Доклад "Оптимизация процесса разработки УМК"
учебно-методический материал

Ивенкова Надежда Михайловна

ДОКЛАД «Оптимизация процесса разработки и утверждения УМК»

 

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей учебной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности. УМК должен разрабатываться для учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения учебного материала на уровне требований ФГТ.

Основная цель создания учебно-методического комплекса– предоставить обучаемым полный комплект учебно-методических материалов для  самостоятельного изучения дисциплины.  При этом, помимо непосредственного обучения , задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) отдела, обеспечивающего преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся. Разработчик(-и) учебно-методического комплекса являются ответственными за качественную подготовку УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД «Оптимизация процесса разработки и утверждения УМК»

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей учебной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности. УМК должен разрабатываться для учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения учебного материала на уровне требований ФГТ.

Основная цель создания учебно-методического комплекса– предоставить обучаемым полный комплект учебно-методических материалов для  самостоятельного изучения дисциплины.  При этом, помимо непосредственного обучения , задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) отдела, обеспечивающего преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся. Разработчик(-и) учебно-методического комплекса являются ответственными за качественную подготовку УМК.

УМК дисциплины и его компоненты должны:

  1. учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;
  2. предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
  3. предполагать использование современных  методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко и качественно осваивать учебный материал и получать практические навыки;
  4. соответствовать современным научным  представлениям в предметной области;
  5. обеспечивать межпредметные связи;
  6. обеспечивать доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся;
  7. содержать информацию об авторе  (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.

Порядок разработки УМК

Учебно – методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически  использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки в его применении в практической творческой деятельности.

УМК разрабатывается в следующей последовательности:

  1. разработка рабочей программы по дисциплине, входящей в учебный план;
  2. разработка конспекта лекционных материалов, теоретических сведений;
  3. разработка структуры и содержания практических (лабораторных) занятий;
  4. планирование самостоятельной работы обучаемых;
  5. формирование методических рекомендаций и прочих руководств по самостоятельной работе обучающихся, а также самостоятельному изучению дисциплины;
  6. разработка КИМов;
  7. апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе;
  8. оформление документов по УМК;
  9. согласование и утверждение УМК.

Материально – техническое и информационное обеспечение по дисциплине

Основной документ, определяющий содержание УМК-Д – утвержденная рабочая программа по дисциплине отдельной образовательной программы - ООП (или нескольких ООП). 

При составлении и обновлении рабочей учебной программы по дисциплинам отдельных образовательных программ необходимо решать следующие задачи:
- рабочая учебная программа по дисциплине должна четко определять место и роль дисциплины в овладении студентами знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационных характеристик специалиста (бакалавра, магистра) и необходимых для дальнейшего успешного обучения и профессионального развития, и конкретизацию на этой основе учебных целей и задач дисциплины;

- учет и развитие внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами образовательной программы;

- отражение в содержании преподавания дисциплины достижений науки, производства, культуры и техники;

- рациональное распределение учебного времени по темам курса, формам и видам изучения дисциплины, совершенствование методики проведения занятий;

- усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетом современных потребностей предприятий, организаций и учреждений, для которых осуществляется подготовка кадров.

 В рабочей учебной программе должно быть отражено:

- Выписка из государственного образовательного стандарта (ГОС) по дисциплине (для дисциплин федерального компонента и дисциплин предусмотренных ГОС) с указанием конкретной основной образовательной программы;

- Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами воспитания;

-Тематический план лекционного курса, семинарских (практических, лабораторных) занятий и самостоятельной работы студентов;

- Содержание курса, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов (в тексте содержания курса должны быть выделены дидактические единицы в соответствии с п.1);

-Список рекомендуемой литературы:

- Основной * (не более 5 источников, имеющиеся в библиотеке СГЭУ);

- Дополнительной.

                Материально - техническое и информационное обеспечение по дисциплине:

1. Компьютерные программы и электронные обучающие средства.

2. Наглядные, аудиовизуальные, технические средства обучения;

3. Учебно - лабораторная база для проведения различных видов учебных занятий.

4 Специализированные аудитории и оборудование.

В составе УМК-Д должны быть представлены:

 Учебные материалы: учебники и/или учебные пособия и/или конспект лекций (в контрольных вариантах УМК-Д прикладываются копии титульного листа с указанием названия, автора, года издания и издательства и страницы с аннотацией).

Методическое обеспечение дисциплины :

 Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при изучении конкретной дисциплины (в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов ) – должны раскрывать рекомендуемый режим самостоятельной подготовки студентов при изучении дисциплины, в т.ч. рекомендации по подготовке к различным видам учебных занятий, выполнения контрольных или курсовых работ (проектов и др. ;

 Методические рекомендации по подготовке к семинарским/практическим занятиям, лабораторным работам (включают: план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем, объема аудиторных часов, отводимых на освоение каждой темы; вопросы, выносимые на обсуждение и рекомендуемые информационные источники с указанием конкретных разделов для целенаправленной работы студента в ходе самостоятельной

 в список основной литературы целесообразно включать учебники и учебные пособия, имеющие Грифы; год издания учебника не должен превышать нормативных сроков, в зависимости от цикла дисциплины

подготовки к занятию; тексты заданий, задач, ситуаций (или отправка к задачникам, практикумам, электронным обучающим системам), рассматриваемых на занятиях; темы рефератов); 

 Практикум (лабораторный практикум), задачник (в контрольных вариантах УМК-Д прикладываются копии титульного листа с указанием названия, автора, года издания и издательства и страницы с аннотацией; если практикум/задачник не опубликован, - его распечатанная электронная версия);

 Методические рекомендации по написанию курсовых работ (проектов)/контрольных работ с указанием примерных тем и требований по выполнению работы

 Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего и итогового контроля по дисциплине: 

 1. Примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине;

2. Тестовые задания для текущего и итогового контроля степени усвоения дисциплины;

3. Тестовые задания для самостоятельной подготовки студентов.

СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ

        Экспертиза учебно-методического комплекса начинается с рассмотрения на заседании  цикловой комиссии.

 Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется заместителю директора в учебную часть на внутреннюю рецензию.

        Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания.

 В библиотеке учебного заведения остается электронный вариант УМК с рецензиями.

При отрицательном решении методического совета работа возвращается автору (авторам) на доработку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"

Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....

Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"

Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разработка и применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплины: «Основы горного дела»

Актуальность методической разработки обусловлена глубокими преобразованиями, происходящими в настоящее время во всех сферах общества. Это в полной мере относится и к средней профессиональной школе: по...

Информационная карта процесса «Разработка и коррекция рабочей программы»

Функция процесса: развитие профессиональной компетентности в сфере практической психолого-педагогической деятельности будущего  учителя....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Специальность: 220703 Автоматизация технологических процессов и производств ПМ. 04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ    Специальность:   220703 Автоматизация технологических процессов и производств ПМ. 04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизаци...

Тестовые задания для межсессионной аттестации ПМ.01 Проведение технологических процессов разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений МДК.01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатаци

Тестовые заданиядля межсессионной аттестацииПМ.01 Проведение технологических процессов разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторожденийМДК.01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...

Статья "Организация проектной деятельности студентов-дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе разработки концепции художественного оформления мероприятий"

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности студентов среднего профессионального образования специальности «Дизайн». Описаны особенности и алгоритмы этапов планиров...