«Зарубежный опыт работы с правонарушениями несовершеннолетних»
статья

Игнашина Наталья Анатольевна

Для разработки мероприятий по совершенствованию деятельности заинтересованных государственных органов, а также подразделений и служб полиции, направленной на предупреждение преступности несовершеннолетних большое значение имеет опыт зарубежных правоохранительных структур.

       Изучение такого опыта показывает, что во многих государствах весьма эффективно используются самые разнообразные формы и методы профилактической работы с подростками, да и организация этой деятельности представляет существенный интерес.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarubezhnyy_opyt_profilaktiki_pravonarusheniy.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт развития образования

Кафедра социально-педагогического образования

Тема

«Зарубежный опыт работы с правонарушениями несовершеннолетних»

Автор:

Игнашина Наталья Анатольевна

педагог-психолог

 СПб ГБПОУ

  «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»

Санкт-Петербург

 2019

Введение.

       19 октября 2018 года мне выдалась уникальная возможность принять участие в международном семинаре, организованным Санкт-Петербургской Академией Постдипломного Педагогического Образования совместно с Датским Институтом культуры.

       Семинар начался с приветственной речи ректора Академии С.В. Жолована, который затронул важную тему – воспитание детей в современном мире.

        Ведущим научным сотрудником Национального института прав человека в Дании АнеттеФайеЯкобсен рассматривались цели и задачи политики по обеспечению прав детей, а также вопросы ее реализации.  

       Особое внимание уделялось аспекту соблюдения принципов Конвенции ООН о правах ребенка, и растущему количеству проявления насилия по отношению к детям.  

       Финалом встречи стало обсуждение эффективных методик работы и профилактических мероприятий из практики школ России и Дании.

       Именно по результатам данного семинара, мне захотелось разобраться, глубже вникнуть в зарубежную систему профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями.

       В чем же принципиальное отличие российского подхода и других стран?!

Основная часть.

       Для разработки мероприятий по совершенствованию деятельности заинтересованных государственных органов, а также подразделений и служб полиции, направленной на предупреждение преступности несовершеннолетних большое значение имеет опыт зарубежных правоохранительных структур.

       Изучение такого опыта показывает, что во многих государствах весьма эффективно используются самые разнообразные формы и методы профилактической работы с подростками, да и организация этой деятельности представляет существенный интерес.

       Для начала разберемся – каков же возраст несовершеннолетних в разных странах.

Возраст совершеннолетия не является универсальным для всех государств мира. Обычно – это 18 лет. Но есть страны, где совершеннолетними считаются лица, достигшие возраста 15, 20 лет и даже 21 года.

       Например, минимальный возраст уголовной ответственности по национальным законам варьирует от 7 лет (в Австралии, Иордании, Ирландии, Пакистане и др.). Во Франции такой минимальный возраст – 13 лет, но дети в возрасте от 10 до 12 лет тоже могут предстать перед судьей по делам несовершеннолетних.

       В некоторых странах с низким минимальным возрастом существует «многоступенчатая» система, по которой для разных возрастных групп предусмотрены разные меры воздействия. Так, в Иордании, где минимальный возраст 7 лет, к правонарушителям до 12 лет в принципе (в основном) применимы лишь меры надзора и «наблюдения за поведением».

       В некоторых странах минимальный возраст вообще не установлен, что, в принципе, позволяет привлекать ребенка к уголовной ответственности с момента рождения. Там, где он установлен, между странами существуют поразительные различия.

       Что касается судебных органов, то в международных стандартах нигде не содержится прямого требования о создании специальных отдельных судов по делам несовершеннолетних.

       Это объясняется чисто практическими соображениями. Подавляющее большинство стран никогда не проводили такого различия и не приняли бы эту норму. Тем не менее, в этих странах суды всегда слушают дела несовершеннолетних в иных условиях (например, на закрытых заседаниях) и приговаривают детей к иным или более мягким наказаниям, чем взрослых.

       В большинстве стран издавна так или иначе признавалось, что со вступившими в конфликт с законом «детьми» следует обращаться иначе, чем со взрослыми.

       В настоящее время дети, обвиняемые в правонарушении, имеют право на такое обращение, которое в полной мере учитывает их возраст, обстоятельства и потребности, но при этом не жертвует и основными элементами общего права человека на справедливое судебное разбирательство, за исключением права на открытый судебный процесс, от которого несовершеннолетние отказываются ради защиты своей частной жизни.

       Несомненный интерес в этом плане представляет Шведская судебная система. Она подразделена на две – это местный суд, который отвечает за уголовные и гражданские дела, и местный административный суд.Почти в каждом местном суде есть отдельные судьи, которые специализируются по делам несовершеннолетних.

       В Шведской системе профилактики действуют ювенальные центры и национальный совет, который руководит этими центрами. Они имеют открытые и закрытые программы, которые занимаются молодежью после того, как было принято решение местного суда или местного административного суда.

       В Швеции нет приютов. Местные сообщества, благодаря программе социального обслуживания, либо покупают места в частных учреждениях для лиц, требующих лечения или определенного пребывания, или же есть общественные центры со своим собственным режимом. Таким образом, отдел по социальному обеспечению муниципального образования контролирует эти частные или общественные организации.

       В Румынии действуют по месту работы и жительства судебные комиссии, рассматривающие дела о правонарушениях несовершеннолетних и молодежи.

       В Польше созданы семейные суды, которые рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, как совершивших преступления, так и находящихся в состоянии деморализации.

       В Японии действуют семейные суды и пункты по руководству детьми административные органы, находящиеся в ведении Министерства народного благосостояния, призванные принимать активное участие в деятельности по ранней профилактике преступности.

       Практика показывает, что во многих государствах семейные суды действуют очень эффективно. В них рассматривается весь комплекс вопросов, связанных с семьей и детьми. Преимущество семейных судов состоит в том, что там работают юристы, психологи, педагоги, социологи, имеющие не только глубокие профессиональные знания, но и опыт работы в этой области.

       За рубежом многие специалисты (врачи, педагоги, психологи) считают, что лишение подростка свободы – это крайняя мера. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних путем активного воздействия на их поведение и образ жизни, а также на образ мышления – вот путь, который может дать положительные результаты.

       По их мнению, ужесточение наказаний не может рассматриваться как эффективный путь решения проблемы роста масштабов преступности среди несовершеннолетних. В этой связи большой интерес представляет деятельность субъектов системы профилактики несовершеннолетних, особенно полицейских структур, в зарубежных государствах.

       История становления и развития специальных служб и подразделений полиции, занимающихся борьбой с детской преступностью, тесно связана с деятельностью Интерпола.

       Одним из первых мероприятий, проведенных в рассматриваемой области, явилось выделение специальных сотрудников полиции (чаще всего женщин), которые отвечают за координацию профилактической деятельности среди молодежи, осуществляемой местными правоохранительными органами, учебными заведениями и другим учреждениями (организации учителей и родителей, школы, молодежные клубы и т. п.).

       В то же время, в некоторых государствах были созданы самостоятельные отделы, отряды, бюро для контроля за исполнением законодательства, касающегося несовершеннолетних. Помимо расследования преступлений, совершаемых молодыми людьми, эти подразделения полиции отвечают, в частности, за охрану тех подростков, которые оказываются жертвами преступлений.

       Полицейские органы большинства зарубежных стран уделяют серьезное внимание вопросам профилактики молодежной преступности. Полиция всегда играла определенную роль в предотвращении правонарушений среди несовершеннолетних, а в настоящих условиях подобная функция приобрела особое значение. Однако еще полностью не решен вопрос о путях ее осуществления, что наглядно видно на примере Соединенных Штатов Америки.

       В последнее время в США развернулась острая дискуссия по поводу методов борьбы с подростковой преступностью. Сторонники жестких мер заявляют, что за противозаконные действия несовершеннолетние должны нести соответствующее наказание.

       В рамках поиска новых методов воспитания правосознания у подростков и предупреждения преступности несовершеннолетних большой интерес представляет опыт проведения такой работы в штате Аризона.

       В программе школ США предусмотрено изучение основ системы правосудия. В штате Аризона занятия проводятся в форме учебного суда. Разработаны пособия, которые определяют функции сотрудника полиции, работающего в школе, классного руководителя и самих учащихся. Между школьниками распределяются роли полицейских, адвокатов, свидетелей, присяжных заседателей, судей, журналистов и пр. В роли обвиняемого выступает сотрудник полиции, с которым школьники не знакомы. Игрой руководит полицейский с помощью классного руководителя.

Каждый участник получает папку с исходной информацией и репетирует свою роль до момента совершения «преступления». Никто из школьников не знает, где и когда оно произойдет. Элемент неожиданности, внезапности имеет большое значение, повышая эмоциональный накал эксперимента. Школьники решают довольно сложные проблемы в обстановке, приближенной к реальной.

       Получив сообщение о «преступлении», школьники-«полицейские» начинают его расследование, ведут розыск преступника, который находится на территории школы, собирают улики. После «ареста» «правонарушителя» «дело» передается школьникам-«следователям» для дальнейшего рассмотрения и подготовки к слушанию в «суде». По запросу «следователей» в их распоряжение предоставляется заранее подготовленная информация – сведения о прошлом «преступника», карточки с отпечатками пальцев, данные врачебного осмотра.

       «Обвиняемый» проходит через все этапы слушания «дела» в «суде», где роли прокурора, защитников, и председателя «суда» также играют школьники. Каждое «дело» разбирается таким образом, чтобы небольшие погрешности, допускаемые участниками игры в силу их неопытности, не влияли на ход процесса. Однако если возникают серьезные ошибки, то дело прекращается на этапе предварительного слушания, а «преступник» признается невиновным.

       Опыт показывает, что школьники, изучающие основы системы правосудия по этому методу, гораздо глубже усваивают материал, чем те, которые учат этот предмет по учебнику.

       Кроме игры в суд используются и другие формы обучения – задания по математике и другим предметам с использованием сюжетов из полицейской практики, кукольные представления, проводимые старшеклассниками в младших классах на темы права и обеспечения личной безопасности.

       Подобные формы работы способствуют установлению более тесного контакта между школьниками и представителями полиции и ведут к снижению преступности среди несовершеннолетних.

       Заслуживает внимания программа правового воспитания, разработанная правоохранительными органами штата Флорида и введенная в большинстве государственных и частных школах. Программа, предназначенная для учащихся 7–8 классов, имеет своей задачей познакомить несовершеннолетних с существующей в обществе системой ценностей, основами уголовного права и обязанностями гражданина, а также представить себе, что ждет нарушителей правопорядка.

       Большое значение придается выступлению по каждому изучаемому закону сотрудников полиции, специально приглашенных на занятия. Это не только повышает интерес к изучаемому материалу, но и является сильным фактором морального воздействия: учащиеся привыкают рассматривать полицейских как людей, симпатизирующих им и заботящихся об их благополучии.

       Специфика работы полиции США во многом определяется также разнообразными негосударственными формированиями, с которыми, она тесно взаимодействует.

Наглядным примером разнообразия создаваемых в полиции подразделений, занимающихся проблемами профилактики и борьбы с подростковой преступности, является Германия.

       На территории земли Северный Рейн-Вестфалия во всех крупных управлениях полиции были созданы специальные комиссариаты по расследованию преступлений, связанных с наркотиками, сексуальных преступлений, дел о пропавших без вести лицах, а также правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Комиссариатам был передан разбор именно тех дел, в которых чаще других в роли виновных, жертв или свидетелей выступают подростки.

       Контроль и общая координация работы с подростками осуществляются руководством управления полиции. В информационной системе управления уголовной полиции создан специальный массив сведений о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. На основе входящих в него данных проводится анализ причин и характерных особенностей развития преступности среди подростков. Результаты таких исследований используются при обучении, подготовке и переподготовке сотрудников полиции.

       На территории земли Баден-Вюртенберг при крупных подразделениях уголовной полиции организованы отделы по делам несовершеннолетних правонарушителей. В остальных службах выделен сотрудник, занимающийся только правонарушениями подростков. В задачу специальных отделов и сотрудников входит разбор всех дел, в которых несовершеннолетние выступают не только в качестве виновного, но и пострадавшего лица или свидетеля.

       Интересен опыт создания таких подразделений и в других европейских странах.

       Министерство внутренних дел Великобритании рекомендовало создать при полицейских управлениях отделы (отделения) по привлечению общественности. Штаты таких отделов (отделений) должны составлять 2 % полицейских сил.

В общие обязанности этих отделов (отделений), которые распространяются и на служащих других подразделений, полиции, входят:

– действия по привлечению общественности и родителей для осуществления контроля за поведением и воспитанием детей;

– установление связей с молодежью, ассоциациями квартиросъемщиков, церковью и другими организациями;

– проведение бесед в школах;

– проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними и другим населением о функциях и задачах полиции, ознакомление с ее деятельностью;

– подбор полицейских кадров, привлечение к, работе в полиции молодежи, налаживание работы «специальных полицейских сил» по привлечению общественности и несовершеннолетних к предупреждению правонарушении.

       В полицейских силах Англии имеются также бюро по делам молодежи, в обязанности сотрудников которых входит:

1. регистрация правонарушений (на каждого несовершеннолетнего заводится учетная карточка);

2. проверка полицейской картотеки несовершеннолетних правонарушителей, внесение в него изменений;

3. посещение различных организаций для получения необходимой информации, в том числе встреча с родителями;

4. информирование подростка-правонарушителя и его родителей о принимаемых мерах воздействия.

       Сотрудник полиции является первым официальным представителем системы социального контроля, с которым имеет дело молодой правонарушитель. Полицейский решает вопрос о том, освободить ли молодого человека с предупреждением или без него, направить ли его для прохождения социально-педагогических программ или передать дело в суд.

       Именно на этой начальной стадии сотрудник полиции использует свои полномочия для принятия решения о том, как поступить с молодым правонарушителем.

       В Великобритании развернута широкая кампания за укрепление сотрудничества между школой и полицией. Что касается форм работы, то это, главным образом, заранее запланированные посещения полицией школ для организации и проведения бесед, уроков, дискуссий, ответов на вопросы, необходимых для понимания детьми задач и роли полиции, ее полномочий, принципов и методов работы, подотчетности.

Учащиеся могут задавать любые вопросы, высказывать критические замечания в адрес полиции. Главное – создать атмосферу доверия.

       В Японии функционируют центры по делам несовершеннолетних, находящихся в ведении главного полицейского управления. Аналогичные центры создаются также под эгидой полицейских органов префектур и муниципалитетов.

       Каждый центр обслуживает несколько полицейских участков. Своей главной задачей сотрудники центра считают оказание помощи подросткам. Их деятельность включает наблюдение за группами молодых людей на улицах, завсегдатаями залов игровых автоматов и т. п. Сотрудники центра выходят на дежурство в гражданской одежде. Часто к ним присоединяются добровольные помощники полиции.

       В Сингапуре созданы «клубы подростков-полицейских», где они учатся не столько на полицейских, сколько занимаются спортом, экскурсиями и даже пением. Организаторы ненавязчиво делают упор на приемах самозащиты, если речь идет о спорте, обнаружении следов, если это прогулки и т. д., помогают вести профилактическую работу в школах на эти темы с привлечением плакатов и видеоматериалов.

Заключение.

       Обобщая зарубежную практику деятельности специализированных субъектов, функционально призванных осуществлять профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, следует отметить, что эта работа осуществляется по трем основным направлениям.

       Первое направление - это создание правового поля, внедрения новых социальных технологий, социально-правовых конструкций и негосударственных структур.

       Второе направление связано с созданием специализированных судов, играющих в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних основную организующую и координирующую роль.

       Третье направление – это образование специальных субъектов профилактики, в том числе в структуре полицейских органов и возложение на них на ряду с традиционными не полицейских, гуманистических функций.

       Так, например, в ряде стран организацией центров отдыха и спортивных клубов для молодежи занимается полиция. Благодаря общению в таких заведениях у молодых людей воспитывается дух коллективизма.

       В отдельных государствах сотрудники полиции активно содействуют работе подобных учреждений. Они, в частности, приобщают молодежь к таким видам спорта, как гонки на яхтах и плавание. Это способствует улучшению отношений между молодыми людьми и полицией. Заслуживает внимания и практика организации развлекательных мероприятий (например, организация дискотек под руководством полиции). Полицейские контролируют проведение подобных мероприятий в свободное от работы время.

       Для привлечения внимания населения, в частности молодежи, к проблемам борьбы с преступностью используются различные средства информации (печать, радио, телевидение).

       Полиция устраивает также «дни открытых дверей», чтобы дать возможность молодым людям посетить местные полицейские участки и ознакомиться с основными аспектами полицейской работы.

       В последнее время в крупных городах ряда стран создаются консультативные молодежные центры. Работающие в них сотрудники полиции встречаются с молодыми людьми в неофициальной атмосфере, обсуждают с ними их проблемы, оказывают разнообразную помощь.

       В зарубежной правоохранительной практике утвердилось мнение о том, что для правового воспитания подростков необходим новый тип сотрудника полиции. Он должен быть другом и наставником детей, энтузиастом своего дела, совмещать в себе качества адвоката, социолога и психолога, быть энергичным и инициативным.

       Почти в каждой стране к основным обязанностям полиции относится правовая пропаганда молодежи. При этом важно развивать у подростков чувство ответственности перед обществом, а также обучить их правилам безопасного поведения на дорогах. Сотрудники полиции посещают школы, а иногда и учебные заведения по подготовке преподавательского состава для проведения специальных занятий. В ряде государств организуемые полицейскими занятия являются составной частью школьной программы. В них затрагиваются такие темы, как роль полиции в обществе, соблюдение правил дорожного движения, опасность злоупотребления наркотиками, предупреждение преступного поведения (в частности, вандализма и мелких хищений из магазинов), противопожарная безопасность и оказание первой помощи.

       Проведение лекций в школах и педагогических учебных заведениях способствует выработке у детей благоприятного отношения к полиции.

       Таким образом, зарубежная практика деятельности полицейских структур убедительно свидетельствует о том, что повсеместно на них возлагаются, так называемые «несвойственные» функции, связанные с оказанием воспитательного воздействия на подростков.

       В этой связи квалификация таких сотрудников предусматривает более широкий спектр знаний, нежели у иных работников.

       Зарубежная практика работы с несовершеннолетними правонарушителями представляет серьезный интерес не только для правоохранительных органов России. Ее изучение важно для определения государственной политики борьбы с преступностью, совершенствования правовых регуляторов общественных отношений и разработки мер повышения эффективности взаимодействия самых разных структур нашего общества в этом направлении.

       Опыт, формы и методы их работы весьма полезны для разработки путей совершенствования профилактики со стороны органов внутренних дел России.

Список литературы.

1.Сетевое взаимодействие по научно-педагогическому исследованию социального развития в условиях мультикультурной школы. Санкт-Петербург, 2016.

2. Кудрявцева Н.И. Ювенальная юстиция в России и Франции: Сравнительнаяхарактеристика: учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета. Курск, 2003.

3. Лутес Р. Канадская система ювенальной юстиции (и некоторые аспекты, которые могут представлять интерес для Российской Федерации) // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4.

4. Новикова Т.Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: автореф, дис. ... канд. юрид. наук.Хабаровск, 2003.

5. Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстицииза рубежом // Российская юстиция. 2005. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Цели программы ·         обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;·...

Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ФАКЕЛ» пгт Нагорск Кировской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формированию зд

Методическое объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной работе  на уровне образовательного округа.Тема: “Из опыта  работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...

Работа социально-психологической службы МБОУСОШ №69 по профилактике и преодолению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Происходящие в последнее десятилетие в России политические, социальные и экономические преобразования, серьезно отразились на духовной жизни молодого поколения. Безнадзорность и беспризорность детей п...

о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культ

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее Совет по профилактике) создается в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «...

Система работы колледжа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Система работы колледжа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....

Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях детского дома

Воспитание и профилактика правонарушений в условиях детского дома....