Доклад "Оптимизация процесса разработки УМК"
учебно-методический материал

Ивенкова Надежда Михайловна

ДОКЛАД «Оптимизация процесса разработки и утверждения УМК»

 

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей учебной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности. УМК должен разрабатываться для учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения учебного материала на уровне требований ФГТ.

Основная цель создания учебно-методического комплекса– предоставить обучаемым полный комплект учебно-методических материалов для  самостоятельного изучения дисциплины.  При этом, помимо непосредственного обучения , задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) отдела, обеспечивающего преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся. Разработчик(-и) учебно-методического комплекса являются ответственными за качественную подготовку УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД «Оптимизация процесса разработки и утверждения УМК»

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей учебной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности. УМК должен разрабатываться для учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения учебного материала на уровне требований ФГТ.

Основная цель создания учебно-методического комплекса– предоставить обучаемым полный комплект учебно-методических материалов для  самостоятельного изучения дисциплины.  При этом, помимо непосредственного обучения , задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) отдела, обеспечивающего преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся. Разработчик(-и) учебно-методического комплекса являются ответственными за качественную подготовку УМК.

УМК дисциплины и его компоненты должны:

  1. учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;
  2. предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
  3. предполагать использование современных  методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко и качественно осваивать учебный материал и получать практические навыки;
  4. соответствовать современным научным  представлениям в предметной области;
  5. обеспечивать межпредметные связи;
  6. обеспечивать доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся;
  7. содержать информацию об авторе  (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.

Порядок разработки УМК

Учебно – методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически  использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки в его применении в практической творческой деятельности.

УМК разрабатывается в следующей последовательности:

  1. разработка рабочей программы по дисциплине, входящей в учебный план;
  2. разработка конспекта лекционных материалов, теоретических сведений;
  3. разработка структуры и содержания практических (лабораторных) занятий;
  4. планирование самостоятельной работы обучаемых;
  5. формирование методических рекомендаций и прочих руководств по самостоятельной работе обучающихся, а также самостоятельному изучению дисциплины;
  6. разработка КИМов;
  7. апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе;
  8. оформление документов по УМК;
  9. согласование и утверждение УМК.

Материально – техническое и информационное обеспечение по дисциплине

Основной документ, определяющий содержание УМК-Д – утвержденная рабочая программа по дисциплине отдельной образовательной программы - ООП (или нескольких ООП). 

При составлении и обновлении рабочей учебной программы по дисциплинам отдельных образовательных программ необходимо решать следующие задачи:
- рабочая учебная программа по дисциплине должна четко определять место и роль дисциплины в овладении студентами знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационных характеристик специалиста (бакалавра, магистра) и необходимых для дальнейшего успешного обучения и профессионального развития, и конкретизацию на этой основе учебных целей и задач дисциплины;

- учет и развитие внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами образовательной программы;

- отражение в содержании преподавания дисциплины достижений науки, производства, культуры и техники;

- рациональное распределение учебного времени по темам курса, формам и видам изучения дисциплины, совершенствование методики проведения занятий;

- усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетом современных потребностей предприятий, организаций и учреждений, для которых осуществляется подготовка кадров.

 В рабочей учебной программе должно быть отражено:

- Выписка из государственного образовательного стандарта (ГОС) по дисциплине (для дисциплин федерального компонента и дисциплин предусмотренных ГОС) с указанием конкретной основной образовательной программы;

- Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами воспитания;

-Тематический план лекционного курса, семинарских (практических, лабораторных) занятий и самостоятельной работы студентов;

- Содержание курса, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов (в тексте содержания курса должны быть выделены дидактические единицы в соответствии с п.1);

-Список рекомендуемой литературы:

- Основной * (не более 5 источников, имеющиеся в библиотеке СГЭУ);

- Дополнительной.

                Материально - техническое и информационное обеспечение по дисциплине:

1. Компьютерные программы и электронные обучающие средства.

2. Наглядные, аудиовизуальные, технические средства обучения;

3. Учебно - лабораторная база для проведения различных видов учебных занятий.

4 Специализированные аудитории и оборудование.

В составе УМК-Д должны быть представлены:

 Учебные материалы: учебники и/или учебные пособия и/или конспект лекций (в контрольных вариантах УМК-Д прикладываются копии титульного листа с указанием названия, автора, года издания и издательства и страницы с аннотацией).

Методическое обеспечение дисциплины :

 Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при изучении конкретной дисциплины (в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов ) – должны раскрывать рекомендуемый режим самостоятельной подготовки студентов при изучении дисциплины, в т.ч. рекомендации по подготовке к различным видам учебных занятий, выполнения контрольных или курсовых работ (проектов и др. ;

 Методические рекомендации по подготовке к семинарским/практическим занятиям, лабораторным работам (включают: план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем, объема аудиторных часов, отводимых на освоение каждой темы; вопросы, выносимые на обсуждение и рекомендуемые информационные источники с указанием конкретных разделов для целенаправленной работы студента в ходе самостоятельной

 в список основной литературы целесообразно включать учебники и учебные пособия, имеющие Грифы; год издания учебника не должен превышать нормативных сроков, в зависимости от цикла дисциплины

подготовки к занятию; тексты заданий, задач, ситуаций (или отправка к задачникам, практикумам, электронным обучающим системам), рассматриваемых на занятиях; темы рефератов); 

 Практикум (лабораторный практикум), задачник (в контрольных вариантах УМК-Д прикладываются копии титульного листа с указанием названия, автора, года издания и издательства и страницы с аннотацией; если практикум/задачник не опубликован, - его распечатанная электронная версия);

 Методические рекомендации по написанию курсовых работ (проектов)/контрольных работ с указанием примерных тем и требований по выполнению работы

 Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего и итогового контроля по дисциплине: 

 1. Примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине;

2. Тестовые задания для текущего и итогового контроля степени усвоения дисциплины;

3. Тестовые задания для самостоятельной подготовки студентов.

СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ

        Экспертиза учебно-методического комплекса начинается с рассмотрения на заседании  цикловой комиссии.

 Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется заместителю директора в учебную часть на внутреннюю рецензию.

        Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания.

 В библиотеке учебного заведения остается электронный вариант УМК с рецензиями.

При отрицательном решении методического совета работа возвращается автору (авторам) на доработку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"

Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Разработка и применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплины: «Основы горного дела»

Актуальность методической разработки обусловлена глубокими преобразованиями, происходящими в настоящее время во всех сферах общества. Это в полной мере относится и к средней профессиональной школе: по...

Информационная карта процесса «Разработка и коррекция рабочей программы»

Функция процесса: развитие профессиональной компетентности в сфере практической психолого-педагогической деятельности будущего  учителя....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Специальность: 220703 Автоматизация технологических процессов и производств ПМ. 04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ    Специальность:   220703 Автоматизация технологических процессов и производств ПМ. 04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизаци...

Тестовые задания для межсессионной аттестации ПМ.01 Проведение технологических процессов разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений МДК.01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатаци

Тестовые заданиядля межсессионной аттестацииПМ.01 Проведение технологических процессов разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторожденийМДК.01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...

Статья "Организация проектной деятельности студентов-дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе разработки концепции художественного оформления мероприятий"

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности студентов среднего профессионального образования специальности «Дизайн». Описаны особенности и алгоритмы этапов планиров...

Методическая разработка открытого урока «Технологический процесс приготовления супов-пюре, ассортимент, характеристика. Процессы, происходящие при приготовлении супов-пюре. Требования к качеству, условия хранения и реализации» по МДК 03.01 Организация пр

Методическая разработка урока предназначена для проведения теоретического занятия по МДК 03.01 «Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции», обучающихся третьего курса.С...