизация начинается с 14 лет. Все предметы по выбору группируются в блоки. В каждом блоке может быть несколько курсов по физике, биологии, географии и др. Из каждого блока учащиеся должны выбрать большее или меньшее количество предметов. Более способные учащиеся изучают отдельные предметы, менее способные – интегрированные курсы. В полной средней школе профилизация обучения достигает наибольшей степени. У каждого ученика формируется свой учебный план, состоящий из предметов специализации либо гуманитарного, либо естественнонаучного, либо смешанного направления. Наблюдается отход от классно-урочной системы в сторону увеличения объёма групповой и индивидуальной работы, создаются школьные исследовательские лаборатории.

     Во Франции профильное обучение в средней школе осуществляется более 100 лет. В настоящее время она состоит из последовательных этапов обучения: начальная – элементарная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа – лицей. Цели, поставленные перед лицеем, направлены как на развитие личности, так и на содействие научно-техническому, экономическому и социально-культурному развитию нации в условиях технологической цивилизации.

     Профильная дифференциация осуществляется в форме факультативных занятий. Каждый учащийся должен выбрать один или несколько факультативов. Разнообразные факультативы отвечают различным способностям, склонностям и интересам школьников. Основное место в учебном плане занимают общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся. Профилизация резко усиливается в последние годы и отвечает чётко установленной иерархии и престижности профессий. Происходит перераспределение лицеистов в соответствии с профилем будущего экзамена на степень бакалавра. Гуманитарные дисциплины всегда считались во Франции наиболее престижными, они служили каналом подготовки к политической деятельности, свободным профессиям, к вступлению в аппарат государственного управления.

     Интенсивное проникновение математики и её методов в различные отрасли естествознания, гуманитарные и социально-экономические науки значительно повысило роль математического образования в лицее. Ведущей стала секция С (математика и физика). Её выпускникам отдается предпочтение при приёме  в привилегированные высшие учебные заведения – «большие школы». Для большинства выпускников лицея получение диплома бакалавра не означает окончания учёбы, они её продолжают. Полученные дипломы дают им возможность начать трудовую жизнь. Получение высшего образования во Франции всегда олицетворяло социальный успех. Классы, подготавливающие в «большие школы», имеются в наиболее престижных лицеях и при самих школах. Подготовительные классы предназначены для лицейской элиты. Этот вид обучения ярко отражает его направленность на высшие слои населения. Особая черта профильного обучения старшеклассников в школах Франции – проведение в лицеях постбакалавриатских курсов, которые классифицируются как высшее образование и длятся 2 года. Профильное обучение во Франции свидетельствует о том, что основной поиск науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успешность его социализации и адаптации в изменяющемся мире, на включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности.

      В Японии существуют объединённые  интегрированные школы, в основу которых положена американская средняя школа с дифференциацией учеников на потоки. Все учащиеся с 11-летнего возраста принимаются в объединённую среднюю школу, в которой они разделяются на направления  академического и практического характера, основанные на интересах и способностях учащихся. Основным критерием распределения являются уже не интеллектуальные, а академические способности школьников. Уровень академических результатов определяется той программой, по которой ребенок учился раньше. Выделяются три потока:

• академический, отличающийся высоким уровнем образования, большим объёмом теоретических знаний в содержании учебных предметов;

• общий, характеризующийся более низким уровнем образования, большим объёмом прикладных, практических знаний;

• профессиональный – формирование профессиональных знаний, необходимых для устройства на работу, наряду с минимальным общим образованием.

     В Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и др. странах все учащиеся к 7 классу получают одинаковое образование в общеобразовательной школе, а затем, ученик определяется в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагается два варианта продолжения образования в основной школе: академический, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и профессиональный, в котором обучаются по упрощённому учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.

     В Германии профильная школа выделяется в отдельный вид образовательного учреждения – гимназии. Количество образовательных профилей три: язык, литература, искусство, социальные науки: математика – точные науки – технология; большое число курсов по выбору позволяет старшеклассникам получить образование на основе индивидуальных учебных планов. Гимназия готовит выпускников непосредственно к поступлению в вуз. Современная гимназия в Германии призвана развивать индивидуальные способности учащихся, готовить в вузы с учётом современных требований, совершенствовать координацию между общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Эта задача решается с помощью расширения сети гимназий различных профилей. Новой тенденцией в Германии стало признание за абитуриентами, обучавшимися в специальной гимназии, полноценной «вузовской зрелости». Появились гимназии для особо одарённых выпускников реальной и профшколы, гимназии, которые ведут к аттестату зрелости не только  с обязательным изучением трёх иностранных языков, но и двух и даже одного .

     Итак, мы видим, что в большинстве зарубежных стран сохраняется система ранней дифференциации с последующим переходом дифференцированных программ в профили, готовящие учащихся к получению высшего образования или к трудовой деятельности. Реальные возможности для самостоятельного выбора школьники получают лишь при переходе в старшую школу, приобретая право на построение собственного индивидуального учебного плана. Выделяются два основных подхода к составлению учебных планов: создание стационарных отделений и секций, которые строят занятия в соответствии с планами и программами данного профиля; специализация обучения через широкий спектр элективных предметов.

     Профильность является закономерным этапом развития общеобразовательной школы. Профильное обучение вводится на последних годах общего образования. Содержание образования развивается в направлении увеличения объёма общеобразовательных предметов и более жесткого фиксирования курсов, обязательных для изучения. Обучение в профильной школе завершается выпускными экзаменами.

     Профильное обучение помогает решить социальные проблемы, обеспечивает подготовку выпускников к трудовой деятельности, продолжению обучения в вузах; с другой стороны, оно позволяет решить проблему более полного учёта индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, которые представляют разные социальные слои населения. Обилие и разнообразие направлений обучения в старших классах позволяют учитывать склонности и способности практически всех учащихся, а также потребности государства в различных специалистах.

    Способности и склонности детей могут быть учтены не только в момент выбора профиля обучения (или типа учебного заведения), но и в ходе обучения за счёт гибкости учебных планов и программ. Страны с многолетним опытом профильной дифференциации вводят обучение по направлениям лишь после того, как школьники получат достаточное единое базовое образование и утвердятся в своих склонностях. При выборе профиля обучения подросток должен иметь возможность наилучшим образом использовать свои склонности и способности. Доля учащихся, получающих профильное образование в зарубежных странах, возрастает, следовательно, эта система профильного обучения востребована и адекватна потребностям учащихся.

     

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт введения профильного обучения в образовательных

Опыт введения профильного обучения в образовательных ...

Презентация к статье "Использование зарубежного опыта при обучении французскому языку как второму иностранному".

Презентация к статье "Использование зарубежного опыта при обучении французскому языку как второму иностранному"....

Разработка урока: Зарубежный опыт борьбы с коррупцией

Цель:  1.     Познакомить с зарубежным опытом борьбы с коррупцией2.     Воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирова...

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ XIX-XX ВЕКОВ. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курс «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков» является одним из важнейших курсов в ходе подготовки старшеклассников к вступительным экзаменам по англи...

«Зарубежный опыт работы с правонарушениями несовершеннолетних»

Для разработки мероприятий по совершенствованию деятельности заинтересованных государственных органов, а также подразделений и служб полиции, направленной на предупреждение преступности несовершенноле...

Статья ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД РЕФОРМ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассмотрен зарубежный опыт лесных отношений стран, обладающих схожими природными ресурсами, формами государственного лесоуправления и имеющих ключевую роль в социально-экономическом развитии....