Конспекты занятий
проект

Лисиенко Наталья Юрьевна

Конспекты занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия  "Политическая карта мира"

Цель: Цель: Формирование знаний и понятий о политической карте мира, о типологии и группировке стран мира. 

Задачи занятия:

 Образовательные: сформировать знания о современной политической карте мира; рассмотреть особенности и этапы формирования современной политической карты мира, проанализировать события, вызывающие изменения на современной политической карте мира.

Изучить типологию стран, основанную на качественных признаках учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира, познакомиться с формами правления и административным устройством стран.

Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации, расширение знаний по усвоению терминов ВВП, ИЧР, формы правления, административное устройство.

Воспитательные: развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов исторического материала.

Материальное оснащение: Презентация, политическая карта, учебник В.П.Максаковского, атласы.

Ход занятия

  1. Оргмомент .
  2. Повторение материала прошлого занятия.

Тест.  География отраслей мирового хозяйства

Вариант 1

1. Выберите неверные утверждения.

  а) Саудовская Аравия, США и Россия входят в первую тройку стран по размерам добычи нефти.

  б) Россия, США и Канада входят в первую тройку стран по размерам добычи угля.

  в) Индия и Китай не входят в первую десятку стран по размерам выработки электроэнергии.

  г) Экспорт каменного угля из Западной Европы в США получил название «угольного моста».

  д) Более 3/4 электроэнергии Франции вырабатывается на АЭС.

2. Выберите варианты, в которых все три страны относятся к «великим горнодобывающим державам»:

  а) США, Бразилия, Индия;

  б) Китай, США, Япония;

  в) США, Россия, ОАЭ;

  г) Япония, США, Германия;

  д) Китай, Австралия, ЮАР.

3. Продолжите предложения.

  В эпоху НТР черная металлургия ориентируется на грузопотоки ……………..

  В последнее время особенно усилилась ориентация на …….

4. Выберите отрасль машиностроения, развивающуюся более медленными темпами:

  а) автомобилестроение;

  б) судостроение;

  в) авиастроение;

  г) приборостроение;

  д) электронное машиностроение.

5. Найдите варианты, в которых название сельскохозяйственной культуры соответствует названиям ее родины и страны, лидирующей по ее производству:

  а) рис — Южная Америка — Китай;

  б) кофе — Восточная Африка — Бразилия;

  в) пшеница — Юго-Западная Азия — Китай;

  г) кукуруза — Центральная Америка — Россия;

  д) какао — Южная Азия — Швейцария.

6. Выберите климатический пояс, страны которого производят основную часть животноводческой продукции:

  а) умеренный;

  б) тропический;

  в) экваториальный;

  г) субтропический;

  д) субарктический.

7. Доля какого вида транспорта в мировом грузообороте составляет 62% , а в мировом пассажирообороте - менее 1 % ?

  а) железнодорожного;

  б) морского;

  в) автомобильного;

  г) речного;

  д) воздушного.

8. Выберите неверное утверждение.

  а) На рубеже XX—XXI вв. торговля услугами будет расти быстрее, чем торговля товарами.

  б) в XXI в. ожидается появление новой формы услуг — обмен производственным опытом.

  в) Панама и Либерия из-за низких налогов на судовладельцев имеют большой тоннаж торгового флота.

  г) Крупнейший порт мира — Роттердам — расположен в устье Рейна в Нидерландах.

  д) Первую пятерку стран по длине железных дорог составляют страны гиганты, в то время как наибольшая густота железнодорожной сети отмечается в относительно небольших европейских государствах.

9. Какие из указанных грузопотоков газа осуществляются по газопроводам?

  а) Малайзия — Корея;           г) Россия — Германия;

  б) ОАЭ — Япония;                д) Канада — США.

  в) Алжир — Италия;

  10. Какие из указанных стран не входят в первую десятку государств по количеству иностранных туристов?

  а) США;                        г) Китай;

  б) Италия;                     д) Аргентина.

  в) Россия;

Вариант 2

1. Выберите верные утверждения.

  а) С середины XX в. доля угля в мировом потреблении первичных энергоресурсов перестала расти и составляет около 80%.

  б) Нидерланды, Канада и Великобритания входят в первую десятку стран по размерам добычи газа.

в) В России основная часть электроэнергии вырабатывается на АЭС.

  г) Маршрут «Юго-Восточная Азия - Япония» является одним из важнейших для морских перевозок нефти и газа.

  д) Китай, Великобритания и Норвегия возглавляют первую тройку стран по размерам добычи нефти.

2. Какие из указанных стран являются импортерами угля?

  а) США;             г) Россия;

  б) Франция;       д) Япония.

  в) Италия;

3. Выберите вариант, в котором все три страны относятся к «великим стальным державам»:

  а) Китай, Япония, США;

  б) Канада, Германия, США;

  в) Россия, Канада, Новая Каледония;

  г) США, Китай, Марокко;

  д) США, Россия, Канада.

4. Продолжите предложение.

  Производство продуктов химии органического синтеза в настоящее время все более концентрируется в……… (тип страны), а выпуск сложной химической продукции в ………

5. Какие из указанных типов сельского хозяйства относят- ся к товарному сельскому хозяйству?

  а) садоводство и огородничество;

  б) мотыжное земледелие;

  в) собирательство, охота и рыболовство;

  г) севооборотное земледелие;

  д) пастбищное животноводство.

6. Выберите верные варианты.

  1-е место в мире занимают:

  а) по поголовью овец - Австралия;      

  б) по поголовью крупного рогатого скота - Китай;

  в) по поголовью свиней - Индия;

  г) по улову рыбы - Китай;

  д) по развитию аквакультуры - Франция.

7. Какие страны входят в первую пятерку стран и по длине автомобильных дорог, и по количеству автомобилей?

  а) Япония;

  б) Египет;

  в) Россия;

  г) США;

д) Швейцария.

8. Доля какого вида транспорта в мировом грузообороте составляет 10% , а в мировом пассажирообороте — 79%?

  а) железнодорожного;

  б) морского;

  в) автомобильного;

  г) речного;

  д) воздушного.

9. Какие из указанных портов не являются нефтеэкспортирующими ?

  а) Иокогама (Япония);

  б) Мина-эль-Ахмади (Кувейт);

  в) Рас-Таннура (Саудовская Аравия);

  г) Валдиз (США);

  д) Роттердам (Нидерланды).

10. Выберите верные утверждения.

  а) В отличие от последнего десятилетия XX в., когда в европейских странах наблюдалось снижение числа иностранных туристов, в XXI в. Европа станет главным туристическим регионом мира.

  б) В начале XXI в. продолжится формирование новых технополисов и технопарков.

  в) Вывоз «грязных» производств из развивающихся стран в развитые в конце XX в. произошел в результате «зеленой революции» в развитых странах.

  г) «Зеленой революцией» называют борьбу за экологическую безопасность.

  д) Финансовый кризис, разразившийся в ряде государств в конце XX в., особенно сильно повлиял на страны Восточной и Юго-Восточной Азии, так как здесь находится несколько важных финансовых центров.

3. Изучение нового учебного материала

Какие ассоциации возникают у вас со словосочетанием "политическая карта мира?"

Ответы студентов.

Причины изменения политической карты мира на базе знаний, полученных из истории?

-революция;

-национально-освободительные движения;

            -война;

-религиозно-этнические конфликты;

-изменения экономической формации;

-изменения государственного строя.

Этапы формирования политической карты (заслушаем сообщения студентов)

1-й студент. Древний этап. (до V в. н.э.) Возникновение и крушение первых государств.

В этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на политической карте мира являлись войны/.

            2-й студент. Средневековый этап. V –XVI вв. Возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний рынок. В этот период существовали такие государства, как Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих географических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила территории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Невольничий Берег. Была открыта новая часть света - Америка, и началась испанская колонизация Америки.

По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильнейшему в ту пору государствами - Испанией и Португалией.

            3-й студент. Новый этап. XVI – XIX вв. (Формирование колониальной империи) - эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние на весь мир. С развитием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время Крупных колониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии, Африке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел/.

            4-й студент. Новейший этап. (1 пол. XX в.)  Формирование социалистических стран, распад колониальной системы – формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина XX –го века), а с образованием социалистических государств и распадом колониальной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие государства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории – Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и образовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи/.

Современный этап: представляет преподаватель.

- какие изменения происходили и происходят с политической картой в 20 и 21веках? (студенты отвечают из знаний школьного курса.

/1 этап – возникновение мировой социалистической системы, образования независимых государств в Азии (40-50-е годы XX в.)

2 этап – образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70-е годы XX в.)

3 этап – крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы XX в.).  После второй мировой войны на месте бывшей Германии образовалось два государства – ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Латинской Америке (Куба).

В XX веке увеличилось стран:

во- первых, по итогам первой и второй мировой войны;

во-вторых, в результате распада колониальной системы независимости добились 102 страны;

в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии.

В 90-х годах XX века произошли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (не вошли только страны Балтии). Объединились два независимых государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независимость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавского Договора и СЭВ.

Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршалловых островов. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендских островов/.

       Преподаватель:

-Как можно классифицировать страны? – студенты предлагают варианты (по географическому положению, площади, численности населения, приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги  и т.д.)

Преподаватель показывает на карте, студенты могут работать в парах или индивидуально.

- Страны  могут отличаться и по качественным характеристикам - по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др.

Работа  с учебником: Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.

В основу такого деления положен уровень ВВП. Валовой внутренний продукт- показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.

Предлагаю из учебника найти и выписать термины ВВП, ИЧР

  1. К  развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США, Канада, ЮАР, Япония, Израиль. Среди развитых стран выделяют страны:

-1 подгруппа - “Большой семерки” - это страны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал – США, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада. ВВП – 20-30 тыс. долларов на душу населения.

-2 подгруппа - менее крупные страны Западной Европы, ВВП как в странах “Большой семерки”

-3 подгруппа - страны переселенческого капитализма (доминионы Великобритании) – Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

2.  К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых проживает около 3/5 мирового населения, в основном это страны Азии, Африки, Латинской Америки, Океании. Большинство из них были колониями и завоевали свою независимость после второй мировой войны.

Развивающиеся страны подразделяют на шесть подгрупп:

1) Ключевые страны - Индия, Мексика, Бразилия. Это лидеры “третьего мира”, обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти страны производят столько же промышленной продукции, сколько производят все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет350 долларов .

2)Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.)

3) Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально- экономическом развитии в 80- 90 годах. Первые НИС это – Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Второй эшелон НИС – Малайзия, Таиланд, Индонезия.

4) Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго - Западной Азии – Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, ОАЭ. , а также и страны Северной Африки - Ливию, Алжир, Бруней, и т.д.

5) Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии с душевым ВВП менее 1 тыс.долларов в год. В основном это страны Африки.

6) Наименее развитые страны (около 40 стран). Их иногда называют “четвертым миром”. В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой показатель ВВП составляет 100-300 долларов в год.

3. Страны с переходной экономикой бывшие соц. страны. Учащиеся вспоминают из уроков истории какие это страны?

Почему они называются переходными? (выслушиваем предположение ).

По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии относятся к экономически развитым. Среди страны СНГ есть и экономически развитые (Россия), и страны , занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися.

Преподаватель  показывает страны на карте

Студенты в парах проверяют друг друга.

По визитной карточке студенты определяют,  какую классификацию можно еще выделить

Преподаватель: Также страны различают по форме правления. Существует две формы правления:

Студенты самостоятельно находят определения по учебнику и выписывают определения.

  • Республиканская.  Республика – форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу– парламенту (Более 140 стран из всех стран мира – республики).-см. Форзац.
  • Монархическая. Монархия –  форма правления, при которой главой государства считается император, король, султан, эмир, князь, герцог и т.д. Верховная власть передается по наследству. Монархий в мире 30. см. форзац.

По форзацу учебника студенты знакомятся с административным устройством. выписывают определения в тетрадь - «унитарное», «федеративное» государства.

  1. Закрепление учебного материала. Самостоятельная работа.

        На основе политической карты мира и  визитной карточки стран выписать в тетрадь:

            а) семь самых больших по территории стран мира;

            б) десять стран мира с численностью населения свыше  100 млн. человек

            в) 5 примеров полуостровных и 5 островных стран, 2 архипелага;

            г) 5 примеров внутриконтинентальных стран.

  1. Задание на дом.
  1. Тема1 по учебнику Максаковского В.П. - прочитать.
  2. Отметить в контурной карте не менее 5 стран из каждой группы.
  3. Составить кроссворд “Страны мира” (по желанию)
  4. Подготовить сообщения (по выбору):
  1. Политическая география и геополитика.
  2. Географическая специфика экономически развитых стран.
  3. Географическая специфика развивающихся стран.
  4. Географическая специфика стран с переходной экономикой.
  5. Влияние международных отношений на политическую карту мира.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.
  2. Источники:

1.Экономическая и социальная география. Учебник для 10 класса. Максаковский В.П., М.; Просвещение. - 2011.

2. Тематические тесты по географии для 10 класса. Автор–составитель Ю. А. Чурляев. Воронеж.,  2011.

3. Максаковский В.П.Географическая картина мира. Москва, Дрофа, 2009, 4-е изд


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПОУ «Красногорский экономико-правовой техникум»

КОНСПЕКТ

 урока по дисциплине

«Статистика»

 по теме:  «Показатели вариации в статистике»

для специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Составила: преподаватель Н.Ю.Лисиенко

Красногорск,

2022 год

Пояснительная записка

      Вид урока: проблемная лекция.

      Место урока в системе занятий по дисциплине:

Урок «Показатели вариации» проводится после изучения тем «Средние величины в статистике»,  «Структурные характеристики вариационного ряда распределения» и  является заключительной в разделе «Статистические показатели».

          Тип: урок изучения нового материала.

Данный тип урока обеспечивает максимальную вовлечённость студентов  в учебную деятельность через элементы технологии критического мышления, с использованием:  активных методов, направленных на первичное овладение знаниями, способствующих развитию мышления, познавательных интересов и способностей;  информационно-развивающих; репродуктивных, направленных выполнение заданий по алгоритму.

 После изучения данной темы  у студента  должны быть сформированы компетенции:

         Общие:

-Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

-Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

         Профессиональные:

Проводить контроль и анализ информации.

ЦЕЛИ:

Обучающая

  • обеспечить изучение абсолютных и относительных показателей вариации, и применение полученных знаний на практике.

Задачи:

  • раскрыть понятие вариации;
  • изучить формулы для определения абсолютных и относительных показателей вариации;
  • объяснить технику расчёта статистических показателей, при помощи показателей вариации.

Развивающая:

  •  развивать навыки самостоятельной работы;
  • развивать навыки самоконтроля;
  •  развивать память, внимание.

Задачи:

  • формирование умений выделять главное;
  • развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности – частичная постановка проблемы и её решение.

Средства  обучения:

  • мультимедийная презентация «Показатели вариации в статистике»:
  • тест по теме «Средние показатели в статистике»;
  • дидактический материал.

I. Организационный момент.

  • Проверка готовности к занятию; (слайд 1)

1 . Актуализация знаний

Вам предлагается тест. На решение теста отводится  10 минут. На проверку теста – 5 минут. (Приложение 1).

Критерии оценки представлены на слайде. (слайд 2) 

Критерии оценки теста

9-10 правильных ответов – оценка «5»( отлично);

7-8 правильных ответов – оценка «4»( хорошо);

5-6 правильных ответов – оценка «3» (удовлетворительно);

менее 5 правильных ответов оценка «2» (неудовлетворительно) (слайд 3).

Правильность  решения теста на слайде.

Поднимите руки те, кто допустил в тесте менее 4 ошибок?

По вашим ответам я могу сделать заключение, что аудитория в основном готова к восприятию нового материала. Молодцы!

  2) Решить задачу: определить моду, медиану и среднюю арифметическую, используя следующие данные (у доски).

В  туристическом агентстве «Путешествуем вместе» работают 11 человек, со следующей заработной платой:

  а) 12000 руб., 13000руб., 11000 руб., 14000 руб., 12000 руб., 15000 руб., 17000руб., 12000руб., 15000 руб, 16000руб., 16500руб.;

 б) рассчитать те же показатели, но ряд увеличить на 1 человека с заработной платой 18000 руб.

  2. Объяснение новой темы « Показатели вариации».

Различие индивидуальных  значений признака внутри изучаемой совокупности в статистике называется  ВАРИАЦИЕЙ ПРИЗНАКА. Она возникает в результате того, что его индивидуальные значения складываются под совместным влиянием различных условий, которые по-разному сочетаются в каждом отдельном случае. (слайд 6)

Средняя величина – это абстрактная обобщающая характеристика  признака изучаемой совокупности, но она не показывает строения совокупности, средняя величина не даёт представления о том,  как отдельные значения группируются вокруг средней, сосредоточены вокруг или отклоняются от неё.

Колеблемость  отдельных значений характеризуют показатели вариации. (слайд 7)

Термин «вариация» произошёл от латинского – изменения, колеблемость, различие. Но не всякие различия принято называть вариацией.

Под вариацией в статистике понимают такие количественные изменения величины исследуемого признака в пределах однородной совокупности, которые обусловлены перекрещивающимся влиянием  действия различных факторов.

Степень близости данных отдельных  единиц  Хi , к средней измеряется рядом абсолютных, средних и относительных показателей  ( вопрос к группе: дайте определение абсолютным, относительным и средним показателям).

Для того, чтобы лучше понять теоретический материал, рассмотрим на примере решения статистической задачи. (слайд 8)

Дано: группы предприятий торговли, различающиеся по объёму товарооборота, а также их количество. Необходимо сделать расчёты  размаха вариации, дисперсии среднего квадратического  отклонения, коэффициента вариации. Обосновать каждый показатель.

Группы предприятий по объёму товарооборота, млн. руб. Хi

Число предприятий

        fi

Расчётные показатели

xi

xifi

|xi –xср.|

| xi-xср.| . f

(xi –xср.)2

(xi-xср)2 fi

90-100

28

95

2660

-10

280

100

2800

100-110

48

105

5040

0

0

0

0

110-120

20

115

2300

10

200

100

2000

120-130

4

125

500

20

80

400

1600

Итого

100

10500

560

600

6400

Решение: Составим таблицу. Определим количество столбцов и строк в таблице. Заголовок таблицы и заголовки граф и строк.

К абсолютному показателю относится: (слайд 9)

А. РАЗМАХ ВАРИАЦИИ. Он является самым простым в расчётах. Определяется как разность между наибольшим ( xmax ) и наименьшим ( xmin) значением вариантов:

R = xmax - xmin

В нашей задаче размах вариации составил:

R = 130-90= 40 млн. руб.

Находим хi – средний показатель из данных по каждой группе предприятий:

Хi = (90 + 100) : 2 = 95 млн. руб.

Хi = (100 +110): 2 = 105 млн. руб.

Хi = ( 110+120):2 = 115 млн. руб.

Хi = ( 120+130): 2= 125 мл. руб.

Находим средний товарооборот по каждой группе предприятий:

Хifi = 28 х 95 = 2660 млн. руб.

Хifi = 48 х 105 = 5040 млн. руб.

Хifi = 20 х 115= 2300 млн. руб.

Хifi = 4 х 125 = 500 млн. руб.        

Итого:          10500 млн. руб.

Таким образом, средний объём товарооборота на одно предприятие по регионам равен :

Х = 10500:100=105 млн. руб.

Лёгкость вычислений и простота обусловили широкое применение  этого показателя.

Чтобы дать обобщающую характеристику распределению отклонений, исчисляют среднее линейное отклонение. (слайд 10)

Оно учитывает различия всех единиц изучаемой совокупности. Среднее линейное отклонение определяется как средняя арифметическая из  отклонений индивидуальных значений  от средней, без учёта знака этих отклонений:

95-105= -10 млн. руб.

105-105 = 0 млн. руб.

115-105 = 10 млн. руб.

125-105 = 20 млн. руб.

Для того, чтобы найти среднее линейное отклонение d, необходимо найти отклонение:

( Хi-Х) х f, в нашем случае расчёты будут следующими:

(95-105)х28=-280 млн. руб.

(105-105)х48 = 0 млн. руб.

(115-105)х20= 200 млн. руб.

(125 -105) х4  = 80 млн. руб.

Итого:             560 млн. руб.

d=(сумма|xi –x| f) : сумма fi , в нашем случае 560:100= 5,6 млн. руб.

Из расчётов мы можем сделать вывод, что показатели  объёма товарооборота достаточно однородны. Среднее линейное отклонение в статистике применяется редко.

(слайд 11) На практике меру вариации более объективно отражает показатель Б. ДИСПЕРСИЯ (средний квадрат отклонений) определяется как средняя из отклонений, возведённых в квадрат (Хi –Х)2.

Дисперсия =(  (хi-х)2fi ): fi = 6400:100= 64;

(слайд 12) В. СРЕДНЕЕ КВАДРАТИЧЕСКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ:

Дисперсия=

Среднее квадратическое отклонение является мерилом надёжности средней. Чем меньше среднее квадратическое отклонение, тем лучше средняя арифметическая отражает собой всю совокупность. В нашем случае дисперсия и среднее квадратическое отклонение подтверждает большую надёжность средней. Данный способ расчёта дисперсии и среднего квадратического отклонения называется способом моментов. Он применяется при условии равных интервалов.

Средняя величина отражает тенденцию развития, то есть действие главных причин (факторов). Среднее квадратическое отклонение  измеряет силу воздействия прочих факторов.

(слайд 13) Г. КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ  делением дисперсии на среднюю арифметическую и умноженное на 100 %, тогда в нашем случае мы получим: 8:105 х 100% = 7,6 %

Среднее квадратическое отклонение даёт обобщающую характеристику всех вариантов совокупности, коэффициент вариации является наиболее распространённым показателем колеблемости,  используется для оценки типичных средних величин.

Показатели вариации являются составной частью или служат  основой для расчётов других статистических показателей. Они используются в анализе, взаимодействуют между признаками, в измерении структурных сдвигов, в экономике, оценке рисков.

(слайд 14) Домашнее задание:

Письменно ответить на вопросы:

А. изменится ли средняя, если веса уменьшить на 20. Обосновать ответ приведённым примером.

Б. могут ли мода, медиана, средняя арифметическая совпадать?

В. определите средний уровень квалификации рабочих предприятия, используя следующие данные:

Тарифный разряд

Число работников предприятия, чел.

1

2

2

3

3

26

4

74

5

18

6

4

Подведение итогов. Оценки за урок.

Список литературы

  1.  Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст]: учеб. пособие / В.Е. Гмурман. – 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрацт, 2011.
  2.   Балинова В. С. Статистика в вопросах и ответах : учеб. пособие /  В. С.  Балинова. - М.: Проспект, 2010. – 344с.
  3. Годин А. М. Статистика : учебник / А. М. Годин. – 2-е изд., перераб. – М.: Дашков и К, 2009. – 427с.
  4. Елисеева И. И. Общая теория статистики: учебник / И. И. Елисеева,   М. М. Юзбашев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и          статистика, 2007. – 480с
  5. Орлов А. И. Прикладная статистика : учебник / А. И. Орлов. – М.: Экзамен, 2006. – 671с.

Приложение 1

Тест

1. Исчисление  средних величин – это

а) способ изучения  структуры однородных элементов совокупности

б) прием обобщения индивидуальных значений показателя

в) метод  анализа факторов

2. Требуется вычислить средний стаж деятельности работников фирмы: 6,5,4,6,3,1,4,5,4,5. Какую формулу Вы примените?

а) средняя арифметическая

б) средняя арифметическая взвешенная

в) средняя гармоническая

3. Средняя геометрическая - это:

а) корень из произведения индивидуальных показателей

б) произведение корней из  индивидуальных показателей  

4. По какой формуле производится вычисление средней величины в  ряду?

а) средняя  арифметическая  взвешенная

б) средняя  гармоническая  взвешенная

5. Как изменяется средняя арифметическая, если все веса уменьшить в А раз?

а) уменьшатся

б) увеличится

в) не изменится

6. Как изменится средняя арифметическая, если все значения определенного признака увеличить на число А?

а) уменьшится

б) увеличится

в) не изменится

7. Значения признака, повторяющиеся с наибольшей частотой, называется

а) модой

б) медианой

8. Средняя хронологическая исчисляется

а) в моментных рядах динамики с равными интервалами

б) в интервальных рядах динамики с равными интервалами

в) в интервальных рядах динамики с неравными интервалами

  1.  Медиана в ряду распределения с четным числом членов ряда равна

а) полусумме  двух крайних членов

б) полусумме  двух срединных членов

Ключ

1- а; 2 – а; 3 – а; 4 – а; 5 – в; 6 – б; 7 – а; 8 – а; 9 – б



Предварительный просмотр:

Справка

по результатам защиты индивидуального проекта

студентами группы 96-Ю

ПОУ «Красногорский экономико-правовой техникум»

Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося, осваивающего основную образовательную программу   среднего общего образования.  

Индивидуальный проект выполнялся обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме.

Индивидуальный проект представлен в виде завершённого учебного исследования.  

Результаты выполнения индивидуального проекта отражают:  

-         сформированность навыков коммуникативной, учебно -  исследовательской  деятельности,  критического  мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;  

- сформированность навыков проектной деятельности, а также  самостоятельного  применения  приобретенных  знаний  и  способов  действий  при  решении  различных  задач,  используя  знания  одного  или  нескольких  учебных предметов или предметных областей;  

- способность  постановки          цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой  информации,  структурирования  аргументации  результатов  исследования  на  основе собранных данных, презентации результатов.

Организация  работы  над  индивидуальным  проектом  

Первые занятия были посвящены теоретическим основам проектной деятельности. Это позволило обучающимся определить направленность будущего проекта,  осуществить  осознанный  выбор  темы,  представить  возможный  продукт.  

В течение апреля – мая шла  непосредственная практическая исследовательская  деятельность студентов по конкретной теме в режиме индивидуального сотрудничества с педагогом-руководителем.  

Практическая деятельность над проектом завершилась публичной  защитой результатов исследования 3 июня 2022 года.  

Критерии оценки проектов обучающихся разработаны с учётом целей и задач проектной или  исследовательской  деятельности  на  данном  этапе  образования:  

Сформированность         предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и  обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Сформированность  познавательных  УУД,  проявляющаяся  в  умении  поставить  проблему  и  выбрать  адекватные  способы  её  решения,  включая  поиск и обработку информации, формулировку выводов и обоснование принятого решения, обоснование и создание  прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.  

Сформированность  регулятивных  УУД,  проявляющаяся  в  умении  самостоятельно планировать и управлять своей познавательной  деятельностью   во   времени,   использовать   ресурсные   возможности   для  достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в  трудных ситуациях.  

Сформированность коммуникативных УУД, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.  

Итоги защиты индивидуальных проектов

В состав комиссии по оцениванию итоговых индивидуальных проектов   входили: Председатель: Мурашова Т.А., директор Озёрского филиала ПОУ КЭПТ, члены комиссии: Лисиенко Н.Ю., преподаватель, Семиглазова С.А., секретарь.

Уровни сформированности навыков проектной деятельности  

Повышенный уровень

Базовый уровень

Низкий уровень

62,5%

37,5%

0%

По результатам защиты индивидуальных проектов:

Так у более половины сформированы УУД при выполнении и представлении результатов работы над индивидуальным проектом.

Количество

Отметки

18 по списку

16 защищались

5

%

4

%

3

%

Неаттест.

10

62,5

6

37,5

-

-

2 (отчислены)

Количество

Процент защиты

Качество знаний

Успеваемость

Степень обученности

Средний балл

18 по списку

16 защищались

88,89%

88,89 %

88,89 %

88,89 %

4,63

Тематика проектов  была разнообразной.

Студенты отразили актуальные проблемы человечества:

-молодежную наркоманию,

-курение,

-заболеваемость СПИДом,

-компьютерную зависимость,

-влияние ЕГЭ на образование,

-влияние диет на организм человека,

-экологические проблемы и др.

Вид продукта индивидуального проекта:

Вид продукта ИП

Общее количество

% от общего количества

1

Мультимедийный продукт  

16

100

2

Буклет

3

18,75

3

Рекомендации

8

50

Анализ защиты индивидуальных проектов показал хороший уровень подготовленности студентов, умение представить результат работы и ответить на вопросы комиссии.  

В процессе работы над индивидуальными проектами у обучающихся наблюдалась положительная динамика по некоторым позициям: внутренний мотив поведения, познавательная мотивация, индивидуальная направленность на результат, уровень инициативности и понимание закономерности получаемого результата от собственных усилий,  умение ставить перед собой реальные цели и оценивать свои возможности.  

Проектно - исследовательская деятельность, с одной стороны, является важным инструментом достижения метапредметных и личностных результатов образования. С другой стороны, самостоятельное исследование по проблеме становится механизмом индивидуализации образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы-конспекты занятий по социальной психологии

Планы учебных занятий по психологии....

Конспект занятия по лепке "Птица Гамаюн"

Урок по лепке из глины посвящен знакомству учеников младших классов дхш с историей герба и флага Смоленской области посредством изучения печного изразца и лепки рельефа со  сказочной птицей по мо...

конспект занятия МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций.. Практическое занятие по теме 4. Основы расчета строительных конструкций, работающих на сжатие. Расчет стальных колонн.

МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций.  Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций. Практическое занятие по теме 4. Основы расчета строительных  к...

Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"

Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....

Конспект занятия на тему: "Вводное занятие"

Занятие на тему «Вводное занятие» является начальным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуально...

Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.

Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.Тема: «Храбрый Петушок» (рисование ладошкой)Про...