План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»
план-конспект занятия

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_10_geografiya_2019.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по __ ОУДВб.12     ГЕОГРАФИИ _

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1_,

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                             40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану)_№ 10_

преподаватель Калякин В.П.

Тема: Практическое занятие № 2. География населения мира.

Цель занятия: На основе анализа карт атласа, текста учебника и схем научиться составлять характеристику населения отдельных регионов и стран.

Задачи занятия:

Обучающая: сформировать умение применять показатели воспроизводства состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики населения мира

Воспитательная: формировать патриотизм, уважения к другим народам и культурам

Развивающая: формировать критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации

Междисциплинарные связи: История, Обществознание.

Внутридисциплинарные связи: Физическая география.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

  1. Демография изучает:

а) закономерности воспроизводства населения;

б) численность и естественный прирост населения;

в) возрастной и половой состав населения;

г) все перечисленное.

  1. Для каких из указанных  государств характерен первый тип воспроизводства населения?

а) Мексика; б) Алжир; в) Великобритания; г) Швеция; д) Индонезия.

  1. Из природных зон Земли наиболее низкая плотность населения свойственна:

а) арктическим пустыням; б) тундре;  в) тайге;

г) пустыням умеренного пояса;

д) тропическим пустыням.

  1. Наиболее высокие величины рождаемости и смертности свойственны странам:

а) Африки;  б) Зарубежной Азии;

 в) Зарубежной Европы; г) Латинской Америки.

  1. Выберите правильные утверждения.

а) Невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста характерны для первого типа воспроизводства населения;

б) Феномен быстрого роста населения в странах со вторым типом воспроизводства населения получил название депопуляции;

в) Для Украины, Венгрии, Германии характерен отрицательный естественный прирост;

г) Преобладание мужчин во многих странах связано с тем, что во время войн женщины гибнут гораздо чаще из-за плохой военной подготовки.

  1. Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:

 а) эмиграция;  б) «утечка умов»;  в) иммиграция.

  1.  Для структуры занятости высокоразвитых стран характерно преобладание занятых:

а) в промышленности;     б) в непроизводственной сфере;

в) в сельском хозяйстве;  г) в строительстве.

8. Назовите страны, которые проводят политику планирования семьи:

а) ЮАР      г) ФРГ           ж) Сингапур           и) Танзания

б) Китай    д) Франция    з) Монголия           к) Египет

 в) Индия   е) Таиланд

9. Депопуляция характерна для стран...

а) США, Канада, Австралия    б) Украина, Россия, Венгрия

в) Китай, Индия, Малайзия г) ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия

10. Крупнейшей по численности населения страной мира является...

     а) Китай     б) Россия       в) США       г) Индия

Ответы  1. Г     2. а, б, д     3. А     4. А    5. а, в    6. Б     7. Б    8. б, в, г, д     9. Б    10. А

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

Источники

Основная литература Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017. 

Дополнительная литература

Петрова Н.Н. География (современный мир). 5-е изд.перераб. и доп.- М.:ФОРУМ, 2015. 

Интернет ресурсы http://www/encarta.com/

Задание 1. Население свыше 100 млн человек имеют следующие 11 стран мира:

1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия; 7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония; 11) Мексика.

Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения:

________________________________________________________________________

Подсчитайте долю этих стран в общей численности населения Земли.

_______________________________________________________________________________________

Задание 2. Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения:

1) Австрия; 2) Индия; 3) Иордания; 4) Италия; 5) Мозамбик; 6) Судан; 7) Таджикистан; 8) Уганда; 9) Филиппины; 10) Эстония.

Страны I типа: _____________________________________________________

Страны II типа______________________________________________________

Для выполнения этого задания воспользуйтесь атласом стр.2 и учебником стр.67 карта 10. 

Задание 3. Дайте определение понятия «демографическая политика»:  _______________________________________________________________________________________

 Приведите примеры стран, которые проводят такую политику наиболее активно. _______________________________________________________________________________________

Задание 4. На круговых диаграммах (рис. 4) показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. К какой из этих групп стран относится каждая из этих диаграмм? Объясните причины различий.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5 .  На разных языках индоевропейской семьи говорят:

1) англичане; 2) бенгальцы; 3) латыши; 4) немцы; 5) персы; 6) румыны; 7) русские; 8) французы; 9) хиндустанцы; 10) шведы.

Распределите их по следующим группам этой языковой семьи:

  1. Славянская  _____________________________________________________________
  2. Балтийская  ______________________________________________________________
  3. Романская  _______________________________________________________________
  4. Германская          
  5. Иранская________________________________________________________________
  6. Индоарийская          

Укажите в скобках, какие другие группы и языки входят в состав этой семьи. Для выполнения этого задания воспользуйтесь атласом стр.6.

Задание 6 . Заполните приведенную ниже таблицу примерами трех—пяти стран каждой из следующих градаций плотности населения:

Плотность населения, человек на 1 км2

Примеры стран

1.        Свыше 200

2.        От 100 до 200

3.        От 50 до 100

4.        Менее 10

Для выполнения этого задания воспользуйтесь атласом стр.4

Задание 7. Расставьте следующие крупные регионы мира в соответствии с общей численностью их городского населения по убывающей (атлас стр.4). Для этого впишите порядковый номер региона в квадратики первой колонки. Расставьте те же регионы в соответствии с уровнем их урбанизации, порядковый номер следует вписать в квадратики второй колонки (учебник стр.83, карта 15).

□        1. СНГ

□        2. Зарубежная Европа

□        3. Зарубежная Азия

□        4. Африка

□        5. Северная Америка

□        6. Латинская Америка

□        7. Австралия и Океания

Объясните различия.

Задание 8. Оцените особенности уровня и качества жизни населения в стране (согласно вашему варианту - таблица №1) ответив на данные вопросы

Таблица №1.

варианта

Страны

варианта

Страны

1

США

6

Египет

2

Россия

7

Бразилия

3

Китай

8

Австралия

4

Германия

9

Франция

5

Индия

10

Аргентина

  1. Дать оценку общей численности населения страны. Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения (учебник – визитная карточка, атлас стр.4)

________________________________________________________________________

  1.  Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране (учебник стр.67 рис 10 )

________________________________________________________________________

  1. Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет. (учебник стр 68 рис11 )

________________________________________________________________________

  1.  Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и сельского населения (учебник стр.83 рис.15)

________________________________________________________________________

  1. Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны (атлас стр.10-11)

________________________________________________________________________

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

1. В 21-ом веке темпы роста населения будут падать; к 2050 г. численность населения планеты увеличится лишь на 1/3 и составит 9,4 – 10,5 млрд. человек. В 2100 – 2200 гг. можно ожидать ее стабилизацию на уровне 11 млрд. человек. Главная причина этого – увеличение средней продолжительности жизни людей, их старение, уменьшение доли людей в фертильном возрасте и, как следствие, снижение рождаемости, опережающее эволюцию смертности. К 2050 г. средняя продолжительность жизни населения мира достигнет 72 лет. Уровень рождаемости сократится до 14,3%о, уровень смертности увеличится до 9,51, а естественный прирост населения составит менее 5 %о. В это время будет наблюдаться убыль населения более чем в 50 странах мира, в том числе в большинстве государств Европы, Америки и даже в Китае.

Наиболее населенным субрегионом мира по-прежнему останется Южная Азия. По-видимому, в середине 21 в. Индия станет самой многолюдной страной мира (1533 млн. человек), обогнав Китай (1516 млн.), где меры по ограничению рождаемости более эффективны. Последующие места по численности населения займут Пакистан (357 млн.), США (348 млн.) и Нигерия (339 млн.). В России к этому времени население сократится до 115-125 млн. человек. По общей численности населения наша страна будет занимать 14 – 15 место в мире.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [1], с.32-37

Преподаватель                                                                 _В.П. Калякин_

                                        подпись                                                  ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____