Конспект занятия на тему: "Вводное занятие"
план-конспект занятия

Викторова Юлия Тенгизовна

Занятие на тему «Вводное занятие» является начальным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность как самого первого занятия, при отсутствии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при работе за компьютером, правилами поведения в кабинете информатики, с составляющими компьютера, научить правильной посадки за компьютером, научить алгоритму включения и выключения компьютера, развить умения детей по работе с мышкой. А также развить мелкую моторику рук, логическое и творческое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2020_dekabr_1_1.docx437.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)

Конспект занятия на тему:

«Вводное занятие»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Год обучения: первый

Разработал: педагог

 дополнительного образования

 Микулина Юлия Тенгизовна

Гатчина

2020 год

Пояснительная записка

Занятие на тему «Вводное занятие» является начальным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность как самого первого занятия, при отсутствии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при работе за компьютером, правилами поведения в кабинете информатики, с составляющими компьютера, научить правильной посадки за компьютером, научить алгоритму включения и выключения компьютера, развить умения детей по работе с мышкой. А также развить мелкую моторику рук, логическое и творческое мышление.

Содержание занятия предназначено для обучающихся 7-11 лет первого года обучения.

Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.

Методические рекомендации:

Проведение занятия на тему «Вводное занятие» с детьми младшего школьного возраста целесообразно организовывать как самое первое занятие в изучении информатики. Это первое занятие дети ждут с особым трепетом. У многих детей этого возраста уже есть свои представления о компьютере. Им следует сразу объяснить, что занятия по информатике – это не только игра на компьютере. И задача педагога на первом занятии не разочаровать в этом ни одного ребенка. Ведь от первого знакомства с предметом многое зависит.

С целью развития познавательной активности в процессе занятия можно показать детям видеоролики  о правилах техники безопасности при работе за компьютером, правилах поведения в кабинете информатики, о составляющих компьютера, провести тематическую интеллектуальную разминку: разгадать кроссворд, загадки, анаграммы, ребусы и т.д. Обучающие видеоролики должны соответствовать возрастной категории обучающихся.

Количество компьютеров должно быть на каждого обучающегося.  При обучении детей включению и выключению компьютера педагогу сначала следует научить  строгому алгоритму определенному порядоку действий.

При работе на компьютере  можно предложить каждому обучающемуся,  высказать свое отношение к выполненному заданию, рассказать о ходе его выполнения. Программное обеспечение – задания на развитие умений и навыков при работе с мышью, также по своему уровню сложности  должны быть посильны для детей. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.

Занятие может быть использовано с целью начального контроля знаний и умений обучающихся по информатике.

Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:

Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми первого года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии  будут знания по технике безопасности при работе за компьютером, знания по составляющим компьютера, умения работать мышкой и желание обучающихся в домашних условиях продолжать осваивать информационные технологии.

Тип занятия: развитие знаний, умений и навыков.

Форма занятия: практическое.

Форма организации работы: групповая.

Состав учебной группы: до 10 обучающихся (преимущественно мальчики) в возрасте 7-11 лет первого года обучения.

Место занятия в ДОП: относится к самостоятельной первичной теме занятия.

Степень сложности занятия: легкий уровень сложности.

Цель: сформировать у обучающихся начальные представления об информатике, способствующей развитию творческих способностей и логического мышления.

Задачи:

- обучающие:

  • познакомить с кабинетом информатики;
  • научить правилам техники безопасности, правилам поведения в кабинете информатики, правильной посадки за компьютером;
  • познакомить с понятием «информатика»;
  • научить включать и выключать компьютер;
  • познакомить с основными устройствами компьютера;
  • научить пользоваться мышью;
  • актуализировать знания обучающихся и изучить состав компьютера.

- развивающие:

  • развивать познавательные способности;
  • развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;
  • развивать логическое и пространственное мышление;
  • развивать словарный запас и навыков общения;
  • развивать умения работать индивидуально и в команде.

- воспитательные:

  • воспитать бережное отношение к оборудованию;
  • воспитывать ответственность за результат труда;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
  • повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.

Планируемые результаты занятия:

- личностные:

  • формирование интереса к общей теме занятия;
  • развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по информатике;
  • развитие умений в включении/выключении компьютера, работы с мышью, запуска программного обеспечения.

- метапредметные:

  • умение понять задание при решении интеллектуальной головоломки;
  • умение понять и применить алгоритм действий при включении/выключении компьютера;
  • умение в общей теме занятия запускать программное обеспечение и составлять логическую последовательность работы в нем;
  • развитие внимания, усидчивости, логики.

- предметные:

  • изучение новых действий при работе на компьютере;
  • умение использовать новые знания при работе на компьютере;
  • закрепление алгоритмических действий при включении/выключении компьютера;
  • понимание задания и выполнение его в интеллектуальной разминке.

Методы обучения: 

- объяснительно-иллюстративный (показ видеоролика);

- практический  (работа на компьютере).

Технологии:

- здоровьесберегающие (интеллектуальная разминка);

- информационно-коммуникационные.

Дидактический материал:

-  обучающий видеоролик по технике безопасности при работе за компьютером;

- обучающий видеоролик «Из чего состоит компьютер?»;

- программное обеспечение: задания на развитие умений и навыков по работе с мышью;

- правила техники безопасности при работе за компьютером и правила поведения в кабинете информатики (Приложение 1);

- распечатанные комплекты карточек «Найди пару» на каждого обучающегося для проведения интеллектуальной разминки (Приложение 2).

Материально-техническое оснащение занятия:

- учебный кабинет;

- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с установленным программным обеспечением (задания на развитие умений и навыков по работе с мышью);

- отдельные столы для устной работы;

- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);

- маркерная доска, маркеры;

- проектор с экраном;

- системный блок со снятым кожухом и(или) отдельные составляющие системного блока (процессор, кулер, винчестер, память, видеокарта и т.д.).

План занятия:

  1. Организационная часть (5 мин).
  2. Знакомство с кабинетом (2 мин).
  3. Актуализация имеющихся знаний у обучающихся по технике безопасности при работе за компьютером (2 мин).
  4. Изучение правил техники безопасности при работе за компьютером и правил поведения в кабинете информатики (5 мин)
  5. Просмотр обучающегося видеоролика по технике безопасности и правил поведения в кабинете информатики (5 мин).
  6. Актуализация имеющихся знаний у обучающихся на тему «Из чего состоит компьютер» (2 мин)
  7. Просмотр обучающимися видеоролика на тему «Из чего состоит компьютер» (5 мин)
  8. Выполнение практического задания (15 мин).
  9. Физкультминутка (интеллектуальная разминка) (10 мин).
  10. Продолжение выполнения практического задания (15 мин).
  11. Подведение итогов (4 мин).

Общая продолжительность занятия: 1 час 10 минут.

Ход учебного занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационная часть

Приветствует

Знакомится с детьми

Сообщает тему занятия

Рассаживаются

Называют свое имя и фамилию

Знакомство с кабинетом

Предлагает обучающимся посмотреть вокруг себя, назвать знакомые предметы. Дает пояснения, рассказывает. Дает понятие «Информатика».

Сообщают, что они видят в кабинете, называют знакомые предметы. Слушают педагога. Отвечают на вопросы.

Актуализация имеющихся знаний у обучающихся по технике безопасности при работе за компьютером

Выясняет имеющиеся знания у обучающихся

Называют знакомые правила по технике безопасности

Изучение правил техники безопасности при работе за компьютером и правил поведения в кабинете информатики

Сообщает обучающимся все основные правила техники безопасности (Приложение 1).

Отвечает на вопросы детей

Слушают. Задают вопросы

Просмотр обучающимися видеоролика по технике безопасности и правил поведения в кабинете информатики

Включает через проектор на общем экране видеоролик. Отвечает на вопросы детей

Смотрят видеоролик.  Задают вопросы

Актуализация имеющихся знаний у обучающихся на тему «Из чего состоит компьютер»

Выясняет имеющиеся знания у обучающихся.  Отвечает на вопросы детей

Рассматривают и называют знакомые части компьютера.  Задают вопросы

Просмотр обучающегося видеоролика на тему «Из чего состоит компьютер»

Включает через проектор на общем экране видеоролик.  Отвечает на вопросы детей

Смотрят видеоролик. Задают вопросы.  Пытаются запомнить материал.

Выполнение практического задания

Показывает детям правильную посадку за компьютером.

Показывает алгоритм включения компьютера.  Помогает при необходимости.  Контролирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с запуском программного обеспечения.

Рассаживаются за компьютеры.

Включают компьютеры.  Запускают на компьютере программное обеспечение. Начинают выполнять задания на развитие умений и навыков при работе с мышью.

Физкультминутка (интеллектуальная разминка)

Раздает каждому обучающемуся наборы карточек. Помогает при необходимости в их сопоставлении.  

Рассаживаются за отдельные столы. Сопоставляют карточки игры «Найди пару»

Продолжение выполнения практического задания

Контролирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий

Показывает алгоритм выключения компьютера.

Рассаживаются за компьютеры. Продолжают выполнять задания на развитие умений и навыков при работе с мышью.

Выключают компьютер.

Подведение итогов

Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации

Каждый обучающийся называет одно правило  техники безопасности при работе за компьютером или правило поведения в кабинете информатики



Список литературы

  1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. «Информатика: Учебник для второго класса». – Москва: БИНОМ.Лабораория знаний, 2005.
  2. Языканова Е.В.:  Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс. ФГОС. – М.: Экзамен, 2013.
  3. Сайт «Инфоурок.ру».

Приложение 1

Правила техники безопасности при работе за компьютером:

- неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому строго запрещено:

  • трогать разъемы соединительных кабелей;
  • прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
  • прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора;
  • включать и отключать аппаратуру без указания педагога;
  • работать во влажной одежде и влажными рукам;
  • при появлении запаха гари немедленно прекратить работу и выключить аппаратуру.

- перед началом работы:

  • не размещать на рабочем месте посторонние предметы;
  • не включать компьютер без разрешения педагога;
  • убедиться в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
  • сесть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;
  • разместить на столе тетрадь, учебное пособие, так, чтобы они не мешали работе на компьютере.

- во время работы:

  • плавно нажимать на клавиши, не допуская резких ударов;
  • работать на клавиатуре только чистыми сухими руками;
  • никогда не пытаться самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;
  • не прикасаться к экрану монитора;
  • не вставать со своих рабочих мест, когда в кабинет входят посетители или без разрешения педагога;
  • строго выполнять все указанные выше правила, а также текущие указания педагога;
  • не трогать провода и разъемы соединительных кабелей;
  • следить за исправностью аппаратуры и немедленно прекратить работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры;
  • немедленно доложить обо всех неисправностях педагогу.

- по окончании работы:

  • закройте все приложения;
  • по указанию педагога выключите компьютер.

Правила поведения в кабинете информатики:

- заходить в кабинет и начинать работу только по указанию педагога;

- быть внимательным, дисциплинированным, осторожным;

- не шуметь и не бегать в кабинете;

- оставлять пакеты, сумки, рюкзаки в отведенных для них местах;

- в кабинете информатики установлена дорогостоящая аппаратура. Она требует осторожного и аккуратного обращения (компьютер, МФУ, колонки и др.);

- посадка за компьютером:

  • следует сидеть прямо,  не сутулясь;
  • недопустимо работать, развалившись на кресле;
  • не следует высоко понимать запястье и выгибать кисти;
  • колени должны быть на уровне бедер или немного ниже;
  • нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу, подгибать ноги под себя;
  • ноги должны быть размещены на специальной подставке;
  • дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
  • держать в расслабленном состоянии  плечи и руки -  в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
  • чаще моргать и смотреть вдаль;
  • при ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть;
  • при ощущении усталости глаз следует в течение 2-3 минут окинуть взглядом кабинет, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).


Приложение 2

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\2020-10-03-09-21-41.jpg

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\2020-10-03-09-22-20.jpg

Запомни: пыль – враг компьютера!

Поддерживай его в чистоте. Протирай монитор только сухой мягкой тряпкой или специальными салфетками.

На рабочем мете поддерживай порядок! Не приноси посторонние предметы.

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\2020-10-03-09-22-49.jpg

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\2020-10-03-09-26-06.jpg

Не ешь за компьютером!

Не прикасайся к задней панели монитора или системного блока. Не трогай провода! Это опасно!

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\2020-10-03-09-23-08.jpg

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\2020-10-03-09-23-20.jpg

Место клавиатуры на столе,
на уровне твоих локтей.

Расстояние от глаз к  монитору должно быть не меньше 50см. Наклоняясь к монитору, ты портишь зрение!

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\2020-10-03-09-26-43.jpg

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\2020-10-03-09-26-55.jpg

Оберегай компьютер от воды!

Не прикасайся к монитору руками. Пользуйся указкой.

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\2020-10-03-09-19-13.jpg

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\2020-10-03-09-20-45.jpg

Работай за компьютером не дольше 15-20 минут. Потом необходимо сделать физическую разминку.

Сядь удобно: спина ровная, ноги поставь на пол или на специальную подставку.

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\2020-10-03-09-23-01.jpg

Не оставляй домашних животных наедине с компьютером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Вводные слова"

В разработке урока используются приёмы технологии критического мышления,которые помогут ученикам: выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;познакомиться с группами вводных с...

Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D» занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме

Технология урока   по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D»занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме Этапы учебного занятияВремяЗ...

Открытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"

Отрытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"...

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...

Презентация на тему: "Вводное занятие. Понятия: электричество, электрический ток"

Данная методическая разработка выполнена по общеобразовательному курсу "Электротехники" для обучения по разным направлениям СПО. Специально адаптирована под специфику обучаемого континг...